Обь это: Обь | это… Что такое Обь?

Содержание

Бесплатные водоемы для рыбалки в Новосибирске и НСО

Обь – является одной из крупнейших рек России и Евразийского континента. Обь – река, протекающая по территории Алтайского края, Новосибирской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах России, относится к бассейну Карского моря.

Площадь водосборного бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По данному показателю река занимает первое место в России!
По длине река Обь является второй рекой в России.
Так же, река является третьей по водоносности рекой России после рек Енисей и Лена. Река течет не одним руслом, а несколькими. Обь образуется при слиянии рек Катунь и Бия возле поселка Фоминское Зонального района Алтайского края России. На севере России река впадает в Карское море, образуя залив, который называется Обская губа, находящаяся между полуостровами Гыданский и Ямал, представляет собой эстуарий реки Обь и является крупнейшим заливом Карского моря, длиной 800 км.


Самым большим притоком реки Обь является Иртыш (левый приток Оби). Река Иртыш — самая длинная река-приток в мире. Ее протяженность равняется 4 248 км, что превышает протяженность самой Оби.

 

 

 

ИСТОРИЯ

Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.
Ещё в 1187 году, задолго до Ермака, нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова «Обдорские и Югорские».

Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега». Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» (тадж. Об). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье.
В 1844 году по Оби начало осуществляться пароходство; первый пароход эксплуатировался коммерции советником Н. Ф. Мясниковым. В 1895 году насчитывалось уже 120 пароходов, осуществлявших рейсы по Оби и её притокам; большая их часть принадлежала частным владельцам. С 1923 года перевозка пассажиров и грузов по Оби осуществлялась Западно-Сибирским речным пароходством (Обь-Иртышское речное пароходство).

ПИТАНИЕ
Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река проносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней.

В первой половине апреля уровень Оби из-за значительно притока талых снеговых вод резко повышается. Наибольший подъем уровня воды происходит в мае, начале июня, когда на Алтае интенсивно тают снега и ледники, выпадет много осадков. В верхнем течении половодье заканчивается в июле, летняя межень неустойчива, в сентябре — октябре дождевой паводок. В среднем и нижнем течении спад половодья с наслаивающимися дождевыми паводками продолжается до ледостава. В отдельные годы ледовые заторы на реке Обь случаются настолько мощные, что впадающие в нее небольшие речки и ручьи начинаю течь вспять. Обратное течение можно наблюдать в низовье Оби примерно в июне. В это время обычно происходят половодья в нижней части ее русла.

ИХТИОФАУНА
Издавна на Оби было развито рыболовство. Так, в конце XIX века в сети рыболовов попадали окунь, ёрш, бычок, подкаменщик, щука, налим, муксун, сырок, щокур, пыжьян, нельма, хариус, кумжа, таймень, карась, пескарь, плотва, чебак, елец, гольяны, голец, щипок, осётр, стерлядь, минога и другие виды рыб.
В настоящий момент в водах реки Обь и в Обской губе обитает ориентировочно 50 видов рыб, 35 из них промысловые. Наиболее ценные рыбы :
Нельма, стерлядь, осетр и сиговые (чир, муксун, сиг, омуль, пелядь, тугун, ряпушка).
Основные объекты промысла – плотва, караси, щука, окунь, налим, пескарь, елец, язь.
Минога и нельма ведут проходной образ жизни.

В большом количестве в верховье реки обитают виды – хариус, таймень и ленок.
Практически в любом месте реки можно выловить плотву, сибирскую щуку, карася, язя, окуня, щиповку, налима.
Наиболее верным методом рыбной ловли на реке Обь, является ловля с плавательных средств – лодка, катер.

ОТДЫХ НА ОБИ
Река Обь – основная транспортная магистраль Западной Сибири, она судоходна практически на всем протяжении своего русла Обь судоходна на всем своем протяжении, по ней перевозят грузы, открыто регулярное пассажирское движение, вода используется для водоснабжения и орошения.
На Оби существуют интересные и увлекательные речные круизы. На реке можно заниматься различными водными видами спорта. Некоторые отдыхающие сплавляются по реке, несмотря на не очень интенсивное течение. Также ходят и под парусом. Большое разнообразие рыбы привлекает на реку рыболовов-любителей. Просторы реки и удобные места для купания дают хорошие возможности для полноценного отдыха.

     

Из достопримечательностей основных городов расположенных у Оби являются:
У истока реки в городе Бийск есть Музей Чуйского тракта – единственный в России музей, посвящённый дороге. Чуйский тракт, соединяющий Сибирь с Монголией – это главная транспортная магистраль Алтая. Также в Бийске есть Музей истории Алтайской духовной Миссии. Бийское архиерейское подворье представляло собой внушительный комплекс зданий, парков и водоёмов. Многие здания сохранились и по настоящее время. Одно из самых значимых – это архиерейский трёхэтажный дом с восьмигранным куполом и с нераскрытой до сих пор тайной сети подземных лабиринтов.
В городе Барнауле расположено множество разных музеев – краеведческий музей, художественный музей, Музей “Город”, Музей автоугона имени Юрия Деточкина, Музей истории литературы искусства и культуры Алтая.

В Новосибирске расположена Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН; Малая Западно-Сибирская железная дорога — узкоколейнейная детская железная дорога; Дом офицеров – это единственный в России сохранившийся дом-памятник в честь героев Первой мировой войны 1914-1918 годов; музей города; музей железнодорожной техники; музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока; музей олимпийской славы; музей Солнца – это первый в мире и единственный музей Солнца в России; музей Счастья; краеведческий музей; художественный музей; есть даже оригинальный памятник колбасе.
В Нижневартовске – Аллея Почета авиационной техники; дворец искусств и прилегающая к нему центральная площадь со скульптурами и поющим фонтаном; Этнографический музейный комплекс, памятник Дворнику.

В Сургуте находится Историко-культурный центр “Старый Сургут” – это единственный в городе историко-этнографическй комплекс, который воспроизводит сургутское деревянное зодчество рубежа XIX-XX веков. Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев “Дом Ф.К. Салманова”. Музей Купеческая усадьба. Сургутский Биг-Бен – это почти точная копия знаменитой английской башни с часами. Сургутский краеведческий музей. Сургутский художественный музей.

В Нефтеюганске – Городская художественная галерея “Югория”; Нефтеюганский краеведческий музей.
В Ханты-Мансийске – Биатлонный центр Ханты-Мансийска – это стадион международной категории. Картинная галерея Фонда поколений – это первый в округе выставочный центр, отвечающий международным стандартам. Музей геологии нефти и газа. Музей Природы и Человека. Этнографический музей под открытым небом “Торум Маа” – это музей традиционной культуры хантов и манси.

В Салехарде расположен архитектурный комплекс «Обдорский острог», который иллюстрирует облик форпоста российского государства в Обдорском крае в 17 веке. В настоящее время – это музей под открытым небом. Так же есть древнее святилище Усть-Полуй – это уникальный археологический памятник, открытый зимой 1932 г., известный на весь мир. Святилище находится на перекрестке природных зон и культурных традиций народов Западной Сибири I в. до н.э., являясь богатейшим источником ценных артефактов и научных открытий.

ЛОВЛЯ РЫБЫ НА ОБИ

Обь в основном протекает по лесостепной местности, в определенных частях может делиться на притоки, образовывать долины, заливы и даже менять направление. Такие различные факторы и условия в пределах одного водного объекта позволяют найти наиболее удачное место для отдыха, а для рыбаков Обь является самым лакомым кусочком, поскольку в ней водится большое разнообразие рыб, которые могут стать трофеем и гордостью каждого.

Ловить на реке Обь рыбу легко смогут как любители рыбалки на удочку, так и на спиннинг. Так, например в с. Верх-Сузун Вы без труда сможете поймать карася, сазана, леща, окуня, а после половодья (обычно бывает весной, поскольку река в большей мере наполняется за счет талого снега) может повезти даже с выловом щуки. По противоположной стороне (левый берег Оби), также можно выловить язя. Главные сокровища реки это, конечно же осетровые виды рыбы — сибирский осетр, кострюк, стерлядь, а также виды семейства лососевых (красной рыбы) – нельма, таймень, хариус.

Щука на Оби

Несмотря на то, что щука на Оби, как и другая хищная рыба, не является довольно редким уловом даже очень опытного рыбака, Обь с ее многочисленными притоками, рукавами, заливами и всем известной Обской губой уже давно имеет славу места распространения таких редких видов. Так, при обычном весе щуки до 3 кг, на Оби при удачной рыбалке может повезти с выловом 10 кг. и даже более увесистого речного хищника.

Также не следует забывать о нескольких простых правилах:
— Для выбора стратегии рыбалки на речного хищника в первую очередь следует определиться со способом ловли. Есть активные и пассивные методы, к первой разновидности относятся дорожка и спиннинг, ко второй – разнообразные жерлицы. Этот пункт является очень важным, поскольку от выбранного способа зависит определение места будущей рыбалки, а как следствие и удачный улов.
— Если Вы решили ловить на спиннинг, то лучше выбирать местность с чистым дном, например, на одном из плесов Оби.
— Щука очень не прихотлива и для ее поимки прекрасно подойдут самые простые приманки — твистер или колебалка.
— Не стоит забывать о размерах этой хищной рыбы в Оби, поэтому следует использовать на удочке или спиннинге не леску, а толстую «плетенку» (минимум 0,22 мм в диаметре) и стальной поводок.
— Если Ваш выбор пал на пассивные способы рыбалки, например, Вы решили рыбачить на жерлицы (кружки), то лучше воспользоваться лодкой и рыбачить в лиманах или заливах. При этом сначала нужно наловить мелкой рыбы в этой местности (карасиков, пескариков и т.д.), которыми обычно питается обитающая тут щука, а потом уже на такую приманку ловить самого речного зверя.
— При желании ловить на стационарные жерлицы, лучше выбрать заросшее и закоряженное место, где хищники обычно поджидают свою добычу.
И главное правило: ели Вам удалось выловить щуку в каком-то определенном месте Оби, обязательно вернитесь туда через некоторое время, ведь наверняка этот лакомый участок реки посетит и другая хищница.

Судак на Оби

Судак на Оби впечатляет, данная рыба тоже получила достаточное распространение на Оби, при стандартном весе около 1-2 кг, на этой реке можно выловить особи до 6 кг. Давние рыбаки рекомендуют ловить судака в притоках реки, например, в районе впадения речки Чулым в Обь в окрестностях села Первомайского, либо неподалеку от Томска, также многим везет с уловом огромного судака.
Ловить эту рыбу лучше всего на лодке, либо в местах поросших камышом или в другой подобной местности.

Окунь на Оби

Речной окунь – рыба, которая водится почти во всех реках и озерах России, кроме быстротекущих или горных речек и водоемов с особо холодной водой. Обь не является исключением, тут водится глубинный окунь – хищник, который очень быстро растет, как правило, на этой реке встречаются особи обычных размеров (около 500 г). Для того, чтоб выловить приличного окуня следует выбрать подходящее место его обитания. В Оби крупные особи можно найти в глубоких омутах на заворотах реки, граничащих с мелями и перекатами. Также обнаружить эту рыбу возможно недалеко от основной струи в тиховодье, немного ниже порогов и плотин, либо на фарватере. Более точно определить место обитания окуня можно с помощью выявления мест скопления его основной пищи (например, пескарей или мальков других рыб).
Наиболее удачной снастью для ловли окуня является удилище среднего строя, но в зависимости от приманки, можно взять и более жесткое. Выбор лески не принципиален, подойдет как плетенная, так и монофильная, хотя первая является более универсальной. Также желательно использовать поводок, который позволит не потерять Вам приманку, если на крючок случайно попадет щука. Для приманки лучше всего использовать вертушки, попперы или цикады, опытные рыбаки могут также использовать более сложные, например, воблеры.

Карп и сазан в Оби

Сазан и карп ловится хорошо в Оби летом. При ловле особей из семейства карповых, как и при желании словить иную рыбу, в первую очередь также следует определиться с местом рыбалки. При этом главное, что нужно знать – что сазан или карп, в отличие от хищников, обитают в более тихих участках Оби (это могут быть различные гавани, глубокие ямы, завалы коряг и камней и другие спокойные места с замедленным течением). Наиболее удачный улов сазана может быть утром или вечером, когда легко определить его место положения, поскольку эта рыба любит плескаться на поверхности.

При выборе снастей особое внимание следует обратить на донные приспособления. Используемая леска должна быть средней длины, чтоб иметь возможность в случае клева удержать сазана и не отпугивать эту достаточно умную рыбу своей массивностью. При ловле на поплавочную удочку главный секрет – использование лески, длина которой не превышает длину удилища больше чем в два раза, иначе сазан оборвет ее независимо от прочности материала (это правило не распространяется на удочки с катушкой). Опытные рыбаки при ловле карповых советуют выбирать длину цевья крючка в зависимости от размера насадки (так для небольшой подойдет короткое цевье, для крупной – длинное). При ловле на сазана также рекомендуют использовать поводок для достижения большего успеха, который цепляется к прочной жилке, поставленной на крючок.

Поплавочная ловля на Оби

На Оби местные рыболовы – поплавочники уважают устья малых притоков этой великой реки. Как правило, в таких местах есть компактные ямы 5-7 м глубиной на входах и выходах которых успешно ловят не только летом, но и зимой. На исходе лета бель начинает усиленно питаться и часто посещает ямы плотными стаями, которые «не тем» прикормом трудно привязать. В это время поплавочника кормят ноги, поймал 3-4 хвоста, и если клев затихает, сразу переходят на новое место. Популярна ловля не в проводку по струе, а в натяжку – по затишкам. Растительные приманки к концу лета и опарыш на Оби начинают работать все слабее, и в ходу больше шитик, личинка бабки и червь. Осенью местные поплавочники легки на подъем – активно ищут осенние стоянки крупной бели, при ловле которой сложно обойтись лишь «джентльменским набором» (червь, опарыш, мотыль), но здешние рыболовы не забывают о люпине, который настолько популярен, что в вареном, готовом к использованию виде имеется на многих рыболовных базах. Варится люпин долго – даже в скороварке около 3 часов. На крючке держится нормально – выдерживает две-три проводки. Сильно улучшает уловы прикорм люпином, для рыбалки достаточно литра, стоит немного подкинуть и хватит на полчаса ловли, важно только не забывать, что течение потихоньку сносит зерна, поэтому на приличной струе проводку надо делать длинную. В последние пару сезонов обские поплавочники все лучше отзываются о ракушке, как о хорошей наживке, так и прикорме, закатанной в глиняные шары, особенно хорошо ракушка отрабатывает с сильную жару. Также особой любовью, как насадка, так и прикорм, пользуется перловка. Она активно применяется на Оби с 70-х годов прошлого века. И как шутят здешние рыбаки – «новые поколения нашей бели выросли на перловке и частично на горохе». Только по совсем холодной воде к перловке подсаживают пару мотылей или червяка, и такие бутерброды работают на порядок лучше, чем просто одна животная наживка. Перловка хороша просто запаренная, без всяких ароматизаторов, хотя некоторые проверяют самые разные варианты, в том числе и «особо секретные» вроде варки в гороховом или люпиновом отваре. Но такие эксперименты на активность клева белой рыбы особо не влияют.

Доночная ловля на Оби

В конце августа обские лещи и язи собираются в плотнейшие косяки, и на первые места выходит донка. Местные лещатники уверяют, что стаи могут насчитывать несколько тысяч голов. Часто с одного компактного участка за двое суток рыбаки вылавливают до 100 особей. Испортить ловлю может лишь резкий подъем реки – чем меньше воды, тем лучше клев и предсказуемы клевые места. По высокой воде лещ разбредается, чаще всего кучкуясь небольшими стаями в закоряженных местах, откуда практически не выходит, снижая интенсивность питания. Поймать такую рыбу можно, подав кормушку в самые коряги, но, как правило, каждый хвост приходится буквально вымучивать. Но уже первые осенние заморозки по любой воде могут резко активизировать клев.

Со второй половины августа лещ может брать лучше ночью, в сентябре ночной клев лишь улучшается, даже в холодную погоду, – если днем нет поклевок, то нужно пробовать ловить в ночное время. И уверения некоторых, что обский лещ ночью не клюет, ошибочны, просто можно не пересечься со стаей, которая часто проходит за сутки под два километра вверх или вниз по реке. Кроме того, стая ночами идет под берегами, и с дальними забросами можно просто «пролететь». Основные лещовые точки на реке известны и регулярно закармливаются. Зачастую батареи донок выставляются с целью застолбить место, защищая участок от конкурентов – в основной работе 2-3 снасти, выставленные по центру, а с флангов заградительные донки, которые могут быть даже без крючков. И это тоже одна из стратегий успешной ловли.
На Оби хватает мелководных кос и в большинстве случаев удобнее ловить именно с них. Во-первых, лещ чаще кормится на плесе, а не в глубине русла. Во-вторых, бросая с пологого берега поближе к бровкам русла, проще избежать зацепов о смытые на глубину коряги. Но если конкретный очень клевый корч расположен неподалеку от пологого берега, то рыба скорей всего будет стоять со стороны основной акватории, и ловят с берега – пристреливаются так, чтобы кормушку сносило поближе к корчу. Чаще всего леща ловят на перловку, а когда ее сбивает мелочь, переходят на горох. Прикармливают смесью гороха и перловки, хорошо добавить и люпин, но в качестве насадки он не очень хорош – плохо держит силовые забросы, слетая с крючка. На день ловли на 3-4 рабочие донки требуется как минимум полведра корма, при большом количестве активной рыбы – десятилитровое ведро. Вперемешку с лещом часто попадается вездесущая плотва, густера и язь.

Кроме описанной рыбы на Оби можно также выловить стерлядь, налима, карася, язя, леща и даже осетра. Причем это далеко не полный список обитателей огромной реки, которая благодаря своим размерам является комфортным местом обитания для самых различных особей.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Материалы блога Владимира Коваля, Фишинглов
  2. Все реки, информационный сайт о реках России
  3. Сибирская рыбалка
  4. Фото — Слава Gelio Степанов; ngs.ru

О городе Оби

О городе Оби, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Удивительный и всем известный город Обь размещен на территории Барабинской низменности – Новосибирская область России. Это на расстоянии пяти километров от города Новосибирск, а с ним город связывается по автомобильной трассе и железной дороге. Этот город в большей степени представляет собой станцию, находящуюся на транссибирской магистрали. Обь – это пригородная зона Новосибирского района.

Местность в данном населенном пункте представлена в виде плоского рельефа с небольшим наклоном к реке Власиха. Обь разделен на две части, а они в свою очередь разделяются новосибирской автомобильной трассой. Северная его часть — это Новосибирский гарнизон с наличием многоэтажных домов, микрорайонов воздушного порта Толмачево.

Годом основания города принято считать 1969 год. Этот населенный пункт всегда развивался слишком активными темпами, а все потому, что развивалась также и железнодорожная станция и знаменитый Аэропорт «Толмачево» — самая крупная авиационная компания союзного значения, которая играла огромное значение, в момент становления города. Еще в 1928 году на территории деревни функционировала школа, сельский совет. В 1947 году часть населенного пункта отделили, и в это время появился поселок Обь. В 1989 Обь начал относится к категории тех городов, которые были в областном подчинении. На территории города был сформирован Толмачевский авиаотряд, он же в 1990 году также разделился на две компании: ОАО «Аэропорт Толмачево», а также ОАО «Авиакомпания Сибирь». Аэропорт вошел в топ самых крупных в России, в 1992 году ему был присвоен статус международного. Благодаря «Авиакомпании Сибирь» и по сей день проводят пассажирские перевозки, перевозят всевозможные грузы, почту из России в страны ближнего зарубежья, также легко осуществляется ремонт воздушных судов. Помимо того, что в городе проходит главная железнодорожная магистраль, то на его территории также расположена автотрасса федерального значения.

Что же касается инфраструктуры города, то стоит отметить, что и социальная и культурная инфраструктура развиты отлично. На территории населенного пункта специалисты построили семь учреждений общего образования, в их число входит и школа, центр дополнительного образования, дошкольные учреждения, дома культуры, библиотека, поликлиники и даже газета «Аэро-Сочи».

Западная часть города ознаменовалась постройками домов коттеджного типа, есть также в них и приусадебные участки. Неподалеку от государственных учреждений расположены скверы. Вдоль железной дороги насажено множество различных растений, которые в свою очередь являются достаточно оригинальными и экзотическими.

Обь развивался активными темпами, а все благодаря знаменитому аэропорту «Толмачёво», а также железнодорожной станции. Не так давно возвели также и жилой городок с наличием многоэтажных домов, поликлиник, больниц и прочее.

Стоит отметить, что на сегодняшний день функционирует детская школа искусств, Дворец Культуры, есть также библиотека, школа, детские сады, оздоровительные лагеря, где могут спокойно отдыхать детишки разных возрастов. Здесь люди также могут запросто обратиться в городскую клинику, детскую больницу, к стоматологу. Большая часть местных жителей работает в транспортных компаниях, а также в торговых и строительных фирмах.

Также в городе есть гостиницы, в которых могут разместиться приезжие туристы.

Поиск отеля

Даты заезда и выезда:

Взрослых и детей:

1234567801234

Полный возраст детей:

01234567891011121314151617012345678910111213141516170123456789101112131415161701234567891011121314151617

Упорядочить: Сначала популярные Сначала дешевые

Искать: Только с Wi-Fi Завтрак включён

Расстояние до центра:

Не важно

до 5 км. до 10 км.

до 15 км. до 25 км.

Мы будем признательны, если Вы оставите своё мнение о городе.
Этим Вы принесёте огромную пользу всем, кто хотел бы совершить такое же путешествие.

Ваша общая оценка:

Нажмите, чтобы оценить

Плюсы города:

Минусы города:

Индивидуальный путешественник Молодая пара Зрелая пара Семья с маленькими детьми Семья со взрослыми детьми Группа

Нажимая на кнопку «Отправить отзыв»,
я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Обь

Дата основания: 1934 год
Население: 28 913 человек

в Новосибирске начались речные экскурсии на теплоходе

© Наталья Гредина

27 Май 2016, 06:50

Музей Новосибирска очень ждал открытия навигации по Оби, чтобы, наконец, запустить вечерние речные экскурсии на теплоходе.

Там можно взглянуть на историю города с воды, проплыть почти под всеми мостами и послушать байки о полете Привалова, затонувшем корабле и освященном тайнике.

Вечерние речные экскурсии на двухпалубном теплоходе «Москва» Музей города Новосибирска начал проводить, как только потеплело, и планирует делать их каждую пятницу с 18:00.

«Когда мы начали этот проект, то поняли, что люди не знают Обь. Как люди на реке жили и работали? Как развивалось пароходство? Нам показалось, что люди сегодня просто механически переезжают с берега на берег, не задумываясь о том, какая у нас красавица-река. Мы бы хотели, чтобы это были не просто катания по реке, мы хотели бы, чтобы это были интеллигентные экскурсии», — рассказывает журналистам директор музея Елена Щукина во время тестового пресс-тура по Оби. Корреспондент Тайги.инфо принял участие в речной прогулке и с удивлением понял, что город с воды предстает совершенно другим.
«Многие думают, что Обь — это предмет мебели, который мешает перемещаться с одного берега на другой»

Двухчасовую экскурсию ведут сотрудники музея Евгений Антропов и Любовь Писарева. Теплоход отправляется с пристани Речного вокзала на юг, в сторону Северо-Чемского. Пока кораблик идет к железнодорожному Комсомольскому мосту, мы узнаем, что остров Отдыха когда-то был Коровьим. Рогатых сюда вывозили на лето, здесь они паслись и дружно жили, в конце сезона их переправляли на лодках назад, в хозяйства «на материке». Случались и лодочные крушения, и коровам приходилось как-то выплывать, то ли шутит, то ли серьезно говорит Антропов.
Идем дальше: там, где сейчас торчат новостройки «Европейского берега», раньше, по словам Любови Писаревой, располагалась неолитическая стоянка. Так как в этих местах, судя по всему, селились древние люди, место было излюблено археологами и туристами.

Вместе с Иртышом Обь протягивается на 3650 км, от Бийска до Карского моря, это самая длинная река в России, рассказывают экскурсоводы. Отрезок в 39 км проходит по городской черте Новосибирска и здесь же — больше всего мостов. Из пятнадцати обских переправ восемь находятся в Новосибирске. Южнее есть два барнаульских моста (транспортный и железнодорожный) и железнодорожный мост в Камне-на-Оби. Затем начинается череда новосибирских мостов: переезд на ГЭС, Комсомольский, Бугринский, метромост, Октябрьский, железнодорожный, Димитровский и мост Северного объезда. Севернее Новосибирска находится Шегарский мост возле села Мельниково в Томской области, а также два моста в Сургуте.
Минуя арку Бугринского моста, подходим к железнодорожному Комсомольскому мосту. С реки ажурные пролеты моста кажутся особо изящными, а Щукина добавляет романтического настроя: «Особенно он хорош на закате». На левом берегу видны дикие пляжи Северо-Чемского, новостройки и панельные многоэтажки, ближе к правому берегу мост превращается в арочный виадук. Волнорезы с южной стороны кажутся даже элегантными, что довольно удивительно — эту переправу возвели в 1931 году за рекордные сроки, всего за год.
На этой комсомольской стройке было минимум механизации: для установки моста четыре баржи транспортировали по реке мостовые фермы, а затем пять буксиров затаскивали их на опоры. Кроме комсомольцев переправу строили и заключенные. По нему с Кузбасса вывозили уголь на новосибирские заводы и ТЭЦ им. Калинина. И вообще, в то время это был самый большой в СССР мост с двумя полосами движения.
Вдоль левого берега южнее Комсомольского моста выстроились лодочные станции. Чуть дальше буквально висит над обрывом белое сооружение с колоннами, таинственное и немного чужеродное для местного пейзажа. Точное его назначение экскурсоводы назвать не смогли, но предположили, что это гидротехническая постройка — после войны здесь соорудили водозабор, который существует и сейчас.
Наш теплоход разворачивается и снова проходит под Бугринским мостом, не обросшим пока мифами и легендами, и теперь мы движемся на север, слушая одну за одной истории о Новосибирске и его мостах. Евгений Антропов огорченно вздыхает: «Для многих людей Обь — это предмет мебели, который мешает перемещаться с одного берега на другой». А ведь течение реки может объединить в головах новосибирцев разрозненные кусочки истории родного города.

«На левом берегу живут люди с двумя головами, которые спят по полгода»

В черте города в Обь впадает восемь рек, одна на левом берегу (Тула) и семь на правом (Ельцовка, Иня, Камышенка, Плющика, Каменка, 1-я Ельцовка, 2-я Ельцовка). Глубина самой Оби именно в городе составляет около 15 метров, здесь она довольно мелка и узка, отчасти именно поэтому было решено построить здесь Тот Самый железнодорожный мост.

Задолго до возведения переправы, давшей жизнь Новониколаевску, люди здесь уже жили и трудились, первый острог на территории Новосибирской области появился в 1703 году, рассказывает сотрудник Музея Дзержинского района Кирилл Кузеванов. Умревинский, Обдорский, Томский, Колыванский остроги «конем перескакивали» через Обь, появляясь то на одном берегу, то на другом. А с образованием острогов в этих местах селятся и крестьяне. Первым крестьянским поселением здесь, видимо, стало село Кривощеково, которое располагалось в районе современного городского пляжа и Горского жилмассива. По крайней мере, неподалеку от пляжа нашли фундамент Никольской церкви. Здесь же было кладбище, на котором хоронили первых жителей села.
Выходцы из Кривощекова стали расселяться вдоль реки — так на месте современного Северо-Чемского жилмассива появилось Малое Кривощеково и село Бугры. Есть два объяснения, почему оно называлось именно так. По одной из версий в Буграх жили так называемые бугровщики — черные копатели и расхитители могил, которые якобы похищали ценности из древних захоронений Новосибирской области. Когда выбирали имя новому мосту, рассказывает экскурсовод, многие жители были против варианта «Бугринский» как раз потому, что не хотели называть мост в честь столь неприятного ремесла. Другая версия куда менее романтична: Бугры назывались так из-за рельефа — село располагалось на возвышенности.
По пути к метромосту краеведы делятся с публикой соображениями насчет реального возраста Новосибирска. Дело в том, что возраст города принято отсчитывать от года постройки железнодорожного моста. Но существует и другая точка зрения: возможно, имеет смысл взять за точку отсчета год появления здесь первых поселений — в такой системе координат датой рождения Новосибирска можно считать и год основания Кривощекова. Примерно в 1700 году здесь уже была деревня — при таком раскладе Новосибирск чуть ли не старше Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году.
На подходе к Октябрьскому, или Коммунальному, мосту авторы экскурсии начали шутить: «Можете представить, что происходило в 1955 году, когда был открыт Коммунальный мост, и жители правого и левого берега впервые посмотрели друг другу в глаза? Во времена Ремезова бытовали легенды, что на берегу левого берега живут люди с двумя головами, и что они спят по полгода!» Но без шуток — в середине пятидесятых Коммунальный мост стал самой удобной переправой для путешествий «с бороды на лысину» (то есть с площади Маркса на площадь Ленина), до этого пешеход мог миновать реку лишь на пароме, пароходе «Орлик», по понтонному мосту или на санях, если была такая необходимость в зимнее время. После открытия Коммунального моста берега Новосибирска перестали жить в разных часовых поясах.

О строительстве метромоста задумывались уже в сороковых. Первый проект предполагал, что будущий Коммунальный мост будет объединен с метромостом и расположится под автомобильной переправой, но проект отклонили. В 1985 году строители возвели отдельно стоящий метромост, который до сих пор считается самым длинным в мире закрытым метромостом. Быки, на которых установлен рекордсмен, способны сокращаться под действием температур до 50 см в длину и ширину. Яркий цвет, по словам Любови Писаревой, был обусловлен модой восьмидесятых: бирюзовый в то время был хитом сезона, возможно, именно поэтому мост в итоге обернуло очень редкое гофрированное железо именно такого оттенка.
У железнодорожного моста экскурсоводы вспомнили легендарный полет Валентина Привалова, купание слонов в Оби и непосредственно городское начало — именно на территории современной набережной в начале XX века была самая плотная застройка. Сегодня здесь сохранилось только одно историческое здание — бывшее Управление Алтайского округа кабинета Его Императорского Величества, ставшее корпусом Музея города Новосибирска.

Судоходство Мельниковой и упущенная набережная

Современный железнодорожный мост кажется более невзрачным и скромным, нежели исторический предшественник, фрагмент которого установлен в парке «Городское начало» в качестве памятника. Первый железнодорожный мост строился с 1893 по 1897 год. В отличие от Комсомольского он был однопутным, несколько раз в день по нему ходил рейсовый состав. Чтобы успеть на заводскую смену, рабочие должны были попасть на поезд в семь утра — других мостов не было, альтернативные пути (паром, частные лодки) были не так удобны. В 1991 году движение по старому Железнодорожному мосту прекратилось, за почти век эксплуатации «железо моста устало», в 2000 году начался его демонтаж.
Со старым железнодорожным мостом связана самая громкая судоходная авария в истории Новосибирска. В 1923 году пароход «Совнарком» врезался в четвертую опору, судно разломилось на части и утонуло в течение пяти минут. Погибли сотни людей — из четырехсот человек выжила четверть, многие из них не вынесли переохлаждения. В Музее Новосибирского командного речного училища имени С. И. Дежнева сохранилась оригинальная рында с этого теплохода и здорово пострадавший самовар.

«Совнарком» раньше носил имя «Братья Мельниковы» — до революции это судно, как и весь остальной городской речной флот, принадлежало пароходству купчихи Евдокии Мельниковой. Она владела грузовыми и пассажирскими перевозками в нескольких сибирских городах. Краеведы называют ее чуть ли не основательницей пассажирского сообщения в Сибири, для семидесятых годов XIX века это была довольно смелая идея, многие тогда сомневались в рентабельности подобного предприятия. Однако Мельникова не только доказала обратное, дав жителям приобья возможность быстрее перемещаться — купчиха даже устраивала «скоростные гонки» колесных пароходов по Оби. После революции все суда Мельниковой были национализированы и переименованы. В конце сороковых флот обновился кораблями из ГДР и Венгрии, однако, по словам экскурсоводов, мельниковские корабли эксплуатировали вплоть до 1990-х.

Рядом со старым мостом, перенесшим целый век нагрузок, установили новый, который мы видим сегодня — его облегченные металлические фермы закреплены на двойных быках, в одном из которых, по легенде, есть выемка в форме креста. В глубине опоры, якобы, спрятано золото, а сам тайник освящен. «Так это или нет — неизвестно, но мост стоит и служит», — интригует экскурсовод.
На отрезке от Коммунального до Дмитровского моста теплоход проходит старейшие улицы Новосибирска. Тут и могла быть городская набережная, но вышло по-другому. В конце XIX века во время строительства железнодорожного моста здесь образовались два поселка строителей: один на территории современной Михайловской набережной и Южной площади, другой — в районе будущего Железнодорожного вокзала при строительстве станции Обь. Со временем поселки постепенно слились, появилась улица Фабричная (ранее — Мукомольная). Постройки тех времен на Фабричной еще остались, к ним относится и модный лофт «Мельница». В середине двадцатых на этих улицах появилась первая теплоэлектроцентраль, район заполнился предприятиями и складами.
По словам экскурсоводов, в генплане застройки Новосибирска набережная значилась именно здесь, но в военные годы погрузка и разнообразная логистика оказались важнее. «Обратите внимание на здание Речпорта (Фабричная, 6), а рядышком торчит дом строителей (Фабричная, 8). Во второй половине тридцатых годов эти два здания должны были составить парадный вид с реки, все это [технические постройки] должно было быть подчищено, и по улице Фабричная должен был выстроиться главный фасад Новосибирска. Но война эту идею похоронила, и мы видим то, что видим», — объяснил Кирилл Кузеванов.
Наконец, подбираемся к Димитровскому мосту. По левому борту виден строящийся аквапарк, справа — грузовая набережная. В годы войны здесь с одного берега на другой тянулся понтонный мост. Военные не успевали перевозить по железной дороге все необходимое, поэтому в створе будущего Дмитровского моста в самом начале 1941 года появилась эта вынужденная переправа. Что интересно, на прохождение судов по реке давалось всего 43 минуты в сутки, когда мост был разведен. Чернышевский спуск и нахаловка, прилегавшие тогда к мосту, до сих пор сохранились, осталась и небольшая Понтонная улица.
Мост имеет уникальную конструкцию, объясняют экскурсоводы: у него нет болтовых соединений, только сварочные швы. Конструкция, соединяющая берега, без последствий выдерживает колебания до 10 см. Мы тем временем огибаем Димитровский мост и через несколько минут высаживаемся на пристани Речного вокзала, экскурсия закончена.

Конечно, двух часов мало, чтобы детально изучить историю Новосибирска. Глаз горожанина давно привык к плоскому и однородному пейзажу прибрежий Оби, мы не знаем, почему набережная, которую все так любят ругать, оказалась не там, где планировалось, почему пустуют острова, и никогда не задумываемся, какие возможности нам всем дают мосты. Переступая реку, как помеху, мы упускаем из виду довольно много, но возможно именно эти исторические анекдоты и могут стать для кого-то «крючками», которых не хватало, чтобы, наконец, полюбить свой город.

Речные экскурсии проходят каждую пятницу в 18:00, информацию можно уточнить на сайте Музея Новосибирска.

Текст и фото Натальи Грединой

Ведущий поставщик акушерских услуг

Руководители больниц

Не пора ли переосмыслить роды и роды в вашей больнице? Мы можем помочь повысить качество обслуживания, снизить риски и защитить вашу прибыль.

Узнать больше

Партнер с нами

Клиницисты

Готовы исследовать новый карьерный путь? Мы предлагаем различные клинические роли в Соединенных Штатах.

Посмотреть карту набора

Присоединяйтесь к нашей команде

Пациенты

Круглосуточная помощь акушеров-гинекологов в больнице.

Подробнее

Пациенты

Неотложная помощь для всех беременных женщин
Группа госпиталистов Оби была основана на видении и приверженности тому, чтобы каждая будущая мать, поступающая в родильное отделение, получала постоянную, безоговорочную и качественную медицинскую помощь от опытного врача. Сегодня мы являемся крупнейшим и единственным преданным работодателем акушера-гинеколога в стране. Наша исключительная ориентация на программы акушерских стационаров дает нам беспрецедентное понимание для обеспечения дифференцированной производительности и результатов.

Узнать больше

По номерам

1

Фокус

591787

Встречи с пациентами

37

Штаты

225

Больничные партнеры

1200

Клиницисты

Апрель 2021 г. – март 2022 г.

Чем мы занимаемся

Наши преданные своему делу акушеры-гинекологи находятся в больнице круглосуточно и без выходных, чтобы обеспечить постоянный и своевременный уход за каждой беременной женщиной, поступившей в родильное отделение или отделение неотложной акушерской помощи. Их присутствие сокращает задержки в неотложной акушерско-гинекологической помощи, улучшает результаты, сокращает время ожидания и повышает удовлетворенность пациентов по сравнению с традиционными моделями сортировки. Кроме того, госпиталисты OBHG предлагают совместную внеконкурсную поддержку врачам частной практики.

Узнать больше

Чем мы отличаемся

Наш особый подход к акушерско-гинекологической медицине позволил нам накопить глубокие знания и опыт в области акушерско-гинекологической помощи, включая наборы клинических данных, специальное обучение акушеров-гинекологов и процессы для обеспечение соблюдения национальных протоколов, основанных на фактических данных. В рамках нашей национальной сети наши партнеры-клиники отмечают лучшие результаты лечения пациентов, снижение ответственности за врачебные ошибки и повышение качества обслуживания клиентов в целом.

Узнать больше

Отзывы

OBHG помог привлечь внешнее положительное влияние в качестве резерва и ограждения для стандартов медицинской помощи, основанных на фактических данных. Для нас было очень важно иметь акушерство на месте, круглосуточное присутствие, которое могло бы вмешаться, если возникнут осложнения у матери.

Д-р Тимоти Харрис, главный врач

Вы никогда не знаете, когда вам придется экстренно пройти через дверь. Когда врач OBHG всегда находится в больнице, вы не теряете время, когда пациенту требуется неотложная помощь.

Доктор Кристин Хантер, частный акушер-гинеколог

Приятно не беспокоиться обо всех офисных вещах, о которых раньше приходилось беспокоиться, иметь определенный набор обязанностей. Я прихожу на работу и делаю свою работу, а потом возвращаюсь домой… Это прекрасно подходит для меня.

Доктор Питер Эрл, врач OBHG

Мне нравится, что врачи здесь, потому что это немедленный ресурс. Вместо того, чтобы ждать несколько минут или дольше, доступ к кому-то, кто может немедленно помочь нам родить ребенка, у которого проблемы, будь то экстренное кесарево сечение или пациентка, которая приходит, у которой скоро роды, действительно влияет на уровень ухода. что мы можем дать.

Кэтрин Мартин, RN, медсестра родовспоможения

Госпиталисты OBHG не только реагируют на текущие неотложные ситуации, чтобы улучшить результаты, но также работают над тем, чтобы их больничная команда была готова к реагированию, пытаясь предсказать и предотвратить чрезвычайные ситуации до того, как они произойдут.

Доктор Ракхи Димино, медицинский директор OBHG

Обновления блога

11.10.22

OBHG приветствует Медицинский центр Ватауга в Буне, Северная Каролина

Добро пожаловать в Медицинский центр Ватауга в Буне, Северная Каролина, в семью OBHG с программой Решения для доступа к материнскому здоровью. Врачи OBHG будут на месте 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и их основная ответственность будет в…