Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей
Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.
Общие сведения
Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.
Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.
Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.
Историческая справка
Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н.э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.
Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.
С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.
После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.
Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.
Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.
Структура комплекса
Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.
Пещеры №1,2,3
Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.
Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:
- фреска короля-аскета;
- царь Сиби Джатака;
- Ваджрапани.
Пещера №4
Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.
Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.
Пещеры № 5
Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.
Пещеры №6, 7
Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.
Пещера №8
По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.
Пещеры № 9, 10
Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.
Пещеры № 11, 12
Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.
Пещеры № 13, 14, 15
Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.
Пещеры №16, 17
Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.
Пещера №18
Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.
Пещера № 19
Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.
Пещеры № 20-25
Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.
Подземелья были украшены следующим образом:
- изображения цветов на стенах:
- фрески с Буддой;
- надписи на санскрите;
- резные орнаменты на стенах и потолке.
Пещера №26
Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.
Пещеры №27-2929
Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.
Как добраться
На автобусе
В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.
Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.
На такси
Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.
Практическая информация
Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.
Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.
Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.
Цены на странице указаны на октябрь 2019.
Полезные советы
- В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
- В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
- Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
- Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
- В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
- Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).
Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.
Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:
Автор: Мария Протасеня
где находится и что посмотреть рядом
Пещеры Аджанты, строительство которых продолжалось 800 лет, расположены в массивной скале в Махараштре. Они богато украшены фресками, которые считаются шедеврами буддийского искусства.
Аджанта разделена на две основные серии пещер, одна построена в 200 году до н.э., а другая закончена около 600 года н.э. Каждая пещера состоит из больших залов, они от пола до потолка украшены детальными иллюстрациями джатаки (притчи). Они рассказывают о жизни Будды.
Эти пещеры выкопаны в форме подковообразного изгиба каменной поверхности высотой почти 76 м. Они возвышаются над узким ручьем, известным как Вагора. Расположение этой долины обеспечило спокойную и безмятежную обстановку для буддийских монахов. Они уходили в эти уединенные места в течение дождливых сезонов. Тут они продолжали свои религиозные занятия, проводили интеллектуальные беседы и много времени проводили над созданием этих пещер. Создание пещер тут проводилось в зависимости от необходимости в разные периоды (начиная с 2-го века до н.э. до 6-го века н.э.). Каждая пещера была связана с соседними лестничными маршами, которые сейчас почти уничтожены, хотя в некоторых местах можно заметить их следы.
Всего из скалы было вырублено 30 пещер, в том числе и незаконченных. Из них пять (пещера № 9, 10, 19, 26 и 29) — молельни чайтя-гриха, а остальные — кельи вихара. По дате и стилю эти пещеры можно разделить на две большие группы. Самые ранние пещеры относятся к периоду раннего буддизма Хинаяна, аналогичные примеры которого можно увидеть в Бхадже, Кондане, Питалхоре, Насике и т. д. В общей сложности 5 пещер в Аджанте относятся к этому направлению, среди них 9 и 10 являются чайтя-гриха, а 8, 12, 13 и 15А — вихара. Эти пещеры датируются дохристианской эрой, самая ранняя из них — пещера 10 датируется вторым веком до нашей эры. Объектом поклонения здесь является ступа, эти пещеры демонстрируют имитацию деревянного строительства до такой степени, что даже стропила и балки искусно имитированы, хотя они несут только декоративную функцию.
Новые пещеры были вырыты во времена династии Вакатака, современников государства Гуптов. Пещеры были выкопаны королевским патронажем вассалами династии Вакатака, что доказывается надписями, найденными в пещерах. Варахадева, служитель царя Вакатака Харишена (475-500 гг. Н. Э.), посвятил пещеру 16 буддийской общине сангха, а пещера 17 была подарком князя (который покорил царство Ашмака), вассала Вакатака. Ещё один период строительства в Аджанте приходится на период с середины 5-го века до н.э. до середины 6-го века нашей эры. Сюаньцзан, известный китайский путешественник, который посетил Индию в первой половине 7-го века нашей эры, оставил яркое и графическое описание процветающего буддийского сообщества.
Всемирно известные росписи Аджанты также делятся на две широкие фазы. Самые ранние замечены в виде фрагментарных образцов в пещерах 9 и 10, они датируются вторым веком до нашей эры. Головные уборы и другие украшения, изображенные на этих картинах, напоминают барельефную скульптуру Санчи и Бхархут.
Второй этап живописи начался примерно в 5-6 веках нашей эры и продолжался в течение следующих двух веков. Образцы этих картин периода Вакатака можно было увидеть в пещерах 1, 2, 16 и 17. Различия в стиле и исполнении на этих картинах достаточно очевидны. Можно с точностью сказать, что над ними работали несколько авторов. На некоторых картинах также отмечается упадок, на что указывают некоторые жесткие, механические и безжизненные фигуры Будды.
Такое видение Будды заметно и на некоторых картинах более позднего периода. Основной темой картин является иллюстрация различных притч джатака, различных инцидентов, связанных с жизнью Будды, а также современных событий и общественной жизни. Потолок неизменно украшен декоративными узорами, как геометрическими, так и цветочными.Изначально поверхность скал тщательно обрабатывалась. Тут еще остались следы от долота. Скульпторы создавали специальные канавки, чтобы максимально долго удерживать краску. Грунтовый слой — железистая земля, смешанная с гравием или песком. Кроме того, художники использовали растительные волокна, рисовую шелуху, травы и другие волокнистые материалы органического происхождения на шероховатой поверхности стен и потолков. Второй слой состоял из грязи и железистой земли, смешанной с мелким каменным порошком или песком. Кроме того, художники добавляли тонкий волокнистый растительный материал. Затем поверхность окончательно покрывалась тонким слоем извести. По этой поверхности сначала наводился контур, а затем внутреннее пространство заполняется необходимыми цветами, со своими оттенками и тонами, благодаря чему достигался необходимый объем.
Используемые цвета и оттенки также варьируются от красной и желтой охры, цветов зелёной земли, извести, белой глины, гипса, сажи и ляпис лазури. Основным связующим материалом, используемым здесь, был клей. Картины в Аджанте не являются фресками, поскольку они нарисованы с помощью связующего агента, в то время как на фресках картины выполняются, пока известковый слой еще влажный, что действует как собственный связующий слой.
независимая архитектура архитектурные причуды подземные объекты пещеры
Авторы: Ана Бойко, Софья Павловская
Пещеры Аджанты – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Пещеры Аджанты выкопаны в отвесной скале над левым берегом реки Вагора на холмах Аджанты. Всего их тридцать, включая незавершенные, из которых пять (пещеры 9, 10, 19, 26 и 29) являются чайтьягрихами (святилищами), а остальные — сангхарамами или вихарами (монастырями). Пещеры соединены с рекой вырубленными в скале лестницами. Раскопки проводились в два разных этапа, разделенных интервалом около четырех столетий. Первая фаза совпадает с правлением династии Сатавахана примерно со 2 века до н.э. по 1 век до н.э., а вторая фаза соответствует ветви Басим династии Вакатака с их феодальными владениями Асмака и Ришика в 5-6 веках н.э.
Всего шесть пещер (пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и 15А) были раскопаны на первом этапе последователями буддизма Хинаяна/Тхеравадин, где Будде поклонялись в аниконической/символической форме. Эти пещеры просты и строги, в них почти нет фресок. Чайтьягрихи характеризуются сводчатым потолком и апсидальным концом, на фасаде преобладает окно в форме подковы, известное как окно чайтья. Внутри они разделены колоннадами на центральный неф и боковые проходы, последние продолжаются за апсидой для обхода. В центре апсиды стоит объект поклонения в виде чайтьи или ступы, также высеченной в скале. Монастыри состоят из астиларного зала, предназначенного для собрания, и ряда келий с трех сторон, служащих жилыми помещениями (вихарами) для монахов.
На втором этапе в рупестральной деятельности доминировали последователи буддизма Махаяны, где Будде поклонялись в форме иконы/идола. Были повторно использованы более ранние пещеры, и было раскопано несколько новых. Однако архитектурные формы более ранней фазы сохранились с новым архитектурным и скульптурным рвением. Стены были украшены изысканными росписями, выполненными в технике темпера; а колонны, кронштейны, дверные косяки, алтари и фасады были богато украшены скульптурным великолепием. Незаконченные пещеры (пещеры 5, 24, 29).) предоставляют отличные доказательства методов и методологии, используемых при раскопках горных пород.
Пещеры Аджанты являются примером одного из величайших достижений древней буддийской скальной архитектуры. Художественные традиции Аджанты представляют собой важный и редкий образец искусства, архитектуры, живописи, социокультурной, религиозной и политической истории современного общества Индии. Развитие буддизма, проявляющееся в архитектуре, скульптуре и живописи, уникально и свидетельствует о важности Аджанты как крупного центра такой деятельности. Кроме того, эпиграфические записи, найденные в Аджанте, дают хорошую информацию о современной цивилизации.
Критерий (i): Аджанта – уникальное художественное достижение.
Критерий (ii): Стиль Аджанты оказал значительное влияние в Индии и других странах, особенно на Яве.
Критерий (iii): С его двумя группами памятников, соответствующих двум важным моментам в истории Индии, этот рупестральный ансамбль является исключительным свидетельством эволюции индийского искусства, а также определяющей роли буддийского сообщества, интеллектуальных и религиозные фойе, школы и приемные центры в Индии во времена династий Сатавахана и Вакатака.
Критерий (vi): Аджанта напрямую и материально связана с историей буддизма.
Целостность
Пещеры Аджанты включают в себя все элементы, необходимые для выражения их выдающейся универсальной ценности, включая ансамбль этих пещер в естественной обстановке, скульптуры, картины и эпиграфы. Он имеет достаточный размер, чтобы обеспечить полное представление особенностей и процессов, которые передают интенсивную художественную и архитектурную деятельность, которая продолжалась в течение 800 лет, отражая буддийскую философию. Он не страдает от неблагоприятных последствий развития и/или запущенности. Вмешательства, предпринятые на протяжении многих лет, были направлены на укрепление структуры пещер. Выявленные потенциальные угрозы целостности объекта включают давление посетителей в окрашенных пещерах, общее управление охраняемым участком, структурную стабильность пещер, включая рыхлые валуны, и возможности персонала объекта.
Подлинность
Подлинность пещер Аджанты выражается в архитектурных формах чайтьягрих и вихар, а также в схемах, используемых для украшения этих пространств, таких как скульптуры и расписные панели, изображающие различные буддийские традиции. Его местонахождение и обстановка, а также материалы и содержание также достоверно связаны с историей буддизма и с двумя важными эпохами в истории Индии.
Требования к защите и управлению
Управление пещерами Аджанты находится в ведении Археологической службы Индии (ASI), в то время как управление буферной зоной находится в ведении заинтересованных сторон, включая ASI, Департамент лесного хозяйства и правительство Махараштры, посредством различных законодательных актов, таких как Древние памятники и археологические раскопки. Закон об объектах и остатках (1958 г.) и Правила (1959 г.), Закон об индийских лесах (1927 г.) и Закон об охране лесов (1980 г.). Они регулируют любой вид деятельности в запрещенных и регулируемых зонах, которые простираются на 100 м и 200 м соответственно от охраняемой территории. В настоящее время осуществляется комплексный план управления консервацией объекта.
Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности в течение долгого времени потребует решения жизненно важных вопросов, таких как контроль потока посетителей в раскрашенных пещерах; общее управление охраняемым сайтом; структурный мониторинг в пещерах, мониторинг рыхлых валунов; и наращивание потенциала персонала на объекте.
Махараштра | Столица, карта, население и правительство
Самые популярные вопросы
Что такое Махараштра?
Махараштра — штат в Индии. Его столица — Мумбаи. Махараштра — один из крупнейших торговых и промышленных центров Индии, играющий значительную роль в общественной и политической жизни страны. Лидирует среди индийских штатов по объему сельскохозяйственного и промышленного производства, торговли и транспорта, образования.
Где находится Махараштра?
Махараштра занимает значительную часть плато Декан в западной части полуострова Индийского субконтинента. Он ограничен шестью индийскими штатами на севере, востоке и юге. Район союзной территории Дадра и Нагар-Хавели и Даман и Диу и Аравийское море находятся к западу от него.
Что означает слово Махараштра?
Согласно одной интерпретации, слово Махараштра происходит от слова maharathi («великий колесничий»), который относится к умелым северным боевым силам, которые мигрировали на юг в этот район. Слово, используемое для обозначения западной возвышенности плато Декан, впервые появилось в надписи 7-го века и в рассказе Сюаньцзана, современного китайского путешественника.
Когда была основана Махараштра?
Махараштра была официально образована 1 мая 1960 года. В лингвистически разделенном штате Бомбей большая часть гуджарати-говорящих народов проживала на севере, а большинство маратхи-говорящих народов проживала на юге. Протесты привели к разделу государства в 1960. На севере был создан Гуджарат, а на юге — недавно переименованная Махараштра.
Чем славится Махараштра?
Махараштра является одним из крупнейших торговых и промышленных центров Индии, поэтому его называют воротами Индии. Махараштра также славится своей культурой и красотой. Древние наскальные рисунки, найденные в Аджанте и Эллоре, являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО и популярными туристическими направлениями. Музыка, танцы, Болливуд, фестивали и многое другое вносят свой вклад в эту живую культуру.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Махараштра , штат Индия, занимает значительную часть плато Декан в западной полуостровной части субконтинента. Его форма примерно напоминает треугольник, с 450-мильной (725-километровой) западной береговой линией, образующей основание, и его внутренней частью, сужающейся к тупой вершине примерно в 500 милях (800 км) к востоку. Махараштра граничит с индийскими штатами Гуджарат на северо-западе, Мадхья-Прадеш на севере, Чхаттисгарх на востоке, Телангана на юго-востоке, Карнатака на юге и Гоа на юго-западе, а также союзной территорией Дадра и Нагар-Хавели и Аравийское море на запад.
Столица Махараштры, Мумбаи (бывший Бомбей), представляет собой островной город на западном побережье, связанный с материком автомобильными и железными дорогами. Удачно названный воротами Индии, Махараштра является одним из крупнейших торговых и промышленных центров Индии и играет значительную роль в социальной и политической жизни страны.
Махараштра является лидером среди индийских штатов по сельскохозяйственному и промышленному производству, торговле и транспорту, образованию. Его древняя культура, в какой-то момент значительно затемненная британским господством, выживает в основном благодаря сильному литературному наследию. Общая литература на маратхи, преобладающем языке штата, фактически сыграла важную роль в воспитании чувства единства среди махараштрийцев. Площадь 118 800 квадратных миль (307,690 квадратных километров). Поп. (2011) 112 372 972.
Земля
Рельеф, дренаж и почвы
Махараштра представляет собой сложный диапазон физического разнообразия. На западе находится узкая прибрежная низменность Конкан, которая достигает своего пика около Мумбаи. В рельефе преобладают многочисленные небольшие холмы. Есть много небольших быстрых ручьев, текущих на запад, длина большинства из них составляет менее 50 миль (80 км). Самый большой из них, Улхас, берет начало в Бхор-Гхате и впадает в море после 80-мильного (130-километрового) пути.
Западные Гаты (горный массив на западной окраине плато Декан; гхат означает «перевал» на маратхи) простираются почти непрерывно на 400 миль (640 км) с севера на юг, а предгорья достигают в пределах 4 миль (6,4 км) Аравийского моря. Высота увеличивается к северу до пиков около 4720 футов (1440 метров). Есть несколько перевалов, через которые автомобильные и железные дороги связывают побережье с внутренними районами. Восточные склоны Гат плавно спускаются к плато Декан и изваяны широкими зрелыми долинами рек Кришна, Бхима и Годавари.
Между долиной реки Нармада на севере, бассейном Кришны на юге и западным побережьем на востоке до города Нагпур, Гаты и треугольное плато внутри страны покрыты обширными излияниями лавы, называемыми ловушками. Они достигают максимальной толщины около 10 000 футов (3 000 метров) недалеко от Мумбаи. Дифференциальная эрозия лавы привела к характерным степным склонам, однородным линиям гребней и настольному внешнему виду многих холмов в Махараштре.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вокруг Нагпура Деканские ловушки уступают место холмистым нагорьям (от 890 до 1080 футов [от 270 до 330 метров] в высоту), под которыми лежат древние кристаллические породы. Долина Вардха-Вайнганга, часть более крупного бассейна Годавари, простирается на юг и имеет множество озер.
Большая часть Махараштры покрыта черноземами, образованными из разложившихся лавовых пород, которые обычно называют «черными хлопковыми почвами» (поскольку в них часто выращивают хлопок). Наносы по склонам размыты средне-бурыми и светлоокрашенными песчаными почвами. Засоленные почвы в долинах рек являются результатом затрудненного дренирования почвы с последующим интенсивным испарением.
Климат
Климат от субтропического до тропического (в зависимости от высоты над уровнем моря) и характерно муссонный (т. е. влажно-сухой) с местными вариациями. Юго-западные муссонные дожди Индии выпадают на побережье Мумбаи обычно в первую неделю июня и продолжаются до сентября, в этот период на них приходится около четырех пятых годового количества осадков. Нормальными являются четыре сезона: март–май (жаркий и сухой), июнь–сентябрь (жаркий и влажный), октябрь–ноябрь (теплый и сухой) и декабрь–февраль (прохладный и сухой).
Западные Гаты и хребты на северных границах сильно влияют на климат и отделяют влажное побережье Конкан от сухой внутренней возвышенности, области, называемой Деш. В Конкане выпадает очень много осадков, в среднем около 100 дюймов (2540 мм), а в некоторых из самых влажных мест выпадает до 250 дюймов (6350 мм), но они быстро уменьшаются до одной пятой этого количества к востоку от Гат. Количество осадков снова увеличивается в восточных районах, достигая от 40 до 80 дюймов (от 1000 до 2000 мм) на крайнем востоке.
В прибрежных районах ровная температура; среднемесячные значения в Мумбаи находятся на уровне 80 градусов по Фаренгейту (около 27–28 ° C). Изменение между дневной и ночной температурой более чем на 13 ° F (7 ° C) необычно. Пуна (Пуна), расположенная выше на плато, имеет более низкие температуры в течение всего года. Во внутренних районах средние летние температуры достигают 100 градусов по Фаренгейту (около 38–41 ° C), а зимние температуры в среднем составляют 70 градусов по Фаренгейту (около 21–23 ° C).
Растительный и животный мир
Леса занимают менее одной пятой территории штата и приурочены к Западным Гатам, в основном их поперечным хребтам, хребту Сатпура на севере и району Чандрапур на востоке. На побережье и прилегающих склонах растительность богата высокими деревьями, пестрыми кустарниками, манговыми и кокосовыми пальмами. В лесах добывают тик, бамбук, миробалан (для окраски) и другие породы дерева.
Колючая растительность, похожая на саванну, встречается в районах с меньшим количеством осадков, особенно в горной части Махараштры. Субтропическая растительность встречается на более высоких плато, где проливные дожди и более мягкие температуры. Распространены бамбук, каштан и магнолия. В полузасушливых районах встречаются дикорастущие финики. Мангровые заросли встречаются на болотах и в эстуариях вдоль побережья.