Первый храм христианской Руси — Троицкий вариант — Наука
«Освящение Десятинной церкви» — миниатюра Радзивилловской летописиЦикл публикаций о сохранившихся «на поверхности» памятниках древнерусской архитектуры домонгольского периода мы начали с самого древнего такого здания на территории России. Но, как кажется, этот цикл будет неполон без рассказа о храме, разрушенном более трех четвертей тысячелетия назад и расположенном на территории другого государства. Речь пойдет о первой «капитальной» постройке древнерусского церковного зодчества — Десятинной церкви, построенной князем Владимиром Святославичем сразу после официального принятия христианства.
Предыстория
Летописи дают нам обрывочные сведения о том, что еще до крещения Руси в Киеве была как минимум одна церковь: в договоре князя Игоря с Византией, который вошел в состав «Повести временных лет», сказано, что часть дружины Игоря и сам князь клялись «на холме, где стоял Перун», а варяги-христиане из его дружины клялись в церкви святого Ильи, причем указано, что был тот храм соборным.
В литературе второй половины ХХ в. можно найти глухие упоминания о том, что археолог Михаил Каргер даже якобы нашел остатки этой церкви на Подоле, и была она каменной — но никаких подробностей, и в каталог древнерусских каменных храмов, о которых есть материальные свидетельства, она не попала. Поэтому официальный перечень памятников древнерусского храмового зодчества мы начинаем с церкви, построенной спустя более 40 лет (я специально педалирую слово «храмового», потому что в Киеве и в Чернигове в Х в. построили еще и несколько каменных теремов, которые могут быть и старше Десятинной, — но от них мало что осталось).
Сначала чуть-чуть о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» — строить, создавать, «здо» — глина, из нее изготовляли плинфу — тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.
Десятинная церковь XIX в., выстроенная на месте старого зданияДа и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» — деревянная. Так что, с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют в России и на Украине, — оксюморон, как «живой труп».
Первый храм новой веры
Итак, первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы можно увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киеве около 989 г. и законченная в 996 г.
Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда, буквально через год после официального принятия новой религии, церковь стала понятием экономическим.
Что мы знали об этом храме до недавнего времени? Размеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Формат плинфы (древний тонкий кирпич) — 31 х 31 х 2,5 см.
Церковь заложена византийскими мастерами в 989 г., освящена в 996-м. Следует отметить, что в отличие от большинства богородичных храмов на Руси ее посвятили самой Богородице, а не церковному празднику (Рождество Богородицы, Успение и т. д.).
«Штат» храма состоял из священников, которых Владимир привел из захваченной Корсуни — Херсонеса (в самой Византии город назывался Херсон).
Именно в нем похоронили князя Владимира; кроме того, провели весьма диковатую процедуру — выкопали останки братьев Владимира, погибших в ходе борьбы за власть еще до крещения Руси, окрестили оставшиеся кости и тоже погребли в Десятинной церкви. В 1030-х годах храм еще раз по непонятной нам причине освятили. Тогда же Десятинная церковь начинает уходить в тень: сын Владимира Ярослав, позже прозванный Мудрым, возводит самый большой храм домонгольской Руси -Софийский собор.
Увы, во время штурма Батыем Киева в 1240 г. церковь рухнула -то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.
История после гибели
В 1630-1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 г., когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую по проекту архитектора В.П.Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 г. их вел археолог К.Н.Лохвицкий, но даже в то время качество его работы признали ужасным, поэтому в 1826 г. Лохвицкого сменил архитектор Н.Е.Ефимов. В 1908-1911 гг. те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д.Милеев, раскопки в 1912-1914 гг. продолжил его ученик П.Вельмин. В 1938-1939 гг., после сноса церкви Стасова, не раскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К.Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.
Увы, даже раскопки М.К.Каргера в 1930-х годах оказались неполными, фиксация их результатов была не очень качественной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому в основном то, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если иметь в виду план церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.
Начались новые исследования храма. И вынудило начать их странные телодвижения руководство ставшей «незалежной» Украины. Оно начало «воссоздавать» домонгольские храмы.
В Киеве к тому времени уже восстановили три домонгольские церкви: храм Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Все эти церкви были разрушены в 30-40-х годах ХХ в., существовали фотографии, обмеры, серьезные археологические исследования. Этого главе государства показалось мало, и в самом начале нового тысячелетия он издал Указ о восстановлении Десятинной церкви. Разумеется, «в первоначальном виде». А то, что никто не знает, как она выглядела, — так это мало кого волновало. Как говорит заместитель директора украинского Института археологии Глеб Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так».
Совместными усилиями российские и украинские археологи сумели убедить изменить Указ и добились разрешения сначала провести масштабные раскопки памятника, а затем уже по их результатам принять решение, стоит ли строить что-либо на этом месте и тем самым окончательно уничтожить памятник археологии или его музеефицировать.
Раскопки велись с 2005 г. Их помимо Ивакина возглавил руководитель отдела археологии и архитектуры Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук Олег Иоаннисян. Эти исследования привели к очень любопытным выводам.
Тщательнейшие обмеры и фиксация всех сохранившихся элементов кладки, сохранившихся следов от деревянных колышков и лежней, уложенных в основание фундамента, позволили установить очень важные факты. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника было построено в 989-996 гг., а в XI в. его дополнительно обстроили (по крайней мере частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд. Но храм для нового христианского государства требовался большой, а в Византии того времени не строили больших крестово-купольных зданий. Когда зодчие поняли, что строили более простую и привычную базилику. Им даже пришлось разобрать часть уже построенного здания; в результате новых раскопок в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
Поэтому Десятинная церковь оказалась единственной базиликой в древнерусской архитектуре. Скорее всего, единственной она и останется. Как отметил Иоаннисян, возможно, базиликой могла быть церковь в Тмуторокани 1022 г., но ее руины сохранились еще хуже. Кроме того, как базилику начинали строить Спасский собор в Чернигове XI в., но здесь произошла обратная история: достроили его уже как крестово-купольный храм.
Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Но эта запись могла относиться к территории Византийской империи вообще, от Константинополя до Херсонеса. Разумеется, были там и собственно византийские, столичные мастера, но очень многое (устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента) указывает на болгарские провинции Византии. Более того, если учесть, что Десятинная церковь оказалась базиликой, то и ближайшие аналогии этому храму в византийской архитектуре конца Х в. тоже находятся в Византии. Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Они нашли две плинфы, на которых еще по сырой глине, до обжига прочерчено две буквы — щ и и. Разумеется, это не русские «щи» — по словам Иоаннесяна, скорее всего, это обозначение какого-то числа или сокращение какого-то слова.
Алексей Паевский
- Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с.170-174.
- Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок. — Советская археология, 1980, № 1., с. 293-299.
- Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви// Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.,2008, т. 1, с 12-19.
- Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950, с. 45-140.
- Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л.,
- 1961, т. 2, с. 9-59.
- Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в. М., 1987.
- Корзухина Г.Ф. К реконструкции Десятинной церкви. — Советская археология, 1957, №2, с. 78.
- Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников (Свод археологических источников, вып. Е1-47). Л., 1982. С. 7 (№1).
- Холостенко М.В. З юторш зодчества древньоп Руа Х ст.// Археолопя. К. На-укова думка. 1965, т. 19, с. 72.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связанные статьи
trv-science.ru
Когда на Руси появились первые христианские церкви на самом деле
Православие и католичество имели другое наполнение, чем сейчас
Часто ли мы задумываемся над тем, что многие термины русской церковной жизни имеют не греческое, а латинское происхождение? Прежде всего, само слово «церковь» происходит (как немецкая Kirche и английская church) от латинского circus – круг, а не от греческого ecclesia. При этом, что примечательно, от греческого слова происходят итальянское chiesa и французское eglise. Далее, священник у русских называется «поп» – корень в этом слове такой же, как у папы (римского) в западноевропейских языках. Наконец, первая церковь, которую, согласно летописям, построил в Киеве князь Владимир после своего крещения, называлась Десятинной. Ей была отведена десятая часть казённых доходов. Но обычай платить десятину церкви бытовал в римско-католической церкви, а не в греко-православной.
Чтобы разобраться в этом, необходимо совершить экскурс ещё на несколько веков назад, когда не было Древнерусского государства. В 726 году византийский император Лев Исавр начал борьбу против почитания икон. Предполагают, что в основе иконоборчества лежало культурное влияние арабов и ислама с их запретом изображения живых существ. И больше столетия византийская церковь раздиралась борьбой между противниками и защитниками икон. Окончание ей было положено только в 842 году торжеством православия.
Всё это время римская церковь выступала за почитание икон. Тогда она ещё не приняла догматов, которые позднее положили пропасть между нею и православной церковью. Таким образом, в тот период, когда греческая церковь впала в ересь иконоборчества, Рим хранил верность ортодоксии, то есть православию, от которого, однако, впоследствии отошёл. Если говорить о религии такого, например, выдающегося деятеля западноевропейской истории, как император Карл Великий, то надо признать, что он исповедовал именно православие, в отличие от иконоборческой ереси Константинополя.
Первые известия о дипломатических сношениях Руси и Византии относятся к 838 году, когда в Константинополе ещё господствовали иконоборцы. А после восстановления православия ещё долго не чувствовалось существенных догматических расхождений между греческой и латинской церквами. Годом их окончательного разделения историки считают 1054-й, однако современники вовсе не расценивали тот разрыв как окончательный. Вплоть до начала XIII века обрядовые различия между греческой и латинской церквями не препятствовали династическим бракам между русским домом Рюриковичей и западноевропейскими королевскими семействами. Не требовалось никакого повторного крещения, покаяния и тому подобных ритуалов перехода из одной веры в другую.
russian7.ru
«Какой первый каменный храм Руси? » – Яндекс.Знатоки
Первым каменным храмом на Руси считается Успения Пресвятой Богородицы, больше известная как Десятинная церковь в Киеве. Мы не знаем, как она выглядела на самом деле. Но сохранившиеся фундаментные рвы позволяют предположить, какой была планировка, и дают простор для фантазии в вариантах внешнего виде.
Вот одна из реконструкций.
Начало строительства – около 989 г., строилась по заказу князя Владимира (того самого, Красно Солнышко, провозгласившего Русь Православной). До этого построек из камня, тем более такого размера, который был нужен заказчику, на Руси не было вообще. Соответственно строить из камня русские зодчие пока не умели, и в Киев были привезены греческие кадры. Не только строители – Анастас Корсунянин, один из «корсунских попов», открывших Владимиру ворота осажденного города, прибыл в столицу Владимира и стал первым настоятелем Десятинной церкви.
Те же летописи сообщают, что построена была церковь на месте гибели русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна (они были убиты язычниками незадолго до крещения Руси). Их мученический подвиг был одной из причин, по которым князь Владимир решил принять христианство.
Так это было или не так, мы уже не узнаем. Но факт остается фактом – Десятинная церковь – это самый первый каменный храм в Древней Руси. «Прототипом» для нее была Великая София Константинопольская, а более поздними «копиями» — большинство русских храмов.
Название «десятинная» прижилось больше, чем посвящение Успению Богородицы. Настолько на протяжении сотен лет впечатлило людей решение Владимира строить и содержать храм на 10% от всех княжеских доходов.
В этой церкви хранились мощи Св. Климента, папы Римского. Тут была усыпальница, где похоронили княгиню Анну, супругу Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги.
В XII веке сначала храм перестроили после землетрясения, потом он был разграблен войсками князя Мстислава. В 1203 г. снова разграблен – войсками князя Рюрика. А в 1240 храм был окончательно разрушен, в дни взятия города войсками Батыя.
yandex.ru
Первые русские церкви
Начало христианства в России можно увидеть в красивых церквях и монастырях, которые построены в начале распространения религии по территории страны. Нужно сказать, изначально на Руси переняли Византийскую традицию и архитектуру тоже по большей части взяли оттуда.
Основной канон остался и в дальнейшем, но при Петре Первом архитектура начала меняться. После этого легко появлялись церкви в новом стиле. Многие из них отражали текущие архитектурные тренды и только частично обращалось к исходным.
Собор Святой Софии в Киеве
Киевская Русь, великое древнее государство восточных славян, которое в конце первого тысячелетия новой эры охватывало обширные территории современной России, Украины и Белоруссии, было крещено князем Владимиром I Великим в 988 году. Он выбирает православное христианство в основном из-за тесных связей, которые имеет Киевская Русь с Византийской империей, где эта религия практикуется. Некоторые историки утверждают, что Владимир начал строить в Киеве огромный Собор Святой Софии. Церковь названа в честь главного собора Святой Софии.
Десятинная церковь
Была сделана из дерева и поэтому не сохранилась, разрушена в период нашествия Батыя. Тем не менее, заслуживает внимания, так как относится к первым церквям построенным после крещения страны, название появилось по причине содержания, обеспечиваемого за счет десятины от княжеских доходов.
Собор Святой Софии в Новгороде («София Новгородская»)
Еще один собор под названием «София» стоит в Новгороде (в северной части России), был построен во времена сына Владимира Великого, князя Ярослава I Мудрого. Две церкви в двух главных центрах Киевской Руси являются символами единства в этом фрагментированном славянском государстве. Святые каменные здания представляют собой мощный образ новой религии, недавно принятой в России.
«Киево-Печерская Лавра»
Киево-Печерская лавра (Киевский пещерный монастырь) является одним из первых монастырей, созданных в Киевской Руси, во времена правления Ярослава I в середине XI века. Предполагается, что самая ранняя восточнославянская хроника, а именно «Повесть временных лет», была написана в этом монастыре монахом по имени Нестор. Все это еще раз подчеркивает важность церкви как культурного учреждения в то время. Позже Нестор был канонизирован Русской Православной Церковью.
Следует отметить и других известных людей, которые относятся к этому пространству. Речь о 12 зодчих, которые возводили церковь для Киевской лавры. Мощи этих людей покоятся теперь на территории самой лавры, а сами зодчие почитаются регулярно 27 февраля.
Эти греческие мастера не известны по именам, но они оставили после себя первую каменную церковь Успения, которая сохранилась на данный период только частично. Теперь части этой церкви включены в более новое здание. Прихожане могут детально рассмотреть работу мастеров.
Плащаница Нерли
Церковь Пресвятой Богородицы, построенная в середине XII века, расположена недалеко от города Владимира, который в то время был главным центром российского государства, даже больше, чем Киев и южные районы. Церковь считается одним из самых красивых памятников русской древней архитектуры. Как говорит один из искусствоведов, «прекрасная гармония церкви подобна восхитительной музыке, поднимающейся на небеса».
Успенская церковь во Владимире
С возвышением Владимира и Северной Руси в целом собор Успения Девы Марии во Владимире становится главным храмом в Древней Руси. В 1299 году митрополит Киевский, глава Православной Церкви в Руси, покинул бывшую столицу страны, полностью опустошенную монгольским нашествием, и переехал во Владимир. В соборе проходили коронации великих князей Владимира и Москвы.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Является крупнейшим русским монастырем и духовным центром. Основатель монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из самых почитаемых русских святых.
Спасо-Перображенский Черниговский собор
Был основан в 1030-х годах князем Мстиславом Владимировичем. Собор стал пристанищем для праха некоторых князей, которые упоминались в Повести временных лет. До сих пор действует как храм-музей и является частью наследия ЮНЕСКО.
Церковь Спаса-на-Берестове
Располагается с северной стороны от Киевской лавры, является частью всемирного наследия Юнеско. Эта церковь тоже упоминается в летописях Нестора и известна как пристанище многих князей. Какие-то почили именно там, другие оттуда правили и вели государственные дела.
Кафедральный храм «Успение» в Московском Кремле
Успенский собор в Московском Кремле был построен известным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в конце пятнадцатого века после того, как Россия победила монголов. Собор является главной русской церковью до революции в 1917 году. С середины шестнадцатого века она стала свидетелем коронации всех русских монархов.
Современный храм «Христа Спасителя» в Москве
Храм Христа Спасителя — самое высокое православное здание на планете. Нынешняя церковь была построена всего два десятилетия назад. Первоначальный собор, возведенный в 19 веке, был снесен в начале 1930-х годов во время реконструкции Москвы Сталиным. После распада СССР президент Борис Ельцин решил восстановить церковь, несмотря на недостаточный государственный бюджет.
Резюме
Безусловно, в России намного больше интереснейших и красивых храмов. Многие из них восстанавливались, другие практически полностью сохранились.
Условно хронологически они делятся на храмы:
•домонгольского периода – в основном рассматривались выше, характеризуются крестово-купольной архитектурой и склонностью к византийской традиции;
•монгольского периода – по понятным причинам делалось не так много храмов, но есть великолепные примеры;
•после петровского периода – храмы стали делать во многом, опираясь на европейские традиции.
Для того чтобы изучить эти красоты есть масса возможностей. К примеру, путешествие по Золотому кольцу или паломнические туры.
www.istmira.com
Кто построил первые храмы на Руси
Христианские храмы начали возводиться на Руси ещё до её официального крещения. По преданию, князья-варяги Дир и Аскольд приняли христианство по обету и построили храм святого Ильи. Активное храмовое строительство началось сразу же после крещения Руси в конце X века там, где прежде располагались языческие капища.
Расчёт был на то, что жители будут посещать привычные места и быстрее привыкнут молиться по-новому. Первой была построена в 988 году в Киеве маленькая деревянная церковь святого Василия – по имени, которое получил при крещении князь Владимир Святославич. Вскоре она была перестроена в камне, сейчас на её месте находится храм Трёх Святителей. Кроме фундамента, от первоначальной древней церкви осталось узкое окно в алтарном притворе.
Приток на Русь византийских мастеров
Для возведения каменных храмов на Русь были приглашены византийские специалисты. В 996 году была построена большая и красивая церковь Богородицы. На её содержание Владимир определил десятую часть своих доходов, отчего церковь получила название Десятинной. Это было впечатляющее сооружение: с прекрасными византийскими мозаиками, фресками, золотой и серебряной церковной утварью.
Для строительства было выбрано то место, где несколько лет назад по велению Владимира были убиты два варяга-христианина, Феодор и Иоанн. Вероятно, это христианские имена князей Аскольда и Дира. Эти варяги стали на Руси первыми христианскими мучениками. Десятинная церковь была разрушена в 1240 году при взятии Киева Батыем.
Князь Владимир активно занимался храмовым строительством, его примеру следовали сыновья Мстислав и Ярослав Мудрый. Сохранилось несколько замечательных храмов тех древних времён. В первую очередь, это киевский собор святой Софии-Премудрости, заложенный в 1037 году на месте битвы с печенегами.
Тринадцать куполов на разных уровнях усиливают эффект объёма и в то же время лёгкости. Внутри сохранились подлинные мозаики и фрески начала XI века. Использована византийская техника кладки из красного кирпича со слоями камня. Стены храма не штукатурились.
Русская школа храмового строительства
В 1045 году по повелению князя Владимира Ярославича состоялась закладка храма Софии в Великом Новгороде. На церемонии присутствовали родители князя: Ярослав Мудрый и Ингигерда. Собор по пропорциям сильно отличается от киевского. Это первый пример русского стиля храмового строительства: строгая монументальная композиция, но в то же время впечатление устремления ввысь.
Внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир. Он построил там множество прекрасных каменных храмов, многие из которых сохранились до сих пор. Первым был храм Боголюбово, на том месте, где князю привиделась Богородица со свитком в руках.
Самым крупным храмовым сооружением стал кафедральный Успенский собор. По стилю он аналогичен Софийскому собору Новгорода. В украшении и росписи принимали участие немецкие мастера, присланные Фридрихом I (Барбароссой), с которым князь Андрей находился в дружественных отношениях. В 1138 году при взятии города Батыем собор выгорел внутри, при этом погибли укрывшиеся в нём княжеская и боярские семьи.
В память своего сына Святослава, погибшего в бою, Андрей Боголюбский построил один из самых знаменитых храмовых шедевров: церковь Покрова на Нерли. Стройные и строгие пропорции, ставшие визитной карточкой русской архитектуры. Скупо украшенный резьбой, храм напоминает одинокую белую свечу. Храм удивительно вписывается в ландшафт: он расположен на равнине, на рукотворном холме, а в паводок оказывается как бы на острове
Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо продолжил традиции храмового строительства, но ему захотелось построить не монументальный храм, а красивый и необычный. Князь тщетно искал иноземных мастеров, которые могли бы исполнить его задумку, в итоге нашёл русских. В 1191 году был освящён Дмитриевский собор во Владимире – настоящая жемчужина каменного зодчества. Храм выстроен из белого известняка и сплошь покрыт резьбой. Сюжеты довольно экзотические: львы, грифоны, слоны и даже Александр Македонский.
При татаро-монголах
После того, как Русь попала под власть монголо-татар, дорогостоящее каменное зодчество продолжалось только в Пскове и Новгороде: остальная Русь платила дань и не имела средств на украшение своих городов. Кроме этого, мастеров целенаправленно угоняли в плен.
Первым настоящим князем Москвы стал Даниил Александрович, он построил несколько деревянных церквей и два монастыря: Данилов и Богоявления. Когда Москва получила ярлык на великое княжение, князь Иван Калита по настоянию митрополита Петра нашёл средства на первую каменную церковь.
При митрополите Алексии на Русь прибывали византийские мастера, в их числе был Феофан Грек. Он творил в одно время с Андреем Рублёвым. Благовещенский храм в Кремле они расписывали вместе. Их творения очень контрастны: у Рублёва его святые проникнуты неземным спокойствием, у Феофана – пылают божественным огнём.
Интересный нарядный храм находится недалеко от Китай-городской стены: церковь Всех Святых на Кулишках. Построен в честь победы на Куликовом поле.
Итальянские зодчие в России
Следующая волна храмового строительства приходится на царствование Ивана III. Этот царь женился на Софье Палеолог, которая была потомком византийского императорского дома, но жила в Италии. Это была женщина, неспособная лично обогатить русскую культуру и мораль, зато с ней приехали в Россию выдающиеся художники и архитекторы.
Они талантливо объединили русский стиль с итальянскими архитектурными формами. Храм Михаила Архангела в Кремле украшен закомарами в форме ракушек – это приём всем понравился и стал активно использоваться в строительстве храмов.
Многим знакома красивейшая церковь Вознесения в Коломенском. Это новый шатровый стиль храмового зодчества. Построен был этот храм в честь рождения Ивана IV Грозного также итальянским архитектором.
Венец русской храмовой архитектуры
А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.
По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Кто построил первые храмы на Руси: vladimirtan — LiveJournal
Христианские храмы начали возводиться на Руси ещё до её официального крещения. По преданию, князья-варяги Дир и Аскольд приняли христианство по обету и построили храм святого Ильи. Активное храмовое строительство началось сразу же после крещения Руси в конце X века там, где прежде располагались языческие капища. @
Расчёт был на то, что жители будут посещать привычные места и быстрее привыкнут молиться по-новому. Первой была построена в 988 году в Киеве маленькая деревянная церковь святого Василия – по имени, которое получил при крещении князь Владимир Святославич. Вскоре она была перестроена в камне, сейчас на её месте находится храм Трёх Святителей. Кроме фундамента, от первоначальной древней церкви осталось узкое окно в алтарном притворе.
Приток на Русь византийских мастеров
Для возведения каменных храмов на Русь были приглашены византийские специалисты. В 996 году была построена большая и красивая церковь Богородицы. На её содержание Владимир определил десятую часть своих доходов, отчего церковь получила название Десятинной. Это было впечатляющее сооружение: с прекрасными византийскими мозаиками, фресками, золотой и серебряной церковной утварью.
Для строительства было выбрано то место, где несколько лет назад по велению Владимира были убиты два варяга-христианина, Феодор и Иоанн. Вероятно, это христианские имена князей Аскольда и Дира. Эти варяги стали на Руси первыми христианскими мучениками. Десятинная церковь была разрушена в 1240 году при взятии Киева Батыем.
Князь Владимир активно занимался храмовым строительством, его примеру следовали сыновья Мстислав и Ярослав Мудрый. Сохранилось несколько замечательных храмов тех древних времён. В первую очередь, это киевский собор святой Софии-Премудрости, заложенный в 1037 году на месте битвы с печенегами.
Тринадцать куполов на разных уровнях усиливают эффект объёма и в то же время лёгкости. Внутри сохранились подлинные мозаики и фрески начала XI века. Использована византийская техника кладки из красного кирпича со слоями камня. Стены храма не штукатурились.
Русская школа храмового строительства
В 1045 году по повелению князя Владимира Ярославича состоялась закладка храма Софии в Великом Новгороде. На церемонии присутствовали родители князя: Ярослав Мудрый и Ингигерда. Собор по пропорциям сильно отличается от киевского. Это первый пример русского стиля храмового строительства: строгая монументальная композиция, но в то же время впечатление устремления ввысь.
Внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир. Он построил там множество прекрасных каменных храмов, многие из которых сохранились до сих пор. Первым был храм Боголюбово, на том месте, где князю привиделась Богородица со свитком в руках.
Самым крупным храмовым сооружением стал кафедральный Успенский собор. По стилю он аналогичен Софийскому собору Новгорода. В украшении и росписи принимали участие немецкие мастера, присланные Фридрихом I (Барбароссой), с которым князь Андрей находился в дружественных отношениях. В 1138 году при взятии города Батыем собор выгорел внутри, при этом погибли укрывшиеся в нём княжеская и боярские семьи.
В память своего сына Святослава, погибшего в бою, Андрей Боголюбский построил один из самых знаменитых храмовых шедевров: церковь Покрова на Нерли. Стройные и строгие пропорции, ставшие визитной карточкой русской архитектуры. Скупо украшенный резьбой, храм напоминает одинокую белую свечу. Храм удивительно вписывается в ландшафт: он расположен на равнине, на рукотворном холме, а в паводок оказывается как бы на острове
Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо продолжил традиции храмового строительства, но ему захотелось построить не монументальный храм, а красивый и необычный. Князь тщетно искал иноземных мастеров, которые могли бы исполнить его задумку, в итоге нашёл русских. В 1191 году был освящён Дмитриевский собор во Владимире – настоящая жемчужина каменного зодчества. Храм выстроен из белого известняка и сплошь покрыт резьбой. Сюжеты довольно экзотические: львы, грифоны, слоны и даже Александр Македонский.
При татаро-монголах
После того, как Русь попала под власть монголо-татар, дорогостоящее каменное зодчество продолжалось только в Пскове и Новгороде: остальная Русь платила дань и не имела средств на украшение своих городов. Кроме этого, мастеров целенаправленно угоняли в плен.
Первым настоящим князем Москвы стал Даниил Александрович, он построил несколько деревянных церквей и два монастыря: Данилов и Богоявления. Когда Москва получила ярлык на великое княжение, князь Иван Калита по настоянию митрополита Петра нашёл средства на первую каменную церковь.
При митрополите Алексии на Русь прибывали византийские мастера, в их числе был Феофан Грек. Он творил в одно время с Андреем Рублёвым. Благовещенский храм в Кремле они расписывали вместе. Их творения очень контрастны: у Рублёва его святые проникнуты неземным спокойствием, у Феофана – пылают божественным огнём.
Интересный нарядный храм находится недалеко от Китай-городской стены: церковь Всех Святых на Кулишках. Построен в честь победы на Куликовом поле.
Итальянские зодчие в России
Следующая волна храмового строительства приходится на царствование Ивана III. Этот царь женился на Софье Палеолог, которая была потомком византийского императорского дома, но жила в Италии. Это была женщина, неспособная лично обогатить русскую культуру и мораль, зато с ней приехали в Россию выдающиеся художники и архитекторы.
Они талантливо объединили русский стиль с итальянскими архитектурными формами. Храм Михаила Архангела в Кремле украшен закомарами в форме ракушек – это приём всем понравился и стал активно использоваться в строительстве храмов.
Многим знакома красивейшая церковь Вознесения в Коломенском. Это новый шатровый стиль храмового зодчества. Построен был этот храм в честь рождения Ивана IV Грозного также итальянским архитектором.
Венец русской храмовой архитектуры
А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.
По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.
vladimirtan.livejournal.com
Первая каменная церковь Руси простояла 244 года
Десятинная церковь в XIX веке / Фото: wikipedia.org
Первый на Руси каменный храм освятили в Киеве 1023 года назад, 12 мая 996 года. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала известна как Десятинная — на то, чтобы её возвести и содержать, князь Владимир Святославич выделял десятую часть собственных доходов.
Церковь начали строить в 989 году на месте, где погибли русские первомученики Феодор Варяг и его сын Иоанн. Возводить её русским мастерам помогали византийцы. Это был шестиярусный крестово-купольный храм, но его точный облик неизвестен. Помимо главного алтаря у церкви имелись ещё два: святого Владимира и святого Николая. Иконы, кресты и утварь привезли из Корсуня (Херсонеса) в 1007 году. Стены украсили мозаиками, фресками, резными мраморными плитами. Интересно, что Церковь освящали два раза: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. По одной из версий, при первом освящении не были соблюдены некие каноны.
В Десятинной церкви хранились мощи священномученика Климента, папы Римского Также в ней находилась княжеская усыпальница. В 1011 году здесь захоронили супругу Владимира — византийскую принцессу Анну, а четыре года спустя — и самого князя. Кроме того, в усыпальницу перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги.
В 1169 году храм разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203-м — войска Рюрика Ростиславича. Церковь была уничтожена в конце 1240 года, когда хан Батый взял Киев. Согласно преданию, храм рухнул под весом киевлян, пытавшихся спастись от монголов, но скорее всего, это произошло из-за стенобитных орудий.
Впервые раскопки на месте храма прошли по инициативе митрополита Петра Могилы в 30-х годах XVII века. Тогда же над юго-западным углом древнего храма построили небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Третий храм на месте Десятинной церкви просуществовал с 1842 по 1928 год. Он был возведён в русско-византийском стиле по проекту Василия Стасова. При строительных работах уничтожили до половины сохранявшихся фундаментов храма X века. Советские археологи смогли детально изучить остатки первого храма только после сноса стасовского здания. Во время раскопок 1938-39 годов были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения, каменные гробницы. Эти находки хранятся в заповеднике «Софийский собор», Национальном музее истории Украины, Государственном Эрмитаже.
www.pnp.ru