Капсулу с посланием комсомольцев 1968 года вскрыли в Петербурге | Новости общества | Известия
Общество
Санкт-Петербург
Фото: vk.com/topspb_tv
Читать iz.ru в
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Санкт-Петербурге 29 октября вскрыли капсулу с посланием комсомольцев будущим поколениям, заложенную в 1968 году на территории завода «Красная заря».
«Мы живем в трудное, но прекрасное время. Трудное — потому, что каждый день, каждый час империалисты готовят против нас войну. Прекрасное — потому, что мы своими руками строим счастье для грядущих поколений», — написано в послании.
В Петербурге вскрыли послание комсомольцев 60-х к поколению 2018-го. Капсула с ним хранилась в здании завода «Красная заря». Сегодня ее извлекли из стены и зачитали текст перед собравшимися. pic.twitter.com/kdLPr9GyZT
— Говорю & Показываю (@MOCKBA999) 29 октября 2018 г.
По словам авторов письма, они счастливы, что каждый день всё больше людей встают под «знамена марксизма-ленинизма». В заключение комсомольцы пожелали будущим поколениям «счастья в борьбе».
01_Комсомольцы_TASS_18467613
В понедельник, 29 октября, 100 лет исполняется со дня основания комсомола или, если официально, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. В годы Гражданской войны с его помощью предполагалось объединить молодых людей, желающих отправиться на фронт или присоединиться к борьбе с безграмотностью в тылу. Со временем членство в комсомоле стало обязательным для вступления в КПСС, без которого представить себе дальнейший карьерный рост было нелегко. Впрочем, несмотря ни на что, комсомольцы долгие годы оставались одними из главных романтиков Советского Союза — тысячи молодых людей отправлялись то на целину, то в отдаленные колхозы, свято веря в свою возможность изменить мир, а образы самых достойных из них тиражировались советскими газетами.
«Известия» собрали портреты рядовых комсомольцев разных лет, из самых разных регионов страны. Это, например, Соня Музафарова, которая в 1968 году приехала по комсомольской путевке на строительство Нижне-Тагильского металлургического комбинатаФото: ТАСС/Анатолий Грахов
02_Комсомольцы_TASS_16843317
Правда, далеко не всегда от комсомольцев требовались проявления героизма, даже трудового — комсомолка Нина Зайцева, которая работает на сборке массового любительского фотоаппарата «ЛОМО-Компакт», 1985 год
Фото: ТАСС/Максим Блохин
03_Комсомольцы_TASS_17061482
Портрет комсомольца, каким мы ожидаем его увидеть, — матрос Павел Марченко во время трала рыбы, 1972
Фото: ТАСС/Юрий Набатов
04_Комсомольцы_TASS_17342588
Монтер-комсомолка Люда Исаева проверяет соединения линейного кабельного оборудования, 1973 год
Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
05_Комсомольцы_TASS_18298755
Уже к концу 1970-х в ВЛКСМ числилось больше 36 млн человек. У некоторых были экзотические по современным меркам специальности. На фото: комсомолец Сергей Колин, высококвалифицированный водитель-испытатель автомобилей «Москвич»
Фото: ТАСС/Марис Берсонс, Янис Круминьш, Альберт Пушкарев
06_Комсомольцы_TASS_17969661
Геодезист Владимир Бауэр во время разбивки сейсмического профиля в Казахской ССР, 1979 год
Фото: ТАСС/Владимир Медведев
07_Комсомольцы_TASS_19062535
Комсомолка Таня Вилкова в 1971 году работала на Мурманском рыбоконсервном комбинате, который считался одним из самых передовых предприятий области
Фото: ТАСС/Семен Майстерман
08_Комсомольцы_TASS_18458601
География комсомольских ячеек была весьма и весьма широка. На фото: простой советский комсомолец, старший чабан колхоза имени Ленина Кумсангирского района Ахмад Мамаюсупов, Таджикская ССР, 1971 год
Фото: ТАСС/Владимир Стеченцев
09_Комсомольцы_TASS_17526732
Вообще-то, в комсомол принимали с 14 лет, однако средний возраст участников организации, с которым комсомольцев обычно принято ассоциировать, — это около 20 лет. Верхняя возрастная планка составляла 28 лет. На фото: овощевод Ольга Кинтэ в павильоне выращивания рассады помидоров с помощью искусственного солнца
Фото: ТАСС/Ефим Драйшнер
10_Комсомольцы_TASS_24441428
Комсомолка Рысты Ажбекенова — передовая рыбачка из колхоза «Кызыл-Балык», 1985 год
Фото: ТАСС/Евгений Шлей
11_Комсомольцы_TASS_17626877
Для советского населения и в первую очередь для пионеров комсомольцы должны были быть образцами честности и трудолюбия, поэтому образы многих из них активно тиражировались в газетах того времени. На фото: работница тепличного хозяйства одного из брянских совхозов, Лариса Дворянчикова, в теплице
Фото: ТАСС/И. Рабинов
12_Комсомольцы_TASS_17726455
И наконец, зоотехник-птицевод, комсомолка, руководитель бригады одного из совхозов Донецкой области и просто красивая девушка Валя Ляпина с подопечными
Фото: ТАСС/Роман Азриель, Л.
СамсоновРанее в этот же день стало известно, что в Хабаровске в день 100-летия Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи извлекут капсулу с посланием потомкам. Она была заложена комсомольцами в 1958 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Реклама
Письмо комсомольцам 2018 года. Из прошлого пришло послание | ОБЩЕСТВО
29 октября 2018 года исполняется 100 лет Комсомолу. Ровно 50 лет назад, комсомольцы 1968 года написали послание комсомольцам 2018. Капсулу с посланием торжественно заложили в стену здания на площади Ленина в Петрозаводске. Теперь здесь Национальный музей Карелии, который и опубликовал послание предков.
Дорогие наши потомки!
Мы, комсомольцы 60-х годов ХХ века, отмечаем полувековой путь комсомола. Вы будете праздновать столетие ВЛКСМ.
В день большого праздника – 50-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи – мы решили обратиться к вам, комсомольцам 2018 года, с этим письмом, поделиться с вами своими мыслями.
Мы живем в героическую эпоху. На наших глазах, под влиянием идей Великой Октябрьской социалистической революции, рушится мир эксплуатации, порабощения, колониального гнета. Решающим фактором мирового общественного развития является могучее социалистическое содружество государств во главе с нашей великой и любимой Родиной – Союзом Советских Социалистических Республик.
С огромной гордостью пишем мы вам о том, что за годы Советской власти неузнаваемо преобразилась родина Октября. Советский человек первым проник в космос, овладевает тайнами атома, строит гигантские гидроэлектростанции, сооружает новые города.
На долю комсомольцев 60-х годов выпало больше счастье: своим трудом, своими руками создавать основу коммунистического общества, претворять в жизнь Программу КПСС, решения XXIII съезда партии.
Комсомольцы и молодежь Петрозаводска и Карельской АССР вместе со всеми своими сверстниками участвуют в выполнении этих грандиозны задач.
Сегодня в рядах городской комсомольской организации 27 тысяч юношей и девушек. Среди нас тракторостроители и слюдяницы, машиностроители и деревообработчики, строители и железнодорожники, врачи и учителя, студенты и школьники. Разные мы по профессиям, по своим характерам, способностям, увлечениям. Но всех нас объединяет беззаветная преданность делу революции, делу нашей родной партии.
Во имя торжества коммунизма сражались с врагом комсомольцы на фронтах гражданской войны, трудились на новостройках первых пятилеток, громили врага в годы Великой Отечественной войны, восстанавливали свои города и села. И сегодня под знаменем марксизма-ленинизма молодежь отдает все свои силы и творческую энергию делу коммунистического строительства.
За годы Советской власти Карелия из «подстоличной Сибири», как ее называли в царской России, превратилась в индустриальную социалистическую республику с высокоразвитой культурой. За 50 светских лет неузнаваемо преобразился наш город. В Петрозаводске возведено столько предприятий, жилых и общественных зданий, сколько не было построено за более чем двухсотлетнюю историю его существования.
При активном участии комсомольцев и молодежи старейший в нашем крае Онежский завод превратился в передовое предприятие тракторного машиностроения, построены и продолжают расширяться Кондопожский и Сегежский целлюлозно-бумажные комбинаты, через лестные массивы западной Карелии проложена железнодорожная магистраль, строится Петрозаводский завод тяжелого бумагоделательного машиностроения, возникают новые города и рабочие поселки.
В настоящее время комсомольцы и молодежь Петрозаводска и Карелии вместе со всем советским народом активно готовятся встретить новыми успехами в труде и учебе бесконечно дорогую для всех нас дату – столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
С болью в наших сердцах мы сознаем, что в мире сейчас неспокойно. Империалисты продолжают атаки против народов, освобождающихся от колониального рабства, против социалистических стран. Наиболее реакционные круги империалистических держав готовятся зажечь пожар новой мировой войны.
В этот торжественный день мы обращаемся к вам, комсомольцам 2018 года, к тем, кому выпало счастье строить коммунизм и жить при коммунизме, с пламенным призывом: будьте настоящими коммунистами, достойными имени великого Ленина, горячо любите свою Родину – Союз Советских Социалистических Республик, умножайте ее богатства, продолжайте и развивайте традиции Коммунистической партии и советского народа, будьте достойными гражданами XXI века.
С болью в наших сердцах мы сознаем, что в мире сейчас неспокойно. Империалисты продолжают атаки против народов, освобождающихся от колониального рабства, против социалистических стран. Наиболее реакционные круги империалистических держав готовятся зажечь пожар новой мировой войны.
Мы, юноши и девушки великой страны Советов, страстные поборники мира. Мы делаем все, чтобы крепить оборону любимой Родины и быть готовыми по первому зову партии вместе со всем народом грудью встать на защиту нашей Отчизны, великого содружества социалистических государств.
Фото: пресс-служба правительства КарелииМечтая о будущем, мы видим землю без войн, страданий и лишений, мы видим общество, на знамени которого начертано: «Мир, Труд, Счастье, Свобода, Равенство, Братство».
Во имя победы коммунизма мы клянемся, что всегда и во всем будем неуклонно следовать героическим традициям Ленинской Коммунистической партии Советского Союза, нашего великого народа, хранить и умножать эти традиции. Мы будем свято оберегать Знамя Октябрьской революции, овладевать бессмертным ленинским учением, будем стойкими борцами за счастье и справедливость, беречь нашу любимую Родину, крепить ее могущество, славу и величие. В этом лучшим примером для нас служит вся деятельность родной Коммунистической партии Советского Союза, жизненный подвиг великого Ленина, его бессмертное учение.
Да здравствует коммунизм – светлое будущее всего человечества!
Принято на общегородском митинге комсомольцев и молодежи, посвященном 50-летию ВЛКСМ.
29 октября 1968 года,
г. Петрозаводск Карельской АССР
Комсомол | Guided History
Автор: Сима Васильвер
Участники празднования 80-летия ВЛКСМ в Москве
Комсомол, официально известный как Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (или ВЛКСМ), был молодежной организацией Коммунистической партии. Он был образован в 1918 году и состоял из молодежи 14-28 лет. Как организация она практически не влияла на советскую политику, но была важным инструментом пропаганды режима. Сам Ленин верил в важность образования молодых советских людей в создании нового общества. Комсомол на протяжении всего своего существования состоял из миллионов членов и оказывал значительное влияние на жизнь членов. Помимо обучения ценностям коммунистической партии, он подчеркивал умеренность и дисциплину и крайне не поощрял такие действия, как курение и употребление алкоголя. Они считались «искушениями буржуазной жизни» — однако этого было недостаточно, чтобы отпугнуть молодежь во время нэпа, что привело к значительному сокращению числа членов примерно в 19 веке.20 с.
Как только комсомол снова обрел свою основу, он стал значимой организацией в советском режиме. В конечном итоге он служил объединением рабочих и активистов, и его члены занимали высокие посты в правительстве. Изучение комсомола может дать интересное представление о советском режиме. Поскольку Советы видели в своих детях будущее нации, то, чему они решили учить и прививать им, имеет большое значение, поскольку это отражает направление, в котором, по мнению лидеров, двигалась нация. информация о комсомоле, от общего фона до специфики, такой как женщина-комсомолка или заметные сравнения между комсомолом и гитлерюгендом. Руководства по исследованиям, специально посвященные этой теме, не так легко найти в Интернете, равно как и не существует большого количества первоисточников и документов. В России есть потенциальные архивы с полезными документами, но, к сожалению, эти коллекции недоступны онлайн. В этом справочнике есть отдельный раздел, посвященный крестьянско-комсомольским отношениям, так как это был важный вопрос для обсуждения внутри организации и заслуживает дальнейшего изучения. Историки посвящали комсомолу либо разделы своих книг, либо писали статьи весьма конкретной и узкой направленности; это руководство стремится изучить любые потенциальные источники и получить как можно больше информации о комсомоле.
Первоисточники
Это комсомольский документ, найденный в этом архиве общественно-политической истории от правительства России. И сайт, и документ на русском языке. В документе говорится, что ЦК КПСС дал задание руководителям комсомола, местных партийных и советских организаций отобрать 50 человек до 40 лет и 50 человек до 35 лет для прохождения двухгодичной программы подготовки для работы в КГБ. . Прося организации прислать своих лучших людей, они КПК дают квоты для каждой местной организации. Другой документ, опубликованный позже, показывает, что должностные лица этих организаций, которые прошли эту программу обучения, вернулись обратно в свои организации и получили высокие должности с большой властью. В документе подчеркивается, что КГБ, ставя своих сотрудников на эти руководящие посты в упомянутых организациях, фактически контролировал их.
Документы были подписаны в 1977 году Юрием Андропевым, тогдашним председателем КГБ, и Алексеем Косыгиным, председателем Совета Министров.
Это действующий сайт ВЛКСМ. Публикует текущие события, международные новости, историю комсомола и общие новости комсомола. Его стоит посетить, чтобы увидеть, какова роль комсомола сегодня, и получить из первых рук историю организации.
Это ссылка на Комсомольскую Правду (Комсомольская Правда). Во времена Советского Союза она служила Всесоюзной газетой Советского Союза и официальным органом ВЛКСМ. После распада Советского Союза она стала ежедневной российской бульварной газетой. Архивы, кажется, не уходят слишком далеко назад, поэтому информации до краха не так много, но все же интересно отметить, что комсомол не отмежевался от этой газеты по сей день и присоединяет к ней свое имя. таблоид.
VLKSM PIN -код
Вторичные источники
Справочная информация: . в отличие от других западных молодежных организаций, комсомол не играл никакой роли в формировании политики. Однако, несмотря на это, он по-прежнему играл важную роль в подготовке политических лидеров партии. Фишер создает хронологический отчет об изменениях комсомольской деятельности и идеологических моделей. Это оказывается полезным, поскольку позволяет провести параллель между изменениями в организации и изменениями в партии и стране, а также их влиянием друг на друга.Фишер, Ральф Талкотт мл. New York: Columbia University Press, 1960.
КОМСОМОЛЬ И РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ: ПРИВИВАНИЕ «КОММУНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ» В ЛЕНИНГРАДЕ В ПЕРИОД НЭПа
коммунистические ценности. Исследуемые методы включают социальную работу и спорт, совместное проживание, «красные крестины», книги и кино. Это хороший ресурс, так как он исследует не только комсомольскую идеологию, но и методы, с помощью которых эта идеология распространялась и навязывалась.
Гудерхэм, Питер. «Комсомол и рабочая молодежь: привитие« коммунистических ценностей »в Ленинграде в годы нэпа».
Советские исследования 34, вып. 4 (1 октября 1982 г.): 506–528.
РОЖДЕНИЕ ПРОПАГАНДНОГО ГОСУДАРСТВА: СОВЕТСКИЕ МЕТОДЫ МАССОВОЙ МОБИЛИЗАЦИИ, 1917-1929
Эта книга посвящена эволюции большевистской пропаганды и содержит специальный раздел о комсомоле. В книге комсомол используется в качестве примера политического использования «добровольческих организаций». В нем утверждается, что комсомол был важен в начале правления режима, поскольку давал энтузиастам возможность высказаться, а в период нэпа, где в некоторых местах он служил единственным напоминанием о советской власти.
Кенез, Питер.
Рождение пропагандистского государства: советские методы мобилизации масс, 1917-1929 гг. . London: Cambridge University Press, 1985.КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЛИГА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, 1917–1932
Эта книга посвящена социальному и политическому аспекту комсомольства в период 1917–1932 годов. Он также изучает взаимосвязь между организацией и режимом времени, расширяя понимание развития и эволюции организаций.
Нойманн, Матиас.
Коммунистический союз молодежи и преобразования Советского Союза, 1917-1932 . New York: Routledge, 2011
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ КУЛЬТУРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
молодежь. Он включает пару глав о комсомоле и посвящен в основном его роли в отношении послереволюционной молодежи
Пилкингтон, Хилари.
Молодежь России и ее культура: строители и созидатели нации . Нью -Йорк: Psychology Press, 1994.Плакат пропаганды, поощряя членов Комсомола участвовать в фермерских работах
крестьяне и Комсомол:крестьяне в Советы: реконструирование идентификаторов Комсома в Роусской Кальсе.
Это статья, основанная на более чем тысяче писем комсомольцев в газеты Крестьянские новости и Журнал крестьянской молодежи , исследующий сельского / крестьянского комсомольца и опирающийся на общие повторяющиеся темы. Письма улавливают голос сельского комсомола и отражают растущее присутствие комсомола среди крестьян. Этот источник дает хорошее общее представление о том, каково было быть комсомольцем в сельской крестьянской местности, и какую роль члены комсомола играли в этой области.
Тирадо, Изабель. «Крестьяне в Советы: реконструкция комсомольской идентичности в российской деревне XIX в.20-е годы».
Славянский исследовательский центр, Университет Хоккайдо 18 (2001): 42–63.КОМСОМОЛЬ И КРЕСТЬЯНСКАЯ МОЛОДОСТЬ: ДИЛЕММА СЕЛЬСКОЙ ЭКСПАНСИИ, 1921-1925
В этой статье Тирадо исследует полемику о наборе крестьян в комсомол. Она хорошо справляется с исследованием полемики, поскольку она охватывает такие темы, как характер комсомольской экспансии в сельской местности, отношение крестьян к этой экспансии и многие другие вопросы дискуссии, связанные с полемикой. Споры и дебаты вокруг него проявлялись по-разному, и Тирадо пишет, что они в некотором роде «маскировали» многочисленные конфликты, такие как отказ комсомольского руководства от компромисса с крестьянством, что было присуще НЭПу. В конечном счете, этот разрыв между городом и деревней станет проблемой в будущем советской истории.
Тирадо, Изабель А. «Комсомол и молодые крестьяне: дилемма сельской экспансии, 1921-1925».
Славянское обозрение 52, вып. 3 (1 октября 1993 г.): 460–476Комсомольский билет
Другие перспективы на Комсомол:Комсомол и Гитлер Югенд
В этой статье сравнивают образовательные книги «КОМСОМОЛ» и «Гирунд», в качестве подчерки инструмент общественного контроля в стране диктатуры. Изучение справочника комсомола дает полезное представление о советских системах убеждений и приоритетах, а сравнение его с другой молодежной организацией помогает поместить его в более широкий контекст. Гулд противопоставляет их, подчеркивая, что комсомол имеет более «оборонительный патриотизм», в отличие от справочника Гитлерюгенда, в котором упор делается на насилие и более доминирующее качество нацистского общества.
Гулд, Джулиус. «Комсомол и гитлерюгенд».
Британский журнал социологии 2, вып. 4 (1 декабря 1951 г.): 305–314.
РАЗБИТОЕ Я КОМСОМОЛА ВОСПОМИНАНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
В этой статье Гиллори берет интервью у комсомольцев времен Гражданской войны и показывает, как войны сформировали их самоощущение. Для многих их чувство собственного «я» «разрушилось», поскольку пережитая травма породила более темную версию самих себя. Это хороший источник, поскольку он предлагает точку зрения, отличную от многих других воспоминаний — негативную. В то время, когда большая часть издаваемой комсомольской литературы служила объединению всех под одной целью, интересно видеть, что в конечном итоге она делала как раз обратное — создавала фрагменты внутри людей, которые не могли быть закреплены. Эти мемуары интересны еще и тем, что резко контрастируют с нынешней героической памятью о войнах.
Гиллори, Шон. «Разбитое Я комсомола из воспоминаний о Гражданской войне».
Славянское обозрение 71, вып. 3 (1 октября 2012 г.): 546–565.
ИСПОЛНЕНИЕ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ: КОМСОМОЛКА КАК АКТРИСА И ОБРАЗ В СОВЕТСКОМ ТЕАТЕ МОЛОДЕЖИ
В период доминирования «нового советского мужчины» и женского членства в комсомоле, составившего около четверти всех членов, мало женщин играли значимые роли в организации. В статье исследуется роль комсомолки в контексте комсомольского театра XIX в.20-е годы – Ленинградский театр рабочей молодежи. В статье рассматриваются десять из одиннадцати спектаклей, поставленных в этом театре, что дает представление о гендерных отношениях в отношении молодежи и, в конечном итоге, о создании комсомолки (женщины-комсомолки). Это отличный источник, потому что очень мало ресурсов, в которых упоминается в глубине женщина играет какую-либо значительную роль в организации – уже одно это говорит о гендерных отношениях в организации
Малли, Линн. «Исполнение новой женщины: комсомолка как актриса и образ в советском молодежном театре».
Журнал социальной истории 30, вып. 1 (1 октября 1996 г.): 79–95.
МОЛОДЕЖЬ! ВАША ОЧЕРЕДЬ!
Хотя основное внимание в этой статье уделяется исследованию понятия «поколение», для этого в ней используется комсомол, и таким образом раскрывается много интересной информации об организации. Он изучает, как возник этот молодой электорат, начиная с концепции партии. Автор использует исследования поколений, проведенные социологом Карлом Мангеймом, для изучения формирования комсомола и предоставляет полезную информацию для понимания того, что могло привести молодежь к вступлению в комсомол, а также обстоятельств и опыта, связанных с этим решением.
Нойманн, Матиас. «Молодость, твоя очередь!»: поколения и судьба русской революции (1917–1932)».
Журнал социальной истории 46, вып. 2 (2012): 273–304.
Пионеры, Ленин и пряничные человечки: письмо из Оренбурга
Традиционный обмен у врача: «Фамилия?» «Ст-ельников» — мой муж очень старается произносить букву «р», но у него это не получается за всю жизнь, почти 45 лет. Все эти годы он добавлял: «Я как дедушка Ленин!» [который тоже не мог произнести «рс»]. Но в последний раз, когда он сказал это, он добавил: «Сегодняшнее поколение, вероятно, не знает, кто это». «Возможно, им и не нужно», — возразила пожилая медсестра.
Возможно… возможно… но 30 лет назад мы конспектировали «Апрельские тезисы» Ленина и учили наизусть стихотворение о кудрявом мальчике. Мы слушали восторженные рассказы о революции, о (неизбежном) освобождении от ига царизма; вскользь упоминалась коллективизация, но нас всегда смущало, что все успехи СССР сравнивались с цифрами 1913 года. О голоде не упоминалось, а о чекистских репрессиях говорили шепотом.
Дети, кажется, еще знают, кем был Ленин, но не уверены в Сталине и Горбачеве
Интересно, что недавно ко мне приезжали из ФСБ. Мужчина рассказал о том, что я пишу, и предложил мне поработать с ними, не хотел бы я обсудить с ними темы для своих статей? Я бы не стал. Но это было, честно говоря, довольно страшно, и у меня по спине побежали мурашки. Что, если бы этот молодой человек изучил и статью Ленина о диктатуре пролетариата (можно было бы только надеяться, что он сделал это не на пустом месте)? Возможно, даже сталинское «Головокружение от успехов». Историю надо изучать и делать правильные выводы.
В какой-то момент, когда мне было лет 15, я услышал от одного из учителей, что если подсчитать минуты, проведенные родителями и детьми вместе (в общении, а не просто сидя вместе на диване), то вряд ли более получаса. Я не поверил опытным специалистам и всю неделю тщательно считал время, проведенное дома со старшими. Прошло минут 20, не больше.
Моя московская подруга уходит из дома каждый день в 7.30, когда ее дочь еще спит. Она возвращается в 10 вечера; дочь уже спит. Связь у них только по телефону.
Елена Стрельникова
У родителей сегодня, даже в провинции, гораздо меньше времени на детей. Мало кто заканчивает работу в 18:00, поэтому современные родители возвращаются домой к своим детям уже в 8:00. И это, надо сказать, не так уж и плохо. Моя московская подруга каждый день уходит из дома в 7.30, когда ее дочь еще спит. Она возвращается в 10 вечера; дочь уже спит. Связь у них только по телефону.
Наши дети постоянно теряют свои телефоны и, кажется, не испытывают при этом никакого чувства вины. В конце концов, их родители все еще зарабатывают. После последнего случая муж заявил, что отказывается покупать еще один телефон — дети должны сами находить способы информировать нас о том, где они находятся и чем занимаются (родители не просили держать их в курсе…). Тем временем я одолжил у коллеги по работе старый телефон с обещанием вернуть его «немедленно, как только…» (сын тоже подрастает). Итак, мы с мужем внимательно посмотрели на ситуацию и решили, что будем общаться с детьми как можно больше. Активное свободное время мы делили между собой: он водил детей на лыжи, а я на коньки. Вечером смотрели диафильмы (аппаратура еще из советского детства). Наша средняя дочь долго не могла понять, зачем он хранит всю эту дрянь, а теперь каждый вечер мы слышим «А ведь папа, ты ведь обещал!» Когда наша младшая дочь сидела в темноте и видела черные картинки на белом экране, она восторженно хлопала в ладоши и восклицала, затаив дыхание: «Ура!» Как насчет этого?! Она тоже «как дедушка Ленин»!
Многие родители, бабушки и дедушки сохранили комсомольский билет. Прошлое было непростым, но, по крайней мере, они были молоды и полны надежд.
Любимая детская просьба (почти и кроме, конечно, сладостей) — рассказывать интересные истории о том, как мы были маленькими. Последний запрос поступил в то время, когда я писал эту статью, поэтому я достал свой школьный альбом с фотографиями, значки и галстук. Муж добавил в свои карточки — членство в комсомоле, в профсоюзе (последнее меня несколько шокировало). Это кто? Где ты? Это что? Зачем? Кому ты платил взносы? Вопросы посыпались в таком количестве, что было трудно за ними уследить.
У детей есть некоторые представления о том, кем был Ленин. Так было и с молодыми людьми и студентами, у которых я брал интервью для этой статьи: «Он какой-то известный человек, не зря же ему памятник поставили!» (9 лет), «народный вождь» (студент 3 курса), «Ленин был революционным лидером» (16 лет), «Я его знаю, он царя сверг» (14 лет) , «Пролетарский вождь, пролетарии всего мира — соединяйтесь!» (студентка 4 курса университета). И замечательный ответ 8-летнего ребенка, с большим вниманием смотревшего документальный фильм «Ленин был революционером, которого убил Капрал [р-н ефрейтор]». Не так уж и страшно, что ребенок перепутал Фанни Каплан с капралом. Я сам всегда путаю Павлов, Александров и Николаев, правивших Россией.
Любимая детская просьба (почти и кроме, конечно, сладостей) — рассказывать интересные истории о том, как мы были маленькими.
Елена Стрельникова
Так или иначе, о Ленине знают все. В меньшей степени Сталин («диктатура — это он»). Но когда дело доходит до хрущевской оттепели («Знаю, знаю, есть хрущевок [пятиэтажек, построенных в огромном количестве в 60-е], но когда это было…?») или брежневского застоя («Я помню, как учитель рассказывал нам о дне, когда он умер. У девочек были черные ленты в волосах и черные фартуки; все плакали», «все нужно было написать для него, он сам не сказал ни слова» ), а как же горбачевская перестройка? Молодое поколение об этом, похоже, даже не знает («Никита? Сергеевич? Михаил?» «Он не был президентом»). Их так учат или они просто не интересуются историей своего народа? Не знаю, но им точно очень приятно смотреть на семейные реликвии!
Любопытно, что все, с кем я разговаривал, знали, что их родители были пионерами. «Так называли детей в советское время», «делали добро» (конечно, мы им не говорили, что прогуливали уроки и подделывали отметки в школьных тетрадях). Еще мне рассказывали, что пионеры «собирали металлолом» (однажды дети из моего класса угнали асфальтированный каток на колесах, который пару часов стоял без присмотра) «и макулатуру» (все местные бабульки знали, кому сбросить пачки газет), «шли строем и выкрикивали лозунги». Мать фактически отговаривала меня от вступления в комсомол. Она сказала, что это все для галочки и скоро придет конец. Я ей не поверил и пошел на очередной разговор. В комсомол я попал только с четвертого раза, потому что просто не мог вспомнить комсомольские стройки, когда меня спрашивали. Мои познания не простирались дальше Байкало-Амурской магистрали и, думаю, не распространялись ни у кого, кроме неприятного молодого человека из приемной комиссии. Этот молодой человек, кстати, прошел путь от классного старосты до функционера в областном министерстве, где масса комсомольцев, плавно перешедших в единороссы.
«Больше всего меня заинтересовала форма моей мамы, — вспоминала одна из моих учениц, — она была такая красивая и такая необычная». Мы с ней долго беседовали об истории России, обсуждали, кто что поддержал и кто что сделал. Меня очень очаровала ее последняя фраза «Боже мой! Как интересно. В какой-то момент нам задали сочинение в школе на тему «Моя семья». Я разговаривал с родителями, бабушкой и дедушкой. Они мало знают об истории нашей семьи – возможно, мне следует еще раз поговорить с ними».
Так или иначе, все знают о Ленине. В меньшей степени Сталин («диктатура — это он»).
Елена Стрельникова
У моей подруги есть дочь, но она не вступала с ней в такие разговоры. Всех своих предков, начиная с прадеда, она украсила изящными оправами; рядом с ними она повесила салфетки, сшитые ее матерью и бабушкой. Рядом с ней стоял берестяной ящик, который она нашла на чердаке родительского дома. Ребенок сам начал задавать вопросы. Она выросла заботливой и доброй. Она не интересуется политикой и живет в мире японской анимации: вечеринки, карнавальные костюмы и большой интерес к японской кухне. Все, что она НЕ получит от сегодняшних школ и университетов.
Волонтёрское движение снова внедряют в школы (у нас была просто русская версия — волонтеры). Сначала вам предстоит пройти отбор, затем вас отправят помогать больным детям и взрослым. Даже говорят (и официально описывают на сайтах и в отчетах, но реально никто не видел), что есть пионерская организация. Единая Россия «Молодая гвардия» заработала накануне выборов. Недавно в магазины были подброшены шпионы: несовершеннолетние дети пытались купить пиво и сигареты, чего по закону им делать не разрешается. Магазины, где продавцы были нерадивыми, висели на дверях наклейки с позором. Очень эффективный!
Локомотивное депо в Ургале, городе на востоке Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Чтобы вступить в комсомол, дети должны были ответить на вопросы о крупных стройках организации. В брежневские времена БАМ был ее флагманом.