Экскурсия-экспедиция «Морское путешествие на остров Сескар с посещением старинного маяка»
Остров Сескар
Сосновый бор — остров Сескар
Наши направления Туры по России Однодневные экскурсии из Петербурга Остров Сескар
Приглашаем Вас в новый экспедиционный тур на самый восточный из внешних российских островов Финского залива – Сескар. Остров расположен в Финском заливе южнее Большого Корабельного фарватера примерно в 100 км от Санкт — Петербурга. Существует два мнения в расшифровке его названия – в переводе с финского «Семь камней» или со шведского «Морской остров». Остров имеет интересную военную историю. В 1920 году остров по Тартускому мирному договору остров перешел Финляндии и во время финской войны был занят советской морской пехотой 30 ноября 1939 года. С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сескар вошел в Лужский укрепленный сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. С занятием финскими и немецкими войсками большинства островов в Финском заливе,
Программа экскурсии:
Отправление из Санкт-Петербурга:
На электричке с Балтийского вокзала
ВНИМАНИЕ:
- Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице «Отправление групп»
ВНИМАНИЕ:
- Организатор не несет ответственности за задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
- В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр. ), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены — исключать объекты из программы.
- Места в автобусе распределяются организатором экскурсии по мере продажи билетов.
Особенности данной экскурсии:
- Желательно иметь удобную для длительной ходьбы обувь.
- Желательно иметь защиту от дождя, на случай пасмурной погоды.
- Желательно иметь с собой еду для перекуса в ходе экскурсии.
- Высадка на остров происходит с помощью шлюпки.
- Внимание! Для участия в экскурсии необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ.
- В целях обеспечения безопасности плавания корабль оснащен спасательными жилетами.
В стоимость включено:
- услуги экскурсовода-сопровождающего;
- водная прогулка на остров и обратно на яхте.
Дополнительно оплачивается (цены ориентировочные):
- Жд билеты на электричку Санкт-Петербург — Сосновый бор — Санкт-Петербург
Распечатать программу
Для корпоративных
клиентов
(группа от 10 человек)
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
Культовый лабиринт или ментальный тренажёр: находки экспедиции РГО на острове Сескар
С 2013 года команда Русского географического общества исследует Внешние острова Финского залива. В уходящем году завершился девятый сезон экспедиции «Гогланд». О её результатах рассказывает координатор проекта Екатерина Хуторская.
— Мы привыкли, что СМИ активно освещают работу команды «Гогланд», но в этом году журналисты к вам не наведывались. Всё уже исследовали и нашли?
— На Внешних островах открытий на несколько поколений хватит. Просто одни задачи интересны широкой аудитории, другие — специалистам или важны для подготовки дальнейших событий. Мы сейчас в стадии той самой подготовки. Плюс ковидные ограничения и прочие проблемы. Мы же команда волонтёров. Как ни хотелось бы, но круглый год проектом заниматься не можем. Вот и вышел у нас сезон-2021 информационно тихим. Но совсем не пустым.
Команда «Гогланд» перед выходом на Тютерс. Фото: Екатерина Хуторская
— Каким был девятый сезон экспедиции?
— Из-за капризов погоды пришлось задержаться на острове Большой Тютерс. Время зря не теряли. Расчистили от завалов новые участки на старых дорогах, продолжили мониторинг хвойников, повреждённых короедом. Зафиксировали и направления для продолжения взаимодействия с инженерно-сапёрными подразделениями Западного военного округа и с Минприроды, заповедником «Восток Финского залива», частью которого является Тютерс. Выявили новые очаги с мусором. Посчитали, сколько и каких нужно указателей и стендов — как природоохранного, так и исторического содержания. В том числе и на месте установленных нами памятников.
Мы были шокированы, обнаружив, что кто-то пытался отбить один из поршней фрагмента двигателя Пе-2, размещённого нами как элемент памятника погибшему в 1943 году экипажу. Непостижимое варварство. И ведь все, кто заходит на остров, находятся под пристальным надзором хранителей маяка, ребята всегда помогают туристам, лучшие локации подсказывают, проводят экскурсии. Ну и конечно, присматривают за гостями. Народ-то разный: костерок не потушат, сигаретку кинут — и всё. Полыхнёт в минуту. А МЧС быстрее чем за полтора-два часа при всём желании не прилетит.
Маяк острова Сескар и памятник защитникам Балтики. Фото: Екатерина Хуторская
А начался сезон с того, что мы отправились на остров Сескар, известный своей исключительной красоты природой и уникальным маяком. И всё это великолепие было дополнено гостеприимными сотрудниками маячной службы и шикарной погодой.
— Сескар — новый остров в вашем списке?
— Нет. Кроме Вигрунда мы посетили все поименованные Внешние острова. Только уделяли им разное время. Пришёл черёд плотно заняться и Сескаром.
За несколько лет здесь мало что изменилось. Бесконечно горько лишь, что ушёл из жизни Николай Сафронов — прежний маячник, удивительный человек, цельный, ответственный, неравнодушный. Но заведённый им порядок, добротное хозяйство в надёжных руках.
Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить хранителей Сескара — смотрителей маяка. Трудолюбивых, душевно щедрых и любящих своё дело людей, представителей, увы, исчезающей профессии. Хочу сказать огромное спасибо и многолетним партнёрам, друзьям нашей экспедиции — Управлению навигации и океанографии Минобороны России, Гидрографической службе Ленвоенбазы и команде гидрографического судна «Вайгач», обеспечившим нашу доставку на Сескар и возможность работы.
А на Тютерс мы попали уже традиционно — на одном из десантных катеров. Экипажу «Алексея Баринова», который, как и экипаж катера «Иван Пасько», уже давно стал неотъемлемой частью команды «Гогланд», на этот раз пришлось дважды за нами приходить. В первый раз ребята самоотверженно преодолели кипящую бурунами Балтику, но юго-восточный ветер так и не дал им войти в бухту. Второй заход, спустя пять дней, был блестящим, а вот путь домой за все девять лет таким сложным никогда не был: четыре балла, боковой ветер, перекаты. Но доставили нас военные моряки в целости и сохранности. Просто герои.
— Одним из интереснейших объектов на Сескаре стал маяк. Расскажите о нём.
— Это действительно очень любопытный маяк. Даже при вполне себе традиционной, лаконичной внешности. Это же первый в России цельнометаллический маяк. Он сложен из огромных, идеально состыкованных тюбингов, отлитых в 1858 году в Англии из пушечного чугуна. Процесс его возведения технически понятен, но филигранный расчёт мастеров всё равно поражает. И особое спасибо лондонским братьям-инженерам Гриссель за качество: состояние у их детища сейчас много лучше, чем у ряда других куда более «молодых» маяков.
В этом, наверное, есть своя высшая справедливость, ведь Сескару с маяками долго не везло. Первый деревянный маяк шведы поставили здесь в XVII веке. Второй появился в 1725 году в рамках глобальной кампании Петра I по возведению маяков, но спустя год был снесён штормом. Третий встал в 1727-м, прожил 14 лет и был сожжён шведами. Четвёртому судьба отмерила целых 80 лет. Пятому, уже каменному, но халтурно сделанному, — всего несколько. Шестой, снова деревянный, во время Крымской войны уничтожили англичане. А впопыхах возведённый седьмой — быстро сменил нынешний. Восьмой по счёту.
Старинная открытка с маяком острова Сескар. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Вы сказали, что состояние маяка Сескара лучше, чем у других исторических маяков на Балтике…
— Тем не менее с ремонтом надо торопиться, чтобы не допустить уже необратимых процессов. Сейчас-то работы ещё простые требуются. Только вот обеспечить их сложно. Нужно серьёзное оборудование и мощные строительные леса. И большой вопрос, как всё это многотонное хозяйство к маяку доставить. Вокруг острова сплошь мели, банки. Подходят лишь лёгкие, плоскодонные плавсредства.
Очень хочется восстановить былую красоту. Простой снаружи маяк впечатляет внутри: много стильных деталей, орнаментальные карнизы, пологи, ограждения. И комплектность удивительная. На месте все латунные таблички, оригинальные вентиляционные устройства, замковые механизмы окон и дверей. Цел даже гигантский комод для хранения вахтенных журналов и фонарей, стоящий на одном из пролётов круговой лестницы. Как же жаль, что «близнец» маяка на Сескаре, годом позже поставленный на острове Нерва, во время Великой Отечественной был взорван…
Латунная табличка производителей на маяке острова Сескар. Фото: Екатерина Хуторская
— Ранее участники экспедиции «Гогланд» проводили лидарную съёмку острова Большой Тютерс. А в этом году?
— В 2021-м лазерное сканирование поверхности Внешних островов продолжилось. И исключительно благодаря участию в проекте санкт-петербургской инженерной компании «Фертоинг».
Благодаря сканированию мы сможем моделировать острова, создавать голограммы высочайшей точности и главное — изучать ландшафт дистанционно, причём куда эффективнее, чем на месте. Лидарная съёмка «убирает» растительность, оставляя лишь контуры, глубины и высоты. С квадрокоптера не разглядеть, что скрывают кроны деревьев, трава и корни, а тут всё — как под микроскопом. Заповеднику, гражданским и военным морякам такая информация принципиально важна. Детализация береговой линии, прибрежных вод, усеянных здесь банками, просто на вес золота. Ну и нам, конечно, это бесценное подспорье.
Получив данные по Тютерсу, мы начали «пробивать» локации, на которые раньше и внимания не обращали. Развенчали очередной миф, которыми так богат остров, — про «подземные стоянки кригсмарине», исследовали фундаменты в дебрях, осмотрели — правда, увы, безрезультатно — новые возможные места захоронения советских бойцов, без вести пропавших на острове в 1942–1943 годах. А ещё разобрались с системой гидромелиорации, когда-то созданной людьми, и начали делать реальную схему деревни и объектов острова.
Лидарная модель острова Родшер
— История Внешних островов — это же ещё история людей, живших здесь…
— Да. Есть сообщества потомков жителей Тютерса, которые хранят память о своих предках. Никакой политики. Только личное. Так вот их схема деревни с номерами домов и именами очень условная. В этом году одна финка попросила смотрителей маяка отыскать место дома её прадеда. Ребята его с большим трудом нашли, сфотографировали, отослали… Тоже важно: семейная память, взаимопомощь. Мы и кладбища островные потому в порядок приводим потихоньку. Это же всё чьи-то родные. И ещё один момент, про который все забывают: с 1721 года — на некоторых островах с 1743-го — по 1919 год жители Внешних островов Финского залива были подданными Российской империи, нашими согражданами. Да и в целом содержание в порядке захоронений — моральный, гражданский и духовный долг граждан любого нормального, современного цивилизованного государства.
— А что по другим островам?
— По другим островам так же. И по некогда обитаемым — Гогланду, Мощному, Сескару, у которых также есть сообщества потомков, и по тем, где не было поселений. Из них отсняты в этом году Малый Тютерс, Соммерс, Родшер, Северный и Южный Виргины.
Особенно интересны результаты по Виргинам. Есть у нас такие крошечные приграничные островки. На Северном ровными рядами размещены многочисленные гурии — конусообразные каменные насыпи, которые мореплаватели испокон веков создавали для навигации. На Южном — лабиринты: спираль радиусом метров пять, выложенная округлыми камнями размером с дыню-«колхозницу».
В 1838 году один из учредителей ИРГО, выдающийся антрополог Карл Бэр, который из-за шторма был вынужден высадиться на остров, описал расположенный там каменный лабиринт. Кстати, он на Южном Виргине не один. Это мы случайно обнаружили, снимая в 2015 году фильм «Затерянный мир Балтики». Сейчас прикидываем, есть ли какая система расположения лабиринтов. Это позволило бы уточнить их целевое назначение. Оно до сих пор не установлено.
— Есть ли какие-то предположения?
— Нам вот ближе гипотеза не мистическая или культовая, а сугубо практическая. У нас в команде есть профессиональный психолог. Так он уверен, что это «ментальный тренажёр».
Гурии на острове Северный Виргин. Фото: Андрей Стрельников
Каменные спирали из камней не редкость для прибрежных территорий и встречаются неподалёку от уреза воды. Выход из лабиринтов ориентирован точно на север или от моря в глубь берега. Сами они имеют от девяти до 15 окружностей. И расстояние между линиями этих окружностей, проход, всегда соответствует ширине ступни человека.
Наш психолог решил пройти лабиринт, чтобы «послушать» свои ощущения. И сказал, что сперва семенить, упираясь носком одной ноги в пятку другой, постоянно сворачивая, было очень сложно. Еле держал равновесие, постоянно оступался, боролся со «взбунтовавшимся» вестибулярным аппаратом. Но чем дольше он шагал по спирали, тем увереннее себя ощущал. И в какой-то момент пропали и лишние движения, и тошнота, тело само «полетело», а голова стала светлой, как при медитации. Вот и выходит, что прохождение лабиринта вполне могло быть настройкой организма перед сложными делами.
Есть свидетельства, что балтийские моряки захаживали в лабиринты до 1930-х годов, но объяснить причину никогда не могли. Говорили, мол, «так заведено» или «злых духов запутать». Про духов, кстати, тоже понятно. Вспомните, как часто встречается изображение лабиринта перед алтарём в храмах христиан, многие обряды и символы которых корнями уходят в язычество. А сам рисунок лабиринта? Он популярен не только на оберегах. Встречается и на рыбацких поплавках, и на детских люльках, на домах, мельницах.
Одним словом, наша версия такая: лабиринты — это тренажёры для повышения остроты внимания и улучшения координации.
— Чем этот остров ещё примечателен?
— Конечно же, своей историей. На Сескаре во время Великой Отечественной стоял наш гарнизон, был небольшой аэродром. В рамках экспедиции мы, опираясь на данные архивов, исследовали остров на предмет наличия объектов военно-технической истории и обнаружили ряд весьма интересных экспонатов. Так, на местах авиационных катастроф найдены крупные фрагменты самолётов, один из которых уже идентифицирован как Ил-2. Также выявлены детали дизельного трактора С-65 («Сталинец-65»), использовавшегося в годы войны в качестве буксировщика орудий среднего калибра, детали автомобильной газогенераторной установки, конструктивно схожей с советским грузовым автомобилем ЗиС-21 (газогенераторная версия грузовика ЗиС-5), и даже части паровой машины первой четверти ХХ века.
Фрагменты паровой машины. Фото: Артём Хуторской
Вопрос о дальнейшем использовании объектов, обнаруженных на Сескаре, будет решать Комиссия по выявлению и сохранению объектов военно-технической истории Министерства обороны России.
Самолёты, утраченные в ходе авиационных происшествий, скорее всего, были разобраны на запчасти ещё в годы войны советским гарнизоном острова. Но оставшиеся фрагменты надо использовать для доукомплектования макетов и памятников самолётов, находящихся в работе у российских реставраторов, представлять в музеях краеведческой и военно-исторической направленности. Всё это касается и остатков паровой машины, трактора и автомобиля.
Что же касается более древней истории, то Сескар здесь в «передовиках». Это первый из всех островов Финского залива, упомянутый в ныне известных письменных источниках. В архиве таллиннской Ратуши хранится своего рода докладная записка, датированная 1395 годом, где зафиксирован факт несанкционированной торговли. Два купца шли на Ретусаари (он же остров Котлин, где спустя триста лет появился легендарный Кронштадт), заблудились и пристали к первому попавшемуся острову. Это был Сескар. Купцы решили сбыть товар «местным русским», не имея на то разрешения наместника Выборгского замка. И всё бы ничего, не находись рядом шведское патрульное судно, отслеживающее и пиратов, и таких вот «контрабандистов».
Сескар входил в число наиболее благополучных и богатых островов залива. В отличие от того же Тютерса он имеет источники пресной воды, но, главное, расположен ближе всех к материку. Его жителям проще было сбывать салаку и ворвань, служивших основным источником промысла и доходов островитян. И не удивляет, что на клочке суши в 4,16 кв. км когда-то существовало целых три полноценных деревни. Даже на имеющем пресные озёра Гогланде площадью 21 кв. км было всего две.
Вообще, история жителей Сескара и остальных островов — тема увлекательная, но грустная. Каждый раз, глядя на остовы домов, продираясь сквозь лесные дебри, появившиеся вместо дворов и улиц, исследуя архивные источники, старинные фото, думаешь о людях, которые тут жили, честно трудились, женились, детей рожали… И я сейчас не о том, кому эти острова когда принадлежали и кто в чём виноват. Здесь всё очевидно. Я про простых, «маленьких» людей, которые во все времена попадают в жернова большой политики, расплачиваются за амбиции «сильных мира сего». Простым людям никакие конфликты, войны не нужны. Они живут своими семьями, своими заботами, горестями и радостями. И их добрые дела достойны благодарной памяти.
Это, собственно, и станет лейтмотивом экспозиции, посвящённой Внешним островам Финского залива, которую мы с нашими друзьями задумали. Пока в планах два небольших зала, где попробуем «объять необъятное», уместив главное.
— Где и когда эта выставка откроется?
— А об этом пока умолчу. Загад не бывает богат. Скажу лишь, что это будет на территории Санкт-Петербурга, в непосредственной близости от мест описываемых событий. И обязательно как минимум на трёх языках: шведском, финском и русском. По числу «основных фигурантов» удивительной, противоречивой, насыщенной, непредсказуемой истории Внешних островов Финского залива.
путеводителей, обзоры отпусков, онлайн-сервисы, сообщества и блоги о путешествиях.
Петербуржцы знают, какие острова Финского залива были заселены, а какие нет. Жители других российских территорий вообще не знают, что там жили люди; некоторые острова имели славу курортов и внесли значительный вклад в оборону Ленинграда.
Где искать остров
В Финском заливе более дюжины внешних островов. Финские источники называют их единым архипелагом, тогда как российские документы дают каждому острову свое название и говорят о каждом отдельно. До основания Санкт-Петербурга эти острова принадлежали Финляндии, а уже более 300 лет являются российскими. После распада Российской империи почти на 20 лет острова вновь оказались во владении финнов, а после советско-финляндской войны, как раз перед Второй мировой войной, снова стали нашими. Поэтому на всех обитаемых островах сохранились следы жизни как финских рыбаков, так и русско-советских граждан. Где-то это остатки дома, где-то фундамент церкви, где-то памятник пастору на заброшенном кладбище. Русское географическое общество уже провело девять гогландских экспедиций на острова залива.
Почему Sescar понравился больше остальных
Фото: geodot.ru
Сескар был самым богатым, процветающим и густонаселенным из всех островов. Хотя его площадь была совсем небольшой, всего 4 с лишним квадратных километра, в период своего расцвета в нем было три деревни и до 840 жителей. Сосновый бор, песчаный пляж практически со всех сторон, мелководье, а остров уже снискал себе славу курорта, что привлекало туристов из Санкт-Петербурга. Почти как побережье Азова или Черного моря возле Анапы. Сескар находится в 100 километрах от Санкт-Петербурга, но если считать самый короткий путь с материка, то это всего 30 километров. Сегодня на острове живут только смотритель маяка и его семья. Изредка сюда приезжают туристы, желающие окунуться в военное прошлое острова или поискать таинственные места.
Мистический лабиринт или мысленный симулятор
Лабиринт на острове Крутояр. Фото: geocaching.su
На нескольких островах экспедиция обнаружила непонятные каменные лабиринты. Спираль обычно небольшая, радиусом 5 метров, выход из лабиринта указывает точно на север или вглубь острова и имеет от 9 до 15 кругов. Говорят, что балтийские моряки бродили по этим лабиринтам до 1930-х годов, но зачем? Есть версия – чтобы запутать злых духов, кто-то сказал, что это традиция (интересно кем и когда?). Интересно, что подобные лабиринты встречаются еще с языческих времен, их можно встретить в христианских храмах перед алтарем, на мельницах и даже на рыбацких поплавках. Ученые пока не пришли к единому мнению о назначении этих лабиринтов, но психолог из команды РГО убежден, что они являются тренажером для улучшения внимания и координации. Расстояние между линиями всех кругов всегда равно ширине стопы человека. Психолог осторожно прошел по лабиринту и прислушался к своим ощущениям. Ходить, опираясь одной ногой на пятку другой, поначалу было трудно, но, отступая назад, он старался сохранять равновесие и тренировать вестибулярный аппарат. Чем дольше он шел, тем лучше ему становилось, и в какой-то момент исчезла тошнота и пошатывание, движения стали легкими, а голова легкой, как в медитации. Так что экспедиция решила для себя, что лабиринты — это своего рода тренажер для настройки организма перед ответственной работой.
Что примечательного в Sescar
Как в СССР создавался главный признак достатка — «Советское шампанское»
Фото: rusbestrailways.ru
Совсем недавно, еще в начале 21 века, на острове была воинская часть. Здания воинской части заброшены. Местами можно найти фрагменты самолетов, дизельных тракторов и даже паровой машины времен Великой Отечественной войны. Комиссия по сохранению военно-технической истории Минобороны будет решать, что делать с этими объектами. Возможно, их перевезут на большую землю и по частям реконструируют как музейные экспонаты. Но самым любопытным для многих является маяк. Это уникально на Sescar. До этого маяки на острове были деревянными, горели, их сметало бурями. Это первый в России цельнометаллический маяк, отлитый в 1858 году в Англии. Благодаря филигранным расчетам инженеров, он находится в лучшем состоянии, чем более молодые маяки. Снаружи маяк прост, но внутри поражает. Спустя более полутора веков все латунные таблички, оригинальные замки, вентиляция и другие механизмы все еще на месте.
Зима не вечна. Вы можете посмотреть видео о ледоходе на Неве, впадающей в Финский залив.
В очередной статье мы сделали подборку российских курортов, в том числе Финского залива.
Поделись этим:
OOCL — Российский ледовый отчет 22-03-2011
Российский ледовый отчет 22-03-2011
Финский залив:
В бухтах Санкт-Петербурга сплошные льды. На фарватере до долготы маяка Толбухин припайный лед толщиной 50-65 см. Дальше по фарватеру припайный лед толщиной 40 — 60 см до линии остров Тойла Мотший, остров Сескар, маяк Шепелевский, маяк Толбухин, остров Большой Березовый. Дальше по фарватеру очень тесный лед толщиной 40 — 60 см до долготы острова Гогланд. Дальше по фарватеру до долготы острова Суур-Пакри очень плотный лед толщиной 25-45 см. В западном направлении по фарватеру идут полосы сплошного льда до линии острова Кери, острова Найссаар, точки в 48 милях к северу от маяка Полуостров Пакри.
Выборгский залив до широты маяка Рондо покрыт прочным льдом толщиной 45 — 55 см. Дальше – лед толщиной 40 – 60 см до широты Рок-Халли. В проливе Бьеркесунд лед толщиной 30 — 50 мм. На входе крепкий лед толщиной 30 — 60 см. В Лужской и Копорской губах припайный лед толщиной 30-50 см. На входе крепкий лед толщиной 30 — 60 см. Район сплошных льдов сохраняется севернее линии о. Хогланд, о. Родскаер от маяка Луппи до маяка Тискери. В настоящее время по данным дирекции Большого порта Санкт-Петербург в восточной части Финского залива находится 29 грузовых судов, ожидающих ледокольной проводки.
ПО Санкт-Петербурга сообщает об общем количестве 70 торговых судов, находящихся в настоящее время в акватории, из них
За прошедшие сутки 8 судов достигли входного буя порта Санкт-Петербург, 16 судов идут в западном направлении из района Персидского залива, 9Суда 0052 11 прибыли в порт Санкт-Петербург, 9 — вышли.
Ледоколы:
Сопровождение судов в порту Санкт-Петербург ледоколами -> Семьян Дезнев, Капитан Зарубин, Муджуг, Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В портах Выборг и Высоцк суда ассистируют ледоколы «Капитан Измайлов» и «Тор». В порту Приморск суда ассистируют ледоколы «Ермак» и «Москва». В порту Усть-Луга суда проводит ледокол «Кару». На фарватере от приемного буя до кромки льда суда ассистируют ледоколы «Санкт-Петербург», «Капитан Драницын» и «Вайгач».
Ограничения в плавании:
Состав буксирных барж, судов с ледовым классом 1 и ниже, судов с двигателями менее 3500 л.с. не проводится в порты Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк и Усть-Луга. Проводка судов с ледовым классом 1 и ниже, судов с двигателями менее 3500 л.с. в порт Приморск не проводится.
Конечно, это повлияет на заходы в Гэвле и Гётеборг, так как суда задерживаются в Санкт-Петербурге. Кроме того, в море возникают проблемы с обледенением контейнеров и судов.