Паломничество на Валаам
В стоимость поездки включено
Проживание
Проживание по программе
Транспорт
Транспортное обслуживание по маршруту
Питание
Питание по программе
Экскурсионное обслуживание
Экскурсионное обслуживание православным гидом
Оплачивается отдельно
Ж/д проезд
Место размещения
|
Категория номера |
стоимость в мае, сентябре, октябре |
стоимость с июня по август |
Дом паломника «Валаам» | 3м, удобства на этаже | 14 960 | 15 600 |
2м, удобства на этаже | 15 280 | 16 000 | |
2м стандарт с удобствами | 16 880 | 18 000 | |
1м стандарт с удобствами | 17 680 | 19 000 | |
Паломнический дом «ИГУМЕНСКИЙ» |
2м, удобства на этаже | 14 960 | 15 600 |
1м, удобства на этаже | 17 520 | 18 800 |
Детям до 12 лет — скидка 50 % и «Семейный пакет» — скидка 50% ребёнку до 17 лет (включительно) при сопровождении 2 взрослых
Расписание поездки
Валаам
1 день
Отправление из Москвы в Санкт Петербург с Ленинградского вокзала
2 день
Раннее прибытие в Санкт Петербург. В 06:45 сбор группы у автобуса ст.м. «Озерки». Посадка в автобус. 07:00. Отправление автобуса из Санкт-Петербурга.
Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам. Около 13.00 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в 13.00. Обед.
Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря
Обзорная экскурсия по традиции начинается от причала Монастырской бухты, куда прибывали суда валаамского флота в ХIХ – нач. ХХ века и откуда особенно красиво смотрится монастырь, расположенный на высокой скале. От пристани дорога ведет к подножию горы Фавор, на вершину которой поднимается широкая, устроенная еще в середине прошлого века лестница в 62 ступени. Слева от лестницы открывается вид на знаменитый монастырский сад, чарующий своей нежной красотой более всего в пору цветения и тихой золотой осенью. Над садом, вдоль узорной чугунной решетки, идущей по краю скалы, проложена тропа, откуда иноки старого Валаама любовались на сумрачные, отражающие красноватые скалы воды Монастырской бухты, встречая или провожая суденышки с паломниками. Далее путь идет мимо мраморной Знаменской часовни к Святым вратам обители, украшенным надвратной Петропавловской церковью, бывшей в прежние времена домовым храмом царственных особ, прибывающих на Валаам. Пройдя Святыми вратами, гости попадают в монастырь. Особое место уделяется посещению главного действующего храма монастыря – величественного Спасо-Преображенского собора, где покоятся мощи святых основателей обители — преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев. В ходе экскурсии гостям предстоит увидеть Успенскую трапезную церковь – самую старую из сохранившихся на Валааме, и церковь Валаамской иконы Божией Матери, освященную в 2002 г., осмотреть келейные корпуса и хозяйственные постройки, а также полюбоваться недавно отреставрированным храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» где проходят концерты церковных песнопений. В сувенирной лавке можно приобрести что-нибудь из изделий монастырских промыслов, чтобы увезти с собой на память «частицу Валаама».
Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом.
3 день
Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту. Чай в трапезной Воскресенского скита.
Экскурсия «Новый Иерусалим»
Маршрут экскурсии проходит по местности, получившей в начале ХХ в. название «Новый Иерусалим». Центром ее является стоящий на высоком ладожском берегу Воскресенский скит, полностью отреставрированный и освященный к своему 100-летнему юбилею в 2006 г. В нижней церкви этого скита, напоминающей своим убранством раннехристианские храмы, устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где среди южных широколиственных деревьев и живописных кустов сирени расположен небольшой, уютный Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Заканчивается экскурсия на Елеонской горе, где от часовни Вознесения Господня открывается один из самых поэтичных видов на Ладогу. Экскурсия повторяет собой излюбленный маршрут русских паломников начала ХХ в.
Экскурсия «Коневские озера»
Пешеходная экскурсия, построенная на стремлении показать и раскрыть удивительную гармонию дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической иноческой жизни. В районе внутренних Коневских озер гостей острова ожидает встреча с удивительным, прикровенным уголком Валаама, где некогда располагалась пустынька отшельника – в будущем знаменитого игумена Дамаскина. Всегда ровная водная гладь, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух — все это создает особую умиротворяющую атмосферу, настраивает душу на тихий созерцательный лад. Неслучайно именно здесь расположен самый маленький скит Валаамского монастыря – скит во имя Коневской иконы Божией Матери, старцы которого имели благословение утешать приезжавших на Валаам гостей. Заканчивается же экскурсия у монастырской молочной фермы, с конца прошлого столетия снабжавшей обитель превосходными продуктами.
Здесь рассказ коснется вопросов хозяйственной и экономической жизни обители. Особое место в экскурсии уделяется знакомству с уникальным природным комплексом Валаамского архипелага, его флорой и фауной.
Трансфер в Центральную усадьбу монастыря. Обед.
Экскурсия на Никольский скит и Игуменское кладбище.
Экскурсия в один из красивейших скитов Валаама, где вновь отреставрированный шатровый храм во имя святителя Николая Чудотворца, белоснежный келейный корпус, яблоневый сад, массивный гранитный поклонный крест и даже небольшая хибарка бывшей монастырской таможни создают неповторимый по своему изяществу архитектурно-ландшафтный ансамбль.
На расстоянии километра к северу от монастыря в середине ХIХ века братией был устроен дендрологический питомник, где разводили деревья и декоративные кустарники из разных регионов России. Вспоминая ХVIII век, гости увидят здесь место молитвенного уединения преподобного старца Назария — устроителя Валаамской обители, пришедшего в 1782 г. из знаменитого Сарова. В подражание древним отшельникам и своему духовному наставнику многие его ученики уходили в необжитые лесные дебри на северо-востоке острова и ставили здесь свои пустыньки. Спустя полвека, в 1870-х годах, напротив дендрария, был создан архитектурно-ландшафтный комплекс нового Игуменского кладбища, где все напоминало бы посетителям о райских обителях. На сравнительно небольшой территории вокруг рукотворного церковного холма были высажены самые экзотические для Валаама деревья – от широколиственных вязов и благоуханных лип до сибирских пихт и кедровых сосен. К Игуменскому кладбищу от монастыря была проложена дорога. В тени разросшихся старинных деревьев и пышных куртин цветов их встретит небольшая, оригинально спроектированная церковь, освященная во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, и массивная звонница-арка, через которую прежде можно было спуститься по тропе к Ладоге.
Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег
4 день
Часы. Божественная Литургия. Обед. Комнаты паломнического дома освобождаются в 10.00, вещи переносятся в кладовую. Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому. Проезд в одну сторону на автобусе. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются.
Пешеходная экскурсия от Центральной Усадьбы монастыря на о. Скитский – второй по величине остров Валаамского архипелага. На его территории расположены 2 из 13 исторических скитов Валаамской обители: самый первый по времени постройки — скит во имя Всех Святых, и самый последний — Смоленский.
Скит во имя Всех Святых был основан еще в конце ХVIII в прп. старцем Назарием Саровским. По числу братии и своим размерам он был и остается самым большим на Валааме, напоминая внешне сказочную крепость, украшенную белыми островерхими башнями, в окружении старинных дубов, кленов и кедровых сосен.
За алтарем скитской церкви расположено небольшое кладбище, где покоятся сугубо чтимые на Валааме подвижники благочестия, жизнь которых прошла в этом скиту. В 1,5 км южнее скита Всех Святых в 1917 г. был освящен скит в честь Смоленской иконы Божией Матери — заступницы русского православного воинства. Храм этого скита стал одним из самых последних, построенных в Российской империи перед ее крушением. Он был сооружен по желанию великого князя Николая Николаевича Романова – верховного главнокомандующего русской армией во время 1-й мировой войны для ежедневного поминовения русских воинов, «на поле брани живот свой положивших». Проект храма в русском стиле с элементами модерна выполнил родной брат Николая Николаевича – талантливый архитектор великий князь Петр Николаевич. Этот уникальный скит был восстановлен в 2007 г., а его храм, вновь открытый для гостей, украшают теперь дивные росписи «Воинство Царя Небесного». Братия скита по мере сил старается продолжать традицию поминовения русских воинов, погибших в беспримерных по масштабам потерь войнах ХХ столетия.
Отправление с о.Валаам в 17.00. Прибытие в г. Приозерск ориентировочно в 20.15. Посадка на автобус. Ориентировочно 23.30 — прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 00.00 — к станции метро «Площадь Восстания».
5 день
Прибытие в Москву
Туры на Валаам из Москвы
Валаамский скит сегодня — это один из массовых и самых посещаемых туристических и паломнических центров в России. Необыкновенная духовная культура монастыря, обогащавшаяся на протяжении многих столетий, производит необъяснимое впечатление, чувствуется, что на архипелаге царит гармония веры и природы.
Валаамский архипелаг знаменит местными красотами и достопримечательностями. К ним можно отнести как скиты и подворья мужского монастыря, так и местную природу, которая служила музой у известных художников: Шишкина, Куинджи; поэтов и писателей: Тютчева, Лескова; композиторов и др. Всеми природными прелестями можете насладиться и вы! Будьте уверены, что на фоне здешних отвесных скал и бухт просто не может получиться плохое фото!
Отдохните на Валааме!
Туры на Валаам — это то, что нужно для отдыха вне мегаполиса. Вам не придется самим придумывать маршрут и волноваться насчет экскурсий, компания ‘KareliaOK’ с радостью организует полноценный отдых. На остров Валаам туры выйдут намного дешевле, чем поездки за границу, зато впечатлений они принесут не меньше!
Экскурсия на Валаам – вот главная начинка наших туров, но помимо этого, мы предлагаем трехдневный полноценный отдых на берегу Ладоги с прогулками на лодках, посещением горного парка Рускеала, деревни Кинерма, экскурсией по центру Петрозаводска.
Почему именно это направление?
-
Небольшое расстояние от крупных городов (Маршрут ‘Москва — Валаам’ занимает всего день пути поездом, из Санкт-Петербурга сушей ехать нужно менее 300 км)
-
Знакомство с удивительной обителью христианской веры
-
На остров Валаам цена туров намного ниже заграничных поездок
-
Неповторимая красота Ладожского озера и островов
-
Дополнительные экскурсии по самым интересным карельским местам
Поездка на Валаам принесет вам немало пользы: кроме экскурса в историю родной страны и прикосновения к святому вы вдоволь надышитесь свежим карельским воздухом, вам будет организовано хорошее питание, а после насыщенного туристического дня вас ждёт здоровый сон уставшего человека! Приезжайте и отдыхайте здорово!
* Дорогие девушки, не забудьте взять юбку и платок для беспроблемного посещения монастыря.
Тур экскурсионный Валаам — Короткий
ID тура: 5000
Посещение одной из главных достопримечательностей Карелии — чудо-острова Валаама. Идеально подойдет тем, кто хочет получить максимум впечатлений за небольшой промежуток времени: 2 часа в Центральной Усадьбе Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, час на дорогу и еще останется время, чтобы прогуляться по старинному городку Сортавала с оригинальной архитектурой, а также посетить и другие достопримечательности Приладожья.
Программа тура
Тур экскурсионный Валаам — Длинный
ID тура: 5001
Классическая программа посещения Валаама для тех, кто решил глубже насладиться атмосферой этого удивительно красивого места. 5 часов, чтобы увидеть главные красоты монастыря: величественный Спасо-Преображенский собор и уютный Воскресенский скит, повторяющий устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потрясающая архитектура, сады, аллеи, захватывающие виды Ладоги, гармония природы и силы человеческого духа.
Программа тура
2-дневный тур на Валаам из СПб
ID тура: 5000
Очень насыщенное событиями путешествие из Санкт-Петербурга к жемчужине Карелии – дивному острову Валааму. Вы насладитесь красотой Валаамского монастыря, посетите горный парк Рускеала, прогуляетесь по старинной и уютной Сортавале и увидите один из самых высоких водопадов Карелии, а бонусом: средневековая крепость и другие достойные Вашего внимания места. Ждем гостей Петербурга и коренных петербуржцев, молодых и активных, студентов и школьников, людей семейных и легких на подъем дружеские компании.
Программа тура
3-дневный экскурсионный тур ‘Валаам’
ID тура: 5001
Данный тур очень насыщенный достопримечательностями и памятниками истории Карелии. Кроме, всемирно известного острова Валаам, мы с вами посетим горный парк Рускеала, старинную деревню Кинерма, зоогринпарк и многое другое.
Программа тура
Тур на воздушной подушке/лыжный ‘Заснеженный Валаам’
ID тура: 5002
Это путешествие обладает редким сочетанием активно-созерцательной составляющей и довольно обширной экскурсионной программой по духовному православному центру России – Валааму.
Программа тура
Россия: Паломничество по святым местам | Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси
Россия: Паломничество по святым местам — 11.07.13
Епископ Михаил совершил паломничество по святым местам Санкт-Петербурга, Валаама, Новгорода, Пскова и Москвы с 24 июня по 6 июля в рамках тура, организованного Православным Туром. В ходе тринадцатидневного паломничества Его Преосвященство и 38 паломников из Америки, Германии, Англии и Австралии стали свидетелями излияния Святого Духа в Русской Церкви, пережившей чудесное воскресение после падения советской власти. и его официальный государственный атеизм.
Статья с фотографиями от Nilus klingel>
Поделиться:
|
|
ВЫСТУПАЮЩИЕ ЕПАРХИЙСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛИ (DDB)
Благодаря таким благотворителям, как вы, наша епархия может поддерживать миссии и бедные приходы, финансировать молодежные мероприятия и обучать семинаристов. Спасибо!
$ 202 600,00
Молитвы и услуги для семей в доме
Молитвенное правило для семей
Служение молитвы для защиты от африканских. ПРИМИРЕНИЕ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ КАЖДОГО МЕСЯЦА
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ВЕЧЕРНЯ — СУББОТА, 20 АВГУСТА
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ТИПИКА — ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 АВГУСТА
НОВИНКА -> ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ НЕДЕЛИ
Предстоящие события в дипарданском календаре
Собрание по диокСскому совету
Четверг, 26 января, в 11:00
Диоксанский канцелярия
Бронксвилл, Нью -Йорк
Собрание Совета. Chancery
Bronxville NY
Youth Wise to the Faith Videos Series
Новости епархии
Лента новостей
00000
Приходской праздник — Православный храм св. Василия Блаженного, Уотервлит, Нью-Йорк — 1 января 2023 г. — 02.01.23
00001
Мы приближаемся к нашей цели, но нам все еще нужна ваша помощь! — 28. 12.22
00002
Престольный Праздник Андреевской Православной Церкви, Дикс Хиллс, Нью-Йорк. — 21.12.22
00003
АРХОПАСТЫРСКАЯ ПИСЬМО НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ГОСПОДА НАШЕГО 2022 — 21.12.22
00004
Последний выпуск KOINONIA уже доступен — 16.12.22
00005
Благословение нового офиса Zoe for Life Southern Tier и Baby Shower — 16.12.22
00006
Архипастырское посещение: Бингемтон, Нью-Йорк — 13.12.22
00007
Православное молодежное служение — Эпизод 13: 3 способа построения церковной общины — 09.12.22
00008
Концерт хора «Дух Православия» — пятница, 9 декабря, 19:30 — 07.12.22
00009
Promote CrossRoad In Your Church Bulletin — 12/06/22
Diocese of New York
and New Jersey
33 Hewitt Avenue
Bronxville NY 10708
914-779-6580 (Phone)
914-779 -6581 (факс)
info@nynjoca. org
Выступление иерея Романа Лукьянова за Круглым столом 9-го0012 Расширенное пастырское совещание РПЦЗ, 8 декабря 2003 г. С 8 по 12 декабря в Найаке, штат Нью-Йорк, проходила Расширенная пастырская конференция. Присутствовали священнослужители Русской Православной Церкви Заграницей со всего мира. Было около 160 священников и 10 архипастырей во главе с митрополитом Лавром. Также с докладами выступили три представителя Московского Патриархата. Мне дали 8 минут на выступление на тему моих впечатлений о Церкви в России. Предлагаю свой доклад в несколько расширенном варианте, так как все, что я подготовил, заняло бы около 12 минут. Меня всегда интересовали события в России. Когда наши прихожане ездили в Россию, я просил их привозить мне церковные газеты и журналы. Мы совершили четыре паломничества: в 1991, 1995, 1999 и 2001 годах. Мы посетили храмы в Москве, Санкт-Петербурге, Валааме, Соловках, Пскове, Новгороде, на поле Бородинской битвы; мы отправились в паломничество на теплоходе из Москвы на Уральские горы с остановками во многих исторических городах. Мы посетили мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Александра Свирского, преподобного Серафима Вырицкого, преподобного Варлаама Хутынского и многих других. В 2001 году мы побывали в Екатеринбурге, на Ганиной Яме, в Алапаевске и видели мощи преподобного Симеона Верхотурского. Мы много разговаривали с церковными людьми и священниками повсюду. Мы встречались с епископами и посещали Патриаршие службы. Ниже я напишу о некоторых своих впечатлениях от восстановления связи между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. 1. Влияние «советского» епископата на Русскую Церковь. Около 20 лет назад в отчете, составленном председателем Фуровым Комитета по делам религий, говорилось, что из 30 архиереев Московской Патриархии только 10 полностью сотрудничали с советской властью, 10 вообще не сотрудничали, а 10 старались приносить пользу церкви, когда это было возможно. Поэтому только одна треть архиереев полностью поддерживала Советское государство, а две трети старались максимально возможно в советских условиях принести пользу Церкви. Помню удовлетворение, которое вызвало это сообщение у православных эмигрантов. Сейчас об этом редко вспоминают. С тех пор как он был избран в 1990 г. Высокопреосвященнейший Патриарх Алексий II приступил к обновлению епископата Московской Патриархии. По мере роста числа восстанавливаемых приходов и монастырей Патриарх разделял крупные епархии на ряд более мелких и рукополагал все новых и новых епископов. На данный момент в Русской Церкви насчитывается более ста епархий и 150 архиереев. Поэтому количество «советских» архиереев совсем невелико, хотя их влияние все же ощущается, так как они занимают центральные епархии. То же самое можно сказать и об интересе к экуменизму. Это существовало в советское время, потому что открывало возможности для поездок за границу. Сегодня экуменизмом интересуются ученики митрополита Санкт-Петербургского Никодима Ротова, скончавшегося у ног Папы. Таких митрополитов и архиереев в епархиях под Санкт-Петербургом немного. На собраниях епископов они имеют лишь ограниченное влияние. Деяния Архиерейского Собора в юбилейном 2000 году отвергли и экуменизм, и сергианство. 2. Почитание Новомучеников. Во время наших паломничеств мы могли видеть, как росло почитание Новомучеников. В каждом храме мы видели либо нашу Бостонскую или Джорданвильскую икону Святых Новомучеников, либо иконы Царственных Мучеников. о. Александр Шаргунов составил пять книг «Чудеса Царственных страстотерпцев». Наша Бостонская икона Новомучеников Российских стала прообразом официальной иконы Святых Новомучеников Российских при их почитании в храме Христа Спасителя в 2000 году. На Соловках и во многих других местах воздвигнуты в память поклонные кресты. Новомучеников. Сейчас на Бутовской земле под Москвой построен храм, где расстреляно и похоронено более 60 тысяч человек, в том числе тысячи священников. В день памяти тех мучеников сотни священников и тысячи верующих собираются на панихиду. Свято-Тихоновский институт в Москве издает многотомный сборник жизнеописаний этих Новомучеников. Все это происходит через десять лет после падения Советской власти, а здесь, за границей, Царская Семья прославилась лишь через шестьдесят лет! 3. Святоотеческий путь Русской Церкви. В 1991 году, во время нашего первого паломничества в Россию, ряд священников и мирян спрашивали меня, читал ли я Булгакова, Бердяева и других парижских богословов. Мой ответ, что я их не читал, их очень удивил, поэтому мне пришлось объяснять, что религиозная литература из Парижа состоит из рассуждений о Православии, а мы предпочитаем читать святоотеческую литературу, издаваемую Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле. Когда мы впервые посетили Сергиеву Лавру, их библиотекарь попросил нас передать поклон митрополиту Лавру за помощь в восстановлении библиотеки в Лавре благодаря Свято-Троицкому монастырю, который прислал им свои издания. Свято-Троицкий монастырь отправил в Россию тысячи, если не десятки тысяч книг, чем помог Русской Церкви восстановить святоотеческое содержание церковной жизни. Почитание св. Иоанна Шанхайского повсеместно; его «Жизнь» и статьи печатаются и переиздаются. Все в России восхищаются статьями и книгами о. Серафим Роуз. Люди обрадовались, когда узнали, что мы лично знакомы. о. Серафим Роуз, пересказавший святые святоотеческие истины современным языком, много сделал для восстановления святоотеческого Православия в России. Я слышал, что он местно прославляется в некоторых местах. Закон Божий другим о. Серафима (Слободского) продается во всех церковных книжных лавках, даже в губерниях, и положена в основу вступительного экзамена в семинарию. С другой стороны, я читал, что в одной из епархий архипастырь приказал сжечь книги Шмемана и Мейендорфа, а совсем недавно один румын, доктор богословия, сказал мне, что православные мыслители в Румынии очень критичны. «богословия» Шмемана. Таким образом, слава Богу, Русская Церковь, вступая на путь свободы, не прельщается ни парижскими русскими, ни американскими модернистами, а продолжает свой святоотеческий путь. Греки, которые хотели созвать VIII Вселенский Собор для «обновления» Православной Церкви, теперь боятся Русской Церкви, потому что последняя, будучи больше всех Православных Поместных Церквей вместе взятых, не допустит такого «обновления». православия, а сторонники «обновления» рискуют оказаться в числе еретиков. 4. Восстановление церквей. Путешествуя по России и посещая отремонтированные или вновь построенные храмы, удивляешься: откуда берутся все эти иконописцы, зодчие, регенты, певчие и прочие мастера церковного искусства? Несмотря на семьдесят лет гонения и уничтожения русского народа, национальный гений не умер и теперь, ведомый Духом Святым, находит свое выражение в открытии тысяч церквей, сотен монастырей, в обновлении и миросозерцании. истечение тысяч икон, в обращение ко Христу миллионов людей, выросших в атеизме! Где еще такое происходило? Воистину, церковь в России – это Рай на земле, Дом Пресвятой Богородицы. 5. В заключение. Я хочу пересказать один разговор, который произошел в храме Христа Спасителя сразу после его освящения. Делегат Греческой семинарии в Бостоне, греческий священник, после освящения храма вступил в беседу с русским священником. Греческий священник хвалил церковь, хвалил торжественность службы, но жаловался на ее протяженность и на отсутствие скамеек, на которых можно было бы сидеть. Русский священник ответил: «Нас семьдесят лет сидели в тюрьмах. Теперь мы стоим прямо и будем стоять дальше!» 6. Жития святых — наши современники. Сейчас в России издаются великие книги — биографические данные духовников ХХ века. Смею сказать: это Жития Святых нашего времени. Недавно мы читали Прекрасную Пасху, жизнь трех монахов в Оптиной и их убийство сатанистом. Во имя Твое жизнь диакона из города Курганы на Урале, который провел десять лет в концлагере в Магадане и по возвращении стал священником. Эпизоды, когда он был спасен силой Божией, совершенно невообразимы. «Отчий крест» — биография деревенского священника накануне революции и после нее; «Записки старухи» дореволюционной женщины-врача, ставшей монахиней в Шамордино и сосланной под Архангельск. Она сообщает сведения о последнем местонахождении оптинского старца Никона и его бесценных поучениях. Жития старца Амфилохия Почаевского; Серафим Вырицкий; жития московского старца, пресвитера Алексея Мечева и сына его Сергия, расстрелянных в 19 г.41. Память пасхальная – это история священника из Дивеево Владимира Шикина, буквально сгоревшего за три года своего священнического служения. Это только те книги, которые мы прочитали, а сколько еще ждет на полках книг, написанных о наших современниках, исповедниках ХХ века! Эти книги следует читать вместе с житиями святых, ибо это святые нашего времени. 7. Катакомбная церковь. 1941 и 19 годы42 должны были увидеть полное уничтожение всех форм религии в Советском Союзе. По историческим данным, к началу войны на территории СССР в 1939 году осталось всего 600 (по другим данным 150) открытых церквей. Война началась в праздник Всех Святых Российских. К концу 1941 года 25% населения СССР находилось под немецкой оккупацией. Везде на оккупированной территории стали открываться церкви, ибо немцы против этого не возражали. Всего на оккупированных территориях было открыто до 3500 церквей (по другим данным до 10000). Священники вышли из «подполья». Таким образом, можно сказать, что Катакомбная Церковь вышла из укрытия. В 1943 году, после разгрома немцев под Сталинградом, советская армия неуклонно начала продвигаться на запад. В конце 1943 года Сталин вызвал в Кремль митрополита Сергия и, немедленно вернув из концлагерей 12 уцелевших архиереев, повелел им выбрать Патриарха. Сталину нужен был послушный административный аппарат для управления тысячами приходов на освобождаемой территории, а также надзор за ними. Одновременно Сталин разрешил открытие ряда духовных академий и разрешил открытие церквей на всей территории Советского Союза. Хорошим доверенным лицом для этого был митрополит Сергий. Эта пропагандистская мера побудила многих катакомбников вернуться из укрытий и открыть множество церквей. В 1950-х годов на территории СССР было уже до 20 000 церквей. Однако не все доверились советской власти и покинули катакомбы. Где-то в 1960 году я прочитал в журнале «Огонек» репортаж о том, как милиция разгромила тайный анклав тихоновцев. Спустя несколько лет моряк сбежал в Канаду с советского катера. Он рассказал, что во время пребывания на Дальнем Востоке участвовал в отряде комсомола, который нападал на тайные общины верующих и избивал их. Вид одной молодой женщины, безропотно принявшей побои, так потряс его, что он стал задумываться о происходящем и через некоторое время сбежал на Запад. За это он поплатился жизнью: его нашли в мотеле, якобы покончившим с собой. Это было время споров между профессором Андреевым и о. Адриана о том, существовала ли вообще Катакомбная церковь. Статья в «Огоньке» и сведения матроса подтвердили, что Катакомбная церковь в шестидесятых годах еще существовала. Помнится, митрополит Виталий говорил, что каждый русский священник, тайно совершающий брак или крещение, по сути, действует как священник катакомбной церкви. Во время нашего паломничества в 19В 91 г. мы познакомились с московским священником, доктором геологии, членом Академии наук, который в то же время был негласным священником. По благословению Высокопреосвященнейшего Патриарха, он перестал скрывать свое священство только на пенсии. К 1990-м годам четкого разделения между Катакомбной Церковью и Московской Патриархией уже не существовало: бывшие члены Катакомбной Церкви биологически умерли, а священники Московской Патриархии становились все более дерзкими в исполнении своих священнических обязанностей в противовес советской законы. |