Памятник родина мать в волгограде – Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», — сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич.

***

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

***

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры — Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Ее строили 8 лет.

***

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

***

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России.

***

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин ( он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

***

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали.

***

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

***

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

***

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

***

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

***

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова, Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде, поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

***

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

***

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

***

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

***

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве, это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра. Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

Мамаев курган — одна из самых посещаемых достопримечательностей страны.Фото: Андрей МИРЕЙКО

***

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова — здоровенная, а забор — маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

***

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня — шея, изломы рук, ноги, бедра — все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка — Екатерина Гребнева, спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Фигура знаменитой дискоболки действительно напоминает стать скульптуры.

ТТХ

Сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Поделиться видео </>

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет.Андрей МИРЕЙКО

www.volgograd.kp.ru

Как выглядит Родина-мать в Волгограде изнутри

Скульптура «Родина-мать зовет!» уже почти полвека возвышается над главной высотой России. Мамаев курган — место святое не только для Волгограда, но и для всей страны. Здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. Именно здесь как нигде осознаешь цену жизни и смерти. 140 дней шли ожесточенные бои за 102-ю высоту. Каждый клочок земли здесь пропитан кровью и до сих пор хранит опасное «наследство». Даже спустя 73 года после того, как стихли последние бои, на Мамаевом кургане находят неразорвавшиеся снаряды.

Именно здесь после войны решили увековечить подвиг советского народа. Венчать мемориал на Мамаевом кургане должна была самая высокая статуя в мире — под стать значению самой победы. Такой Родина-мать и была в то время. Да и сейчас она остается одним из самых грандиозных творений на планете.

ТТХ

Высота с постаментом — 85 метров Высота фигуры Родины-матери — 52 метра Вес — 8000 тонн Высота фундамента — 16 метров Длина меча — 33 метра Вес меча — 14 тонн Работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

Фото: музей-заповедник «Сталинградская битва».

Родина-мать образ собирательный — и внешне, и внутренне. Хотя изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. В первом проекте Родина-мать держала не меч, а знамя. А у ее ног склонялся солдат.

Строительство монумента близится к завершению. 1965 год. Фото: музей-заповедник «Сталинградская битва».

В течение восьми с лишним лет возводили монумент. Это была по-настоящему народная стройка. Сначала уложили бетонный фундамент, сверху — коробку основания, которую также венчает полутораметровая плита. Предполагалось, что основание обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Хрущева «подросла» в полтора раза. Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана — насыпная. А историческая высота 102 находится метрах в 200 от нее.

Под скульптурой 1,5 метровая плита и 16-метровое основание. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу.

Путь наверх лежит через неприметную дверцу с тыльной стороны постамента.Фото: Юлия ЕРМАКОВА

Побывать внутри грандиозного монумента удается немногим. Помимо ученых сюда лишь иногда пускают вип-персон и журналистов. На экскурсию в святая святых нас ведет Александр Чернов, ведущий научный сотрудник ОАО «НИИЭС». Это он каждую неделю поднимается наверх Родины-матери и справляется о ее самочувствии. А около десяти раз в год ему приходится забираться вплоть до кончика меча. Там установлены датчики, показания которых он снимает.

— Внутри нет никаких смотровых площадок. На руку выйти нельзя, в рот выйти или посидеть там, свесив ноги, тоже нельзя. Лифта нет, так что подниматься придется пешком. Нет здесь и подземелий. В 2010 году прорыли вглубь фундамента на 16 метров и ничего — чистый песок, — первым делом наш гид один за другим развенчивает мифы.

Исторический момент. 1965 год. Фото: музей-заповедник «Сталинградская битва».

Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно — все самое лучшее.

Только голову Родины-матери отлили отдельно и поднимали наверх при помощи вертолета. Да еще меч.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но на ветру он раскачивался и гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было.

— Хуже всего меч переносит как раз слабый ветер, 5 — 8 метров в секунду, какой чаще всего и бывает в Волгограде. А сильные порывы гасит демпфер, — поясняет Александр Чернов. — Колебания меча снимаются дважды за квартал. Они составляют всего 12 миллиметров. Хотя когда ты внутри, кажется, что раскачивается он на метры.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона. К основанию она никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.

Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» внутри монумента одиннадцать.

Монумент Родины-матери в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.

Бетонные стенки не очень толстые, всего 15 — 20 сантиметров. Системы вентиляции внутри скульптуры нет. Поэтому летом здесь жарко и душно. Зимой монумент насквозь промерзает, образуется наледь. А на солнышке Родина-мать моментально нагревается снаружи. Такие перепады температур на пользу величавой громадине вовсе не идут.

— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — с удовольствием рассказывает очрередную байку Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект.

Но ниши эти все же существуют.

Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.

Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила. Мы взлетаем по крутым ступенькам, не замечая пройденного расстояния. Сориентироваться внутри очень тяжело. Лестницы и переходы постоянно петляют, поднимаясь все выше и выше.

Эту комнату на уровне груди монумента вполне можно назвать сердцем Родины-Матери. Здесь расположена аппаратура, куда стекаются данные с сотен датчиков, размещенных на тросах и по всей поверхности статуи. Система контролирует натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Здесь всё словно шлет привет из СССР.

Но есть и современная техника.

Руки монумента тоже стягивают стальные тросы. Небольшой лаз в правую руку выводит в большое помещение, дальше путь лежит в меч. Но туда мы не идем. Пролезть внутрь острия может только очень стройный человек при минимуме одежды.

Также на эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов. Оттуда видно тот самый люк, к которому мы направляемся.

Постепенно проходы все уже, подъемы круче. В некоторых местах приходится пригибаться.

От уровня из груди наверх ведут уже лестницы из металлических прутьев. Они тоже меняют направление.

Наконец, мы преодолеваем самое узкое место.

И вот мы в голове. Удивительно, но поднявшись на высоту 50 метров и одолев более 200 ступеней, мы этого даже не заметили.

А стены здесь успели пометить много лет назад какие-то «художники».

Трехметровая лесенка ведет к люку на макушке Родины-матери. Еще несколько шагов вверх и весь Волгоград, и Заволжье перед тобой, как на ладони.

Взгляд на Храм Всех Святых на Мамаевом кургане и центр города.

Вид на Волгу, знаменитый танцующий мост и стройплощадку будущего стадиона «Арена-Победа», где пройдут матчи ЧМ-2018 по футболу.

Вид на северную часть Волгограда с головы Родины-матери.

А вот и металлургический гигант «Красный Октябрь» во всей красе, и покрытый дымкой Волжский.

Отсюда, как на ладони, видны и реставрационные работы, которые ведутся на Мамаевом кургане. Стены бассейна на площади Героев облицовывают мрамором. До этого в чаше заменили гидроизоляцию. Работы ведутся и на большой подпорной стене, которую подпортили грунтовые воды. В зале Воинской Славы обновляют крышу, пол, частично стены и фасад.

Столь масштабные работы на главной высоте России проводят впервые. И одна из задач реставраторов — сохранить мемориал в первозданном виде. Для этого используют те же материалы, что и полвека назад.

Закончить этот этап планируют к 70-летию Победы. В канун праздника в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане вновь зажгут Вечный огонь.

Затем реставрация ждет и саму Родину-мать. В планах замена тросов, которые стягивают монумент изнутри, и обновление покрытия снаружи.

— Дожди и снег, перепады температур и возраст — монумент протекает. В этом году из-за теплой зимы Родине-матери было особенно плохо. Снаружи ее пора покрыть гидрофобным раствором, — поделился с «КП» Александр Чернов. — В этом году проектировщики должны дать заключение, после чего начнутся работы.

В общем, как и любой женщине под пятьдесят, скульптуре требуется «косметика» и легкая «пластика». Но на это уйдут годы. Верхний слой нужно будет снять, зачистить и только потом покрывать. Чтобы провести эти работы, Родину-мать придется одеть в строительные леса.

Проблема еще и в том, что с годами проектная документация оказалась потеряна. Создавали Родину-мать десятки авторов и институтов из разных уголков СССР. У них и хранилась своя часть бумаг. В 90-е годы многие институты были расформированы, документы исчезли. Теперь их восстанавливают по крупицам.

А вот слухи о возможном падении Родины-матери, по мнению директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, с действительностью ничего общего не имеют. Согласен с этим и Александр Чернов.

— Да, отклонения и проблемы есть. Но они не критические, — поясняет наш гид. — Амплитуда колебания 33-метрового меча составляет не более 14 миллиметров. Горизонтальное смещение верхней части монумента сейчас достигло 214 миллиметров. Но запас прочности у Родины-матери еще есть. Проект рассчитан на отклонение в 272 миллиметра. Невелика и деформация основания. Оно отклонено от норматива на 90 миллиметров.

Так что после реставрации легендарный монумент простоит еще не один десяток лет. И грандиозность Родины-матери, зовущей своих сыновей на бой с врагом, смогут оценить и наши потомки.

Взглянуть на Родину-мать изнутри «КП» помогли сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» и Свободное сообщество журналистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как выглядит мельница Гергардта в Волгограде изнутри

За 58 дней, которые мельница находилась в осаде, здание выдержало тысячи атак, налеты вражеской авиации, минометный и артиллерийский огонь. Крышу разрушила авиабомба, стены иссечены снарядами, пулями и осколками. Бои здесь шли за каждый этаж. Устоять мельнице помогла прочность, которую заложили при строительстве (читать далее).

Загадки истории: Кто позировал Вучетичу для Родины-матери

Родина-мать образ собирательный — и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Однако периодически кто-нибудь из женщин да заявит, что именно она позировала Вучетичу (читать далее).

Родина-мать не при смерти, она просто слегка больна

Эксперты уже давно спорят о состоянии самого знаменитого памятника России. Бетонную громадину «хоронят» чуть ли не каждый год (читать далее).

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

15 октября 1967 года в Волгограде произошло грандиозное событие — была открыта статуя Евгения Вучетича. Родину-мать строили целых восемь лет (читать далее).

Мамаев курган будет охранять ЮНЕСКО

Эксперты ЮНЕСКО оценили комплекс сразу по трем критериям. Во-первых, они признают его шедевром творческого гения человека. Во-вторых, считают Мамаев курган выдающимся примером архитектурного ансамбля, который отражает значительный этап в истории человечества. И, в-третьих, он связан с событиями, имеющими универсальную значимость (читать далее).

ИСТОЧНИК KP.RU

www.kp.ru

Родина-Мать зовет!

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.

Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Сферические панорамы монумента «Родина-мать зовет!»

От подножья Родины Матери открывается обширный вид на все элементы ансамбля, на город, Волгу, Заволжье. Родина-мать видна не только в пределах Мамаева кургана – она господствует над всем городом, видна на десятки километров.

Самые высокие статуи мира

volfoto.ru

Скульптура «Родина-Мать зовет!» в Волгограде

Россия \ Волгоград \ Достопримечательности

Координаты: N48 44.532 E44 32.226.

Центровой фигурой Мамаева кургана в Волгограде является скульптура «Родина-мать зовет!». Статуя возвышается над местностью на 52 метра. Холм, на котором стоит памятник Родина-Мать, насыпной – его высота составляет примерно 14 метров. Высота Родины-матери с учетом меча равна 85 метрам: скульптура входит в число самых высоких статуй мира.

С обеих сторон к вершине Мамаева кургана ведут несколько дорожек, одна из которых со стороны площади Скорби. Вдоль тропинки расположено несколько надгробных плит – на них имена тех, кто отдал свою жизнь в боях под Сталинградом. Есть здесь и могила неизвестного солдата. Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек – солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своей страны.

Автором скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде стал скульптор Е.В. Вучетич. Вокруг монумента всегда ходило множество слухов и пересудов. Пожалуй, наиболее животрепещущим вопросом стала загадка того, кто же стал прототипом всемирно известной скульптуры Вучетича. Кто-то считает, что лицом Родина-мать похожа на метательницу дисков Нину Думбадзе; другие же уверены, что Вучетич подарил статуе Родина-мать черты лица своей жены Веры. На самом деле, прототипом главной фигуры Мамаева кургана была Валентина Изотова – официантка главного ресторана города «Волгоград».

Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде закреплена на постаменте высотой 2 метра, который, в свою очередь, покоится на фундаменте, скрытом под землей. Строительство памятника «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане шло шаг за шагом с использованием особой технологии. Изнутри скульптура поддерживается не только жестким каркасом, но сотнями крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под тяжестью бетона.

В ходе проектирования скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде Вучетичу приходилось постоянно вносить изменения в план строительства. Малоизвестен тот факт, что изначально Родина-мать должна была выглядеть по-иному: первоначальный проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Не нужным счел Вучетич и пышно украшенный постамент Родины-матери, а лестницы, значившиеся изначально в проекте, были заменены дорожкой, которая словно лента опоясывала Родину-мать. Размеры скульптуры также были изменены – первоначальные 36 метров «выросли» до 52.

Родина-мать на Мамаевом кургане представлена в образе матери, созывающей своих героев на защиту Родины. Резкие линии фигуры, растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и рот женщины, рука, распростертая над городом – все это создает ощущение силы и напряжения, атмосферу тревожности и движения.

Зрителю, находящемуся на вершине Мамаева кургана, у самого подножия Родины-матери, открывается захватывающий вид не только на сам ансамбль, но и на город Волгоград и реку Волга.

Статуя «Родина-мать зовет!» в Волгограде является одним из самых посещаемых туристических объектов – сотни и тысячи туристов стекаются со всего мира, чтобы посмотреть на этот великолепный монумент и почтить память тех, кто защитил свое Отечество от врага.

Добавить фото/информацию

vetert.ru

Скульптура «Родина-мать»

Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в Волгоград, до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха… свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами — по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!

Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.

И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.

История

Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство Румыния и Королевство Венгрия, Италия, Хорватия и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.

Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.

Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны — больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны — провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.

Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.

На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.

Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве — «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».

Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.

Архитектор

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич

Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа — «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.

В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера — памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет — в 1956 году началась десталинизация и… памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.

Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и… центральной частью триптиха — «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков — меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл — фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента — предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»

… и вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.

Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

— А она кричит — за Родину… вашу мать!

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей.
Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал… со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.

Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.

«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.

Общая высота статуи — 85 метров, вес — больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента — 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии — 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб — они могли проезжать даже на красный.

Так шло строительство статуи «Родина-мать зовёт!»

Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.

Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.

Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Символ

Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы… Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.

Шесть раз я приезжала в Волгоград специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.

Я не представляю Волгоград без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.

travelask.ru

Высота «Родины-матери» (скульптуры). История создания памятника

Великая Отечественная война, видимо, никогда не будет забыта. Слишком тяжело нам далась Победа. В каждом городе есть или площади, или парки и скверы, где ее героям установлены монументы.

Женщина с мечом

На знаменитом Мамаевом кургане (Волгоград) создан целый ансамбль. Он посвящен тем, кто выиграл Сталинградскую битву. Идеологический и композиционный центр этого большого сооружения – скульптура, которую знают во всем мире. Называется она «Родина-мать зовет!» Правда, далеко не все в курсе, что сама она не самостоятельная, а часть триптиха, но зато центральная.

Вторая часть комплекса – композиция «Тыл – фронту». Она выполнена и стоит в Магнитогорске. Изображено, как рабочий вручает воину меч. А выковали его как раз на Урале. И завершает весь ансамбль также широко известный памятник — «Воин-освободитель». Место расположения — Берлин.

Самая высокая

Многих интересует высота статуи “Родина-мать” в Волгограде. Отвечаем: 85 метров, а рост женщины — 52 м. Вес сооружения — 8000 тонн. Длина меча – 3300 см. И весит он ни много ни мало 14 000 кг! Таковы «паспортные» параметры этого уникального произведения.

В год окончания строительства скульптура оказалась в мире самой большой. Ее даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Сравните: статуя Свободы на 46 м возвышается от пьедестала, а рост Христа (Искупителя) – только 38. Сегодня, учитывая то, какой высоты “Родина-мать”, специалисты отвели ей 11-е место в перечне наиболее высоких монументов в мире.

Это было давно

Возведению такого мемориала придавали чрезвычайное значение. Учитывали все. И также то, какова высота статуи “Родина-мать”. Не ограничивали ни в деньгах, ни в самым современных стройматериалах. Пригласили наилучших творцов. Главным тут был Евгений Вучетич – народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны. Он уже сделал чудесный памятник воинам Советской армии (десять лет назад), который украшает берлинский Трептов-парк. Также его работа — «Перекуем мечи на орала». Скульптура красуется перед зданием ООН в Нью-Йорке.

Начальником инженерной группы определили Николая Никитина – профессора-архитектора, а также доктора технических наук. В 50-х годах он проектировал здания МГУ. В дальнейшем ему поручат работать над Останкинской башней. Теперь нужны были расчеты особой сложности. Ибо у этого памятника супербольшая высота. “Родина-мать” в Волгограде должна быть безукоризненна.

За консультацию с военной точки зрения взялся Василий Чуйков — маршал. На фронте его прозвали «командир-штурм». Именно он командовал 62-й армией, которая не сдала врагу Мамаев курган. Во время обороны Сталинграда Чуйков придумал особые штурмовые группы. Они внезапно врывались в дома, проходя к ним через подземные коммуникации. Немцы даже не могли понять, откуда свалился этот удар.

Уже после войны наградили маршала за работу над монументом оригинально: разрешили (по его просьбе) быть похороненным на Мамаевом кургане, рядом с теми 34505 воинами, которые погибли, защищая Сталинград. В 1982 году и самого их командира захоронили близ “Родины-матери”.

Архитектурно-инженерная группа создала фигуру женщины (высота статуи “Родина-мать”, как мы уже говорили, — 85 метров), которая делает порывистый, энергичный шаг вперед. В ее руке – меч, поднятый против оккупантов. Это аллегория: страна зовет народ на битву с врагом.

Прообраз изваяния

А кто, интересно, позировал тогда скульптору? Кандидатуру – Валентину Изотову — нашли случайно. Ныне она пенсионерка, жительница Волгограда. А тогда ей было 26 лет. И работала она официанткой в одном ресторане. Там ее и увидел помощник Вучетича, тоже скульптор Л. Майстренко. Ему понравилось строгое серьезное лицо, спортивная фигура Изотовой, ее целеустремленный взгляд. Кандидатуру утвердили.

На эту работу у Валентины Ивановны ушло два года. Как бы то ни было, а творческий процесс – дело сложное. Тем более с учетом того, какая невероятная у скульптуры высота. “Родина-мать” в Волгограде и в самом деле получилась выдающейся. Отовсюду приезжают посмотреть на нее, отдать дань уважения защитникам страны. Ночью на памятник (высота “Родины-матери” действительно поражает) падает свет мощных прожекторов, и впечатление получается сильнейшее.

Интересный факт. Когда задумали разработать дизайн флага и герба (Волгоградской области), то решили взять за основу силуэт. Других мнений и не было. А еще на почтовой марке ГДР, выпущенной в 1983 г., находится то же самое изображение.

Непростая работа

Бывая в этом месте, понимаешь все значение тех сражений. Больше четырех месяцев (точнее, 140 дней) шли кровопролитные, жесточайшие бои за одну только точку — высоту № 102. И каждый кусочек этой земли все еще опасен. Хоть и минуло уже более 70 лет после того, как нет здесь более выстрелов и залпов, а на холме люди и сегодня находят снаряды, которые тогда не разорвались. Вот почему эту территорию выбрали для увековечивания подвига людей.

Строительство необычного монумента (высота “Родины-матери” очень велика) начали в 1959 г., весной. Завершили осенью 1967-го. То есть более восьми лет шла работа. Сначала – укладка фундамента из бетона. Сверху поставили основание-коробку. Строители предполагали камнями обложить пьедестал. Но пришло указание от генсека Хрущева, и сверху насыпали 150 тысяч тонн земли с целью еще сильнее укрепить фундамент. Поэтому сегодня вершина кургана привозная.

Под скульптурой (высота “Родины-матери” поражает воображение) лежит толстая (полтора метра) плита и еще основание в 16 метров.

Уменьшенный макет

Когда настала очередь фигуры женщины, то отливали ее прямо тут, на холме. А как иначе, если высота статуи “Родина-мать” в Волгограде крайне большая! Но уменьшенный (ровно в десять раз) макет стоял рядом. И вот постепенно, глядя на трафарет, заливали ярус за ярусом. Так и собирали «женщину». Машины с грузом прибывали сюда круглосуточно. Все делалось очень качественно. Бетон, к примеру, брали точно такой же, какой был выделен для Волжской гидроэлектростанции. И наполнители к нему тоже выбирали самым тщательным образом.

Но вот вся фигура готова. Тогда взялись за голову. Правда, отлили ее отдельно. И поднимали на вертолете. Иначе нельзя было сделать. Высота “Родины-матери” не позволяла.

Много пришлось поработать с мечом. Сначала его сделали из нержавейки, обшили прочными кусками (из титана). Однако от ветра он качался, сильно гремел. Вот почему в 1972 г. это оружие сняли и поставили другую, стальную конструкцию.

Реставрация

Восстановительные мероприятия проводили в 1972-м и в 1986 году. Пять лет назад занимались обеспечением его безопасности. Ведь высота памятника “Родина-мать” в Волгограде мало сказать приличная. Она огромная! А со временем все меняется, стареет, ослабевает. И это даже несмотря на то, что толщина железобетонных стен памятника — 25-30 см. Внутри она собрана из больших отдельных ячеек. Каркас, сам по себе жесткий, все же поддерживают 119 тросов из прочного металла. А они постоянно испытывают мощное натяжение.

Тяжелейший меч с его просто сказочно гигантскими размерами от ветра покачивался. И там, где он крепился к руке женщины, возникало переизбыточное напряжение. Конструкция меча со временем деформировалась. Так что поработали и над этой проблемой.

Сползание вниз

Поскольку высота “Родины-матери” велика, и стоит фигура на глиняной почве, которая медленно, но неизменно сползает к Волге, то специалисты забили тревогу. Ведь статуя может обрушиться. Она и так сместилась на 214 мм. А это почти 80 процентов от допустимого первоначальными расчетами. Но эксперты говорят: запланированная прочность еще не исчерпана.

Задуман был этот проект на отклонение в 272 мм. Да и его основание деформировалось незначительно. Всего-то нормы ушло лишь на 90 мм. После очередной реставрации памятник прослужит долго.

fb.ru

«Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган :: SYL.ru

Монумент «Родина-мать» в Волгограде так известен и узнаваем во всем мире, что вполне достоин представлять Россию и быть ее визитной карточкой. Весь мемориальный ансамбль носит название «Героям Сталинградской битвы». В 2008 году он вошел в национальный список, где представлены семь чудес света государства.

Что значит для Волгограда Мамаев курган.

«Родина-мать» и другие объекты знаменитого мемориала расположены на высоте, именуемой сегодня Мамаевым курганом. Впервые такое название местности было использовано одним из авторов комплекса Евгением Вучетичем. До войны этот холм в народе называли попросту «бугор».

Однако ученые рассказывают о важных для истории событиях, которые неоднократно происходили именно здесь. Легендарная возвышенность не один раз за историю своего существования имела стратегическое, а порой и культовое значение.
Но ее роль во времена Великой Отечественной войны трудно переоценить. Во всех официальных военных документах того времени холм стал иметь название «Высота 102». Как утверждают историки, ожесточенные бои за город велись в разных его частях, но из двухсот дней, что продолжалась Сталинградская битва, 135 суток именно здесь сражение не затихало. Склоны кургана были перепаханы от разрывов снарядов. Даже зимой снег здесь таял от накала сражений. Впоследствии на каждом квадратном метре земли было обнаружено от 500 до 1250 осколков снарядов и пуль, не считая искореженной техники.
После войны вплоть до 1959 года это место особо выделялось в панораме города. Здесь не зеленела трава, черная обугленная земля была безжизненна. Все это живо напоминало о горе, которое, принесла война.
Позднее было принято решение именно здесь соорудить грандиозный памятник в честь защитников Сталинграда.

Описание комплекса

«Родина-мать» в Волгограде воздвигнута на самой вершине холма. Подняться к ее подножию можно по ступеням, которые начинаются прямо от Площади Скорби. Их насчитывается двести. Столько дней продолжалась легендарная оборона Сталинграда. По обе стороны от этой необычной дороги находятся могилы воинов, защищавших город. Их перезахоронение происходило во время сооружения монумента, а также в последующие годы. Сегодня здесь покоятся останки 34505 человек. Установлены надгробные плиты в память о 35 Героях Советского Союза, участвовавших в бою за город на Волге.

Зал Воинской Славы — еще одно легендарное сооружение комплекса. Внутреннему убранству помещения придана особая торжественность. У вечного огня стоит почетный караул, который сменяется каждый час. Действие военных так завораживает присутствующих, что забыть о нем впоследствии просто невозможно.

Статуя «Родина-мать зовет»

Разработка и проектирование статуи «Родина-мать» в Волгограде имеет свою историю. Можно сказать, что эта часть мемориала несет основную смысловую нагрузку всего комплекса. Варианты ее эскизов обсуждались на правительственном уровне. В результате дискуссий был принят проект скульптора Вучетича и инженера Никитина.
Основной материал, из которого изготовлена статуя, это бетон и железные конструкции. Принято считать, что бетона использовано 5500 тонн, а железа 1400 тонн. При этом высота всего памятника с учетом постамента и меча составляет 86 метров. Родина-мать, высота которой была увеличена до 53 метров, в проекте имела другие размеры. Интересным является факт того, что толщина стенок статуи не превышает 30 сантиметров. Несмотря на это конструкция является необычайно прочной.

В правой руке «Родина-мать» в Волгограде держит тридцати трехметровый меч. На его изготовление ушло 14 тонн бетона. О грандиозности сооружения говорит тот факт, что в распростертой левой руке скульптуры на ладони можно расположить легковой автомобиль.
Конструкция представляет собой довольно сложное инженерное сооружение. В его внутренней части работают службы, которые обеспечивают сохранность статуи, ее безопасность.

Люди и история создания памятника

Считается, что прототипом фигуры Родины-матери является простая женщина. В некоторых из официальных источников называется и ее фамилия. Это Валентина Ивановна Изотова. Долгие годы она не придавала гласности свое участие в работе по созданию памятника. Это говорит о скромности простой русской женщины, ее патриотизме. Вместе с тем она горда, что вложила частицу своего труда в создание мемориала.

По другим данным моделью для создания образа Родины-матери была выпускница Барнаульского педагогического института Анастасия Антоновна Пешкова. Надо сказать, что объявление о решении создания грандиозного памятника, люди приняли с большим воодушевлением. Свои идеи, эскизы,предложения присылали не только профессионалы, но и множество простых людей, кому был дорог мир и победа в войне.

Никто не забыт

«Родина-мать» — памятник в Волгограде, который своим величием, торжественностью способен напомнить потомкам о днях тяжелых сражений за свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной войны. Особое действие мемориал оказывает на молодое поколение, на тех, кто никогда не видел войны.

На Мамаевом кургане души людей переполняет скорбь и гордость за отцов, дедов, прадедов. Укреплению патриотических чувств способствует не только скульптура, именуемая «Родина-мать». Высота идеи, ее непреходящее значение также играют огромную роль.

Как попасть на Мамаев курган

«Родина-мать» — памятник в Волгограде, который желает осмотреть каждый гость. Власти города, туристические компании и другие предприятия позаботились о том, чтобы посещение мемориала было доступно каждому желающему. С этой целью организованы экскурсии из разных частей города. Движение транспорта к комплексу отрегулировано очень хорошо, поэтому не составит труда доехать сюда самостоятельно.
До мемориала можно добраться на любом виде наземного общественного транспорта — автобусе, маршрутном такси, троллейбусе. В последние годы у туристов пользуется популярностью такой вид транспорта, как подземный скоростной трамвай — метротрам. Одна из остановок этого необычного трамвая носит название «Мамаев курган».
Приехать сюда можно в любое время суток, вход на территорию комплекса бесплатный для всех категорий граждан.
Скульптура «Родина-мать» адрес имеет очень простой и запоминающийся — город Волгоград, страна Россия.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *