Женщина-пилот в гражданской авиации в России — 13 мая 2023
Анастасия работает пилотом почти полтора года
Фото: Cherinfo.ru
Поделиться
Анастасии Тушенковой 25 лет, она жила и училась в Новосибирске, а потом в Санкт-Петербурге и во Франции. Сейчас девушка живет в Череповце, играет в большой теннис, танцует вог и часто посещает другие города, ведь она работает пилотом. В авиакомпании «Северсталь» Анастасия управляет пассажирским самолетом Bombardier CRJ-200. На нем она летает в Мурманск, Архангельск, Петрозаводск и другие города страны. Анастасия рассказала нашим коллегам из NGS.RU, почему выбрала такую профессию, где училась и о чем мечтает.
Учеба Анастасии проходила в мужских коллективах
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
В 8-м классе Анастасия пошла учиться в Сибирский кадетский авиационный колледж имени Александра Ивановича Покрышкина.
— На меня повлиял сериал, который я видела, когда мне было лет 14, про спасателей МЧС. И я подумала, что хотела бы стать спасателем. Начала разговаривать с родителями о том, как можно уже в школе начать подготовку к профессии. Стали смотреть, какие есть варианты, — рассказывает Анастасия.
Первый полет — в 16 лет
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
Сначала семья поехала в кадетский корпус МЧС, чтобы посмотреть и познакомиться с руководством. Заведение не привлекло Анастасию. Но ей понравилась идея учебы именно в кадетском корпусе, и она стала искать похожие варианты в Новосибирске.
— Наткнулась на авиационный кадетский корпус, куда к тому же набирали девушек. Стала рассматривать его для учебы, потому что было довольно скучно в обычной школе. И так я оказалась в этом корпусе, было не очень просто туда поступить, — вспоминает Анастасия. — Уже там заболела авиацией. Когда только шла, не понимала, хочу заниматься этим или нет. Но когда вокруг одни самолеты, когда дают полетать, знакомишься с этим поближе, то выбор уже не стоит. К выпускному я уже знала, кем хочу быть.
Девушка первая из семьи связала судьбу с авиацией
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
По словам Анастасии, во время учебы в корпусе, а потом и в университете на 5 девочек приходилось примерно 30 мальчиков. При этом она не чувствовала предвзятого отношения от учителей и преподавателей. Но всё же получить допуск к самостоятельным полетам девушкам было сложнее, но Анастасию это не испугало:
— К самостоятельным вылетам на самолете без инструктора не совсем хотели допускать девочек. Боялись, берегли. Я для себя поставила цель — вылететь, это было довольно сложно. Первый полет состоялся в 16 лет. Это был Як-52, легкомоторный самолет на два места. Спереди сидит курсант, сзади — инструктор. Летали мы 12 часов. По завершении кому-то разрешали летать самостоятельно, в том числе мне.
Раньше Анастасия хотела работать в военной авиации
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
После окончания школы Анастасия поступила в Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. В первый год девушка училась на «наземной» специальности, потому что на летную не получилось пройти по баллам ЕГЭ. На следующий год Анастасия всё-таки смогла начать учиться на пилота.
— В университете преподаватели и инструкторы считали, что девочки лучше готовятся, более ответственные. Во время летной практики инструкторы любили в свою команду принимать девочек, потому что они лучше готовятся к полету. На других дисциплинах не было никакой дискриминации. Выучил — сдал, не выучил — не сдал.
Анастасия стала первым человеком в семье, кто работает в авиации.
— Мама всегда хотела, чтобы я стала счастливой. Поэтому любой мой выбор она поддерживала. Никогда не стояло вопросов, как меня отговорить. Когда хотела пойти в военную авиацию, она переживала, потому что работа довольно тяжелая. Тогда мама предлагала другие варианты. Но потом поняла, что это мой осознанный выбор, и поддерживала. Так случилось, что я оказалась в гражданской авиации. Думаю, она выдохнула, что так всё сложилось, и сейчас рада.
Контракт с «Северсталью» действует 5 лет
Фото: Cherinfo.ru
Поделиться
После окончания вуза, в 2021 году, Анастасия начала искать работу. Она отметила, что до пандемии выпускники, как правило, старались устроиться в крупные авиакомпании. После будущие пилоты стали обращать больше внимания и на региональных перевозчиков.
Анастасия узнала об авиакомпании «Северсталь», которая находится в Череповце. Расстояние до Санкт-Петербурга, где живет семья девушки, — около 550 километров. Анастасия прошла собеседование, ее приняли на должность второго пилота. Но, чтобы приступить к работе, нужно было пройти дополнительное обучение, чтобы управлять самолетом Bombardier CRJ-200, который эксплуатируют в этой авиакомпании.
— Меня отправили на переобучение. Когда мы выпускаемся из университета, то умеем пилотировать на одном типе воздушного судна. Это небольшой самолет, который мы в качестве практики изучаем. После каждый студент находит работу в авиакомпании, где эксплуатируют другие самолеты, — объясняет Анастасия. — Обучение на Bombardier проводят в небольшом количестве городов и стран. В России, например, в Санкт-Петербурге можно переучиться. Еще в Германии, Франции и Канаде. И когда я устраивалась на работу, в России тренажер временно не работал, поэтому нас отправили во Францию на два месяца. Обучение проводили французские инструкторы на английском языке.
У Анастасии получается совмещать работу, увлечения и встречи с семьей
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
Анастасия работает в Череповце вторым пилотом с декабря 2021 года. Она заключила контракт с «Северсталью» на 5 лет. В основном она летает в Мурманск, Архангельск, Москву, Санкт-Петербург и Петрозаводск. Возможно, летом добавятся рейсы в Сочи и Минеральные Воды. Поначалу она боялась реакции пассажиров на то, что самолетом управляет девушка. Но страхи оказались беспочвенными:
— Я переживала, что услышат, что пилот женщина, и захотят выйти. Но такого не происходит. Иногда бортпроводники передают, что пассажир передал свое восхищение.
В будущем Анастасия хочет получить разрешение на международные полеты. Она уже прошла необходимые курсы, знает английский на нужном уровне, поэтому осталось только пройти специальную тренировку с инструктором.
Во время учебы в кадетском корпусе Анастасия училась прыгать с парашютом
Фото: предоставила Анастасия Тушенкова
Поделиться
— В нашей сфере карьерный рост легко определен. Сначала работаешь вторым пилотом, потом — командиром, если позволяют навыки, после чего можно стать пилотом-инструктором, а затем пойти в сферу управления. Есть люди, которые всю жизнь летают вторым пилотом, потому что им так нравится, — рассказала девушка.
Сейчас Анастасия живет в Череповце, она совершает рейсы 4–5 дней в неделю. Несмотря на ненормированный график, ей хватает времени на увлечения. Она успевает ездить в гости к семье в Санкт-Петербург, заниматься большим теннисом и танцует вог. Анастасия планирует и дальше строить свою карьеру в авиации и когда-нибудь стать пилотом-инструктором.
Мы писали про девушку, которая переехала в Новосибирск из Казахстана и устроилась работать в котельную. Она пошла по стопам отца и стала сварщицей.
Светлана Еременко стала первой женщиной-пилотом в Белоруссии
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
02.03.2016 14:00
Поделиться
В летном отряде «Белавиа» — прекрасное пополнение
Илья Лисецкий
Полку женских профессий в Беларуси прибыло. Накануне Нового года впервые за штурвал пассажирского самолета, следовавшего из Минска в Ашгабат, села пилотесса. Пока Светлана Еременко еще стажер и летает с инструктором, однако уже совсем скоро станет полноправным вторым пилотом.
…Женщина на борту самолета — это всегда либо пассажир, либо бортпроводник. Так испокон веков заведено. Вполне понятно, почему окружающие, когда узнавали, что Светлана учится в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, даже не сомневались — на стюардессу. Когда же после банкротства российского перевозчика «Трансаэро», где наша героиня проходила переподготовку на «Боинг», пилотесса в поисках соответствующей вакансии обзванивала авиакомпании, то зачастую сталкивалась с пренебрежением: дескать, тот, за кого звоните вы, пускай звонит сам.
— Когда же я отвечала, что звоню за себя, мне говорили: девушек-пилотов у нас нет и не будет. В «Белавиа» же ко мне отнеслись серьезно. Приятно, что мои профессиональные навыки подошли. Ведь в этой работе тебя не поставят в кабину пилота для красоты, как цветочек. Безопасность, люди, за которых мы отвечаем, — это очень серьезно. Вообще, я считаю, что в современном мире уже давно не делят профессии на мужские и женские. И если у человека есть желание, позволяет здоровье и получено качественное образование, то совершенно неважно, какого он пола. Самолету все равно, кто им управляет, если все процедуры выполняются в соответствии с документами.
Быть пилотом Светлане, кажется, было предначертано генетикой и географией. А как по-другому, если ее отец — страстный фанат авиации, с малых лет грезивший стать летчиком, но из-за плохого зрения не прошедший медкомиссию? Если детство Светы прошло на аэродроме крохотного якутского поселка Хонуу, куда добраться можно было разве что самолетом?
— Папа сейчас — авиационный специалист в области радиотехнических средств. Иногда даже следит за моими полетами на flightradar, а затем спрашивает об особенностях полета: почему, скажем, летели не так, как обычно? Мама какое-то время работала на метеостанции, а теперь в университете гражданской авиации. Папа настолько ее вдохновил, что и она тоже связала свою жизнь с небом. Мой муж тоже пилот. Работает в авиакомпании «Россия». С ним мы познакомились в Екатеринбурге на учебе. Многие знали: я — штурман, могу помочь по навигации, если кому-то что-то непонятно. Вот Сергей мне и позвонил, чтобы помогла с материалами по зачету. Наш дом в Санкт-Петербурге, родители мои сейчас переехали туда же. Хотя с мужем мы вынуждены жить раздельно, но очень друг по другу скучаем. Супруг понимает, что жизнь без неба невозможна, ведь у него все так же, как у меня.
Куда именно летать — во Францию или в Египет, в Швейцарию или Туркменистан, — Светлане неважно. Хотя муж, признается она, завидует, пусть и по-доброму. Его география не столь широка — это Омск, Тюмень, Самара… Для нашей же героини интереснее всего не маршрут, а взлет и посадка:
— Даже когда я возвращаюсь в Минск, думаю о самой посадке: анализирую полет, слежу, как пилот управлялся с ветром. Все мое внимание приковано к тому, как сажать самолет, а не где. Хотя, конечно, и виды из иллюминатора бывают восхитительными. С высоты завораживают леса. Особенно над Россией. Они бесконечны. В Европе наоборот — город на городе. Во время рейсов на Хургаду — пирамиды.
Профессиональные мечты пилота Светланы Еременко — полетать на Ан-124 «Руслан», самолете, на который она даже пыталась устроиться штурманом, или на Ан-225 «Мрия». Затем — быть инструктором, делиться опытом, давать летное воспитание, смотреть, как человек делает первые шаги, направлять его. И гордиться своим делом.
— Если бы мне предложили другую работу, то единственное, что бы я выбрала, это работу мамой. Я хотела бы иметь двоих детей — мальчика и девочку. А еще, если честно, была бы рада взять ребенка из детского дома. И не совсем маленького, а лет восьми-десяти, чтобы он мог поверить в чудо. А захочет ли мой ребенок стать пилотом или журналистом, ему решать…
Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №7(731)
Поделиться
БеларусьАвиатранспорт
7 Известные женщины-пилоты в авиации
Хотя Международный женский день и Всемирная неделя женщин-авиаторов остались далеко позади, отмечать великие достижения и подчеркивать некоторые достижения женщин в авиации следует каждый день.
Хорошо известно, что в авиационной отрасли преобладают мужчины. В начале 1943 года примерно только 30% работающих в авиации составляли женщины. Вторая мировая война была невероятно важна и расширила возможности женщин в авиации, многие из которых смогли продвинуться во многих областях авиации, таких как механики, авиадиспетчеры, инструкторы и рабочие на конвейере по производству самолетов. Согласно статье BBC News от 17 февраля 2015 года, сегодня только 3% пилотов составляют женщины, что составляет около 4000 женщин из 130 000 пилотов по всему миру.
Чтобы подчеркнуть некоторые из этих достижений, ниже приведены некоторые выдающиеся женщины, которые оставили свой след в истории и дали возможность женщинам сегодня выйти на рынок труда.
1. Раймонда де Ларош
Фото: en.wikipedia.org
В 1910 году Раймонда де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота. С расстоянием 201 миля и высотой 15 700 футов она установила два мировых рекорда в 1919 году по самому продолжительному полету женщины-пилота.
2. Гарриет Куимби
Фото: en.wikipedia.org
Харриет Куимби стала первой официальной лицензированной женщиной-пилотом в Соединенных Штатах, когда она совершила первый 12-секундный полет с братьями Райт. В 1912 году она стала первой женщиной, перелетевшей Ла-Манш. Харриет Куимби также была журналистом и оказала огромное влияние на других женщин в авиации.
3. Амелия Эрхарт
Фото: en.wikipedia.org
Одна из самых известных пилотов всех времен, Амелия Эрхарт стала 16-й женщиной, получившей лицензию пилота. Она была первой женщиной, совершившей перелет через Северную Америку и Атлантику.
4. Жаклин Кокран
Фото: en.wikipedia.org
Жаклин Кокран оказала огромное влияние на современную авиационную эпоху. До того, как Соединенные Штаты были вовлечены во Вторую мировую войну, она предложила программу, позволяющую женщинам-пилотам выполнять небоевые обязанности. Перед смертью в 1980, она также была рекордсменом по скорости, высоте и расстоянию, чем любой другой пилот (мужчина или женщина).
5. Бесси Коулман
Фото: en.wikipedia.org
В 1921 году Бесси Коулман стала первой афроамериканкой-пилотом. После того, как она не смогла поступить в летные школы в Соединенных Штатах, она выучила французский язык и прошла обучение в одной из самых известных летных школ Франции, École d’Aviation de Frères Caudron. Вернувшись в Соединенные Штаты, она до 19 лет занималась головокружительной карьерой.26 и постоянно боролись за устранение расовых и гендерных барьеров в авиационной отрасли.
6. Эми Джонсон
Фото: en.wikipedia.org
Эми Джонсон была первой женщиной-пилотом в Великобритании, которая в одиночку совершила перелет из Англии в Австралию. За этот полет она получила награду Hormon Trophy, а самолет, на котором она летела, DH-60 с маркировкой G-AAAH и прозвищем «Джейсон», сейчас находится в Музее науки и техники в Лондоне.
7. Джерри Мок
Фото: en.wikipedia.org
В 1964 году 38-летняя домохозяйка Джерри Мок вошла в историю как первая женщина, совершившая путешествие по миру в одиночку. Время в пути составило 29 дней 11 часов 59 минут. Награжден золотой медалью Федерального авиационного управления.
К началу 1930-х годов в мире насчитывалось около 200 женщин-пилотов. К 1935 году их число увеличилось до 800. Одним из главных прорывов в авиационной промышленности стало то, что женщинам было разрешено участвовать в воздушных гонках против своих коллег-мужчин.
Большинство женщин, которые научились летать, сделали это во время Второй мировой войны и часто проходили обучение в рамках программы подготовки гражданских пилотов CAA. К 1941 году более 900 женщин получили лицензии, и более 40 из них работали инструкторами, имеющими квалификацию CAA.
Аналогичным образом были созданы Женские пилоты ВВС США (WASP) и Женские вспомогательные военно-воздушные силы Великобритании (WAAF) для найма женщин-пилотов на должности, традиционно занимаемые мужчинами. В рамках этих программ было обучено в общей сложности 1074 женщины-пилота полетам на самолетах между заводами и авиабазами, что позволило пилотам-мужчинам выполнять другие боевые и военные функции.
От наших матерей и жен до наших сестер и друзей, никто не был бы там, где он сейчас, без поддержки, которую мы получили от всех важных женщин в нашей жизни.
Первые американки в полете
Кто были первыми американками, совершившими полет? Чтобы заработать их лицензии пилота? Каковы их истории? Познакомьтесь с решительными женщинами, которые поднялись в небо в то время, когда возможности для женщин были сильно ограничены.
Бессика Райш
Бессика Райх была одной из первых женщин-пилотов. (Архив Национального музея авиации и космонавтики, Смитсоновский институт, NASM 2007-5475) 900:02 16 сентября 1910 года Бессика Райш совершила первый аккредитованный самостоятельный полет женщины в Соединенных Штатах. Райш считалась «новой» женщиной 20-го века, потому что она водила автомобиль и носила шаровары. Помимо того, что она была опытным музыкантом, художником и лингвистом, она также участвовала в типично «мужских» занятиях, таких как плавание и стрельба. Изучая музыку в Париже, Раиш заинтересовался полетом баронессы Раймонды де Ларош.Поселившись в Минеоле, штат Нью-Йорк, она и ее муж Франсуа построили свой первый самолет — типа Райта — в своей гостиной. Именно на этом хрупком корабле из бамбука и шелка она совершила свой одиночный полет. 19 октября10 октября Авиационное общество удостоило ее обеда и золотой медали как первой в Америке женщины-летчика.
Райши расширили свою домашнюю авиационную промышленность из шелка, проволоки и бамбука и превратили ее в прибыльную компанию – Франко-американскую аэроплановую компанию. В конце концов, когда Райш отказалась от полетов по состоянию здоровья, она начала новую сложную карьеру доктора медицины. Она стала одной из первых в стране женщин-специалистов с практикой в области акушерства и гинекологии.
Бланш Стюарт Скотт
Бланс Стюард Скотт была смелым человеком, совершавшим подвиги на земле и в воздухе. (Архив Национального музея авиации и космонавтики, Смитсоновский институт, SI-2004-15001)Бланш Стюарт Скотт была первой американкой, совершившей одиночный прыжок в воздух, хотя ее полет не считается официальным.
Всегда заинтересованная в вызове, Скотт стала первой женщиной, которая проехала на автомобиле от побережья до побережья в 1910 году. Когда она проезжала через Дейтон, штат Огайо, она наблюдала за полетом самолета Райта, и она совершила свою первую поездку на самолете после того, как она достигла Калифорнии.
Автопутешествие Скотта привлекло внимание Джерома Фанчиулли из выставочной команды Curtiss, который спросил ее, не хочет ли она научиться летать. Хотя Гленн Кертисс не разделял энтузиазма Фанчулли по обучению Скотта летать, он согласился давать ей уроки. Она была первой и единственной женщиной, получившей инструкции от Кертисса. Чтобы ее самолет не набрал достаточную скорость, чтобы подняться в воздух при самостоятельном рулении, Кертисс вставила деревянный брусок за педалью газа.
Скотт летал в составе нескольких выставочных команд, выполняя перевернутый полет и «смертоносные прыжки» с высоты 4000 футов (1219 метров). Ее беспокоил общественный интерес к авариям и отсутствие возможностей для женщин в качестве инженеров или механиков, поэтому она уволилась с полетов в 1916 году. После карьеры на радио и в кино она стала специальным консультантом Музея ВВС в Райте. Авиабаза Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо, в 1950-е годы.
Гарриет Куимби
Гарриет Куимби стала первой американкой, получившей лицензию пилота. (Архив Национального музея авиации и космонавтики, Смитсоновский институт,NASM-9A18697-020B)
Несмотря на очень короткую карьеру, Харриет Куимби остается одной из самых популярных женщин авиаторов. Куимби была первой американкой, получившей лицензию пилота, и первой женщиной, совершившей в одиночку перелет через Ла-Манш.
Куимби родилась в Мичигане и со временем переехала в Калифорнию со своей семьей. В 1902 году она устроилась писателем в Dramatic Review в Сан-Франциско, а в 1903 году начала писать для Leslie’s Weekly в Нью-Йорке. Она посетила 1910 Belmont Park Aviation Meet и была настолько вдохновлена воздушным выступлением Джона Мойсанта, что попросила его научить ее летать.
1 августа 1911 года Куимби получила свой сертификат Federation Aeronautique Internationale и сразу же присоединилась к Moisant International Aviators, выставочной команде. Она путешествовала с группой Мойсан в Мексику и стала первой женщиной, пролетевшей над Мехико.
Quimby приобрел моноплан Bleriot 50 во Франции 19 марта.12 и начал подготовку к полету через Ла-Манш. Ее советник, Густав Амель, неуверенный в способности женщины совершить такой полет, предложил переодеться Куимби и совершить полет за нее. Она отказалась и вылетела из Дувра, Англия, в Ардело, Франция (примерно в 25 милях (40 км) к югу от Кале) 16 апреля 1912 года. Она мгновенно стала сенсацией и с триумфом вернулась в США
.1 июля 1912 года на Гарвардско-Бостонском авиационном совещании Куимби летел на «Блерио» с Уильямом Уиллардом. Внезапно самолет накренился и Уилларда выбросило из кресла; Затем самолет перевернулся, выбросив и Харриет. И Куимби, и Уиллард погибли в гавани Дорчестера.
Матильда Мойсан
Матильда Мойсан была одной из первых женщин-пилотов в Америке. (Национальный музей авиации и космонавтики, Смитсоновский институт) Матильда Муасан стала второй женщиной в США, получившей лицензию пилота. Мойсант научилась летать в авиационной школе Мойсанта своего брата Альберта на Лонг-Айленде вместе с летчиком Харриет Куимби и получила лицензию 13 августа 1911 года. Вместе два летчика и друзья присоединились к Moisant International Aviators.Мойсан дебютировала на выставке Nassau Boulevard Aviation Meet в сентябре. В ноябре она выиграла высотный трофей Родмана Ванамакера, пролетев на своем моноплане Moisant мощностью 50 л.с. на невероятной высоте 4000 футов (1219,2 метра). Она обыграла и Куимби, и французского пилота Элен Дютриё.
Мойсант участвовал в соревнованиях по Соединенным Штатам и Мексике до ранней весны 1912 года, часто летая на большей высоте, чем большинство пилотов-мужчин. Затем, склонившись перед желанием своей семьи, которая все еще не оправилась от роковой аварии ее брата Джона в 19 году10 октября Мойсант запланировала свой последний полет на 14 апреля 1912 года в Уичито-Фолс, штат Техас. Это было почти последнее ее выступление, так как ее самолет загорелся при приземлении из-за утечки в топливном баке. Мойсан вытащили из-под обломков с горящей одеждой, но, к счастью, тяжелый шерстяной летный костюм спас ее от серьезных травм.
Бесси Коулман
У Бесси Коулман была короткая, но новаторская карьера пилота; ее целью было открыть собственную летную школу для всех заинтересованных студентов. (СИ 80-12873)
Бесси Коулман стала первой афроамериканкой, получившей лицензию пилота 15 июня 1921 года. В 1920-х годах получить лицензию пилота чернокожей женщине в Соединенных Штатах было невозможно, поэтому Коулман переехала во Францию, чтобы получить летный сертификат.
Получив лицензию, Коулман вернулась в Чикаго и устроилась на работу пилотом, выполняя трюки на авиационных шоу. В эпоху сильных расовых предрассудков и законов Джима Кроу Коулман выступал на выставочных шоу только в том случае, если толпа была десегрегирована.
30 апреля 1926 года Коулман и ее механик отправились на тренировочный полет перед предстоящим выступлением. Полет вскоре стал трагическим, поскольку самолет разогнался, а затем внезапно вошел в пике, штопор и перевернулся. И Коулман, и ее механик были убиты.
Узнайте больше о Бесси Коулман
Этот контент был перенесен из более ранней онлайн-выставки «Женщины в истории авиации и космоса», на которой рассказывались истории женщин, представленных в музее в начале 2000-х годов.