Ортодоксы евреи кто это: Как живут ортодоксальные евреи: правила, обычаи и традиции

Содержание

Как живут ортодоксальные евреи: правила, обычаи и традиции

Решили изучить жизнь «людей в черном» и понять, каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции.

Теги:

Интересные факты

Cottonbro / Pexels

Три года назад сервис Netflix предложил публике очень небанальное телешоу — израильский сериал «Штисель», уже ставший культовым на родине героев. Высокий класс израильских сериалов не новость, но эпос о семье Штисель оказался для зрителей открытием мира, недоступного не только для гоев. Это мир так называемых харедим — современных иудеев-ортодоксов, «людей в черном» из иерусалимского квартала Меа-Шеарим.

Вот уже третий сезон «Штиселя» смотрят запоем, хотя в нем нет особого экшена, а поначалу он вообще напоминает ретромелодраму о странных религиозных фанатиках. Это настоящий эксклюзив: сценарист Йонатан Индурский сам вырос в семье харедим и показывает их жизнь изнутри с любовью и полным знанием дела.

У неизраильского зрителя не раз возникает желание, так сказать, спросить раввина, чтобы понять все реакции героев — Штиселя-отца (Дов Гликман), вдовца и преподавателя хедера, и Штиселя-сына (Михаэль Алони), молодого художника. От частностей конкретного телешоу переходишь к общему вопросу: каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции? Разобраться в этом нам помогли лекции центра «Эшколот» и другие специализированные ресурсы.

Учиться, учиться, учиться

Главная цель жизни правоверного иудея — изучение Торы, которое приводит к исправлению мира. 613 заповедей Торы и многочисленные комментарии к ней мужчины учат с детства и до бесконечности: сначала в хедере, потом в иешиве, потом в колеле, ну и самостоятельно каждый день. Учение именно мужская обязанность, женщины от нее освобождены. Раввин (рабби) — не духовное звание, а академический титул: знаток Торы, получивший религиозное образование.

Прочие заботы только отвлекают иудея от главного предназначения, хотя и не порицаются, если не нарушают заповеди и не становятся самоцелью или тратой времени. В принципе, правоверный еврей вполне может заниматься спортом или фитнесом для поддержания физической формы, если сумеет делать это скромно, по заповедям, не нарушая субботу и не пересекаясь с женщинами. То есть проще выбрать шахматы.

Выделяйся, но скромно

Скромность — основа ортодоксального еврейского стиля. При этом еврей должен выделиться среди неевреев, этот принцип родился в древности как противовес греческому влиянию. Современный ортодокс в любой толпе тоже сразу виден по одежке. Каждая деталь этой одежки может быть истолкована на основе Торы. Толкований почти столько же, сколько толкователей, то есть кошерных вариантов много. Черные костюмы только кажутся одинаковыми — в деталях они различаются, как мундиры божьих воинов из разных полков, то есть общин. При желании можно найти в сети не один одежный определитель харедим, а мы выделим общие принципы.

Ортодоксальный еврей полностью одет и всячески закрыт даже в жару и дома наедине с собой. Это не значит, что тело без одежды считается неприличным — наоборот. Оно сотворено по образу Бога, и человек, имеющий тело, считается более совершенным, чем бестелесные ангелы. Правильная одежда магически защищает его.
Поэтому для молодого героя «Штиселя» дерзким выходом за рамки становится купание в озере Кинерет. Неслыханное дело: ортодокс снимает шляпу и пиджак, закатывает штаны до колен, и в таком неприкрытом виде ложится в воду.

«Летающая тарелка» или чернобыль

Постоянно покрытая голова — знак скромности и смирения перед Богом. Тип головного убора тоже указывает на религиозную общину: харедим различаются по фасону кипы, загибу полей шляпы и расположению ленты на тулье. Каждая деталь вплоть до количества нитей в кисточке кипы имеет значение и богословское истолкование.

Шляпу ортодоксы надевают не вместо кипы, а поверх нее. Штисели в сериале предпочитают фетровые шляпы плуш, прозванные «летающими тарелками». Такие шляпы указывают на то, что их носители принадлежат к старой иерусалимской династии. Экстравагантные меховые шапки — спондики, штраймлы и косматые чернобыли — праздничные варианты. А в непогоду недешевую шляпу прикрывают полиэтиленовым пакетом. Выглядит экстравагантно, но практично.

Костюм

Черный костюм с белой рубашкой — повседневная униформа. Для праздников есть халаты и кафтаны, атласные, шелковые, белые, узорные и в полоску — в зависимости от традиций общины. Обязательная деталь — пояс: он обозначает необходимое по талмудическим соображениям разделение верха и низа. Одежда застегивается справа налево, потому что правая сторона — сторона блага, и она должна перекрывать левую сторону суда, то есть зла. Правые лацканы выходных кафтанов превосходят левые по длине.

Из-под пиджака правоверного еврея всегда выглядывают длинные белые кисти. Это цицит — сплетенные нити, прикрепленные к углам малого талита (талеса), повседневного варианта молитвенной накидки. Малый талит не снимают даже дома в знак постоянного подчинения воле Всевышнего. Цицит должны напоминать о заповедях Торы и побуждать к их исполнению.

Обувь против смерти

В одном из трактатов Талмуда говорится: «Еврей должен продать крышу своего дома, чтобы купить себе обувь». Иудеи разуваются только в особых случаях — например, во время траура. Обувь — это очень важно, ведь она соприкасается с землей, что в каббалистической традиции связано со смертью. Обувь не только защищает от грязи — в ней накапливается смерть. Ботинки покойника, в отличие от его одежды, нельзя никому отдать, их уничтожают.

Для живых по тем же причинам желательна обувь без шнурков — правильные хасидские ботинки должны надеваться без помощи рук. Но это только в идеале. Обуваться предписано с правой ноги, а шнуровать ботинки — наоборот, с левой, поскольку тфилин во время молитвы привязывают на левую руку. Обувь, конечно, должна быть закрытая. Зато у гурских хасидов в ходу гольфы: черные в будни и белые в праздник. Эти гольфы называют «казацкими»: их носят с короткими, по колено, штанами или заправляют в них брюки, что имитирует казацкие сапоги.

Красота — это борода

Можно подумать, что для иудея с его постоянным устремлением к Богу нет самого понятия физической мужской красоты. Это не так. Среди еврейских мудрецов даже есть символ такой красоты — рабби Йоханан, один из составителей Талмуда, живший в III веке. Он отличался силой и исключительной красотой, которую описывают весьма поэтически: «Тот, кто хочет увидеть красоту рабби Йоханана, пусть принесет чашу чистого серебра, наполнит ее зернами красного граната, увенчает край ее венком из красных роз и поставит между солнцем и тенью». При всем при этом у рабби было одно «но», из-за которого его нельзя признать эталонным еврейским красавцем: у него почему-то не было бороды.

Борода — главное достоинство правоверного еврея.

Если не погружаться в талмудические тонкости, борода у мужчины должна быть по очень простой причине: она есть у Бога и была у изначального человека. По божественной бороде нисходит благословение. Как и все элементы еврейского лука, борода нагружена символами. Например, она символизирует неукрощенную природу — хаос, силы зла, которые рядом, на краю лица. И наоборот: первая растительность, проступающая на щеках юноши, напоминает святые буквы Торы.

Бороду можно подстригать, но ни в коем случае не брить. Самые последовательные хасиды дают бороде вольно расти, для удобства подкалывая ее специальными заколками.

Пейсы

В оформлении бороды ортодоксы следуют правилу: «Не стригите голов ваших кругом, и не порти края бороды твоей». В качестве краев иудеи не стригут пряди на висках — пейсы. Вид пейсов опять же различается в зависимости от религиозной общины: одни их туго завивают, другие слегка распускают, третьи закладывают за уши.

У Штиселей пейсы вьются свободно — это иерусалимская традиция. Совсем не носят пейсы любавичские хасиды (хабадники), и на это у них есть свое талмудическое обоснование.

М + Ж

Тора и Талмуд дают ответы на любые вопросы еврейской жизни, и сексуальная ее сторона — не исключение. Основное положение: у мужчины должна быть женщина — и это не просто естественно. Женщина создана Богом «по воле своей» в помощь мужчине, поэтому считается более совершенным творением, ведь она сотворена не из земли, как мужчина, а из его ребра, то есть из облагороженного материала. Поэтому женщинам нет необходимости учить Тору и выполнять весь молитвенный ритуал, предписанный мужчинам.

Отражение различной природы М и Ж талмудисты видели даже в основной сексуальной позе (условно — миссионерской): партнеры смотрят на то, из чего они созданы, мужчина — на землю, женщина — на мужчину. Другие позы не запрещены, но, так сказать, могут вызвать проблемы. Половой акт в принципе является делом богоугодным, и он не должен быть скучной рутиной — сексуальная страсть означает присутствие Бога. Именно в сексе, как говорят каббалисты, пара достигает божественного единства и становится цельным совершенным человеком.

Божественный секс

Секс — религиозная обязанность женатого еврея. В субботу, когда запрещена почти любая деятельность, секс не просто разрешается, но поощряется. Муж должен не просто спать с женой, но качественно удовлетворять ее, «отвечая на ее желание». Оптимально — два раза в неделю, с поправкой на условия труда. Талмудический трактат о брачных договорах возвещает: «Как часто должен человек иметь близость с женой? Сказал рав Элиэзер: человек незанятый — каждый день; поденный работник — дважды в неделю; погонщики ослов — раз в неделю; погонщики верблюдов — раз в тридцать дней; моряки — раз в шесть месяцев». Остается сообразить, чьим трудозатратам соответствует работа современного мужчины.

Инициатива в сексе принадлежит именно женщине, и пренебрежение ею считается преступлением против Торы. Цель сексуального общения — радость, любовное слияние, а не деторождение как таковое. А вот с посторонней женщиной ортодоксу нельзя оставаться наедине даже по работе — во избежание обвинения в прелюбодеянии. Когда это все же происходит, дверь обязательно оставляют приоткрытой.

Лекарства от соблазнов

Легко догадаться, что мастурбация и связи вне брака в иудаизме осуждаются, поэтому половозрелый еврей должен всячески избегать соблазнов. Во-первых, не смотреть на соблазнительное, во-вторых, не фантазировать, а главное — избегать праздности и безделья. Есть и особые методы вроде чтения псалмов в определенном порядке. Если ничто не помогает, можно попробовать укротить эротические фантазии, представив себя перед лицом родителей и духовных наставников. В семействе Штиселей проблема визуальных соблазнов в городском транспорте решалась так: отец отдавал мальчику собственные очки, в которых тот ничего не мог разглядеть.

Но лучшее средство от искушения — пораньше жениться. Причем женитьба никак не связана, например, с достижением финансовой самостоятельности. Жених, который учится, предпочтительнее того, кто занят бизнесом или чем-то еще. Подобрать пару помогают посредники, профессионально занятые сватовством, — шадханы. Процесс еврейского «знакомства с серьезными намерениями» называется шидух. Он помогает избежать стихийности и ослепления чувствами.

Шидух — принципиальная противоположность случайной встрече: семьи договариваются с шадханом, который устраивает потенциальным жениху и невесте церемонное свидание в людном месте. Свои впечатления участники свидания выражают не друг другу, а свату. Важно отбраковать «не то» вовремя, поскольку разрыв совершившейся помолвки чреват позором, предпочтительнее свадьба и развод. Шидух кажется торжеством рациональности, но вполне может стать и романтическим пересечением сердец.

Между молитвами и мечтами

Неженатый ортодоксальный еврей 27 лет — именно такой стал главным героем сериала «Штисель» — вызывает подозрения: что за странность, какой у него «дефект»? У молодого Акивы Штиселя нет серьезного конфликта с религиозной средой, но есть порывы, непонятные окружающим. Он хочет быть художником, а не учителем в хедере, он видит сны и влюбляется в красавицу, «дважды вдову» старше себя. Все это не запрещено, но странно и несерьезно для окружающих. Реально ли найти баланс между традиционным образом жизни и артистической вольностью души, пожалуй, главная тема израильского телешоу. Она близка не только тем, кто носит пейсы и перед каждой трапезой благословляет Господа Бога, Царя Вселенной.

Важные термины

  • Харедим — «трепещущие (перед Богом)». Так называют себя ортодоксальные иудеи, придерживающиеся образа жизни, в основе которого лежит Тора и строгое исполнение ее заповедей. К харедим относятся несколько религиозных общин со своими традициями.
  • Тора и Талмуд — основы иудейского религиозного закона. Тора — это священные книги Ветхого Завета. Талмуд — многотомные комментарии к ним.
  • Каббала — мистическая традиция в иудаизме, изучающая тайны божественного откровения, которые скрыты в Торе.
  • Хедер — начальная религиозная школа для мальчиков.
  • Иешива — высшее религиозное учебное заведение.
  • Колель (колел) — высшее религиозное учебное заведение для женатых студентов.
  • Талит (талес) — накидка с полосами по краям, которой иудеи накрывают голову во время молитвы. Большой талит изначально был частью верхней одежды, заменявшей и плащ, и одеяло. Малый талит — четырехугольная накидка вроде пончо с кистями на углах. Ее носят под пиджаком так, чтобы выглядывали кисти — они должны напоминать о заповедях Торы.
  • Кипа — круглая шапочка без полей, символизирующая благочестие и подчинение воле Всевышнего. Кипа, она же ермолка, может быть вязаная или тканевая, многогранная или гладкая, плоская или остроконечная с кисточкой.
  • Тфилин — два амулета в виде кожаных коробочек, куда заключены отрывки из Торы, написанные на полосках пергамента. Во время молитвы тфилин привязывают ремнями ко лбу и к левой руке в знак связи с Богом.

Легко ли быть «черным» Как живут ультраортодоксальные евреи в Израиле: Общество: Мир: Lenta.

ru

В Израиле ненавидят «черных» больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим — «богобоязненные». Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?

Больше не экзотика

Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал — Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.

Светские иерусалимцы жаловались, что город «чернеет». Через какое-то время «почернел» я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать «мы», нежели «они».

Материалы по теме:

Поначалу кажется, что все одеты в униформу, на самом деле здесь множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. И у каждой группы «униформа» своя. Дресс-код — важнейшая составляющая израильской жизни. Это касается не только харедим, но их — в особенности. «Толдот Аарон» — в полосатых халатах, вижницкие хасиды — в круглых шляпах, литваки — в итальянских костюмах и шляпах борсалино… Кто есть кто — сразу видно по одежде. Живут, как правило, тоже компактно. Чисто «харедными» населенными пунктами считаются Бней-Брак, Бейтар-Илит, Кирьят-Сефер. В других местах возникают и растут «черные» кварталы.

«Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты», — не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно «русскими» харедим. Самый известный — иерусалимский район Рамот.

Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим

Фото: Ammar Awad / Reuters

Коммунизм без ТВ

Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. «Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят», — говорит 10-летний Йоси. Школа — самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь — на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: «А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?» В этих условиях директору школы проще «попросить» того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.

Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, — это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее «токсичным» предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти «блага цивилизации» многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают «кошерный интернет», в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.

Несмотря на все это «мракобесие», многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих «простую, бесхитростную веру», еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.

Фото: Ronen Zvulun / Reuters

Изучение Торы — главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, — более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей — за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники — поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество «гмахов» — мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные «гмахи», где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни — вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.

Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни «соблюдающего» еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины — и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.

Перечеркнутый Герцль

Мой раввин живет в Бней-Браке на улице рава Шаха. Улица названа в честь великого раввина, который родился в 1894 году в Литве, входившей тогда в Российскую империю, а умер в 2001-м здесь, в Бней-Браке. Когда-то улица носила имя основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, но жители добились переименования. На некоторых домах до сих пор висят таблички со старым названием, перечеркнутым наискосок. Это своего рода протест: «Мы не признаем вашей идеологии и ваших кумиров!», «Не хотим вашего Герцля!»

Материалы по теме:

Большинство харедим относятся к Государству Израиль и идеям сионизма скептически, настороженно, а иногда и враждебно. Дело не только в том, что Герцль писал, что призвал бы евреев креститься, если бы это избавило их от преследований. И даже не в том, что основатели государства были нерелигиозными людьми левых взглядов. Главная причина в том, что с точки зрения многих религиозных авторитетов избавление, которого евреи давно ждут, придет только с восстановлением Иерусалимского Храма. Сам Творец отправил евреев в изгнание, и Он же должен их вернуть. Только когда придет Машиах — царь-избавитель, тогда и будет создано не просто еврейское государство, устроенное по законам Торы, но царство справедливости во всем мире. А сионистский эксперимент — это самоуправство.

Особо непримиримые к сионизму течения (например, сатмарские хасиды) отказываются от полагающихся им льгот и пособий, не желая ничего принимать от «неправильного» государства. Следует, однако, заметить, что те харедим, которые любят устраивать демонстрации перед камерами с палестинскими флагами, в среде самих же харедим считаются отщепенцами. Одно дело — не признавать государство, совсем другое — поддерживать убийц.

Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. «Вязаные» относятся к Герцлю и основателям современного Израиля благосклонно, несмотря на то, что те были абсолютно светскими людьми. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии.

Дезертиры

«Под ружье пейсатых дармоедов!» — такое звучит регулярно. Этот вопрос часто ставится на выборах, политики зарабатывают очки на обещаниях заставить наконец-то харедим служить. Это основная претензия к ним со стороны израильского общества и причина острой критики со стороны «вязаных кип», которые приравнивают службу в армии к религиозной заповеди.

К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…

У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Фото: Baz Ratner / Reuters

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры.

Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

У чужих

«Ну и где же ваш Машиах?» — ехидно бросает мне лысый старичок в шортах, реагируя на мою черную кипу и белую рубашку. Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде.

Мы с женой и детьми заходим в кафе. «Здесь некошерно!» — предупреждает парень за барной стойкой. Идем в другое — то же самое. Третье, четвертое… В следующем просим хозяина предъявить сертификат кашрута. «Ну, в общем-то, у нас ничего некошерного здесь нет, но мы работаем по субботам». Для нас это означает, что есть здесь нельзя: поддерживать нарушение евреями субботы своими деньгами запрещено. В следующем заведении под вывеской написано «кошерно». И по субботам они не работают. Но вот незадача: это сертификат главного раввината Израиля, который считается недостаточно строгим. В Израиле множество организаций, сертифицирующих кошерность продуктов питания, кафе и ресторанов. Но в среде харедим принято покупать продукты и есть в заведениях, получивших сертификат наиболее въедливых и дотошных организаций.

Приготовление мацы

Фото: Nir Elias / Reuters

На одной из красивых тель-авивских улиц к нам подходят улыбчивые и вроде бы скромно одетые девушки, раздающие листовки. Вчитавшись в текст, я понимаю, что это какая-то околохристианская секта. Иногда из окон свешиваются радужные флаги ЛГБТ. Нагулявшись по территории противника, мы возвращаемся к своим — в «черное гетто», где все не так эстетично, зато можно поесть, зайти на общественную молитву или урок Талмуда. Там везде бегают дети. Там — жизнь.

Кролики

В Москве я со своими тремя детьми считаюсь многодетным родителем. Этот статус позволяет мне бесплатно водить детей в государственный еврейский садик, где обеспечивается кашрут, я пользуюсь бесплатным проездом в транспорте, а если бы у меня была машина — мне полагалась бы бесплатная парковка на муниципальных стоянках. На молочной кухне в детской поликлинике нам дают молоко и молочные продукты — не все из этого кошерно, но ведь можно выменять на то, что нам нужно. Раз в месяц мы можем бесплатно ходить в музеи, на выставки, плюс всевозможные скидки для многодетных, плюс небольшое денежное пособие в первые 1,5 года после рождения ребенка. Еще есть материнский капитал…

При этом окружающие всячески хвалят нас за то, что мы в нашей неблагополучной стране в столь трудное время отваживаемся рожать и воспитывать целых троих детей. Наши друзья в Израиле, у которых по четверо, пятеро, шестеро детей, и вовсе считаются героями-безумцами.

Фото: Nir Elias / Reuters

У моего раввина 13 детей, и для семей харедим это норма. Из социальных благ такому родителю полагается только пособие в 700 шекелей (примерно 185 долларов), при том что только на детский садик уходит больше 1000 шекелей. При этом от светских израильтян можно услышать примерно следующее: «Эти религиозные фанатики специально плодятся, как кролики, чтобы тянуть из государства пособия и не работать».

Даже с моими социальными льготами я не могу сказать, что из воспитания детей можно извлечь материальную выгоду. Льготы и пособия облегчают жизнь, но они несопоставимы с расходами, а в Израиле — тем более.

А la guerre comme а la guerre

Еду в аэропорт в маршрутке, забирающей пассажиров с разных адресов. На одной из остановок ждем пассажира слишком долго. Наконец входит немолодой человек в одежде вижницкого хасида. Все, начиная с водителя и заканчивая загорелой полной женщиной, поспешили сделать ему замечание, пристыдив за лицемерие: «Какой же ты религиозный, раз заставляешь людей ждать?!» Прямо как в советском трамвае — «А еще шляпу надел!» Он отбивается: «Да вы на меня набросились только потому, что я хареди! А на тебя, водитель, я пожалуюсь в твою фирму!» Формально мужик неправ: опоздав, он задержал всех. С другой стороны, не будь он «черным», накал возмущения был бы куда слабее.

Война между харедим и всем остальным израильским обществом (состоящим из светских, традиционных, «вязаных»…) чувствуется все острее. Все жалуются на «засилие черных»: уже сейчас в обшарпанных тесных хедерах учится больше детей, чем в просторных компьютеризированных светских школах. Из-за высокой стоимости квартир в традиционно «харедных» городах ортодоксы постепенно перебираются в другие районы. Таким образом «чернеют» населенные пункты, до сих пор считавшиеся светскими.

Под их предпочтения постепенно подстраиваются магазины, рестораны, другая инфраструктура. Когда государственная авиакомпания «Эль-Аль» попыталась совершать перелеты по субботам и еврейским праздникам, лидеры харедим объявили компании бойкот: ни один представитель ни одной из ультраортодоксальных общин самолетами «Эль-Аль» не летал — указания раввинов соблюдаются неукоснительно. В результате авиакомпании пришлось вернуться к прежнему расписанию.

Сложно сказать, какие причудливые формы может принять израильское общество в ходе этой тихой войны. Харедим все больше входят в израильскую жизнь, меняя лицо страны, но незаметно для самих себя меняются сами. Одно ясно: «противники» больше не могут делать вид, что не замечают друг друга хотя бы в силу быстро растущей численности «черных» жителей страны.

Ортодоксальный иудаизм | Мое еврейское образование

Ортодоксальный иудаизм является наиболее религиозным из трех основных течений американского иудаизма.

Его приверженцы верят, что Тора была дана еврейскому народу во время массового откровения на горе Синай и что раввинистическая традиция (известная как Устный Закон) является точным объяснением божественных правил еврейской жизни, которые сегодня обязательны для всех евреев.

Его наиболее заметно отличает от более либеральных подходов к еврейской практике его приверженность молитвам с разделением по полу и отказ от поездок в Шаббат.

Ортодоксальный иудаизм более устойчив, чем его либеральные коллеги, к идее о том, что библейские предписания могут меняться в ответ на изменение социальных обстоятельств.

Его приверженцы, как правило, живут в концентрированных географических районах (почти четверо из пяти американских ортодоксальных евреев живут на северо-востоке США) из-за невозможности путешествовать в Шаббат.

Ортодоксальные евреи гораздо чаще, чем неортодоксальные евреи, отдают своих детей в частные дневные религиозные школы (а не в государственные школы), ежедневно молятся и придерживаются традиционной практики кошерного питания. Ортодоксальные евреи более чем в два раза чаще, чем неортодоксальные евреи, говорят, что для них очень важно быть евреем, согласно опросу американских евреев, проведенному исследовательским центром Pew Research Center в 2013 году.

В отличие от консервативного и реформистского иудаизма, Православие не является единым движением с определенной идеологией и общепризнанным авторитетом. Скорее, это общий термин, который охватывает несколько весьма различных подгрупп, включая современных православных, ультраортодоксов (также известных как ортодоксы-харедим) и хасидов.

Ортодоксальная демография

Приблизительно 10 процентов американских евреев идентифицируют себя как ортодоксы, согласно Pew — меньше, чем реформистов и консерваторов, однако в среднем они, как правило, моложе и имеют большие семьи, что привело некоторых к выводу, что они будут представлять растущую доля американской еврейской общины в ближайшие годы. Согласно исследованию Pew 2016 года, примерно 21 процент израильских евреев являются православными, хотя неортодоксальные религиозные движения менее распространены в Израиле, чем в Соединенных Штатах.

Несмотря на то, что это самая малочисленная группа в американском иудаизме, православие демографически сильно. Согласно анализу Pew 2015 года, ортодоксальные евреи в среднем моложе, чем более широкая еврейская община, примерно четверть из них находится в возрасте от 18 до 29 лет (32 процента для ультраортодоксов), по сравнению с 17 процентами евреев-реформистов и 12 процентами евреев. Консервативные евреи. У них, как правило, больше детей — в среднем 4,1 ребенка у ортодоксальных евреев в возрасте от 40 до 59 лет по сравнению с 1,7 ребенка у всех евреев в этом возрастном диапазоне. И у них низкий процент износа. По данным Pew, 83 процента евреев моложе 30 лет, воспитанных православными, до сих пор остаются православными.

Православная история

Термин «православие» стал применяться к более традиционалистскому отношению к еврейской практике только в 19 веке, когда появились более либеральные подходы к иудаизму. Сам термин пришел из христианства, где он использовался для описания верности вероучениям ранней церкви. В еврейском контексте этот термин стал широко использоваться только в ответ на введение реформистского иудаизма, который отвергал божественное происхождение Торы и отрицал обязательный характер соблюдения еврейских ритуалов.

Самсон Рафаэль Хирш, ведущий немецкий ортодоксальный раввин XIX века и один из главных противников зарождавшегося в то время движения за реформы, писал в 1854 году: «Не «ортодоксальные» евреи ввели слово «ортодоксальный» в еврейский язык. обсуждение. Именно современные «прогрессивные» евреи первыми применили это название к «старым», «отсталым» евреям в качестве уничижительного термина. Это имя… возмущало «старых» евреев. И это правильно».

В конце концов, этот термин стал использоваться традиционалистами как показатель верности традиционной религиозной практике. Сегодня ряд организаций идентифицируют себя как православные, в первую очередь Православный союз, который управляет крупнейшим агентством по сертификации кошерности в мире. Некоторые ортодоксальные евреи предпочитают называть себя последователями «иудаизма Торы».

Разнообразие внутри православия

Сегодня ортодоксальный иудаизм включает в себя обширную территорию религиозных воззрений и практик. Около 62 процентов американских ортодоксальных евреев идентифицируют себя как ультраортодоксы (харедим) — группа, приверженцев которой обычно отличают характерные черные шляпы (для мужчин) и скрупулезно скромная одежда (для женщин). Ультраортодоксальные евреи наиболее строги в своей приверженности еврейскому закону и, как правило, имеют самый низкий уровень взаимодействия с более широким нееврейским обществом. Их можно далее подразделить на евреев-хасидов, наследников движения духовного возрождения, зародившегося в Восточной Европе в 18 веке, которое делает упор на еврейский мистицизм и общение с божественным, и на иешив (иногда литвиш), которое делает упор на интеллектуальные аспекты еврейской жизни. особенно тщательное изучение Талмуда для мужчин.

Примерно треть ортодоксальных евреев в Соединенных Штатах идентифицируют себя как современные ортодоксы, иногда называемые центристскими ортодоксами, которые пытаются согласовать традиционное соблюдение еврейского закона с современной жизнью и поддерживают светские академические исследования. Открытое православие, небольшое ответвление современного православия, возникло в 1990-х годах в ответ на то, что воспринималось как растущая жесткость среди современных ортодоксальных евреев и стирание границ, отделяющих его от ультраортодоксии. Либерально-ортодоксальные евреи в последние годы начали настаивать на расширении руководящих ролей женщин, включая рукоположение женщин в духовенство. В то время как современные православные институты поддерживают расширенную религиозную подготовку и руководящую роль женщин, тенденция к женскому православному духовенству остается маргинальной и не поддерживается основными институтами американского православия.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: AHSH-ken-AH-zee, Происхождение: еврей, евреи из Центральной и Восточной Европы.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: кх-СИД-ик, Происхождение: иврит, направление в ультраортодоксальном иудаизме, выросшее из движения мистического возрождения 18-го века.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: ТОРЭ-ух, Происхождение: иврит, Пятикнижие Моисея.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: КОХ-шер, Происхождение: иврит, соблюдение кашрута, традиционных еврейских диетических законов.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: ТАЛЛ-муд, Происхождение: иврит, набор учений и комментариев к Торе, составляющих основу еврейского закона. Состоящий из Мишны и Гемары, он содержит мнения тысяч раввинов из разных периодов еврейской истории.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно

Что такое ортодоксальный еврей

Посетители, которые приезжают в Израиль (особенно в первый раз), очарованы многими вещами в стране — пейзажами, едой, теплота и гостеприимство местных жителей… список можно продолжить. Еще их восхищает тот факт, что Израиль — страна, основанная на еврейских традициях, обычаях и законах.

Люди молятся у Западной стены в Иерусалиме. Фото Ондрея Бочека на Unsplash

«Вам не нужно верить в Бога, чтобы быть евреем…»

Календарь основан на еврейских праздниках, основным языком общения является иврит, и здесь живет половина еврейского населения мира. Посещая еврейские святыни в Израиле, это трудно не почувствовать. Но многие не понимают, что иудаизм в Израиле (и в мире) означает разные вещи для разных евреев. Одни верят в Бога, а другие нет («Я еврей-атеист», — скажут они вам). Некоторые по существу традиционны, находя утешение в ритуалах, которым они научились в детстве.

Один размер не подходит всем

Среди тех, кто верит, существует широкий спектр с точки зрения их обычаев… начиная от традиционного «зажигания свечей» в пятницу вечером и празднования еврейских праздников и заканчивая строгим соблюдением еврейского закона в каждом отдельном аспекте их повседневной жизни. Сегодня мы смотрим на ортодоксальных евреев, что является общим термином для многих подгрупп внутри него.

Мы постараемся ответить на самые популярные вопросы, такие как «Во что верят ортодоксальные евреи?», «Почему ортодоксальные евреи носят парики?», «Почему ортодоксальные евреи едят только определенные продукты?» и еще несколько. Кроме того, мы рассмотрим их историю, традиции и даже то, как они справляются с изменениями в современном мире. Короче говоря, мы постараемся сделать эту очень сложную тему немного легче для понимания. Заинтересованы? Тогда читайте дальше…

Ханукальные свечи. Фото Менахема Вайнреба на Unsplash

Во что верят ортодоксальные евреи?

Ортодоксальные евреи верят в строгое толкование еврейского закона («галаха» на иврите), которое, по их мнению, основано на Торе (первых пяти книгах еврейской Библии), как устной, так и письменной, и откровении, данном Моисею Богом на горе Синай.

Здесь важно отметить, что ортодоксальные евреи — это не одна группа, а множество подгрупп. Время от времени между ними бушуют споры о том, насколько строгим должно быть толкование еврейского закона. Однако все они придерживаются определенных основных убеждений.

Как было сказано ранее, существует центральная вера в то, что Тора была открыта Моисею Богом на горе Синай, который, в свою очередь, передал ее Иисусу Навину и Старейшинам. С тех пор, как они верят, Тора передавалась по непрерывной цепи до наших дней. На горе Синай еврейский народ вступил в заветные отношения с Богом. Фактически это означало, что Бог обещал защиту израильтянам, если они будут соблюдать Десять Заповедей, которые Он им дал. «

Тора мин ха-Шамаим» — они верят, что это откровение Моисею было божественным событием и что весь текст является буквальным словом Бога. Бог един и неделим, единственный творец, первый и последний (согласно «Принципам» Маймонида, раввина и ученого XII века, написавшего «Путеводитель для недоумевающих»).


Бима в синагоге. Фото Лейни Бергер на Unsplash

Бога нельзя разделить – евреи не верят в Троицу (Отца, Сына и Святого Духа), и это то, что отличает их от христиан с теологической точки зрения. Они верят в будущего Мессию, который будет потомком царя Давида и восстановит Третий Храм.

Евреи не верят, что Иисус был Мессией — их монотеистическое мировоззрение означает, что они не могут принять Иисуса как божество. Конечно, евреи верят, что Иисус существовал, просто они не верят, что он был Сыном Божьим и что он умер, чтобы спасти мир. Однако более современные православные интерпретации Иисуса немного более позитивны, особенно от таких раввинов, как Ирвинг Гринберг и Джонатан Сакс. Действительно, раввин Гринберг предположил, что Иисус мог быть Мессией, но не Мессией.

Евреи не верят в концепцию спасения, потому что они не верят, что люди рождаются в состоянии греха. Иудаизм должен исповедоваться внутри общины. Например, в еврейских священных текстах и ​​молитвенниках часто используются слова «мы» и «наш», а евреи молятся группами не менее десяти человек (миньян). В Йом-Кипур, самый священный день еврейского года, евреи повторяют стихи, в которых просят прощения как народ, а не как отдельные личности.

Иудаизм — это вера действия, а не веры — дела важнее слов. Для многих евреев это включает в себя веру в «тиккун олам» (на иврите «восстановление мира»), которая включает в себя содействие улучшению своего окружения и других людей. Возможно, поэтому евреи уделяют гораздо больше внимания тому, что происходит здесь и сейчас, чем другие религиозные группы. Евреи верят в грядущий мир (Ha Olam Haba на иврите), но не имеют четкого богословского представления о том, что это может повлечь за собой.


Фотограф у Стены Плача в Иерусалиме. Фото Тима Моссхолдера на Unsplash

История ортодоксального иудаизма

Ортодоксальный иудаизм зародился в Восточной Европе в начале 18 века, прежде всего как реакция на реформистский иудаизм. Он склонялся к более традиционному подходу к еврейскому закону (в отличие от еврейского либерализма того времени, который отвергал божественное происхождение Торы и утверждал, что в обязательном соблюдении ритуалов нет необходимости). В результате термин «ортодоксальный» был подхвачен евреями, которые хотели показать, что они верны ритуалу и традиции и не желали «модернизировать» свои верования.

Эта идея остается верной и сегодня, поскольку споры продолжают бушевать между ортодоксальными евреями (как в Израиле, так и в диаспоре) и традиционными/реформистскими евреями, которые утверждают, что иудаизм должен быть более гибким и адаптируемым, чтобы справляться с вызовами светский мир. Некоторые из самых больших споров вращаются вокруг древних еврейских обычаев, таких как обрезание младенцев мальчиков, диетические законы и библейский запрет на смешанные браки. Для ортодоксальных евреев эти законы не подлежат обсуждению — они являются краеугольным камнем их веры.


Законы, обычаи и традиции

Кашрут — соблюдение кошерности является неотъемлемой частью повседневной жизни ортодоксального еврея. Законы о питании запрещают смешивать молоко и мясо (цитируя отрывок из Книги Второзакония), а другие продукты, такие как свинина и моллюски, строго запрещены. Ортодоксальные евреи также используют дома два набора тарелок и столовых приборов (некоторые даже настаивают на двух раковинах и двух духовках!)

Шаббат 900:70 — Один из центральных постулатов ортодоксальной еврейской веры — соблюдение Шаббата. Это означает, что с вечера пятницы до вечера субботы нельзя заниматься никакими видами деятельности. Запрещено пользоваться электричеством (телефоны, телевизоры, компьютеры выключены, машины простаивают в гараже), совершать пятничные благословения в течение всего вечера, посещать молебны.


Еврей выбирает этрог (цитрон) для праздника Суккот. Фото Эстер Векслер на Unsplash

Молитва и изучение — многие ортодоксальные евреи молятся 3 раза в день (утром, днем ​​и вечером), и все ортодоксальные евреи придают большое значение религиозному обучению. Они будут изучать Библию на иврите (на разных уровнях) и сопровождающие их раввинские комментарии, а также отправлять своих детей в еврейские дневные школы и, если они живут в диаспоре, в летние поездки в Израиль.

Платье — современных ортодоксальных евреев трудно отличить от обычных людей (кроме «кипы», которую они носят на голове), но ультраортодоксальных евреев легко узнать по их одежде. Мужчины носят большие меховые шапки («штреймели») и длинные черные пальто («капотех»). Это платье носили их предки в Восточной Европе давным-давно, и они продолжают носить его в знак смирения и уважения.

Женщины должны одеваться скромно, без обнаженных рук и в юбках ниже колен. Некоторые православные женщины также предпочитают не носить джинсы/брюки). Забавный факт: штреймели бывают всех форм и размеров, в зависимости от конкретной подсекты, например. широкий и бархатистый указывает на венгерского хасида; закругленная фетровая шляпа обозначает гур-хасида, а фетровая шляпа обычно надевается поверх приверженца Хабада.


Еврей с каноном. Фото Fotoz на Unsplash

Скромность и чистота

«Почему православные женщины носят парики?» — часто задают вопрос, и ответ заключается в том, что они считают это актом огромной скромности («цниут»). Шейтель, как его называют, носят замужние женщины, которые считают, что их волосы — это красивая и особенная часть их самих, которую должен видеть только их муж.

Замужние женщины также каждый месяц посещают ритуальную ванну («микву»), которая предназначена специально для того, чтобы они могли очиститься. За две недели до погружения в микву мужчина и жена не вступают в половую связь, но после того, как она побывает в ритуальной бане, супружеские отношения могут возобновиться.

В господствующем ортодоксальном иудаизме мужчины и женщины общаются как в повседневной жизни, так и на общественных еврейских мероприятиях (но не во время молитвы, где они сидят отдельно). Однако более ортодоксальные секты обычно не одобряют такое смешение (будь то отдельные школьные системы, отдельные музыкальные концерты и даже отсутствие смешанных танцев на свадьбах).

В некоторых случаях девушка и юноша встречались только два или три раза, прежде чем их брак был устроен их семьями, а это означает, что в день свадьбы они, возможно, никогда не держались за руки и не целовались, не говоря уже о сексе.

Харедим идут к Яффским воротам в Старый город Иерусалима. Фото Леви Меира Клэнси на Unsplash

Различные виды ортодоксального иудаизма

Современный ортодоксальный — Современный ортодоксальный иудаизм — это философия, которая стремится сочетать соблюдение еврейского закона с жизнью в современном светском мире. Современные ортодоксальные евреи (как в Израиле, так и за границей) соблюдают библейские заповеди (соблюдение Шаббата, законы о питании, регулярные молитвы в синагоге) и обычно воспитывают своих детей с такой идентичностью, как способ продолжения своего наследия.

Однако современные ортодоксальные евреи также являются частью 21 века и пользуются многими его преимуществами. Они будут использовать новейшие технологии, смотреть Netflix, общаться с людьми из других религий и культур и много путешествовать. Хотя они хорошо осведомлены в вопросах еврейской истории и права, они также получают светское образование, охватывающее как гуманитарные, так и естественные науки. В результате они широко представлены в современных профессиях — от права и медицины до бизнеса и искусства.

Открытое Православие
— в последние годы термин «Открытое Православие» стал вызывать интерес, в основном относящийся к менее «жесткому» типу Православия. В то время как открытые ортодоксальные евреи, как и современные евреи, верят, что Тора была дана Моисею Богом на горе Синай, они поддерживают большую роль женщин в синагогах / молитвах и стремятся быть инклюзивными, непредвзятыми и интеллектуально строгими.

Религиозные сионисты , называемые «дати леуми» (религиозные националисты), являются ортодоксальными евреями в Израиле, которые соблюдают ритуальные еврейские законы, но также являются ярыми сторонниками сионизма.


Еврей в Башне Давида, Иерусалим. Фото Джошуа Сукофф на Unsplash

Харедим – вкратце, этот термин относится к евреям, которые более строго соблюдают свои правила, чем большинство ортодоксальных евреев. Их также называют «ультраортодоксальными» (другими евреями). Их девиз — «ничего не менять», и это касается почти всех аспектов их жизни! В результате такого изоляционистского подхода евреи-харедим очень мало контактируют с внешним миром.

В Израиле многие евреи-харедим живут в сплоченных общинах, таких как Меа Шеарим в Иерусалиме и Бней-Брак (недалеко от Тель-Авива). Большинство из них говорят на идише, а не на иврите (идиш исторически был языком евреев в Польше), носят одежду, которую современные люди находят странной (см. «Обычаи» выше), и обычно не общаются ни с неевреями, ни с евреями. они чувствуют себя недостаточно благочестивыми.

Евреи-харедим не имеют дома телевизоров, доступ в Интернет для детей всегда запрещен, а мобильные телефоны не приветствуются. У них большие семьи — часто до 12 детей — и их раввины часто запрещают контроль над рождаемостью. Поскольку у них нет светского образования, они не работают по профессиям, но чаще всего их можно найти в бизнесе и алмазной промышленности.

Большинство мужчин-харедим считают изучение Торы своей основной целью (многие считают это более важным, чем зарабатывание денег), и большинство не признают создание государства Израиль, поскольку оно было основано первопроходцами, а не Богом). Некоторые даже открыто называют себя «антисионистами», живя в Израиле! Некоторые из многих подсект харедим включают Бобов, Сатмар, Хабад Любавич и Спинка. Три самых известных:


Евреи молятся у Западной стены в Иерусалиме. Фото Томаса Фогеля на Unsplash

Хасидский — в широком смысле, евреи-хасиды являются подмножеством евреев-харедим. Они придают уникальное значение традициям своих предков в Восточной Европе («ашкеназов») и чрезвычайно братские: мужчины и мальчики проводят много времени вместе в синагоге. У них репутация эмоциональных и спонтанных песен и танцев на публичных еврейских собраниях (придерживающихся мнения, что иудаизм должен быть о радости) и они всегда придерживаются своих лидеров (Ребе).

Литваки
  — Литваки родом из Литвы и составляют около трети ультраортодоксального населения Израиля. Исторически они были признаны за свои интеллектуальные способности, и сегодня они полностью посвящены изучению Торы. Стереотипный «Литвак» упрям, скептичен и критичен! Даже сегодня популярное представление о литваке — это хорошо образованный, но немного холодный человек!

Сефарды — В Израиле растет число сефардских ультраортодоксов. Ближневосточного происхождения они представлены своей собственной политической партией ШАС (аббревиатура на иврите от сефардских хранителей Торы), и основное различие между ними и ашкеназскими харедим заключается в том, что они следуют постановлениям своих собственных раввинов, которые уходят своими корнями в традиции евреев, когда-то живших в исламском мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *