Новый Шелковый путь
- Mнение
11 февр. 2021
Еще в 2013 Китай заявил о возобновлении Великого Шелкового пути. Как повлияет новый проект на экономику стран-участниц проекта: кому он выгоден, а кто останется в проигрыше? И чем чревато усиление китайского экономико-политического влияния в мире?
Фото: EtceteraMediaВ 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин во время рабочего визита в Казахстан объявил о возобновлении Великого Шелкового пути, связывавшего экономики различных стран и регионов, расположенных к западу от Китая. Практически сразу же эта инициатива, получившая название «Один пояс – один путь» нашла сторонников и противников. Если одни настаивают на том, что от сотрудничества с Китаем выиграют все экономики стран-участниц данного проекта, то вторые, напротив, опасаются невиданного доселе усиления Китая.
Попробуем разобраться, действительно ли Новый Шелковый путь (НШП) способен обогатить бедные регионы Евразии и Африки и какие риски и возможности открываются для стран, принимающих участие в этом проекте.
Старый Шелковый путь включал в себя несколько морских и сухопутных торговых маршрутов, которые соединяли Восточную Азию с Западной Европой.
Эти маршруты сыграли важную роль в развитии Китая и способствовали установлению его торговых и политических связей с остальным миром, и прежде всего с Западом. Доминирование сухопутной торговли приводило к расцвету городов, расположенных на пересечении торговых путей, таких как Самарканд или Сивас. Напротив, последующая переориентация на морскую торговлю, связанная с великими географическими открытиями, привела к постепенному затуханию всей караванной торговли между Азией и Европой.
В отличие от исторического Шелкового пути, проект «Один пояс – один путь» – это целая стратегия, направленная на укрепление китайского экономико-политического влияния в мире, и условно эта стратегия охватывает следующие направления:
1. Сухопутный маршрут в общих чертах повторяет исторический Шелковый путь из Китая на берега Адриатики и Средиземного моря, через Центральную Азию, и Пакистан. Именно сухопутный маршрут является максимально приоритетным для действующего китайского правительства.
2. Морской маршрут. Для Китая наибольшую трудность представляет американское доминирование на море, так как военно-морской флот США без особых усилий способен полностью блокировать всю морскую торговлю Китая.
3. Проект полярного маршрута через Северный Ледовитый океан. Несмотря на то, что Китай не является арктическим государством, эта страна проявляет особый интерес к навигации в водах Северного Ледовитого океана, однако говорить о полноценном полярном торговом маршруте пока еще рановато.
Кроме того, ожидается, что от этого проекта выиграют и внутренние регионы самого Китая, считающиеся менее развитыми по сравнению с богатыми восточными регионами. В случае с Китаем система «Восток – Запад» выглядит так: богатый предприимчивый Восток и бедный, безынициативный Запад. Таким образом, инвестиции должны поступить в более чем 60 стран мира и оказать благотворное влияния на западные китайские провинции.
Банк развития Китая уже выделил почти 900 миллиардов долларов на более чем 900 проектов такого рода. Известно, что китайские госбанки из так называемой «Большой четверки» только в прошлом году предоставили странам, связанным с этой инициативой, кредиты на сумму около 90 миллиардов долларов. Однако это только начало. Известная американская финансовая компания Морган Стэнли прогнозирует, что к 2027 году расходы Китая на проект Нового Шелкового пути значительно увеличатся и составят приблизительно 1,2-1,3 триллиона долларов.
Также имеет смысл отметить, что китайские компании уже реализуют несколько крупных энергетических проектов между Китаем и Казахстаном. Кроме того, китайские проекты по строительству современных дорог и различных инфраструктурных объектов реализуются в Лаосе, Таиланде, Эфиопии и Кении.
Пакистан, будучи одним из ключевых узлов НШП, должен будет получить десятки миллиардов долларов. Планируется создать совершенно новую инфраструктуру, включая строительство высокоскоростных железнодорожных сетей, автомобильных дорог, логистических центров, трубопроводов энергоснабжения.
Несмотря на огромный потенциал, сотрудничество между Китаем и Россией весьма далеко от идеала и интеграция России в НШП находится под большим вопросом. Сказываются «крымские санкции» и отсутствие необходимой инфраструктуры на Дальнем Востоке России. Вместе с тем Россия все еще может поучаствовать в НШП, однако для этого необходимо модернизировать Транссиб, «мощностей» которого явно недостаточно для участия в таком масштабном проекте.
Совершенно очевидно, что от возрождения Шелкового пути выиграет китайский производственный сектор. Многие китайские компании, которые в настоящее время известны исключительно внутреннему потребителю, станут глобальными брендами и смогут конкурировать с западными корпорациями.
Огромные промышленные мощности страны – в основном в производстве стали и тяжелого промышленного оборудования смогут найти прибыльные рынки сбыта, что позволит китайскому бизнесу перейти на производство более дорогих промышленных товаров.Кроме того, Китай получит неограниченный доступ к регионам, обладающим богатыми запасами природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей быстро растущей китайской экономики.
НШП также расширит политическое и культурное влияние Пекина. Несмотря на официальные заявления китайского правительства о том, что этот проект носит исключительно экономический характер, китайское участие в Африке показывает, что вместе с китайскими инвесторами приходят не только деньги, но и китайская культура и, собственно, сами китайцы.
Как прогнозируют многие эксперты, возрастет вес национальной валюты Китая – юаня, который, возможно, даже вытеснит или серьезно потеснит доллар и другие валюты в тех странах, которые участвуют в инициативе «Один пояс – один путь».
Широкие инвестиции в инфраструктуру потребуют соответствующей защиты, которая будет выражаться не только в создании военных баз, но и в усилении прокитайского лобби во всех ключевых для данного проекта точках. Так, например, силовые ведомства Китая и Пакистана договорились о совместных действиях по защите «Экономического коридора Китай – Пакистан», а также о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом. Подобные соглашения заключаются и с другими странами – участницами НШП.
Совершенно очевидно, что НШП обострит отношения между старыми противниками Китаем и Индией, а также между Китаем и Японией. Премьер-министр Индии Нарендра Моди неоднократно высказывался против НШП. В связи с тем, что часть маршрута проходит через спорные территории штата Кашмир, Моди опасается еще больших проблем с Пакистаном, с которым у Индии и без того весьма сложные и конфликтные отношения.
Однако наиболее серьезным аргументом против участия в проекте является долговая ловушка, в которую попадают страны, соглашающиеся на «привлекательные» китайские кредиты. Пакистан уже сейчас стоит на пороге серьезного долгового кризиса, который вызван зависимостью от китайских кредитов и китайского импорта. Более того, долговая ловушка может вызвать не только банкротство, но и потерю суверенитета. Например, власти Шри Ланки практически потеряли контроль над стратегическим портом в Хамбантота, который был передан в ведение китайской транспортной компании.
Вместе с тем экономически развитые страны могут только преуспеть от участия в НШП. Одной из таких стран, по-видимому, является Турция, которая с момента появления инициативы «Один пояс – один путь» выразила желание поучаствовать в этом проекте. Будучи естественным центром притяжения как для Востока, так и для Запада, Турция весьма успешно разрабатывает собственные проекты по развитию логистической инфраструктуры.
При совместном участии Азербайджана и Грузии в 2017 году была открыта новая железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс, являющаяся частью более масштабного проекта по соединению железных дорог Южного Кавказа, Центральной Азии и Турции с Западной Европой. Этот проект, получивший название «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) обеспечивает транспортировку грузов из Азии в Европу и назад. Будучи альтернативным проектом доставки грузов из Азии в Европу, этот маршрут проходит по территории государств Центральной Азии, Ирана и Турции.
Планируемое строительство Трансанатолийской высокоскоростной железной дороги могло бы способствовать еще большей интеграции этого проекта и бедных восточных провинций Турции в Новый Шелковый путь. Таким образом, такие города, как Сивас и Эрзурум, в свое время разбогатевшие от транзитной торговли Востока с Западом, имеют все шансы снова стать важными транзитными центрами, а также повысить уровень своего благосостояния.
Именно через Турцию, которая выполняет функцию «среднего коридора», начали движение грузовые поезда из Китая, следующие транзитом в различные города Европы. Железная дорога сокращает время перевозки грузов между Китаем и Турцией с одного месяца до примерно двух недель (!), в то время как весь маршрут между Китаем и Европой занимает примерно 18 дней.
Стоит отметить, что Турция может зарабатывать не только на транзите, но и на реализации своей продукции на гигантском рынке Китая. Так, 4 декабря 2020 года из Стамбула вышел первый грузовой поезд с турецкими товарами, который, пересекши два континента, два моря и несколько стран, 23 декабря прибыл в город Сиань, Китай.
Для Турции инициатива «Один пояс – один путь» может решить целый ряд проблем и, прежде всего, сбалансировать разницу между богатым турецким западом и бедным востоком. Наиболее сложным вопросом для продолжения сотрудничества с Китаем по-прежнему является политика преследования уйгурского меньшинства, которую официальные власти называют «перевоспитанием», тогда как многие другие страны называют ее геноцидом.
Уйгуры говорят на тюркском языке и имеют давние культурные связи с Турцией, поэтому для многих турецких политиков это почти внутренняя проблема, соответственно, Турция не останется безучастной и всегда будет реагировать на любую несправедливость в отношении родственного народа.
Таким образом, Новый Шелковый путь – это весьма перспективный проект, способный вывести Китай на совершенно новый уровень, сделав эту страну евразийским гегемоном. Вместе с тем Новый Шелковый путь не решит проблем отсталых в экономическом отношении стран. Вероятнее всего, НШП только увеличит разрыв между «богатыми» и «бедными» и в действие вступит известный принцип, когда богатые богатеют, а бедные беднеют. Долговая зависимость бедных стран будет оплачиваться постепенным отказом от суверенитета, что в свою очередь будет порождать еще большую зависимость от Китая.
Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.
- Китай
- Турция
- Великий Шелковый путь
- Новый Шелковый путь
- Карс
Исламовед, журналист, занимается изучением Ближнего Востока, а также социо-политических процессов, связанных с исламом на постсоветском пространстве
Новости по теме
Казахстанский транзит ровняет курс Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?
Башкортостан расширяет торговые связи с Турцией В планах российского региона с преимущественно тюркским населением — привлечь новых инвесторов и открыть торговое представительство в Стамбуле
Китайский гегемонизм: угроза или возможность для России? Какие свои стратегические интересы Китай сегодня намерен отстаивать в России?
Казахстан предложил турецким бизнесменам инвестировать в экономику страны К 2025 году в Казахстане планируется проложить дороги общей протяженностью 24 тысячи км и построить 20 новых больниц, что предоставляет большие возможности для турецких строительных и медицинских компаний, отметили в дипмиссии республики в Анкаре
В той же категории
Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами
Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?
Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи
Как страны мира сегодня соотносятся по их человеческому потенциалу Кто в мире живет лучше всех и как военное и экономическое могущество стран соотносится с их благосостоянием
Что ещe Вы хотели бы узнать?
Китай Турция Великий Шелковый путь Новый Шелковый путь Карс
Статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней
Будущее Израиля выглядит туманным Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»
Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, — считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов
Казахстанский транзит ровняет курс Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?
Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США
Новый шелковый путь наращивает грузооборот и переходит на «цифру»
Так, по данным Железнодорожной корпорации Китая, в первую половину нынешнего года число грузовых поездов, курсировавших между Китаем и европейскими странами через Россию и Казахстан, составило 5122, подскочив на 36 процентов в годовом исчислении. Такого роста не наблюдалось даже в «тучные» годы. Только в июне 2020 года железнодорожная составляющая Нового Шелкового пути (НШП) приняла 1169 поездов, что стало рекордом. В том числе за первые шесть месяцев года грузовыми поездами по маршруту Китай — Европа перевезена 461 тысяча двадцатифутовых контейнеров (TEU), что на 41 процент больше, чем в 2019 году.
Железнодорожное сообщение между востоком и западом континента играет важную роль в глобальной борьбе с COVID-19: именно по рельсам доставлено огромное количество противоэпидемических средств в пострадавшие от коварной заразы страны и регионы. Сначала медицинские грузы «текли» в сторону Китая, а затем, когда ситуация в Поднебесной стабилизировалась, уже Китай начал направлять лекарственные препараты, средства защиты и медицинское оборудование в западную часть Евразии. С января по июнь этого года грузовые поезда Китай — Европа перевезли 27 тысяч тонн противоэпидемических грузов. И это особенно актуально в связи с тем, что объемы грузовых перевозок по воздуху и морем сильно снизились из-за той же пандемии.
Китай заинтересован в перевозке своих товаров в Европу по сухопутному коридору не только из-за реально коротких сроков доставки, но и учитывая контроль морских коммуникаций со стороны США на всем морском пути от Шанхая до Суэцкого канала, — считают эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП). Поэтому Поднебесная делает ставку именно на НШП, а дальнейшее строительство его инфраструктуры тесно связано с созданием «цифрового Шелкового пути», который предлагает потребителям китайских товаров новый уровень логистики и ретейла благодаря внедрению современных технологий.
«Цифровой Шелковый путь» по своему духу соответствует принципам индустрии 4.0 и государственной программе КНР «Сделано в Китае — 2025», в рамках которой планируется качественный рост автоматизации промышленности и технологической модернизации, уверены специалисты РАСПП.
Объемы грузовых перевозок по воздуху и морем заметно сократились из-за пандемии коронавируса. Порт Яньтянь в Шэньчжэне, провинция Гуандун, Китай, май 2020 года. Фото: REUTERS
«Разворачивающаяся технологическая революция четвертого уклада заставила Китай придать инициативе «Один пояс и один путь» инновационную окраску, — рассказала «ДК» аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ им. Ломоносова Лю Ижу. — Это программа цифровизации НШП. Она неразрывно связана с цифровой трансформацией всей китайской экономики. Приоритетом здесь является превращение Китая в ведущую интернет-державу, внедрение новых технологий во все сферы социальной жизни и экономики. Программа «Сделано в Китае — 2025» позиционируется как «дорожная карта» перехода от модели экстенсивного развития, обеспечившего КНР выдающиеся экономические результаты, — к инновационному, основанному на локальных инновациях, без отрицания инноваций внешних. Цель — удовлетворить прежде всего внутренний спрос, не забывая, конечно, о наращивании экспорта. Когда мы говорим о цифровизации НШП, то имеем в виду инновационное развитие Китая. Основной упор здесь делается на развитие таких IT-компаний-лидеров, как Alibaba, Huawei, Lenovo, НР и других, которые входят в число мировых лидеров интернет-коммерции. Все эти фирмы активно работают на маршрутах инициативы «Один пояс и один путь». Формирование «цифрового Шелкового пути» — не дань моде на цифровизацию, охватившую весь цивилизованный мир. В Китае уже давно осознали, что четвертая промышленная революция, ядром которой является цифровизация, становится новым витком развития мировой экономики. От нее зависит исход конкуренции стран, это ключевой инструмент реализации «китайской мечты» — позиционирование КНР как сильного инновационного государства», — резюмирует Лю Ижу.
Мнение
Евгений Авдокушин
Евгений Авдокушин, доктор экономических наук, профессор Экономического факультета МГУ им. Ломоносова:
Современный Китай — это бурлящий цифровой котел, который выплескивает свои идеи, наработки, технологии. Но «цифровой Шелковый путь» — это прежде всего цифровизация самого Китая. И только потом перенос своих возможностей на рынки других стран.
Прямая речь
Валерий Петров.
Валерий Петров, кандидат технических наук, доцент МГТУ «СТАНКИН», заместитель генерального конструктора по научной работе компании «СОЛВЕР»:
Благодаря цифровизации на планете выстроилась новая среда, в которой все общаются на одном языке и все друг друга понимают. Цифровизация — прекрасная возможность на единой платформе общими усилиями создать продукт, востребованный на рынке. Поэтому цифровизация Шелкового пути — это переход от агрессивной конкуренции к общим знаниям стран, охваченных инициативой «Один пояс и один путь».
Справка
8 мая 2015 года президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве России и Китая в рамках Евразийского экономического союза и трансъевразийского торгово-инфраструктурного проекта Экономического пояса Шелкового пути. Продвигаемый Китаем проект «Нового Шелкового пути» предполагает не просто возрождение древнего транспортного маршрута между Востоком и Западом, но масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь — Центральной Азии. По словам Владимира Путина, «речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающего общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте».
Инициатива цифровизации НШП была объявлена на международной конференции «Один пояс и один путь» в мае 2017 года и подтверждена на XIX съезде КПК осенью того же года. «цифровой Шелковый путь» стал одним из приоритетных направлений КНР, направленных на сокращение производственных издержек, повышение глобальной конкурентоспособности китайской продукции и рост товарооборота со странами — участницами инициативы. Эти цели будут достигнуты путем развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, облачных технологий, интернета вещей, технологий больших данных, спутниковой системы навигации, сверхбыстрой широкополосной связи и др.
Может ли Новый Шёлковый путь конкурировать с Морским Шёлковым путём?
Маршрут Нового Шёлкового пути может стать высокоскоростным направлением для перевозки товаров, политически, он может укрепить позиции Китая на мировой арене. Однако, стоит взглянуть на факты с другой стороны.
Этот трансконтинентальный маршрут не был открытием президента Китая Си Цзиньпина. Фактически, товары перевозятся по Транссибирскому маршруту из Китая в Европу с 1973 года (с некоторыми перерывами из-за холодной войны). Сегодня есть два маршрута из северной части Китая, которые идут через Монголию, Казахстан и Россию к европейским терминалам, таким как Дуйсбург или Гамбург. Западный регион Китая, где расположен мегаполис Чунцин, также связан с северными маршрутами.
Насколько важно это железнодорожное сообщение для мировой логистики?
В 2017 году 2400 поездов перевезли около 145 000 TEU между Китаем и Центральной Европой. Международный союз железных дорог (МСЖД) ожидает, что через 10 лет этот показатель вырастет до 670 000 TEU. Стив Саксон, эксперт по логистике McKinsey в Шанхае, резюмирует: «По сравнению с морскими перевозками, объём грузов, транспортируемых в Европу по суше, останется незначительным».
Это, в первую очередь, вопрос стоимости. Перевозка стандартного контейнера между Шанхаем и Дуйсбургом по железной дороге стоит от 4500 до 6700 долл. США. Сравните это со стоимостью отправки аналогичного контейнера из Шанхая в Гамбург по морю — около 1700 долл. США. Эта разница слишком велика для того, чтобы железнодорожный транспорт был действительно конкурентоспособным по отношению к морским перевозкам, даже если поезда перевозят грузы примерно в два раза быстрее.
Ещё одним фактором является то, что в настоящее время Китай в значительной степени субсидирует эти международные железнодорожные сообщения. Как только эта поддержка закончится в 2021 году, конкурентоспособность железнодорожного транспорта начнёт снижаться. Не ясно, будет ли железнодорожный транспорт самоокупаемым без субсидий.
Кроме того, в большинстве случаев грузоотправители, которые нуждаются в быстрой доставке, обычно выбирают авиаперевозки, даже если этот вариант стоит примерно на 80 % больше, чем железнодорожный. Таким образом, грузовые перевозки по железной дороге являются промежуточным вариантом между самым экономичным (по морю) и самым быстрым вариантом (по воздуху).
Какое влияние окажет расширение географии железнодорожных маршрутов?
Китай планирует создать железнодорожную линию в южной части, по которой будут перевозиться грузы в Европу через страны Центральной Азии, а также через Иран и Турцию в обход России. Действительно, железнодорожная линия соединяет Китай с Ираном с 2018 года. Этот маршрут, с географической точки зрения, очень похож на «старый» Шёлковый путь, торговый маршрут для караванов верблюдов, которые пересекали Среднюю Азию на пути в восточное Средиземноморье. Если эта железнодорожная линия будет полностью завершена в один прекрасный день, это вызовет ряд вопросов с европейской точки зрения: как можно гарантировать безопасность, пунктуальность и надёжность поставок? Какое влияние окажут санкции, например, на транзит через Иран? Другими словами, необходимо будет решить много вопросов.
В стратегии BRI Китая есть еще два пути. Один из них находится в Юго-Восточной Азии: железнодорожная линия протяженностью 2400 миль от Куньмина до Сингапура, а также ветка до Калькутты. Другой — железнодорожная линия, которая начинается на западе Китая, а затем проходит через Пакистан в порт Гвадар, имеющий выход в Аравийское море. Тем не менее, оба маршрута имеют очень косвенную связь с грузовыми перевозками между Китаем и Европой.
А как насчет Морского Шёлкового пути?
Более важным, чем евразийские железнодорожные маршруты, является так называемый «Морской Шёлковый путь», то есть перевозка грузов из Китая в Европу морским путем.
Сегодня более 50 % мировой торговли осуществляется на Морском Шёлковом пути между Китаем / Восточной Азией и Европой. На этом маршруте находятся крупнейшие в мире контейнерные порты: Шанхай, Сингапур, Шэньчжэнь, Нинбо-Чжоушань, Пусан и Гонконг. Развитие Морского Шёлкового пути не нуждалось в генеральном плане; логистическая инфраструктура возникает там, где окупаются соответствующие инвестиции.
У Китая существуют многочисленные планы по развитию морских коридоров, включая модернизацию портов. Европа также должна разрабатывать стратегию по развитию инфраструктуры для транспортировки грузов в Китай и Юго-Восточную Азию и обратно для обеспечения взаимного обмена.
Никто не отрицает, что разнообразные проекты Нового Шёлкового Пути имеют большой экономический потенциал, что они улучшат сеть связей между Азией и Европой; и что у Пекина есть геополитическая заинтересованность в их осуществлении.
Новый Шелковый путь – Китайская инициатива «Один пояс, один путь»
Новый Шелковый путь также называют инициативой «Один пояс, один путь». Он связывает страны Европы, Азии и Африки вместе. Этот план был инициирован Си Цзиньпином, председателем Китайской Народной Республики. Новый Шелковый путь фокусируется на инвестициях в строительство железных дорог, автомагистралей и портов
Историческая справка о Шелковом пути
Шелковый путь
Древний Шелковый путь был основан в эпоху династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Империя Хань расширилась на запад и построила торговую сеть со странами Центральной Азии, и даже связала империю с Европой. Хань продавали шелк, специи и нефрит другим странам, покупали стекло, золото и другие благородные металлы.
Древний Шелковый путь служил обменным мостом для торговли, культуры и религий между Китаем и западными странами. Однако из-за арабского завоевания Центральной Азии в эпоху династии Тан (618–907) и их нападения на торговые аванпосты Тан торговля уменьшилась.
Однако торговля процветала, когда монголы основали обширную империю, охватывающую большую часть Евразии. Когда Империя Юань (1279–1368) была свергнута, монголы стали врагами. Они сохранили контроль в Синьцзяне и прекратили торговлю.
Когда Маньчжурская империя Цин (1644–1912 гг.) возникла в союзе с монголами, даже несмотря на то, что они контролировали маршруты Шелкового пути, наземный транспорт был малопригоден, поскольку технологии кораблестроения и навигации значительно улучшились. Морская торговля процветала. Страны Центральной Азии были изолированы и мало развиты в экономическом отношении.
Подробнее см. «История Шелкового пути в Китае».
Инициатива «Новый шелковый путь»
В 2013 году г. председатель Си Цзиньпин предложил построить новый Шелковый путь. «Пояс» относится к сухопутным маршрутам, а «Дорога» — к морским путям. Инициатива «Один пояс, один путь» — это новый проект Шелкового пути, который способствует глобальному сотрудничеству и экономическому развитию.
Экономический пояс Шелкового пути
7 сентября 2013 г. был инициирован Экономический пояс Шелкового пути, призванный соединить страны Центральной Азии. Маршрут «Один пояс» простирается в район Балтийского моря через Среднюю Азию и Россию, в район Средиземного моря через Среднюю Азию и Западную Азию и в район Индийского океана через юго-западный Китай.
Страны экономического пояса Шелкового пути:
Страны Центральной Азии , такие как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, находятся через границу с Китаем. Они тесно связаны с экономикой Китая.
Страны Ближнего Востока , такие как Иран, Ирак, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия и Турция, в основном торгуют нефтью и газом. Они надеются на развитие других отраслей промышленности и сельского хозяйства посредством сотрудничества с Китаем.
Ожидается, что другие страны на границе между Европой и Центральной Азией , такие как Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Беларусь и Молдова, достигнут экономической интеграции.
Россия является важной частью Экономического пояса Шелкового пути. Имеет тесные связи со странами Центральной Азии, странами Кавказского региона и странами Западной Азии.
Если вопросы в Афганистане можно решить мирным путем, то развитие Афганистан, Пакистан и Индия также будут продвигаться инициативой «Один пояс, один путь».
Морской шелковый путь XXI века
3 октября 2013 года был инициирован Морской шелковый путь 21 века с целью соединения стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Маршрут «Одна дорога» тянется в Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан, а через Южно-Китайское море — в южную часть Тихого океана.
основных городов на маршруте Морского шелкового пути 21 века: Цюаньчжоу – Фучжоу – Гуанчжоу – Хайкоу – Бэйхай – Ханой (Вьетнам) – Куала-Лумпур (Малайзия) – Джакарта (Индонезия) – Коломбо (Шри-Ланка) – Калькутта (Индия) – Найроби (Кения) – Афины (Греция) – Венеция (Италия).
«Почему Шелковый путь Китая так важен» содержит дополнительную информацию о современном Шелковом пути.
Рекомендуемые туры :
Путешествие по Новому шелковому пути
Терракотовая армия в Сиане
Вдоль Нового шелкового пути проходит более 60 стран. Множество туристических ресурсов ждут, когда вы их изучите.
В Китае большинство внутренних городов будут быстро развиваться благодаря строительству инфраструктуры, такой как высокоскоростные железные дороги, автомагистрали и авиалинии. Путешествовать в такие города, как Сиань, Урумчи, Куньмин, Гуйлинь и Лхаса, будет удобнее. Также оформление туристической визы будет удобнее для стран, расположенных вдоль Нового шелкового пути.
Популярные туристические города вдоль Нового Шелкового пути в Китае
Пещеры Могао в Дуньхуане
Сиань был отправной точкой древнего Шелкового пути, а сегодня он расположен вдоль Нового Шелкового пути. Это популярный туристический город, известный терракотовой армией и долгой историей древнего Китая.
Рекомендуемые туры :
Дуньхуан известный город, расположенный на древнем Шелковом пути. Чтобы защитить торговлю на Шелковом пути, правительство создало военную оборону в Дуньхуане. Дуньхуан известен буддийскими пещерами с красивыми статуями Будды и фресками.
Рекомендуемые туры :
Урумчи находится в Западном Китае и недалеко от стран Центральной Азии. Города рядом с Урумчи, такие как Турфан и Кашгар, были главными торговыми городами на древнем Шелковом пути. Урумчи был первым городом, построившим центр распределения туризма на Экономическом поясе Шелкового пути.
Рекомендуемые туры :
Путешествуйте с нами по Шелковому пути
Пещеры Дуньхуан Могао
Если вы хотите путешествовать по Шелковому пути, ознакомьтесь с нашими популярными маршрутами ниже для вдохновения. Наши туры гибкие и могут быть настроены.
- 6-дневный фототур по Шелковому пути в Чжанъе и Дуньхуане
- 11-дневный тур по Великому шелковому пути
- 9-дневный тур по изучению этнических меньшинств и религий Шелкового пути
- Еще туры по Шелковому пути.
Новый Шелковый путь – ГЕОГРАФИЯ НА 2022 ГОД И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ
Старый Шелковый путь – напоминание
На уроках истории вы ранее узнали о Шелковом пути и о том, почему он так важен.
Вот сводка из Active History:
Шелковый путь — самый известный дальний торговый путь в древнем мире. Они начались в 130 г. до н.э., когда империя Хань (Китай) начала продавать шелк Парфянской империи (Иран) в обмен на лошадей. Парфяне, в свою очередь, начали обменивать этот шелк с Римской империей (Италией) на вино. Вскоре сложная сеть путей распространила товары, идеи и религии по всему цивилизованному миру, навсегда изменив его.
Такие товары, как магнитный компас, шелк, порох и керамика, продавались из китайских городов на запад. Взамен Запад поставлял такие продукты, как вино, стекло, оливковое масло и серебро. На всех торговых путях золото было обычной формой денег для торговли. Негативным воздействием стало распространение таких болезней, как бубонная чума, которая распространилась по Центральной Азии в Китай и привела к Черной смерти в Европе.
Шелковый путь закончился в 1453 году нашей эры, когда Турецкая Османская империя завоевала Константинополь, изгнала его римских оккупантов и прекратила торговлю с Западом. Закрытие Шелкового пути вынудило европейских исследователей искать новые морские пути, чтобы заменить наземную торговлю. В эту новую «Эпоху географических открытий» Колумб направился на запад, в Америку (1492 г.), а Васко де Гама направился на восток, к островам Пряностей (1497 г.), что положило начало совершенно новой истории строительства европейской империи… ( Активная история )
Как видите, торговля создала много возможностей, но также привела и к большим проблемам.
Встряхните свою память — Посмотрите видео TEDEd ниже, чтобы напомнить себе о Шелковом пути и о том, как он соединял мир в торговых целях.
Глобализация и торговля
Задача 1 — рабочий лист .DOC | Задача 1 — рабочий лист .PDF |
Так что, подобно Христофору Колумбу, отправившемуся за море в поисках «Нового Света», эти Шелковые пути и открытие торговых путей и постов, соединяющих мир, можно рассматривать как рассвет глобализации. Та же самая глобализация, которая влияет на вашу жизнь сегодня. Но что означает «глобализация» и как она работает?
и. Используя приведенный выше рабочий лист, посмотрите видео и выполните задание по созданию заметок о глобализации.
Вы вернетесь к более глубокому изучению этой работы в следующем году, когда завершите модуль G7 по теме «География моих материалов».
Торговля (старая и новая) и торговые войны!
Во время работы над первоначальными Шелковыми путями в истории вы обнаружите, что торговля ведется уже много тысяч лет. Вы лично уже приняли участие в тысячах сделок, даже в вашем возрасте. Но что означает торговля и как она может происходить?
В принципе, это идея.
Не каждая страна на земле представляет собой каждый отдельный материал, который ей необходим для изготовления всех своих вещей и для использования ее собственным народом. Подумай о Франции! Какой горячий напиток на растительной основе потребляют французы в больших количествах…. который нельзя выращивать во Франции?
Подумайте об одежде, которую вы носите сегодня. Хлопок на вашей футболке или джинсах, вероятно, «выращен» в Соединенных Штатах Америки. Резина на подошве ваших кроссовок, вероятно, была снята с дерева в тропическом лесу. Медная проводка в вашем портативном компьютере, возможно, была добыта в самой большой шахте в мире в Чили, Южная Америка.
Однако многие страны по всему миру зависят от поставляемой ими продукции из Франции. Возможно, дорогой ресторан со звездой Мишлен в Нью-Йорке, где продают дорогое вино Бордо и сыр Камамбер, или клиент в Южной Африке, который покупает новый автомобиль Renault.
ii. Завершение торговых действий на рабочем листе. iii. Прочтите запись в блоге Пола Салопека от Out of Eden Walk под названием «Реликтовые стены древнего Шелкового пути». Вопросы для размышления: Каковы некоторые из положительных результатов глобализации, поощряемой Шелковым путем? Каковы были отрицательные результаты? Положительные стороны перевешивают отрицательные? ii. Прочтите эту статью от BBC Newsround и проведите собственное исследование, чтобы выполнить действия, указанные в рабочем листе. |
Инициатива «Один пояс, один путь» (B.R.I)
задание 2 — рабочий лист .DOC | ЗАДАНИЕ 2 — РАБОЧИЙ ЛИСТ .PDF |
Что такое Новый шелковый путь или ОПОП?
«Один пояс и один путь», или yi dai yi lu, — это «Шелковый путь 21-го века», состоящий из «пояса» сухопутных коридоров и морской «дороги» судоходных путей.
От Юго-Восточной Азии до Восточной Европы и Африки, «Один пояс, один путь» включает 71 страну , на которые приходится половина населения мира и четверть мирового ВВП . (Guardian)
Проще говоря, инициатива «Один пояс, один путь» представляет собой континентальное торговое соглашение между Азией, Европой и Африкой, основанное на взаимосвязанной транспортной инфраструктуре, что очень важно, поскольку
а) это прямая ссылка на «Шелковый путь» и время, когда Китай был мировой державой
б) Китай – главный архитектор; и
c) США являются а не ключевым игроком.
Задача 2 — Зачем возвращать Шелковый путь?
Выполните следующие действия на рабочем листе в отведенном месте.
я. Постарайтесь придумать как можно больше причин, по которым Китай хотел бы расширить свое глобальное присутствие, укрепив и вновь открыв некоторые из этих старых торговых путей. Посмотрите, какие места соединяются. Запишите свои мысли в рабочий лист.
ii. Теперь посмотрите первое видео «пропаганда» (музыкальное видео) и заполните соответствующий раздел рабочего листа. Теперь сделайте то же самое для второго видео (Vox) ниже.
Ремень — выходит из-под земли!
задание 3 — рабочий лист .DOC | Рабочий лист задания 3 .PDF |
Задание 3 — Трудности
Откройте Google Планета Земля «ночью» по номеру нажав на эту ссылку . Используя эту карту (сосредоточив внимание на поясе, т.е. сухопутных маршрутах), чтобы выполнить действия на рабочем листе Задачи 3.
я. Что говорит нам наличие или отсутствие искусственного света об определенных областях на Земле?
ii. Что это означает для маршрутов «Пояса»?
iii. Теперь «включите свет» и проведите дополнительное исследование некоторых физических (природных) особенностей и политических вопросов, которые могут оказаться трудными для обсуждения.
Время для командной работы
Класс будет разделен пополам. Группа 1 будет изучать первую половину нового Шелкового пути, а группа 2 будет изучать вторую половину маршрутов. Каждый маршрут имеет кольцевой и автомобильный (океанский) участки. Инструкции приведены ниже:
Команда 1 — Из Китая в Пакистан.
Команда «Первая половина» будет исследовать наземные и морские маршруты в первой половине пути, используя приведенное ниже видео в качестве основного ресурса. Ваша цель состоит в том, чтобы подготовить 10-минутную презентацию для команды «Вторая половина» о маршрутах, местах и проблемах, с которыми вы столкнулись из видео. Это должно быть сделано в виде презентации PowerPoint.
Все участники должны посмотреть первые 2.15 первого видео ниже. Затем перейдите к соответствующему разделу видео и начните делать заметки. Над каждой секцией может работать 1 или 2 человека. Учитель разберется.
1 — Сухопутный — Дуньхуан (2.15 — 6.53) 2 3 в Сиануквиль и китайский туризм в Камбодже (6.53 — 13.23) — 9002 Таджикистан в Германию.
2 — Сухопутный — Кашгар и уйгурские мусульмане — (13.23 — 18.00)
3 — Сухопутный — Пакистан (32.12 — 42.25)
Shen -Overse 4
5 — За границей — Мьянма и Нефрит и плотины (18.00 — 25.27)
6 — За границей — Шри-Ланка Хамбантота (25.27 — 32.12)
Команда «Вторая половина» будет исследовать наземные и морские пути во второй половине пути, используя приведенное ниже видео в качестве основного ресурса. Ваша цель — подготовить 10-минутную презентацию для команды «Первая половина» о маршрутах, местах и проблемах, с которыми вы столкнулись из видео. Это должно быть сделано в виде презентации PowerPoint.
Все участники должны посмотреть первые 2.15 первого видео ниже. Затем перейдите к соответствующему разделу видео и начните делать заметки. Над каждой секцией может работать 1 или 2 человека. Учитель разберется.
1 — Сухопутным путем — Казахстан (1:35 — 9:16)
2 — Сухопутным — Самарканд, Узбекистан — (22:42 — 28:04)
3 — Сухопутным — Стамбул, Турция и высокоскоростная железная дорога из Белграда в Будапешт (28:04 — 33:45)
4 — За границей — Гвадер (9.16 — 16.00)
5 — За границей — Сур и Оман (16.00 — 22.42)
6 — За границей — Марсель и Бордо (33.45 — 40.28)
7 — Финиш — Дуйсберг — (40.28)
«Дорога» — выход за границу!
Рабочий лист задания 4 . DOC | ЗАДАНИЕ 4 РАБОЧИЙ ЛИСТ .PDF |
Как ни странно, «дорожная» часть ОПОП на самом деле представляет собой разработанные судоходные маршруты, связывающие Китай с теми странами, которые стали участниками проекта. Они также известны как Морской шелковый путь.
Первая карта ниже напоминает вам об этих современных маршрутах, а вторая карта — это первый маршрут Васко дель Гаммы в 1478 году, связывающий Европу с Индией и открывающий возможности для обширной торговли товарами, включая специи.
Задача 4 — Изменение маршрутов
i. Выполните упражнение по сравнению и противопоставлению на рабочем листе, используя обе приведенные ниже карты.
ii. Какой инженерный шедевр изменил маршрут от обхода южного мыса Африки до плавания прямо из Индийского океана в Средиземное море?
Смена лодок
Многое изменилось с тех первоначальных путешествий между Азией и Европой. Как вы видели, маршрут был сокращен, а технологии также использовались для увеличения объема торговли, возможной между различными частями мира.
Около 95% промышленных товаров доставляются оттуда, где они производятся, туда, где вы их покупаете. Есть большая вероятность, что большая часть того, что вы носите сегодня, попала на корабль! Летать намного быстрее, но стоит дорого, и в настоящее время контейнеровозы огромны и могут перевозить огромные объемы, что приводит к снижению общей стоимости перевозки (эффект масштаба).
Крестный отец контейнеризации — Посмотрите видео ниже и объясните, кто изобрел контейнер и контейнеровоз и почему (задание из файла фактов).
Угрозы морской дороге
Часть 1 — Когда корабли застревают!
Первая угроза, которую мы собираемся рассмотреть, это то, что происходит, когда возникают проблемы с кораблями в Суэцком канале. Корабли ломаются постоянно, но очень немногие вызывают настоящие проблемы. Однако один инцидент в марте 2021 года вызвал целую массу проблем и временно прервал мировую торговлю по Морскому Шелковому пути. Чтобы увидеть, сколько кораблей путешествует по миру, нажмите на эту ссылку . Внимательно посмотрите на маршруты Морского шелкового пути, особенно через Суэцкий канал.
Теперь перейдите к задаче 5 ниже.
Рабочий лист задания 5 .DOC | Рабочий лист задания 5 .PDF |
Задание 5. Когда контейнеризация идет не так . Посмотрите видео ниже и создайте информационный бюллетень о контейнеровозе Ever Given и о том, что произошло в Суэцком канале в марте 2021 года.
Насколько велико то, что когда-либо было дано? — Используйте этот превосходный инструмент , чтобы визуализировать его истинный размер. Здесь против нашей школы здесь, в Тулузе.
Задание 6 — Создайте дисплей (физический или электронный), показывающий размер контейнеровоза Ever Given относительно места, которое вы хорошо знаете (ваша школа, ваш дом, знакомый спортивный стадион, центр города и т. д.) . Вы должны использовать ключевые данные и информацию из предыдущей исследовательской задачи и творчески добавить их к отображению.
Часть 2 — Пираты Морского Шелкового Пути.
Каждый год по Морскому шелковому пути проходят тысячи кораблей, а через океаны проходят товары на миллиарды долларов. Это привлекло внимание современных пиратов, и пиратство стало большим делом. Посмотрите 9-минутный мини-документальный фильм ниже, чтобы узнать немного больше о том, откуда берутся эти пираты и как происходит захват заложников.
Задание 7 . Делайте заметки в таблице ниже.
Морские пираты Шелкового пути . doc | Морские пираты Шелкового пути .PDF |
Всегда две стороны каждой истории
Как известно, у каждой истории всегда есть две стороны, и «Новый шелковый путь» не исключение. Ниже вы можете посмотреть два видео. Первый исходит от правительства Китая, а второй — от новостного канала турецкого телевидения.
Теперь, вспоминая всю проделанную вами работу, напишите подробный текст, в котором исследуются положительные и отрицательные стороны Нового Шелкового пути (Инициатива «Один пояс, один путь»). Вот потенциальная структура для вас:
1. Каковы потенциальные преимущества этого проекта для Китая и других стран?
2. Каковы возможные недостатки или проблемы?
3. Чем Новый Шелковый путь будет похож на первоначальный Шелковый путь?
4. Чем он будет отличаться от оригинала?
5. Принесет ли новый проект Китая пользу или вред мировой торговле? Как?
Следуйте по Новому Шелковому пути | Города
Следите за
Новый шелковый путь
В первой части недельной серии, посвященной влиянию китайской инициативы «Один пояс, один путь» на города по всему миру, Джон Уоттс путешествует из степей Центральной Азии к Черному морю и в Европу, как Пекин Грандиозный план кардинально перекраивает жизнь людей на своем пути
Окружающая среда Шелкового пути кажется вневременной: пространство пустыни под горами Тянь-Шаня, где обветренные фермеры пасут стада овец так же, как их предки во времена Марко Поло.
Однако среди них возвышаются сюрреалистично новые ориентиры современного развития: сверкающие желтые эстакады крупнейшего в мире сухого порта и башни торгового центра зоны беспошлинной торговли размером с город.
Добро пожаловать в Хоргос, новые сухопутные ворота Китая к богатым полезным ископаемым Центральной Азии и богатым потребительским рынкам Европы. Он находится дальше от моря, чем почти где-либо на Земле, и является одновременно глушью и центром планов Пекина по созданию нового мирового порядка.
Китай открывает новые торговые маршруты через Евразию. Строительство новой сети Шелкового пути, а также железных дорог, трубопроводов, портов и паромных маршрутов является частью инициативы председателя Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».
Это расплывчатая концепция, но есть конкретные успехи. В следующем месяце Си должен открыть автомагистраль Китай-Европа, которая протянется на 8 445 километров (5 247 миль) от Желтого моря до Балтийского моря. В прошлом году был введен в эксплуатацию новый участок железной дороги между Хоргосом и Урумчи, столицей Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Почти каждую неделю объявляется новое открытие, презентация или объявление о финансировании.
Нуркент, Казахстан
Станет одним из крупнейших городов Казахстана
Будущий Хоргос
В планах цирк, ипподром и аквапарк
Хоргос, казахстанская сторона
Строительство здесь скромнее, чем на китайской стороне
3
Для тех, кто боится подъема Китая, «Один пояс, один путь» внушает ужас. Они опасаются, что Пекин будет использовать торговые пути для усиления своего влияния и экспорта авторитарной политики. Некоторые предупреждают о «захвате власти в инфраструктуре» и новой Большой игре, имея в виду 19Великобритания и Россия соперничали за контроль над торговлей между Европой и Азией.
Другие видят в «Один пояс, один путь» благо, которое изменит мировые торговые пути и превратит периферийные страны и города в центры. Старые маршруты омолаживают, открывают новые, строят города с нуля.
The Guardian посетила три города на центральном коридоре нового Шелкового пути – Хоргос, Актау и Анаклия – чтобы узнать, как грандиозный план Китая меняет эту часто упускаемую из виду часть мира.
«Есть Китай, а есть Казахстан», — говорит молодой торговец Нурзаман Нуркадилов, глядя на пограничный забор с крыши своей 20-этажной гостиницы в особой экономической зоне «Хоргос». «А там магазины, магазины, магазины. Больше ничего. Не меньше. Это будет крупнейший в мире магазин беспошлинной торговли».
Он указывает на дюжину или около того мегамоллов – каждый размером с терминал аэропорта – которые поднялись из пустыни за последние несколько лет; затем группа подъемных кранов, возводящих все более крупные торговые центры: один увенчан желтым куполом, другой возвышается на несколько десятков этажей в форме зубов дракона.
«Через пару месяцев мой дядя собирается построить там тематический парк Happy Land», — говорит он, указывая на казахскую сторону, где гораздо меньше кранов, больше пустых участков и более низких зданий.
Несоответствие между двумя частями города неудивительно, учитывая, что сам Хоргос является проявлением политической воли и централизованного планирования старой школы. Хотя обе страны инвестируют в проект, руководить им будет Китай (население 1,4 миллиарда человек, ВВП 11,2 триллиона долларов), а не Казахстан (население 18 миллионов, ВВП 133 миллиарда долларов). Этот дисбаланс является источником беспокойства, но также и силой, которую многие надеются склонить в свою пользу.
Рауан Аккешин, начальник штаба Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», прогнозирует, что в город с китайской стороны переедет миллион человек. Он хочет заманить туристов и бизнесменов через границу в Казахстан развлекательными и конференц-залами.
Он демонстрирует крошечные белые пластиковые модели запланированного цирка, ипподрома, аквапарка, отелей и конференц-центра, где китайские руководители смогут встречаться с иностранными партнерами без паспорта.
Несмотря на сомнения в темпах прогресса и слухи о коррупции, которые привели к падению его предшественника, он говорит, что инвесторы вложили деньги, и цель состоит в том, чтобы закончить все к 2022 году. «Это место уже является центром Шелкового пути. Сначала посетителями были только казахи. Сейчас они приезжают со всей Средней Азии. Мы надеемся, что в будущем они прибудут из Европы».
Туристам явно нравится позировать для селфи на границе, где один шаг над красно-синим делением на дороге может привести к пересечению двух часовых поясов. Но очень мало оживленных районов, а некоторые, такие как торговый центр Yiwu на дальнем конце нейтральной зоны, жутко пусты.
Вождение туризма?
Китайские туристы делают селфи на казахстанской стороне
Напряжение и дискриминация
Ограничения безопасности в китайском торговом центре
«Ужасно пусто»
Торговый центр Yiwu в нейтральной зоне
Граничит с безлюдным
9003 90 оживленных мест Китайский турист Ланьчжэнь Тан не впечатлен. «Мне нравится, но мало. Здесь не так много людей», — говорит она, прежде чем сфотографироваться рядом с растянутым лимузином.Торговцы говорят, что пару месяцев назад количество посетителей резко сократилось после того, как китайцы ужесточили контроль за импортом и ограничили передвижение людей между двумя сторонами. Это было якобы сделано для борьбы с коррупцией, но этническая дискриминация и политическая напряженность могут быть более важными факторами.
На стенах каждого торгового центра на китайской стороне висят плакаты, запрещающие вход любому мужчине с длинной бородой или любой женщине в хиджабе. Посетители должны пройти через металлоискатель, а охрана должна проверить их сумку. На улицах снаружи есть камеры видеонаблюдения, и присутствие полиции бросается в глаза. Это связано с напряженностью в Синьцзянском автономном районе. В нескольких городах произошли этнические беспорядки, теракты и жестокие репрессии со стороны сил госбезопасности, блокировавших все публичные проявления исламской веры.
Это угрожает подорвать Хоргос. Большинство торговцев мусульмане и недовольны ограничениями для своих единоверцев. Как бизнесмены, они также обеспокоены частыми изменениями в законодательстве.
Понятно, что Китай заправляет всем, но его деспотичность не остановила коррупцию. Бизнесмены в нейтральной зоне говорят, что они могут давать взятки таможенникам, чтобы их товары проезжали, что нелегальные казино и публичные дома работают в каркасах недостроенных зданий, и что были тайные турниры по кулачному боксу, где зрители могли играть в азартные игры. две команды, сформированные из 10 китайских и 10 казахских бойцов.
Но Хоргос — это больше, чем причудливый базар. Весь регион вокруг него преображается. Вскоре начнется строительство аэропорта. Уже ведутся работы по созданию промышленного центра, который до 2035 года будет предлагать льготы по аренде и нулевое налогообложение. В конечном итоге планировщики региона надеются привлечь компании, занимающиеся ИТ и робототехникой. К 2025 году планируется создать 25 000 рабочих мест.
Жасулан Хамзин радостно признается, что никогда не слышал о Хоргосе до переезда сюда пять лет назад, чтобы управлять крупнейшим в мире сухим портом и установкой трех 41-тонных портальных кранов для перемещения контейнеров через бортовые поезда на путях разной колеи по обеим сторонам границы. «Мы развиваем область, в которой раньше ничего не было», — говорит он. «Мы пионеры».
Первый поезд прошел в июле 2015 года. Спустя год объект обработал 45 000 контейнеров. В этом году он должен превысить 150 000 человек. Тем временем с нуля построен новый спальный городок Нуркент, в котором проживает 4000 семей. Хамзин предсказывает, что и он станет городом.
«Нуркент еще совсем малыш, но он будет расти. Это будет один из крупнейших городов Казахстана. К 2035 году мы ожидаем, что здесь будет жить 100 000 человек», — говорит он.
Климат не совсем благоприятный. Зимой жители мирятся с толстым слоем снега и температурой до -36С (-32F). Летом их пекут при температуре 40°С (104°F). Но относительно высокие зарплаты, отсутствие налогов и бесплатное жилье привлекают людей9.0003
«Я не хотела приходить, но у меня не было выбора, потому что моя предыдущая компания прекратила свою деятельность», — говорит крановщица Осипова Галина, садясь после 12-часовой смены. «Мое первое впечатление было не очень хорошим. Просто очень уродливые торговые центры, окруженные забором из колючей проволоки».
Но она прижилась к этому месту на коридоре в Среднюю Азию. «Люди здесь очень преданные делу. Они инвестируют в это», — говорит она.
Жаныге Асанулы
«В советское время здесь ничего не было. Посетителей не пускали, только военных и местных жителей. Сейчас приезжает все больше и больше людей».
Берик Ахметов
«Мы построили город с нуля. По нашим оценкам, к 2025 году мы сможем создать 25 000 рабочих мест».
Галина Оспинова
«Первое впечатление было не очень. Просто очень уродливые торговые центры, окруженные забором из колючей проволоки. Но люди здесь очень преданные делу. Перспективы хорошие».
Айнура Бейсенбаева и сын Алан
«Я никогда не думала, что буду растить ребенка в пустыне, но я верю в будущее этого места. Я хочу остаться и посмотреть, как он развивается».
Камбар Сатыбалдиев
«В первый год я перевозил по 30 контейнеров в день. Сейчас их более 100. Работы много, и я горжусь тем, что нахожусь здесь».
Роман Акешин
«Это место уже является центром Шелкового пути. Сначала посетителями были только казахи. Теперь они приезжают со всей Средней Азии».
Пока спальный поезд медленно выезжает из Хоргоса, пассажиры наблюдают, как вечернее солнце садится за дюны. Почти все они являются мелкими торговцами и покупателями, совершающими путешествие из мегамоллов на границе в свои родные города.
Поезд едет ночью в Алматы, бывшую столицу Казахстана. Отсюда люди и товары высасываются по спагетти направлений. Архитекторы Нового шелкового пути работают над модернизацией трех основных маршрутов: северный, через Россию; юго-запад через Узбекистан, Туркменистан и Иран; и – самый прямой, но сложный из всех – прямо на запад по центральному коридору, который проходит более чем на 1500 км через бескрайние пустыни центрального Казахстана до каспийского порта Актау и дальше.
Во время холодной войны этот портовый город советских времен был окутан военной тайной. Построенный заключенными в 1950-х и 60-х годах, он изначально был не более чем казармой и урановым рудником. Это наследие до сих пор проявляется в похожих на гарнизоны жилых кварталах в центре, истребителе МиГ, который, кажется, вот-вот взлетит с мраморного постамента, и ужасно загрязненном озере Кошкар-Ата на окраине, где фермеры гоняют лошадей и верблюдов, чтобы пить, несмотря на знаки радиационной опасности и поток вонючих черных стоков, льющийся из промышленного комплекса. В ветреные дни в город, в котором проживает 178 000 человек, вылетают зараженные частицы.
За последние 30 лет Актау открылся, и акцент сместился на добычу нефти. Правительство Казахстана рассматривает «Один пояс, один путь» как возможность ускорить возрождение города в качестве логистического узла, туристического курорта и конференц-центра.
Градостроители хотят очистить озеро и посадить ряды деревьев, чтобы сдержать пыль, но прогресс идет медленно. Российское влияние здесь по-прежнему сильно, но китайские компании вложили средства в нефтяные месторождения и битумный завод, который удовлетворяет потребности растущего числа модернизируемых шоссе Шелкового пути.
Новый шелковый рельс
Поезд из Хоргоса в Алматы
Торговые места
Современный торговец Шелкового пути
Актау
Росписи исторических политических деятелей на зданиях
На дороге казахстанский торговец
А 90Старая власть, новые деньги
Российское влияние соперничает с китайскими инвестициями
Заброшенный завод, Актау
Город надеется на возрождение
Первая партия груза из Хоргоса в Европу прошла в начале этого года. Это был контейнер с помидорами, выращенными в Синьцзяне и отправленными на завод по переработке пасты в Италию. В прошлом месяце была еще одна первая партия автомобилей, следовавшая из Чунцина через Хоргос в Иран. Прошло всего 14 дней.
«Мы можем сделать это в два раза быстрее, чем раньше», — говорит Мартин Футманн, руководитель операций порта Актау в логистической компании DP World. «Если бы мы отправили его обычным морским путем, это заняло бы 40–45 дней».
Хотя это кратчайшее расстояние через Евразию, центральный коридор Шелкового пути требует мультимодальных пересадок между поездами и кораблями, а также бюрократии пограничных проверок как минимум в пяти странах. Старые советские паромы, курсирующие по Каспию, не приспособлены для современных контейнеровозов. Расписания нет. И груз, и люди могут ждать перехода более недели, что занимает еще от 20 до 40 часов в зависимости от погоды.
Большие надежды на Китай разделяют высокопоставленные лица в бизнесе и политике Тбилиси. Кетеван Бочоришвили, бывший вице-министр экономики Грузии, надеется, что Пекин поможет Грузии реализовать план стоимостью 2,5 миллиарда долларов по строительству глубоководного порта в Анаклиа на побережье Черного моря.
Эта схема находилась в подвешенном состоянии большую часть последних 10 лет, но она говорит, что инициатива «Один пояс, один путь» приблизила ее к реальности. В этом году вступило в силу новое соглашение о свободной торговле с Китаем, а в прошлом месяце Бочоришвили подписал меморандум о взаимопонимании с гонконгской логистической фирмой.
В настоящее время Анаклия представляет собой не более чем деревню. Коровы и свиньи бродят по однополосной подъездной дороге. В сентябре британская консалтинговая компания Buro-Happold представит генеральный план свободной индустриальной зоны и города в Анаклии. Уже ведутся работы по расчистке территории запланированного нового города — района болот и дюн, патрулируемых конными охранниками, основная задача которых — отбиваться от вторжения скота.
Современная достопримечательность
Сухой док в Хоргосе
Порты создают возможности
Новые маршруты сократили время транспортировки
Проект ненадолго задержали неразорвавшиеся российские бомбы, которые пришлось демонтировать и вывезти – напоминание о недавних конфликтах с отколовшейся Абхазией. Крупный проект «Шелковый путь» в этом неспокойном регионе станет геостратегическим толчком для Грузии, которая позиционирует себя как наиболее демократичная и рыночная из бывших советских республик.
Если проект будет реализован, Анаклия станет ян для инь Хоргоса, западными воротами на кратчайшем сухопутном пути между Китаем и Европой. «Это будет смесь Хоргоса и Дубая, но с климатом Калифорнии», — говорит Бочоришвили.
В этих трех городах Нового Шелкового пути все еще есть много «если» — один находится в зачаточном состоянии, один надеется возродиться, а другой создан из ничего, — но их архитекторы чувствуют, что долгосрочные тенденции могут быть в их пользу.