Нетленные мощи святых в россии: Мощи святых | Нетленные мощи

Нетленные мощи — Церковь в честь святого исповедника Архиепископа Луки, г. Саранск

Мощи.

В русской традиции словом Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Мощи святых бывают тленными и нетленными. Но святость праведников определяется не их нетлением, но их добродетельной жизнью, мученической смертью, проявлений сверхъестественных чудес и исцелений, благоуханием тел, и другими критериями.

В этом разделе вы найдете адреса местоположения святых, имеющие нетленные мощи, для того чтобы самим проверить истинность их существования. Вы можете посетить те города, где в настоящее время они расположены, тем самым обрести твердость или истинность веры своими собственными глазами.

Нетленные мощи святых:

С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания. Они сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников. Эти сказания идут от бесчисленного множества людей и подтверждаются действительными фактами нетления мощей.

Нетление святых мощей есть одно из чудес, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья,  поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.

Одно из самых почитаемых православных святынь России являются нетленные мощи преподобного Александра Свирского. ( Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода, Свято-Троицкий Александро-Свирский Мужской Монастырь). Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет в 1547 г. Летом 1998 г. в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 г. святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 г. затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Милостью Божьей все они спустя 18 лет обретены.

Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой, хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи Св. Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 г., в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки.

История Русской Православной Церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них — мощи преп. Евстратия Печерского (Адрес Киево-Печерская лавра: Киев, ул. Ивана Мазепы, 21). Преп. Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах.

Гроб другого святого — преп. Сергия Радонежского (преставился в 1391 г.) — был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не повредилась. (Адрес: 141300, Московская обл. , г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Мощи св. Иакова Боровицкого (адрес: 175400, Новгородская область, город Валдай, остров, Иверский монастырь) в 1540 г. принесены были на льдине на р. Мете, против ее течения, и пристали к Боровицкому порогу. Жители положили их на берегу в обрубе, потом они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 г. патриарх Никон перенес их в город Валдай, в Иверский монастырь.

Св. мощи Митрофана, первого епископа Воронежского (Адрес: Россия, 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 18а (Первомайский сквер) (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.

В 1842 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Богоматери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в склепе был погребен св. Тихон (Адрес Задонского мужского монастыря: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.), епископ Воронежский (преставился в 1783 г), и перенести гроб его в другое место. При этом оказалось, что склеп, под которым почивал святитель, от давности времени и от сырости обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и гроб близок был к разрушению; между тем тело святителя, несмотря на шестидесятилетнее пребывание его в сыром месте, обретено было совершенно нетленным; даже архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено целым.

Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе.

Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты; в настоящее время считаются утраченными.

Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм (Адрес: 103073, Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.). Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым.

Во Владимирском кафедральном соборе (Адрес: 01030, Украина, г. Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20) почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных!, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 октября 1702 г. ) доныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами.

Преподобный Лука, Эконом Печерский (Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра) в 7-й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается, как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает.

Нетленные мощи свт. Спиридона Тримифунтского (The Church of Agios (Saint) Spyridon, Agiou Spyridonos 32, Corfu 49100, Greece.) весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Но после тщательного рассмотрения ученые приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Чудом является и то, что покровитель странников святитель Спиридон сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Святой почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. Десная рука святителя Спиридона была возвращена католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви.

Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича)(Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо: «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг». В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены, между прочим, следующие слова: «Всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы». Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы. Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор.

Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь) (преставился в 1077 г.) подвизался при водах великого озера ростовского Неро, Леонтий (преставился в 1073 г.) и Иаков (преставился в 1391 г.) Ростовские, Никита (преставился в 1186 г.) и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г.) спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и до сего дня хранятся не только все кости их, но и плоть.

Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с особой осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например; равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодоpa-варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых.

Это только малая часть святых, имеющих нетленные мощи в России. Имеются они в других православных странах Греции и стран СНГ.

Нетленные мощи грешников.

В православной практике отношение к нетленности тела всегда было достаточно осторожным и взвешенным. В случаях, если обреталось безымянное неразложившееся тело, не источавшее благоухания, и при нем не происходило никаких чудесных явлений, то мнение священноначалия склонялось видеть в этом скорее признак греховности. Если тело не было принято землей, следовательно, на то были особые причины, например — отлучение от святой Церкви. Один из старинных греческих источников гласит, что «тела отлученных не разлагаются, так как отлучаются от Бога иереем и стихии не смеют принять его», а Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела грешников от нетленных тел святых: «Нетленных телес, — говорит собор, — обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, да не обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельства пред великим и совершенным собором архиерейским».

Примером тому служит следующая повесть. Однажды (около 1480 г.) султан Мехмед II, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучат от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превращается в прах. Султан потребовал от патриарха Константинопольского Максима (1476-1482) удостоверения в слышанном, а патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением. Патриарх приступил к исследованию. Тут некто вспомнил о непотребной женщине, которая жила еще во дни патриарха Геннадия (1453-1460) и была до того бесстыдна, что распустила молву о незаконных связях с нею этого святого мужа, и была за то, поелику не раскаялась, отлучена от Церкви. Патриарх велел открыть гроб ее, и действительно найдено тело не разрушенное, только надутое и черное. Извещенный об этом султан послал своих приближенных для удостоверения. Турецкие послы, запечатав гроб с неистлевшим телом султанской печатью, назначили день, когда придут и вновь осмотрят тело. В назначенный день тело послами было осмотрено и найдено в прежнем виде — не истлевшим. В их присутствии патриарх служил Литургию и после Литургии читал разрешительную молитву над телом усопшей. Тогда еще во время чтения предстоящие услышали шум разлагающегося в гробе тела, слышали этот шум и султанские чиновники. Они, вновь запечатав гроб, обещали прийти через три дня. По прошествии этого времени при осмотре гроба они нашли в нем только прах и кости» («Летопись церковных событытий» архиепископ Арсений стр. 576.)

Следует отметить, что наличие мощей (и чудотворений у мощей) никогда не служило единственным критерием святости. Мощи иных святых никогда не были открываемы и по сей день находятся под спудом, в сокрытии или в неизвестности. Практика канонизаций, в том числе и в новейшее время, когда было прославлено множество новомучеников и исповедников XX века, показывает, что причисление к лику святых может совершаться и при полном отсутствии мощей и каких-либо телесных останков, на основании устных и письменных свидетельств, документов, памяти и церковного предания.

«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи

https://ria.ru/20170923/1505385386.html

«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи

«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи — РИА Новости, 23. 09.2017

«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи

В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю — пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей РИА Новости, 23.09.2017

2017-09-23T08:00

2017-09-23T08:00

2017-09-23T12:56

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1505385386.jpg?15053835881506160572

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright. html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение

Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия

В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам «навестить его могилу через 75 лет». После этого он погрузился в медитацию и умер, «уйдя в нирвану». Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.

У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: «Откройте секрет — чем вы их мажете?»

Не все то свято, что нетленно

«У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь. Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам. Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание», — подчеркивает ведущий интернет-проекта «Вопросы батюшке» в сети «Елицы» иеромонах Макарий (Маркиш).

© РИА Новости / Олег Макаров | Перейти в медиабанкПоклонение мощам святых в дальних пещерах Киево-Печерской лавры

По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации. Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. «Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось», — отмечает иеромонах Макарий.

Личность важнее тела

Почему мощи Николая Чудотворца так ждут в России

28 апреля 2017, 18:36

Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке. Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.

А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.

«Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей», — подчеркивает представитель Русской православной церкви.

Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.

Чудо или химия?

В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.

«Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений», — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Мощи Николая Чудотворца и другие святыни, вызвавшие ажиотаж в России

20 мая 2017, 17:44

По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.

А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации «Дочери милосердия» и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.

Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.

Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси в 1479 году

В XIV веке митрополит Московский и всея Руси Петр уговорил великого князя Московского Ивана I (Ивана Калиту) построить собор в честь Богородицы в Москве, как Успенский собор в стольном городе Владимире. Строительство собора началось 4 августа 1326 года, а завершение и освящение собора состоялось 4 августа 1327 года. В это время Москва стала столицей Владимиро-Суздальского княжества.

Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года и был погребен в Успенском соборе. К концу 15 века старый собор обветшал, и в 1472 году московские зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. Первое перенесение мощей святого Петра в собор произошло 1 июля 1472 года, и был установлен праздник. Два года спустя, в мае 1474 года, строительство близилось к завершению, когда оно рухнуло из-за землетрясения. Фундамент нового собора был заложен в 1475 г., а в 1479 г.новый собор освятил митрополит Геронтий. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения Успенского собора, 24 августа 1479 года, и праздник 1 июля был заменен.

Существовал также праздник явления мощей святого Петра (4 августа) по случаю явления жене Ивана Грозного (1533-1584), царице Анастасии (1547-1560). Святой Петр явился царице Анастасии и никому не позволил вскрыть его могилу. Он приказал запечатать могилу и установить праздник.

Мощи святителя Петра Московского таким образом покоились в соборе, но после нашествия поляков, похитивших драгоценный серебряный гроб, они были помещены под прикрытие и оставались в таком положении до 1812 года. В этом году Наполеон открыл храм гробница святого, вероятно, с теми же намерениями, что и поляки. По удалении французов из Москвы архиепископ Московский Августин торжественно обрел нетленные мощи митрополита Петра, которые пронесли по Успенскому собору при его освящении 30 августа 1813 г.


Сохранились три послания святого Петра. Первое было обращено к священникам с увещеванием достойно продолжать свое пастырское служение и с усердием опекать своих духовных чад. Он завершался изложением церковного закона о вдовствующих священниках и предназначался для защиты их от упреков и искушений. Он посоветовал им поселиться в монастыре, а детей отдать в монастырскую школу для воспитания и обучения. Во втором послании святитель призывал священников быть истинными пастырями, а не наемниками, и заботиться об укреплении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр вновь увещевает священников относительно их пастырских обязанностей, а мирян призывает исполнять заповеди Христовы.

Известный в церковно-государственных делах, даже его современники имели все основания сравнивать святого Петра со святыми Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Основные усилия святителя Петра заключались в борьбе за единое Русское государство и благословение Москвы как объединительницы Русской земли.

Чудотворные мощи святого – обязательный предмет для посещения в светской России

Автор: НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВА до 10 часов, чтобы посетить позолоченный ковчег, думая, что несут его осколки кости.

А вот очереди, тянущиеся вниз по набережной Москвы-реки от храма Христа Спасителя, представляют собой нечто особенное.

Массовое скопление людей, пришедших посмотреть на мощи святого, впервые предоставленные взаймы из их дома в Бари, Италия, подчеркивает, насколько сильно Православная церковь стала частью самоощущения россиян спустя четверть века после краха официально атеистического Советского Союза.

«Было тяжело, но у тебя была возможность подумать о своей жизни, обо всех проблемах и грехах, которые ты совершил», — сказала 24-летняя экономист Светлана Джума, выходя из собора в состоянии приподнятого настроения.

Президент Владимир Путин, который утверждает, что в младенчестве был тайно крещен в Русской православной церкви, почтил мощи в день их прибытия в Москву, где в российских СМИ широко разошлись фотографии, на которых он целует ковчег.

Хотя русские остаются преимущественно светскими и выступают против поддерживаемых церковью инициатив, таких как запрет на аборты или уроки православной церкви в государственных школах, подавляющее большинство из них решительно идентифицируют себя как русские православные.

Николай, умерший в 343 году, так и не ступил на территорию, ставшую Россией. Но он стал самым популярным святым Русской православной церкви, которому приписывают чудеса и предотвращение катастроф в России. Его выдающееся положение в церкви сделало мощи обязательными для посещения даже людьми, которые не являются постоянными прихожанами.

Россия стала свидетелем христианского возрождения с тех пор, как разваливающееся советское государство начало ослаблять контроль над религиозной жизнью в конце 1980-х годов. По словам Льва Гудкова, директора независимой исследовательской организации Левада-центра, доля россиян, называющих себя православными христианами, резко возросла с 17 до 77 процентов.

Однако примерно 40 процентов тех, кто идентифицирует себя как православных христиан, говорят, что не верят в Бога или вечную жизнь, а число причащающихся держится стабильно на уровне около 7 процентов.

Гудков охарактеризовал это мышление как «очень поверхностное изменение идентичности: я русский, значит, православный. Это переход от советской идентичности к этнической русской и религиозной».

Путин во время своего третьего президентского срока напомнил о христианских корнях России и полагался на церковь, которая обеспечивала идеологическую поддержку его политики внутри страны и за рубежом. Среди его оправданий аннексии Россией Крыма у Украины было то, что древнее поселение Херсонес так же важно для русских, как иерусалимская Храмовая гора для евреев, мусульман и христиан.

Православная церковь получила разрешение принять у себя мощи святителя Николая после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в прошлом году. Это была первая подобная встреча между лидерами двух религий после разделения православной и римско-католической церквей около тысячелетия назад. Ковчег будет экспонироваться сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге до конца июля.

Выступая после молебна по случаю прихода мощей, Кирилл упомянул о толпах верующих, ожидающих увидеть мощи, как о знаке возрождения веры.

«Если у кого-то есть силы простоять семь, восемь и более часов на улице, в жару, в холод, под дождем, это говорит об очень крепкой вере», — сказал он.

Юлия Камолова, 34-летний бухгалтер, встала в 5 утра и простояла девять часов в очереди, чтобы увидеть мощи «очиститься» и показать их 12-летнему сыну. Фармацевт на пенсии Светлана Тимонина сказала, что Николай, известный в России как «чудотворец», был ее любимым святым и что в прошлом он отвечал на ее молитвы.

Многие в очереди говорили о чудесах, о которых они молились. 52-летний Андрей Оленко сказал, что приехал из Крыма в надежде на улучшение ситуации в бывшем колхозе, где он работает. «Наша ферма разваливается, и мы бы хотели (Святой Николай) помочь ферме», — сказал Оленко.

Гудков из Левада-центра заявил, что «эта тяга к чуду, тяга к излечению» становится заметной, поскольку разочарованные люди страны стали связывать свои надежды на лучшее будущее со слепой верой в сверхъестественное, а не в идеал демократическое правительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *