Пещерные храмы в аджанте – Пещерные храмы Аджанты, Индия — подробная информация с фото

Содержание

Пещерные храмы Аджанты, Индия — подробная информация с фото

Видео: Пещерные храмы Аджанты

Общая информация

индиец/иностранец 10/250 рупий;

видеосъемка 25 рупий;

09.00-17.30 вт-вс;

Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»). Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»). Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» — живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках). Пять пещер — это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 — это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны). В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо — его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) — самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 — тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке — геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 — самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 — единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 — одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.). Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах — от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 — это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок — «умирающая принцесса» — изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 — потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры — окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры — потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 — фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 — чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы — надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий). Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

wikiway.com

Пещерные храмы Аджанты

Содержание поста

Пещеры Аджанты можно считать Лувром Индии, именно тут находятся одни из самых первых религиозных строений в Индии, учитывая колоссальные размеры стройки, то наверное и самые большие в Индии.

Самые старые пещеры датируются II веком до н.э, что намного старше пещерных храмов Эллоры, считается что рождение Эллоры привело к смерти и забвению Аджанты.

Более 2 000 лет пещеры хранят тайны древних буддистских поселений, многие из которых стали настоящими легендами.

Только подумайте, в те времена, когда про большинство сегодняшних религий и знать не знали, а до рождения Христа оставалось еще два столетия, в пещерах уже звучали молитвы.

Несмотря на свой преклонный возраст пещерные храмы отлично сохранились, возможно благодаря тому, что на протяжении 1 500 лет о сохранности пещер заботилась сама матушка природа, а единственными посетителями пещер были дикие животные, которые изредка выбирали эти места в качестве своего дома.

История пещер Аджанты

Всю историю пещер в Аджанте можно разделить на несколько периодов жизни пещерного комплекса:

  • Первые пещеры на берегу реки Вагхоры появились примерно во во II веке до нашей эры, на протяжении нескольких столетий пещерный комплекс рос и в скале над рекой появлялись новые пещерные храмы и монастыри;
  • Примерно во времена с V до IX века нашей эры народ начал покидать пещеры, причины по которым это произошло так и не установлены;
  • Второе открытие пещер, произошло совершенно случайно, во время охоты британские военные набрели на каменный утес, в овраге которого бежала река Вагхора. Внимательно обследовав место, британцы обнаружили несколько удивительно красочных буддистских пещер;
  • Пещеры Аджанты в наши дни. Сегодня храмовый комплекс является одним из самых посещаемых туристических мест в Индии, весь комплекс пещер находиться под охраной ЮНЕСКО.

Подробно про историю пещер читайте в посте «История пещер Аджанты».

Схема пещерного комплекса Аджанты

Тридцать пещер Аджанты расположены на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого бежит река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, кроме пещер 29 и 30. Нумерация пещер в таком порядке была осуществлена Джеймсоном Фергюссоном в XIX веке и не имеет ничего общего с хронологией пещер. Самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обоих сторон.

В пещерном комплексе регулярно ведутся реставрационные работы, так что некоторые из пещер могут быть закрыты для посещения. Время пребывания в некоторых пещерах в высокий сезон может быть ограничено 15 минутами. Есть ряд пещер, вход в которые в обуви запрещен, следует разуваться.

Пещеры-храмы (чайтьи) в Аджанте

В пещерном комплексе Аджанты всего пять пещер, которые были построены как пещеры-храмы, остальные 25 — это монастыри. Обратите внимание на храмовые пещеры под номером 9 и 10, по мнению ученых — это самые старые пещеры.

Пещеры-монастыри (вихара) Аджанты

Из тридцати древних пещер Аджанты, большая часть из которых являются пещерами-монастырями. Многие пещеры имеют очень красочное и запоминающееся оформление, особенно те что построены в поздней период.

Как добраться до пещерного комплекса в Аджанте

Добраться до пещер Аджанты можно двумя способами и все они исключительно автомобильные. Основная часть туристов приезжает посмотреть на пещерные храмы из города Аурангабад, но есть и альтернативный транзитный пункт — город Джалгаон. Ввиду отсутствия какой-либо туристической привлекательности Джалгаона, туристы предпочитают ехать через Аурангабад, к тому же в Аурангабаде есть локальный аэропорт, в который совершаются регулярные авиарейсы из остальных городов Индии.

Дорога на общественном автобусе из Аурангабада длится несколько часов, но отправляясь с автовокзала в Аурангабаде обязательно предупредите кондуктора что вы едете в пещерный город. Альтернативный способ добраться из Аурангабада — это такси, таксисты прекрасно знают маршрут и требуют за него 2 000 рупи, обязательно торгуйтесь.

Выйдя из автобуса, вы оказываетесь на Т-образном перекрестке, от которого ходят автобусы к пещерным храмам. Расстояние от Т-образного перекрестка до пещер не более 5 километров, автобусы ходят очень часто и стоят 10 рупи.

Стоимость посещения пещерных храмов

Как и принято в Индии, белый мистер должен платить больше. Стоимость входного билета на территорию пещерного комплекса для иностранных туристов 250 рупи, индийцы платят 10 рупи, за видеосъемку с вас потребуют дополнительную плату в размере 25 рупи.

При планировании посещения пещер следует учесть что по понедельникам пещерный комплекс закрыт, так что в понедельник можете посетить знаменитые пещеры Эллоры.

Пещерные храмы Аджанты на карте

in-trips.ru

Аджанта | Путеводитель по Индии/Махараштра

Аджанта (Ajanta) — заброшенная деревенька в центральной Махараштре на расстоянии 100 км. от Аурангабада. Благодаря своим пещерных храмам, наполненным уникальными скульптурами и фресками Аджанта включена в реестр мирового наследия ЮНЕСКО.

История скальных храмов Аджанты

Пещеры Аджанты были обнаружены в 19 веке британскими чиновниками, наткнувшимися на них во время охоты на тигров.

Начало строительства пещер Аджанты датируется от 5 до 2 века до нашей эры, а окончание 650 годами.
В Аджанте в общей сложности 29 пещер, выдолбленных в ручную, как предполагается, в качестве монастырей, мест обучения и уединения буддийских монахов. Строились пещеры также монахами, которые при помощи самых простых материалов и инструментов создали потрясающие образы, украшающие стены пещер. Некоторые пещеры имеют барельефы и скульптурные изображения тонкой работы, другие украшены изысканными фресками, свидетельствующими о высоком уровне изобразительного исскуства Индии того времени. Многие пещеры изображают сцены из Джатак, иллюстрируют различные инкарнации Будды. Образы нимф и принцесс, имеющиеся среди прочих изображений, также переданы очень тщательно.

Около 7 века зодчие покидают пещеры Аджанты по некоторой неизвестной причине, и очевидно перемещаются в Эллору. Возможно это было связано с упадком, который буддизм в тот период переживал в Индии.

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а цвет откорректирован.
Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок.
Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные скульптуры.

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры.
Наибольшее впечатление на меня произвела пещера № 26. Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый Будда, отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет. Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на видео нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег — то снова можно.

Выходной — понедельник. Входной билет стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Добраться в Аджанту

из Аурангабада можно демократическими автобусами, время в пути около 4 часов, на такси около 2.5 часов (1200 рупий в оба конца).
От парковки до пещер ходят специальные зелененькие автобусы, до которых нужно пройти по дорожке мимо торговцев, автобус примерно 20 минут, стоит 6 и 10 рупий в один конец в зависимости от наличия AC.
От конечной до пещер нужно протопать по довольно крутой и длинной лесенке в гору, без остановок сделать нам это не удалось, правда для немощных тут предусмотрены носилки.

Кстати, на подступах к Аджанте много магазинчиков, где торгуют альбомами фотографий Аджанты и Эллоры очень приличного качества по цене от 200 до 500 рупий в зависимости от толщины и формата и открытками, больше таких я нигде не видела.
В Аджанте есть отели, но мы решили не оставаться там на ночлег, если приезжаешь утром — светового дня вполне достаточно чтобы осмотреть все.

Климат и погода: 

Как и везде на декканском плато лучшим временем для посещения Аджанты является период с конца монсуна (октябрь) до начала жаркого сезона, т.е. до марта. Даже при том, что храмы Аджанты прекрасно сохраняют прохладу даже простое перемещение от одного к другому в дневное время способно вызвать перегрев, если Вы поедете после Махашивратри, а уж после Холи делать там совсем нечего.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

indonet.ru

Пещеры-храмы (чайтьи) Аджанты

Содержание поста

Всего пять пещер-храмов (чайтьи) построено в Аджанте, именно в чайтьи впервые в истории Аджанты ступила нога белого человека, которым был молодой британский офицер Джон Смит из 28-го Мадрасского полка.

Отличить пещеру-храм от пещеры-монастыря очень просто. Большинство из них строились в ранний период Аджанты их внешний вид похож на большой узкий зал с высоким потолком, а по бокам множество колонн. Единственным источником света для подобных храмов является полукруглое световое окно над входной дверью через которое и поступает солнецный свет.

Схема пещерного комплекса Аджанты

Тридцать пещер уютно разместились на скалистом утесе, под которым мирно бежит река Вагхора. Осмотр пещерных храмов не представляет никаких сложностей, все пещеры имеют нумерацию, автор которой Джеймс Фергюссон. Еще в XIX веке он пронумеровал все пещеры со словами «Я пронумеровал их, как дома на улице». Никакого хронологического порядка эта нумерация не имеет, а предназначена лишь для пущего порядка. Самые старые пещеры находятся в середине, по бокам более ранние.

Особое внимание следует уделить следующим пещерам-храмам, пещера номер 10, пещера номер 19 и пещера номер 26.

Краткое описание пещерных храмов Аджанты

  • пещера 9 — эта пещера является одной из самых древних в Аджанты, ее возраст датируется II веком до н.э., пещера принадлежит к хинаянского фазе буддизма. Часть фресок в пещере имеют изображения будды и прочие элементы на стенах храма относятся к позднему периоду и датируются V веком н.э.;
  • пещера 10 — пещера по своему строению и убранству сильно напоминает пещеру номер 9, но значительно больше ее, именно эта пещера была англичанами найдена первой;
  • пещера 19 — возраст пещеры датируется V веком н.э., пещера очень нарядная с множеством резных элементов;
  • пещера 26 — пещера по своему строению и убранству сильно напоминает пещеру номер 19, но намного больше и имеет ряд особенностей, одной из таких особенностей является лежащий будда.

Пещера-храм в Аджанте номер 10

Пещера номер 10 считается самой старой, она была построена во II веке до н.э. Британцы обнаружили ее одной из первых, именно на ее стенах оставил свой автограф Джон Смит из 28-го Мадрасского полка. Инициалы Джона вдохновили и других «открывателей» неизвестного увековечить свои имена в камне, так что многие рисунки сильно пострадали, есть и те что потеряны для человечества навсегда.

По оформлению пещера номер 10 похожа на пещеру 9 — это самая большая чайтья в Аджанте. Пещера состоит из большого центрального зала, по бокам которого расположены 39 восьмиугольных столбов и каменной ступы, которая логически замыкает пространство.

В пещере имеется несколько видов картин, из разных эпох. Те что более старые (II век до н.э.) не имеют изображения будды (не принято было его всюду использовать), те что поновее (V век н.э.) уже имеют изображения будды во всей красе и всех позах.

Пещера-храм в Аджанте номер 19

Пещера номер 19 имеет уникальную особенность — окно в форме подковы и потрясающие резные элементы на фасаде. Перед входом вас встречают сразу две статуи будды и потрясающее изображение царя Нага (Naga king) с супругой. Шею царя обвивают семь змей, а у жены на шее красуется только одна кобра, возможно это скромный комплимент его супруге.

Внутри пещеры расположена тройная дагоба, на лицевой ее части находится изображение Будды. На стенах пещеры можно найти множество изображений будды в разных позах.

Пещера-храм в Аджанте номер 26

26 пещера похожа на 19, но значительно больше и намного наряднее. Стены этой пещеры изобилуют всевозможными эпизодами из жизни будды, один из них — искушение Будды злым божеством Майя.

По левую руку от входа в пещеру вырезана огромная статуя лежащего будды, который всем своим видом показывает, что он уже готов отправиться в нирвану.

Пещеры-храмы (чайтьи) Аджанты на карте

in-trips.ru

Храмовые пещеры Индии: Аджанта и Эллора

Сегодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.


Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.


Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне. 





Тут явно был вырван большой кусок. 



Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.


Пещера Аджанта: история сокровищницы


Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.


В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg


Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. 


Роспись, созданная монахами в далёкие времена, — словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды — от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.


Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!). 


Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его. 


До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым. 

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время 


Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». 


Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн. 


Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. 

8.jpg


В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. 


К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания. 

Индуистские пещеры Эллоры 


Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.


10.jpg 


Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой. 





13.jpg

14.jpg

15.jpg







19.jpg

20.jpg



22.jpg

23.jpg

24.jpg









29.jpg


Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм — шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.


К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам. 


В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии — загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» — это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги…


Источник: 
https://digitall-angell.livejournal.com/318610.html

В феврале 2019 года преподаватели клуба OUM.RU посетят пещерный комплекс Эллора в рамках йога-тура «По следам Шивы».  Присоединяйтесь, по возможности!

www.oum.ru

Пещеры Аджанты в Индии: история, описание, фото

Адрес: Индия
Постройка: со II века до н. э. по V век н. э.
Количество пещер: 29 шт.
Координаты: 20°33’12.4″N 75°41’58.6″E

Содержание:
 

Описание

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Пещеры Аджанты на карте

Описание

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Общий вид на пещеры

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Рейтинг достопримечательности

Пещеры Аджанты на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Буддистские пещерные храмы и монастыри Аджанты (Пещеры Аджанты, Ajanta Caves) «

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта находится приблизительно в 100 км к северо-востоку от г. Аурангабада (штат Махараштра). Он расположен на южном склоне горной гряды Аджанта в узком скалистом ущелье подковообразной формы глубиной около 70 м, невдали от того места, где река Вагхора (Waghora) вырывается из ущелья на равнину и поворачивает на север.

Общая длина пещерного комплекса составляет около 550 м и он включает в себя 30 пещер, нумерованных с 1 по 29 (есть пещера N 15А).

Пещерные монастыри и святилища Аджанты создавались без какого-то определенного «генерального плана» (например самой ранней считается Пещера N 10), поэтому нумерация отражает только их порядковое расположение в составе комплекса (в данном случае – справа налево, т.к. по системе, принятой со времен основания ASI (Archaeological Survey of India), N 1 получает объект ближайший к соседней деревне).

Пещеры расположены на разных уровнях, иногда с довольно значительным отклонением по высоте. В настоящее время вдоль всех них обустроены мощеные площадки, соединенные широкими лестничными переходами. К пещерам, находящимся на верхних уровнях так же ведут современные каменные лестницы.

Всего этого в древности конечно же не было: пещеры не были объединены переходами и к каждой из них от берега реки вела собственная, вырубленная в скале, лесенка. К настоящему времени сохранились только остатки древних лестниц к Пещерам N 16 и N 17, а остальные исчезли без следа в результате обрушения фронтальной части скалы.

Кроме площадок и лестниц вдоль пещер, инфраструктуру Аджанты дополняют: широкая тропа, проложенная по противоположному берегу реки вдоль всего комплекса; три моста (нижний – рядом со входом, средний – напротив Пещеры N 8 и верхний – напротив Пещеры N27) и смотровая площадка, крутая лестница к которой начинается рядом со средним мостом (см. фото выше). Еще одной достопримечательностью Аджанты является водопад, находящийся вверх по течению от Пещеры N 29. Он немного виден от пещеры N 16, а подойти к нему можно по верху обрыва от смотровой площадки (совсем близко) или по низу – по тропе на правом берегу.

Пещеры Аджанты сооружались в два этапа, интервал между которыми составил несколько столетий.

Первыми в 1-2 в.в. до н.э. была высечена группа Пещер NN 8, 9, 10, 12, 13 и 15А. Эти пещерные сооружения относятся к ранней буддисткой традиции и являются современниками и выполнены в том же стиле, что и пещерные монастыри в Питалкхоре, Бедсе, Бхадже, Кондане и пр.

После этого в течении четырех веков в Аджанте ничего не сооружалось и новые пещерные монастыри и храмы появились только в 5 в. н.э., что было связано с расцветом государства династии Вакатака, которые были современниками правивших в северной Индии великих Гуптов.

Wikimedia Commons, Ashok

В течении короткого исторического периода (около 20 лет – с 462 по примерно 480 г.г. н.э.) под патронажем последнего великого правителя династии Вакатака Харишены, его сына, царедворцев и вассалов в Аджанте были высечены (либо начаты, но не закончены) и частью расписаны великолепными фресками остальные 24 пещеры.

Здесь приведена датировка Аджанты в соответствии с последними исследованиями В. Спинка – самого авторитетного исследователя этого пещерного комплекса, посвятившего проблеме изучения Аджанты около сорока лет и издавший наиболее полное описание Аджанты в пяти томах. Аджанта системно изучается уже около 50 лет, поэтому в различных публикациях могут встречаться и другие даты, основанные на более ранних исследованиях (в т.ч. и того же Спинка).  

После этого Аджанта была обитаема и действовала, как полагают, в течении еще нескольких десятилетий, а затем лишенная поддержки в связи с падением правящий династии сангха (буддистское монашеское сообщество) постепенно оставила ее (иногда пишут, что в отдельных пещерах находились немногочисленные обитатели вплоть до 8-го века).

Здесь следуют заметить, что согласно Винае (буддистскому «монашескому уставу») буддистские монахи не имеют права заниматься ни каким трудом и должны существовать сами и содержать свои монастыри только за счет пожертвований мирян. Это всегда являлось главной уязвимостью буддистских монастырей, поэтому глобальные перемены в окружающем их мире (смена религиозных пристрастий правителей, изменение маршрутов торговых путей, обезлюживание местности в результате войн, эпидемий или стихийных бедствий) обычно приводили к катастрофическим для сангхи последствиям. 

Takeo Kamiya

Аджанта второй по размеру после Элоры памятник масштабной скальной архитектуры в Индии и конечно же особое обаяние ей придает окружающий природный ландшафт. Но знаменита она в первую очередь конечно же своими уникальными фресками.

По ним проведено и ведется до сих пор множество научных и искусствоведческих исследований, о них написана масса книг и издано большое количество фотоальбомов.

Не являясь большим поклонником этого вида искусства, пытаться фотографировать фрески и что-то писать о них я не и собирался, но тем не менее могу сказать, что настенные росписи Аджанты – это действительно «нечто» и наверняка они способны произвести впечатление на любого, даже далекого от всего этого человека.

Приличной «ложкой дегтя» в осмотр и фотографирование фресок в Аджанте (впрочем не только них, но и в целом внутренних интерьеров) является искусственный свет в пещерах. Подсветка очень контрастная и сделана из ламп разнообразного, но только не естественного цвета. Встречается желтый разных оттенков, голубой и даже зеленый, при чем часто разные цвета присутствуют в одной и той же пещере. В результате иногда получается такая «хохлома», что просто портится настроение.

Немного истории буддизма и терминологии

В начале этого раздела хотелось бы уточнить, что практически все древние пещерные буддистские храмы и монастыри Индии сосредоточены на сравнительно небольшой территории в Западном Декане вдоль древних торговых путей (территория современного штата Махараштра, в основном округи Пуна и Аурангабад). На остальной территории Индии пещерных буддистских сооружений нет.

Сооружение деревянных помещений для отдыха и проживания буддистских монахов, а так же  павильонов для их общих собраний началось еще при жизни Будды Гаутамы и относится к 5-6-ым векам до н.э.

Однако первые буддистские пещерные сооружения появились несколько позже и датируются 3 в. до н.э. (времени правления великого буддистского императора Ашоки) периоду, когда в буддизме доминировала стхавиравада – «учение старейших».  Считается, что в это время был окончательно сформирован (но еще не записан) буддйский Канон  – Трипитака, одна из частей которого – Виная-питака, посвященная регулированию жизни и деятельности буддистских монахов, содержит раздел (Чулавагга, пали – Cullavagga) с положениями об устройстве мест обитания буддистских монахов, а так же видов зданий, сооружений  и имуществе монастырей.

Высеченные в камне обители и святилища в точности повторяли планировку своих деревянных прототипов, а их создатели с максимальной точностью имитировали в камне элементы балочно-стоечных конструкций и арочных сводов этих сооружений.

Таким образом в скальной архитектуре сложилось два основных типа монастырских помещений: чайьтья-гриха и вихара.

Чайтья-гриха

В буддистской иконографии более 500 лет (вплоть до 1-2 в. н.э.) отсутствовали  антропоморфные (в человеческом облике) изображения Будды Гаутамы, т.к. основной доминантой было поклонение Учению и памяти Учителя, а не его образу.

Основным объектом поклонения в этот период была чайтья (chaitya – санскр., chetiya – пали) – сооружение, главным объектом которого была ступа  (stupa – санскр., thupa – пали), с помещенным в нее в качестве священной реликвии пеплом, оставшимся после кремации (в последующем в ступу стали помещать и другие сакральные объекты), а в качестве символики использовались изображения, связанные с просветлением и проповедью учения Буддой:  дерево бодхи над пустым троном, колесо дхармы и две газели, отпечаток стопы Будды и пр.

В древности слово «чайтья» означало холм, сооруженный над священными останками после ритуала кремации и по своему происхождению связано со словом «chiti» – погребальный костер.

В раннем буддизме это слово применялось для обозначения любых объектов и мест, связанных с поклонением памяти Будды Гаутамы (водоемы, деревья, камни и т.п.), но в последующем слово «чайтья» стало использоваться только как название конкретного типа священного буддистского сооружения, в состав которого входит ступа с реликвиями.

В странах буддизма тхеравада (т.н. «южного буддизма»), а так же в некоторых других странах, священные объекты со ступами и в настоящее время называют так же, хотя в большинстве из них этот термин видоизменился: zedi – в Мьянме (Бирме), chedi – в Таиланде и т.п.        

Ранние ступы имели вид полусферы, установленной на цилиндрическом основании. Обязательным элементом ступы был круговой обход вокруг ее основания (pradakshina – санскр.), отгороженный от внешнего пространства оградой – ведикой (vedika).

Великая ступа в Санчи. Справа апсидальный храм.

Со временем над небольшими ступами стали сооружать круглые павильоны и пристраивать входные портики в виде навеса, что привело вначале к появлению круглых сооружений, а затем и балочно-стоечных строений с апсидальной (закругленной) задней стеной, полукупол которой переходит в арочный свод над основным помещением (древние индийские строители безусловно в совершенстве владели искусством сооружения подобных зданий и раньше, здесь новацией стала только задняя стена в виде апсиды, огибающей ступу). Обход вокруг ступы «вытянулся» в боковые нефы, отделенные от основного пространства зала  U-образной колоннадой и соединяющиеся между собой дугой в апсидальной части зала.

Такие культовые сооружения получили названия  «чайтья-гриха» (chaitya-griha – санскр.).

Санскритское слово «гриха» (griha – санскр.) означает «дом», «обитель»,  «вместилище» и употребляется не только в буддисткой культовой практике – главное помещение со священным образом индуистских храмов называется гарбагриха.

Буддистские чайтья-грихи в виде отдельно стоящих зданий до настоящего времени не сохранились и все, что известно о них основывается на изображениях на барельефах и скальной архитектуре, однако существует индуистский храм Дурги  7 в. н.э. в Айхоле, которой построен по образу и подобию буддисткой чайтья-грихи.

В современных европейских источниках, особенно прежних лет, вместо термина «чайтья-гриха» обычно употребляют сокращенный термин «чайтья». 

Скорее всего он появился в результате непонимания этимологии повсеместно употреблявшегося в научной литературе колониального периода англоязычного термина «chaitya hall», который в принципе почти точно соответствует слову «chaitya-griha»

Следует отметить, что в англоязычных статьях и книгах индийских авторов о ранней индийской (в т.ч. буддистской) архитектуре эта проблема по понятной причине отсутствует и всегда используется только полное название – «чайтья-гриха».

В традиционных чайтя-грихах раннего нет никаких иных объектов поклонения, кроме простых ступ, состав и форма которых достаточно единообразна. Из «малых форм» в основном распространены орнаменты с мотивом ведики, арочных окон (форма листа дерева бодхи – пипала),  также могут присутствовать орнаменты с растительными и геометрическими элементами.

Главной же их особенностью (своего рода «фирменным стилем») скальных чайтья-гриха явлются великолепные резные фасады с огромными арочными окнами, освещающими весь зал.

Для чайтья-грихи классическим является соотношений размеров в пропорции приблизительно 2:1:1 (глубина/ширина/высота), но нередко встречаются отклонения, особенно по длине.

Вихара в период раннего буддизма

В раннем будизме вихары (vihara) представляла собой небольшие строения для временного проживания монахов в период сезона дождей, когда реки разливались, дороги становились непроходимыми и они они не могли за световой преодолеть расстояние от деревни до деревни.

Со временем в вихарах появились постоянные обитатели из числа пожилых и неспособных перемешаться монахов, а сами сооружения превратились в монашеские общежития в составе монастырей, в который кроме вихар входили святилища и различные хозяйственные постройки. Неотъемлемой принадлежностью вихар являлись источники воды, как естественные (реки, ручьи), так и искусственные (подземные каменные цистерны и выдолбленные в камне водоемы).

Пещерные вихары периода стхавиравады очень просты и аскетичны и состоят из веранды, прямоугольного центрального зала  и келий, дверные проемы которых выходят в центральный зал. Входные проемы келий и пространство выше них иногда украшено орнаментами с повторяющимися изображениями арочных окон чайтья-грихи и мотивом ведики.

Пещерные сооружения периода махаяны

В следствии развития и распространения буддизма традиции махаяна существенные изменения претерпели как иконография буддизма, так пещерные буддистские сооружения.

Поскольку в махаяне Будда Гаутама почитается как проявление в человеческом облике высшего абсолюта (подобно аватаре в вишнуизме), объектом поклонения стало изображение Будды, чаще всего в окружении бодхисатв (сверхъестественных существ, добровольно отказавшихся от нирваны ради спасения людей), а практика почитания Учения и памяти Учителя заменилась религиозными ритуалами поклонения высшему существу (что в конце концов сблизило махаяну с индуизмом и послужило одной из главных причин исчезновения буддизма в Индии).

Таким образм на смену чайтья-грихе и вихарам раннего буддизма пришло «святилище с вихарой» буддизма махаяны.

Более точно, но очень громоздко было бы назвать это сооружение «святилищем, которое одновременно является вихарой», т.к. в англоязычной литературе для его обозначения употребляются две англо-санскритские конструкции: chaitya-cum-vihara и shrine-cum-vihara (последняя на мой взгляд более верная). 

В английском языке латинизм «-cum-» употребляется в составных словах, чтобы указать на двойное назначение предмета и как правило переводится выражением «являющийся одновременно». 

На первом этапе своего распространения последователи махаяны занимали ранние вихары и чайтья-грихи и по возможности переоборудовали их под свои потребности.

Как правило в вихарах в одной из келий, расположенной на задней стене напротив входа, оборудовалось главное святилище (на его задней стене высекалось изображение Будды), т.е. эта келья становилась гарбагрихой (храмовым помещением с главным образом).

Очень часто на задней стене веранды и простенках между входными проемами келий старых вихар высекались барельефы с изображением Будды, бодхисатв и различных сверхъествественных существ махаянистского пантеона.

На стенах веранд, на фасадных частях чайтья-грих и рядом с ними все свободные места заполнялись барельефами с изображениями Будды (иногда просто гигантскими, как в Кханери) и разнообразными махаянистскими образами.

В самих залах общих собраний чайтья-грих масштабных изменений и дополнений как правило не проводилось (за исключением наверное настенных росписей в Аджанте и Питалкхоре).

Впоследствии примерно с 5-6 в.в. н.э. стали сооружаться уже собственно махаянистские пещерные святилища с вихарой, но общая компоновка пещер осталась неизменной: веранда с колоннадой; прямоугольный главный зал; расположенное напротив входа высеченное в задней стене помещение главного святилища (иногда дополненное вспомогательными святилищами по бокам) и кельи по боковым и задним стенам. Единственным значимым дополнением в планировку стала замкнутая колоннада в центре главного зала, разделяющая его на центральное пространство и корридор-обход (pradakshina).

Особняком в махаянистских пещерных сооружениях стоят два святилища в Аджанте (Пещеры N19 и N 26) и одно Эллоре (Пещера N 10), которые по своей форме являются копиями стхавиравадинской чайтья-грихи, но по сути чайтья-грихами не являются, т.к. ступы в них выполняют роль скорее декоративных элементов, а главным объектом поклонения все так же является образ Будды.

Практически одновременно с махаянистскими пещерными святилищами начали сооружаться и индуистские пещерные храмы.

К 8 в. н.э., которым датируется последний буддистский пещерный храм в Индии, эти культовые объекты стали практически идентичны по планировке, компоновке внутренних помещений и объектов поклонения, а махаянистский Будда окончательно занял свое место в индуистском пантеоне как восьмая аватара Вишну.

К этому же времени относится и начало заката буддизма в Индии, который просуществовал еще около трехсот лет (в основном там, откуда он начал свое победоносное шествие: на востоке Индии в Бихаре и Бенгалии), а затем окончательно исчез, чтобы через восемь веков усилиями английских археологов и ланкийского подвижника начать возрождаться в Индии снова.

 

Парковка и подход к пещерам

Парковка и торговые ряды, находящиеся на расстоянии около 4 км от пещер  Аджанты, расположены в нескольких стах метрах от остановки на автостраде  MSH8.  Поскольку это место является  Т-образным перекрестком MSH8 с дорогой, ведущей на Аджанту, на картах и в путеводителях оно именуется «Ajanta T-point» или «T-junction». 

На юго-западном краю парковочного комплекса, сразу за симпатичным мостиком через ручей расположена стоянка автобусов до пещер Аджанты.

shus

Проезд в кондиционированном варианте стоит 7 рупий ($0.15) и автобусы отправляются по мере заполнения туристами и местными. Мы просидели наверное минут 15-20, пока не набралось человек 10-12 и автобус не тронулся в путь.

Среди пассажиров автобуса была очень колоритная индийская бабушка, которая вызывала уважение и даже умиление уже тем, что в свои  более чем преклонные годы еще куда-то перемещалась да еще и по такой жаре. Я даже сфотографировал ее на память.

Но как впоследствии оказалось, это была  наша не последняя встреча. Моему изумлению не было предела, когда уже после полудня, обойдя весь комплекс и собрав оставшуюся волю в кулак, я заполз по долгой и крутой лестнице на смотровую площадку на противоположном берегу реки и неожиданно обнаружил там кланяющуюся и приветливо улыбающуюся знакомую бабульку. Подавать попрошайкам в Индии бесперспективно да и просто не рекомендуется, но здесь был совсем другой случай, поэтому к моему «намастэ» были добавлены все мелкие деньги, скопившиеся в кармане.

shus

Где-то через полтора километра автобус переезжает по мосту на левый берег Вагхоры и дальше дорога все время идет вдоль реки вплоть до стоянки перед тикет-офисом Аджанты.

Цена билетов составляет 250 рупий (около $5) и является стандартной для всех объектов Всемирного наследия в Индии.

shus

Тикет-офис находится на уровне речного берега, а к пещерам (до которых отсюда еще метров 300-400) ведет широкая мощеная дорожка, которая начинается лестницей, поднимающаяся серпантином круто вверх.

shus

Наверху лестница переходит в длинную пологий и широкий пандус, ведущий к входу в пещерный комплекс.

Примерно на пол-пути до входа расположен магазинчик ASI (на фото – слева), торгующий путеводителями этой уважаемой организации. Путеводитель непосредственно по Аджанте – узкая книжка с толковым текстом и отличной полиграфией – имеет фиксированную цену 100 рупий (около $2). 

shus

От магазинчика ASI пандус имеет пологий уклон вниз и отсюда уже хорошо видна большая часть комплекса.

shus

Вход в Аджанту выполнен в лучших традициях скальных крепостей Махараштры, но является ли он древним сооружением или прорублен уже в новые времена во время реставрационных работ мне неизвестно.

shus

Пещеры N 1 – N 7

Пещеры с N1 по N7 расположены примерно на одним уровне и относятся ко второму этапу сооружения Аджанты (5 в. н.э.).

shus

 

Пещера N 1

Пещера N 1 является одним из позднейших сооружений Аджанты и неформально называется «королевской пещерой» – считается, что она сооружалась под патронажем самого Харишены – последнего великого правителя династии Вакатака.

Эта пещера имеет наверное самый изысканный фасад во всем комплексе и наибольшее число хорошо сохранившихся фресок, некоторые из которых (например изображение бодхисатвы Падмапни (Авалокитешвары) являются символом Аджанты.

Прекрасная сохранность фресок в Пещере номер N 1 связана в том числе и с полным отсутствием на них следов копоти, характерных для всех жилых монашеских обителей. По общему мнению ученых это связано с тем, что пещера так и не была «освящена» и заселена монахами в связи со скоропостижной смертью Харишены и последовавшим за этим быстрым распадом его империи.  

shus

Пещера N 1 по своему предназначению является святилищем с вихарой кроме и традиционной веранды имела еще и несуществующий ныне входной портик (см. фото выше) – архитектурный элемент отсутствующий у других сооружений Аджанты.

Внутреннее помещение пещеры представляет собой квадратный зал размером 19.5 м х 19.5 м и высотой 4.2 м. Центральная часть зала отделена от остального пространства квадратной в плане замкнутой колоннадой, состоящей из 12 колонн, которая служит границей между собственно залом собраний (центральная часть) и коридором-обходом (пространство между колоннами и стенами).

shus

На боковых и задней стенах главного зала, а так же по бокам веранды расположены 14 очень узких входных проемов, ведущих в монашеские кельи.

Главное святилище пещеры N 1 выполнено по «типовому проекту»: высеченное в задней стене главного зала помещение со статуей сидящего Будды и небольшой вестибюль с двумя колоннами и двумя пилястрами перед ним.

shus

На фото внизу: главная достопримечательность Пещеры N 1 и по сути «визитная карточка» Аджанты знаменитая фреска с изображением бодхисатвы Падмапани (Авалокитешвары) в лучах кислотно-лимонной подсветки.

shus

 

Пещера N 2 

Пещера N 2 так же является святилищем с вихарой и по планировке основного помещения очень похожа на Пещеру N 1, но имеет меньшие размеры (14.5 м х 14.7 м) и выполненную в другом стиле веранду.

Еще одним различием этих пещер является наличие в главном зале Пещеры N 2 двух вспомогательных святилищ, высеченных в задней стене  справа и слева от центрального святилища с образом Будды (в Пещере N 1 на этом месте находятся жилые кельи).

Веранда Пещеры N 2 закрыта полотняным пологом, защищающим ее настенные росписи от непогоды и солнечных лучей.

На фотографии слева вверху видна незаконченная пещера N 3, к которой ведет каменная лестница, начинающаяся у левого края веранды Пещеры N 2.

shus

Колоннада веранды этой пещеры выполнены совсем в другом стиле, чем у пещеры N 1, что вероятно является следствием предпочтений тех лиц из окружения Харишены, под чьим патронажем осуществлялось ее сооружение.

Если в пещере N 1 стиль колоннады близок к южно-индийскому («Махендра»), то здесь колонны включают в себя элементы «северо-индийского стиля»: шестнадцатигранные базы, опираюшиеся на священный сосуд, и капитель, состоящая из стилизованных образов лотоса и плода амалаки.

shus

Веранда Пещеры N 2 является одним из немногих в Аджанте мест, где фрески в таком количестве можно посмотреть в естественном свете, который к тому же очень удачно притенен пологом.

Кроме фресок, еще одной из достопримечательностей этой пещеры являются барельефы на фризах, расположенных над колоннами входных проемов вестибюлей монашеских келий, находящихся в левом и правом концах веранды (см. план пещеры, на фото – внизу вдали над парой колонн).

shus

Внутри пещеры находится множество хорошо сохранившихся настенных росписей с сюжетами на тему Джатак  и жизнеописаний Будды Гаутамы.

shus

Центральное святилище Пещеры N 2 подобно святилищу предыдущей пещеры: небольшой вестибюль, отделенный от коридора-обхода двумя колоннами и двумя пилястрами и гарбагриха с фигурой Будды в окружении Падмапани и Ваджрапани.

Единственным значимым (и интересным) отличием является левая и правая стены вестибюля перед святилищем, которые украшены барельефами с мотивом «Тысячи Будд».

shus

 

Пещера N 3

 

Пещера N 3 находится влево и чуть выше от пещеры N 2 и представляет собой небольшую (10 м по фасаду) незаконченную вихару.

Ее история и причина прекращения работ по ее сооружению неизвестны.

 

 

 

Пещера N 4

Пещера N 4 похожа планировкой на Пещеры N 1 и N 2  и так же является святилищем с вихарой c кельями, высеченными по периметру главного  зала и бокам веранды, и святилищем, расположенном в помещении по центру задней стены главного зала.

Ее сооружение не было полностью закончено – часть келий или вырублены не до конца или только обозначены, а стенные росписи практически отсутствуют.

Этот монастырь является самым большим сооружением Аджанты: размер его главного зала составляет примерно 27м х 29 м, а высота потолка – около 5 м.

Колоннада веранды Пещеры N 4 выглядит мощно и аскетично: гладкие восмиугольные колонны и простые консольные капители в южном стиле.

shus

Огромный дверной проем, ведущий в главный зал, с трех сторон обрамлен хорошо сохранившимися глубокими барельефами.

По бокам верхнего косяка, украшенного повторяющимся изображением Будды в дхьяна-асане, находятся две фигуры sardula – мифического животного, чаще всего с телом льва или тигра, являющегося довольно распространенным в Индии архитектурным элементом (что-то типа химер на европейских храмах).

Справа и слева от дверного проема в два вертикальных ряда по три яруса в каждом высечены фигуры женщин и пар мужчина-женщина (mithuna). Над митхунами средних ярусов изображены парящие небесные пары.

Над дверным проемом находится фриз с повторяющимся изображением окна чайтья-грихи и фигурами Будды в оконных проемах.

webshus.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о