45 лет назад «Арктика» первой в мире достигла Северного полюса
45 лет назад «Арктика» первой в мире достигла Северного полюса в активном надводном плавании. Поход советского ледокола стал сенсацией и позволил расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам. Мы попросили Юрия Островершенко, участника того самого рейса, сейчас механика «50 лет Победы», поделиться воспоминаниями о полюсной экспедиции.
Что там за горизонтомЯ родился на Дальнем Востоке, отец был военным, служил в морской авиации. Так что я был рожден у моря, всю жизнь у моря и до сих пор, а мне 74 года, ему не изменил.
Помню, когда только устроился на ледокол и в первый раз увидел эти раскалывающиеся о борт льды, испытал безумный восторг. До сих пор восхищает живность этих мест: медведи, тюлени, птицы всякие. Раньше, кстати, животные чаще встречались. Медведей очень много было. Дело в том, что сейчас ледоколы оборудованы системой для удаления пищевых остатков, а на «Ямале», на котором я одно время работал, и на предыдущих ледоколах все вываливали с борта. И моментально появлялись медведи. Они за 30 км запах чуют. У медведей строгая иерархия: сначала наглый самец самое вкусное выбирал, самку с детьми не подпускал. Он поест, развалится в стороне, и только потом самка подходит с медвежатами.
Конечно, с годами чувство морской романтики притупляется, но не исчезает. Что в детстве мне все время хотелось за горизонт заглянуть, что сейчас в ясную погоду смотришь за горизонт, и кажется, что облака за ним заканчиваются. А что там дальше?
В 1977 году мне посчастливилось стать участником первой экспедиции к Северному полюсу. Мне было 27 лет, я был механиком, нес вахту в главном машинном отделении.
Изначально ни о какой полюсной экспедиции нам не говорили — просто высокоширотный рейс. О том, что пойдем к полюсу, мы узнали уже где-то в районе пролива Вилькицкого, когда встретились с ледоколом «Ленин», на то время самым мощным после «Арктики».
На полюс мы прорывались дней пять: ледовая обстановка была довольно тяжелая, приходилось ударами двигаться — это когда не удается с ходу пробить лед, нужно сдать назад, разогнаться и снова ударить. Но, слава богу, лопасти выдержали, поломок не было. Шли мы под руководством полярного капитана Юрия Сергеевича Кучиева. Я очень уважаю этого человека и вообще считаю, что инициатива того рейса принадлежит ему и успех экспедиции — его заслуга.
Северного полюса мы достигли 17 августа. Пробыли там несколько часов, но я хорошо запомнил два момента. Один — когда капитан Кучиев вышел нас поздравить с древком флага первой русской экспедиции к Северному полюсу. Ее организовал в 1912 году Георгий Седов. Экспедиция была неудачной, Седов умер по пути на острове Рудольфа. Через 20 лет там нашли флаг, который он собирался поднять на полюсе. Вот древко этого флага Юрий Сергеевич прикрепил к флагштоку с флагом Советского Союза. И второй момент — мы поиграли на Северном полюсе в футбол. Молодые были, веселые.
Футбол в самой северной точке планетыБилет домой в наградуЕсли в начале рейса все мысли были о том, как прорваться к полюсу, то потом надо было думать, как уйти оттуда благополучно, без потерь. Это сейчас спутник моментально выдает информацию, а тогда ни спутников для ледовой разведки не было, ни GPS. Летчики полярной авиации наблюдали за ледовой обстановкой и помогали выбрать маршрут.
У нас даже был бульдозер, чтобы расчистить взлетную полосу, если застрянем в районе полюса. Среди членов экспедиции были журналисты, ученые, руководители из Министерства морского флота. Их эвакуировали бы по воздуху, а на ледоколе оставили бы только экипаж. Рано или поздно мы бы все равно выбрались. Но, к счастью, все обошлось.
Всю важность события мы осознали, только вернувшись в Мурманск. На берегу, наверное, половина города нас встречала, митинг организовали. Нам даже награды вручили и премию в размере оклада в конвертиках. Я на эти деньги слетал к семье в Ленинград. Тогда билет стоил 25 рублей, и мы с ребятами смогли себе позволить рвануть на день в Питер.
Участники экспедиции 1977 года выносят флаг СССРДо сих пор влюблен в ПитерС возрастом ходить в рейсы стало тяжелее. По молодости мне даже нравилось: четыре месяца в море — четыре месяца свободен, иди куда хочешь, делай что хочешь.
Но я, наверное, скоро на пенсию выйду, пора. Смотрю на ровесников, которые уже не работают, — счастливые жизнерадостные загорелые люди. Буду на земле жить — внуками заниматься, путешествовать, книжки читать.
Я много читаю, все подряд, что у ребят нахожу. Но писатели, которыми в молодости зачитывался, уже не так интересны. Каверин, Сабатини, например, приелись. Хотя молодежи я советую их книги прочесть обязательно — особенно «Два капитана» и «Одиссею капитана Блада». Истории о Седове, о первых экспедициях, которые северные земли открыли. Я преклоняюсь перед ребятами, которые на парусниках пришли в Антарктиду. Там же гораздо суровее, чем в Арктике, и природа, и море.
СПРАВКА
«Арктику» построили на Балтийском заводе и спустили на воду в конце 1972 года. Это был крупнейший ледокол своего времени: 148 м в длину, 30 м в ширину. Высота борта составляла 17 м, осадка — 11 м, водоизмещение — 23 тыс. т. Мощность турбин — 75 тыс. л. с. «Арктика» могла с легкостью проламывать лед толщиной 5 м и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Корпус ледокола был из прочной легированной стали, по бокам усиленный ледовым поясом. Судно имело четыре палубы, две платформы, бак и пятиярусную надстройку-площадку для посадки разведывательного вертолета. На борту были размещены 86 радиационных датчиков.
Первая экспедиция на Северный полюс состояла из 207 человек: высокое начальство, команда, исследователи и журналисты. Требовалось не просто достичь полюса, но и провести замеры и наблюдения, проверить возможности ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.
Важнейшей задачей того времени было расширение периода навигации на Северном морском пути. До 1960‑х она длилась с июля по сентябрь, иногда октябрь. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» позволил существенно продлить этот срок навигации. Рейс «Арктики» способствовал поиску новых трасс.
Памятная доска с координатами и датой покорения полюсаНА БОРТУ БЫЛ АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Из воспоминаний Юрия Кучиева
— Плавание во льдах — это вечный риск. Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на восемь месяцев.
Напишите нам
Читайте также:«Северный полюс – 1» | Русское географическое общество
79 лет назад в Арктике начался дрейф первой в мире полярной научно-исследовательской станции «Северный полюс – 1». Четверо полярников – начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин, гидробиолог и океанолог Петр Петрович Ширшов, астроном и магнитолог Евгений Константинович Федоров, а также радист Эрнст Теодорович Кренкель провели в экспедиции 274 дня – с конца мая 1937-го до 19 февраля 1938 года. За это время льдина с исследователями прошла более 2000 км от полюса до берегов Гренландии. По окончании похода ставшая знаменитой четверка полярников была принята в Государственное географическое общество (так тогда называлось РГО) в качестве почетных членов.
Основной задачей экспедиции, организация которой заняла ровно год – с весны 1936 до весны 1937 года, было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. Помимо четверки полярников, имена которых в процессе и после экспедиции узнал весь мир, экспедицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пути (его начальник, герой-челюскинец Отто Юльевич Шмидт, был инициатором «СП-1») и летчики полярной авиации, в том числе Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Внимание к дрейфу «СП-1» было всеобщим и мировым – поэтому неудивительно, что экспедиция тщательно контролировалась первыми лицами СССР.
Основное бремя подготовки, тем не менее, лежало именно на четверых полярниках. Папанин лично руководил конструированием утепленной гагачьим пухом полярной палатки на заводе «Каучук», а Кренкель наблюдал за сборкой радиостанций – основной и резервной. Ширшов осваивал медицину – именно ему в экспедиции досталась дополнительная роль врача.
Базой экспедиции был выбран самый северный из советских арктических островов – остров Рудольфа, часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Летом 1936 года на острове построили лагерь экспедиции вместимостью около 60 человек, с аэродромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элементами.
На полюс летели, руководствуясь радиомаяком о. Рудольфа. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, «Северный полюс – 1» перешел в режим автономного дрейфа.
Практически сразу после начала дрейфа «СП-1» выполнила ответственную задачу – обеспечила метеоданными рекордные трансарктические полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Северную Америку.
– Никогда еще научные наблюдения в Центральном полярном бассейне не велись по такой широкой программе, с такой интенсивностью и величайшей тщательностью, – отметил в итоговой статье «Экспедиция на полюс» О. Ю. Шмидт.
Слава папанинской четверки была оглушительной и мгновенной – после экспедиции всем четверым были присвоены звания Героев Советского Союза, в марте 1938 года Папанину, Кренкелю, Федорову и Ширшову были присвоены звания докторов географических наук.
Концепция дрейфующих полярных станций в Арктике была признана удачной: за «СП-1» в 1950 году последовала станция «СП-2» под руководством Михаила Михайловича Сомова, впоследствии основавшего первые советские станции в Антарктиде. К концу 1950-х годов дрейфующие экспедиции «Северный полюс» стали практически постоянными. Самой длительной экспедицией серии стала «СП-22», начавшая работу в сентябре 1973 года и завершившаяся 8 апреля 1982 года. С 1991 по 2003 год арктические дрейфующие станции «Северный полюс» не действовали, первая после перерыва станция «СП-32» стартовала 25 апреля 2003 года.
Арктическая экспедиция Роберта Э. Пири
Роберт Эдвин Пири (1856-1920)
20 февраля 1920 года скончался американский полярный исследователь Роберт Эдвин Пири . Пири совершил первую успешную экспедицию на Северный полюс, прибыв 6 апреля 1909 года со своим помощником Мэтью Хенсоном и четырьмя товарищами-инуитами-эскимосами. Утверждение Пири широко признавалось на протяжении большей части 20-го века, а не конкурирующее утверждение Фредерика Кука, который сказал, что сделал это годом ранее.
Оба утверждения широко обсуждались в газетах до 1913.«Нет ничего проще. Один шаг за полюсом, видите ли, и северный ветер становится южным».
– Роберт Пири [8]
Роберт Пири – ранние годы
Роберт Пири родился в Крессоне, штат Пенсильвания, 6 мая 1856 года в семье Чарльза Н. и Мэри П. Пири. Пири учился в Боудойн-колледже к северу от Портленда, штат Мэн, куда его мать переехала после смерти отца Пири в 1859 году. Офис береговой и геодезической службы США. Он присоединился к военно-морскому флоту США в 1881 году в качестве инженера-строителя в относительном звании лейтенанта. Три года спустя он начал свою карьеру в геологоразведке в качестве старшего помощника в геодезической экспедиции в Никарагуа. Хотя изначально ему поручили служить в тропиках, он решил стать первым человеком, достигшим Северного полюса.
Первые арктические экспедиции
В апреле 1886 года он написал статью для Национальной академии наук, в которой предлагал два метода пересечения ледяной шапки Гренландии. Между 1886 и 1897 годами Роберт Пири возглавил пять экспедиций в Гренландию и арктическую Канаду. В своей экспедиции 1891 года Пири вернулся в Гренландию с семью товарищами, включая Фредерика А. Кука, который в 1909 году утверждал, что достиг Северного полюса раньше Пири. В этой экспедиции Пири проехал на санях 2100 км к северо-востоку Гренландии, открыл фьорд Индепенденс и нашел доказательства того, что Гренландия была островом. Он также изучал «арктических горцев», изолированное племя эскимосов, которые очень помогли ему в более поздних экспедициях.[2] Пири был повышен до звания капитан-лейтенанта 5 января 19 г.01 и командиру 6 апреля 1902 г.
Приближение к полюсу
Между 1898 и 1902 гг. Пири исследовал маршруты к полюсу из Этаха, на Земле Инглфилд, на северо-западе Гренландии, и из форта Конгер, остров Элсмир, на северо-западе Канады. Территории. Он вышел из гавани Нью-Йорка и отправился в Арктику в июле 1898 года. К августу его корабль был скован льдом после пересечения пролива Смит, почти в 1100 км от полюса.
Самый дальний север, куда когда-либо добирались
В сентябре 1903 года при поддержке президента Теодора Рузвельта Роберт Пири получил трехлетний отпуск, чтобы предпринять еще одну попытку покорения полюса. Проблемой предыдущей попытки было отсутствие корабля, способного форсировать проход сквозь льды на достаточно высокую широту для кроссполярного рывка. Арктический клуб Пири собрал для экспедиции 100 000 долларов и построил такой корабль, как «Рузвельт». На этот раз исследователи будут использовать эскимосские методы и одежду и путешествовать на индивидуальных собачьих упряжках. 19 июля05 «Рузвельт» отплыл на север из Нью-Йорка и к сентябрю достиг северного побережья Земли Гранта.
Пири отправился к полюсу с мыса Гекла в марте 1906 года. Однако после двух недель путешествия по разбитым ледяным полям и открытым поводкам состояние его собак и уменьшающиеся запасы пищи вынудили его и его соратников повернуть назад. Тем не менее, он достиг 87° 6′ северной широты, 280 км от полюса и самого дальнего севера, которого когда-либо достигал человек.[3]Дневниковая запись адмирала Пири о прибытии на Северный полюс
Последняя экспедиция
Для своей последней экспедиции к полюсу Пири и 23 человека отправились из Нью-Йорка 6 июля 1908 года на борту «Рузвельта». Они зимовали у мыса Шеридан на острове Элсмир, а из Элсмира отправились к полюсу 28 февраля – 1 марта 1909 г. Последний отряд поддержки был повернут из «лагеря Бартлетт» 1 апреля 1909 г. на широте не выше 87°. 45′ северной широты. На заключительном этапе путешествия к Северному полюсу Пири продолжил путь с пятью помощниками, ни один из которых не мог вести навигационные наблюдения. 6 апреля 1909 января он установил «Кэмп Джесуп» якобы в 8 км от полюса.
Экспедиция, якобы достигшая Северного полюса, апрель 1909 г.
Был или не был?
Пири вернулся в цивилизацию только для того, чтобы обнаружить, что его бывший коллега Кук, который был хирургом в экспедиции Пири 1891–1892 годов, утверждал, что самостоятельно достиг Северного полюса в апреле 1908 года. Заявление Кука, хотя впоследствии дискредитированное, омрачило Пири наслаждается своим триумфом. В 1911 году Пири уволился из флота в звании контр-адмирала. Утверждение Пири о том, что он достиг Северного полюса, было принято почти всеми, но в 19 в.В 80-х годах изучение его дневника экспедиции 1908–09 годов и других недавно опубликованных документов поставило под сомнение, действительно ли он достиг полюса.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Роберт Эдвин Пири на сайте biography. com
- [2] Роберт Эдвин Пири в Britannica Online
- [3] Биография Роберта Эдвина Пири на Орлиных островах Пири
- [4] Другие экспедиции в Арктику и Антарктиду в блоге SciHi
- [5] Роберт Эдвин Пири в Викиданных
- [6] Роберт Эдвин Пири в Reasonator
- [7] Хронология полярников, согласно Wikidata .
- [8] Донал Манахам, Исследование полюсов , ResearchChannel @ youtube
- [9] Герберт, Уолли (1989). Лавровая петля: Роберт Э. Пири и гонка к Северному полюсу . Книги Атенеум.
- [10] Роулинз, Деннис (1973). Пири на Северном полюсе: правда или вымысел? . Вашингтон: Роберт Б. Люс
- [11] Вырезки из газет о Роберте Пири в 20-м веке Пресс Архивы ZBW
- [12] Роберт Пири на AZquotes
Краткая хронология полярных исследований — Полярные исследования: первоисточники в отделе рукописей
Ниже приводится избранная хронология исследований и экспедиций в арктические регионы с конца девятнадцатого до середины двадцатого века. Эта временная шкала была создана с использованием информации, содержащейся в пособиях по находкам из связанных коллекций в Отделе рукописей библиотеки.
1838
Американский морской офицер и исследователь Чарльз Уилкс командует экспедицией в Антарктику, на острова Тихого океана и на северо-западное побережье Америки.
1870
Исследователь, писатель, журналист и лектор Джордж Кеннан исследует Кавказский регион Российской империи.
1881
Старший лейтенант Адольф В. Грили возглавляет экспедицию Леди Франклин Бэй, которая отправляется в Гренландию, чтобы установить станцию для научных наблюдений.
1886
Офицер ВМС США и исследователь Роберт Пири получает разрешение от Инженерного корпуса ВМС США на исследование ледяной шапки Гренландии.
1891
Врач и исследователь Фредерик А. Кук служит хирургом и этнологом в экспедиции Северной Гренландии под руководством Пири.
1893
Фредерик А. Кук возглавляет экспедицию в Гренландию на борту Zeta .
1898
Полярная экспедиция Wellman отправляется на Землю Франца-Иосифа, у берегов северной России. Исследователь Эвелин Бриггс-Болдуин — заместитель командира и метеоролог.
1901
Эвелин Бриггс-Болдуин возглавляет экспедицию Болдуина-Зиглера, финансируемую Уильямом Зиглером, президентом Королевской компании по производству разрыхлителей.
1903
Уильям Зиглер выбирает Энтони Фиала , который был фотографом экспедиции Болдуина-Зиглера 1901 года, чтобы возглавить полярную экспедицию Циглера 1903 года.
Энтони Фиала, фотограф. 82 ̊N. лат. Март 1905 г. Панорамные фотографии. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.1906
Фредерик А. Кук заявляет о достижении вершины горы Мак-Кинли, Аляска.
1907
Фредерик А. Кук отплывает из Глостера, штат Массачусетс, в Гренландию на борту John R. Bradley в рамках подготовки к полярной экспедиции.
1909
1 сентября 1909 года Фредерик А. Кук утверждает, что достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года. Несколько дней спустя, 6 сентября 1909 года, Роберт Э. Пири утверждает, что достиг Северного полюса. Полюс 6, 19 апреля08.
1927
Исследователь и оператор, Льюис Варик Фриссел , продюсирует фильм Великая охота на арктических тюленей , также известный как The Swilin ‘Racket (выпущен в 1928 г. ), на основе кадров, снятых во время семинедельного путешествия на Ньюфаундленд на борту корабля. СС Беотик .
1929
Механик Бернт Бальхен пилот первый полет над Южным полюсом за 9 лет0005 Ричард Эвелин Берд .
Моноплан Fokker, на котором Бернт Балхен, лейтенант Джун и профессор Гулд были вынуждены приземлиться в неизвестных пустошах Антарктиды во время научного полета. c.1929 апрель. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.1933
Бернт Балхен выступает в качестве главного пилота антарктической экспедиции Lincoln Ellsworth .
1934
Контр-адмирал Ричард Э. Берд организует и финансирует вторую антарктическую экспедицию Берда.
1935
Исследователь и инженер Линкольн Эллсворт завершает полет над Антарктидой, преодолев тысячи миль для Соединенных Штатов.