Петр 1 и коньки: Петр I и коньки — Интересные факты о Петре Великом — К юбилею Петра I — Ресурсы

Кронштадтский вестник » ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. Коньки

Уважаемый читатель! Публикацией этого материала мы продолжаем серию рассказов о спорте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского, и даже мирового спорта.

Коньки как способ развлечения давно были известны русским людям, которые очень любили эту полезную зимнюю забаву. В своём фундаментальном труде «О житии, быте и нравах русского народа»,
Н. И. Костомаров и С. Е. Забелин пишут: «Зимнее увеселение мужчин и женщин было катание на коньках по льду: делали деревянные подковы с узкими железными полосами, которые спереди загибались вверх, так чтобы железо удобно резало лёд. Русские катались на коньках с удивительной лёгкостью и проворством».
Да и само слово «коньки», попавшее в словари всего мира, исконно русское. Дело в том, что русские мастера при изготовлении коньков переднюю, закругленную часть выполняли в форме конской головы, отсюда и это ласковое «конь-ки»!

Сегодня мы, за давностью времён, не знаем имени человека, впервые догадавшегося использовать скольжение для передвижения по льду, но имя пионера конькобежного катания на берегах Невы история сохранила — это царь Пётр Романов.
Работая в Голландии под именем плотника Михайлова, Пётр I увидел повальное увлечение голландцев бегом на коньках и, конечно же, не мог устоять, чтобы снова не надеть их, ведь кататься на коньках он умел с 9 лет. Голландец Яан Номен в своих записках (6 февраля 1698) о пребывании Петра I в Голландии писал: «Московитяне, пользуясь зимним временем, усердно учились кататься на коньках, причём они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности катались по тонкому льду, то некоторые часто проваливались по шею в воду. Но они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, продолжая некоторое время кататься в мокром, затем уж переодевались и снова отправлялись на лёд. Этим они занимались так ревностно, что некоторые из них вскоре стали отлично бегать на коньках».


Пётр I оставил заметный след в истории международного конькобежного спорта, усовершенствовав крепление коньков, первым догадавшись приклепать их к сапогам. Новаторство Петра I официально засвидетельствовано на одной из страниц конькобежной энциклопедии, вышедшей в Нидерландах в 1848 году. Говорят, что подтолкнул его на это голландский воришка, который несколько раз стащил царственные коньки из-под носа у Петра I.
По возвращению на родину, Пётр продолжил своё увлечение, с удовольствием посещая «на реке Неве и близ столицы крутые склоны Вороньей горы», где на Рождество и масленицу сооружались ледяные горы для катания на коньках и санях. Как вспоминал датский посланник Юст Юль, «сам император со многими офицерами появлялся в этих уголках своего парадиза и с удовольствием катался с простым народом».

В заслугу Петру I, как первопроходцу петербуржского, а возможно и кронштадтского конькобежного спорта, необходимо поставить не только жёсткое крепление (клёпку) конька к ботинку, но и приобретение образцов голландских коньков, которые он привёз в Россию. Коньки эти, были «древо-железные» и состояли из деревянных колодок с врезанным в него железным или бронзовым полозом.
К сожалению, со смертью государя увлечение знати и простого народа коньками стало спадать. Журнал «Геркулес» в 1914 году констатировал: «Со смертью Петра Великого исчез в России и конькобежный спорт».

Борис БРИ ЛЬ

(Продолжение следует)

 

← предыдущий материал

следующий материал →


 

Русский лёд. До XIX века коньки считались забавой простолюдинов | История | Общество

24.12.2016 00:04

Константин Кудряшов

Примерное время чтения: 7 минут

7414

АиФ Здоровье №51. Что мешает хорошему сну? 22/12/2016

Катание на коньках на Неве. Public Domain

Некоторым кажется, что лечебно-оздоровительная физкультура на открытом воздухе — дело преимущественно весенне-летнее.

Однако есть любители, которые ждут сезона залитых уличных катков, а то и просто хороших морозов, если рядом есть пруд или водохранилище. Вторые, пожалуй, ближе к истине. Во всяком случае среди наиболее здоровых народов с большим отрывом лидировали те, для кого коньки прочно вошли в обиход. Русские, разумеется, занимают среди них не последнее место.

Европейское чудачество?

По каким-то загадочным соображениям все наши успехи в ледовых забавах начинают с 

Петра Великого. Спору нет — он действительно отлично катался на коньках. Но утверждать, что именно царь-плотник привёз их, как и другие передовые технологии, из Голландии, как минимум безответственно.

Старинные коньки, 1830-е гг. Фото: www.globallookpress.com

Граф Говард Чарльз Карлайл был в Москве в 1663 году — лет за сорок до поездки Петра в Голландию. Вот его слова: «Московиты, как и голландцы, имеют коньки, которые употребляются зимой, когда воды покрыты льдом. Однако не для путешествия, а только для упражнения и согревания на льду, чем брезгуют высокородные, но увлекаются простолюдины. Эти коньки сделаны из дерева, внизу с длинным и узким железом, хорошо полированным, но загнутым спереди, для того чтобы железо могло лучше резать лёд».

Здесь ценно каждое слово. Во‑первых, конструкция. В той же Голландии, да и в Англии простолюдин обходился самыми примитивными коньками — костяными, точно такими же, какие находят при раскопках поселений эпохи каменного и бронзового века. Русские коньки превосходят их на порядок — железный полоз в Европе тогда распространения не имел. Во‑вторых, особо отмечена оздоровляющая роль коньков — «для упражнений». Карлайл ещё и подчёркивает: «Этому московиты обязаны своим крепким сложением, хорошей осанкой и гибкими ногами».

И безупречно точная ремарка о простолюдинах. Она объясняет, почему за границей считали, что русские с коньками не знакомы. Да потому, что там бывали только люди «высокородные», которые этим развлечением как раз и «брезговали».

Не для аристократов

Иными словами, Пётр не привёз коньки в Россию, а только показал личным примером: ничего зазорного для дворянина в ледовых забавах нет. К сожалению, очень многие затеи Петра после его смерти как-то плавно сошли на нет.

В том числе и увлечение коньками. Всё XVIII столетие среди аристократии коньки толком не могли укорениться. И проходили по разряду чудачеств — их позволяли себе немногие. Например, знаменитый полководец Александр Суворов. Да и то не в столицах, а в своём имении Ундол (ныне город Лакинск Владимирской области).

В общем, ситуация была примерно такая. Простой народ катается вовсю. А вот аристократов приходилось уговаривать, как это делал Густав Маур де Паули, преподаватель анатомии и гимнастики, выпустив книгу «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Вот пример уговоров: «Из всех зимних удовольствий нет приличнее и полезнее бега на коньках. Это укрепляет здоровье, грацию движения тела, силу, ловкость, должно составлять забаву юношей и одушевлять людей взрослых». А особый восторг у него вызывает следующее: «Число катающихся на коньках по Неве увеличилось. Среди них даже кадеты и воспитанники прочих учебных заведений». Заметим, это уже 1839 год.

«Дети великого князя Константина Николаевича на катке», начало 1860-х гг. Художник Адольф Иосифович Боде-Шарлемань. Источник: Public Domain

Ай да Пушкин!

Среди «прочих учебных» был и Цар­скосельский лицей. Уже упомянутый Александр Пушкин, по словам его современника Владимира Бурнашова, «был одним из ревностных последователей конькобежного спорта и частым посетителем катка на Неве». Добавим: не только на Неве. Будучи в Михайловском, поэт, катаясь на коньках, даже заболел. Что это за «конькобежная болезнь», прояснил другой литератор, Александр Куприн. В его романе «Юнкера» главный герой, накатавшись до одури, на другой день не может встать с кровати. Мать даёт ему совет: «Эти боли знакомы очень многим: всадникам, гребцам, грузчикам и особенно циркачам. Цирковые люди называют её корруптурой или даже колупотурой. Здесь ни массажи, ни втирания не помогают. А самое лучшее, что я тебе посоветую, Алёша, это — иди сейчас же на каток и начни снова упражняться по-вчерашнему».

На самом деле это крепатура — синдром отсроченной мышечной боли. Наверное, единственное недомогание, с которым могут встретиться любители коньков. Способ лечения со времён Пушкина и Куприна не изменился. Зато изменилось наше отношение к конькам. Сбылась мечта пропагандистов, которые надеялись: «Это должно стать национальным русским достоянием с большой буквы».

Смотрите также:

  • Новогодний выбор. Кто ближе россиянам – Дед Мороз или Санта? →
  • Ледовые забавы: где столице самые «правильные» катки? →
  • Арарат. 5137 метров мужества →

конькиПетр Iвсемирная история

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

1 Питер | Journey Through Series

Я не умею хорошо кататься на коньках, поэтому всякий раз, когда я смотрю, как пары фигуристов так легко и красиво передвигаются по льду во время зимних Олимпийских игр, я испытываю благоговейный трепет. Обычно мужчина высокий, сильный и часто в темной одежде, которая мало привлекает внимания. Его партнерша, женщина, обычно меньше ростом, легче и одета в яркую струящуюся одежду. Они отличаются друг от друга, но их различия делают их рутину еще более красивой.

Некоторые неверующие мужья во времена Петра были так поражены кротостью, чистотой и благоговением своей жены-христианки, что без слов тянулись к Тому, Кто преобразил их жену.

Брак между мужчиной и женщиной также предназначен для извлечения выгоды из различия и гармонии. Многие, пришедшие ко Христу из разных культур, хотят знать: как выглядит христианский брак?

Основываясь на Божьем благом замысле (см. Бытие 1:27), Он предназначил, чтобы мужья вели с любовью, а жены уважали руководство своего мужа, живя в союзе.

Мужьям важно заметить в 1 Петра 3:1, что Петр не говорит мужьям заставлять своих жен подчиняться. Скорее, он мягко призывает жен добровольно ″ подчиниться своим собственным мужьям″. Это подчинение не каждому мужчине или мужу, а «своему собственному» мужу (ст. 1) — тому, кто должен жертвенно и с любовью посвятить себя твоему благополучию. Это часть жизни в «чистоте и благоговении» перед Богом (ст. 2, или буквально «страх Божий», как мы видели в 1 Петра 2:18).

К сожалению, многие мужья плохо обращаются с драгоценной женщиной, которая вверяет себя его заботе. Петр обратится к мужьям в 3:7.

Сегодняшние стихи посвящены другой, хотя иногда и связанной с этим проблеме жены, которая сопротивляется роли мужа, что делает его лидерство более трудным. Многие мужья высмеиваются, позорятся и презираются своими женами, иногда на глазах у детей или даже публично.

Мужчины, которые по своей природе глубоко ценят уважение и готовы умереть за честь, находят такую ​​домашнюю обстановку чрезвычайно трудной. Они часто в ответ избегают домашних обязанностей или не любят жену, которую обещали любить. Это не оправдание для мужчин, но это одна из причин, по которой Писание призывает жен подчиняться своим мужьям. Фигурист-мужчина не может эффективно вести партнершу, сопротивляющуюся его ведению.

Также указана еще одна причина, связанная с темой ″наблюдающего за миром″ 1 Петра. Некоторые неверующие мужья во времена Петра были настолько поражены кротостью, чистотой и благоговением перед Богом своей жены-христианки, что без слов тянулись к Тому, Кто преобразил их жену.

Я знаю город, где многие мужья были алкоголиками. Они тратили деньги впустую, были ленивы и не были хорошими мужьями или отцами, и их жены не находили в них ничего достойного уважения. Но когда пожилая христианка призвала жен относиться к своим мужьям с уважением, а не с их обычным презрением, некоторые мужчины последовали сценарию из 1 Петра 3:1-2. Некоторые мужья стали приходить в церковь и к вере во Христа. Постепенно они стали любящими и ответственными руководителями своих семей. Они были заинтригованы и в конце концов покорены кротостью и грацией своих жен.

скейт, Серия проповедей о скейтах, Серия проповедей о скейтах

Этот мир не мой дом
Предоставлено Джеффом Страйтом, 12 января 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *