Паломнические туры 2023 в Валаам из Москвы
Доверьте свой отдых в России профессионалам. Выберите Паломнические туры по Валааму по своим предпочтениям или проконсультируйтесь с нашими менеджерами.
Заказать турРекомендуем туры
Паломнические туры в Валаам, найдено: 3
Возможно показаны не все туры, т.к. идет их добавление на сайт
Обращайтесь к нашим менеджерам
- 9 городов
- Поездка на 7 дней
от 94 400 за человека
Все фото (1)Маршрут тура: Няндома > Каргополь > Кенозерский национальный парк > Петрозаводск > Кижи > Валаам > Рускеала > Кивач > Соловецкие острова
Ближайшая дата: 16.
Этот тур позволит туристам познакомиться сразу с тремя поистине волшебными уголками России. Всего в восьмидесяти километрах от…
Автобусные туры Экскурсии Туры для всей семьи Водные прогулки Туры для родителей с детьми Туры на природу Туры народно-художественного промысла Туры по святым местам Туры с путешествием на поезде Пешеходные экскурсии Паломнические туры Теплоходы Туры со свободным временем Туры с насыщенной экскурсионной программой
Каргополь — Кижи — Рускеала — Валаам — Кивач — 2 дня на Соловках- 12 городов
- Поездка на 8 дней
от 103 200 за человека
Все фото (3)Маршрут тура: Няндома > Каргополь > Кенозерский национальный парк > Саунино > Ошевенское > Лядины > Петрозаводск > Кижи > Валаам > Кивач > Соловецкие острова > Беломорские петроглифы
Ближайшая дата: 16. 08.23 г
Этот тур позволит туристам познакомиться сразу с тремя поистине волшебными уголками России. Всего в восьмидесяти километрах от…
Автобусные туры Экскурсии Туры для всей семьи Водные прогулки Туры для родителей с детьми Туры на природу Туры народно-художественного промысла Туры по святым местам Туры с путешествием на поезде Пешеходные экскурсии Паломнические туры Теплоходы Туры со свободным временем Туры по русским усадьбам Туры с насыщенной экскурсионной программой
Каргополь — Кижи — Рускеала — Валаам — Кивач — 3 дня на Соловках- 10 городов
от 109 700 за человека
Все фото (3)Маршрут тура: Няндома > Каргополь > Кенозерский национальный парк > Петрозаводск > Кижи > Валаам > Рускеала > Кивач > Беломорские петроглифы > Соловецкие острова
Ближайшая дата: 16. 08.23 г
Этот тур позволит туристам познакомиться сразу с тремя поистине волшебными уголками России. Всего в восьмидесяти километрах от…
Автобусные туры Экскурсии Туры для всей семьи Водные прогулки Туры для родителей с детьми Туры на природу Туры народно-художественного промысла Туры по святым местам Туры с путешествием на поезде Пешеходные экскурсии Паломнические туры Теплоходы Туры со свободным временем Туры с насыщенной экскурсионной программой
Получайте лучшие предложения
по цене на почту!
Экскурсии на Валаам, цены 2023
Валаам — северный «Афон», Оплот Православия на Севере Руси, уникальный святой остров посреди Ладожского озера, ледяного и огромного, как море! С каждым годом всё больше путешественников выбирает туры на Валаам из Петербурга и поездки на Валаам из Москвы, что позволило уединенному острову стать одной из популярнейших достопримечательностей России.
Название острова Валаам, по версиям ученых, созвучно финскому обозначению горной местности, хотя многие считают, что оно могло произойти от имени библейского пророка Валаама. Валаам – самый большой остров Валаамского архипелага, он хранит жемчужину Православия – Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.
По легенде, именно здесь, на святых Валаамских горах, святой апостол Андрей Первозванный, выбравший самый трудный путь на Север, почти две тысячи лет назад установил крест, как символ великой христианской Веры. Спустя девять веков на безлюдных скалистых островах Валаама греческие священноиноки и преподобные чудотворцы Герман и Сергий основали первое монашеское жительство, которое дало жизнь будущей обители Валаамского монастыря.
Самой достоверной датой основания современной Валаамской обители считают 1407 год. То есть уже более шестисот лет «монастырские» острова Валаамского архипелага привлекают сотни тысяч простых паломников, царственных особ и сильных мира сего первобытной строгостью, уединенностью и святостью своих насельников… Остров Валаам неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, а также члены императорской фамилии Романовых, здесь черпали вдохновение Чайковский и Куинджи, Лесков, Апухтин и Тютчев, бывали Миклухо-Маклай и Менделеев, а в XIX веке святой Валаам посетил французский писатель Александр Дюма-отец.
Во все туры на Валаам 2020 входит посещение Центральной Усадьбы – сердца Валаамского монастыря. На большой площади центральной усадьбы стоит памятная стела из черного камня, на которой высечены имена всех высочайших особ, побывавших на Валааме. Здесь же находится часовня Иконы Богоматери «Знамение», построенная по проекту архитектора Алексея Горностаева в 1862 году, а над главным входом в монастырь расположена надвратная Петропавловская церковь.
Главный собор и главное сокровище Валаамского монастыря — пятиглавый Спасо-Преображенский собор. Во время экскурсии на Валаам вы узнаете, что он был возведен в 1896 году и хранит множество святынь, рядом с которыми исполняются сокровенные просьбы и происходят настоящие чудеса по вере и молитве! Нижняя церковь Спасо-Преображенского собора освящена во имя Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, здесь же, под спудом, покоятся их нетленные, целительные мощи. Верхний храм освящен во имя Преображения Господня. Пятиярусная 72-метровая колокольня храма — главная высотная доминанта Валаамской обители.
В конце XIX века игумен Валаамского монастыря отец Маврикий после посещения святынь Палестины решил устроить на острове «северный Иерусалим». Вся местность от Центральной монастырской усадьбы до Воскресенского скита носит названия Священных мест Иерусалима — здесь есть своя гора Сион, проток Кедрон, Гефсимания, Елеонская гора, река Иордан. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. Резная деревянная скитская церковь освящена в 1911 году во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Центром Валаамской Палестины стал Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря. Он воздвигнут на том самом месте, где по Валаамскому преданию, водрузил святой крест апостол Андрей Первозванный. Золоченый купол Воскресенского скита до сих пор служит ориентиром для прибывающих судов, а Никоновская бухта — главная и лучшая Ладожская гавань.
Нижний храм Воскресенского скита освящен во имя св. апостола Андрея и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме — здесь находится мраморная сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница!
Кроме Центральной усадьбы монастыря поездка на Валаам может включать посещение уединенных скитов на островах Валаамского архипелага, в которых живут монахи-отшельники. Доступны для экскурсий скиты Валаама не все и не всегда. В некоторых скитах монахов можно увидеть и даже побеседовать с ними, а в некоторых к монахам категорически нельзя подходить и заговаривать с ними!
Длинная череда деревянных мостиков ведет с острова Валаам на остров Никольский (бывший Крестовый), где находится красивейший Никольский скит. Он первый «встречает» всех прибывающих на Валаам с Ладоги, а иноки Никольского скита когда-то несли еще и «таможенную службу», изымая у прибывающих в монастырь табак и спиртное, которое строго воспрещается уставом обители.
Главное «путеводное» сокровище Никольского скита — уникальный Никольский храм-маяк, «свеча, зажженная Богу»! Великолепнейший храм всего Валаамского монастыря — Никольский, который французский писатель Алесандр Дюма за изящество и красоту принял за мираж! Здесь находится золоченый резной иконостас с иконами греческого письма, а стены храма покрыты прекрасной настенной живописью, выполненной по итальянским образцам стараниями братии. Главная святыня скита — резная, в человеческий рост, скульптура Святителя Николая, с которой связано интересное монастырское предание. Когда-то Никольский храм служил путеводным маяком — в его окне всегда горел мощный фонарь, освещая путь всем приближающимся к Валааму…
Самый уединенный и удаленный скит Валаамского монастыря — скит преподобного Алесандра Свирского Чудотворца.
Грозные и суровые скалы скрывают от праздных глаз место духовных подвигов преподобного Александра Свирского — подвижника, аскета и Чудотворца. Вы увидите маленькую, голую каменную келью Александра Свирского, в которой он прожил 7 лет в труде и молитве, лишь на воде и хлебе, и где ему было явлено великое Чудо Святой Троицы! Возле пещерной кельи и могилы Александра Свирского, вырытой по преданию руками самого преподобного, издавна существовала деревянная часовня, на месте которой сейчас восстановлен храм. До наших дней здесь сохранился резной деревянный крест с надписью «построена мельница и крест выреза[н] месяца апреля 1759 года».
Скит с самым суровым уставом, запрещающий появление на острове мирян (особенно женщин) – Предтеченский скит на одноименном острове. Раньше остров назывался Монашеским. Сюда не возят туристов, а посещение острова мирянам возможно только с благословения игумена монастыря. Писатель Николай Лесков писал о Предтеченском ските: «Здесь вечный пост, молчание и молитва».
Группа живописных внутренних озер архипелага носят название Коневские озера. Свое название озера получили по построенному здесь в 1870 году скиту с церковью во имя иконы Коневской богоматери. Скрытый от человеческих глаз, Коневский скит – самый маленький из всех скитов Валаамского монастыря. Немногочисленная скитская братия любовно украсила берега Коневских озер посадками пихты и лиственницы, дуба, клена и вяза. Коневские озера — сокровенный и живописный уголок Валаама, где открывается удивительная гармония суровой, дикой северной природы и подвижнической иноческой жизни. Дубовые аллеи, густые хвойные леса, отражающиеся в зеркальной глади всегда тихих и спокойных озер, невероятная тишина — умиротворяющая благодать святых мест…
Добраться в монастырь можно только по воде, так как Валаам – остров. Экскурсии также имеют водную часть, поэтому, отправляясь в туры на Валаам 2020, нужно иметь в виду это условие и подготовиться к путешествию по воде. Удобнее всего добраться на Валаам в туре из СПб. Но мы можем предложить вам посетить Валаам в туре из Москвы.
Маршруты туров на Валаам, цены которых вы найдете на нашем сайте, имеют различные комбинации интереснейших достопримечательностей: туры Валаам – Кижи и туры Валаам – Соловки, а также путешествия с посещением этих трёх культовых достопримечательностей Русского Севера за одну поездку: Кижи, Валаам, Соловки из Москвы. Очень популярны туры в Карелию и на Валаам, в особенности туры Рускеала +Валаам с проживанием в Сортавале.
По количеству дней рекомендуем купить туры на Валаам на 3 дня или на экскурсии Спб – Валаам на 2 дня. При любом варианте поездки на Валаам 2020 мы подберем самый подходящий именно для вас.
In Memoriam: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIМосква, Россия [Сообщения ПЦА]
Блаженнейший Митрополит Иона получил известие о том, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II почил во Господе рано утром в пятницу, 5 декабря 2008 года.
Патриарх Московский Алексий II (урожденный Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в Таллинне, Эстония, в набожной православной семье. Каждый год его родители ездили с сыном в паломничество в Свято-Успенский женский монастырь в Пухтице и в Свято-Успенский Печерский монастырь в Пскове. В конце 19В 30-х годах они совершили два паломничества в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере. Эти паломничества во многом определили духовный образ жизни будущего Патриарха.
В 1957 году отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора в Таллинне и благочинным Тартуского округа. В том же году возведен в сан протоиерея. В марте 1961 года принял монашеский постриг в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. 14 августа того же года он был назначен епископом Таллиннским и Эстонским и ему было поручено временное управление Рижской епархией. 19 августа возведен в сан архимандрита.61, а 3 сентября того же года хиротонисан во епископа Таллиннского и Эстонского в Александро-Невском соборе в Таллинне. Через три года он был возведен в сан архиепископа.
В декабре 1964 года архиепископ Алексий был назначен управляющим делами Московской Патриархии и стал постоянным членом Священного Синода. Канцлером был до 1986 года. В феврале 1968 года возведен в сан митрополита. В 1970 году митрополит Алексий был среди подписантов Томоса о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке.
В июне 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и возложен на управление Таллиннской епархией.
7 июня 1990 года избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизация состоялась 10 июня.
Как иерарх Патриарх Алексий занимал многие должности в центральном управлении Русской Церкви. Возглавлял Комитет по образованию, Комиссию Священного Синода по христианскому единству и межцерковным отношениям, Пенсионный комитет, Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 19-го века.71. Он также возглавлял Организационно-процедурную группу и Секретариат Поместного Совета. Был заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, председателем Организационно-богословской группы Комиссии.
На международной арене, среди его многочисленных начинаний, он был членом делегации Русской Православной Церкви на Третьей Ассамблее Всемирного Совета Церквей [ВСЦ] в Нью-Дели в 1961 году; член ЦК ВСЦ с 1961 по 1968 год; президент Всемирной конференции «Церковь и общество» в Женеве, Швейцария, 1966 г.; и член Комиссии ВСЦ по вере и порядку с 1964 по 1968 год. Более 25 лет митрополит Алексий был членом Конференции Европейских Церквей [КЕЦ], президентом которой он несколько лет был. Он также был членом Объединенного комитета Конференции европейских церквей и Совета епископских конференций Европы [CECE] Римско-католической церкви. Он был делегатом Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» в Уппсале, Швеция, 19 апреля.83, и был избран одним из его президентов. Он председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же — христианство на пороге третьего тысячелетия» в 1999 г. и Межрелигиозном форуме мира в Москве в 2000 г.
Именно под руководством Патриарха Алексия было достигнуто примирение между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей [РПЦЗ]. В мае 2007 г. был подписан Акт о каноническом единстве Патриарха Алексия и Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха РПЦЗ. Акт поставил РПЦЗ под омофор Московского Патриархата, исцелив застарелую рану Русской Церкви.
Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской духовных академий и Православной академии Крита, Греция.
Он получил степень доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии и почетные докторские степени многочисленных богословских школ, в том числе Свято-Владимирской семинарии, Свято-Тихоновской семинарии, Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, Тбилисской духовной академии в Грузии. , Теологическая академия Реформатской церкви в Дебрецене в Венгрии, Генеральная семинария Епископальной церкви в США и Тихоокеанский университет Аляски в Анкоридже, Аляска. Среди многочисленных других наград и знаков отличия он также был почетным профессором МГУ, почетным доктором филологических наук Санкт-Петербургского университета, почетным членом Общественного наблюдательного совета по вопросам возрождения храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством», многими орденами Поместных Православных Церквей, государственными орденами разных стран, наградами. общественных организаций.В течение всего периода политических, социальных и экономических реформ в России после распада СССР Патриарх Алексий постоянно подчеркивал важность нравственных целей над другими и необходимость служения на благо общества. Он уделял большое внимание построению новых отношений между государством и церковью в России. Он считал, что служение Церкви и ответственность государства перед обществом требуют взаимно свободного сотрудничества между Церковью и государством; в то же время он придерживался принципа отделения миссии Церкви от функций государства и невмешательства в дела друг друга.
Патриарх Алексий много внимания уделял возрождению и развитию жизни внутри епархий и приходов. Он высоко ценил подготовку духовенства для Русской Православной Церкви, религиозное воспитание мирян, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Он благословил создание многочисленных семинарий, духовных училищ и церковно-приходских школ. За годы его служения было основано много новых епархий, возникло много центров духовного и церковно-административного руководства, особенно в отдаленных местностях.
Патриарх Алексий неустанно трудился над созиданием церковной жизни, призывая всех без исключения членов Церкви к более активному и ответственному участию в ней на соборной основе. Он уделял большое внимание проблемам братского сотрудничества всех Православных Церквей в общем свидетельстве об Истине Христовой миру. Сотрудничество различных христианских конфессий во имя удовлетворения потребностей современного мира он считал христианским долгом. Он постоянно призывал к миру и согласию в обществе, а также к благожелательному взаимопониманию и сотрудничеству между последователями разных религий и философий жизни.
Вскоре после своего избрания на патриаршество Патриарх Алексий в 1991 году совершил братский визит в Православную Церковь в Америке. В 1993 году он еще раз посетил США.
В субботу, 6 декабря 2008 года, в Москве будет созван Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви для назначения Местоблюстителя Патриаршего Престола и определения времени и места погребения Святейшего Патриарха Алексия. Эта информация будет размещаться на веб-сайте ОСА по мере ее поступления.
Вечная память Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II!
Примечание: Биографические сведения о Святейшем Патриархе Алексии II основаны на информации, размещенной на сайте Церкви или России по адресу mospat.ru.
Выступление иерея Романа Лукьянова на Круглом столе С 8 по 12 декабря в Найаке, штат Нью-Йорк, проходила Расширенная пастырская конференция. Присутствовали священнослужители Русской Православной Церкви Заграницей со всего мира. Было около 160 священников и 10 архипастырей во главе с митрополитом Лавром. Также с докладами выступили три представителя Московского Патриархата. Мне дали 8 минут на выступление на тему моих впечатлений о Церкви в России. Предлагаю свой доклад в несколько расширенном варианте, так как все, что я подготовил, заняло бы около 12 минут. Меня всегда интересовали события в России. Когда наши прихожане ездили в Россию, я просил их привозить мне церковные газеты и журналы. Мы совершили четыре паломничества: в 1991, 1995, 1999 и 2001 годах. Мы посетили храмы в Москве, Санкт-Петербурге, Валааме, Соловках, Пскове, Новгороде, на поле Бородинской битвы; мы отправились в паломничество на теплоходе из Москвы на Уральские горы с остановками во многих исторических городах. Мы посетили мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Александра Свирского, преподобного Серафима Вырицкого, преподобного Варлаама Хутынского и многих других. В 2001 году мы побывали в Екатеринбурге, на Ганиной Яме, в Алапаевске и видели мощи преподобного Симеона Верхотурского. Мы много разговаривали с церковными людьми и священниками повсюду. Мы встречались с епископами и посещали Патриаршие службы. Ниже я напишу о некоторых своих впечатлениях от восстановления связи между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. 1. Влияние «советского» епископата на Русскую Церковь. Около 20 лет назад в отчете, составленном председателем Фуровым Комитета по делам религий, говорилось, что из 30 архиереев Московской Патриархии только 10 полностью сотрудничали с советской властью, 10 вообще не сотрудничали, а 10 старались приносить пользу церкви, когда это было возможно. Поэтому только одна треть архиереев полностью поддерживала Советское государство, а две трети старались максимально возможно в советских условиях принести пользу Церкви. Помню удовлетворение, которое вызвало это сообщение у православных эмигрантов. Сейчас об этом редко вспоминают. С тех пор как он был избран в 1990 г. Высокопреосвященнейший Патриарх Алексий II приступил к обновлению епископата Московской Патриархии. По мере роста числа восстанавливаемых приходов и монастырей Патриарх разделял крупные епархии на ряд более мелких и рукополагал все новых и новых епископов. На данный момент в Русской Церкви насчитывается более ста епархий и 150 архиереев. Поэтому количество «советских» архиереев совсем невелико, хотя их влияние все же ощущается, так как они занимают центральные епархии. То же самое можно сказать и об интересе к экуменизму. Это существовало в советское время, потому что открывало возможности для поездок за границу. Сегодня экуменизмом интересуются ученики митрополита Санкт-Петербургского Никодима Ротова, скончавшегося у ног Папы. Таких митрополитов и архиереев в епархиях под Санкт-Петербургом немного. На собраниях епископов они имеют лишь ограниченное влияние. Деяния Архиерейского Собора в юбилейном 2000 году отвергли и экуменизм, и сергианство. 2. Почитание Новомучеников. Во время наших паломничеств мы могли видеть, как росло почитание Новомучеников. В каждом храме мы видели либо нашу Бостонскую или Джорданвильскую икону Святых Новомучеников, либо иконы Царственных Мучеников. о. Александр Шаргунов составил пять книг «Чудеса Царственных страстотерпцев». Наша Бостонская икона Новомучеников Российских стала прообразом официальной иконы Святых Новомучеников Российских при их почитании в храме Христа Спасителя в 2000 году. На Соловках и во многих других местах воздвигнуты в память поклонные кресты. Новомучеников. Сейчас на Бутовской земле под Москвой построен храм, где расстреляно и похоронено более 60 тысяч человек, в том числе тысячи священников. В день памяти тех мучеников сотни священников и тысячи верующих собираются на панихиду. Свято-Тихоновский институт в Москве издает многотомный сборник жизнеописаний этих Новомучеников. Все это происходит через десять лет после падения Советской власти, а здесь, за границей, Царская Семья прославилась лишь через шестьдесят лет! 3. Святоотеческий путь Русской Церкви. В 1991 году, во время нашего первого паломничества в Россию, ряд священников и мирян спрашивали меня, читал ли я Булгакова, Бердяева и других парижских богословов. Мой ответ, что я их не читал, их очень удивил, поэтому мне пришлось объяснять, что религиозная литература из Парижа состоит из рассуждений о Православии, а мы предпочитаем читать святоотеческую литературу, издаваемую Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле. Когда мы впервые посетили Сергиеву Лавру, их библиотекарь попросил нас передать поклон митрополиту Лавру за помощь в восстановлении библиотеки в Лавре благодаря Свято-Троицкому монастырю, который прислал им свои издания. Свято-Троицкий монастырь отправил в Россию тысячи, если не десятки тысяч книг, чем помог Русской Церкви восстановить святоотеческое содержание церковной жизни. Почитание св. Иоанна Шанхайского повсеместно; его «Жизнь» и статьи печатаются и переиздаются. Все в России восхищаются статьями и книгами о. Серафим Роуз. Люди обрадовались, когда узнали, что мы лично знакомы. о. Серафим Роуз, пересказавший святые святоотеческие истины современным языком, много сделал для восстановления святоотеческого Православия в России. Я слышал, что он местно прославляется в некоторых местах. Закон Божий другим о. Серафима (Слободского) продается во всех церковных книжных лавках, даже в губерниях, и положена в основу вступительного экзамена в семинарию. С другой стороны, я читал, что в одной из епархий архипастырь приказал сжечь книги Шмемана и Мейендорфа, а совсем недавно один румын, доктор богословия, сказал мне, что православные мыслители в Румынии очень критичны. «богословия» Шмемана. Таким образом, слава Богу, Русская Церковь, вступая на путь свободы, не прельщается ни парижскими русскими, ни американскими модернистами, а продолжает свой святоотеческий путь. Греки, которые хотели созвать VIII Вселенский Собор для «обновления» Православной Церкви, теперь боятся Русской Церкви, потому что последняя, будучи больше всех Православных Поместных Церквей вместе взятых, не допустит такого «обновления». православия, а сторонники «обновления» рискуют оказаться в числе еретиков. 4. Восстановление церквей. Путешествуя по России и посещая отремонтированные или вновь построенные храмы, удивляешься: откуда берутся все эти иконописцы, зодчие, регенты, певчие и прочие мастера церковного искусства? Несмотря на семьдесят лет гонения и уничтожения русского народа, национальный гений не умер и теперь, ведомый Духом Святым, находит свое выражение в открытии тысяч церквей, сотен монастырей, в обновлении и миросозерцании. истечение тысяч икон, в обращение ко Христу миллионов людей, выросших в атеизме! Где еще такое происходило? Воистину, церковь в России – это Рай на земле, Дом Пресвятой Богородицы. 5. В заключение. Я хочу пересказать один разговор, который произошел в храме Христа Спасителя сразу после его освящения. Делегат Греческой семинарии в Бостоне, греческий священник, после освящения храма вступил в беседу с русским священником. Греческий священник хвалил церковь, хвалил торжественность службы, но жаловался на ее протяженность и на отсутствие скамеек, на которых можно было бы сидеть. Русский священник ответил: «Нас семьдесят лет сидели в тюрьмах. Теперь мы стоим прямо и будем стоять дальше!» 6. Жития святых — наши современники. Сейчас в России издаются великие книги — биографические данные духовников ХХ века. Смею сказать: это Жития Святых нашего времени. Недавно мы читали Прекрасную Пасху, жизнь трех монахов в Оптиной и их убийство сатанистом. Во имя Твое жизнь диакона из города Курганы на Урале, который провел десять лет в концлагере в Магадане и по возвращении стал священником. Эпизоды, когда он был спасен силой Божией, совершенно невообразимы. «Отчий крест» — биография деревенского священника накануне революции и после нее; «Записки старухи» дореволюционной женщины-врача, ставшей монахиней в Шамордино и сосланной под Архангельск. Она сообщает сведения о последнем местонахождении оптинского старца Никона и его бесценных поучениях. Жития старца Амфилохия Почаевского; Серафим Вырицкий; жития московского старца, пресвитера Алексея Мечева и сына его Сергия, расстрелянных в 19 г.41. Память пасхальная – это история священника из Дивеево Владимира Шикина, буквально сгоревшего за три года своего священнического служения. Это только те книги, которые мы прочитали, а сколько еще ждет на полках книг, написанных о наших современниках, исповедниках ХХ века! Эти книги следует читать вместе с житиями святых, ибо это святые нашего времени. 7. Катакомбная церковь. 1941 и 19 годы42 должны были увидеть полное уничтожение всех форм религии в Советском Союзе. По историческим данным, к началу войны на территории СССР в 1939 году осталось всего 600 (по другим данным 150) открытых церквей. Война началась в праздник Всех Святых Российских. К концу 1941 года 25% населения СССР находилось под немецкой оккупацией. Везде на оккупированной территории стали открываться церкви, ибо немцы против этого не возражали. Всего на оккупированных территориях было открыто до 3500 церквей (по другим данным до 10000). Священники вышли из «подполья». Таким образом, можно сказать, что Катакомбная Церковь вышла из укрытия. В 1943 году, после разгрома немцев под Сталинградом, советская армия неуклонно начала продвигаться на запад. В конце 1943 года Сталин вызвал в Кремль митрополита Сергия и, немедленно вернув из концлагерей 12 уцелевших архиереев, повелел им выбрать Патриарха. Сталину нужен был послушный административный аппарат для управления тысячами приходов на освобождаемой территории, а также надзор за ними. Одновременно Сталин разрешил открытие ряда духовных академий и разрешил открытие церквей на всей территории Советского Союза. Хорошим доверенным лицом для этого был митрополит Сергий. Эта пропагандистская мера побудила многих катакомбников вернуться из укрытий и открыть множество церквей. В 1950-х годов на территории СССР было уже до 20 000 церквей. Однако не все доверились советской власти и покинули катакомбы. Где-то в 1960 году я прочитал в журнале «Огонек» репортаж о том, как милиция разгромила тайный анклав тихоновцев. Спустя несколько лет моряк сбежал в Канаду с советского катера. Он рассказал, что во время пребывания на Дальнем Востоке участвовал в отряде комсомола, который нападал на тайные общины верующих и избивал их. Вид одной молодой женщины, безропотно принявшей побои, так потряс его, что он стал задумываться о происходящем и через некоторое время сбежал на Запад. За это он поплатился жизнью: его нашли в мотеле, якобы покончившим с собой. Это было время споров между профессором Андреевым и о. Адриана о том, существовала ли вообще Катакомбная церковь. Статья в «Огоньке» и сведения матроса подтвердили, что Катакомбная церковь в шестидесятых годах еще существовала. Помнится, митрополит Виталий говорил, что каждый русский священник, тайно совершающий брак или крещение, по сути, действует как священник катакомбной церкви. Во время нашего паломничества в 19В 91 г. мы познакомились с московским священником, доктором геологии, членом Академии наук, который в то же время был негласным священником. По благословению Высокопреосвященнейшего Патриарха, он перестал скрывать свое священство только на пенсии. К 1990-м годам четкого разделения между Катакомбной Церковью и Московской Патриархией уже не существовало: бывшие члены Катакомбной Церкви биологически умерли, а священники Московской Патриархии становились все более дерзкими в исполнении своих священнических обязанностей в противовес советской законы. |