Киево-Печерский монастырь в Киеве — История России в датах
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ МОНАСТЫРЬ — один из древнейших православных монастырей на Руси, основанный в 1051 г. монахом Антонием в Киеве в пещерах (отсюда название), на правом высоком берегу Днепра близ летней княжеской резиденции Берестово.
В 1151, 1169 и 1205 гг. в результате княжеских усобиц монастырь неоднократно подвергался разорению. В 1240 г. в ходе монголо-татарского нашествия войска хана Батыя захватили Киев. Печерский монастырь был разграблен и разрушен, многие монахи были убиты, уведены в плен, остальные разбежались. Монастырь на долгие десятилетия пришел в запустение.
В течение трех столетий монастырь неоднократно восстанавливался и вновь подвергался разрушению. Наиболее крупный урон монастырь понес в 1399 г. во время нашествия эмира Едигея и в 1482 г. во время нашествия крымского хана Менгли-Гирея.
В XVI в. монастырь стал оплотом борьбы с Брестской унией и польским владычеством. При первой попытке униатов овладеть монастырем монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали упорное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 г. также провалилась. Монастырь отстоял от униатов и свои обширные владения.
В 1598 г. монастырь получил статус лавры, был подчинен Константинопольскому патриарху. С этого момента Киево-Печерская лавра стала центром защиты православия и оплотом борьбы с униатством. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре была основана типография. В XVII в. Петр Могила открыл здесь училище, положившее начало Киево-Могилянской академии. Гетман И.С. Самойлович выкопал вокруг лавры ров, гетман И.С. Мазепа обнес ее каменной стеной. При Петре I укрепления были расширены и образовали Печерскую крепость. Но пожар 1718 г. уничтожил главную церковь, архив, библиотеку и типографию.
В монастыре были созданы многие литературные памятники Древней Руси: «Киево-Печерский патерик», Жития Антония Печерского, Феодосия Печерского, Бориса и Глеба и др.
Великими святынями почитаются хранимые в «дальних» и «ближних» пещерах мощи захороненных здесь насельников монастыря. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу братии. В «ближних» почивают мощи 80, в «дальних» — 45 угодников.
В обитель ведуг двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположен Успенский собор, в котором покоились мощи св. Феодосия и мощи первого Киевского митрополита св. Михаила. В соборе погребены также Киевские мтрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский. Рядом расположен трапезный храм во имя Свв. апостолов Петра и Павла. К юго-западу от собора находится высокая многоярусная колокольня.
Настоятели лавры до сер. XIV в. титуловались изменами, а иногда архимандритами. В 1688 г. лавра была подчинена Московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра была подчинена Киевскому митрополиту, которому был присвоен титул ее священпоархимандрита.
автор статьи М. Ганичева
в раздел
Киево-Печерский монастырь в Киеве
Поделиться:
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Киевской епархии / Монастырский вестник
Скоро высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.
После перевода преподобного Варлаама настоятелем в построенный князем Изяславом Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия (†1074) — как самого кроткого, смиренного и послушного. Когда в монастыре было уже около 100 монахов, преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы переписать Студийский устав и принести его в Киев. Задание было выполнено. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.
Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.
Укрепляя первых Печерских иноков и назидая на их примере всю Русь, не так давно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих.
Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь, затворники отличались высокой нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.
Многие Печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.
С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную «Повесть временных лет».
Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.
Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники, в силу своего суеверия (они почитали божества различных религий), проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались.
Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, «по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения».
В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, исповедовал первоначально языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине XIV в. постриг «…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»
Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине XIV в. постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле — Авнежский монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).
В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко некоторые русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 г. монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.
К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. И новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так с именем Елисея Плетенецкого связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часословец» (1616-1617 гг.). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский, составляет «Жития святых», которые и поныне являются любимым чтением христиан.
С 1786 г. Киевские и Галицкие митрополиты были одновременно настоятелями (священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре был наместник — как правило, иеромонах или игумен, позднее — архимандрит.
Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств.Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещая Лавру, цари так же как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке. Романовы передавали в дар обители лично либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.
Среди дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский (погребенный в Успенской церкви) и князь Потемкин, гетман Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами.
При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница. До восьмидесяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней кряду. И так на протяжении десятилетий!
Как и прочие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы «В память о чудесном спасении священной жизни Государя-Императора Александра II 4 апреля 1866 года».
В 1860 г. в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 г. она принимала на обучение до 130-140 детей.
Существенными были пожертвования Лавры и других крупных монастырей в годы русско-японской и первой мировой войны.
Как видим, Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Свидетельство тому — щедрые подарки царствующих особ с сопроводительными документами «…о дарении в ознаменование особого расположения к Обители за труды и молитвы братии Лаврской во имя спасения душ человеческих».
Многие именитые люди хотели, чтобы после смерти их погребли на Лаврском кладбище. Подобное завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Однако после смерти Шереметьева, последовавшей в Москве, по повелению Петра I тело покойного доставили не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга. На Рождественском кладбище Лавры, в Большой Успенской церкви, на территории обители покоились многие выдающиеся деятели России и Украины, в том числе дочь упоминаемого Б. П. Шереметьева — Наталия (в монашестве — Нектария) Долгорукая. Нелегкая судьба этой женщины была у всех на слуху многие годы. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 1757 г., 43-х лет от роду). Деятельный человек, образованная женщина, она принимала участие в восстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Скончавшаяся 3 июля 1771 г. монахиня Нектария с подобающими княгине и подвижнице почестями была погребена в Лавре.
В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина — выдающегося государственного деятеля Российской Империи.
В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают: первый киевский митрополит Михаил, князь Федор Острожский, Елисей Плетенецкий, свт. Петр Могила, Иннокентий Гизель, десятки других выдающихся деятелей отечества.
После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению.
Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор.
В конце 50-х годов под усилением давления партийно-политической системы заповедник превращается в рассадник атеистической пропаганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы Антония и Феодосия.
В 1961 г. решением вышеназванных органов действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации в 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.
В 1994 году во главе братии Святой Успенской Киево-Печерской Лавры стал ее нынешний Наместник митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Владыка Павел пребывает в обители уже более двадцати лет, и за время его наместничества Лавра преобразилась, приобрела невиданное благолепие и красоту.
Помимо того, что были отреставрированы братские корпуса, паломнические дома, украшена территория, также умножилось число братии, что для любого монастыря является самым главным показателем жизни. Если вначале девяностых годов прошлого века количество братии исчислялось несколькими десятками, то теперь это – сотни. Сейчас в монастыре несут послушание более двухсот человек, из которых около ста в священном сане – священническом и диаконском.
Монастырь развивается и успешно существует в разных направлениях духовной, культурной и социальной жизни, полноценно работают такие структуры: издательский, паломнический, информационный, транспортный отделы, звукостудия, отдел социального служения, иконописные и прочие мастерские, свечной завод, швейный цех, лавки, где можно выбрать священнические облачения и повседневную одежду. Открыты несколько трапезных, рассчитанных на то, что Лавру посещают паломники, которые хотят причаститься Святых Христовых Таинств.
Также в Лавре своими силами братия выпекает просфоры и хлеб.
Регулярно проводятся православные фестивали, концерты, выступления творческих коллективов, выставки, ярмарки.
На территории современного монастыря расположены и Киевские духовные школы, возрожденные в 1989 году, работают православно-катехизаторские курсы.
Лавра является местом, где находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
Служба безопасности Украины провела обыски в поддерживаемом Россией монастыре в Киеве | Украина
Служба безопасности Украины и полиция провели обыски в 1000-летнем православном монастыре в Киеве в рамках операции по противодействию предполагаемой «подрывной деятельности российских спецслужб».
Расположенный к югу от центра города обширный комплекс Киево-Печерской Лавры – или Киево-Печерского монастыря – является штаб-квартирой поддерживаемого Россией крыла Украинской православной церкви, которая подчиняется Московскому патриархату, а также является украинской культурное достояние и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Русская православная церковь, глава которой патриарх Кирилл решительно поддержал военные действия Москвы в Украине, осудила рейд как «акт устрашения».
В заявлении СБУ говорится: «Эти меры принимаются… в рамках системной работы СБУ по противодействию деструктивной деятельности российских спецслужб в Украине».
В нем говорилось, что обыск был направлен на недопущение использования пещерного монастыря в качестве «центра Русского мира» и проводился для выяснения подозрений «об использовании помещения… для укрытия диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранилище оружия».
Концепция «русского мира» находится в центре новой внешнеполитической доктрины Владимира Путина, направленной на защиту русского языка, культуры и религии. Консервативные идеологи использовали его для оправдания интервенции за границей.
Подробности об итогах рейда во вторник СБУ не сообщила. Было замечено, что вооруженные офицеры проверяли документы и обыскивали сумки верующих, прежде чем впустить их внутрь.
Во вторник СБУ, полиция и Росгвардия также провели обыски еще в двух монастырях и в здании епархии Московского патриархата на западе Украины, говорится в сообщении отделения СБУ в Ровенской области, опубликованном в Facebook.
СБУ заявила, что обыск был направлен на недопущение использования пещерного монастыря в качестве «центра Русского мира». Фото: Валентин Огиренко/ReutersРейд еще больше испортит и без того напряженные отношения между русскими и украинскими православными христианами. Кремль осудил обыски как последнюю главу в «войне» Киева против Русской церкви.
«Украина давно находится в состоянии войны с Русской православной церковью», — заявил журналистам официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. «Мы могли бы рассматривать это как еще одно звено в цепи этих военных действий против русского православия».
Владимир Легойда, пресс-секретарь Русской православной церкви, заявил: «Как и многие другие случаи преследования верующих в Украине с 2014 года, этот акт запугивания верующих почти наверняка останется незамеченным теми, кто называет себя международным правозащитником. сообщество.»
Война обострила раскол между православными церквями Украины и России и обострила давнюю вражду из-за религиозной принадлежности. Украинская православная церковь официально вышла из-под руководства Москвы три года назад, при этом Россия потеряла несколько украинских приходов, но многие исторические церкви и монастыри остались верными в религиозной практике и политической верности России.
В прошлую пятницу СБУ заявила, что предъявила обвинение старшему священнослужителю из западной части Винницкой области в попытке распространения листовок, оправдывающих вторжение России в Украину.
В мае Украинская православная церковь Московского патриархата разорвала отношения с Русской церковью из-за того, что последняя поддержала то, что Москва называет ее «специальной военной операцией» вместо агрессивной войны.
Опрос, проведенный киевским Центром Разумкова в 2020 году, показал, что 34% украинцев идентифицируют себя как членов главной православной церкви Украины, а 14% были членами церкви Московского патриархата Украины.
В 2019 году духовный лидер православных христиан всего мира дал Украине разрешение на создание независимой от Москвы церкви, что в значительной степени положило конец многовековым религиозным связям между двумя странами.
В начале ноября Православная церковь Украины заявила, что впервые разрешит своим прихожанам праздновать Рождество 25 декабря, отдалившись от России и по направлению к Западу — на протяжении столетий украинцы праздновали Рождество 7 января. Дата рождения Иисуса по юлианскому календарю.
Перенос на 25 декабря рассматривался как часть более масштабного национального процесса демонтажа символов России, Советского Союза и коммунизма, который начался в 2014 году, когда Путин аннексировал Крым и спровоцировал промосковское восстание на востоке Донбасса.
Тем временем украинцы готовятся к зиме, которая, как ожидается, станет самой суровой в истории страны, поскольку Россия пытается разрушить ее энергетическую инфраструктуру, пытаясь заставить Киев пойти на мирные переговоры.
Владимир Кудрицкий, глава национального оператора электросетей Украины «Укрэнерго», заявил на брифинге, что практически ни одна тепловая или гидроэлектростанция не пострадала от российских атак.
«Масштабы разрушений колоссальны. В Украине дефицит электроэнергии. Мы не можем производить столько энергии, сколько потребители могут использовать», — сказал он. Крупный поставщик энергии заявил в понедельник, что украинцам необходимо привыкнуть к перебоям в подаче электроэнергии, по крайней мере, до конца марта, и правительство предложило эвакуировать людей, живущих в недавно освобожденном Херсоне, который остается в основном без электричества и водопровода.
«Учитывая сложную ситуацию с безопасностью в городе и проблемы с инфраструктурой, можно эвакуироваться на зиму в более безопасные регионы страны», — сообщила вице-премьер Ирина Верещук в мессенджере Telegram.
Боевые действия продолжались на юге страны, и в ходе ключевого события на поле боя украинский официальный представитель признал, что ее силы атаковали российские позиции на Кинбурнской косе — воротах в бассейн Черного моря и части Херсонской области, все еще находящиеся под контролем России.
Москва использовала Кинбурнскую косу в качестве плацдарма для ракетно-артиллерийских ударов по украинским позициям в Николаевской области и в других местах вдоль контролируемого Украиной побережья Черного моря.
900:02 Наталья Гуменюк, пресс-секретарь оперативного командования ВСУ «Юг», заявила в телеобращении, что украинские силы «продолжают военную операцию» в этом районе.Москва также наращивала силы и наращивала свои военные усилия на восточном фронте Донбасса вокруг ключевого города Бахмут.
Офис президента Украины сообщил во вторник, что за последние сутки по меньшей мере восемь мирных жителей погибли и 16 получили ранения.
Agence France-Presse, Associated Press и Reuters внесли свой вклад в этот отчет.
Служба безопасности Украины провела рейд в Киевском монастыре, подозревается в российском саботаже
КИЕВ, 22 ноя (Рейтер) — Служба безопасности Украины и полиция утром во вторник провели обыски в 1000-летнем православном монастыре в Киеве в рамках операции по противодействию предполагаемой «подрывной деятельности российских спецслужб».
Огромный комплекс Киево-Печерской Лавры, или Киево-Печерской Лавры, является украинским культурным достоянием и штаб-квартирой поддерживаемого Россией крыла Украинской Православной Церкви, находящейся в ведении Московского Патриархата.
Русская православная церковь, глава которой патриарх Кирилл решительно поддержал военные действия Москвы в Украине, осудила рейд во вторник как «акт устрашения».
В заявлении Службы безопасности Украины (СБУ) говорится: «Эти меры принимаются… в рамках системной работы СБУ по противодействию деструктивной деятельности российских спецслужб в Украине».
В нем говорилось, что обыск был направлен на недопущение использования пещерного монастыря в качестве «центра Русского мира» и проводился для выяснения подозрений «об использовании помещения… для укрытия диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранение оружия».
Концепция «русского мира» находится в центре новой внешнеполитической доктрины президента Владимира Путина, направленной на защиту русского языка, культуры и религии. Консервативные идеологи использовали его для оправдания интервенции за границей.
В СБУ не сообщили, каковы результаты рейда во вторник.
[1/4] Украинские правоохранители проверяют документы у посетителя Киево-Печерской Лавры на фоне нападения России на Украину, Киев, Украина, 22 ноября 2022 г. REUTERS/Валентин Огиренко
СБУ, полиция и Росгвардия также провели обыски во вторник еще в двух монастырях и в здании епархии Московского Патриархата на западе Украины, говорится в сообщении отделения СБУ в Ровенской области, опубликованном в Facebook.
Рейд еще больше испортит и без того очень напряженные отношения между русскими и украинскими православными христианами.
«Как и многие другие случаи преследования верующих в Украине с 2014 года, этот акт запугивания верующих почти наверняка останется незамеченным теми, кто называет себя международным правозащитным сообществом», — заявил представитель Русской православной церкви Владимир Легойда.