Открытие трои: Генрих Шлиман – русский старт. Открытие Трои «родом» из Петербурга? | История | Cвободное время

Авантюрист Генрих Шлиман — пионер археологии – DW – 06.01.2022

Фото: picture-alliance/Fine Art Images/Heritage Images

КультураЕвропа

Даниил Шрадер

6 января 2022 г.

200 лет назад родился знаменитый немецкий археолог-самоучка Генрих Шлиман. Открыв древнюю Трою, искатель сокровищ стал одним из основателей современной археологии.

https://p.dw.com/p/18gNJ

Реклама

Анонс! В Берлине на период с 13 мая по 16 ноября 2022 года запланирована масштабная выставка, посвященная судьбе и находкам Генриха Шлимана — «Schliemanns Welten». Экспозиция разместится на двух площадках: в Галерее Джеймса Симона и в Новом музее. 

Археология шла к тому, чтобы считаться академической наукой, несколько веков. В ее долгой истории были и охотники за сокровищами, и искатели приключений. На стыке науки и авантюры стоял Генрих Шлиман (Heinrich Schliemann) — искатель сокровищ и один из основателей современной археологии в одном лице.

Авантюрист Шлиман

Генрих Шлиман

Бурная жизнь немецкого купца была совсем не похожа на биографию ученого. Родившийся 6 января 1822 года в бедной семье, начинавший мальчиком на побегушках у бакалейщика, Шлиман в 24 года становится представителем известной амстердамской компании в Санкт-Петербурге, а еще через несколько лет — успешным купцом первой гильдии, российским подданным и одним из крупнейших поставщиков русской армии в Крымской войне.

Авантюрная жилка проявлялась у него не раз. Еще в 19 лет он пытался отправиться в Венесуэлу, но потерпел кораблекрушение, а в 1850 году на несколько лет переселился в США в разгар золотой лихорадки и удвоил свое состояние, ссужая деньгами золотодобытчиков. Все это время он грезил мифами Древней Греции, но никогда не занимался наукой всерьез.

Лишь в 1858 году Шлиман кардинально меняет судьбу, за несколько лет ликвидирует свое предприятие и начинает вести жизнь интеллектуала-путешественника. В возрасте 44 лет он поступает студентом в Сорбонну, изучает филологию и литературу. 15 августа 1868 года, во время поездки по Греции, он встречает британского дипломата Фрэнка Калверта. Их объединяет не только страсть к греческим мифам и к великой «Илиаде» Гомера, но и сам подход к древнему тексту.

Сцены Троянской войны на древнегреческой вазеФото: imago/imagebroker

Обоих не смущало, что слепой поэт воспел осаду Трои примерно в конце VIII века до нашей эры, в то время как описанные события (если они вообще происходили), происходили на 500 лет раньше. Но Калверт и Шлиман подходили к тексту, который читали в оригинале, буквально. Для них это — не поэтическое описание древних легенд, а таинственный ребус, содержащий подсказки, которые нужно только распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции.

Шлиману пришлось вступить в длительную переписку с властями Османской империи, чтобы получить официальное разрешение на раскопки. Не вытерпев, он начал их без разрешения в апреле 1870 года, но вскоре был вынужден прервать работы. Настоящие раскопки, разрешенные властями, начались 150 лет назад — в октябре 1871 года. В итоге Шлиман буквально прорезает Гиссарлык с яростью искателя сокровищ: прокапывает прямо посреди холма огромный ров глубиной в 15 метров, полностью игнорируя верхние слои заселения.

«Клад Приама» и знаменитая фотография жены Шлимана СофииФото: picture-alliance/ZB

Докопавшись до основания холма, Шлиман понимает, что друг над другом лежат руины не одного, а сразу нескольких древних городов. Когда во втором слое снизу он находит остатки массивных крепостных стен и следы пожара, археологу-самоучке все становится ясно: это, конечно же, может быть только дворец Приама, царя Трои, а следы разрушений, как он уверен, прямо указывают на успешное нападение героев-ахейцев, скрывшихся в знаменитом троянском коне.

«Клад Приама»

Наконец, 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. И тут Шлиман повел себя не как ученый. Он нелегально вывез драгоценности из Османской империи, без доли смущения надевал древние драгоценности на свою молодую жену-гречанку, которая позировала для европейской прессы. Шлиман придумал целую историю о том, как они вдвоем с женой Софией нашли «клад Приама» и вынесли его из лагеря втайне от рабочих.

Место раскопок на холме ГиссарлыкФото: picture-alliance/ZB

Сегодня ученые точно знают, что София в тот момент вообще не присутствовала на раскопках, зато не могут точно установить, нашел ли Шлиман весь клад в одном месте или собрал с разных участков. Как бы там ни было, Шлиман внес бесспорный вклад в развитие археологии как науки: в методику, документальное сопровождение, интерпретацию археологических источников.

Великий археолог и гениальный маркетолог

Прославившись на всю Европу открытием Трои, Шлиман продолжил раскопки в Греции и Италии, успешно комбинируя археологические открытия с кампаниями по популяризации археологии. Но за год до своей смерти ему все-таки пришлось признать, что по поводу своей главной гордости — «клада Приама» — он ошибался. Слой, в котором были найдены сокровища, оказался значительно древнее того времени, в которое, как предполагалось, шла Троянская война, описанная Гомером. Драгоценности были изготовлены примерно в 2400 году до н.э. То есть клад никак не мог принадлежать царю Приаму…

До сих пор не утихают споры: a действительно ли Генрих Шлиман открыл ту самую Трою? Ведь Гомер использовал устные сказания, которые многие сотни лет передавались из поколения в поколение. «Историческая основа «Илиады»? Это полная ахинея», — не стесняясь в выражениях, заявляет, например, кельнский археолог, профессор Дитер Хертель (Dieter Hertel).

Так или иначе, но «Илиада» является великолепным образцом того, что современные историки называют «устной историей» (oral history). Многие строки поэмы, с их точным гекзаметром и архаичными формулировками, легко заучивались наизусть и могли передаваться неизменными многие поколения, пока их не записал слепой поэт. Именно поэтому большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав.

Искатель сокровищ с авантюрной жилкой стал одним из основателей современной археологической науки. Именно в Трое началась археология!

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

сбывшаяся детская мечта Генриха Шлимана

Кто из нас в детстве, наслушавшись детских сказок и легенд о сокровищах, не мечтал найти клад. Была такая мечта и у маленького немецкого мальчика, родившегося в 1822 году в бедной семье лавочника из города Любек. Звали этого мальчугана Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман.

Долгий путь к мечте о сказочной Трое

Еще в детстве отец на Рождество подарил маленькому Генриху «Всемирную историю для детей», где 7-милетнего мальчика заинтересовал рассказ о Трое. Там была картинка, на которой был изображен горевший город, и когда на его вопрос о Трое, отец сказал, что она сгорела без следа, уверенно ответил, что найдет ее.

Затем в руки попали бессмертные произведения Гомера, и впечатлительный мальчуган по-детски полюбил древних героев, и еще больше укрепил мечту отыскать таинственную Трою.

Путь к мечте, полный побед и разочарований, невероятных приключений, порой граничивших с безумием, занял долгих 40 лет. Став успешным бизнесменом, в 46 лет Шлиман, уже, будучи миллионером, бросает бизнес и коммерцию, и начинает путешествовать по миру, параллельно изучая историю и мифологию Древней Греции, посещает в Сорбонне курсы по археологии, учит греческий язык. И все это ради мечты отыскать Трою.

С возрастом, Генрих совершенно по иному стал воспринимать текст Гомера о Троянской войне, и когда в путешествии по Греции встретил британского консула Фрэнка Калверта, часами беседовал с ним о Гомере и Трое. Они оказались единомышленниками, и, наверное, единственными на тот момент чудаками, которые воспринимали древний текст античного автора буквально.


Для Шлимана и Калверта это не просто высокохудожественное литературное произведение, а некий ребус, в котором зашифрованы события далекого прошлого. Генрих Шлиман понимал, что время идет, и в 1868 году он отправляется в Турцию разгадывать этот ребус с секундомером и градусником.

На месте, которое указал его британский друг, Шлиман бегает по холмам, отчитывая шаги с секундомером, а также измеряет температуру воды в бьющих неподалеку источниках, ведь у Гомера указано, что у стен Трои протекали два источника, один с теплой, другой с холодной водой.

Местные жители с подозрением наблюдали за странным человеком в черном цилиндре и градусником в руках, но с удовольствием нанялись к нему копателями, когда в 1870 году Шлиман приступил к раскопкам холма Гиссарлык.

В первый же год раскопок, заручившись поддержкой властей Османской империи, работники Шлимана прорезают Гиссарлык 15-тиметровым рвом. В раскопе попадаются фрагменты керамики, остатки каменных стен, следы больших пожарищ.

Археолог-самоучка прекрасно понимает, что слой за слоем здесь сохранились остатки не одного, а нескольких поселений, но стремится все ниже в поисках заветной Трои.

Он многое увидел и понял на раскопе. Но единственное, что Шлиман так и не узнал до конца своей жизни, что он просто пролетел Трою, докапавших до более древних слоев. Это ему потом и поставили в вину профессиональные археологи. А еще то, что не велось никаких записей исследований, где, что обнаружено, в каких слоях.

Но с азартом настоящего искателя сокровищ преданный любитель истории продолжал работу. Как ребенок, Шлиман радовался каждой находке, и, однажды обнаружив глубоко в раскопе змею и жабу, в азарте искателя, посчитал, что они находятся здесь еще с тех давних времен, и были свидетелями драмы, разыгравшейся у стен древнего Илиона.

Сбывшаяся мечта

Успех пришел на третий год работы, когда 14 июня 1873 года из земли стали появляться ювелирные украшения из золота, слоновой кости, серебряные вазы и кубки. Всего было найдено 8 833 предмета. Мечта Шлимана сбылась, он нашел Трою, и доказательством этому стал так называемый найденный «Клад Приама». В тот жаркий летний день Шлиман стоял на вершине своей мечты, и на тот момент был самым счастливым человеком на земле.

Ему выпало родиться в то время, когда авантюристы и искатели сокровищ на местах древних памятников уходили в прошлое, а на их смену приходили археологи-профессионалы. Шлиман не просто открыл миру Трою, он стал тем связующим звеном между авантюризмом и новой, только заражающейся наукой археологией.

Один их элементов авантюризма Шлимана проявился в том, что он тайно вывез найденные предметы за пределы Турции, и весь мир увидел его жену гречанку Софью в украшениях времен Андромахи и Елены Прекрасной.

Позже ученые в ходе последующих работ на холме Гиссарлык, проанализировали археологические исследования немецкого мечтателя и сделали неутешительные выводы. Копатели Шлимана прорезали культурные слоя девяти хронологических эпох. По счету Троя была седьмым, а «Клад Приама» был своеобразной связующей нитью всех времен существования города, ведь в него попали вещи из разных хронологических периодов.

Безусловно, с точки зрения археологической науки Генрих Шлиман был дилетантом. Но без таких увлеченных своей мечтой людей мир не узнал бы о Трое, Ниневии, не раскрыл тайны египетских гробниц и величественных сооружений ацтеков и инков.

Только в начале ХХ века начали проводить профессиональные раскопки (например, Эвансом на Крите). Фармаковский начал систематические исследования Ольвии, а соотечественники Шлимана — Вальтер Андре и Эрнст Герцфельд, исследовавшие города Древнего Междуречья, запустившие в мир фразу «нет ничего долговечнее ямы», были уже настоящими профессионалами.

Да, Генрих Шлиман был дилетантом, но его детская мечта, воплощенная в реальность, вывела археологию на новый уровень развития, и, по сути, он стал основателем этой увлекательной и романтической науки.

Археологический памятник Трои – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Археологический памятник Трои имеет 4000-летнюю историю. Его обширные останки являются наиболее значительным и существенным свидетельством первого контакта между цивилизациями Анатолии и расцветающим средиземноморским миром. Раскопки, начатые более века назад, установили хронологию, которая имеет фундаментальное значение для понимания этого основополагающего периода Старого Света и его культурного развития. Более того, осада Трои микенскими воинами из Греции в XIII в. до н. э., увековеченная Гомером в 9 в.0009 «Илиада » с тех пор вдохновляет великих художников по всему миру.

Троя расположена на холме Хисарлык, с которого открывается вид на равнину вдоль турецкого побережья Эгейского моря, в 4,8 км от южного входа в Дарданеллы. Известный археолог Генрих Шлиман провел первые раскопки на этом месте в 1870 году, и эти раскопки можно считать отправной точкой современной археологии и ее общественным признанием. Исследования и раскопки, проведенные в районе Трои и Троады, показывают, что этот регион был заселен 8000 лет назад. На протяжении веков Троя выступала в качестве культурного моста между регионом Троада и Балканами, Анатолией, регионами Эгейского и Черного морей посредством миграции, оккупации, торговли и передачи знаний.

24 раскопки, проведенные за последние 140 лет, выявили многие черты всех периодов заселения цитадели и нижнего города. К ним относятся 23 секции оборонительных стен вокруг цитадели, одиннадцать ворот, мощеный пандус и нижние части пяти оборонительных бастионов. Эти археологические находки по большей части относятся к Трое II и VI; однако часть самой ранней стены (Троя I) сохранилась возле южных ворот первых оборонительных сооружений. За последние 15 лет стало ясно, что Нижний город существовал к югу от кургана во все доисторические периоды и простирался примерно на 30 га в эпоху поздней бронзы. Несколько памятников, в том числе храм Афины и недавно раскопанное святилище, являются частью греческого и римского города Илиона на месте Трои. Римская городская организация отражена двумя крупными общественными зданиями на окраине 9-го0009 агора (центральный рынок), одеион (концертный зал) и близлежащий бульвар (дом совета).

Окружающий ландшафт содержит множество важных археологических и исторических памятников, в том числе доисторические поселения и кладбища, эллинистические курганы, монументальные курганы, греческие и римские поселения, римские и османские мосты и многочисленные памятники битвы при Галлиполи.

Критерий (ii): Археологические раскопки Трои имеют огромное значение для понимания развития европейской цивилизации на критической стадии ее раннего развития. Он документирует непрерывную последовательность поселений на протяжении более 3000 лет и свидетельствует о преемственности цивилизаций. Роль Трои имеет особое значение в документировании отношений между Анатолией, Эгейским морем и Балканами, учитывая ее расположение в точке, где встретились три культуры.

Критерий (iii): Археологические раскопки Трои свидетельствуют о различных цивилизациях, населявших этот район более 4000 лет. Троя II и Троя VI представляют собой характерные примеры древнего восточного города в контексте Эгейского моря, с величественной укрепленной цитаделью, включающей дворцы и административные здания, окруженной обширным укрепленным нижним городом. Несколько других памятников и руин отражают характеристики римских и греческих поселений, а другие отличительные черты свидетельствуют об османских поселениях.

Критерий (vi): Археологические раскопки Трои имеют исключительное культурное значение из-за глубокого влияния, которое они оказали на важные литературные произведения, такие как «Илиада» Гомера и «Энеида» Вергилия , а также на искусство в целом. более двух тысячелетий.

Целостность

Внесенный в список объект недвижимости содержит все необходимые элементы для выражения его выдающейся универсальной ценности. Археологические останки до сих пор позволяют получить впечатляющее представление о городе бронзового века с его укреплениями, дворцами и административными зданиями. Из греческого и римского периодов два крупных общественных здания на краю агоры сохранились почти в полном состоянии.

Подлинность

Подлинность археологических раскопок высокая, так как реконструкций было очень мало. Те, что состоялись на защитах, были проведены в строгом соответствии с принципами анастилоса. Аутентичность окружающего ландшафта также высока и представляет собой органическое развитие от доисторических времен до настоящего века, которое не подвергалось какому-либо навязчивому развитию туризма.

Требования к защите и управлению

Постановлением Высшего совета по недвижимым культурным и природным ценностям от 1968 года № 3925, находящегося в ведении Министерства культуры и туризма, археологические раскопки Трои были признаны историческим местом. Античный город Троя также был зарегистрирован как археологический памятник первой степени, и в 1981 году Постановлением № 12848 Высшего совета по недвижимым древним объектам и памятникам была создана заповедная зона. Границы античного города Трои были определены 19 в.95 решения № 2414 Совета по сохранению культурных и природных ценностей Эдирне и были согласованы с объектами всемирного наследия. Таким образом, он находится под защитой Закона № 2863 Турецкой Республики о сохранении культурных и природных ценностей. В соответствии с этим законодательством участки и обнаруженное на них движимое имущество являются государственной собственностью, и никакие работы не могут проводиться без разрешения соответствующего регионального совета. Постановлением Кабинета Министров № 8676 от 1996, античный город Троя и окружающий ландшафт были внесены в список «Национальный исторический парк». На сегодняшний день большинство археологически значимых районов Трои принадлежат государству и, таким образом, охраняются законом. После принудительного выкупа ряда земельных участков в 1994 году 75% нижнего города и кладбища в настоящее время находятся в государственной собственности, и в настоящее время принимаются дополнительные меры по присвоению. Остальные земли в частной собственности находятся в обработке.

Общая ответственность за охрану и сохранение охраняемых объектов лежит на Главном управлении культурного наследия и музеев. Сотрудничающими учреждениями на региональном уровне являются Совет Чанаккале по сохранению культурного наследия, Губернаторство Чанаккале и Музей Чанаккале.

Департамент национальных парков Министерства лесного хозяйства сотрудничает с Министерством культуры по вопросам, касающимся окружающего ландшафта. План его сохранения был подготовлен Департаментом в 1971 году, пересмотрен в 2010 году и представляет собой первичный документ планирования управления имуществом.

Поиски затерянного города Трои

3000 лет назад древнегреческий поэт Гомер рассказал историю злополучного города Трои и великой Троянской войны в своем мощном эпосе « Илиада. С тех пор эта мифическая история о любви и войне захватывает воображение. Подробнее об этой истории вы можете прочитать в нашем блоге.

В то время как некоторые утверждают, что миф о Трое был всего лишь мифом, очарование этой истории побудило многих искать место, которое, согласно поэме Гомера, было одним из самых важных поселений своего времени.

С древности считалось, что Троя находится в районе под названием «Троад» в северо-западной части современной Турции. На протяжении веков паломники и путешественники отправлялись в Троаду, чтобы встать на землю, где, как они полагали, когда-то ступали герои. В 1920-го века шотландец и англичанин Чарльз Макларен и Фрэнк Калверт первыми связали холм с древними руинами с древней Троей. Но настоящий прорыв произошел в 1870 году, когда немецкий бизнесмен и археолог-самоучка Генрих Шлиман отправился в Анатолию с целью обнаружить город и доказать, что «Илиада » была основана на фактах. С тех пор место, которое, по утверждению Шлимана, было «Троей», стало предметом обширных раскопок и исследований. Хотя доказательства не могут доказать, что Троянская война действительно имела место, эксперты теперь согласны с тем, что поселение, раскопанное Шлиманом был знаменитым городом…

Город Троя

Город Троя, расположенный в северо-западной части современной Турции, был впервые заселен в раннем бронзовом веке, примерно в 3000 г. до н.э. За четыре тысячи лет существования Трои проживало бесчисленное количество поколений. Хотя они переживали периоды процветания, жизнь троянцев не всегда была легкой – дома и укрепления падали от пожаров, землетрясений или сражений и строились заново. Город иногда рос, иногда сокращался по мере того, как менялась судьба его жителей.

Вид с воздуха на место Трои

Именно эта запись о людях и их городе сохранилась в археологии. Каждый слой оккупации, один поверх другого, представляет собой этап в истории города, который археологи исследуют на протяжении последних 150 лет. Эти слои были обозначены как Троя I–IX, где Троя I — самое раннее поселение, а Троя IX — самое позднее. Многое еще предстоит открыть, но сегодня мы знаем достаточно, чтобы получить хорошее представление о развитии города с течением времени.

В 1873 году Генрих Шлиман прорыл огромную траншею прямо в центре кургана Трои. Это показало, что курган был сложен слоями последовательных поселений.
Начало Трои

Первоначальная деревня Трои (Троя I) была небольшой, но она процветала и росла. Примерно к 2550–2300 гг. До н.э. (Троя II) крепкие стены окружали цитадель, которая все еще была относительно небольшой, но удивительно процветающей.

Троя располагалась у входа в пролив Дарданеллы и в древности находилась гораздо ближе к морю, чем сегодня – береговая линия изменилась из-за заиления дельт рек. Его положение было ключом к его процветанию, поскольку город мог торговать как по морю, так и по суше. Возможно также, что древние корабли, ожидая ветра и течений, необходимых им для прохождения через проливы, представляли собой невольный рынок для троянских товаров и услуг.

Город процветает

Троя набирала силу. К эпохе поздней бронзы, около 1750–1180 гг. до н.э. (Троя VI и VIIa), за впечатляющими наклонными стенами была заключена более крупная цитадель, части которой все еще можно увидеть на этом месте сегодня, и есть свидетельства большого поселения в нижний город.

Как показывает эта воображаемая реконструкция, в период расцвета позднего бронзового века это место было впечатляющим. © Кристоф Хауснер, Мюнхен.

Троянское богатство также было построено на богатых сельскохозяйственных угодьях в окрестностях. В Илиада , троянский принц Гектор — «укротитель лошадей», и коневодство вполне могло сыграть свою роль в процветании Трои. Там было найдено большое количество костей лошадей, а также костей, свидетельствующих о выращивании и приручении других животных. Овцеводство, должно быть, имело особое значение, поскольку есть свидетельства обширного производства текстиля в Трое, и этот текстиль вполне мог экспортироваться. Только за последние несколько десятилетий современная археология, включая изучение древних растительных и животных остатков, изменила наше понимание всех этих аспектов жизни в древней Трое.

Воображаемая реконструкция Южных ворот Трои VI. © Кристоф Хауснер, Мюнхен
Троя и ее соседи – свидетельство Троянской войны?

В эпоху поздней бронзы (1750–1180 гг. до н. э.) город был самым важным поселением в этом районе, но на мировой арене он играл лишь небольшую роль. Троя появляется в записях хеттов (цивилизация, которая процветала на территории современной Турции) как «Вилуса», имя, связанное с греческим «Илиос» / «Илион», другое имя Трои, данное Гомером. К концу позднего бронзового века Вилуса была небольшим вассальным государством (государством без независимости) могущественной хеттской империи Анатолии. Столица Хеттской империи, Хаттуса, находилась далеко на востоке недалеко от современного Богазкале в Турции. Со стороны Хаттусы Троя, должно быть, казалась далекой заводью. Тем не менее его богатство и доминирующее положение, несомненно, сделали его призом. Завидовали ли греки (происходившие от «Аххиява» по хеттам, имени, связанного с «Ахайей» Гомера) на его процветание?

Хеттская табличка с упоминанием города Вилуса.

Хеттские таблички упоминают, что хеттская империя сражалась с народом Аххиявы за Вилусу – могла ли это быть Троянская война? Там даже упоминается правитель по имени «Александу» или Александрос, что является другим именем троянского царевича Париса в поэме Гомера. Это все такие дразнящие доказательства. Хотя это далеко не доказательство, оно создает картину возможного фона для Троянской войны во взаимосвязанном, но воинственном мире позднего бронзового века.

Троя и Илион

Троя пришла в упадок в конце бронзового века, около 1180 г. до н.э., как и все центры силы средиземноморского мира, по до конца не выясненным причинам. Это место никогда не было полностью заброшено, и его руины должны были оставаться видимыми в течение нескольких столетий, вероятно, до времен Гомера, если поэт жил в конце 8-го или начале 7-го века до нашей эры, как предполагалось. Вскоре после этого Троя, известная как «Илион», стала местом паломничества из-за своих героических ассоциаций. Имя Илион используется Гомером как синоним Трои, и возможно, что жители всегда называли свой город чем-то вроде Илиона, еще с тех времен, когда он назывался Вилуса.

Прекрасный храм был построен в Трое в эллинистический период третьего века до нашей эры. На этом украшении храма изображена Афина, богиня-покровительница города, которой был посвящен храм. © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor – und Frühgeschichte, Foto Philipp Groß.

Греческий Илион был небольшим городком, но обогащенным тем, что можно было бы назвать «туристической торговлей» посетителей, стремящихся отдать дань уважения героям прошлого. Греческие лидеры и римские императоры наделили его богатством и привилегиями, в том числе прекрасными гражданскими зданиями. Троя греческого и римского периодов не была в остальном особо важным местом, но, тем не менее, процветала до конца античного мира (в 6 веке н.э.), а возможно, и позже — есть некоторые свидетельства византийского поселения на этом месте. еще в 13 веке нашей эры. Таким образом, можно сказать, что Троя просуществовала более 4000 лет.

Троя потеряна

Кажется совершенно удивительным, что местонахождение Трои могло быть впоследствии потеряно, но это было так. Со временем его остатки рассыпались и превратились в часть невысокого холма на равнине, которая была малонаселенной. Гора не казалась чем-то особенным. Более заметными были «курганы», или курганы, разбросанные по троянской равнине. На самом деле они были в основном не бронзового века, а созданы в разное время в греческий и римский периоды, в основном для захоронений. Эти курганы были хорошо видны на фоне ландшафта, поэтому у первых посетителей, искавших героев, возникло ощущение, что они нашли их могилы. Но город Троя, или Илион, пропал из виду.

Поиски Трои

Поиски Трои стали главной заботой путешественников, топографов, писателей и ученых в 18-м и начале 19-го веков, когда древняя Греция и ее мифы пленяли общественное воображение в Европе. Но это было не просто и стало предметом жарких споров. Разделение происходило между мыслителями-«реалистами», считавшими, что история Трои должна быть основана на какой-то исторической правде, и противниками, утверждавшими, что она просто выдумана в поэтическом воображении Гомера и никогда не будет найдена.

Серебряная монета, отчеканенная в Илионе.

 

Троада была нанесена на карту и исследована, и преобладающая теория «реалистов» заключалась в том, что холм под названием «Пинарбаши» был местом Трои, но они не могли найти никаких доказательств. В том, что должно было стать прорывом, путешественник по имени Эдвард Кларк посетил другой холм, названный «Гиссарлык» в 1801 году, и идентифицировал его как место Илиона. Он основывал это на свидетельствах монет и надписей, которые он там нашел. Однако лишь позже в 1920-м веке станет ясно, что Гиссарлык был местом не только Илиона, но и легендарной Трои, которая находилась под античными руинами.

Троя найдена

Фрэнк Калверт жил в Троаде и владел землей рядом с курганом Гиссарлык. Будучи любителем, но опытным археологом, он был убежден, что будет хорошее место для раскопок. Поэтому, когда в 1868 году приехал Шлиман с Гомером в одной руке и лопатой в другой, решивший сделать себе имя в археологии, Калверту было легко убедить его. Калверт помогал Шлиману, но именно имя Шлимана стало всемирно известным как пионера археологии, открывшего и раскрывшего местонахождение древней Трои.

Уильям Симпсон, Раскопки в Гиссарлыке. Акварель, 1877 год.

Огромная огласка окружила находки Шлимана. Он объявил миру, что в том, что сейчас называется Троей II, он нашел город мифического царя Приама и Трою Троянской войны. Именно здесь он обнаружил серебряные и золотые сосуды и украшения, которые он назвал «сокровищами Приама» и которые, как он полагал, включали «драгоценности Елены». Его интерпретация того, что находки были свидетельством Троянской войны, в то время подвергалась сомнению и, возможно, к сожалению для всех романтиков, больше не принимается.

Генриху Шлиману нравилось верить, что драгоценности, которые он нашел в Трое II, принадлежали Елене Троянской. Моделью здесь является его жена-гречанка София. Кредит: бпк.

Более поздние археологические раскопки как в Трое, так и на материковой части Греции, особенно на месте Микен (одного из самых важных поселений Греции бронзового века), ясно показывают, что любой возможный фон для истории войны должен был быть по крайней мере на тысячу лет позже, чем Троя, которую Шлиман называл «Троей Приама». Только тогда микенская Греция соприкоснулась с Троей и стала достаточно могущественной, чтобы история имела смысл. Но, конечно, Гомер был поэтом, а не историком. По-прежнему чрезвычайно трудно связать «Илиаду» конкретно с археологией Трои.

Портрет Генриха Шлимана в 1877 году работы Сиднея Ходжеса. © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte, Foto Claudia Klein.

 

Раскопки Шлимана, проведенные между 1870 и 1890 годами, ознаменовали начало интенсивных археологических исследований Трои различными международными группами, которые продолжаются и сегодня, а текущие исследования возглавляют турецкие археологи. Понимание этого места, его развития с течением времени и его места в древнем мире продолжает расти. С археологической точки зрения предстоит раскрыть богатую историю, которая стоит совершенно отдельно от мифа о Троянской войне и важна сама по себе. Тем не менее, миф и сайт остаются неразрывно связанными. Немногие посетители могут смотреть со стен «ветренной Трои» на троянскую равнину, не думая о массированных греческих армиях, ожидающих атаки, или о женщинах Трои, беспомощно наблюдающих за бушующей внизу битвой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *