Обряд крещения на руси: Крещение, Русские традиции

традиции, обряды, приметы и поверья — ЯСИА

Одним из самых значительных событий в истории России было Крещение Руси. Этот день  празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается в России на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.


Долгое время не решался князь принять какое-либо вероисповедание, хотя его бабка – княгиня Ольга – приняла христианство задолго до метаний внука и хотела, чтобы ее потомки были христианами. Сам князь изучал аспекты, традиции и догмы различных религий, ища для себя и для своего народа подходящую. Результатом его изысканий стало принятие крещения от Константинопольской Церкви. Так же как и княгиня Ольга, Владимир остановил свой выбор на православии. А ведь могла Русь быть и мусульманской – эта религия в какой-то момент привлекала Владимира больше остальных. Крестившись сам, Владимир в 988 году приказал окрестить и киевскую Русь. Как и многое в нашей стране, крещение проходило в принудительном порядке – людей загоняли в воду практически насильно, непокорных били и даже казнили. Тем не менее, принятие новой веры не заставило русичей отказаться от язычества – мы до сих пор отмечаем праздники, посвященные языческим богам, наравне с христианскими. Правда, спасаясь от преследований священников, народ переименовал языческие праздники, посвятив их христианским святым, но обряды не изменились. Девять веков длилось становление христианства на Руси, и вот теперь Россия, хоть и включает в себя различные религиозные конфессии, официально считается страной православного христианства.

Крестины

Значительным событием крещение или крестины ребенка является и для современных христиан. Крестят ребенка практически после рождения. Считается, что лучше всего это делать с 8 по 40 день жизни. Слабеньких детей крестили на Руси даже раньше, считалось, что крестины могут помочь им выжить, а если они и умрут, то попадут в рай, то есть их душа сможет упокоиться с миром. Крестины – защита от лукавого, обретение души, дарование светлого пути. При крещении ребенок получал свое тайное имя, отличное от того, каким его называли в миру, считалось, что таким образом он получает защиту от злых духов, от дьявола и от дурных людей. Знали тайное имя только родные и крестные родители ребенка, а ему открывали это имя только в день совершеннолетия. Давали имя, как правило, по Святцам, то есть нарекали ребенка именем святого, чью память чтили в день, пришедшийся на день крестин.

Обряд

Обряд крещения – таинство, поэтому посторонних людей на него не допускают. Не могут на нем присутствовать и настоящие родители младенца, они либо ждут у церкви, либо дома, накрывая праздничный стол. К сожалению, сегодня весьма распространена практика, когда в церкви назначают определенный день для крестин и крестят сразу несколько младенцев и взрослых. Зато сейчас таинство крещения может совершить только священник, а раньше, если в деревне не было церкви (а ее не было, так как деревня с церковью называлась уже селом), а до священника нельзя было добраться по причине, например, бездорожья, то ребенка мог окрестить любой крещеный человек, правда, соблюдая все положенные каноны. В богатых домах было принято звать священника на дом, особенно, если в доме была домовая часовня, а бедняки несли своих детишек в церковь. Удивительно, но как бы ни была холодна вода в купели, как бы ни был слаб ребенок, после крещения он никогда не простужался.

Крестные родители

Крестных выбирают тщательно. Это могут быть и очень близкие друзья, и состоятельные родственники и некие влиятельные люди. Главное, чтобы они были крещенные и могли дать ребенку и духовную, и телесную пищу. В идеале у ребенка должна быть и крестная мама, и крестный папа, если по каким-то причинам это не реально, то для мальчика выбирают крестного, а для девочки – крестную. С момента крестин крестные становятся для ребенка духовными родителями, они наравне с настоящими родителями должны заботиться о ребенке, опекать его, а также заниматься его духовным воспитанием. На сами крестины крестный покупает крестильный крестик, оплачивает обряд, а крестная покупает крестильные одежды, ткань, чтобы завернуть окрещенного младенца, полотенца для малыша и для священника, а через 6 недель дарит малышу пояс и серебряную ложечку «на первый зуб». В разных регионах существуют свои обычаи кумовых подношений, в некоторых местах полотенца и ткань покупают настоящие родители, а ложечку и вовсе не дарят.

Что надо взять с собой на крестины

Обо всём необходимом для крещения стоит позаботиться заранее, чтобы потом ничто не отвлекало от важного события. Надо взять с собой не только крестильную рубашку, но и чистую, желательно, абсолютно новую одежду, чтобы переодеть ребенка после крещения (эту одежду тоже покупает крестная). Также надо взять ткань, в которую завернут ребенка после крещения для обряда миропомазанья. Не забудьте полотенца – одно побольше, чтобы вытереть ребенка, а второе – поменьше, для того, чтобы священник мог вытереть руки. Если вы собираетесь креститься сами, то возьмите еще и обувь, например, шлепки, так как обряд достаточно долгий, и стоять на голом полу босиком не очень приятно, а разуваться надо обязательно. Свечи вы можете купить в церкви непосредственно перед обрядом, так же как и крестильный крестик. А вот тот крестик, который будет носить малыш (или вы сами, если креститесь вы), покупается после крещения, так как при его освящении используется то имя, которое дано священником. Позаботьтесь и о гайтане. После крещения вы можете попросить свидетельство о крещении, но лучше заранее поинтересоваться, выдают ли в этом храме эти свидетельства, так как не во всех церквях это принято. Само свидетельство оплачивает крестный и выбирает либо попроще, либо побогаче. И еще. Если вы решили запечатлеть миг крещения своего малыша, то заранее спросите разрешение на съемку – некоторые строгие священники запрещают снимать таинство на видеокамеру или на фотоаппарат.

Крестик – золотой или простой?

Крестильный крест должен быть обычный, купленный тут же в церкви. Но носить его не надо. Считается, что этот крест – мощнейший оберег, поэтому потерять его – лишиться защиты. Крестильный крест хранят в белье или под подушкой. Можете повесить его рядом с колыбелью, но так, чтобы малыш до него не дотянулся. А вот какой крест носить – золотой, серебряный или обычный (медный или оловянный), каждый решает сам, условие одно – этот крест тоже должен быть освящен. Маленькому ребенку лучше на шею повесить самый обычный крест, и не на цепочке, а на гайтане. Православие призывает к скромности, поэтому крест не должен быть виден из-под одежды, и не должен быть слишком вычурный, все-таки это не ювелирное украшение. Кстати, если не можете уснуть, возьмите в горсть крестик, который у вас на шее – сон снизойдет на вас практически сразу, можете также достать свой крестильный крестик – он помогает не только от бессонницы, но и снимает головную боль, а порой лечит и более серьезные недуги. Таким же свойством обладает и крестильная одежда – если ваш малыш болеет, накиньте на него крестильное платье (рубашку), и ему станет гораздо легче.

Приметы

Крестильных примет не так уж и много, но они есть.
Если у крестных умер их духовный ребенок, на другие крестины их не зовут – история может повториться.
Считается, что ребенок должен заплакать, когда вода попадает ему на голову и в лицо – так из него выходит лукавый.
Крестный и крестная не должны состоять в близких отношениях ни до, ни после крестин. Именно поэтому в качестве крестных не может выступать семейная пара.
Считается, что купание в крестильной воде, которую крестная мать просит у священника после обряда, укрепляет здоровье малыша.
Плохой приметой считается, если малыш чихает во время обряда.
Отмечать крестины надо обязательно – это напоминает человеку о его истинном предназначении.

Народные приметы и поверья

В народном календаре 28 июля — День Улиты и Кирика. В этот день, по народным приметам, наступала середина лета. Правда, обычно на Кириков

день, 28 июля, шли дожди. Женщины почитают в этот день матушку Улиту – свою заступницу и защитницу.

Говорили, что если 28 июля устанавливается солнечная погода – это настоящее счастье и удача, ведь именно сейчас солнечные лучи являются самыми полезными, поскольку дарят силу и здоровье. Однако даже теплая погода 28 июля не останавливает приближение осени, что очень чувствуется и даже заметно, если обратить внимание на природу вокруг. Например, начинают желтеть листья у липы, а в лесу появляется все больше и больше грибов, особенно, подосиновиков и белых.

Старообрядцы считают Улиты и Кирика своими покровителями. В поле в этот день не стоило выходить, поскольку считали, что там разгуливает нечистая сила. Говорили, что жатва 28 июля – это не к добру. Хотя существует и более логичное объяснение – дело в том, что на Улиту и Кирика обычно шел достаточно сильный дождь, а потому в поле, по приметам, просто нечего было делать. День старались, тем не менее, проводить с пользой. Так, детей приучали к домашнему труду.

Из других народных примет: нельзя жать на Улиту – примета к тому, что увидишь дурное предзнаменование.

Как на Руси крестили детей — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2017-09-08 21:32:03

Традиции крещения у русских православных имели огромное значение и сильно отличались от аналогичных у католиков и протестантов. Древняя Русь очень глубоко и искренне приняла новую веру, искусственно внедренную в X веке на славянскую языческую почву. Это было мудрое политическое решение князя Владимира, которое не всегда легко давалось простому народу.

Однако как искренне и преданно древние русичи верили в своих языческих богов, так же всей душой они и прониклись православием.

Традиции крещения младенцев

Такая особенность национального характера очень сильно сказалась на многих сторонах быта жителей Древней Руси. Верующие русские, как и другие славяне, рождались, жили и покидали эту землю «глубоко христианами». Поскольку некрещеный человек априори не может претендовать на место в царствии небесном, любой русский был просто обязан пройти обряд крещения.

Это касалось и новорожденных малышей, которые заведомо не могут иметь никаких грехов и не заслуживают геенны огненной. Ввиду печального состояния тогдашней медицины и высокой детской смертности родители стремились окрестить ребенка как можно раньше. Это в корне отличается от католических взглядов, допускающих крещение человека во взрослом сознательном возрасте. Многие католики считают, что человек должен осознанно прийти к вере и только после этого креститься.

Жители Древней Руси не могли позволить себе такого либерализма. Первоочередной задачей каждых отца и матери являлось обеспечение своему малышу в случае его смерти райской жизни на том свете. Гибель некрещеного младенца могла навлечь беду не только на него самого, но и на родителей. Русичи по языческой памяти верили, что все некрещеные дети после смерти превращаются в русалок и приходят к своим родственникам по ночам домой.

Время крещения

В православной практике утверждены три наиболее желательных срока крещения ребенка: на третий, восьмой или сороковой день после родов. Все родители старались сделать это, как можно раньше, то есть спустя три дня после рождения. Если новорожденный был очень слабеньким (говорили, «не жилец»), то за священником могли послать чуть ли не сразу же после появления крохи на свет.

Если ребенок выглядел крепким и жизнеспособным, обряд могли перенести на третий или восьмой день. Такая отсрочка была необходима для того, чтобы родители успели подготовиться к таинству и обязательно найти крестных для своего чада. Только в крайнем случае ребенка крестили на сороковой день, который в православной традиции был избран по аналогии с сороковым днем после смерти, когда душа покойного отправляется в «выси небесные» и предстает перед Судом Божьим.

Когда давали имя

Первое — родовое — имя ребенку давали сразу же после рождения. Это было привилегией родителей. Иногда случалось и так, что наречь слабенького младенца могла повивальная бабка, принимавшая роды. Такой обычай был особенно распространен в маленьких деревнях, где служил один-единственный поп, да и тот мог быть занят. Повитуха называла младенца и тут же окунала его в святую воду, что символизировало крещение.

Второе — церковное — имя ребенок получал уже в момент обряда крещения в церкви. Его выбирали крестные и священник, согласуясь в этом вопросе с церковным календарем.

Родители мало влияли на выбор имени. Обычно они принимали то, которое предлагал батюшка. Все эти традиции сохранились в русском православии до сих пор.

Читайте наши статьи на Дзен

Русская Православная Церковь Заграницей

В праздник Богоявления, Крещения Господня, каждому православному христианину не мешало бы вспомнить еще одно крещение, совершаемое над каждым из нас, православных христиан, крещение в которой каждый из нас устами своих крестных давал Богу клятву, что мы всегда будем отрекаться от сатаны и его дел и всегда будем соединяться, «соединяться» со Христом».

Повторяю, это особенно подходит день. Теперь приступим к торжественному обряду великого освящения воды. Ее центром, можно сказать, ее главной частью является великая молитва, в которой прославляется Господь и призывается благодать Святого Духа на освящаемую воду. Эта молитва начинается чудесными словами: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и никакое слово не воздаст должного восхвалениям чудес Твоих». ибо освящение воды, в которой предстоит креститься, начинается с тех же слов, и первая часть этой молитвы совершается так же, как и при великом освящении воды. Лишь позже, в последней части, молитва изменяется при совершении Таинства Крещения, которое составляется для этого Таинства, как крестится новая человеческая душа. �

Стоит помнить об обещаниях, данных при крещении от имени каждого из нас. Когда человека крестят во взрослом возрасте, что иногда случается в наши дни, а в древности случалось гораздо чаще, он сам дает эти клятвы, но если его крестят в детстве, то эти обещания дают его крёстный отец или крёстная мать — они суть… усыновители, как называет их Церковь. И эти обетования, в которых христианин дает обещание Богу отречься от сатаны и всех его дел, и присоединяется, соединяется со Христом, не только забыты людьми, но многие даже не знают о них или о том, что они были сказаны, и что они должны думать о том, как эти обещания должны быть выполнены. �

Что делать, если в последний день истории человечества, Судный день, выяснится, что человек дал какие-то обещания (или что обещания были даны от его имени его крестными родителями), но он не знает, что эти обещания были? Что будет с таким человеком? Подумайте, братия, что значит отречься от сатаны и всех дел его и соединиться со Христом.

Пришло время, когда человечество поглощено деятельностью, неугодной Богу, в которой царит Враг человечества, и, как говорили в старину, этот Враг заставляет всех плясать под свою флейту. Эта суета и суета, обволакивающая нашу повседневную жизнь, неприятна Богу, и Бог в ней отсутствует, и Враг Божий хозяин и правитель ее. Если мы дали обещание отречься от сатаны и всех его дел, то должны исполнить его и постараться не сокрушать свою душу ежедневными заботами, помня о том, чему учит Церковь: «одно нужно, только одно нужно, чтобы помните, что мы должны соединиться со Христом, то есть не только исполнять Его заповеди, но стараться соединиться с Ним.

Подумай об этом, христианская душа, в этот светлый и великий праздник, подумай и, молясь, чтобы Господь ниспослал тебе непоколебимую веру и решимость исполнить эти обетования, не утони в повседневных заботах мира сего и тем самым потерять свою связь с Господом, с Которым ты обещал соединиться навеки. �

Нынешний праздник называется Крещением Господним, или Богоявлением, но те, кто хорошо знает церковное правило, знают, что его называют также «праздником святых Богоявлений» во множественном числе».

Почему? Ибо, конечно же, центральным воспоминанием этого праздника является то, что хор пропел слова «Бог Слово воссиял во плоти роду человеческому». «воссиял роду человеческому», ибо Его крещение есть Его церемониальное явление в Своем служении, которое Он совершал до Своей смерти и воскресения. �

Но в то же время и нынешний праздник примечателен, как поется в тропаре, потому что именно во время этого праздника «явилось поклонение Троице». Все три Лица Святой Троицы впервые явились в Их отчетливости, потому и называется сие «праздником святых Богоявлений». Люди услышали глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой, Возлюбленный, Которым Мое благоволение», Сын Божий принял крещение от Иоанна (между тем, из Евангелия мы знаем, что Иоанн Креститель, обезумев, когда к нему явился Спаситель мира, пытался отказаться), а Святой Дух в виде Голубя сошел от Отца к Сыну. Так «явилось поклонение Троице», и потому Церковь воспевает это в тропаре и называет этот праздник «Богоявленским праздником». 0003

Христос Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служение. Не так давно мы праздновали здесь еще один великий праздник, Рождество Христово, когда говорили о том, как Господь Своим рождением в убогой пещере, снизойдя до лежания в яслях для зверей, подчеркивал Свое неприятие всякой земной славы или суеты. и великолепие, ибо Он явился не в царском дворце или особняке, а среди такого скромного окружения. Он сразу показал, что несет на землю новое начало, начало смирения. �

Обратите внимание, как Он был в некотором роде верен Себе, как сегодня, в этот великий день поста, Он также ясно и без сомнения приносит нам смирение. Ибо куда Он пошел? В Иорданию. Почему? Принять крещение от Иоанна. Но грешниками были те, кто приходил к Иоанну, исповедуя свои грехи и принимая крещение. Но Он был без греха, «не тронут грехом», совершенно свободен от него и чист, и все же Он смиренно занял свое место среди грешников, как бы нуждаясь в очищении водой. Но мы знаем, что не вода очистила Его, Пресвятого и безгрешного, но что Он освятил воду, согласившись омыться ею, как мы пели сегодня во время водосвятия: «сегодня освящается естество воды». .� Так Христос принес на землю начало смирения и был предан ему всю Свою земную жизнь. Но есть еще кое-что. Он также оставил нам заповедь: «Научитесь от Меня; ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим.

Вспомните еще один светлый, радостный весенний праздник – Благовещение. �

Здесь Пресвятая Богородица слышит от Архангела благую весть о том, что через Нее явится Боговоплощение. Что говорит Ее пресвятая, пречистая и безгрешная душа, когда приходит навестить родственницу Елизавету, чтобы разделить радость? Она говорит только: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». В этом смирении была красота Ее души. Из рассказа о Благовещении мы знаем, что Архангел явился Ей в тот самый момент, когда Она, прочитав пророчество Исайи о Боговоплощении от девы, не думала связать это с Собою, а только мыслила внутри глубины Ее смирения: «Как бы я был рад, если бы я был последним из рабов сей блаженной Девы», и вдруг предстает перед Ней со своим Благовещением Архангел Гавриил. Видел Господь Ее смирение, Который Сам был кроток и смирен.0003

Он дал нам заповедь смирения, в противовес гордыне и себялюбию, в которых сегодня барахтается человечество. �

Видите, сколько у нас конфликтов, даже внутри церкви и внутри наших приходов? Потому что повсюду разжигаемые страсти человеческой гордыни вызывают раздоры, и если бы мы имели только смирение, к которому призывает нас Господь, то не имели бы ничего этого.

Научимся, братия, у Спасителя нашего, Который, как последний из грешников, ходил к Иоанну, чтобы креститься от него, научим сего боголюбивого и ароматного блага, без которого, как говорили святые отцы, никакое другое доброе дело не может быть совершено. Аминь.

Православное крещение в доме Джона Куинси Адамса — и многое другое, кроме

Джон Куинси Адамс, 1818

20 января 1811 года в доме будущего президента США Джона Куинси Адамс и его жена Луиза. В то время они жили в Санкт-Петербурге, Россия. Луиза Адамс приняла активное участие в качестве одного из крестных родителей крестившейся девочки вместе со своими коллегами-спонсорами Мартой Годфри (американской горничной Адамса) и мистером Фрэнсисом Греем, одним из секретарей американского представительства в России.

Джон Куинси Адамс позже стал шестым президентом Соединенных Штатов, отбыв свой срок полномочий между 1825 и 1829 годами. Он был старшим сыном второго президента США Джона Адамса. С юных лет Джон Куинси жил в Европе со своим отцом, так как последний служил американским представителем во Франции и Нидерландах. В относительно нежном 14-летнем возрасте, в 1781 году, Джон Куинси впервые приехал в Россию в качестве секретаря Фрэнсиса Дана, задачей которого было добиться признания Россией зарождающейся Американской республики. Этот первый визит должен был длиться почти 3 года.

Джон Куинси вернулся туда еще на 5 лет в 1809 году, когда президент Джеймс Мэдисон назначил его первым полномочным послом США в России. В этой роли его умело поддерживала его жена Луиза Кэтрин Джонсон Адамс, единственная первая леди Соединенных Штатов иностранного происхождения. (Она родилась в Лондоне от матери-англичанки и отца-американца.)

Так как же Луиза Адамс и другие американцы стали соучредителями православного крещения? Как рассказывает Джон Куинси, в день русского Нового 1811 года у его лакея Павла, финна лютеранского вероисповедания, и его жены, «русской из греческой церкви», родилась дочь.

Из-за веры матери было решено, что ребенок «должен быть крещен по обычаю греческой церкви». По просьбе лютеранского лакея Пола миссис Адамс и Марту попросили стать крестной матерью, а мистера Грея — крестным отцом. Крещение состоялось в 8 часов вечера в гостиной дома Адамсов. Службу совершал священник «и низший служитель, не в церковных обычаях, распевавший славянскую службу, священник из богослужебной книги».

Учитывая необычное время и место крещения, а также использование неправославных спонсоров (при условии, что ни один из американцев не обратился в христианство), следует задаться вопросом, была ли жизнь ребенка в опасности и, следовательно, необычные обстоятельства. Поскольку в то время разница в календаре составляла 12 дней, вечер 20 января был бы кануном восьмого дня рождения ребенка, традиционного времени его наречения. Но было ли это преднамеренным или случайным, сказать нельзя. Возможно также, что на выбор времени повлиял Джон Куинси Адамс как глава расширенного домохозяйства.

В сентябре того же года постоянный английский капеллан Русской компании также крестил в своем доме, но по обряду англиканской церкви, свою дочь Луизу Кэтрин. В связи с этим крещением Джон Куинси писал: «(С)сам обряд, торжественное посвящение ребенка Богу, я ценю так высоко, что думаю, что никогда не следует откладывать его до момента крайней необходимости».

В любом случае Джон Куинси подробно описывает службу. Он пишет:

В покрытом пластинами сосуде размером с маленькую ванну находилась вода, которую священник освятил в начале церемонии. На самом дальнем от священника конце и по обеим сторонам крестильной вазы сначала прикрепляли три свечи. Ребенка внесли и держала няня, пока священник не взял его обнаженным и не окунул три раза в воду. Карандашной кистью до и после погружения он начертил крест на лбу и груди и, наконец, на лбу, плечах и ступнях, повторяя то же самое потом мокрой губкой. Затем на ребенка надели рубаху и чепец, предоставленные крестной матерью, и золотой крестильный крест, предоставленный крестным отцом.

Им дали в руки зажженные свечи, две из них от стенок вазы, которую они обошли три раза, предваряя священника. Затем он ножницами отрезал три пряди волос ребенка, которые с воском скатал в маленький клубок и бросил в воду, в которой крестили ребенка; и, наконец, после еще небольшого пения из книги церемония завершилась. Во время первой части обряда священник поворачивался спиной к сосуду с водой, а воспитатели с няней и ребенком — к священнику. Еще одна особенность заключалась в том, что в одной части церемонии от всех требовалось плюнуть на пол.

Дневники Джона Куинси сообщают о многих других опытах православного богослужения в течение этого второго периода в России, в том числе о посещении пасхальной ночной службы и литургии с последующим поклонением мощам святого Александра Невского, которые проходили в монастыре в Санкт-Петербурге. который носит имя святого. Из краткого обзора его дневников, охватывающих пять лет его пребывания в России в качестве посла, следует, что Адамс посетил не менее 50 православных служб, чаще всего Te Deums, короткую православную службу благодарения и заступничества. Его сочинения также проявляют интерес к таким вопросам, как датировка Пасхи и момент сошествия Святого Духа в евхаристической литургии.

Его опыт православных богослужений был далеко не всегда положительным: описывая крещение в Исаакиевском соборе, он вспоминает, что «хор певчих по левую руку от алтаря был небольшой, пение, как обычно, прекрасное

». Но он продолжает:

Матери, похоже, обрадовались полученным благословениям. Многочисленные самопереходы, глубокие и постоянно повторяющиеся поклоны, земные поклоны и целование пола свидетельствовали о глубине суеверия, в которое погружен этот народ, может быть, с большей силой, чем я видел прежде.

Возможно, на удивление, его отношение к православной практике поста и воздержания было более положительным. Он пересказывает разговор со своим русским помещиком во время второй недели Великого поста, который стоит привести полностью:

Он говорил об их Великом посте, второй неделей которого является. Они соблюдают свою первую и последнюю неделю с большой строгостью, и в них им не разрешается есть ни рыбу, ни любую животную пищу, почти ничего, кроме хлеба, масла и грибов. Простые люди, говорит он, считают нарушение Великого поста самым гнусным преступлением. Убийство, по их мнению, можно простить, но нарушить пост — грех совершенно непростительный. Сам он постился на прошлой неделе не из религиозных соображений, а потому, что считал это целебной практикой, полезной для формирования привычки самоотречения. Я сам придерживаюсь такого мнения и часто жалел, что реформаторы, заселившие Новую Англию, не отменили практику поста во время Великого поста. Я убежден, что периодическое голодание и особенно воздержание от животной пищи в течение нескольких недель и каждый год полезно как для тела, так и для ума. Это правда, что пост прямо не предписывается Писанием и, следовательно, не может требоваться как религиозный обряд; но, если это не предписано религиозным принципом, нет достаточно сильного мотива, чтобы контролировать аппетиты людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *