Золотая осень в Павловске
Район Большая Звезда
автор: Дмитрий Казаков
Район Большая Звезда
автор: Дмитрий Казаков
Вокзальный пруд
128529
автор: Дмитрий Казаков
Вокзальный пруд
128530
автор: Дмитрий Казаков
128531
автор: Дмитрий Казаков
Круглое озеро
128532
автор: Дмитрий Казаков
Круглое озеро
128533
автор: Дмитрий Казаков
Смотровая площадка Большого каскада
128534
автор: Дмитрий Казаков
Храм Дружбы
128535
автор: Дмитрий Казаков
Храм Дружбы
128536
автор: Дмитрий Казаков
Храм Дружбы
128537
автор: Дмитрий Казаков
Храм Дружбы
128538
автор: Дмитрий Казаков
Велосипед в Павловске
128539
автор: Дмитрий Казаков
128540
автор: Дмитрий Казаков
128541
автор: Дмитрий Казаков
Горбатый мост
128542
автор: Дмитрий Казаков
Река Славянка
128543
автор: Дмитрий Казаков
Река Славянка и Чёрный мост-плотина
128544
автор: Дмитрий Казаков
Горбатый мост
128545
автор: Дмитрий Казаков
Горбатый мост
128546
автор: Дмитрий Казаков
Ваза в память о пребывании в Павловске Наследного Принца Прусского в 1780 году
128547
автор: Дмитрий Казаков
Мост Кентавров
128548
автор: Дмитрий Казаков
Реставрация павильона Холодная баня
128549
автор: Дмитрий Казаков
Мост Кентавров
128550
автор: Дмитрий Казаков
Мост Кентавров
128551
автор: Дмитрий Казаков
Кентавр в Павловске
128552
автор: Дмитрий Казаков
Семейная роща
128553
автор: Дмитрий Казаков
Мост Кентавров
128554
автор: Дмитрий Казаков
Павловский дворец
128555
автор: Дмитрий КазаковКолоннада Аполлона
128556
автор: Дмитрий Казаков
Павловский дворец
128557
автор: Дмитрий Казаков
Павловский дворец
128558
автор: Дмитрий Казаков
Павловский дворец
128559
автор: Дмитрий Казаков
Лестница в сельском стиле
128560
автор: Дмитрий Казаков
Лестница в сельском стиле
128561
автор: Дмитрий Казаков
Лестница в сельском стиле
128562
автор: Дмитрий Казаков
Лестница в сельском стиле
128563
автор: Дмитрий Казаков
Галереи Павловского дворца
128564
автор: Дмитрий Казаков
Меркурий
128565
автор: Дмитрий Казаков
Золотые листья светятся на солнце
128566
автор: Дмитрий Казаков
Вид на Колоннаду Аполлона от Павловского дворца
128567
автор: Дмитрий Казаков
Кафе в Павловском парке
128568
автор: Дмитрий Казаков
128569
автор: Дмитрий Казаков
Мост у северного корпуса дворца
128570
автор: Дмитрий Казаков
Львы охраняют вход во дворец
128571
автор: Дмитрий Казаков
Тройная липовая аллея
128572
автор: Дмитрий Казаков
Тройная липовая аллея
128573
автор: Дмитрий Казаков
Тройная липовая аллея
128574
автор: Дмитрий Казаков
«Большие круги» и крыша павильона «Храм дружбы»
128575
автор: Дмитрий Казаков
«Большие круги» и крыша павильона «Храм дружбы»
128576
автор: Дмитрий Казаков
www.spb-guide.ru
Золотая осень-2019 в Павловском парке: deadokey — LiveJournal
Каждое время года прекрасно по-особенному. Но в октябре и мае природа играет совершенно невероятными, божественными красками, оттенками и полутонами. В последний день октября — 2019 я хочу поделиться с вами кадрами, на которых я запечатлел золотую осень в прекрасном Павловском парке — невероятно живописном и поэтичном.Фигурные листья вековых дубов, игра солнечных лучей в белом камне, драгоценные полотна в отражениях реки Славянки и особая атмосфера старины в одном из самых красивых парков мира — все это должно подарить вам частичку солнечного настроения в этот холодный день.
Любите Павловск? Я — очень. И, пожалуй, больше всех петербургских пригородов.
deadokey.livejournal.com
Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #1 (Павловск, Россия)
В понедельник 15 октября 2018 года все средства массовой информации Санкт-Петербурга и области сообщили гражданам важную весть, в Северной столице был побит температурный рекорд, который держался с 1889 года. К вечеру того же дня рекорд окончательно утвердился, застыв на отметке +18 °С. Он бы и дальше продолжал расти, но солнце в тот день скрылось за горизонт несколько раньше, чем 130 лет назад. Однако последнее обстоятельство никак не омрачило атмосферу всеобщего праздника. Шутка ли сказать, середина октября, а на дворе петербуржцев летняя температура. Мало того, небо повсеместно наблюдается без туч и облаков.
Аномально жаркая погода, как подметил Гидрометцентр, держалась и накануне, в выходные дни, отчего невероятно увеличилось количество посетителей во всех без исключения пригородных парках Санкт-Петербурга. Столпотворение на входах было таким, что приходилось задействовать дополнительные кассы. Билеты продавались буквально с колёс, из окон припаркованных автомобилей. Позже администрации парков на своих официальных страничках извинялись перед гражданами за доставленные им неудобства, и уверяли, что подобное не повторится.
Приводились отчёты о посещаемости. Так Павловский парк установил в те выходные дни (13 и 14 октября) рекорд – 56000 гостей. Это больше, чем население такого районного города, как Ломоносов, известного своим парком Ораниенбаум.
Конечно, среди этой огромной массы граждан, жаждущих приобщиться к природе, были и недовольные. Стоя в длинных очередях, люди законно возмущались, пытались даже уйти, но купив билеты и проникнув в парк, моментально меняли своё настроение, с лиц исчезала угрюмость, появлялись улыбки, ибо попадали они в волшебный мир Золотой осени.
Золотая осень в Павловском парке, когда температура воздуха, как летом, а небо без туч и даже без облаков – это нечто невероятное, сказочное и волнующее. Такое бывает раз в 130 лет. На ум сразу приходят незабвенные стихи Пушкина:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
Когда Александр Сергеевич сочинял эти строки, он находился в сотнях вёрстах от Санкт-Петербурга в своём имении Болдино, но душою и сердцем, наверняка, был на аллеях замечательных парков Царского Села и Павловска.
«Унылая пора» — здесь, пожалуй, я с великим поэтом не соглашусь, ему просто не повезло застать такой, как сегодня, Золотую осень. Не унылая она вовсе, а жизнеутверждающая, пусть даже на два только дня. Два дня искромётного праздника и веселья, а там и увядать можно, но пышно и с размахом, чтоб следующие 130 лет помнили.
И я могу с гордостью заявить, что был в эти дни в Павловском парке и всё видел в деталях. Наблюдал яркий наряд деревьев, золото листьев на земле и на небе, плавные изгибы мостов, спокойное течение реки, озера ровную гладь, в синих водах которого отражались дворец и природа, а ещё мрамор и бронзу античных скульптур, и счастливые лица граждан разного пола и возраста.
Воздух осенний жадно вдыхал, точно ароматы парфюма, людской слушал смех, пение птиц, что серенадой Дальних холмов в меня проникали. А ещё фотографировал беспрестанно то и другое, пытался таким образом сохранить увиденное мной восхищение. Сочинять пробовал, но рифма капризная как назло ускользала всё время. Раз возникла на слове – куст. Куст — хруст, а далее, ну ни как, и ни в какие ворота. Вот бы мне, как поэту Янису Петерсу с композитором Раймондом Паулсом, придумать нечто подобное:
«Листья жёлтые над городом кружатся,
С тихим шорохом под ноги нам ложатся.
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья жёлтые, скажите, что вам снится…»
И почему так бывает, когда наступает осень, приходит и грусть? Не от того ли желтеют листья, что тоскуют они по уходящему лету. Опавшие, у всех под ногами, они издают не шорохи, а тяжёлые вздохи. Всё проходит, пройдёт и это. Грусть исчезнет, наступит глубокий сон. Тот, кому суждено пробудиться, вновь почувствует в себе силы, покроется новой листвой, зацветёт и плодами созревшими одарит всех, кто живёт рядом с ним. Отдавая частицу себя, деревья продлевают свой век. Но и они не вечны. Всё проходит…
Однако зима ещё не наступила, а значит, будем радоваться Золотой осени. Для чего всех приглашаю в Павловский парк, в тот самый день, когда был побит 130-летний рекорд. Нашу прогулку мы устроим следующим образом, пройдём её моим недавним маршрутом. Он небольшой и займёт только один световой день. Все же аллеи парка, если их вытянуть в одну нить, дотянутся до Москвы. Вход в парк на Привокзальной площади, сюда можно прибыть, как на проезде, так и на автомобиле.
Следуем по длиннющей аллее Молодого Жениха, как явствует из названия, таких граждан здесь должно быть немерено, но я их не заметил, вот невесты, те были.
Доходим до Вокзальных прудов, здесь поворачиваем направо и короткой безымянной тропинкой выходим к первому объекту, заслуживающего внимания, озеру Круглому.
С высоты здешнего холма озеро выглядит очень живописно.
Как и многое другое в парке – это творение шотландского архитектора Чарльза Камерона, родившегося в Лондоне, учившегося в Италии, после по приглашению императрицы Екатерины II прибывшего в Россию, где до последних дней он неустанно трудился, создавая шедевры.
Здание в виде ротонды с рядом белокаменных колонн дорического ордена – это ответный подарок Великого князя Павла Петровича и супруги его Великой княжны Марии Фёдоровны императрице Екатерине II за дарованные им здешние земли.
Территория вокруг храма интересна во всех отношениях. Здесь достаточно мест, откуда открываются живописные виды. Можно спуститься тропинкой ниже, пройти Чугунный мостик и верхней дорогой выйти к Павловскому дворцу.
А можно избрать путь длинный, вдоль извилистого берега реки. По нему мы и отправимся, но прежде задержимся на минуту-другую и вспомним стихи такие:
«Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Вам, и нам,
И всем подряд» — Ирина Пивоварова, русская детская писательница.
Вот на такой весёлой нотке мы продолжаем наше путешествие по Золотой осени.
Старайтесь не отставать, впереди у нас самое яркое, захватывающее и интересное:
Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #2
Павловск, октябрь 2018 года
(все фото из личного архива)
turbina.ru
Золотая осень в Павловске | Путешествия, фотоотчеты, рецепты
В этом году мне посчастливилось выкроить несколько свободных часов и прогуляться сначала по делу и неспокойно, а потом уже спокойно и насладиться в одиночестве безлюдным Павловским парком.
Золотая осень, это, конечно, волшебно. Природа делает последний яркий вдох перед многомесячным покоем, затишьем, унынием ноября и декабря.
Немножко фоток.
svetikart.ru
Осень в Павловске. Фотоальбом
Октябрь 2004 г.
Пошуршать листвой – так, если верить известному собирателю городского фольклора Синдаловскому, говорили в старом Петербурге, желая походить по осенним дорожкам пригородных парков.
Мы решили встретить «золотую» осень в Павловском парке, замечательном месте отдыха, расположенному всего в 15 минутах езды от Петербурга.
Железнодорожный вокзал города Павловска
Начало маршрута для большинства посетителей парка. Проблемы с парковкой.
Когда-то павловский вокзал находился совсем недалеко от дворца. В XIX веке он был музыкальной Меккой столицы – здесь, по выражению строителя железной дороги чешского инженера Ф. Герстнера, пассажиры могли не только приобрести билеты, но и получили бы «приятный отдых и разумное развлечение на лоне прелестной природы Павловского парка». Мода на музыкальные концерты на павловском вокзале распространилась мгновенно. Вскоре поехать «на музыку» стало признаком хорошего тона. Здесь выступали Ф. Лист, Р. Шуман, А. Рубинштейн, И. Штраус и другие звезды. Целый период российской музыкальной культуры середины XIX века получил название «Павловской музыки».
Впрочем, изображенное на фотографии здание не имеет к тому вокзалу никакого отношения – это типовое здание железнодорожной станции 1950-х годов. Тот самый «музыкальный вокзал» сгорел в войну и так и не был восстановлен.
Вокзал (от англ. Vauxhall) – название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVII в. Джейн Вокс (Jane Vaux). В русском языке слово «вокзал» стало нарицательным благодаря одному из первых вокзалов в России – в г. Павловске под Петербургом, служившему одновременно и пассажирским зданием, и залом, в котором устраивались концерты.
Большая Советская Энциклопедия
Круглый зал
Еще одно напоминание о музыкальном прошлом Павловска. Именно здесь начались первые музыкальные концерты для своих, домашних обитателей Павловского дворца и узкого круга приглашенных лиц.
Одним из наименований этого павильона было французское Salon de musique, от которого родилось шутливое его русское название «Соленый мужик».
Впоследствии жизнь Музыкального салона оказалась в буквальном смысле связанной с новым центром музыкальной жизни Петербурга, павловским Вокзалом, дорога к которому пролегла рядом с павильоном.
Эта железная дорога также была уничтожена во время Великой Отечественной войны, и с тех пор к вопросу о ее восстановлении даже не возвращались.
Павловский дворец
По случаю рождения долгожданного внука, наследника престола Александра, императрица Екатерина даровала молодой чете – Павлу Петровичу и Марии Федоровне – земли у реки Славянки.
Началось строительство дворца… Через некоторое время вместо охотничьих угодий и густого леса усилиями шотландца Камерона возник дворец и парк, по своей красоте и гармонии с окружающей природой не имеющий себе равных на земле.
Конечно, усилий одного лишь архитектора было бы недостаточно, если бы не утонченные вкусы заказчиков: великого князя Павла и его верной супруги, принцессы Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской.
Павловский дворец
Поначалу, впрочем, ни о каком дворце речи не шло – два небольших деревянных домика, Крик и Крак, служили дачами их высочеств. Через год их сменили Паульлюст и Мариенталь. Вокруг великокняжеских угодий располагались пашни ингерманландской деревни Сеппеля, русских Кузнецов и Рысь-Кабачка…
Неизвестно, каким был бы Павловск сегодня, если бы не очередной подарок Екатерины – она предоставила в распоряжение сына своего любимого архитектора Чарльза Камерона. На месте разобранного Паульлюста и был возведен дворец. До нас он дошел в уже существенно перестроенном виде – после воцарения Павла эта местность получила статус «официальной летней резиденции», и дворцу были приданы черты монументальности и торжественности. Некоторые историки от архитектуры, впрочем, считают, что тот, первоначальный камероновский дворец, куда лучше вписывался в пейзаж Павловского парка. Ничего не могу сказать о том времени – не видел. Но с этой точки вид на дворец и мостик Кентавров завораживает.
Колоннада Аполлона
Напротив дворца, на левом берегу реки, эффектно возвышается колоннада Аполлона.
По поводу руинированности постройки мне довелось услышать целых три версии:
Первая. Колоннаду руинировали намеренно, пытаясь приблизить ее вид к античным развалинам.
Вторая. Вначале она была целой, но когда колоннаду перенесли на новое место, повыше, перед ней соорудили каскад, вода которого по каменным ступеням сбегала в реку. Сказывают, что Камерон был категорически против данного переноса, полагая, что воды ручья приведут к неминуемой гибели павильона, и даже переругался по этому поводу с сиятельными заказчиками. Воды каскады, действительно, сделали свое дело.
И, наконец, третья версия, романтическая: колоннаду разрушила молния. Ее решили не восстанавливать, сохранив вид романтической руины, приобретенный колоннадой после ночной грозы.
Мост через речку Славянку
От колоннады Аполлона открывается изумительный вид на парк, дворец, холодную баню и мост Кентавров.
За мостом – памятник основанию Павловска, еще дальше – крепость Бип… Она, впрочем, не видна за деревьями и городской застройкой, но когда-то, сказывают, ее башни были неотъемлемой частью пейзажа павловского парка.
Основанию Павловска
Напротив дворца, за рекой Славянкой – памятник в честь основания Павловска. “Павловское начато строить в 1777 году” – такая надпись помещена на обелиске.
Естественно, из парка памятник не видно, фотографировали мы его уже с шоссе на обратном пути.
Холодная баня
Внизу – небольшой желтый павильон. Это Холодная баня, построенная, судя по всему, по мотивам русских военных экспедиций в Османскую империю. Павильоны с подобными названиями уже были возведены в Царскосельском парке и, вероятно, символизировали скорое вхождение турецких территорий в состав Российской империи.
Использование таких павильонов по прямому назначению мне кажется весьма сомнительным – баня-то холодная. Но вполне возможно, что летом там находилась купальня.
Мост Кентавров
Кентаврами древние греки обзывали лесных и горных демонов, спутников вечно веселого и пьяного Диониса. Выпить, говорят, эти полукони-полулюди тоже были не дураки. Отличались буйным нравом и невоздержанностью, что неудивительно – откуда взяться на юге Греции выдержанному и стойкому нордическому характеру?
Наверное, именно поэтому у охраняющих мост кентавров такие придурочно-радостные лица.
Кстати… В день нашей прогулки на мосту была такая толпа желающих запечатлеть кентавров на свои камеры, что для фотографии без посторонних лиц требовалась выдержка и стойкость поистине нордическая.
Памятник императору Павлу I
Его полный титул звучал так:
Императоръ и Самодержецъ Всероссiйскiй: Московскiй, Кiевскiй, Владимiрскiй, Новгородскiй, Царь Казанскiй, Царь Астраханскiй, Царь Сибирскiй, Царь Херсониса-Таврическаго, Государь Псковскiй и Великiй Князь Смоленскiй, Литовскiй, Волынскiй и Подольский, Князь Естляндскiй, Лифляндскiй, Курляндскiй и Семигальскiй, Самогицкiй, Корельскiй, Тверскiй, Югорскiй, Пермскiй, Вятскiй, Болгарскiй и иныхъ; Государь и Великiй Князь Нова-города Низовскiя земли, Черниговскiй, Рязанскiй, Полоцкiй, Ростовскiй, Ярославскiй, Белоозерскiй, Удорскiй, Обдорскiй, Кондiйскiй, Витепскiй, Мстиславскiй и всея Северныя страны Повелитель и Государь Иверскiя, Карталинскiя, Грузинскiя и Кабардинскiя земли; Черкасскихъ и Горскихъ Князей и иныхъ Наследный Государь и Обладатель; Наследникъ Норвежскiй, Герцогъ Шлезвигъ-Голстинскiй, Стормарнскiй, Дитмарсенскiй и Ольденбургскiй, Государь Еверскiй и Великiй Магистръ Державнаго Ордена Святаго Ioaннa Iерусалимскаго, и прочая, и прочая, и прочая.
Взято на «Гатчинском литературном зеркале»
«Ять» заменена на простую «е» для облегчения отображения страницы.
JVSTICIA
Возле дворца – Большие круги, две круглые террасы из туфа. В центре этих террас – белые мраморные скульптуры «Мир» и «Правосудие».
Этим статуям к моменту установки их в Павловском парке было уже около ста лет. Они были привезены из Италии по заказу Петра I для украшения Летнего сада. Но Павел, очевидно, решил, что и без них скульптуры в Летнем саду – просто завались. И поставил их у себя на даче.
Храм Дружбы
С верхней площадки лестницы открывается великолепная панорама речной долины. Из-за деревьев выглядывает удивительно гармонично вписанное в пейзаж здание Храма Дружбы, поставленного здесь по настоянию Марии Федоровны в безуспешной попытке наладить отношения со свекровью.
«Любовь, почтение и благодарность посвятили» – такая надпись была пущена по аттику павильона. Внутри «храма» находилась статуя императрицы в виде богини плодородия Цереры.
Екатерина оценила юмор. И подарила невестке… коров. Типа, знай свое место, девочка. O tempora, o mores!
Молочня
Подаренных императрицей коров надо было куда-то девать… Изящное решение было найдено Камероном – вроде и не рядом с дворцом (здесь заканчивался парк), а вроде и недалеко от высочайшей обители (отсюда до дворца минут пятнадцать пешком) он соорудил коровник… пардон, молочню. Сельская романтическая постройка как нельзя лучше вписалась в пейзаж парка. Дальше начинался густой лес. Получилось скрытое от посторонних глаз место уединения, где можно было ощутить прелесть жизни на природе. Особенно когда придворных ждал стакан парного молока с куском «крестьянского» черного хлеба, интерьеры были далеко не деревенскими, а коровы были чисто вымыты и надушены. Впрочем, мы тоже сейчас можем приобщиться к прелестям жизни на природе и заодно приятно подкрепиться в расположенном в Молочне кафе.
Стены Молочни сложены из глыб дикого камня. А вот с крышей у павильона проблемы: во всех путеводителях упоминается «высокая соломенная крыша», да и на фотографиях 80-х видно, что она покрыта дерном… Остается надеяться, что новое металлическое убожество – лишь результат реставрационных работ, и процесс еще не закончен.
Вольер
Живности в парке хватало. Несмотря на обилие дичи в лесу, императорских коров в молочне, куда-то нужно было поселить певчих птиц. Птицы жили между двумя колоннадами, затянутыми сетками, и, по заявлению путеводителей, чувствовали себя там достаточно свободно.
Через сто лет Вольер перестал выполнять свои первоначальные функции и превратился в обычный парковый павильон. Перед ним вырыли пруд, поставили статую Венеры – и наслаждались меланхолией…
Павильон Росси
Странно… Павильон – Росси, а памятник – Марии Федоровне…
Впрочем, ничего удивительного – советская пропаганда не простила бы названия паркового сооружения именем вдовствующей императрицы. Хорошо хоть не уничтожили.
В то же время супруга убиенного императора достойна памятника как никто другой – практически не вмешиваясь в политическую жизнь страны, она все свои силы употребила на благотворительные нужды, основав немало учебных заведений, попечительных обществ и воспитательных учреждений.
Долина реки Славянки
Здесь я, пожалуй, немного помолчу – просто посижу на желтой траве, чувствуя движение холодного уже октябрьского ветра, слушая шорох листвы и глядя на золотые краски осени…
Листва в Павловском парке
Висконтиев мост
Дальше, вверх по течению Славянки, расположен Висконтиев мост. У моста – небольшая запруда, за которой речка разливается достаточно широко.
Сейчас сложно себе представить, что когда-то Славянка была судоходной, по берегам ее находились ижорские деревеньки, стояли клети и амбары преуспевших в купечестве новгородцев. Впрочем, будь она судоходной и поныне, вряд ли удалось бы зодчим создать на ее берегах что-то хоть отдаленно напоминающее Павловск.
Кстати, мост назван именем одного из зодчих, каменных дел мастера Д. Висконти.
Чугунные ворота
Въездные чугунные ворота должны были предварять панораму парка и дворца. Получилось, действительно, торжественно – но не в тему. Сейчас их покрасили в белый цвет, огородили решеткой – и они стали самостоятельным памятником города Павловска.
Ягоды барбариса в Павловском парке
Немного макросъемки… И пора домой.
Как добраться до Павловска из Петербурга на автомобиле:
По Московскому шоссе до Московской Славянки, направо до железнодорожного переезда, перед ним – налево. Прямо до упора, направо до железнодорожного переезда, перед ним – налево. По извилистому шоссе вдоль железной дороги до кругового движения (знак «Уступи дороги»), прямо. Приехали!
Другие прогулки:
Петербург. Пригороды. Окрестности. Прогулки по городу и поездки выходного дня.
trassa.narod.ru
Павловск глубокой осенью. — DRIVE2
Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор книг о Петербурге, Павловске и Гатчине, а также монументального труда «Сады и парки мира», в своем путеводителе по Павловску в 1911 году писал: «Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком». Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает «всем вкусам и всем настроениям души». «Что шаг, то новая в глазах твоих картина» — так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В. Жуковский.
Сейчас утро, собираюсь в Павловск, подготовился теоретически, насмотрелся фото и видиоматериалов.
Особое внимание хочу уделить БИП (Бастиону императора Павла), который переделывают в ВИП гостинницу.
Так мы ходили в Константиновский дворец до реконструкции, которая проходила на глазах…
Вечером добавлю фотографии и изложу впечатления:)
С уважением, Ваш -gavrilich.
20.00 вернулись домой, перекусили по дороге, завезли подругу домой в Купчино и после обработки снимков готов загрузить их.
Приехав в Павловск нам сразу попался указатель БИП — ресторан. Эти указатели увели нас в сторону от парка, но привели точно к Бастиону. На большой сопке, насыпанной шведскими солдатами для обороны, стоит Бастион императора Павла, ныне ресторан с номерами.
Чтобы осмотреть внутри зашли выпить кофе за 150р чашка, зато все нам улыбались, были любезными и отвели в комнату для курящих, у бара.Кофе был вкусный, блины за 500р решили не брать!:)
Затем поехали к парку, спрятали Пикасик от эвакуаторов, которые во всю увозили машинки гостей Павловска, оставившие их у вокзала.
Парк темный, диковатый, в отличии от постриженного Петергофа. Может потому что он огромный, полянки по несколько гектаров.
Большой дворец в отличном состоянии, внутрь не ходили, но говорят там красота и шик!
Дошли до аллеи Апполона со статуями богинь и вернулись к машине. Три часа прошли не заметно:)
В целом у меня такое мнение о Павловске — Огромный парк с Большим дворцом и многими другими строениями, при парке большущая старющая деревня, вернее село, так как церковь есть!:)
После Штрауса изменений особых нет, хотя музыка стала хуже!:)
www.drive2.ru
Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #2 (Павловск, Россия)
Отправляясь в тот октябрьский день на прогулку в Павловский парк, я хорошо себе представлял, что посетителей будет много. Самый разгар Золотой осени, да ещё с аномально жаркой погодой, это когда +18°C, не заметить такое было нельзя. Однако представшая передо мной картина повергла в некий шок. Начало рассказа здесь: Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #1
В парке и на подходе к нему наблюдалось самое настоящее переселение народов, при этом с чётким разграничением направлений. Видимо горожане, хорошо усвоившие правила дорожного движения, столкновений и пробок не допускали.
Следовать общей массе мне не хотелось, а потому ранее выбранный маршрут пришлось корректировать, насколько позволяли обстоятельства. В такой суете я даже забыл прикупить орешки для белок, впрочем, как вскоре выяснилось, они не понадобились. Белок в тот день в парке не было ни одной. Во всяком случае, я их не обнаружил. Могу предположить, что коренных жителей парка несколько смутило огромное количество посетителей, и они предпочли более спокойные места, например ближайшие дачи и огороды, на время покинутые своими хозяевами.
Белки всё правильно рассчитали, пока дачники гуляют по парку, они комфортно, а главное с пользой для себя, проведут время на дачах. То-то удивятся потом горожане, куда исчезли запасы? Собрались в Павловский парк? Не забудьте прихватить орешки
Однако то суровый закон природы, выживает умнейший. Мы же продолжим прогулку по парку, благо наши запасы под замком и в другом городе.
Небольшая остановка у Горбатого мостика. Место тихое и располагает к размышлениям.
«Иной из них глядит картинно:
Изящность в нем и легкость есть,
Но нелегко в прогулке длинной
Лезть, а спустившись, снова лезть»
Это поэт Пётр Вяземский о своём «По мосту, мосту». О каком именно? Их было много на его пути. Может он даже проходил этим.
Увы, следов не осталось.
Оставим Горбатый мостик, а с ним и Чёрный, что виднеется среди деревьев, где ветви ниспадают до самой реки. Своё название он получил благодаря чёрным чугунным перилам, ныне они на другом мосту.
А возможно из-за цвета здешней воды. Точного объяснения нет. Продолжаем следовать вдоль извилистого берега Славянки.
Вскоре взору предстаёт Павловский дворец. Отчасти он хорошо различим среди огромных деревьев. Вызывает восхищение его отражение в спокойных водах реки, так ярки краски, их передающие. К резиденции императора Павла I мы ещё вернёмся, а пока обратим взор на небольшую гранитную вазу, установленную неподалёку на пьедестале.
В 1780 году Павловск посетил наследный принц Фридрих Вильгельм Прусский, будущий король Фридрих Вильгельм II. Как память о том посещении, в парке стоит эта ваза. На пьедестале имеется соответствующая надпись.
Идём далее. И вновь очередная излучина Славянки. Место изумительной красоты. И что приятно, совершенно безлюдное.
Пройдя чуть правее от этого места, замечаем изящный округлый павильон с куполообразной крышей. То творение небезызвестного нам шотландского архитектора Чарльза Камерона, называется оно — «Холодная ванна», служившая Павлу I местом принятия водных процедур,
исключительно холодных. В павильоне имелся фонтан в виде медного шара, своеобразный душ, «брызгало», как его называли. Ныне многое из того утрачено.
Скрытое строительными лесами сооружение справа от павильона, это арочный мост Кентавров, названный так из-за расположенных на нём мраморных фигур древнегреческих мифологических чудовищ – лошадей с человечьими торсами. Построил мост другой придворный архитектор — итальянец Винченцо Бренна. Увидеть сегодня мост Кентавров мы не сможем, он на реставрации, закрыт даже проход, по которому можно было бы выйти к Павловскому дворцу, но у меня имеются фото, на которых видны все детали.
Правда снимки трёхлетней давности, но сделаны в октябре, а значит, можно сравнить обе Золотых осени.
Следующим объектом, куда мы направимся, будет Колоннада Аполлона – святилище древнегреческого бога Солнца и покровителя искусств.
Сооружение из серого известняка в виде двойного кольца из дорических колонн, соединённых между собой прямоугольной перемычкой – эпистелионом, творение Чарльза Камерона. Поначалу круг колонн был замкнутым, но гроза, случившаяся в 1817 году, внесла свои коррективы, разрушила часть. Образовался проём, благодаря которому Аполлон Бельведерский стал заметным ещё на подходе к самой колоннаде. Руины гармонично вписались в ландшафт, а потому восстанавливать колоннаду не стали.
Это одно из любимых мест у посетителей парка. Иногда Аполлон просто теряется среди них.
А бывает, что его затмевают другие мифологические фигуры. На этот раз была дама. В жёлтой тунике с венком на голове, она появилась неизвестно откуда.
Не привлекая чужого внимания, совершила несколько грациозных взмахов руками, после чего также внезапно исчезла. Ни открыв лица, ни назвав имени. Полагаю, то была Терпсихора, древнегреческая муза танца, а вот с какой целью она навещала Аполлона, сказать не могу.
Возможно, ответ знают художники, что расположились тут же на обломках колонн. Однако тревожить их не хотелось бы, можно спугнуть Вдохновение, особу капризную. Такая может и не вернуться.
Лучше понаблюдаем за их рабой со стороны. А заодно окинем взглядом открывающуюся панораму противоположного берега с видом на Павловский дворец. Однако спешить к нему мы не станем, вначале проследуем к Колоннаде Аполлона. Надобно познакомиться с древнегреческим богом, а то как-то невежливо получится, ходили рядом, а не зашли.
Сразу вспомнилось из Аркадия Райкина: «Ах Аполлон, ах Аполлон! Как вам не стыдно, как вам не стыдно?!» Кто сей миниатюры не знает, поясню, ничего аморального и предосудительно по отношению к статуе в ней нет. Упрёк направлен совершенно другому «герою».
А тем временем на поляну, что у самой колоннады, вышла совершить свой моцион пара в костюмах прошлых веков. Простоволосая дама, одетая в светлое платье до пят, и её кавалер в синем цветастом камзоле и с треуголкой на голове. В руках мужчина держал два мобильных телефона, видимо, намечался очень важный разговор. Мне пара показалась мало убедительной в плане отражения духа времени и эпохи. Вот в прежние времена…
Прежние времена
Фотография слегка подпорчена, но даже в таком виде она прекрасно передаёт былое величие лиц дворянского происхождения. В те далёкие времена кавалер в присутствии дамы не мог себе позволить разговаривать по телефону.
«- Ах, сударыня, вы верно согласитесь,
Что погода хороша, как никогда.
— Вот что, сударь, я скажу,
Я и правда нахожу,
Что погода не такая, как всегда…» — из фильма «Обыкновенное чудо»
Что-то подсказывает мне, что с этой парой нам ещё предстоит встретиться.
А потому мы покинем обитель Аполлона и, воспользовавшись новой тропинкой, проследуем далее.
К тому самому месту на берегу Славянки, откуда Павловский дворец, его ещё называют Большим дворцом в Павловске, предстаёт во всей своей красе.
Он кажется невесомым, воздушным и лёгким, так гармонично он вписан в природу. Его отражение в водах реки ещё больше усиливает этот эффект.
Создал архитектурное чудо Чарльз Камерон, годы постройки 1782—1786. Затем (1786 – 1799) работы продолжил Винченцо Бренна, он значительно расширил дворец, добавил по бокам два полукруглых флигеля. В период с 1800 по 1825 года переделкой дворца, а также восстановлением его после пожара занимались архитекторы Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги и Карл Росси.
Трудно представить, но дворец был разрушен в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Отступавшие немцы сожгли его. Возрождение шедевра заняло десятки лет, и только к 1978 году всё было полностью восстановлено.
«Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда…» — Анна Ахматова
Осень, даже если она Золотая, вызывает некую грусть, сожаление об ушедшем лете, которое не вернуть.
Однако жизнь продолжается, а с ней и наша прогулка по парку. Впереди у нас встреча с большой водой – Дворцовой запрудой и Большим каменным мостом с плотиной.
То и другое создано Камероном, а помогал ему в том Бауэр Фридрих Вильгельм, инженер-строитель.
В конце XVIII века реку Славянку в этом месте перекрыли плотиной, отчего выше течения образовался Мариентальский пруд, а ниже – Дворцовая запруда с крохотным островком.
За более чем двести лет плотину не раз перестраивали, свой окончательный облик она приняла в середине прошлого века.
Сегодня Большой каменный мост является частью Садовой улицы, а плотина, как и в прежние времена, регулирует уровень вод.
Для этих целей устроены арочные пролёты с водоспусками. Интересно наблюдать их работу, особенно по весне, когда прибывает большая вода.
«Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…» — Фёдор Тютчев
Вот на этой гласящей ноте мы, пожалуй, закончим. Вторую часть экскурсии по Павловскому парку. Впереди самое яркое: Золотая осень в Павловском парке #3 Летящий Меркурий
Павловск, октябрь 2018 года
(все фото из личного архива)
turbina.ru