Персеполь архитектура: каким был и что осталось от древнего города Персидской империи

Интерьер стоколонного зала Персеполь. Дворец. Современный вид в Персеполисе • Архитектура

Капители колонн были выполнены в виде двух лошадиных голов, обращенных в противоположные стороны. Между ними укладывались балки. Подобные капители именуются протомами.

Длина всего парадного зала, имевшего прямоугольную форму, составляла 64 м. Персидские архитекторы впервые после хеттов стали применять установку колонн как внутри залов, так и в наружных портиках.

Интересной является и персидская смешанная система несущих конструкций. Она сочетает наружные кирпичные стены, каменные колонны и деревянные перекрытия. Для перекрытий часто использовался дорогой ливанский кедр и бук, который рос в лесах Персии.

Деревянные перекрытия имели малую массу и облегчали конструкции здания. Это позволяло персидским архитекторам применять большой шаг колонн (8,75 м) и делать их стройными и изящными.

Надо отметить тот факт, что до возведения Персеполя архитектура Передней Азии не знала колонн, поэтому большепролетные залы перекрывались сводчатыми перекрытиями.

Персидские строители использовали в качестве строительных материалов камень, который добывался в горах и в каменоломнях долины реки Араке. Обработка камня велась при помощи примитивных молотков и долот так искусно, что кладка возводилась часто без применения раствора.

К царской резиденции в Персеполе вела парадная лестница, выполненная из мрамора, которая была расположена на склонах террасы. В скалах было высечено большое водохранилище, которое соединялось подземными каналами с прудами в садах царского дворца. Весь комплекс был окружен каменной стеной.

Особый интерес вызывает ордерная система древних персов. Ствол колонн обычно канелировфкШ выполнялся из темно-серого мрамора. Ствол колонны опирается на базу, которая решена в форме опрокинутого колокола и была украшена лиственным рельефным орнаментом.

Капители колонн завершались венками из пальмовых листьев. Он поддерживал вертикальный брус, по краям которого находилось по две пары прото дорических волют. Это так называемый архитектурный мотив, который представляет собой спиралевидный завиток с кружком в центре.

Над волютами, как уже отмечалось выше, часто были расположены протомы — спаренные торсы стилизованных быков, лошадей, грифонов. Это можно считать отголоском так называемого звериного стиля, который пришел в Персию из ассировавилонского архитектурного декора.

Важным композиционным решением в персидской архитектуре является устройство у 100- колонного и 36-колонного залов царского дворца в Персеполе открытых портиков с двумя рядами наружных колонн. 36-колонный зал имел подобный портик с трех сторон, 100-колонный зал— с одной стороны. Таким образом, персидским архитекторам удалось добиться своеобразной открытости дворцового ансамбля окружающему пространству.

 Еще одним этапом развития персидской архитектуры можно считать строительство дворцовых ансамблей в Сузах, Пасаргадах. Дворец в Сузах, в отличие от Персеполя, сооружен по типу дворцов в Месопотамии.

Дворец состоит из нескольких квадратных дворов, которые окружены небольшими помещениями, возведенными из кирпича-сырца. Залы дворца имеют прямоугольный тип и достаточно узкие. Перекрытия залов имеют сводчатый характер. Полы залов бетонированы. Внутренние дворы расположены анфиладно.

Ападана в Сузах еще больших размеров, чем в более ранних постройках. Дворец облицован изразцовыми плитами и облицовочными цветными кирпичами на вавилонский манер. Дворец был построен царем Дарием I в 500 г. до н. э. В эпоху царя Артаксеркса II между 404-349 гг. до н. э. дворец в Сузах был восстановлен.

Дворец возвышался на мощной платформе, которая была сделана из холма, который был сглажен и укреплен подпорными стенками, облицованными и укрепленными жженым кирпичом. К парадному входу во дворец вела двухмаршевая лестница.

На оси «восток — запад» дворца в Сузах были возведены два внутренних парадных двора. Вокруг них группировались залы дворца и небольшие жилые помещения. Дворец в Сузах занимает площадь в 20 тыс. м2.

Стены дворца и тронного зала были украшены изразцовыми панелями с изображениями воинов-лучников. Узкие проходные залы, которые вели к тронному залу, перекрывались полуциркульным сводом.

Дворцы Персеполя

Древний мир Дворцы Персеполя

Алина Грибулина

Первая Персидская империя, существовавшая в VI – IV столетиях до н. э, правила которой династия Ахеменидов, сыграла важную роль в истории. В результате успешной экспансионистской политики это государство, подчинив себе территории Передней Азии и северо-восточной Африки, превратилось в крупнейшую древневосточную деспотию. Многие из покоренных ею народов и государств достигли высокого уровня культурного и экономического развития, некоторые сохраняли определенную независимость, что способствовало их дальнейшему усилению. Это в свою очередь позволило Ахеменидам воспользоваться достижениями завоеванных народов. Мягкая сила, с помощью которой они правили, позволяла империи эволюционировать и развиваться.

Древнеиранское искусство вобрало в себя культурный опыт и знания покоренных народов, но обладало и своими оригинальными чертами.

На первый план в Персии вышло дворцовое искусство. Архитектура, грандиозная и величественная, убранная пышной декорацией, блещущая позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и власть империи. Правители увековечили память о своем могуществе и силе в архитектуре, свидетельством тому дворцы в Пасаргадах, Персеполе, Сузах, роскошью затмившие все, что было сделано современниками в соседних землях.

Пожалуй, самым ярким из дошедших до нас сооружений Ахеменидов являются руины в Персеполе, процветающем некогда городе, основанном Дарием Великим, и бывшим одной из четырех столиц огромной империи. Персеполь, или по-гречески Персеполис (Парса), – древний город на территории современной исламской республики Иран. Расположен в 55 км к северо-востоку от Шираза, примерно в 900 км к югу от современной столицы Ирана – Тегерана. История города насчитывает около двух с половиной тысяч лет. Руины Персеполя внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение города для персов

В середине VI века до н. э. административной столицей и резиденцией персидских правителей был город Сузы, где они проводили весну. В летнее время царский двор отправлялся в Экбатанаму, расположенную в горах. На зиму перебирался в Вавилон. Ученые предположили, что в Персеполе проходили коронации ахеменидских царей, здесь же, после кончины их и хоронили. В пользу этого свидетельствуют обнаруженные гробницы Ахеменидов, начиная с Дария I (522 – 486 год до н.э.), вырубленные в скале Накше-Рустам в окрестностях Персеполя. С этим, однако, не согласуется рассказ Плутарха, который утверждает, что Артаксеркса II короновали в Пасаргадах. А вот могила этого царя находится как раз в Парсе.

Тогда предположили, что в Персеполь приезжали на празднование Нового Года, символизирующего для персов, как впрочем и для большинства древних народов, обновление мира. Наурыз (Навруз) – главный религиозный праздник прихода весны по солнечному календарю отмечали в возведенном городе-храме.

Ряд ученых уверен, что в Персеполе находилась обсерватория, по которой древние астрономы определяли день весеннего равноденствия. Как раз поэтому здания в городе расположены так, чтобы было удобней наблюдать за движением небесных тел. Благодаря всем этим зданиям и постройкам, Персеполь превратился в духовную (церковную) столицу, стал своеобразным святилищем, куда стекались паломники в поисках трансцендентного.

Еще есть мнение, что Персеполь являлся своеобразной идеологической столицей, призванной объединить нации и конфессии, входящие в империю персов. Внешне город был невероятно красив и блистал роскошью, что производило неизгладимое впечатление, вселяло в душу трепет и заставляло благоговеть. Под этим соусом насаждалась имперская идеология.

История Персеполя

Вопрос о времени закладки города остается дискуссионными. Масштабное строительство Персеполя и перенесение в него столицы произошло в правление Дария I приблизительно в 520 году до н. э. Ряд исследователей, однако, считает, что его предшественник Кир Великий (559 – 530 год до н. э.) уже занимался обустройством города. По их мнению, временем основания является примерно 560 год до н. э., несмотря на то, что древнейшие археологические памятники относятся к периоду около 515 до н. э., а обнаруженные письменные свидетельства к 509 до н. э.

После смерти Дария I строительство храмов продолжили его наследники Ксеркс (486 – 465 год до н.э.) и Артаксеркс (465 – 424 год. до н.э.). Стройка длилась более 60 лет.

Формирование Персеполя можно разделить на пять этапов, по времени правивших в нем царей:

1. Дарий (518 – 490 год до н. э.). В этот период были возведены: Ападана, стены;
2. Дарий и Ксеркс I (490 – 486 год до н. э.): Тачара (жилой дворец), сокровищница, восточная и северная лестницы, пропилеи;
3. Ксеркс (486 – 465 год до н. э.): Дворец Ксеркса, гарем, Трипилон;
4. Артаксеркс I (465 – 424 год до н. э.): Стоколонный зал,
5. Артаксеркс II, Артаксеркс III, Дарий III (424 – 330 год до н. э.): гробницы царей.

Концом великой столицы Персеполя стал 330 год до н. э., когда город вместе со всей империей Ахеменидов был завоеван Александром Македонским. Были захвачены: Вавилон, Сузы, а затем и Парса – богатейшие города того времени. Сокровищницы Персеполя были разграблены, сам город разрушен почти до основания. По одной из наиболее популярных версий это было местью за то, что сто пятьдесят лет назад, персидский царь Ксеркс безжалостно сжег афинский Акрополь.

Архитектура дворцового комплекса в Персеполе

Город отличается по своей планировке от других персидских центров – в нем дворцовая территория превращена в хорошо защищенную крепость. Зодчество Ахеменидов характерно именно своими дворцовыми сооружениями. Лучше всего им удавались парадные многоколонные залы и зимние дворцы, в которых можно было жить в холодное время года.

Реконструкция Персеполя, выполненная Шарлем Шипье. Вид с высоты птичьего полета

Дворец и прилегающие к нему здания выстроены на огромной прямоугольной платформе из камня, куда ведет двойная двухпролетная лестница, шириной в 7 метров в 110 ступеней. С трех сторон комплекс охраняла стена толщиной 5 метров и высотой 15 метров. С четвертой стороны надежную защиту обеспечивала естественная преграда – неприступная скала.

Основными структурными элементами комплекса являются:

1. Пропилеи Ксеркса
2. Ападана
3. Трипилон
4. Стоколонный зал
5. Тачара
6. Дворец Ксеркса

В город входили через Пропилеи Ксеркса, известные как «Ворота всех стран». Это было квадратное здание, со стороной равной 24,5 метрам. В архитектурной манере прослеживается сильное влияние искусства древней Ассирии, память о которой была еще жива в эпоху Кира и Дария. Перед пропилеями находились огромные статуи крылатых быков с человеческими головами, высотой примерно 5 метров. От ворот Аллея процессий вела к дворцовому комплексу.

Пропилеи

 

 

Дворцы стояли на платформах, на которые можно было попасть, поднявшись по лестнице, украшенной барельефами, изображающих подданных царя, словно поднимающихся по ступенькам. Самые красивые лестницы находились на восточном и северном фасадах Ападаны, на них изображены вереницы людей, пришедших вероятно из разных концов империи, несущих подарки царю царей.

Лестница на фасаде Ападаны

Ападана располагалась в центре комплекса и была значительно крупнее других сооружений. Построена примерно в 492 – 481 году до н. э. Ападана выполняла роль зала для приемов. При взгляде на общий план Персеполя, становится очевидным, что по площади это самое большое сооружение. Ападана могла вместить 10 тысяч гостей одновременно и представляла собой закрытое с трех сторон величественное строение.

Руины Ападаны

Стены ее были сложены из сырцового кирпича. До наших дней они не сохранились, так как материал этот очень хрупкий. Перекрытие зала поддерживалось 36 каменными колоннами в 6 рядов. Высотой колонны были около 18 метров, базы шириной около 2 метров. До нас дошло лишь 3 колонны.

На первом этаже здания были окна, о чем свидетельствуют сохранившиеся рамы. Окна затворялись двойными ставнями. Полы были выкрашены полированной красной известковой штукатуркой, выстланы кирпичом, либо камнем.

За Ападаной практически в центре террасы протянулся Трипилон, еще один парадный зал Ахеменидов. Его лестница также украшена причудливыми барельефами. На восточных воротах находился рельеф, изображающий царя Дария I на троне, а за ним его сына и наследника Ксеркса.

Барельеф с Дарием

В Персеполе есть еще одно громадное помещение, получившее название «Зал ста колонн», по понятным причинам, из-за количества найденных в основании колонн. Зал был построен в 466 году до н. э. и выполнял функцию царской сокровищницы, здесь хранились самые ценные реликвии, в том числе подарки, которые персидские правители получали от подвластных им народов. Стоколонный зал использовали для приема гостей и послов.

База колонн зала имеет форму колокола. У капителей колонн имеется ряд особенностей: в нижней части виден орнамент из висячих листьев, над ним фрагменты пальм и на самом верху – два силуэта, стоящие спиной к спине. В высоту колонны достигали 20 м, их поверхность тщательно отполирована и раскрашена в сине-бело-красно-черной гамме.

Зал ста колонн

Оба парадных помещения – Ападана и Зал ста колонн – почти квадратной формы; к ним примыкали сокровищницы, кладовые и жилые помещения, от которых сохранились практически одни фундаменты. Справа от Ападаны располагался Тачара (жилой дворец) Дария I. Его, по традиции, украшало множество рельефных изображений. Во дворце имеется следующая надпись: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Сегодня Тачара представляет собой руины и уцелевший фундамент, остались каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Тачара

В южной части платформы находился дворец наследника Дария Ксеркса, жилые, подсобные помещения, его сокровищница. В центре дворца имелся квадратный зал с 36 колоннами в 6 рядов. На южной стороне была устроена терраса, с которой открывался замечательный вид на долину. Вероятно, колонны и их базы были деревянными, поскольку от них ничего не сохранилось.

Внимание привлекает здание, носящее имя «Гарем Ксеркса», названное так археологом Э. Херцфельдом. Оно представляет собой комплекс из более чем двадцати двух-трехкомнатных помещений, в которых, как предполагают историки, проживали женщины с малолетними детьми.

На окраине Персеполя располагаются высеченные в скале гробницы. Здесь есть усыпальница Ксеркса I, Дария I, Артаксеркса I, Артаксеркса II, Дария II. А также могилы Дария III (336 – 330 год до н. э.) – последнего из династии Ахеменидов. Когда империя пала, гробница последнего Дария оставалась недостроенной, была брошена строителями и разрушилась под действием природных сил.

Гробница Артаксеркса II

В средневековье остатки дворцового комплекса в Персеполе служили резиденцией для местных эмиров, а после окончательно пришли в запустение. Среди величественных руин паслись овцы. Подобно многим другим древним постройкам, дворец Дария служил каменоломней для местных жителей.

Персеполь – место, где каждый камень является свидетелем и современником великих исторических событий, веками, обраставших мифами и легендами. Даже через две с половиной тысячи лет, развалины древней Парсы выглядят величественно, там и поныне чувствуется дух империи персов. Комплекс Персеполя, имеет огромную историческую и культурную ценность, он – настоящее произведение искусства и один из значительнейших городов, существовавших на Земле.

Древняя столица является символом современного Ирана и напоминает иранцам об их былом величии. Ежегодно руины привлекают десятки тысяч туристов.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Терраса Персеполя: архитектура, рельефы и находки

Великолепный дворцовый комплекс в Персеполе был основан Дарием Великим около 518 г. до н.э., хотя прошло более века, прежде чем он был окончательно завершен. Богатство Персидской империи Ахеменидов, одного из великих имперских династических центров, проявлялось во всех аспектах его строительства. Однако великолепие Персеполя было недолгим; дворцы были разграблены и сожжены Александром Македонским в 330 г. до н.э. Руины не раскапывались до тех пор, пока Восточный институт Чикагского университета не спонсировал археологическую экспедицию в Персеполь и его окрестности под руководством профессора Эрнста Герцфельда из 1931 по 1934 г. и Эрих Ф. Шмидт с 1934 по 1939 г.

  • Дворцовый комплекс: сооружения, рельефы и надписи
  • Ападана
  • Тронный зал
  • Ворота Ксеркса
  • Казначейство
  • Дворец Дария
  • Дворец Ксеркса
  • Зал Совета
  • Гарем Ксеркса
  • Разные постройки в Персеполе
  • Содержимое сокровищницы и другие открытия
  • Клинописные таблички
  • Уплотнения и слепки уплотнений
  • Разные находки
  • Скульптура
  • Царские гробницы и другие памятники
  • Сасанидские наскальные рельефы в Накш-и-Рустаме и Накш-и-Раджабе
  • Кааба-и-Зардушт

Великолепные руины Персеполя лежат у подножия Кух-и-Рахмат, или «Горы Милосердия», на равнине Марв Дашт примерно в 400 милях к югу от нынешней столицы Тегерана.

Точная дата основания Персеполя неизвестна. Предполагается, что Дарий I начал работу над платформой и ее сооружениями между 518 и 516 годами до нашей эры, представляя себе Персеполь как место для показа и резиденцию своей обширной Ахеменидской империи. Он с гордостью провозгласил свое достижение; есть раскопанная надпись на фундаменте, которая гласит: «И Ахурамазда был в таком уме, вместе со всеми другими богами, что эта крепость (должна) быть построена. И (так) я построил его. И я построил его безопасным, красивым и адекватным, как и собирался». 1 Но безопасность и великолепие Персеполя длились всего два столетия. Его величественные залы для приемов и жилые дворцы сгорели, когда Александр Македонский завоевал и разграбил Персеполь в 330 г. до н.э. и, по словам Плутарха, увез свои сокровища на 20 000 мулов и 5 000 верблюдов. 2

Со времени своего варварского разрушения до 1620 года нашей эры, когда его местонахождение было впервые определено, Персеполь лежал погребенным под собственными руинами. В последующие века многие люди путешествовали и описывали Персеполь и руины его дворцов Ахеменидов. Многие из их наблюдений были позже сжаты и опубликованы Джорджем Н. Керзоном в книге «Персия и персидский вопрос» (Лондон и Нью-Йорк, 189). 2). Но научная и научно спланированная работа не проводилась до 1931 года. Затем Эрнсту Херцфельду, в то время профессору восточной археологии в Берлине, Джеймс Х. Брестед, директор Восточного института Чикагского университета, поручил провести тщательное исследование. , раскопки и, по возможности, восстановление остатков Персеполя. Таким образом, Герцфельд в 1931 году стал первым полевым директором Персепольских экспедиций Восточного института. В 1931–1934 годах с помощью своего архитектора Фрица Крефтера он обнаружил на Персепольской террасе прекрасную Восточную лестницу Ападаны и маленькую лестницу Зала Совета. Он также раскопал гарем Ксеркса. Когда Херцфельд ушел в 1934 года возглавил Эрих Ф. Шмидт. Масштабные раскопки комплекса Персеполис и его окрестностей он продолжал до конца 1939 года, когда начавшаяся война в Европе положила конец его археологическим работам в Иране. В последние годы раскопок Университетский музей в Филадельфии и Музей изящных искусств в Бостоне присоединились к Восточному институту, чтобы справиться с огромной работой. 3

Персонал экспедиции Шмидта, хотя и менялся из года в год, состоял в основном из его помощника Дональда Э. МакКауна, архитектора Джона С. Боллеса и помощника Эллиота Ф. Нойеса (позже оба были заменены в 1919 г.).37 Ричарда С. Хейнса), фотограф Борис Дубенский и различные чертежники, регистраторы, механики и тому подобное. Бригада землекопов, набранная из крестьян, колебалась от 200 до 500 человек. Развивая это, Шмидт писал, что в начале каждого сезона из Дамгана прибывало от 20 до 30 рабочих, старых рабочих, честных крестьян и проверенных рабочих, обученных тонкой работе по раскопкам. Они, в свою очередь, набрали большую часть землеройной бригады.

Персеполис: прекрасные архитектурные шедевры — Новости туризма — Информационное агентство Tasnim

— Новости туризма —

В этом древнем городе существует здание под названием Персполис (Тахт-и-Джамшид), которое было построено во времена правления Дария и Артаксеркса I (Ардешира I) и около 50 лет было центром для ритуальных церемоний, особенно Новруза.

 Основателем этого огромного комплекса (Персполя) был Дарий Великий, большая часть доступной информации об истории и культуре акеменидов связана с каменными надписями, выгравированными на стенах и изразцах дворца. Полная площадь дворцов Персполиса (Тахт-э-Джамшид) составляет 125 тысяч квадратных метров.

Во время строительства Персполис назывался «Парша», что означает «персидский город». Греки называли его Персполис (по-гречески это означает «Парсе Шахр»). На современном фарси это здание называется Тахт-и-Джамшид или царство Джамшида, легендарного царя Ирана.

Этот комплекс был внесен в список исторических памятников Ирана всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 года.

Персполис расположен в столице провинции Фарс, в 10 км к северу от Марвдашта и в 57 км от Шираза. Его высота над уровнем моря составляет 1770 метров.

В восточной части этого комплекса дворцы опираются на Кух-е-Рахмат (Гору Милосердия), а остальные три части вытянуты на равнину Марвдашт. Тахт-э-Джамшид построен на Соффе или каменной платформе, которая находится на высоте от 8 до 18 метров над равниной Марвдашт.

 Размеры Тахт-э-Джамшид: 445 метров (запад), 300 метров (север), 430 метров (восток) и 390 метров (юг). Кроме того, длина Тахт-и-Джамшида равна длине Акрополя в Афинах, а его ширина в четыре-пять раз превышает ширину Акрополя.

Знакомство с древнейшей частью Персполя (Тахт-и-Джамшид)

Археологические данные показывают, что самые старые части Персполя датируются 518 г. до н.э. Как цитируется в различных исторических источниках, строительство Персполя началось около 25 веков назад на западном склоне холма Кух-э-Рахмат (гора милосердия) или Митраямехр во времена Дария Великого, а затем было продолжено его преемников с некоторыми изменениями в его первоначальном здании.

Строительство этого огромного и красивого комплекса, по некоторым данным, длилось 120 лет.

Персеполитанская архитектура известна использованием деревянных колонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *