Первый каменный храм Древней Руси
Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева — Десятинную (989-996 гг.) — построили приехавшие из Византии «мастера от грек». Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает «Повесть временных лет»:
«В лето 6497 (989)… Володимер… помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…»
Позднейшая летопись — Степенная книга — сообщает более детально:
«… приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели».
После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней.
Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г. Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа.
Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями — «гульбищами» (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.
Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус —
Удалось установить систему кирпичной кладки здания — «со скрытыми рядами кирпичей». Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X-XI вв. — «плинфа» — имели небольшую толщину (2,5-4 см) и близкую к квадрату форму. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.
Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.
Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.
Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.
Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.
Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века — в Тмутаракани и Чернигове.
Русские зодчие, на первых порах действительно учившиеся у византийцев, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. Естественно, что развитие древнерусской архитектуры пошло по иному пути, чем развитие византийской архитектуры. И если Десятинная церковь, построенная в конце X в., еще памятник несомненно византийский по своим архитектурным формам, то уже примерно через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских.
Десятинная церковь была построена как княжеская церковь рядом с княжеским дворцом, остатки которого обнаружены раскопками. О богатстве его отделки свидетельствуют найденные кусочки мозаики и обломки штукатурки со следами живописи. Вместе с деревянными оборонительными стенами, окружавшими город, и кирпичными въездными воротами эти постройки формировали основу архитектурного ансамбля Киева конца X в. (2, стр. 21-23; 5, стр. 11-36; 7, т.3, стр. 534-537; 11, стр. 45-47; 16, стр. 80-86; 24, стр. 49-50).
Читайте также:
- Архитектура Древней Руси
- Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
- Древнейшие киевские постройки
- Оборонительные сооружения Древней Руси X-XIV вв.
- Постройки времени правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
- Софийский собор в Киеве
- Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.
Источники
Основные типы русского деревянного храма
Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)
Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.
Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру.
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М. , 1956)
Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)
Главные типы великорусского деревянного храма:
1 — Клетские храмы,
2 — Шатровые храмы,
3 — «Кубоватые» храмы,
4 — Ярусные храмы,
5 — Многоглавые храмы.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Примеры основных типов русского деревянного храма
А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.
1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)
Храмы, рубленые «клетски», разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, «на пошве». Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин
Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу.
2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части — алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие — главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)
Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название «куба». «Кубоватые» храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Куб — кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)
Петропавловская церковь в поморском селе Вирма. Фото: Н.Телегин
Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин
4. Деревянный ярусный храм
Название «четверик на четверике», присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев
Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар
5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно «дивное диво», может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм «четверика на четверике» .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Но самое удивительное — в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)
Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин
Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
………………………………….
Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.
Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».
Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986
………………………………………………………………………………
P.S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме — просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.
Церковь Вознесения, Коломенское
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Вознесенская церковь построена в 1532 году в императорском имении Коломенское под Москвой в честь рождения князя, которому предстояло стать царем Иваном IV «Грозным». Сейчас храм находится недалеко от центра Москвы на крутом склоне, спускающемся к пойме Москвы-реки. Церковь представляла собой новый этап в русской архитектуре. Это первая каменная шатровая церковь. Замечательная шатровая крыша возвышается над восьмиугольным основанием, увенчанным маленькими кокошники ; само основание также поднимается из более крупного основания, образованного рядом ярусных кокошников . Галереи, к которым ведут ступени на разных уровнях, окружают церковь. В восточной алтарной части галереи, обращенной к Москве-реке, находится «царская скамья» в виде престола с белокаменным киворием над ним . Из-за этой специфической конструкции стены имеют толщину от 2,5 до 3 метров, что делает интерьер очень маленьким, хотя потолки высотой 41 метр создают ощущение простора.
Церковь имеет большое градостроительное значение, доминирует над окружающими архитектурными сооружениями и ландшафтом, обеспечивает визуальное единство всех элементов усадьбы. Непревзойденная по дивной красоте и изяществу форм церковь Вознесения была построена вопреки строгим канонам церковного зодчества в XVI веке. Его одностолпная конструкция отличалась от обычного пятиглавого строения на четырех столбах, делая его более похожим на мемориальную скульптуру с архитектурными чертами, вобравшими в себя лучшее из византийских, греческих, римских, готических и древнерусских традиций. Пример церкви Вознесения в Коломенском затем получил распространение по всей стране вплоть до середины XVII века. Шатровый стиль был важным и определяющим для русского зодчества, так как впоследствии стал воплощением русской национальной архитектурной традиции.
Критерий (ii): Церковь Вознесения Господня в Коломенском представляет собой творческий и новаторский проект Русской Православной Церкви, который оказал глубокое влияние на развитие церковной архитектуры на обширной территории Восточной Европы.
Целостность
Церковь Вознесения в Коломенском представляет собой единое целое, и все признаки, выражающие ее Выдающуюся Вселенскую Ценность, находятся в вписанных границах. Ни одному из атрибутов не угрожает современное развитие или пренебрежение . Все атрибуты все еще присутствуют и сохранили физическую целостность, а также динамические функции между ними. И внешний вид, и внутреннее убранство храма ярко демонстрируют характерное для русского зодчества единство конструктивного и декоративного замысла.
В период с 1532 по 1920 годы в Вознесенской церкви было шесть разных иконостасов. В ходе комплексной реставрации 2003-2007 годов была проведена полная реконструкция на основе «Царских врат» оригинального иконостаса XVI века.
Подлинность
Вознесенская церковь претерпела множество переделок с момента постройки в 1532 году. Однако изменения коснулись крыш притворов и убранства в связи с полной утратой белокаменных резных капителей и порталы второго яруса. По объему и формам храм сохранился в первозданном виде. В начале 19 века значительные участки поврежденной поверхности кирпичной кладки были заново облицованы специально изготовленным для этой цели кирпичом. Во втором ряду галерей были сделаны новые белокаменные полы, а также белокаменные лестницы и площадки для всех крыльцов. Кирпичные перекрытия 18 века были разобраны. В 1860-х годах церковь реставрировали с учетом исторических подробностей и орнаментов — это касается главным образом верхней части храма: восьмиугольной, шатровой и купольной. В первой половине 20 века на основе научных разработок были проведены реставрационные работы: обновлены белокаменные крыльца и парапеты; отремонтированы фасады с заменой поврежденных участков и облицовкой их белым известняком; реконструированы деревянные конструкции крыш галерей; а крест, сфера и цепи под ним были отреставрированы и позолочены.
Тщательные исследования, проведенные в 1980-х годах, и последующая реставрация восстановили его до высокого уровня подлинности по форме и материалам, при этом сохранилась обстановка в императорской усадьбе.
Требования к охране и управлению
В 1918 году Вознесенская церковь была объявлена государственной собственностью как выдающийся культурно-исторический памятник. Его статус подтвержден Постановлением Совета Народных Комиссаров «Об учете и охране памятников искусства и старины, находящихся в частной, общественной и учрежденческой собственности» (19).18). На момент внесения в список объект входил в состав Архитектурно-археологического и природного комплекса Музейной зоны «Коломенское». Сегодня памятник находится в собственности и управлении Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Основным правовым актом, обеспечивающим необходимую основу для охраны, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Собственность является национальным парком, который поддерживает религиозное использование. В настоящее время Вознесенская церковь является патриаршей городской резиденцией Патриарха Русской Православной Церкви. Богослужения совершаются по большим религиозным праздникам, в остальное время он работает как музей.
Оперативное управление и управление объектом осуществляет Московский государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, который подчиняется непосредственно Департаменту культурного наследия города Москвы.
В рамках долгосрочной программы по сохранению историко-культурного наследия и развитию музея-заповедника Коломенское на 2003-07 годы проведены необходимые мероприятия по сохранению и популяризации объекта, в том числе установка информационного табличка на мемориальном камне с эмблемой Всемирного наследия. На восточном фасаде церкви также установлен информационный стол с установленной в 2012 г. эмблемой ЮНЕСКО9.0007
Музей, действуя на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, а также местных программ и инструкций, осуществляет эффективное управление сайтом на постоянной основе.
Регулярный мониторинг необходим для обеспечения надлежащего состояния сохранности и контроля за соблюдением правил буферной зоны.
Единственный в России храм, построенный в честь коронации Николая II
ФОТО: вид на Свято-Троицкий храм в неорусском стиле в д. Большая Мартыновка,
Прекрасная Свято-Троицкая церковь в селе Большая Мартыновка Ростовской области построена в неорусском стиле [1] , единственная церковь в России, построенная в честь года коронации императора Николая II , состоявшейся в Москве 27 мая (14 по ст. ст.) мая 1896 года.
Свято-Троицкая церковь построена на месте первоначальной деревянной церкви, построенной в 1799 году, в состав которой входили церковно-приходская школа, общежитие для богомольцев, дом священника, а также служебные и хозяйственные постройки. В мае 189 г.5 жители Большой Мартыновки решили снести старую деревянную церковь, а на ее месте построить новую каменную.
Место нового храма освящено 14 (ст. ст.) мая 1896 года, в день коронации императора Николая II. На следующий день был заложен первый камень в фундамент здания.
Для строительства новой церкви жители изготовили 300 тысяч обожженных кирпичей, собрали 3 тысячи мер зерна и собрали около 15 тысяч рублей, что было тогда внушительной суммой. К сожалению, этих денег оказалось недостаточно и в 1900.00 жители были вынуждены обратиться к епархиальным властям с просьбой разрешить им собрать дополнительные пожертвования. Их просьба была удовлетворена, и к 1902 году были собраны дополнительные средства, что позволило возобновить строительство.
ФОТО: вид начала ХХ века на Троицкую церковь в селе Большая Мартыновка
Троицкая церковь построена в 1904 году. Состояла из трех приделов: центрального – во имя Святой Троицы, правая – во имя святой царицы Александры [2] , слева – во имя Святителя Николая Чудотворца [3] .
По словам местных жителей, знаменитый русский оперный певец Федор Шаляпин (1873-1938) дважды приезжал в Большую Мартыновку. Первый раз это было в 1904 году, вскоре после освящения Свято-Троицкой церкви. Именно во время этого визита Шаляпин пел вместе с церковным хором. Второй его визит произошел во время Гражданской войны в России, когда он приехал в гости к местному помещику Супрунову. Именно во время этого визита Шаляпина чуть не расстреляли, приняв за мещанина из-за его одеяния, включавшего роскошную шубу и шляпу. Солистка церковного хора узнала оперного певца и спасла его от казни.
В 1930 году Советы приказали закрыть церковь Святой Троицы. Местные жители вспоминают, как бандиты-большевики разбили иконостас, разрушили купола, сняли колокола и сбросили их в реку, замазали уникальные фрески иконописца Елисея Григорьевича Черепахина (1837-1922). В последующие годы в бывшей церкви располагались зернохранилище, конвой и мастерская МТС, а с 1951 г. – хозяйственный склад.
Когда здание было возвращено Русской Православной Церкви в 1991, художники, начавшие реставрацию, обнаружили пулевые отверстия, сделанные пьяными большевиками примерно 60 лет назад.
В 1991 году Свято-Троицкий храм был возвращен Русской Православной Церкви и началась реставрация, которая завершилась в 2004 году. В 2013 году в храме были заменены окна и установлено отопление, а на прилегающей территории разбит прекрасный сад храм. По словам отца Владимира, дополнительные реставрационные работы продолжаются.
Рядом с церковью находится небольшая каменная часовня в память мученической кончины императора Александра II [4] .
ФОТО: виды интерьера Свято-Троицкого храма с фресками и иконами (вверху) и вид на главный иконостас главного центрального придела (внизу)
Троицкий храм существует сегодня только благодаря пожертвований, которых, к сожалению, не хватает и настоятелю приходится просить финансовую помощь на содержание храма у представителей местного бизнеса. Сегодня церковь снова открыта для местных жителей для молитв и богослужений, но прихожан мало. По выходным богослужения посещают около 50 человек. В храме даже хранятся мощи Павла Таганрогского, великомученика Тимофея и Матроны Московской.
Несмотря на то, что Свято-Троицкая церковь на Большой Мартыновке признана памятником истории и культуры XIX века, настоятель храма отец Владимир отмечает, что храм практически неизвестен паломникам и туристам, посещающим регион, так как он даже не указан ни в одном туристическом путеводителе. Кроме того, деревня Большая Мартыновка [нас. 6000] не имеет гостиниц и мест, где можно было бы поесть и отдохнуть.
ФОТО: икона с изображением Святого Царя-мученика Николая II, находящаяся в часовне Святителя Николая Чудотворца, находящейся в Свято-Троицком храме, на Большой Мартыновке,
14 мая 2021 года на фасаде Свято-Троицкого храма установлена мемориальная доска (вверху) с изображениями Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Мемориальная доска приурочена к 125-летию со дня основания храма и исторической коронации в 1896 году. Надпись гласит:
Свято-Троицкая церковь
основана 14 мая 1896 года
в день и память
священной коронации
Государь Император Николай
и Государыня Императрица
Александра Федоровна
Романова
125 лет со дня основания 2021
© 12 ноября 2022
или русский византийский стиль: ряд различных течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представлявших собой эклектическое слияние византийских элементов и допетровской (древнерусской) архитектуры.