Обелиск египет: «Обели́ск» — происхождение и значение слова

10 самых старых обелисков вывезенных из Древнего Египта

Facebook

Twitter

Vkontakte

Google

# Египет

# обелиск

Слово «обелиск» имеет греческое происхождение и обозначает «небольшой вертел». Первые обелиски появились в Древнем Египте, они обозначали место обитания духа Солнца и ставились парами возле самых главных храмов. Уникальные монументы высотой десятки метров показывали величие власти фараона и внушали священный трепет подданным. По форме представляют вертикальные четырехгранные колонны, высеченные из цельного куска камня, сужающиеся к верху и заканчивающиеся пирамидальным навершием. Первыми оценили величие древних обелисков римские императоры. Уже на пороге нашей эры эти следы исчезнувшей цивилизации и символы покоренных стран были перевезены в столицу Римской империи. В Средние века утраченные обелиски были восстановлены на площадях Вечного города по указанию понтификов. Сегодня главный город Италии считается столицей обелисков, их там сохранилось больше дюжины.

В XIX веке Британия, Америка и Франция перевезли громадные колонны на свою территорию и сделали из них монументы. Загадки обелисков волнуют умы вот уже несколько тысяч лет. Ученые пытаются понять, как они изготовлены и установлены без камнерезных машин, мощных тягачей и подъемных кранов. Мистики связывают обелиски с масонами, тайными культами и «концентраторами энергии». Случайные прохожие и туристы попадают под обаяние этих древних и совершенных творений. До наших дней дошло чуть более двух десятков обелисков, вывезенных из Древнего Египта. О самых выдающихся и известных мы поговорим ниже.

Показать на карте

Лондон, Великобритания

Обелиск Игла Клеопатры в Лондоне

Был здесь

Хочу сюда

Около 1475 года до нашей эры по указанию фараона Тутмоса III пара гранитных обелисков была установлена перед храмом бога Ра в египетском городе Гелиополь. К началу нашей эры обе стелы перевезены римлянами в Александрию и стояли в Кесариуме — храме, построенном царицей Клеопатрой в честь Марка Антония.

Иероглифы на гранях столба содержат знаки Тутмоса III и хвалебные песни «сыну бога Солнца», позже Рамзес II дописал к ним свое имя. На набережной Виктории в Лондоне обелиск оказался в 1878 году. Сложнейшую операцию по транспортировке монолита высотой 21 метр и весом в 224 тонны оплатил английский хирург сэр Эразм Уилсон.

Нью-Йорк, США

Обелиск Игла Клеопатры в Нью-Йорке

Был здесь

Хочу сюда

Как только газеты сообщили о перевозке первого обелиска в Британию, американцы загорелись идеей заполучить вторую «иглу». Дорогостоящую транспортировку 224-тонного монолита и 50-тонного пьедестала оплатил магнат У. Вандербильт. После традиционной закладки масонского краеугольного камня в основание, обелиск установили в Центральном парке Нью-Йорка (1881 год). Еще когда римляне перевозили обелиск в Александрию, повредили основание, поэтому античные мастера отлили из бронзы четыре краба-опоры по 400 кг каждый. Сегодня две сохранившиеся оригинальные фигуры хранятся в музее Метрополитэн, а их место занимают копии.

Стамбул, Турция

Обелиск Феодосия

Был здесь

Хочу сюда

Еще два обелиска, созданные при фараоне Тутмосе III, установлены возле Карнакского храма в 1460 году до н.э. в честь 30-летия его пребывания на троне. Надписи на гранях превозносят победы правителя в Месопотамии. В 357 году н.э. по воле императора Константина II оба столба доставили в Александрию, тем самым отметив 20-летие его правления. Первоначально стелы были огромны — почти 38 метров высотой и по 543 тонны весом. В 390 году император Феодосий I отвез первый камень в Константинополь. В процессе транспортировки он раскололся, от него остался обломок высотой 20 метров и весом 282 тонны, который подняли на шестиметровый мраморный пьедестал в центре ипподрома (ныне площадь Султанахмет Стамбула).

Рим, Италия

Латеранский обелиск

Был здесь

Хочу сюда

Второй обелиск из Карнакского храма, хотя и был доставлен в Александрию, но не был воздвигнут. В 357 году н. э. его отправили в Рим и установили в Большом цирке, как указатель поворота, где он стоял до краха Римской империи в V веке. Обломки стелы были обнаружены среди руин цирка при папе Сиксте V, понтифик поручил реставрацию зодчему Доменико Фонтана. В 1588 году обелиск установили напротив Латеранской базилики на пьедестале и украсили крестом, мотивируя это памятью о христианском императоре Константине. Несмотря на утрату части фрагментов, столб остается самым высоким в мире обелиском древнего Египта — гранитный монолит весом 330 тонн поднимается на 37 метров.

Париж, Франция

Луксорский обелиск в Париже

Был здесь

Хочу сюда

Фараон Рамзес II отметился не только надписями на чужих монументах, но и создавал свои. Около 1300 года до н.э. пара колонн была поставлена перед храмом Амон-Ра в Луксоре. На гранях начертаны хвалебные слова в честь правителя, объявившего себя сыном бога солнца Ра. В 1830-х годах обелиски подарены Франции, но в Париж перевезли один, второй так и остался стоять слева от входа в храм. Колонну высотой 22,8 метра и весом 250 тонн доставили в Париж и подняли на площади Согласия в 1836 году. Позолоченная пирамидка на вершине восстановлена в 1998 году к визиту в Париж президента Египта Хосни Мубарака.

Флоренция, Италия

Обелиск Боболи

Был здесь

Хочу сюда

Другая пара обелисков имени Рамзеса II за 1300 лет до н. э. украшала главный храм бога Атума, покровителя Гелиополиса. В первом столетии нашей эры эти не слишком высокие колонны были перевезены в Рим императором Домицианом и помещены в храме Исиды. В XVI веке одну стелу выкупил кардинал Фердинанд Медичи для своей римской виллы. В 1790 году шестиметровый обелиск весом 9 тонн перевезли в сады Боболи и поставили в центре амфитеатра. На верху монолита находится позолоченный шар, на пьедестале под ним — четыре черепахи. Надписи прославляют Рамзеса, называя его «возлюбленным сыном Атума и Ра».

Обелиск Боболи

Рим, Италия

Обелиск Догали

Был здесь

Хочу сюда

Второй обелиск из храма Атума, привезенный в Рим императором Домицианом, археолог Рудольфо Ланчиани обнаружил в 1883 году в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

Из шестиметрового обелиска сделали монумент солдатам, павшим в битве при Догали в ходе итало-эфиопской войны 1887 года. Общая высота памятника — почти 17 метров, на табличках, прикрепленных к постаменту, начертаны имена 500 погибших воинов.

Рим, Италия

Обелиск Фламинио

Был здесь

Хочу сюда

Обелиск Фламинио построен в период правления фараонов Рамзеса II и Мернептаха в 1300-е годы до н. э., находился в храме Солнца города Гелиополиса. В 10 году н. э. доставлен в Рим по указанию императора Октавиана Августа вместе с обелиском Монтечиторио. Также как и Латеранский обелиск, стоял в Большом цирке, и вместе с ним был найден среди руин расколотым на три части. По указанию папы Сикста V отреставрирован зодчим Доменико Фонтана и установлен на площади Пьяцца дель Пополо в 1589 году. Высота египетского обелиска 24 м, вес — 235 тонн, общая высота монумента вместе с крестом и постаментом — 36,5 м. Иероглифы содержат имена Рамзеса II и его сына Мернептаха.

Рим, Италия

Обелиск Монтечиторио

Был здесь

Хочу сюда

Вместе с обелиском Фламинио император Октавиан Август в 10 году н. э. привез из Гелиополиса еще одну граненую колонну весом 230 тонн и высотой 22 метра. Правитель решил сделать из нее гномон для гигантских солнечных часов. Ранее обелиск принадлежал фараону Псамметиху II из Саисской династии, занимавшему трон Египта в 595 — 589 годах до н. э. Примерно в X веке обелиск упал и был засыпан мусором. Остатки римских солнечных часов обнаружили в 1502 году, однако полная реставрация проведена только в 1793 году по указанию папы Пия VI. Архитектор Д. Антинори восстановил обелиск-гномон на площади Пьяцца ди Монте-Читорио, однако время они показывают неточно.

Ватикан, Ватикан

Ватиканский обелиск

Был здесь

Хочу сюда

Благодаря Октавиану Августу, в Александрию из Гелиополиса прибыл еще один обелиск, принадлежавший ранее неизвестному фараону. В 37 году нашей эры колонну по приказу императора Калигулы доставили в Рим и установили в Цирке Нерона. Свое современное место гранитная стела высотой 25,5 метров заняла в 1586 году. Соответствующее указание дал папа Сикст V, а исполнил Доменико Фонтана.

Сто лет спустя архитектор Джованни Бернини, проектируя площадь Святого Петра, сделал обелиск доминантой площади, а также украсил его гербами семьи Киджи.

Ватиканский обелиск

Что из себя представляют древнеегипетские обелиски, и Почему ими мечтали завладеть во всём мире


В период между царствованиями Августа и Феодосия I многочисленные египетские обелиски были вывезены в Европу. Эти древние монолиты производили неизгладимое впечатление практически на любого завоевателя. Но в Древнем Риме их значение имело многогранный характер, а также олицетворяло имперскую власть.

Когда римляне захватили Александрию в 30 году до нашей эры, они были под впечатлением от величия египетских памятников. И самопровозглашённый император Август, недолго думая, утвердил своё правление, мгновенно присвоив себе выдающийся символ власти — египетские обелиски.

Полотно с текстом и обелисками, III-I века до нашей эры. \ Фото: blogs. getty.edu.

В 10 году до нашей эры Август вывез два обелиска из Гелиополиса, Города Солнца, и перевёз их в Рим на лодке, приложив титанические усилия. Его достижения в этом смелом начинании создали прецедент, которому будут подражать многие последующие императоры. И ещё долго после падения Рима мировые сверхдержавы, такие как Великобритания, Франция и Соединённые Штаты, также последуют этому примеру. Именно по этой причине на сегодняшний день за рубежом египетских обелисков больше, чем в Египте.

Обелиск, 88-89 г. н. э., Рим. \ Фото: google.com.

Первые два обелиска в Риме были установлены в самых заметных местах. Один был помещён в Солярий Августа в Марсовом городке. Он служил гномоном гигантских солнечных часов. Вокруг его основания были установлены знаки зодиака, обозначающие месяцы года. И он был расположен таким образом, чтобы его тень освещала день рождения Августа, осеннее равноденствие.

Это означало, что Август, стоя у руля новой Римской империи, присвоил себе тысячи лет египетской истории. Любой посетитель, взглянувший на обелиск в Марсовом городке, понимал, что пресловутая эстафета передавалась от одной великой цивилизации к другой.

Полезность обелиска как горолога также была важна. Как отметил доцент кафедры классики Грант Паркер, «полномочия по измерению времени могут быть показателем государственной власти». Это означало, что началась новая римская эра.

Карнак, Колоссы, 1870 год. \ Фото: pinterest.com.

Другой обелиск, ныне расположенный на площади Пьяцца дель Пополо, первоначально был установлен в центре Большого цирка Древнего Рима. Этот стадион был главным городским местом проведения публичных игр и гонок на колесницах. Шесть других были перевезены в Рим более поздними императорами, и пять были построены там.

Самый высокий из них в настоящее время стоит перед базиликой Святого Иоанна Латеранского в Риме. Это один из двух обелисков, которые Константин Великий хотел вывезти из Египта перед смертью. Он сделал то, на что Август не осмелился из страха перед святотатством: Константин приказал сорвать самый высокий в мире обелиск с его освященного места в центре храма солнца и увезти в Александрию.

Бюст императора Августа. \ Фото: artemagazine.it.

Как первый христианский император, он не разделял почтения Августа к богу солнца. В новой, монотеистической Римской империи египетский обелиск выродился в статус предмета новшества. Его обладание стало не более чем символом государственной гордости. Однако Константин умер прежде, чем смог организовать путешествие обелиска по Средиземному морю.

С равным презрением к язычеству его сын и преемник Констанций II посмертно выполнил волю Константина. Он приказал перевезти обелиск из Александрии в Рим, где он возвышался над обелиском Августа на вершине Большого цирка.

Римский храмовый комплекс с египетскими обелисками, Жан-Клод Гольвин. \ Фото: blogspot.com.

По мере того, как менялась аудитория, изменялось и значение объекта. Древний Рим IV века нашей эры, быстро христианизирующийся при доме Константина, больше не рассматривал египетские памятники с суевериями цезаря Августа.

Если египетские обелиски в целом олицетворяли власть и присвоение наследия римлянам, остаётся вопрос о том, что задумали их первоначальные создатели. Плиний Старший в своих записях рассказывает, что некий царь Месфрес заказал первый из этих монолитов в Ранний династический период Египта. Символически он почитал бога солнца. Однако его функция состояла в том, чтобы разделить день на две половины своей тенью.

Возведение обелиска Константина в Риме, Жан-Клод Гольвин. \ Фото: blogspot.com.

Более поздние фараоны воздвигали обелиски, возможно, в равной степени из-за преданности богам и мирских амбиций. С ними было связано чувство престижа. Часть этого престижа заключалась в фактическом движении монолитов. Египетские обелиски всегда были высечены из одного камня, что делало их транспортировку особенно сложной. Они были в основном добыты в окрестностях Асуана и часто состояли из розового гранита или песчаника.

Царица Хатшепсут заказала два особенно больших обелиска во время своего правления. В своём собственном проявлении силы она продемонстрировала их вдоль Нила, прежде чем установить в Карнаке. Это представление о том, что гигантские усилия, необходимые для транспортировки египетских обелисков, придавали им повышенное чувство престижа и удивления, также было фактором в Древнем Риме. Возможно, даже более того, поскольку теперь их отправляли не только вниз по Нилу, но и через море.

Большой цирк во времена Констанция II, Жан-Клод Гольвин. \ Фото: teggelaar.com.

Труд, необходимый для того, чтобы погрузить египетский обелиск на речное судно в Асуане и доставить его в другой египетский город, был огромным. Но это предприятие было лёгкой работой по сравнению с тем, с чем пришлось столкнуться римлянам. Обелиски нужно было спустить, погрузить, перевезти из Нила через Средиземное море в Тибр, а затем снова установить на месте в Риме — и всё это без разрушения или повреждения камня.

Римский историк Аммиан Марцеллин описывает морские суда, которые были изготовлены на заказ для этой задачи: они были неизвестного доселе размера и должны были управляться тремя сотнями гребцов на каждом. Эти корабли прибыли в порт Александрии, чтобы принять монолиты, после того как их подняли вверх по Нилу на небольших лодках. Оттуда они пересекли море.

Деталь бога солнца Ра, характеризующаяся головой сокола, поддерживающей солнечный диск. \ Фото: twitter.com.

Достигнув безопасного места в порту Остия, другие корабли, специально построенные для плавания по Тибру, получили монолиты. И совсем неудивительно, что подобное повергло в благоговейный трепет толпы провинциальных зрителей. Даже после успешной доставки и возведения обелисков к судам, которые их перевозили, относились почти с одинаковым восхищением.

У Калигулы был один корабль, участвовавший в транспортировке его египетского обелиска, который сегодня является центральной частью Ватикана и некоторое время выставлялся в Неаполитанском заливе. К сожалению, он стал жертвой одного из многих печально известных пожаров, которые опустошили итальянские города в тот период.

Недостроенный обелиск, Асуан, Египет. \ Фото: mymodernmet.com.

Каждый египетский обелиск опирается на основание. И хотя на них, безусловно, менее интересно смотреть, у баз часто есть более интересная история. Иногда они так же просты, как надпись, подробно описывающая процесс транспортировки эгейского памятника на латыни. Так было в случае с первоначальным основанием Латеранского обелиска Констанция, который до сих пор находится в руинах Большого цирка.

В других случаях они были написаны таким образом, что их смысл был намеренно неразличим. Египетский обелиск, который в настоящее время стоит на площади Пьяцца Навона, является примером этого. Он был заказан Домицианом для изготовления в Египте, который дал чёткое указание, чтобы древко и основание были исписаны среднеегипетскими иероглифами. Иероглифы на древке провозглашают римского императора «живым образом Ра».

Корабль Калигулы в порту, Жан-Клод Гольвин. \ Фото: doubtfulsea.com.

Поскольку мало кто из римлян был знаком с эпиграфикой Среднего Египта, ясно, что Домициан не хотел, чтобы это было понято. Но, скорее, присвоив древнюю письменность Египта, он удвоил власть Рима над ней. И в недвусмысленных выражениях эти монолиты помазали Древний Рим как наследие Египта.

Также стоит отметить, что Домициан мог легко получить обелиск аналогичной работы, высеченный в Италии — на самом деле, у других императоров это было. Его непосредственный ввод в эксплуатацию работ в Египте является доказательством того, что стоимость объекта была увеличена за счёт транспортировки из этой страны.

Детали картушей Домициана. \ Фото: blogs.getty.edu.

Римляне, возможно, были первыми, кто приобрёл египетские обелиски, но они не были последними. Можно сказать, что действия Цезаря Августа ещё в 10 году до н. э. вызвали эффект снежного кома. Не только римские императоры, но и французские короли и американские миллиардеры приобретали их в более поздней истории.

В 1800-х годах Королевству Франция была подарена пара египетских обелисков, которые когда-то стояли перед Луксорским храмом к тому времени паши Мухаммеда Али. Французы были мировой сверхдержавой того времени, и Али намеревался этим жестом ужесточить франко-египетские отношения.

Пьяцца Навона, Гаспар ван Виттель, 1699 год. \ Фото: squarespace.com.

На то, чтобы доставить монолит в Париж, ушло более двух лет и два с половиной миллиона долларов. Французская баржа «Ле Луксор» отправилась из Александрии в Тулон в 1832 году после того, как целый год находилась в ловушке в Египте, ожидая разлива Нила. Затем она отправилась из Тулона через Гибралтарский пролив и вверх по Атлантике, наконец, пришвартовавшись в Шербуре.

В следующем столетии египетское правительство объявило о наличии двух александрийских обелисков при условии, что те, кому они адресованы, их получат. Один достался британцам. Другой был предложен американцам. Когда Уильям Генри «Билли» Вандербильт услышал об этой возможности, то ухватился за неё. Он пообещал любую сумму денег, чтобы доставить оставшийся обелиск обратно в Нью-Йорк. В своих письмах, в которых велись переговоры о сделке, Уильям очень по-римски относился к приобретению монолита: он сказал что-то в том смысле, что если бы у Парижа и Лондона было по одному, Нью-Йорку тоже понадобился бы один. Почти два тысячелетия спустя обладание египетским обелиском всё ещё считалось великим узаконителем империй.

Луксорский обелиск. \ Фото: pixabay.com.

Предложение было принято. Обелиск отправился в Северную Америку в долгое и довольно странное путешествие, о чём подробно сообщает «Нью-Йорк Таймс». Он был возведён в Центральном парке в январе 1881 года. Сегодня он стоит за Художественным музеем Метрополитен и известен под своим прозвищем «Игла Клеопатры». Это последний египетский обелиск, который когда-либо будет жить в постоянном изгнании со своей родины.

Игла Клеопатры, которая в конце концов была перенесена в Нью-Йорк, стояла в Александрии, Фрэнсис Фрит, около 1870 года. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Вероятно, к лучшему, что Арабская Республика Египет наконец положила конец тому, что начал Древний Рим. Никакие египетские памятники, обелиски или что-либо другое, обнаруженные на египетской земле, отныне не могут покидать египетскую землю.

Как научиться различать минойское и микенское искусство буквально за пару минут, почему оно до сих пор ценится и во всём мире, и кто у кого перенял культуру, читайте в следующей статье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Египетский обелиск — Энциклопедия всемирной истории

Обелиск представляет собой прямоугольную каменную колонну с конической вершиной, образующую пирамиду, установленную на основании, воздвигнутую в память о человеке или событии и в честь богов. Древние египтяне создали эту форму в какой-то момент раннего династического периода (ок. 3150–ок. 2613 г. до н.э.) после своих работ в гробницах мастаба из сырцового кирпича и до строительства Ступенчатой ​​пирамиды Джосера (ок. 2670 г. до н.э.). Считается, что самые ранние обелиски служили своего рода тренировкой для работы с камнем над монументальными проектами, что было необходимым шагом к строительству пирамид.

Название «обелиск» в переводе с греческого означает «вертел», как и длинный заостренный кусок дерева, обычно используемый для приготовления пищи, потому что греческий историк Геродот был первым, кто написал о них и назвал их так. Египтяне называли их техену , что означает «пронзать» как «пронзать небо». Самые ранние обелиски больше не существуют и известны только по более поздним надписям, но, по-видимому, были всего около десяти футов (3 метра) в высоту. Со временем они достигнут высоты более 100 футов (30 метров). Хотя многие культуры по всему миру, от ассирийской до мезоамериканской, использовали форму обелиска, только древний Египет работал с монолитным камнем, почти всегда красным гранитом. Каждый древнеегипетский обелиск был вырезан из цельного куска камня, который затем перемещали на место и устанавливали на основание. В то время как археологи и ученые понимают, как эти памятники вырезались и перевозились, никто не знает, как они были воздвигнуты; современные попытки воспроизвести возведение обелиска с использованием древнеегипетской технологии не увенчались успехом.

Удалить рекламу

Реклама

Символика обелиска

Обелиски Древнего Египта представляли собой benben , изначальный холм, на котором стоял бог Атум при сотворении мира. Таким образом, они были связаны с птицей бену, египетским предшественником греческого феникса. Согласно некоторым египетским мифам, птица бену была первым живым существом, чей крик пробудил творение и привел жизнь в движение. Птица была связана с утренней звездой и обновлением каждого дня, но также была знаком конца света; точно так же, как птица кричала, чтобы начать творческий цикл, она снова издавала звук, сигнализируя о его завершении.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Обелиски древнего Египта представляли собой бенбен, изначальный холм, на котором стоял бог Атум при сотворении мира.

Египтяне верили, что наступит день, когда боги умрут и все вернутся к единообразию изначального хаоса. Птица бену не выбирала бы этот конец сама по себе, а получала бы сигнал от бога солнца Ра, который, в свою очередь, был бы проинформирован богом Тотом, хранителем записей людей и богов. Однако птица бену в первую очередь была связана с Ра (позже Амоном и Амоном-Ра), а также со светом и жизнью. Египтолог Джеральдин Пинч комментирует это так:

Удалить рекламу

Реклама

Начиная с «Текстов пирамид», птица бену была тесно связана с богом-создателем-солнцем. Говорят, что в Гелиополе, центре поклонения Солнцу, птица бену сидела на камне бенбен, своего рода примитивном обелиске, или на ветвях священной ивы. Когда египетские цари правили в течение тридцати лет, они просили птицу бену восстановить свою силу и жизненную силу (117).

Сохраняя связь с птицей бену, обелиск все больше ассоциировался с Ра и поклонением Солнцу, особенно в эпоху Нового царства (ок. 1570–1069).до н.э.) и далее. Обелиски всегда возводились парами в соответствии с египетской ценностью баланса и гармонии; считалось, что двое на земле отражались двумя на небе. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон пишет:

.

Феномен двойственности пронизывает египетскую культуру и лежит в основе египетской концепции самой вселенной. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться на существенных различиях между двумя частями данной пары, египетская мысль может подчеркивать их взаимодополняющий характер как способ выражения сущностного единства существования через согласование и гармонизацию противоположностей — точно так же, как мы сегодня могли бы использовать «людей». и женщин», «старых и молодых» или «больших и малых» в значении «всех» или «каждого» (129).

Двойные обелиски были воздвигнуты в честь достижений великого царя (или, в случае Хатшепсут, великой царицы), но также служили в честь богов или, чаще, определенного бога. В период Нового Царства считалось, что обелиск населен духом бога, для которого он был воздвигнут, точно так же, как считалось, что бог действительно живет в своем храме. Тутмос III (1458-1425 гг. до н.э.) Нового царства ввел ритуал церемоний подношения обелискам таким же образом, как подношения приносили в храмы, и эта практика продолжалась в период Птолемеев (323-30 гг. до н. э.), последний правивший Египтом. до того, как он был аннексирован Римом. Фараоны Нового Царства воздвигли больше обелисков, чем какие-либо другие, в надежде, что они будут жить благодаря этим памятникам, поскольку им будут приносить подношения после их смерти.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Луксорский обелиск, Париж

Деннис Джарвис (CC BY-SA)

Таким образом, обелиски представляли живое божество, жизненную силу и бессмертие фараона, а также концепцию двойственности и равновесия. Однако независимо от того, кого или что еще они увековечивали, они были подняты и аккуратно расположены так, чтобы первый и последний свет дня коснулся их вершин в честь бога солнца. Считалось, что бог солнца отправляется в опасное путешествие ночью, где ему придется провести свою баржу через подземный мир и избежать разрушения великим змеем Апофисом. Египтяне проводили церемонии, чтобы отразить и ослабить Апофиса и сохранить бога солнца в безопасности, и, таким образом, они участвовали в цикле дня и ночи. Обелиски служили в честь бога солнца, когда он поднимался из ночи утром, пересекал небо и возвращался в темноту вечером. На практическом уровне обелиск тогда служил бы солнечными часами, поскольку путешествие Ра по небу указывалось бы движением тени от монумента, за исключением случаев, когда солнце находилось прямо над головой и тень не отбрасывалась. .

Строительство и размещение

Самый большой из когда-либо созданных обелисков так и не был воздвигнут: так называемый «незавершенный обелиск» фараона Хатшепсут (1479–1458 гг. памятники. Считается, что незаконченный обелиск был заказан для установки в Карнаке, где Хатшепсут уже воздвигла памятник, известный сегодня как Латеранский обелиск, который был перенесен в Рим в 4 веке н.э. Констанцием II. Незаконченный обелиск имеет размеры 137 футов (42 метра) и весит около 1200 тонн. Работа над памятником была прекращена, когда он треснул во время вырезания, и поэтому он остается на месте, точно так же, как и тысячи лет назад, когда рабочие ушли от него. На изделии отчетливо видны следы от древних инструментов и отметки рабочих, которые дают представление о том, как добывались обелиски.

Рабочие начали вырезать обелиск из гранитной скалы в Асуане, используя долота и деревянные клинья. Египтолог Розали Дэвид объясняет:

Удалить рекламу

Реклама

Свидетельства в Асуане указывают на то, что для удаления камня каменщики, вероятно, просверливали в скале отверстия на глубину около шести дюймов, а затем вставляли в эти отверстия деревянные клинья, прежде чем смочить их водой, так что древесина набухла и заставила скалу расколоться. Затем обелиск можно было вырезать и перевезти по реке к месту строительства храма, где он был закончен (171–172).

Используемые инструменты были металлическими, такими как медь и камень. Вулканическая порода (диорит) также использовалась для разрыхления камня после того, как были проделаны отверстия. Дэвид отмечает открытие Флиндерса Петри, что «кузнецы умеют разумно добавлять определенные сплавы к металлам, чтобы сделать их подходящими для определенных задач; они также закаляют их и, таким образом, вероятно, могут производить инструменты необходимой прочности для работы со всеми этими камнями» ( 172). Точно неизвестно, сколько времени потребовалось рабочим, чтобы добыть и сформировать обелиск, но весь процесс, от первоначальной добычи до транспортировки и установки памятника, занял примерно семь месяцев. Историк Маргарет Бансон описывает процесс перемещения обелиска из каменоломни в Асуане к месту назначения в Фивах:

Когда колонна была высечена в соответствии с требованиями, ее обвязали веревками, камень подняли и поместили на тяжелые салазки. Потребовалось несколько тысяч рабочих, чтобы вытащить сани к берегу Нила. Там суда ждали в сухих доках, специально предназначенных для безопасной погрузки пилонов. Уникальность этого процесса погрузки заключается в том, что лодки оставались в сухом доке до тех пор, пока столбы не были благополучно подняты на борт. Затем судно и священный груз медленно плыли по воде, слитой в причал. Когда корабль и опора были стабилизированы, ворота дока открылись, и судно направилось к Нилу. Девять галер, на каждой из которых было более 30 гребцов, отбуксировали судно и обелиск в Фивы, где их прибытия ожидал церемониальный ритуал и огромные толпы. Заранее подготовили пандус и вытянули столб к наклону. Уникальной частью пандуса было отверстие в форме воронки, заполненное песком. Обелиск был установлен над отверстием, и песок был высыпан, таким образом опустив столб на место. Когда обелиск поставили на основание и закрепили там, пандус убрали, и прибыли жрецы и королевская свита, чтобы принять участие в обрядах посвящения и церемониях в честь бога камня (19).4-195).

Обелиск Тутмоса III, Стамбул

Деннис Джарвис (CC BY-SA)

Добыча, транспортировка и установка обелиска хорошо задокументированы в надписях, рисунках и официальных письмах по этому вопросу, но не упоминается конкретно о том, как именно обелиск был поднят на свое основание. Описание Бунсоном отверстия в форме воронки основано на древнеегипетских источниках, которые, казалось бы, указывают на то, что основание обелиска находилось под пандусом и было покрыто песком. Нижняя часть обелиска должна была располагаться над этим отверстием, и песок медленно удалялся, чтобы поднять памятник, в то время как, предположительно, рабочие с веревками осторожно направляли обелиск по мере его подъема.

Однако древнеегипетские надписи об этой части процесса неясны, и проблема с предположением о воронкообразной дыре в пандусе проясняет что-либо в том, что эта дыра должна была быть значительной глубины, чтобы помочь поднять 100-футовую высокий памятник, должен был быть какой-то паз, чтобы предотвратить скольжение на основании, и рабочим нужно было найти способ поднять обелиск в вертикальное положение, когда он достиг определенной высоты и угла; современные попытки воспроизвести этот процесс потерпели неудачу. В 1995 г. н.э. команда NOVA с археологом Марком Ленером попыталась воздвигнуть обелиск на основе египетских источников, но потерпела неудачу. Когда они использовали более современные методы, они также потерпели неудачу. Песчаное отверстие в форме воронки должно было быть достаточно глубоким, чтобы довести край основания обелиска до края канавки в основании, но это не сработало. Кроме того, угол обелиска при подъеме остановился на 40 градусах, и современные рабочие со своими веревками не могли найти способ поднять его дальше.

Удалить рекламу

Реклама

В 2001 г. н.э., отказавшись от древних источников, профессор аэронавтики Мори Гариб и его команда подняли обелиск весом 6900 фунтов, используя воздушных змеев, систему шкивов и опорную раму. Используя энергию ветра и тщательно рассчитывая рычаги, необходимые для системы шкивов, обелиск был поднят за 25 секунд. Гариб утверждает, что, скорее всего, именно так были воздвигнуты древние обелиски, а также построены пирамиды и храмы Египта. Это утверждение, однако, является полностью спекулятивным, поскольку нет никаких записей, указывающих на использование воздушных змеев в строительстве в Древнем Египте.

Описание Бансона, хотя и конкретно цитирует Фивы, применимо к любому из мест, где были найдены обелиски. Хотя они в основном выросли в Карнаке, они также располагались за пределами многих храмов от Гелиополя (недалеко от современного Каира) в Нижнем Египте до Элефантины в Верхнем Египте недалеко от Асуана.

Обелиск Сенусерта I, Гелиополис

Нейтсабес (общественное достояние)

Обелиски и храмы

Обелиски часто устанавливали во дворах храмов в честь бога внутри, а также бога солнца, который парил над головой. Единственный обелиск, все еще стоящий на своем первоначальном месте, — это обелиск Сенусерта I (ок. 19 г. до н.э.).71-1926 г. до н.э.) на месте бывшего храма бога солнца в Гелиополе. Другие обелиски были сняты иностранными государствами или подарены египетским правительством в качестве подарков странам в современную эпоху. Однако надписи и документы ясно показывают, что обелиски были обычным атрибутом храмов по всему Древнему Египту. Уилкинсон заявляет:

Удалить рекламу

Реклама

Символическая ориентация и размещение, возможно, наиболее легко прослеживаются в египетском храме, где они постоянно использовались как на макро-, так и на микроуровнях. Многие храмы были расположены на священных местах или построены достаточно близко к Нилу, чтобы быть частично затопленными во время ежегодного разлива реки, что символизировало водное сотворение мира. В некоторых поздних храмах также были построены святыни на крышах и в склепах ниже уровня земли, вероятно, символы неба и подземного мира. Большинство храмов были выровнены, по крайней мере теоретически, по дневному прохождению солнца. Это выравнивание видно в расположении горизонтоподобных пилонов, возвышающихся обелисков и солнечных дисков, нарисованных вдоль архитравов оси храма с востока на запад (66).

Эти обелиски должны были быть тщательно измерены и вырезаны, чтобы соответствовать размеру конкретного храма и положению, которое они будут там занимать. Острие вершины пирамиды обелиска должно было улавливать первые и последние солнечные лучи, поэтому памятник должен был быть достаточно высоким и располагаться таким образом, чтобы добиться этого. За расположение обелиска и его высоту отвечал король, который ввел в эксплуатацию как храм, так и окружающий его комплекс. Уилкинсон пишет:

С самого основания храма царь играл главенствующую роль в его строительстве и функционировании. Отдельные монархи отвечали за строительство последовательных пилонов и дворов, добавленных к величайшим храмам Египта, а в других случаях — даже за завершенные сооружения. Представления показывают, что король участвовал в ритуале основания, известном как «протягивание шнура», который, вероятно, имел место до того, как начались работы по строительству храма или какой-либо пристройки. На этих изображениях обычно изображен царь, совершающий обряд с помощью Сешат, богини письма и измерения, — мифический аспект, усиливающий центральную и уникальную роль царя в строительстве храма (174).

Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. до н.э.) заказал наибольшее количество обелисков для храмов и поощрял продолжение практики подношения им. Он разместил свои обелиски в храме Амона в Фивах в Верхнем Египте, вплоть до Гелиополиса в Нижнем Египте, и, несомненно, имел другие в своем городе Пер-Рамсес на месте бывшего города Авариса. Большие части Пер-Рамсеса («города Рамсеса») были разобраны для строительства Таниса во время правления Смендеса (ок. 1077–1051 гг. До н. Э.) После того, как Нил изменил русло и оставил бывший город без водоснабжения.

На протяжении Третьего промежуточного периода (ок. 1069–525 гг. до н. э.) Танис был важным городом, спроектированным как отражение гораздо более старых Фив, и хотя возможно, что в это время для города были созданы обелиски, более вероятно, что они были перенесены из города. из Рамсеса. Как и в любом аспекте строительства и расположения обелисков, количество усилий для достижения этого было бы значительным, но египтянам кажется, что памятники, которые пронзали небо и прославляли богов, стоили затраченных усилий. Остальной мир, похоже, согласен с тем, что египетские обелиски или имитации формы можно увидеть на видном месте во многих современных городах в наши дни.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Обелиск | столб | Британика

Париж: Луксорский обелиск

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джан Лоренцо Бернини Сэр Остин Генри Лейард
Похожие темы:
древнеегипетская религия столб Игла Клеопатры

Просмотреть весь связанный контент →

обелиск , коническая монолитная колонна, первоначально воздвигавшаяся попарно у входов в древнеегипетские храмы. Египетский обелиск был вырезан из цельного куска камня, обычно из красного гранита, добытого в каменоломнях Асуана. Он был спроектирован так, чтобы его квадратное или прямоугольное основание было шире, чем его пирамидальная вершина, которая часто была покрыта сплавом золота и серебра, называемым электрумом. Все четыре стороны вала обелиска украшены иероглифами, которые обычно включают религиозные посвящения, обычно богу солнца, и поминовение правителей. Хотя известно, что обелиски были воздвигнуты еще во времена 4-й династии (9 г.0005 с. 2575–2465 гг. до н. э.), экземпляров той эпохи не сохранилось. Обелиски храмов солнца 5-й династии были сравнительно приземистыми (не более 10 футов [3,3 метра] в высоту). Самый ранний из сохранившихся обелисков датируется правлением Сесостриса I (1918–1875 гг. до н. э.) и стоит в Гелиополе, пригороде Каира, где когда-то стоял храм Ре. Один из пары обелисков, воздвигнутых в Карнаке Тутмосом I ( ок. 1493– ок. 1482 до н. э.), имеет высоту 80 футов (24 метра), квадратное основание, со сторонами 6 футов (1,8 метра), и весом 143 тонны.

Надпись на основании 97-футового (30-метрового) обелиска Хатшепсут в Карнаке указывает на то, что работа по вырубке этого конкретного монолита из карьера заняла семь месяцев. В храме Хатшепсут в Фивах есть сцены перевозки обелиска по Нилу на барже. В пункте назначения рабочие укладывают вал на оторванное основание, поднимая его по земляному пандусу и наклоняя.

Другие народы, в том числе финикийцы и хананеи, производили обелиски по египетским образцам, хотя обычно они не вырезались из цельного каменного блока.

Во времена римских императоров многие обелиски были перевезены из Египта на территорию нынешней Италии. По крайней мере, дюжина отправилась в сам город Рим, в том числе один сейчас находится на площади Сан-Джованни-ин-Латерано, первоначально возведенной Тутмосом III (годы правления 1479–1426 гг. до н. э.) в Карнаке. Имея высоту 105 футов (32 метра) и квадратное основание со сторонами 9 футов (2,7 метра), которое сужается к квадратной вершине со сторонами 6 футов 2 дюйма (1,88 метра), он весит примерно 230 тонн и является самым большим. Древний обелиск сохранился.

В конце 19 века правительство Египта разделило пару обелисков, отдав один США, а другой Великобритании. Один сейчас стоит в Центральном парке Нью-Йорка, а другой — на набережной Темзы в Лондоне. Хотя они известны как иглы Клеопатры, они не имеют исторической связи с египетской царицей. Они были посвящены в Гелиополе Тутмосом III и имеют надписи, посвященные ему и Рамзесу II (годы правления г. ок. г. 1279– г. ок. г. 1213 г. до н. э.). Вырезанные из типичного красного гранита, они стоят 69футов 6 дюймов (21,2 метра) в высоту, имеют прямоугольное основание размером 7 футов 9 дюймов на 7 футов 8 дюймов (2,36 метра на 2,33 метра) и весят 180 тонн. Добыча и возведение этих столбов является мерилом механического гения и неограниченной рабочей силы, доступной древним египтянам.

Хорошо известным примером современного обелиска является монумент Вашингтона, строительство которого было завершено в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1884 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *