Что такое нетленные святые мощи? | Общество
В русской традиции словом «мощи» принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Не имеет значения, какие это останки: кости, иссохшая плоть, прах и даже пепел. Эпитет «нетленные» говорит не о полной сохранности тела почившего, а о том, что некоторые оставшиеся части (порой очень малые, а порой и целое тело) не исчезли, не истлели. Большей частью приходится говорить о нераспавшихся костях. Для христиан понятие «святые нетленные мощи» означает сохранившиеся останки почившего христианина, прославленного Церковью в лике святых, то есть человека, чья вера во Христа и нравственная жизнь, чье исполнение заповедей Божьих достойны подражания.
В православной традиции никогда не было практики как-то связывать степень нетленности останков и святость жизни человека. Человек признается святым не потому, что его тело после погребения сохранилось, а потому, что он как христианин честно и глубоко жил по своей вере, потому, что Бог прославил его перед людьми через разного рода свидетельства, в том числе и через чудеса. Есть святые угодники Божии, тела которых не сохранились вообще, есть же те, чьи тела сохранились фактически полностью, к примеру, епископа Белгородского Иоасафа, жившего в 18 веке и прославленного в лике русских святых в 1911 году.
Почему в славянской, а впоследствии русской традиции, стало употребляться слово «мощи», до конца не ясно. Ясно, что оно происходит от слов «мощь», «сила». Наиболее распространены два пояснения: анатомическое и богословское. Анатомическое, по-моему натянутое, говорит, что в старину мощь и сила человека тесно связывалась с крепостью его костей, а поскольку большей частью именно они (кости) и оставались неистлевшими, то останки получили наименование мощей. Богословское объяснение для меня более понятно, оно говорит, что мощи указывают, что через нечто очень хрупкое, через то, что осталось после смерти, действует Бог, действует сила Божия, ради свидетельства об умершем как об истинном ученике Христовом и ради помощи нуждающимся по молитвам святого.
Смотрите также: История матери Терезы Калькуттской >>>
Немного богословия
Самый трудный вопрос в том, что означает для христиан почитание мощей. Насколько можно судить, ни античная традиция, ни ветхозаветная не знали аналогичного христианскому культа почитания могил и останков умерших. Более того, дохристианская религиозная история знает много примеров отношения к телам умерших и останкам как к нечистоте, к скверне, требовавшего религиозных ритуалов очищения тех, кто так или иначе соприкасался с покойниками.
Вера во Христа Спасителя, христианский взгляд на человека внесли в общую для древнего мира картину исключение. Новый Завет наполнен надеждой на исцеление от смерти, в свое время это отражалось даже в том, что цветом траура у христиан был белый — цвет чистоты и радости. К телам умерших возможно относиться только с почтением, благоговением и почитанием. Иначе и быть не может. Христиане верят, что Бог во Христе стал человеком, не призраком и не «заселенцем» в кого-то на время (наподобие разных духов из фильмов ужасов). Иисус родился от Девы Марии и вырос, как и каждый из нас. По свидетельствам Его друзей и учеников, отраженных в Евангелиях, Христос жил среди людей более тридцати лет, три последние года проповедовал среди Израильского народа, возвещая пришествие Мессии-Спасителя, учил Своих последователей жить по вере в Бога, заботился о многих людях, лечил и утешал их.
Иисуса Христа нельзя представить вне Его собственного человеческого тела. Так же и каждого человека. Всякое тело, даже мертвое, остается творением Бога, и пусть оно искажено смертью, но не позволит же Господь ему остаться в этом состоянии навсегда. Христиане уверены, что Он восстановит, воскресит всех в той славе, которую Он задумал для человека от создания мира.
Как бы к сказанному не относиться, аналогичных свидетельств о ком-то другом, такого же учения, как предлагает евангелие, не было и нет. Все дело именно в отношении к человеку, который только тогда человек, когда целостен, когда может проявлять себя в триединстве духа, души и тела. Тело для христиан не оболочка, а неотъемлемая возможность проявлять себя в этом мире, проявлять себя по отношению к другим людям.
Человек — это сложное существо, без тела он не человек. Быть человеком по Божьему замыслу — быть им навсегда. Родиться однажды — значит войти в бытие навечно. Христос Своим воскресением показал, что только в целостности можно войти на небеса к Отцу Небесному. Значит, тело умершего — это нечто очень дорогое и таинственное, это то, что так же причастно Богу, как и душа и дух.
В чем смысл почитания мощей, что это значит?
В первых христианских общинах по-особому, с большим почтением, относились к останкам христиан и местам их захоронения. Особенно выделялись мученики за Христа, те, кто отдали за свою веру самое дорогое, что у них было — жизнь, и тем стали свидетелями, что Христос победил смерть. И телам и могилам мучеников воздавалось должное почтение. Свидетельство мучеников о торжестве жизни во Христе было столь сильным, что на их могилах даже стали строить первые церкви. Впоследствии, в византийский период церковной истории, произошло формирование и закрепление православного культа почитания мощей. Мощи стали святынями. О святынях я писал отдельно и поэтому тут ограничусь лишь тем, что имеет отношение именно к мощам.
Итак, первый смысл христианского почитания останков христиан — святых мощей — в том, что воздавая должное почтение могиле и останкам, мы воздаем почитание, уважение и любовь к почившему. А как это делать, если не через некоторые всем интуитивно понятные и известные ритуалы: поклоны, целования, молитву, обращенную к почившему святому. Но надо помнить увещевание, которое оставил нам еще в 4 веке известный святой, блаженный Иероним Стридонский — что христиане не боготворят останки мучеников и не служат творению более чем Творцу.
Второй смысл в том, что останки святых имеют серьезное религиозно-нравственное воздействие на человека, как напоминание о личности и жизни святого. В свое время один из величайших учителей Церкви, Иоанн Златоуст, говорил: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком».
Третий смысл почитания святых мощей происходит из православного учения о мощах как носителях Божьей благодати. Благодать всегда дается лично и конкретно, ибо Раздающий — Сам Бог — Живая Личность, откликающаяся на конкретные нужды. Христиане верят, что в том числе и через мощи святых Сам Бог дает им свою благодать, Сам Бог касается их души и тела, исцеляя, врачуя, вразумляя, укрепляя. Еще в 4 веке об этом писал сирийский христианин, прославившийся аскетической пустынной жизнью, Ефрем Сирин: «и по смерти действуют мученики, как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».
Тут, правда, следует указать на некоторые недоразумения. Известно народное поверие: все, что прикоснулось к мощам — святыня. От него пошел обычай уносить с собой землю с могилы святого. Это типичная народная магия. Для христиан благодать Божия, Божья сила — это, конечно, не «магнетизм», это личное Божье участие в жизни человека по любви.
Четвертый смысл почитания святых мощей в том, что оно является видимой формой незримого личного общения со святым в молитве. Тут нет ничего странного. Христиане настаивают: любовь побеждает смерть, дает возможность обращаться к умершему (ведь как богоподобная личность все бессмертны), вести с ним диалог. Человек — целостное существо; молитва дополняется почитанием того, что осталось от святого, не только его гробницы или тела, но и одежды.
В наше время сложилась традиция тесной связи мощей с богослужебной жизнью православных общин. Мощи в некотором роде не менее важны для богослужения, чем иконы. В определенном смысле мощи святых являются как бы залогом или свидетельством их соучастия в наших молитвах. Кроме этого, в знак преемства, в память о пролитой за Христа крови, в память о традиции строительства храмов над могилами мучеников, частички мощей обязательно присутствуют в каждом православном храме и даже вшиваются в специальный плат (именуемый по-гречески «антиминс»), на котором совершается Таинство Причастия.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Откуда взялись правила поведения в храме? →
- Юрий Белановcкий: Что такое Евхаристия? →
- Что значит быть святым? →
«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи
https://ria.ru/20170923/1505385386.html
«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи
«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи — РИА Новости, 23.09.2017
«Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи
В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю — пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей РИА Новости, 23.09.2017
2017-09-23T08:00
2017-09-23T08:00
2017-09-23T12:56
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1505385386.jpg?15053835881506160572
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение
Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия
В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю — пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам «навестить его могилу через 75 лет». После этого он погрузился в медитацию и умер, «уйдя в нирвану». Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.
У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: «Откройте секрет — чем вы их мажете?»
Не все то свято, что нетленно
«У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь. Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам. Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание», — подчеркивает ведущий интернет-проекта «Вопросы батюшке» в сети «Елицы» иеромонах Макарий (Маркиш).
© РИА Новости / Олег Макаров / Перейти в медиабанкПоклонение мощам святых в дальних пещерах Киево-Печерской лавры
По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации. Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. «Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось», — отмечает иеромонах Макарий.
Личность важнее тела
28 апреля 2017, 18:36
Почему мощи Николая Чудотворца так ждут в России
Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке. Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.
А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам.
Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.«Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей», — подчеркивает представитель Русской православной церкви.
Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.
Чудо или химия?
В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.
«Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений», — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
20 мая 2017, 17:44
Мощи Николая Чудотворца и другие святыни, вызвавшие ажиотаж в России
По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.
А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации «Дочери милосердия» и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.
Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.
Фотосъемка настоящих тел нетленных святых
Нетленное тело блаженной Анны Марии Тайджи, восковой портрет на кости, Сан-Крисогоно, Рим. (Все фото: Элизабет Харпер)
Итальянская монахиня поморщилась, глядя на мою камеру, рассматривая фотографию, которую она только что сделала. Нам пришлось взять еще один, объяснила она. Сморщенный труп слева от меня был прекрасен. У моего лица было место для улучшения.
Так и происходит в мире нетленных, группе святых, чьи тела якобы не разлагаются. Этот конкретный труп принадлежал Святой Пауле Фрассинетти, выставленной в монастыре Святой Доротеи в Риме. В народном воображении они подобны спящим красавицам, но Паула, которая умерла 133 года назад, сморщенная и коричневая в своей хрустальной шкатулке. Этот парадокс и делает нетленное очаровательным.
Восковая фигура святого Карло да Сеззе. Его мощи хранятся под алтарем за его изображением, Сан-Франческо д’Ассизи-а-Рипа-Гранде, Рим.
Большинство людей думают, что нетленность постоянна, но другая нетленная святая, Франческа Романа, опровергает это представление. Она не более чем скелет, одетый в монашеское одеяние. Франческа была признана нетленной через несколько месяцев после ее смерти в 1440 году. Когда два столетия спустя ее гробница была вновь открыта, она была ничем иным, как костью. По словам Хизер Прингл, исследовавшей исследования, проведенные группой патологоанатомов из Пизанского университета, вскрытие гробницы может нарушить микроклимат, что приводит к спонтанному сохранению, поэтому даже тело святого может разложиться после того, как его найдут.
Это на удивление беспроблемно для верующих. Церковь больше не считает нетленность официальным чудом, одобренным Ватиканом. Это больше похоже на благоприятный, хотя и затухающий знак от Бога.
Неподкупность тоже не бинарна, вы либо есть, либо нет. Он может затрагивать только одну часть тела, придавая особое значение сердцу, языку или руке. В рядах нетленных есть оттенки и степени, число которых невозможно сосчитать. Лучший отчет исходит от Джоан Кэрролл Крус, домохозяйки, которая взяла на себя исследование и подсчет каждого нетленного святого. Хотя светские исследователи находят ее слишком доверчивой, ее книга, опубликованная в 1977, Неподкупные , остается одним из самых полных доступных списков.
Нетленное тело св. Камилла де Леллиса. Его скелет не находится на изображении, а находится в отделении под ним, Ла Маддалена, Рим.
Мощи святой Виттории, скелет катакомбной мученицы, покрытый марлей и одетый. Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим.
Путаницу вокруг нетленных святых усугубляют те, которые кажутся совершенными, но на самом деле слишком хороши, чтобы быть правдой. Святую Викторию, раздробленный скелет, вытащили из римских катакомб по одному лишь предположению, что она могла быть мученицей. При жизни она не узнала бы ни своего имени, ни истории, ни даже смены одежды после смерти: все это было собрано воедино или полностью изобретено Церковью.
Гробница святой Цецилии, первой нетленной святой. На этом известном изображении изображено положение, в котором было найдено ее тело. Обратите внимание на рану на ее шее, оставшуюся после мученической смерти, Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим.
На противоположном берегу Тибра нетленное тело блаженной Анны Марии Тайги покоится в церкви Сан-Крисогоно.
Нетленное тело св. Франчески Романа, Санта-Франческа-Романа, также называемая Санта-Мария-Нова, Рим.
Заманчиво найти эти ляпы в реализме и историческом происхождении и найти удовлетворение в этой детективной работе. Но сохранение нетленного часто предназначено для того, чтобы его заметили. Ризничий, офицер, отвечающий за охрану святых реликвий Анны-Марии (то, что он мило называл ее «старушечьими штучками»), объяснил, что воск на ней не предназначен для того, чтобы обманывать людей. Это нужно для того, чтобы оставить о ней честное впечатление в тот момент, когда ее нашли в могиле.
Мощи святого Джованни да Триора Санта-Мария, Санта-Мария-ин-Аракоэли, Рим.
Нетленное тело св. Паулы Фрассинетти, монастырь Санта-Доротеа, Рим.
Нетленное тело св. Папы Пия V, Санта-Мария-Маджоре, Рим.
Конечно, есть и другие, более абстрактные способы сохранить сходство с телом, менее вероятно, что они приведут к обвинениям в мошенничестве. Святую Паулу купали в карболовой кислоте, чтобы сохранить ее. В Риме есть несколько нетленных мужчин, заключенных в серебро, в том числе Папа Святой Пий V и Святой Винсент Паллотти, а также две женщины в белом мраморе: Святая Екатерина Сиенская и Святая Сесилия. Как и в случае с Анной Марией Тайги, со скудной информацией, предоставленной святынями, трудно понять, где кончается нетленное и где начинаются чучела.
Восковое изображение и мощи св. Виктории, скелет катакомбной мученицы с вырезами, чтобы показать ее мощи. Санта-Мария-делла-Виттория, Рим.
Тем не менее, тайна заключается в том, как нетленные завлекают нас своими сверхъестественными спящими лицами, как будто близнецы Гипнос и Танатос разыгрывают трюки, меняясь местами. Они каким-то образом являются и memento mori, и противоположностью безымянному ухмыляющемуся черепу. Мы все умрем, но, может быть, если мы будем очень хорошими, мы сможем задержаться в этом мире.
Нетленная рука св. Франциска Ксаверия, Иль Джезу, Рим.
Тайна нетленных святых
Многие церкви по всему миру хранят нетронутые временем тела благочестивых людей. По законам природы после смерти тело разлагается, и от него остается только скелет. Но! Этот процесс распространяется не на всех. Во многих местах есть свидетельства того, что некоторые люди странным образом остаются в том состоянии, в котором их похоронили. Такие, как останки святых!
Если вы сомневаетесь в этом, то посетите монастырь Святого Жирардо во Франции, в котором хранятся мощи святой Бернадетты. Его история восходит к 1858 году.
Когда Бернадетт Субиру было 14 лет, ей явилась Дева Мария. Позже девушку приняли в монастыре. Бернадетт умерла в возрасте 35 лет, и за следующие 45 лет ее тело извлекали из могилы всего три раза. А в прошлый раз Бернадетта была в том виде, в котором ее тело было положено в могилу, она так и не поддалась смерти, тогда католическая церковь объявила Бернадетту праведной святой при жизни и после смерти.
После третьей эксгумации тело святой Бернадетты было выставлено в монастырской башне под стеклянной крышкой. Ее называют Спящей красавицей – которую тоже не тронуло время.
В 1463 году Буа-де-Сен-Катрин умер. Похоронили с воинскими почестями, через некоторое время решили перезахоронить. При вскрытии гробницы тело Екатерины не разложилось, а как будто уснуло.
С 1500 года мощи святого выставлены на всеобщее обозрение. Женщина, как живое существо, даже сейчас сидит в кресле в окружении свечей в часовне.
В V веке скончался мученик Святой Сильвен. Его тело сейчас находится в церкви «Св. Власий» в Дубровнике. Останки святого Сильвена остаются нетленными почти 1700 лет. Его кожа и губы сохранили естественный розовый оттенок, а волосы по-прежнему настоящего цвета, пишет «Шок».
В 1977 году в Эспартинасе, Испания, была вскрыта семейная гробница, в которой Диггерс было найдено тело 11-летнего мальчика, нетронутое тлением, хотя оно было положено туда на 40 лет раньше. Ребенок умер от менингита в 19 лет.37, и его родители не хотели его бальзамировать.
Согласно недавним исследованиям, ученые вокруг загадки остаются в замешательстве, почему некоторые люди остаются нетленными. Они показывают, что нетление приходит не только к святым людям, но и к тем, кто ведет богохульный образ жизни. Что является еще большей загадкой.
Это дело кардинала Шустера, близкого друга диктатора Муссолини. Он был архиепископом гема и фашистом. Его тело нашли через 31 год после смерти — нетленным.
Жена аргентинского диктатора Перона, Эвита, тоже имеет интересную историю. У нее явное благочестие. Умер от рака в 33 года. Муж любил ее так сильно, что запретил хоронить ее тело. Как это ни шокирует, но во время своих путешествий, даже по Европе, гроб с ее телом он возил с собой.