Питание староверов: «Что за снеди!»: правила старообрядческой кухни

«Что за снеди!»: правила старообрядческой кухни

Путешествия

На старообрядческую кухню это наложило ограничения — отказ от употребления определенных продуктов и использование разной посуды для своих и чужих.

Кухня старообрядцев как бы законсервировалась на последующие столетия. По сути, за малыми исключениями, это дошедший до нас без особых изменений срез русской кухни середины XVII века. Естественно, она состоит строго из скоромной и постной еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшеничный. В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.

В мясоеды в общинах старообрядцев ели баранину, свинину, говядину. В пищу шли охотничьи трофеи — дикие козы, олени. Ели мясо жареным и тушеным, мясные щи, суп, похлебку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда. По постным дням (средам и пятницам) пища была скромнее: хлеб, блюда из муки, появившийся в XVIII веке картофель с растительным маслом или «в мундире», капуста, постные щи, суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши. В пост пекли пироги с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами и овощными начинками. <…>

Павел Иванович Мельников

Не было, пожалуй, другого писателя, лучше знавшего и изобразившего быт раскольников, чем Мельников-Печерский. Это как раз тот случай, когда говорят: самый страшный черт — это бывший ангел. С 1847 года Павел Иванович Мельников (принявший позднее литературный псевдоним Андрей Печерский) служил чиновником особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе, а с 1850 года — в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе относился необыкновенно ревностно, был «административным донкихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Прославился как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нем слагались песни и легенды — например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены). Однако, досконально изучив раскол, писатель изменил свое отношение к нему. Целый ряд его произведений («В лесах», «Гриша» и другие) — это своеобразная энциклопедия нравов старообрядцев, сложившихся к концу XVIII — середине XIX века.

«Выпили по чашке чаю, налили по другой. Перед второй выпили и закусили принесенными отцом Михеем рыбными снедями. И что это были за снеди! Только в скитах и можно такими полакомиться. Мешочная осетровая икра точно из черных перлов была сделана, так и блестит жиром, а зернистая троечная, как сливки — сама во рту тает, балык величины непомерной, жирный, сочный, такой, что самому донскому архиерею не часто на стол подают, а белорыбица, присланная из Елабуги, бела и глянцевита, как атлас».

Как видите, все весьма благообразно. Даже зернистая троечная… Кстати, не подумайте, что это значит «так себе, на троечку». Дело в том, что белужью зернистую икру лучшего сорта до появления железных дорог отвозили в Москву и другие места на почтовых тройках тотчас после посола. Оттого и звали ее «троечной». Конечно, было бы преувеличением считать процитированные пассажи образцом старообрядческой кухни.

Основная масса людей питалась гораздо скромнее. Тот же Мельников-Печерский, описывая деревенские порядки, дает совсем другую картину: «Но теперь Великий пост, к тому ж и лесованье к концу: меньше двух недель остается до Плющихи, оттого и запасов в зимнице немного. Петряйкина стряпня на этот раз была не очень завидна. Развел он в очаге огонь, в один котел засыпал гороху, а в другом стал приготовлять похлебку: покрошил гулены, сухих грибков, луку, засыпал гречневой крупой да гороховой мукой, сдобрил маслом и поставил на огонь. Обед разом поспел».

Ну а в жизни наверняка все было как-то посередине — ни странно смотрящейся в религиозной среде роскоши, ни чрезмерных самоограничений. Студень с хреном, солонина, щи со свежим мясом, лапша со свининой, пироги с говядиной, баранина с кашей — в большинстве обеспеченных старообрядческих домов эти блюда составляли основу питания. В семьях гостей угощали сбитнем, замененным позднее чаем. Этот обычай до XIX века сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще проникли новые обычаи, по скитам и вообще у сколько-нибудь зажиточных простолюдинов.

На сладкое предлагали так называемые заедки — конфеты, пастилу, разные пряники, орехи грецкие и миндальные, фисташки, изюм, урюк, варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой. Впрочем, были у старообрядцев и существенные отличия от «традиционной» кухни. Посты соблюдали все христиане — и никониане, и староверы. Единственно, старообрядцы блюли их строже и в определенные дни не вкушали не только масла, но даже вареной еды — практиковалось сухоядение. Чем же конкретно отличался раскольничий рацион от общерусского? Отдельные старообрядческие согласия придерживались почти ветхозаветных понятий «чистое — нечистое». Членистоногие, моллюски, кролики, а также бобры не входили в рацион особо ревностных христиан. (Кролик — «копыт нет и жвачку не жует» .) Кое-кто, подобно иудеям, не употреблял и не употребляет скумбрию, налима, миногу, угря и осетра, так как это бесчешуйные рыбы, запрещенные еще в Ветхом Завете.

Также до сих пор некоторые согласия (беспоповцы, неокружники) не едят картофель, не пьют чай и кофе (беспоповцы). Вообще, чай плохо приживался в староверской среде, но купцы чайный обычай все же укрепили. И сейчас в старообрядческом мире на религиозные праздники и поминки никогда не подадут «современную» еду: жареную картошку, бутерброды, салат оливье, курицу гриль. На столе будет лапша, пироги, блины, щи, каша, запеканки, жареная рыба, грибы, мед. Если это поминки, то и, скорее всего, не будет мяса. Но обязательно предложат «сыто» — крепкий манный пудинг, нарезанный на кусочки по числу гостей и едомый в конце трапезы, когда все встают и поется «Со святыми покой» (именно «покой», а не «упокой»). «Поесть досыта» — возможно, это и означало «поесть до вкушения сыта». Что символизировало манну небесную и будущую жизнь.

Из книги: Ольга Сюткина, Павел Сюткин. Непридуманная история русской кухни. — М.: Астрель: CORPUS, 2011.

Фото: Shutterstock (х7)


Теги

  • еда
  • путешествия
  • история

Пять блюд, которые староверы ели много столетий назад, едят и сейчас

Пожалуй, даже тот, кто никогда не интересовался бытом и кухней старообрядцев, хоть одну их кулинарную традицию с ходу назовет — пить чай из самовара. Впрочем, в деревню Вишневец Шарковщинского района к хозяюшкам из любительского клуба староверской игры, кухни и обрядов «Староверские стряпухи» корреспонденты «СБ» ехали отнюдь не чаи гонять. И не за рецептами гульбишников, сканцев и гулен — блюд, которые у здешних «московцев» считались коронными. Даже не за рассказами о том, что каждый из них пользовался исключительно своей посудой, а гостям выдавали прозванную «поганой» кружку. Проявив любопытство, мы быстро пролистали самые зачитанные страницы местных поваренных записей и остановились на самых настоящих сокровищах, от которых в итоге слюнки текли. Хотя, признаемся честно, за стол в обычную сельскую хату за очередными пятью рецептами шли с некоей настороженностью. Виданное ли, сомневались, дело, что блины можно жарить с припеком из квашеной капусты, а в холодец добавлять фасоль? «Но так делали в старину, — успокаивает нас эксперт белорусской кухни Елена Микульчик. — То, что эта кухня абсолютно не похожа на традиционную белорусскую, — результат того, что староверы жили обособленно, можно даже сказать, замкнуто.

На хуторах, отдельной общиной, а мужей и жен находили исключительно среди своих же. И так было буквально до последнего времени — вот рецепты и оказались «законсервированными», не успели ассимилироваться».

Староверские стряпухи — Людмила Ананич, Нина Плотникова, Мария Закревская, Алла Коваленок и их «поваренок» Влад Плотников.

1. Закиданики

В Витебской области застолье без клецок традиционным не считается. При этом особенности их приготовления в каждом районе разные. Скажем, здесь, в шарковщинских краях, эти начиненные свининой картофельные комочки не только отварят, еще ко всему прочему и обжарят. Но даже такая обычная на первый взгляд еда для староверов была чуть ли не деликатесом. Попробуй, говорит руководитель клуба Людмила Ананич, изучившая жизнь старообрядцев «от» и «до», напасись мяса, когда голодных ртов в семье — не один и даже не пять, а по пятнадцать, а то и двадцать. Контрацепция ведь была под запретом.

Альтернатива — клецки «ленивые». Либо, как называют их староверы, в кухне которых каждое блюдо имеет говорящее название, — закиданики. Берем ручки и записываем рецепт:

— Полкилограмма тертого и отжатого картофеля — «дранки» (а для местных именно она была основой основ, ведь картошка в этих краях растет лучше, чем жито) — смешиваем с четырьмя–пятью истолченными вареными «бульбинами». Вбиваем два яйца, сыплем жменю муки, соль. Мясо перекручиваем через крупную «сетку». Таким образом можно сэкономить на фарше. Размешиваем и лепим небольшие клецки. По одной (иначе слипнутся) с разницей в пару минут бросаем их в кипящую воду. Варим на большом огне около получаса. Откидываем на дуршлаг, даем стечь юшке. А затем, чтобы обсохли, в течение нескольких минут обжариваем с морковью и салом.

Весьма вкусно, но обычные клецки «с душами» выглядят эстетичнее.

— Староверы не уделяют никакого внимания внешним эффектам. Красота — это самое последнее, о чем они будут думать, гораздо важнее для них практичность, — объясняет Елена Микульчик.

2. Бобовые котлеты

Еще одна особенность быта старообрядцев — строгое, даже, можно сказать, фанатичное соблюдение всех постов. Календари не дадут соврать: едва ли не полгода им запрещено есть мясо, курицу, рыбу, молоко, яйца (список можно продолжить). Никаких послаблений не давали даже малышам. Как восстанавливать и накапливать силы? Сытными на нашем огороде всегда считались бобовые: непосредственно боб, горох, фасоль. И именно они служили для каждой хозяйки тем самым универсальным ингредиентом для всего. Фасоль (вместе с луком и морковью) староверы добавляли в пшенную и перловую каши, даже рецепт холодца с ней знают. «Если поедите боб с утра — потом только пить хотеть будете», — приговаривает 69–летняя жительница деревни Подборок Алла Коваленок, в то время как Людмила Ананич дает нам мастер–класс по приготовлению бобовых котлет:

— Боб перед вашим приездом мок в течение двух дней. Затем как минимум час я варила его в соленой воде. Как только вздулся — плиту выключила. Почистила. 300 граммов перекрутила на мясорубке вместе с 300 граммами вымоченного ржаного хлеба и четырьмя большими луковицами. Лук дает своеобразный привкус и убирает из боба жесткость. Влила яйцо, можно два. Обваляла котлеты в муке и панировочных сухарях. Зажарила (обязательно на масле, но ни в коем случае не на жиру, боб его впитает в считаные мгновения) на большом огне до появления корочки, перевернув с одного бока на другой раза три–четыре. Это заняло еще около 20 минут.

Елена Микульчик обращает внимание: наличие бобовых в кухне староверов — тот самый маркер, который говорит о ее древности. Напоминает выражение «давным–давно, еще при царе Горохе», а параллельно вздыхает: боб из рациона большинства белорусов, увы, уже вышел. «Наверное, потому, что готовить его долго и утомительно, с ним очень много возни: пока налущишь, пока вымочишь, пока выпаришь…» — заключает она.

3. Оладьи из квашеной капусты

Нет, пожалуй, более доступного, практичного и полезного овоща, чем богатая витамином С капуста.

Есть только, замечает Елена Микульчик, небольшая загвоздка: одной капустой не наешься. Подсказка — смешать ее с тестом или картофельной дранкой. И тем самым придать блюду сытности.

— Люди жили бедно, — проводит экскурс в прошлое «староверская стряпуха» Людмила Ананич. — Но капусту при этом квасили все. Хранилась долго, в пост — не запрещалась. Только была кисловатой. Чтобы ее «подсластить», капусту можно было промыть или же «накропать» ею оладьи — то есть использовать в качестве припека. Капусту для этого рубим, вливаем два яйца, добавляем чуть–чуть простокваши или сыворотки, иначе блин не выйдет пышным, сыплем соду, муку, по вкусу — соль. Жарим на подсолнечном масле. Сначала — на плите. А затем, чтобы капуста подтушилась, на 20 минут ставим в разогретую до 150 градусов духовку. Только не забудьте накрыть сковороду крышкой!

Еще один оригинальный рецепт  рассказывает бабушка Алла Коваленок. Кочан свежей капусты целиком кидали в печь (она, к слову, до сих пор является основным атрибутом быта староверов), затем снимали лист за листом, каждый солили и обливали постным маслом.

4. Кулага

Как именно ритуальное, даже языческое блюдо под названием кулага (этот своеобразный густой кисель готовили исключительно на Купалье и подавали в качестве приношения) могло прорваться через жесткие религиозные заслоны и попасть в кухню старообрядцев — первый вопрос, который крутится у меня на языке. «Но ведь появилось оно еще до христианского периода и уж тем более до того, как произошел раскол православной церкви, — объясняет нам Елена Микульчик. — Поэтому не стоит удивляться, что в той или иной форме такой кисель готовят все славяне, и в этих краях тоже». У Людмилы Ананич, к слову, есть еще одно объяснение: пусть староверы не признавали колядовщиков, не знали обычаев вроде сватовства (невест у них крали), развлекаться молодежи хоть как–то надо было.

— На Купалу оживают все «нячысцiкi». Чтобы их от себя отвернуть, есть кулагу нужно до полуночи, перед тем как идти искать «папараць–кветку». В составе этого блюда только лесные ягоды — черника, малина, земляника, — перечисляет Людмила Анатольевна. — Обязательно цельные, не перетертые. Пропорции (их, впрочем, можно не соблюдать, они на любителя) следующие: на два стакана ягод — стакан воды. Довести до кипения. Заколотить еще одним стаканом воды, разбавленной столовой ложкой ржаной муки. Перемешать. Добавить две ложки меда и оставить покипеть еще минут на десять.

5. Крахомолка

Описать этот исконно старообрядческий десерт можно двумя простыми словами. Крахомолка — это «белорусская панакота». Если же кто–то не владеет современной кулинарной терминологией — нечто напоминающее затирку, но на основе крахмала (потому и крахомолка). Правда, более нежная и без комочков. Подавали ее, колдует над приготовлением Елена Микульчик (делается блюдо, кстати, быстрее быстрого), как соленой, так и сладкой. Варили как деткам, еще не умеющим есть жесткую пищу, так и старикам, которые уже не могут жевать. Осовремененный вариант — крахомолку можно заморозить. Выйдет восхитительное мороженое.

Состав: четыре желтка, полстакана сахара, 200 миллилитров 20–процентных сливок, 600 — молока, 80 граммов картофельного крахмала, щепотка ванили. Технология приготовления: смешиваем все до однородной массы, на небольшом огне, постоянно помешивая, прогреваем до загустения (это, засекает Елена Микульчик, вопрос трех–пяти минут). Раскладываем в силиконовые формочки и на 30 — 40 минут ставим в морозильник.

— Если же готовить соленый вариант, то сахара не нужно добавлять вовсе, а крахмала взять немногим меньше указанного, — советует эксперт белорусской кухни.

[email protected]

Фото Виталия Пивоварчика, Александра СТАДУБА.

Библейское питание для больных верующих

В церкви немало больных и страдающих людей. В эти дни, когда я выступаю в церквях, я не могу не слышать о значительном количестве людей, ищущих молитвы о лечении рака, болезней сердца, артрита и проблем с печенью. Плохое здоровье сейчас является молитвенной просьбой номер один для церквей и служений. Я также обратил внимание на молитвенные просьбы о «тяжелых случаях»: дети, борющиеся с диабетом, тридцатилетние, борющиеся с болезнью Паркинсона, и пятидесятилетние школьные учителя, у которых проявляются первые стадии неврологических расстройств, таких как слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Разве мы не знаем, что обрекаем себя на изнурительную болезнь и/или раннюю смерть, делая неверный выбор в том, что мы едим и как мы живем? Конечно, мы делаем. Мы с вами живем в век информации, когда наши знания удваиваются каждые четыре-пять лет. Если смотреть на вещи с современной точки зрения, то будний выпуск газеты New York Times предлагает больше информации, чем среднестатистический человек, живущий в Англии 17-го века, может получить за всю свою жизнь. Хотя информации становится все больше и больше, чем когда-либо в истории человечества, я не могу сказать, что мы стали здоровее в 21 веке. На самом деле, исследования показывают, что мы становимся менее здоровыми.

Информация — это не то же самое, что знание. Знания приобретаются только тогда, когда человек способен продуктивно понимать, интерпретировать и синтезировать информацию для достижения какой-либо значимой цели. Это различие между информацией и знаниями имеет решающее значение. В «Великом рецепте врача» моя цель — не просто собрать и представить информацию, но помочь вам обрести подлинное знание, понимание и, что более важно, мудрость.

Недостаток знаний

Когда я отвечаю на вопрос, почему верующие не так здоровы, как должны быть, это напоминает мне то, что Бог сказал через своего пророка Осию тысячи лет назад. Говоря о моральном и духовном упадке израильского народа, в Осии 4:6 (NKJV) говорится: «Мой народ истреблен из-за недостатка ведения». Обратите внимание, что Господь сказал «Мой народ», имея в виду верующих, христиан и прихожан, таких же, как вы и я. Он не говорил о язычниках или неверующих. Он сказал: «Мой народ уничтожен из-за недостатка знаний!»

Я убежден, что слишком многие люди проживают жизнь, не осознавая, что по крайней мере 80 процентов болезней связаны с образом жизни. Мы не должны думать о важности того, что мы едим, количествах, которые мы потребляем, и о нашем малоподвижном, быстром темпе и стрессовом образе жизни; в противном случае мы бы не удивились, когда агент Southwest Airlines вежливо требует, чтобы мы купили еще одно место.

Наш коллективный «недостаток знаний» может быть результатом взрыва слишком большого количества противоречивой информации о питании и здоровье. С таким количеством голосов, требующих внимания, трудно понять, кому верить. Многие из так называемых «экспертных» рекомендаций о том, что представляет собой здоровый образ жизни, существуют сегодня, а завтра их уже не будет. Помните, как десять лет назад все говорили, что яйца вредны? Логика питания развивалась следующим образом:
1. Высокий уровень холестерина вреден для сердца.
2. Употребление продуктов с высоким содержанием холестерина повышает уровень холестерина в крови.
3. Яйца богаты холестерином.
4. Следовательно, яйца вредны для сердца, так что не ешьте яйца.

Теперь эксперты в области здравоохранения понимают пользу яиц, богатого питательными веществами продукта, который содержит шесть граммов белка, немного витамина B-12, витамина E, лютеина, рибофлавина, фолиевой кислоты, кальция, цинка, железа, и незаменимых жирных кислот всего в семьдесят пять калорий. Яйца содержат самый качественный белок из всех продуктов, кроме материнского грудного молока. Так что теперь у экспертов по питанию яйца на лице, и они говорят, что их можно есть. В меру, конечно. (Они должны прикрыть свои базы.)

Новые диеты и модные пищевые причуды приходят и уходят, потому что люди не обращают внимания на единственный постоянный источник правильного питания и здорового образа жизни — Библию. Все началось почти 4000 лет назад, когда Бог увел людей из Египта. «Потому что Я люблю вас, — я перефразирую то, что Бог сказал израильтянам, — Я дам вам заповеди, чтобы сделать вас отдельным народом. Я ревнивый Бог. Я хочу, чтобы ты был моим. Я дам вам способы есть, способы жить и способы содержать себя в чистоте. Следуй моим путем, и ты станешь городом на холме. Я поставлю тебя на пьедестал, и ты будешь моим трофеем».

Когда Моисей вел евреев в пустыню и через Красное море, в Псалме 104:37 говорится, что среди всех Его племен не было ни одного слабого (Новая версия короля Иакова). Это удивительно, тем более что историки считают, что в Исходе участвовало более двух миллионов человек, и они никого не оставили — ни больных, ни здоровых, ни молодых, ни старых —! Несмотря на то, что они были порабощены в Египте, израильтяне следовали Божьему плану оздоровления в чужой стране, где они были порабощены.

Возможно, вы читаете это и думаете про себя: В современном мире слишком сложно вести здоровый образ жизни. Попробуйте сделать это, пока вас хлещут за то, что вы недостаточно быстро превратили солому в кирпич! Когда пришло время собирать свои вещи и уходить, они покинули Египет живым, энергичным и здоровым народом.

Так не было ни одного слабого среди всех Его колен. Можешь ли ты сказать то же самое о своем собрании? А как насчет вашего места работы? Что на счет твоей семьи? А как насчет вашей собственной жизни?

Используется с разрешения.

Правило поста Православной Церкви

Традиционное учение Церкви о посте в наши дни широко не известно и не соблюдается. Тем православным христианам, которые стремятся соблюдать более дисциплинированный пост, может быть полезна следующая информация.

Хотя правила могут показаться довольно строгими тем, кто не видел их раньше, они были разработаны для всех верующих, а не только для монахов. (Монахи не едят мяса, поэтому правила относительно употребления мяса не могли быть написаны с их учетом. Точно так же правила относительно супружеского воздержания относятся только к мирянам и женатым священнослужителям.) Хотя немногие миряне в состоянии соблюдать это правило во всей его полноте. , кажется, лучше всего представить его в основном без суждения о том, какой уровень «соответствует» мирянам, поскольку этот вопрос лучше всего решается в собственной среде каждого христианина под руководством его духовных отцов.

Есть много исключений из приведенных здесь общих правил, например, когда большой праздник или престольный праздник прихода приходится на период поста. Подробности узнайте у своего священника и в своем приходском календаре. St. Innocent Press издает настенные и карманные календари, в которых указано правило поста на каждый день года. Календарь Святого Германа, ежегодно издаваемый St. Herman of Alaska Press, также является хорошим ежедневным справочником.

Периоды без поста
Для христианина вся пища чистая. Когда пост не предписан, нет и запрещенных продуктов.

Еженедельный пост
Если не объявлен период без поста, православные христиане должны соблюдать строгий пост каждую среду и пятницу. Следует избегать следующих продуктов:
Мясо, в том числе птица, и любые мясные продукты, такие как сало и мясной бульон.
Рыба (имеется в виду рыба с хребтом; разрешены моллюски).
Яйца и молочные продукты (молоко, масло, сыр и др.)
Оливковое масло. Буквальное толкование правила запрещает только оливковое масло. Особенно там, где оливковое масло не является основной частью рациона, иногда принимается правило включать все растительные масла, а также нефтепродукты, такие как маргарин.
Вино и другие алкогольные напитки. В славянской традиции в постные дни часто разрешается пиво.

Сколько?
К сожалению, легко соблюдать букву правила поста и при этом практиковать чревоугодие. Во время поста мы должны есть просто и скромно. Монахи едят только один раз в день в дни строгого поста, два раза в день «вина и масла» (см. ниже). Мирян обычно не поощряют ограничивать в еде таким образом: посоветуйтесь со священником.

Исключения
Церковь всегда освобождала от строгого поста маленьких детей, больных, очень старых, беременных и кормящих матерей. Хотя людям из этих групп не следует серьезно ограничивать количество потребляемой пищи, никакого вреда не будет, если два дня в неделю обходиться без некоторых продуктов — просто ешьте достаточно разрешенных продуктов. Исключения из поста по медицинским показаниям (например, при диабете) допускаются всегда.

Причастие быстро
Чтобы Тело и Кровь Господа нашего были первыми, что сойдут с наших уст в день причастия, мы воздерживаемся от всякой пищи и питья с момента отхода ко сну (или полуночи, в зависимости от того, что наступит раньше) накануне вечером. Супружеские пары должны воздерживаться от половых контактов в ночь перед причастием.
Когда причастие совершается вечером, как в случае с Преждеосвященными Литургиями во время Великого поста, этот пост следует, по возможности, продлить на весь день до окончания причастия. Для тех, кто не может соблюдать эту дисциплину, иногда предписывают полный пост, начинающийся в полдень.


Постный пост
Великий пост — самый продолжительный и строгий пост в году.

Неделя перед Великим постом («Сырная неделя»): мясо и другие продукты животного происхождения запрещены, но яйца и молочные продукты разрешены даже в среду и пятницу.

Первая неделя Великого поста: В течение первых пяти дней, в среду и пятницу после Преждеосвященной литургии, вкушается только два полноценных приема пищи. Ничего не едят с утра понедельника до вечера среды, это самое долгое время без еды в церковном году. (Мало кто из мирян соблюдает эти правила во всей их полноте). В среду и пятницу, как и во все будние дни Великого поста, следует избегать мяса и продуктов животного происхождения, рыбы, молочных продуктов, вина и масла. В субботу первой недели начинается обычное правило Великих суббот (см. ниже).

Будни со второй по шестую недели: Ежедневно соблюдается строгое правило поста: воздержание от мяса, мясных продуктов, рыбы, яиц, молочных продуктов, вина и масла.

По субботам и воскресеньям со второй по шестую недели: вино и масло разрешены; в противном случае соблюдается строгое правило поста.

Страстная неделя: ужин в четверг в идеале является последним приемом пищи перед Пасхой. Во время этой трапезы разрешается вино и масло. Пост Великой и Страстной Пятницы является самым строгим постным днем ​​в году: даже тем, кто не соблюдал строгий пост, настоятельно рекомендуется не есть в этот день. После литургии св. Василия в Великую Субботу можно выпить немного вина и фруктов для пропитания. Пост иногда прерывается в субботу вечером после Воскресенской утрени или, самое позднее, после Божественной литургии на Пасху.

Вино и елей допускаются в несколько праздничных дней, если они приходятся на будний день Великого поста. Обратитесь к своему приходскому календарю. В Благовещение и Вербное воскресенье разрешена также рыба.


Апостольский пост
Правило для этого поста переменной продолжительности более мягкое, чем для Великого поста.
Понедельник, среда, пятница: строгий пост.
Вторник, четверг: Масло и вино разрешены.
Суббота, воскресенье: рыба, масло и вино разрешены.
Это правило соблюдается многими монастырями в межпостные периоды.


Успение быстро
Пост во время двухнедельного Успенского поста такой же, как во время большей части Великого поста:
Понедельник-пятница: Строгий пост.
Суббота и воскресенье: вино и масло разрешены.


Рождественский пост.
В начале поста правило такое же, как и в Апостольском посте. Во время последней части поста по субботам и воскресеньям больше не едят рыбу. В разных традициях это усиление поста может приходиться либо на последнюю неделю, либо на последние две недели.


Другие посты
Сочельник Богоявления, Воздвижение Креста и Усекновение главы Иоанна Предтечи — постные дни, с дозволением вина и елея.

Быстрые свободные периоды
Дополнением к четырем сезонам поста Церкви являются четыре недели без поста:
Рождество в Сочельник Богоявления.
Неделя после воскресенья мытаря и фарисея.
Светлая неделя — неделя после Пасхи.
Троицкая неделя — неделя после Пятидесятницы, заканчивающаяся Неделей Всех Святых.


Семейный пост
Ожидается, что супружеские пары воздержатся от сексуальных отношений в течение четырех сезонов церковного поста, а также во время еженедельных постов по средам и пятницам. (Этот аспект правила поста, вероятно, еще более широко игнорируется и для многих является более трудным, чем те, которые касаются еды. Признавая это, некоторые источники выступают за более скромное, минимальное правило: пары должны воздерживаться от сексуальных отношений до получения Святого Духа. Причащения и на протяжении Страстной недели.)

Проблемы со здоровьем
Во время поста отказ от запрещенных продуктов не представляет опасности для здоровья, если вы употребляете достаточное количество других продуктов. Потребление кальция и достаточное количество калорий могут быть проблемой для растущих детей, беременных и кормящих матерей. Обогащенный кальцием апельсиновый сок — это простой способ гарантировать обильное потребление кальция, избегая при этом молочных продуктов. Орехи и ореховые пасты являются хорошим источником калорий для тех, кому необходимо поддерживать вес на постной диете.
Если вы новичок в голодании, вас могут беспокоить приступы голода. Голодные муки не вредны; они просто часть поста.
Первые несколько дней длительного периода голодания часто бывают самыми трудными. Не расстраивайтесь из-за головных болей, усталости и т. д. в начале разгрузочного сезона — они исчезнут или уменьшатся в интенсивности. Если вас беспокоит вялость, попробуйте умеренные физические нагрузки. Короткая прогулка может изменить вашу энергию.

В продуктовом магазине. Читайте списки ингредиентов на обработанных и упакованных пищевых продуктах. Сливочное масло, сухое молоко, сыворотка, мясной бульон и сало являются обычными добавками.

Если вы не знаете, что приготовить во время поста, обратитесь к любой из многочисленных вегетарианских поваренных книг, доступных сейчас в книжных магазинах или в вашей публичной библиотеке. На рынке представлено несколько хороших «постных кулинарных книг».


Приведенные здесь правила, конечно, являются лишь одной, самой внешней частью истинного поста, который будет включать в себя усиленную молитву и другие духовные дисциплины, а также может включать в себя решение оставить в стороне другие аспекты нашей повседневной жизни (такие как как кофеин или телевидение), или заняться такими обычаями, как посещение больных.

Очевидно, что многие православные не соблюдают традиционное правило. Если примете его, остерегайтесь гордыни и не обращайте внимания ни на чей пост, кроме своего. Как сказал один монах, мы должны «следить за своими тарелками».

Не заменяйте правило, данное нам Церковью, понятием «решить, от чего отказаться на Великий пост». Во-первых, как можно лучше соблюдайте церковный пост, а затем, посоветовавшись со священником, определитесь с дополнительными дисциплинами.

Нам всегда советуют поститься в соответствии с нашими силами, и вы можете обнаружить по опыту, что вам нужно изменить правило поста, чтобы оно соответствовало вашей собственной силе и ситуации. Но не думайте заранее, что правило слишком сложно для вас. Господь — наша сила, и Он может поддержать нас чудесным и непредвиденным образом.

Те, кто пытается соблюдать традиционный церковный пост, увидят, что, хотя искушения гордыни и законничества реальны, духовная польза велика. Возвращение к более усердному посту могло бы сыграть большую роль в духовном обновлении наших православных церквей.



Изречения о посте

Святитель Симеон Новый Богослов: «Пусть каждый из нас помнит о пользе поста… Ибо сей целитель душ наших действенен, в случае утоления лихорадок и побуждения плоти, в ином для утоления дурного настроения, в ином для прогона сна, в ином для возбуждения усердия, в ином для восстановления чистоты ума и освобождения от злых помыслов. В одном укроет его необузданный язык и как бы немного удержит его страхом Божиим и удержит от произнесения праздных и растленных слов. В другом она будет незримо охранять его глаза и устремлять их наверх, вместо того, чтобы позволять им блуждать туда и сюда, и таким образом заставит его смотреть на себя и научит его помнить о своих ошибках и недостатках. Пост постепенно рассеивает и отгоняет душевную тьму и покрывало греховное, лежащее на душе, подобно тому, как солнце рассеивает туман. Пост позволяет нам духовно видеть тот духовный воздух, в котором Христос, Солнце, не знающее захода, не восходит, а сияет непрестанно. Пост, подкрепленный бодрствованием, проникает и смягчает ожесточение сердца. Там, где когда-то были испарения опьянения, теперь бьют фонтаны умиления. Умоляю вас, братия, пусть каждый из нас постарается, чтобы это произошло в нас! Когда это произойдет, мы охотно, с помощью Божией, прорубимся через все море страстей и пройдем волны искушений жестокого тирана, и так станем на якорь в гавани непроходимости.
«Братья мои, это не может произойти за один день или за одну неделю! Они потребуют много времени, труда и боли, в соответствии с отношением и желанием каждого человека, в соответствии с мерой веры и презрения к объектам зрения и мысли. Кроме того, также в соответствии с усердием его непрестанного покаяния и его постоянной работы в тайной комнате его сердца, это совершается скорее или медленнее по дару и благодати Божией. Но без поста никто никогда не мог достичь ни одной из этих добродетелей, ни каких-либо других, ибо пост есть начало и основание всякой духовной деятельности».
— Симеон Новый Богослов: Беседы, паб. Паулист Пресс. стр. 168-169.

Приснопамятная матушка Гаврилия много времени провела в служении Христу, путешествуя по местам, которые отделяли ее от повседневной богослужебной жизни Церкви. Особенно в эти времена ей сослужил совет духовника архимандрита Лазаря Мура: «Пост — одно из наших величайших орудий против лукавого. Я повторю то, что сказал мне когда-то отец Лазарь. В 1962 года, я уехал в США. Я оставался там долгое время и путешествовал по многим штатам. Большим подспорьем были письма отца Лазаря… Он говорил: «Иди куда хочешь, делай что хочешь, лишь бы пост соблюдался»… Потому что ни одна стрела лукавого не может достать до тебя когда вы поститесь. Никогда.’
— Подвижник любви, жизнеописание матушки Гаврилии, изд. Серия Таланто. стр. 200.

Преподобный Серафим Саровский о посте: «Однажды к нему пришла мать, которая заботилась о том, как бы ей устроить наилучший брак для своей малолетней дочери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *