Площадь Накш-е Джахан, Достопримечательности Ирана
Накш-е Джахан – площадь Имама
Площадь Накш-е Джахан является второй крупнейшей площадью в мире и находится в числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
На протяжении истории название площади менялось: до Исламской революции она была известна как площадь Шаха, а после 1979 года ее официальное название стало площадь Имама – в честь лидера революции Айятоллы Хомейни. Вместе с тем, как среди иранцев, так и среди иностранных путешественников более распространено другое ее название – Накш-е Джахан. Прежде всего, следует рассказать немного о том, что оно означает.
Накш-е Джахан – история названия
Накш-е Джахан в переводе с персидского означает «образ мира» или «картина мира». История этой площади тесно связана с династией Сефевидов, правивших в Иране в XVI–XVIII вв. На пике могущества Сефевидского государства – в годы правления Аббаса I Великого (1588-1629 гг. ) – было объявлено о переносе столицы из Казвина, который находится на севере Ирана, значительно южнее, в Исфахан. В это время за городом закрепилось второе название – «половина мира», что не случайно: Исфахан вобрал себя столько всего прекрасного и удивительного, что его величие можно по достоинству оценить, только если обойти полсвета. А площадь новой столицы – «образ мира» – впечатляла путешественников как своим размахом, так и необычной архитектурой.
История Накш-е Джахан — история Исфахана
Когда шах Аббас I в 1590 году объявил город Исфахан новой столицей государства, процесс переноса столицы из Казвина занял примерно 6 лет. Именно в это время в городе трудилась целая плеяда выдающихся архитекторов и деятелей искусств. Перед ними стояла непростая задача: необходимо было провести перепланировку города и заменить основные элементы старой застройки, восходившей еще к эпохе Сельджукидов (ХI в.). В планах было преображение Исфахана и полное переосмысление концепции иранского города, претендующего на статус столицы великой державы.
Так, из тесного города закрытого типа с извилистыми улочками и плотной застройкой он должен был превратиться в город с широкими проездами и открытыми общественными пространствами, при этом изменения не должны были причинить существенного ущерба уже сформировавшемуся на протяжении веков облику Исфахана.Осуществление столь грандиозного проекта заняло несколько десятилетий. Так, изменения, в первую очередь, коснулись главного места притяжения Исфахана – старой площади (Мейдан-е Кохне), где располагался городской базар. Мейдан-е Кохне совершенно не соответствовала представлениям шаха о главной площади столицы Сефевидской державы, чье население в ту эпоху, согласно путевым заметкам французского путешественника Шардена, приблизилось к полумиллиону жителей. Необходимо было построить такое общественное пространство, которое служило бы как местом притяжения жителей города и путешественников, так и символом государственной власти. Так, на рубеже XVI и XVII веков начинается строительство будущей площади Накш-е Джахан.
Этапы строительства Накш-е Джахан
В 1590–1591 годах площадь начинает оформляться как городское пространство: прежде всего, сефевидские строители выровняли поверхность будущей Накш-е Джахан, придав ей форму прямоугольника, и окружили территорию арочным рядом — пока что одноэтажным. Кроме того, на западной стороне площади были возведены монументальные ворота (Али-Капу), которые должны были разделить общественное городское пространство и резиденцию Сефевидов с шахскими садами.
Другим важным сооружением стал базар на северной стороне площади Накш-е Джахан. Поскольку новый базар изначально должен был удовлетворить потребности дворцового комплекса (особняков сефевидской элиты) и нужды их посетителей, базар часто называют королевским базаром (Базар-е Кейсарийе). Это было чрезвычайно важно: строительство нового базара и расширение торговых площадей способствовало налаживанию экономических связей между оживленным старым торговым центром Исфахана и его преемником в виде Накш-е Джахан, где с этого времени стала концентрироваться торгово-ремесленная деятельность.
В 1602 году снова во всю кипит строительство на площади. На этом этапе в планах было сделать Накш-е Джахан более функциональной как для покупателей, так и для тех, кто занят торговлей и ремеслом: так, был добавлен дополнительный ряд торговых помещений и достроен второй этаж. Конечно, за счет этого территория площади стала меньше, однако с экономической точки зрения это сулило большую выгоду. Отныне весь комплекс представлял собой длинную крытую галерею с множеством магазинов по обеим сторонам от прохода, включая торгово-ремесленные помещения на втором этаже.
В начале XVII в. начинается строительство двух уникальных сооружений сефевидской эпохи – мечети шейха Лутфуллы и мечети Шаха (Масджед-е Шах; современное название – мечеть Имама). Таким образом, в первой половине XVII в. был сформирован ансамбль площади, который сохранился и по сей день.
Значение для города и государства
Площадь Накш-е Джахан выполняла ряд значимых для государства функций. Во-первых, как было уже сказано ранее, она стала центром экономической жизни всего государства. Во-вторых, Накш-е Джахан служила местом отправления различных религиозных церемоний и официальных государственных мероприятий. На площади проводились военные парады, устраивались празднества с запуском фейерверков, соревнования и спортивные игры, например, знаменитая чоуган-бази – иранский вариант конного поло. В настоящее время площадь вымощена камнем, но в XVII в. ее поверхность была усыпана песком специально для проведения этой игры. Чоуган-бази на площади Накш-е Джахан является излюбленным сюжетом иранских мастеров миниатюры. Интересный факт: ворота для игры в чоуган и сейчас можно обнаружить по краям площади.
Структурные компоненты площади
Площадь представляет собой обширное пространство в форме прямоугольника со сторонами 160 и 560 м соответственно. Вся территория Накш-е Джахан охватывает почти 9 га. По периметру площадь обрамляют двухэтажные аркады; они формируют крытые галереи базарного комплекса. В центре площади в настоящее время располагается парковая зона отдыха для посетителей и бассейн с фонтанами.
Бесспорно, интерес всякого путешественника представляют строения, которые расположились на каждой из четырех сторон площади. Так, на западной расположился дворец Али-Капу – резиденция шаха; на северной стороне находится Базар-е Кейсарийе – воплощение экономической мощи государства; к востоку от площади можно увидеть вход в мечеть шейха Лутфуллы, которая стала символом ислама шиитского толка – официальной религии Сефевидского государства; наконец, последнее сооружение – мечеть Шаха – закрепило южную сторону площади и, по одной из версий, является символом мощи исламской общины.
Архитектура площади
Таким образом, все элементы площади, включая расположившиеся по сторонам строения, восходят к одной исторической эпохе, выдержаны в одном стиле и формируют единый ансамбль Накш-е Джахан, дополняя друг друга как в архитектурном, так и смысловом отношении. По этой причине представляется необходимым более подробно ознакомиться с каждым из этих великолепных сооружений.
Начать следует с дворца Али-Капу. Название можно перевести как «высокие ворота» или «великие ворота». Оно отражает замысел сооружения: дворец изначально задумывался как парадные ворота, открывавшие вход в дворцовый ансамбль с размещенными в саду павильонами.
Это пятиэтажное здание с открытым портиком – место пребывания монаршей особы, вид из которого открывается на площадь Накш-е Джахан. Дворец Али-Капу был построен по приказу шаха Аббаса I в первой половине XVII века. Именно здесь государь принимал знатных гостей и иностранных послов, а также праздновал Новруз – иранский Новый год, который отмечается весной.
Дворец уникален в художественном отношении: его стены покрыты росписями придворного художника шаха Аббаса I, знаменитого мастера Резы Аббаси (1565-1635), а также его учеников. В настенных росписях Али-Капу можно проследить цветочные и анималистические мотивы.
Переместимся от шахского дворца на северную сторону площади, где раскинулся роскошный Базар-е Кейсарийе. Он является лишь частью безграничного базарного комплекса Исфахана, соединяясь с другими базарами и караван-сараями длинными крытыми проходами и множественными переулками. Можно легко заплутать в переулках исфаханского базара, особенно, когда глаза разбегаются от красоты и многообразия товаров иранских мастеров и художников.
Все эти множественные проходы являются важными коммуникационными путями для перемещения людей и товаров. Товары, ранее привозимые караванами верблюдов, ослов и мулов, теперь прибывают на грузовиках и после складирования развозятся по различным мастерским и торговым точкам.
Проходим дальше и оказываемся у входа в мечеть шейха Лутфуллы, чей купол так хорошо заметен с портика лежащего напротив дворца Али-Капу. Она была построена главным архитектором Мохаммад Резой Исфахани исключительно для членов правящей династии.
Мечеть была недоступна для широкой общественности, вот почему в ее конструкции не предусмотрены минареты. Ее строительство началось в 1602/1603 г. и завершилось в 1618/19 г. Эта небольшая, камерная мечеть символизирует не только приверженность шиизму, но и личное благочестие шаха и двора. Мечеть получила свое название в честь шейха Лутфуллы — известного богослова из Ливана, приглашенного в Иран Сефевидами для преподавания основ ислама шиитского толка.Завершает краткий обзор памятников архитектуры площади рассказ о грандиозном проекте мастеров сефевидской эпохи – великолепной мечети Шаха на южной стороне Накш-е Джахан. Сооружение Масджед-е Шах стало кульминационным завершением строительных работ под патронажем Аббаса Великого. Строительство этой мечети продолжалось с 1611 по 1630/31 г. Не секрет, что мечеть в Иране не только выступала площадкой для отправления религии, но и исполняла социальную функцию в качестве места встреч и общения жителей. Так, Масджед-е Шах задумывалась как новая соборная мечеть, которая могла бы вместить весь Исфахан на пятничной молитве.
Обе мечети как внутри, так и снаружи облицованы иранской майоликой – расписанными вручную керамическими плитками, которые вместе создают причудливые узоры и орнаменты. Цветные изразцы покрывают купол, стены, минареты и помещения мечетей, поэтому неудивительно, что их строительство и роспись заняли целые десятилетия. Обращает внимание то, что в отделке мечети Лутфуллы преобладают золотистые оттенки, в то время как Масджед-е Шах поражает взор сочетанием множества оттенков голубого, бирюзового и синего. Облицовка зданий яркими цветными глазурованными плитками в технике хафт-ранги («семь цветов») впоследствии распространилась по всему Ирану и нашла свое продолжение в архитектуре более поздних эпох.
Культурное значение
В 1979 году площадь Накш-е Джахан была занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране. Более того, ансамбль площади признан шедевром человеческого гения. Это показывает, что Накш-е Джахан – не просто значимый исторический объект XVI-XVII вв., но и место, которое полностью повлияло на культуру всего мира.
Строительство площади оказало революционное воздействие на дальнейшее развитие городской архитектуры, а также живопись и декоративно-прикладное искусство. Преобразование Исфахана в сефевидскую эпоху стало уникальным событием, повлекшим за собой полное переосмысление архитектуры восточного города периода позднего Средневековья.
Благодаря новаторским технологиям иранских архитекторов, изменился облик Исфахана, который отныне стал ассоциироваться с небесно-голубой облицовкой мечети Шаха. В представлении путешественников закрепился классический образ Ирана с богато украшенными, разноцветными зданиями, облицованными изразцами и прочими декоративными элементами. В оформлении каждого из сооружений Накш-е Джахан была совершенно пересмотрена концепция о том, как должно выглядеть здание снаружи: на площади совершенно невозможно увидеть внешне неприглядную постройку с богатой внутренней отделкой. Сефевидскими архитекторами была сделана ставка в равной степени как на внутренний, на внешний облик строения: каждая из построек Накш-е Джахан будто не стесняется своей красоты, демонстрирует прохожим через роскошное оформление, растительные орнаменты и узоры великолепие сотворённого Всевышним мира. Внутренние помещения также не разочаровывают наблюдателя и полностью соответствуют внешнему облику здания. В этом и была задумка города, за которого, без сомнения, можно отдать полмира.
Наконец, не менее важно и то, что Накш-е Джахан, являясь настоящим памятником человеческому творчеству и кропотливой работе сефевидских мастеров, выступила как площадка для развития и популяризации иранских ремесел. Базар – своего рода «заповедник» иранских народных промыслов, где даже в XXI веке можно приобщиться к вековым традициям и ощутить нерушимую связь времен.
Численность населения в Иране в 2022 году
Света Пинчук
Скопировать ссылку
Численность населения Ирана в 2021 г. составляет около 85,5 млн человек — по данным, опубликованным отделом народонаселения ООН.
Соотношение лиц мужского и женского пола примерно равная — 51 % населения (от общего количества проживающих на иранской территории) составляют мужчины, 49 % — женщины.
Демографический взрыв страна пережила в 40-летний период с 1950-х по 1990-е гг., когда численность жителей исламской республики с 17 млн увеличилась до 54,5 млн граждан. Ежегодный прирост составлял 2,35–4,2 %. В последние десятилетия естественный прирост жителей Ирана (по годам с 1990 по 2020-й) значительно снизился: ежегодно число иранцев увеличивается всего на 1–1,5 млн человек, это 1,1–1,5 % от общей численности.
В текущем десятилетии XXI в. статистка не меняется: в Иране численность населения в 2020 г. составляла 84,5 млн, за год родилось более 1,5 млн человек и умерло 400 тыс. Естественный прирост составил 1,1 млн. Отрицательно сказываются на количестве иранцев миграционные процессы — ежегодно страну покидает более 65 тыс. человек.
Среди всех жителей Республики Иран, количество людей в возрасте до 15 лет составляет около 24 % от общей численности, что делает страну одной из самых молодых в мире. 71 % иранцев приходится на лиц от 15 до 65–летнего возраста, пожилые люди старше 65 лет составляют всего 5 % населения. Средняя продолжительность жизни иранцев — 70 лет. Средняя продолжительность жизни иранских мужчин – 69 лет, женщин – 72 года.
Исламская республика занимает площадь около 1,65 млн км², плотность населения Ирана составляет 51,7 человека на квадратный км. Более 75 % иранцев проживают в городах.
Если судить по показателям, сколько населения в Иране в 2020 г. старше 15 лет могли читать и писать (на любом языке), процент грамотных иранцев составляет около 87 от общей численности. Наибольший уровень грамотности характерен для молодежи — лиц от 15 до 24-летнего возраста. Среди них 98 % умеют читать и писать. Безграмотными в стране остаются около 8,5 млн жителей, из них 65 % — женщины.
В исламской республике проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основное население Ирана по национальностям и численности составляют персы, азербайджанские тюрки и курды.
Главной этнической общностью, представителей которой насчитывается 48–50% от всех жителей численности населения Ирана, являются персы. Они проживают в центральных и южных частях страны. К ираноязычной группе относятся курды (7–9% численности), населяющие провинции Курдистан и Керманшах, гилянцы, таты, талыши и мазендеранцы (8%), проживающие на южном побережье Каспия, луры и бахтияры (2%) — на юго-западе, белуджи (2%), селящиеся на границе с Пакистаном.
Если поинтересоваться, какое население Ирана (этническая общность) занимает второе место после персов, то это азербайджанские тюрки, которые составляют 24–26 % от всех жителей страны и являются ядром тюркской группы. К тюркской группе относятся также туркмены (2% – в Мазендеране и Хоросане) и проживающие в Фарсе кашкайцы (вместе 3–4%).
Численность арабов, компактно проживающих в Хузестане и на островах Персидского залива, не превышает 3% граждан. Сохранились небольшие этнические группы евреев, армян и ассирийцев, живущих общинами, главным образом, в городах.
Иранская республика — это многонациональное, мультикультурное общество, образовавшееся в результате тысячелетий миграции и завоеваний. Примерно половина иранцев говорит на фарси и аффилированных диалектах в качестве основного языка. Остальная часть жителей исламского государства говорит на языках из индоевропейской, урало-алтайской (тюркской) или семито-хамитской языковых семей.
Важно отметить, что в Иране размещение населения происходит независимо от происхождения или основного языка этнической группы, многие представители идентифицируют себя с основными особенностями иранской культуры и цивилизации. Это также относится и ко многим народам, не являющимся иранцами, живущим в Афганистане, Центральной Азии, Северной Индии и других частях Ирака и стран Персидского залива.
Читайте также:
- Какая вера, религия и ритуалы в Доминике?
- Виза в Словению
- Кударцы — жители гор
- ТОП 5 лучших SPA отелей в Турции
- Лара с собственным пляжем
Есть что добавить?
КСИР подтверждает отправку сухопутных войск в курдские регионы Депутат подтвердил, что Сухопутные войска Революционной гвардии были переброшены в курдские районы для подавления протестующих.
Мохаммад Эсмаил Коусари, представляющий Тегеран в парламенте, который был командиром штаба КСИР в Саралле, которому было поручено обеспечивать безопасность столицы, заявил в интервью в среду, что «курдские сепаратистские группировки, особенно Демократическая партия Иранского Курдистана (ПДКИ), Комала и Педжак (Партия свободной жизни Курдистана)» дислоцировались в иракском Курдистане и стремились взять под контроль некоторые районы иранской провинции Курдистан.
Коусари заявил, что присутствие курдских группировок является причиной переброски сухопутных войск в западные районы страны, чтобы они могли преодолеть их и установить безопасность на границах.
Во вторник вечером офицер пограничных войск иракского Курдистана подтвердил Iran International, что сухопутные силы КСИР закрыли пограничный переход Хадж-Омран, разместили там большое количество военнослужащих, оснащенных тяжелым вооружением, и готовились к операции. наземные операции в Иракском Курдистане.
Исламская Республика называет иранские курдские вооруженные группы, укрывающиеся в Ираке, «террористическими группами» или «антиреволюционными», но эти группы заявляют, что целью их вооруженной кампании является «защита прав курдов».
Как правило, курдские партии, в том числе Комала и Курдская демократическая партия Ирана (КДПИ), выступают за курдскую автономию в рамках федерального Ирана. Педжак (Партия свободной жизни Курдистана), филиал Рабочей партии Курдистана, или РПК, сформированная в Турции, но также базирующаяся в северном Ираке, в целом выступала за единый, независимый Курдистан, объединяющий курдов в Сирии, Ираке, Турции и Иран.
Мохаммад Эсмаил Коусари, один из многих офицеров КСИР в парламенте Ирана. маленькие города попали в руки народа. Большинство из 10 миллионов курдов Ирана живут в западных частях страны. Во вторник КСИР снова нанесли удар по базе , которая, как они утверждали, принадлежала «террористам-сепаратистам» в Ираке, используя ракеты и беспилотники-камикадзе.
Режим усилил нападения на иранских курдов, укрывающихся в иракском Курдистане , под предлогом того, что «сепаратистские» курдские группировки разжигают пламя конфликта в иранских курдских городах, поддерживая протестующих, что привело к глобальному возмущению, которое набирает обороты. новый импульс после заявления Европейского парламента в понедельник о том, что он не будет поддерживать прямой контакт с властями Исламской Республики.
В заявление во вторник , официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс осудил Исламскую Республику за «неоднократные и наглые нарушения территориальной целостности Ирака», добавив, что «нарушения Ираном территориальной целостности Ирака продолжаются в виде смертоносных атак, совершенных против иракского Курдистана с 20 по 22 ноября». США также призвали Тегеран воздержаться от дальнейших угроз и насилия.
Между тем, Турция также возобновила свои атаки на курдские цели в Ираке и Сирии, через неделю после взрыва в Стамбуле, в котором она обвинила Рабочую партию Курдистана, или РПК, а также сирийские курдские группы, связанные с ней, утверждение опровергнуто этими группами.
Министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди, сам командующий КСИР, в начале месяца провел беседу со своим турецким коллегой, выразив поддержку «стабильной и сильной Турции». Он сказал, что у Ирана и Турции есть общие враги, и призвал к более серьезному сотрудничеству в борьбе с «теми, кто делает две страны небезопасными».
Также во вторник премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа Аль Судани также осудил турецкие и иранские атаки, заявив: «Атаки были предприняты без разрешения Ирака, поэтому мы осуждаем эти атаки, независимо от того, были ли они совершены Турцией или Ираном».
Член иракского парламента сообщил в среду Iran International, что в четверг парламент снова проведет заседание, чтобы обсудить ракетные и беспилотные атаки Ирана и Турции. За последние три дня парламент провел как минимум два заседания по этому вопросу. Протесты в Иране0053 Суд в Иране приговорил молодого протестующего к двойной смертной казни Поддержка
Подробнее
Политика
Политики ищут решения в Иране для спасения режима
Официальный представитель заявляет, что 800 интернет-устройств Starlink уже в Иране
Командиры IRGC критикуют режима инсайдеров за отсутствие поддержки
Иранский законодатель, который призвал к конституционным изменениям.
Качество воздуха в «фиолетовом предупреждении» в Тегеране
270 городов в Иране, сталкивающихся с критической нехваткой воды: официальный
Iran’s Rial Recovers Some Lost Ground As New Bank Chief Intervenes
More
Ukraine Crisis
Israel Hits IRGC Targets In Syria As Russia Attacks Ukraine With Iran-Made Drones
Iran Tries To Maneuver Amid Проблема с дронами Украины, изоляция
Украина сбила 16 иранских дронов в пятницу Российская воздушная атака
Украина сбила 11 иранских дронов в ходе последнего российского обстрела
More
Conflict — Military
Israel Hits IRGC Targets In Syria As Russia Attacks Ukraine With Iran-Made Drones
Iran Tries To Maneuver Amid Ukraine Drone Issue, Isolation
Iran Claims Foreign Предупреждение о прилете разведывательного самолета в Персидском заливе0050
Netanyahu Sworn In Pledging To Stop Iran’s Nuclear Program
Germany Says Not Interested In Resuming Nuclear Talks With Iran
Israel’s Gantz Sees Possible Attack On Iran ‘In Two Or Three Years’
2022 : Год, когда переговоры по иранской ядерной программе испортились
Подробнее
Права человека
Суд в Иране приговорил молодого протестующего к двойной смертной казни
Исламская Республика пробует новые меры для обеспечения соблюдения Hijab
Иранский шахмат Гранд -магистр удаляет хиджаб в солидарности с популярным движением
Ираны почти удвоились в 2022
9000 9002.
Скрещенные мечи над иранской гвардиейМинистр иностранных дел Великобритании снова заявляет, что Иран находится под санкциями КСИР
Четыре пропавших без вести Airbus A340 оказались в Иране
2022: Год, когда ядерные переговоры в Иране стали кислыми
Подробнее
иностранные отношения
Угонки говорят, что режим Ирана не имеет решения для множественных давлений
Foured Air
Иран называет Оман «эпицентром» региональных переговоров
Иностранные туры в популярные туристические направления Ирана отменены
Подробнее
Ближний Восток
Иранские СМИ утверждают, что лидер Хезболлы, страдающий от гриппа
Хезболла сталкивается с финансовыми проблемами в качестве помощи от Ирана, снижает
. С нетерпением жду работы с Нетаньяху по угрозе Ирана
Подробнее
Краткие новости
Силы безопасности задержали еще одного иранского журналиста
Иранские пытки протестующие умирают после падения в COMA
Качество воздуха на «Пурпурное оповещение» в Тегеране
Суд в приговорах Ирана Молодой протесту
Самые читаемые
Четыре пропавших без вести Airbus A340 оказались в Иране
КСИР угрожает атаковать, если какое-либо государство разрешит израильские военные базы
Hzbollah сталкивается с финансовыми проблемами, поскольку помощь Ирана снижает
Экс-президент Ирана Рухани может попытаться вернуться
Последний день 2022 года.
Присылайте нам свои видео и фото
Иран усиливает репрессии в курдском районе; Правозащитная группа сообщает о четырех убитых
Дубай —
Клерикальные правители Ирана усилили подавление непрекращающихся антиправительственных протестов в курдском регионе страны, развернув в воскресенье войска и убив по меньшей мере четырех демонстрантов, сообщают сообщения в социальных сетях и правозащитные группы.
Общенациональные протесты, вызванные смертью 22-летней иранской курдской женщины Махсы Амини в сентябре под стражей полиции нравов, были наиболее интенсивными в районах, где проживает большинство из 10 миллионов курдов Ирана.
Видео в социальных сетях, не поддающиеся проверке Reuters, показали колонну военных машин с хорошо вооруженными солдатами, предположительно в западном городе Махабад. На нескольких других видео можно было услышать звуки тяжелого вооружения.
Базирующаяся в Норвегии правозащитная группа Hengaw заявила, что военные вертолеты доставили членов Революционной гвардии, которых многие боятся, для подавления протестов в курдском городе Махабад, где преобладают сунниты.
В заявлении, распространенном государственными СМИ, гвардия подтвердила «укрепление» своих сил в северо-западном курдском регионе для противостояния «террористическим сепаратистским группировкам» в этом районе.
«Безопасность людей — наша красная линия… и решительная борьба с террористами — наш мандат», — говорится в заявлении.
Иранские власти, которые обвинили в смерти Амини ранее существовавшие заболевания, говорят, что беспорядки были спровоцированы иностранными противниками, и обвиняют вооруженных сепаратистов в совершении насилия.
Тревожные новости
Известный суннитский священнослужитель Молави Абдолхамид, влиятельный инакомыслящий в шиитской Исламской Республике, призвал силы безопасности воздержаться от стрельбы по людям в Махабаде.
«Тревожные новости поступают из курдских районов, особенно из Махабада… давление и репрессии приведут к дальнейшему недовольству», — написал Абдолхамид в Твиттере.
Хенгау заявил, что по меньшей мере четверо протестующих были убиты в курдском районе. В широко известном аккаунте активиста 1500Tasvir говорится, что в курдском городе Джаванруд были убиты 16-летний школьник и школьный учитель. Подробности не могут быть подтверждены независимо.
Государственные СМИ Ирана сообщили, что в этом районе восстановилось спокойствие. Но активисты и Хенго заявили в Твиттере, что «сопротивление» продолжается в нескольких курдских городах.
«В (курдском городе) Мариван репрессивные силы открыли огонь по людям», — сказал Хенгау.
Восстание превратилось в народное восстание разъяренных иранцев из всех слоев общества, бросив один из самых смелых вызовов духовным лидерам со времен Исламской революции 1979 года, которая привела их к власти.
Эхсан Хайсафи, футболист, который обычно играет в Афинах, стал в воскресенье первым членом национальной сборной Ирана, выступившим с чемпионата мира в Дохе, явно поддержав протесты дома. Другие игроки промолчали, а некоторые активисты призвали к протестам против команды.
Протесты продолжаются уже третий месяц, несмотря на жестокое подавление со стороны государства и смертные приговоры, вынесенные как минимум шести протестующим.