Узбекские семьи: быт узбеков, обязанности и права мужчин и женщин в семье

Содержание

быт узбеков, обязанности и права мужчин и женщин в семье

Узбеки – дружелюбная, щедрая нация с многовековыми традициями и самобытным менталитетом. Они свято чтят национальные устои и с уважением относятся к представителям других культур. Дом в Узбекистане – это теплый семейный очаг, где окажут поддержку и всегда рады гостям. Роли мужчин и женщин в узбекской семье четко выражены, и это дает определенные преимущества и содействует стабильности.

Традиционное жилище узбеков и их быт

Узбекские дома в различных областях страны отличаются планировкой и материалами для строительства. До сих пор в сельских районах популярны глиняные дома с широким внутренним двором и небольшим прудом посередине двора. В Узбекистане дома украшают яркой отделкой на стенах, резными дверями и расписными потолками. Хотя современные методы строительства постепенно вытесняют старинные традиции, отдаленные горные кишлаки Узбекистана все еще хранят очарование древнего Востока.

Планировка домов

Архитектура Узбекистана во многом обусловлена сейсмическими особенностями местности.

В некоторых районах опасность землетрясений довольно велика. Поэтому в селах принято строить дома с крепким деревянным каркасом и покрывать глиняным раствором. В Узбекистане летом очень жарко. Для укрытия от нестерпимой жары дома строят с крытыми террасами.

Мебели в обычных постройках не много: для хранения домашней утвари, постели и других принадлежностей используют специальные ниши в стенах домов. Кроватей нет, люди спят на полу на мягких матрасах, которые утром убирают. Полы застелены натуральными коврами с геометрическим орнаментом и растительными узорами. Узбекские женщины ткут такие ковры вручную.

Практически в каждом жилище можно увидеть бешик – узбекский аналог детской колыбели.

Традиционно принято кушать не за столом, а сидя на полу вокруг широкой скатерти.

Уклад жизни в узбекской семье

На быт узбеков сильное влияние оказывают формировавшиеся веками традиции. Родственные узы очень крепкие. Здесь принято помогать своим родным и близким, совместно проводить семейные и религиозные торжества.

Основная религия жителей Узбекистана – ислам. Для многих это не просто формальность: пожилые и молодежь регулярно посещают мечети и соблюдают религиозные традиции.

Гостеприимство – самая яркая черта узбекского менталитета: здесь неизменно рады даже незваным гостям. Хозяева дома накрывают щедрый стол, называемый дастархан, что в переводе значит «скатерть». Узбекский хозяин почитает за честь оказать радушие гостю, сам разливает чай и готовит главное угощение – вкуснейший плов. Женщины порадуют гостей всевозможной выпечкой, сладостями и салатами. В Узбекистане принято много готовить, чтоб было чем угостить многочисленных родственников и друзей.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр.

Жизнь в сельской местности, в аулах

Узбекская деревня переживает сложные времена. Село постепенно утрачивает свою значимость. Мужчины в поисках работы покидают семьи и отправляются на заработки в соседние страны. Молодежь стремится переехать в города. В итоге, большая часть населения Узбекистана проживает в городской местности. Люди в аулах живут в тяжелых условиях: в некоторых горных кишлаках нет электричества, газа и даже чистой воды. Власти Узбекистана внедряют программы по борьбе с проблемами села. Но пока на фото, сделанных не для привлечения туристов, настоящая узбекская деревня выглядит довольно плачевно. Уровень дохода населения не превышает 200 долларов.

Дехканин – узбекский земледелец – самая распространенная профессия в сельской местности. Узбекистан издавна славится обилием разнообразных фруктов и овощей, выращенных на плодородных почвах в районе Сырдарьи и Амударьи. Щедрые дары местной природы не настолько загрязнены пестицидами и минеральными удобрениями, как продукты в других странах.

Хотя в Узбекистане все больше появляется фермерских хозяйств, все же большинство сельскохозяйственных культур выращивает обычный крестьянин – дехканин. Среднестатистический узбекский земледелец редко пользуется современной аграрной техникой: в основном в ходу различные ручные инструменты.

Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь…

Особенно ценится кетмень – своеобразный узбекский инструмент, напоминающий тяпку или мотыгу. На фото кетменя можно заметить, что наконечник выполнен в форме лопаты, загнутой под углом 90 градусов. Многие отмечают преимущества работы таким среднеазиатским инструментом: он совмещает в себе и лопату, и тяпку. Благодаря заточенным боковым краям им очень удобно полоть сорняки, делать в земле ямки и выкорчевывать корни.

Жизнь в махаллях Узбекистана

Интересная особенность общественной жизни в Узбекистане – махалля. Это своеобразное объединение родственников и соседей, живущих в одном квартале, районе или небольшом поселке. Махалли существуют уже на протяжении нескольких веков и до сих пор не изжили себя, особенно в узбекских селах. Они даже получили признание на законодательном уровне, как органы самоуправления.

Центр махалли – чайхана или мечеть, где собираются мужчины для принятия совместных решений, затрагивающих всех членов общины. Есть негласный закон, по которому разрешаются конфликты, оказывается помощь нуждающимся, проводятся свадьбы или похороны. Такие общественные устройства оказывают большое влияние на мир и согласие между узбекскими жителями и даже на формирование самобытной культуры народа. Для большинства узбекских граждан очень важно общественное мнение, а быть изгнанным из махалли и потерять ее поддержку – считается настоящим проклятием.

Семья и отношение к женщинам

Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь…

Узбекские мужчины издревле играют главенствующую роль в семье. На них лежит ответственность за принятие решений и забота о нуждах членов семьи. Женщины Узбекистана с детства воспитываются в подчинении главенству мужчин, они видят в нем не ущемление своих прав, а защиту.

Важная роль женщины в семье – забота о домашнем хозяйстве и воспитание детей. В городах все чаще представительницы слабого пола устраиваются на работу. В селах женщины, как и в давние времена, занимаются рукоделием, помогают мужьям на земельном участке, разводят скот.

Узбекские семьи крепкие: развод здесь редкое явление. По традиции супругу для сына выбирают родители, ориентируясь на достаток и положение в обществе семьи будущей невесты. Конечно, современные браки все чаще заключаются по инициативе молодых, а не по выбору родителей.

Современный институт семьи в Узбекистане переживает большие перемены: на протяжении многих веков по мусульманским традициям допускалось многоженство. Теперь же исламский брачный обряд – никах, проведенный без регистрации в ЗАГСе, преследуется по закону. Такое решение было принято, чтобы защитить права женщин и детей в узбекских семьях. Также ранние браки в 13–14 лет были обычным явлением. Согласно последним принятым законам минимальный возраст для вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 17 лет.

Узбеки трепетно относятся к детям. Даже мужчины балуют и лелеют детей. Малыши с младенчества учатся слушаться старших. Матери прививают глубокое уважение к авторитету отца.

Права и положение женщин в семье узбеков

Современные узбекские женщины находятся в лучшем положении, чем их соседки в Афганистане. В Узбекистане борьба за равноправие мужчин и женщин во времена Советской власти принесла определенные плоды: женщины получили некоторые свободы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях.

Однако по-прежнему женщинам бывает трудно себя защитить. Подвергшись насилию в семье, им часто некуда обратиться за помощью, поэтому многие вынуждены безропотно терпеть плохое обращение.

До недавнего времени в стране семьи с 8–10 детьми были нормой. Однако в целях контроля рождаемости правительство обязывало врачей проводить тайную стерилизацию узбекских матерей. Такая практика вызвала возмущение мировой общественности. В настоящее время о случаях принудительной стерилизации сообщается редко. Однако количество детей в семьях узбеков редко превышает 5 человек.

Жизнь простых людей в Узбекистане нельзя назвать легкой. Они вынуждены справляться с различными трудностями и проблемами. Но есть основания надеяться на лучшее будущее узбекских граждан.

Читайте далее:

Обычаи и традиции узбекского народа

Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней.

А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.

Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в «диком поле», среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: «Гостеприимство — выше мужества». В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме:

«Лучше прийти вовремя, чем прийти рано», «Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге». Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка «Фатиха туй». В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Преломления лепешки» и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.

Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.

Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.

 На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи», означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.

Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.

Рождение мальчика в семье — особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом.

Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.

Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.

Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.

Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

СЕМЬИ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

СЕМЬИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Общество традиционно было организовано по патрилинейному принципу, со статусно-родственными отношениями, различающимися по полу и очередности рождения между братьями и сестрами. Терминология родства очень сложна. Это разные термины для старших и младших братьев и сестер, а также для дядей и теток по отцовской и матрилинейной линии.

Большинство узбекских семей являются нуклеарными семьями, в которых родители и взрослые дети проживают отдельно, а братья живут отдельно друг от друга. Есть и семьи, в которых вместе живут три поколения. Расширенные семьи, живущие вместе, более распространены в сельской местности, где такие семьи традиционно жили вместе в большом комплексе.

Ячейки нуклеарной семьи в расширенной семье обычно бывают большими. По состоянию на начало 1990-х годов в 40 процентах всех узбекских семей было семь и более детей. После замужества женщины традиционно уходили жить в семью мужа. Это означает, что расширенные семьи с несколькими женатыми сыновьями особенно велики. Даже сыновья, которые уезжают из комплекса, как правило, живут поблизости.

См. отдельную статью ОБЫЧАИ И ЭТИКЕТ В УЗБЕКИСТАНЕ factanddetails.com ; БРАК И СВАДЬБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ factanddetails.com

Типичная узбекская семья

В 1990-х годах типичная семья из восьми человек в сельской местности Узбекистана (с доходом на душу населения, близким к среднему по стране 978 долларов США) жила в комплексе с четырехкомнатным летним домом площадью 1000 квадратных футов, двухкомнатный зимний дом площадью 600 кв. м и отдельно стоящее здание кухни с хлебопекарной печью и плитой. Типичная ванная комната в сельской местности Узбекистана представляет собой флигель в задней части дома со стенами из шлакоблоков и металлической крышей. Туалет иногда представляет собой туалет в западном стиле, но обычно это дыра в земле, окруженная бетоном. Люди приседают, а не сидят. В большинстве гостевых домов и отелей, которыми пользуются иностранцы, есть туалеты в западном стиле.

Мать и отец из семьи, у которых в 1990-х годах Питер Менцель дал интервью для своей книги «Материальный мир», сказали, что у них нет самого ценного имущества. Самым ценным достоянием детей были велосипеды. В будущем семья сказала, что это надеялись иметь достаточно денег, чтобы позволить себе новый телевизор, радио, видеомагнитофон и машину [Источник: Питер Мензель, «Материальный мир», Sierra Club Books, 1994]

Семья тратила 70 процентов своего дохода на еду. сломанный телевизор, но не было ни телефона, ни радио, ни мотоцикла, ни видеомагнитофона, ни автомобиля. Имущество семьи включает трех собак, трех коров, разбитое зеркало, плакат Арнольда Шварценеггера, четыре сундука для одеял и ковриков, 33 стеганых одеяла и коврика, фарфоровый шкаф, шкаф, обеденный стол, обеденные стулья, четыре других стула, маслобойка, сарай, корова, велосипед, кровать, подушка, встроенная дровяная печь и восемь табуретов.0005

Семьи спят на коврах с стегаными одеялами для тепла. Утром одеяла складываются и складываются в сундуки. Имущество многих узбеков состоит в основном из ковров.

Гендерные роли в Узбекистане

Мужчины любят собираться в местных чайханах под названием «чайхана». Они считаются важными социальными институтами. Старики любят тусоваться на покрытых коврами платформах, называемых «тахта», пить чай и играть в нарды или карты. В Узбекистане существует некоторая сегрегация между женщинами и мужчинами.

Узбекские женщины традиционно вписываются в мусульманское представление о женщине как о жене, матери и хозяйке. Они традиционно были связаны сильными религиозными убеждениями и сильным чувством приличия. Женщины-танцовщицы, например, обычно не выступали на публике до начала советской эпохи, и даже тогда мусульманские экстремисты угрожали им расправой. Одна известная танцовщица по имени Нурхом была убита собственным братом за то, что опозорила свою семью, танцуя на публике.

Узбекские женщины тоже много работают, чтобы содержать семью. Мать одной семьи, писал фотограф Скотт Тоуд, «невероятно трудолюбивая. Я не видел ни одной минуты простоя. мешал, готовил, что-то собирал, приказывал тому или иному ребенку что-то делать».

При Советском Союзе женщины в Узбекистане перешли от ношения чадр и редкого выхода из дома к работе врачами и трактористами. Узбекские женщины стали юристами, учеными и профессорами. Назминисо Дехан-Ходжаева, ученый Российской академии естественных наук, была номинирована на Нобелевскую премию,

Женщины Узбекистана и ислам

Надира Артык написала в International Herald Tribune: «Мои отношения с исламом никогда не были простыми. Я вырос в советском Узбекистане, ежедневно слушая деда, который читает Коран. Иногда он переводил нам несколько стихов. Меня привлекала красота прозы. Я чувствовал сильную связь и особенно восхищался ценностями социальной справедливости, равенства и щедрости человеческого духа. [Источник: Надира Артык, International Herald Tribune, 28 октября 2008 г. |=|]

«Мое возвращение в ислам началось четыре года назад, когда я начала вести блог для женщин Узбекистана. Вместе с парой подруг мы подняли очень спорные и даже табуированные темы — домашнее насилие, семья против карьеры, жестокое обращение с детьми, развод, девственность, сексуальность. В какой-то момент блог был взят в заложники некоторыми мужчинами-исламистами, которые оставили крайне ограничительные и крайне консервативные взгляды по каждой теме. |=|

«Тогда я решил изучить первоисточники – Коран и Хадисы (изречения и деяния Пророка Мухаммеда). Так я открыл для себя прогрессивный ислам и исламский феминизм. Я пришел к пониманию того, что моя вера содержала в себе сильные эгалитарные идеи; что Коран и хадисы, истолкованные людьми в течение 14 веков, имели слои патриархальной предвзятости, налипшие на них, как слои пыли. |=|

Изнасилование и бытовое насилие в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: «Закон запрещает изнасилование, в том числе изнасилование «близкого родственника», но Уголовный кодекс конкретно не запрещает супружеское изнасилование, и суды не рассматривали любые известные случаи. Культурные нормы не позволяли женщинам и их семьям открыто говорить об изнасиловании, и пресса редко сообщала об этом. [Источник: «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2014 г.: Узбекистан», Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США *]

«Закон конкретно не запрещает насилие в семье, которое оставалось распространенным явлением. Хотя закон наказывает физическое насилие, полиция часто отговаривала женщин от подачи жалоб на жестоких партнеров, а чиновники редко выгоняли насильников из домов или заключали их под стражу. Однако контакты по правам человека сообщили о большей готовности местной милиции и чиновников реагировать на сообщения о домашнем насилии, в том числе в Джизакской области и в традиционно консервативной Ферганской долине. Общество считало физическое насилие над женщинами делом личным, а не уголовным. Обычно такими делами занимались члены семьи или старейшины, и они редко доходили до суда. Местные власти делали упор на примирение мужа и жены, а не на борьбу с жестоким обращением. *\

«Не было зарегистрировано случаев, когда женщины пытались или совершали самоубийство в результате домашнего насилия, хотя активисты, занимающиеся женскими проблемами, предположили, что могут быть незарегистрированные случаи. По мнению наблюдателей, обычной причиной самоубийства был конфликт с мужем или свекровью, которые по традиции полностью контролировали жену. Не существовало государственных приютов или горячих линий для жертв домашнего насилия, и очень немногие НПО занимались проблемами домашнего насилия. *\

Изнасилование и бытовое насилие в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: «Закон запрещает изнасилование, в том числе изнасилование «близкого родственника», но Уголовный кодекс конкретно не запрещает супружеское изнасилование, и суды не рассматривали никаких дел. известные случаи. Культурные нормы не позволяли женщинам и их семьям открыто говорить об изнасиловании, и пресса редко сообщала об этом. [Источник: «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2014 г.: Узбекистан», Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США *]

«Закон конкретно не запрещает насилие в семье, которое оставалось распространенным явлением. Хотя закон наказывает физическое насилие, полиция часто отговаривала женщин от подачи жалоб на жестоких партнеров, а чиновники редко выгоняли насильников из домов или заключали их под стражу. Однако контакты по правам человека сообщили о большей готовности местной милиции и чиновников реагировать на сообщения о домашнем насилии, в том числе в Джизакской области и в традиционно консервативной Ферганской долине. Общество считало физическое насилие над женщинами делом личным, а не уголовным. Обычно такими делами занимались члены семьи или старейшины, и они редко доходили до суда. Местные власти делали упор на примирение мужа и жены, а не на борьбу с жестоким обращением. *\

«Не было зарегистрировано случаев, когда женщины пытались или совершали самоубийство в результате домашнего насилия, хотя активисты, занимающиеся женскими проблемами, предположили, что могут быть незарегистрированные случаи. По мнению наблюдателей, обычной причиной самоубийства был конфликт с мужем или свекровью, которые по традиции полностью контролировали жену. Не существовало государственных приютов или горячих линий для жертв домашнего насилия, и очень немногие НПО занимались проблемами домашнего насилия. *\

Дискриминация и сексуальные домогательства в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: «Закон прямо не запрещает сексуальные домогательства, но мужчинам противозаконно принуждать женщину, имеющую деловую или финансовую зависимость, к сексуальным отношениям. Социальные нормы и отсутствие средств правовой защиты затрудняли оценку масштабов проблемы. [Источник: «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2014 г.: Узбекистан», Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США *]

Закон запрещает дискриминацию по признаку пола, а Национальный женский комитет отстаивал законные права женщин. Женщины исторически занимали руководящие должности во всех слоях общества, хотя они были не так распространены, как мужчины, а культурные и религиозные обычаи ограничивали их эффективность. Правительство предоставило мало данных, которые можно было бы использовать для определения того, подвергались ли женщины дискриминации при доступе к занятости или кредитам и получали ли они меньшую оплату за практически аналогичную работу. Трудовой кодекс запрещает женщинам работать во многих отраслях, открытых для мужчин. *\

Дети в Узбекистане

Дети традиционно воспитывались матерями и бабушками, которые традиционно несут ответственность за передачу культурных и религиозных традиций.

По данным Государственного департамента США: «Регистрация рождения: гражданство выдается по рождению на территории страны или от родителей. Правительство обычно немедленно регистрировало все рождения. Медицинское обслуживание. В то время как правительство предоставляло мальчикам и девочкам одинаковое субсидируемое медицинское обслуживание, лица без официально зарегистрированного адреса, такие как беспризорники и дети рабочих-мигрантов, не имели доступа к государственным медицинским учреждениям. [Источник: «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2014 г.: Узбекистан», Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США *]

Жестокое обращение с детьми: Общество обычно считало жестокое обращение с детьми внутренним семейным делом; по этому поводу было мало официальной информации. Сексуальная эксплуатация детей. Закон направлен на защиту детей от «всех форм эксплуатации». Вовлечение ребенка в занятие проституцией наказывается штрафом в размере от 25 до 50 минимальных размеров заработной платы и лишением свободы на неопределенный срок. Минимальный возраст для секса по обоюдному согласию — 16 лет. Наказание за изнасилование по закону — от 15 до 20 лет лишения свободы. Производство, демонстрация и/или распространение детской порнографии (с участием лиц моложе 21 года) наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет. Международные похищения детей: страна является участником 1980 Гаагская конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей. *\

См. Образование, Школа

Детские праздники в Узбекистане

Бешик-Туй – важный и торжественный праздник, отмечаемый на сороковой день после рождения ребенка. Родственники матери приносят «бешик», красиво украшенную колыбель, одежду и все необходимое для новорожденного. Также принято приносить хлеб, сладости и игрушки, завернутые в одежду. Традиционно, пока гости развлекаются за праздничным столом, старушки в детской проводят обряд первого пеленания и помещения ребенка в «бешик». Церемония завершается представлением ребенка, во время которого приглашенные гости вручают ребенку подарки. Бешик-туй – это давняя традиция, которая остается одним из самых популярных праздников в Узбекистане. В подготовке к бешик-туй принимают участие родственники, соседи и друзья семьи. [Источник: orexca.com |::|]

Хатна-килиш и Суннат Туи — термины, используемые для описания традиционного мусульманского обрезания. Обряд совершается по достижении мальчиком трех, пяти, семи или девяти лет и очень редко в возрасте 11-12 лет. Подготовка к обряду начинается, когда мальчик рождается, и члены его семьи шьют одеяла, покрывала и одежду для большого дня. |::|

Перед началом церемонии старейшины, имам и родственники читают Коран и произносят свои благословения и пожелания. После обрезания мальчика переодевают в новую одежду, привезенную родственниками и соседями. Затем следует небольшой ритуал под названием «тахурар», во время которого женщины кладут на грудь мальчика подушки и одеяла. Церемония завершается пловом и другими традиционными узбекскими блюдами, музыкой и танцами. Мальчику принято дарить деньги и подарки, такие как дорогая одежда и оружие. Некоторые подарки имеют символическое значение. Деньги представляют богатство и сладости, процветание. |::|

Детский труд и сбор хлопка в Узбекистане

По данным Хьюман Райтс Вотч: «По-прежнему широко распространен организованный государством принудительный труд детей и взрослых в хлопководстве. Каждую осень власти заставляют более двух миллионов взрослых и школьников, в основном в возрасте 15-17 лет, но некоторых даже младше, собирать хлопок до двух месяцев». [Источник: «Всемирный доклад 2015: Узбекистан» Хьюман Райтс Вотч]

По данным Государственного департамента США: «В 2014 г., несмотря на постановление центрального правительства, запрещающее любое участие лиц моложе 18 лет в сборе хлопка, местные власти мобилизовали детей в некоторых районах. Кроме того, на большей части территории страны продолжали мобилизовывать третьекурсников колледжей и лицеев, неизвестному числу которых еще не исполнилось 18 лет. Некоторые независимые наблюдатели утверждали, что сокращение использования детского труда было уравновешено усилением мобилизации государством принудительного труда взрослых на сбор хлопка в 2014 году. Имелись ограниченные сообщения о том, что учащиеся в определенных учебных заведениях столкнулись с угрозой отстранения от занятий, исключения или другие формы преследования со стороны школьной администрации и учителей, если они отказывались собирать хлопок. [Источник: «Отчет о торговле людьми за 2015 г.: Узбекистан», Управление по мониторингу и борьбе с торговлей людьми, Государственный департамент США ^^^]

«Дети работали на выращивании и сборе хлопка.

«Было несколько учеников в возрасте 10 лет, работающих в поле, хотя эти случаи оказались необычными и в основном не были случаями мобилизации государственных рабочих. Власти, как правило, предпринимали шаги для устранения этих сообщений, но были отдельные неподтвержденные сообщения о нескольких мобилизациях целых классов детей в возрасте до 15 лет. Правительство продолжало мобилизовывать учащихся колледжей и лицеев третьего курса, которым обычно было 18 лет и старше. Однако были сообщения о том, что эта практика привела к случайной мобилизации 17-летних учеников в том же классе. В последние недели сбора хлопка некоторые местные органы власти в Джизакской и Сырдарьинской областях, а также в Автономной Республике Каракалпакстан мобилизовали 16-17-летних учащихся на срок до двух недель в нарушение национального декрет. Как и в прошлые годы, поступали отдельные сообщения о том, что образовательные учреждения угрожали отчислением учащихся, не участвовавших в сборе урожая, либо требовали от учащихся подписи заявлений, свидетельствующих об их «добровольном» участии в сборе урожая».

Детский труд используется для производства шелка в Узбекистане

В репортаже из Коканда, Узбекистан, Мансур Мировалев из Associated Press написал: «Один месяц в году, с утра до ночи, Дилором Нишанова выращивает шелковичных червей, кропотливая и изнурительная работа. Она занимается этим с 8 лет. Авторитарное правительство Узбекистана настаивает на запрете детского труда, но Нишанова, которой сейчас 15 лет, ничего об этом не слышала. Она и ее братья и сестры в возрасте от 9 до 17 лет считают совершенно естественным помогать отцу выращивать шелковичных червей, а также хлопок и пшеницу. «Мы просто помогаем нашим родителям», — сказала она, ее темные волосы, заплетенные в косу, были покрыты традиционным мусульманским шарфом. «Это то, что должны делать дети, верно?» Это не так, считают узбекские правозащитные группы. Говорят, дети не должны быть чернорабочими, особенно в мае, в сезон размножения, который приходится на школьные экзамены. [Источник: Мансур Мировалев, Associated Press, 29 августа. , 2010 /*]

«Использование детского труда на сборе хлопка в Узбекистане широко задокументировано, и Walmart и несколько других сетевых магазинов США не будут его продавать. Но шелковая промышленность в значительной степени избежала международного контроля. Каххор Явкаштиев, начальник отдела шелководства, сказал: «Дети не участвуют, только взрослые». Умурзак Каюмов, 51-летний фермер из села Найман недалеко от восточного города Намангана, говорит, что его дети и внуки помогают в период коконоводства, когда «мы страдаем 25 дней, с 4 утра до полуночи». *\

«Для фермеров и их детей «шелководство открывает годовой цикл принудительного труда и злоупотреблений со стороны властей», — сказал Ганихон Маматхонов, правозащитник, расследовавший многочисленные случаи жестокого обращения с узбекскими фермерами. Риски, которым подвергаются эти защитники, значительны. Спустя несколько месяцев после того, как Маматхонов выступил перед AP в мае 2009 года, он был приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению во взяточничестве — один из десятков критиков правительства, заключенных в тюрьму за последние годы. (Коллеги Маматханова говорят, что его подставили.) Работа несовершеннолетних не ограничивается шелковой промышленностью Узбекистана; он был обнаружен и в шелковой промышленности Индии. Но эта бывшая советская республика кажется уникальной в том смысле, что она идет на то, чтобы поддерживать производство шелка». /*\

Источники изображений:

Источники текстов: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: апрель 2016 г.


Характеристика узбекской семьи

   План:

1.Характеристика узбекской семьи.

2.Узбекский национальный обряд.

3.Свадебная церемония традиционна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hospitality and traditional respect to elders are the main characteristics of Uzbek семья. Обычно узбеки живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам, построенным на земле. Чайная церемония занимает значительное место в жизни как элемент гостеприимства. А приготовление чая и раздача его гостям — исключительная прерогатива хозяина. Приглашения на обед и ужин всегда принимаются, и ожидается, что вы придете вовремя. Планируя визит, рекомендуется взять с собой сувениры или сладости для детей хозяев. Рукопожатием обычно приветствуют только мужчин. Женщин и людей, сидящих на заднем плане, приветствуют, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая эту шутку легким поклоном головы. Во время рукопожатия принято спрашивать о самочувствии, состоянии дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их обсуждению. Невежливо восхищаться женской красотой и уделять ей пристальное внимание. При входе в помещение снимается обувь. Нужно занять место, указанное ведущим. Чем дальше от входа, тем почетнее.

Обряды

Обряды узбекского народа формировались на протяжении веков в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, участвовавших в этногенезе узбеков. Они достаточно самобытны, ярки и разнообразны и восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое количество обрядов следует за семейной жизнью и связано с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами.
Особое значение имеют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туй, хатна-килиш), свадьбой (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой сочетание исламских ритуалов с более древними формами, связанными с мистическими практиками. С принятием ислама многие семейные и бытовые обычаи подверглись его влиянию, в жизнь узбеков были введены мусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздником, отмечаемым в соборной мечети общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжают свое существование в общественной жизни, которая сосредоточена в мечети, чайхане, базаре и в которой участвуют только мужчины.

Бешик Туйи

Бешик Туйи (деревянная колыбель) – ритуальный праздник, связанный с первым помещением ребенка в колыбель. Это один из самых древних и распространенных обрядов в Узбекистане. Обычно такое мероприятие проводится на 7, 9 или 11 день со дня рождения малыша. В разных регионах обряд имеет свои особенности и зависит от уровня доходов семьи: богатые семьи обычно празднуют это событие с размахом, малообеспеченные – скромно. Бешик (люлька) и необходимые вещи для младенца предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачивают лепешки, сладости и игрушки.
Готовятся подарки для родителей малыша, бабушек и дедушек. Богато украшенный бешик, дастурханы и подарки загружаются в машину, и все вместе с гостями отправляются в родительский дом под звуки сурная, карная и бубна. По традиции дедушка младенца берет принесенный бешик на правое плечо, затем передает его на правое плечо сына, который затем передает его матери младенца. Раньше лица обмазывали белой мукой, чтобы все намерения гостей были чистыми и добрыми. Гостей приглашают в гостиную к богато накрытому столу, и пока гости угощаются, слушают музыку и развлекаются, в соседней комнате в присутствии старших женщин проходит церемония пеленания младенца и укладывания его в колыбель. В конце церемонии гости подходят к малышу, чтобы взглянуть на него, приносят ему свои подарки и бросают на бешик парварду (местные сладости) и сахарные квадратики. В это время церемония заканчивается и гости расходятся по домам.

Хатна килиш

Хатна килиш – еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (Суннат туйи). Эта церемония проводится среди мальчиков 3, 5, 7, 9 лет, реже 11-12 лет. Выполнение сунны контролируется общиной. С момента рождения мальчика родители начинают подготовку к суннат-туйи, постепенно приобретая необходимые предметы. За несколько месяцев до церемонии, которая также называлась «свадьбой» («туй»), начинаются непосредственные приготовления к ней. Родственники и соседи помогают сшить одеяла, подготовить свадебные подарки. Все это заказывают многодетные женщины. Перед мероприятием читается Коран в присутствии пожилых людей из махалли (района), имама из мечети и родственников. Стол накрывается к празднику, затем читаются суры из Корана, и старшие люди благословляют мальчика.
После этого начинается «великая» свадьба. Перед «свадьбой» мальчику в присутствии соседей, старших, родственников преподносят подарки. В прошлом существовала традиция дарить жеребенка, на которого сажали мальчика, в знак того, что с тех пор он мужчина-воин. Все поздравляют мальчика и дарят ему деньги и сладости, далее весь этот процесс продолжается и в женской части. В этот же день среди женщин проводится обряд складывания одеял, подушек в сундучок («тахурар»), и это делает многодетная женщина. Завершает церемонию щедрое угощение, в том числе плов. По традиции после подачи плова вечером во дворе разводят костер, и люди танцуют, устраивают различные игры вокруг костра. Празднования продолжаются на следующий день.

Утренний плов

Церемония утреннего плова проводится во время свадьбы («суннат-туйи» или церемонии бракосочетания) и поминальных обрядов (через 20 дней и 1 год со дня смерти). Дату и время утреннего плова назначают организаторы свадьбы, предварительно согласовав с махаллинской общиной или квартальным комитетом. Приглашения на этот день рассылаются родственникам, соседям и друзьям. Вечером, за день до мероприятия, проводится обряд «сабзи туграр» (нарезка моркови), на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После церемонии все участники приглашаются к столу. Обычно на церемонию «сабзи туграр» приглашаются и исполнители. За столом во время застолья старшие распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к концу утренней молитвы – «бомдод намози», ведь участники такой молитвы должны быть первыми гостями. К концу утренней молитвы звуки карная, солнышка и бубна возвещают о начале церемонии подачи утреннего плова.
Гости рассаживаются за столы и после прочтения фотихи (пожеланий) подают лепешки и чай. Тут же подают плов в лаганах (большие тарелки) – один на двоих. После застолья ляганы убирают, а гости снова делают фотиху и, поблагодарив хозяина, уходят. После их отъезда столы быстро накрывают для приема новых гостей. Утренняя церемония плова обычно длится полтора-два часа. В это время приглашенные исполнители поют песни. В конце утреннего плова почетным гостям дарят подарки – обычно это чапаны (традиционные мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного тем, что гости, рассаживаясь по местам, читают суры из Корана и поминают усопшего. Завершается застолье также чтением сур из Корана. На поминальную церемонию артистов не приглашают, а столы накрывают более скромно по сравнению с празднованием. Следует отметить такую ​​особенность, что празднование и поминки плова обслуживают только мужчины.

Фатиха-Туй (Помолвка)

Бракосочетание проводится с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс вовлечены близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тетки по матери или отцу под каким-то предлогом приходят в дом девушки, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с ее родителями и домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и друзья собирают информацию о семье выбранной девушки. В случае положительных отзывов высылаются свахи. Фатиха-0туй (помолвка) — один из основных ритуалов сватовства. Сваты назначали день помолвки.
В этот день в доме невесты собираются старейшины махалли, председатель махалли, девушки. Когда посредники объяснят цель своего визита, начнется церемония «нон синдириш» (дословно «преломление лепешки»). С этого момента молодые люди считаются помолвленными. «Фатиха Туй» завершается назначением дня свадьбы. Каждому посреднику выдается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также пересылаются подарки со стороны девушек для жениха и его родителей. По возвращении посредников в дом жениха от них принимаются подносы с подарками и начинается церемония «сарпо курар» (демонстрация подарков). Обычно дастархан разворачивает многодетная женщина. Все присутствующие угощаются печеньем и сладостями, привезенными из дома невесты. Эта церемония завершает ритуал помолвки. С момента «фатиха туй» и до церемонии бракосочетания родители молодых решают вопросы, связанные с приданым и организационными вопросами, связанными с проведением свадебной церемонии. За несколько дней до свадьбы в доме невесты проводится церемония «киз оши» («вечеринка только для девушек»), на которую невеста приглашает своих близких друзей и родственников.

Свадьба

Свадьба традиционно занимает особое место в жизни узбеков и отмечается с особым размахом. Имея общие черты, эта церемония все же имеет свои особенности в разных регионах. Переезд невесты из родительского дома в дом жениха – главный момент свадебного цикла. В день свадьбы свадебный плов гостям подают в доме невесты, а такой плов готовят в доме жениха, а затем отправляют к невесте. Такая же подача плова проводится и в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает «Хутбай никох» (Молитва о свадьбе) для молодых супругов, после чего последние объявляются мужем и женой перед Аллахом. Имам разъясняет паре права и обязанности мужа и жены. Обычно после церемонии никох молодожены отправляются в ЗАГС для регистрации гражданского брака. В день свадьбы жених надевает новую одежду в доме невесты (одежда и обувь, подаренные на свадьбу), затем жених идет к родителям невесты, чтобы поприветствовать их и получить их благословение. По возвращении жениха и его друга прибывает и невеста. Перед отправкой невесты в дом жениха в доме невесты происходит церемония прощания с родителями. Ее сопровождают близкие друзья. Поют песни («Уланлар», «Ёр-Ёр»).
Свадьба начинается с приветствия невесты в доме жениха. После свадьбы жених провожает невесту в комнату молодоженов. «Янга» (обычно женщина, приближенная к невесте) встречает ее в комнате, невеста переодевается и готовится к встрече жениха, оставаясь за занавеской («Гушанга»). Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении «янги» подходит к занавеске, где его ждет невеста. Для того, чтобы увидеть невесту, жених должен символически выкупить ее у «янги», о чем и идут переговоры. Затем жених и невеста остаются на ночь одни. Рано утром начинается церемония «Келин Саломи» («Приветствие невесты»). К началу церемонии во дворе собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья и близкие соседи. Все по очереди подходят к невесте со своими пожеланиями, пожеланиями и благословениями. Каждого из них невеста обязана приветствовать низким поклоном. Так заканчивается праздник и начинается семейная жизнь.

Большинство молодых людей в Ташкенте официально регистрируют свои свадьбы в специальных государственных учреждениях под названием «Бахт уйи» в сопровождении своих друзей и близких родственников. Модно приезжать на лимузинах. До или после регистрации обычно совершают экскурсию по одной из известных достопримечательностей города (по пятницам можно увидеть колонну роскошных автомобилей Mercedes свадебных пар, возлагающих цветы к памятникам героям). Исламский никох проходит в основном в доме невесты, когда предъявляется свидетельство об официальной регистрации (это постановление Управления мусульман Узбекистана).

Куда оши и навкарлар. По традиции в день свадьбы в доме девушки дарят людям большой плов. Позже стало традицией готовить плов и для гостей в доме жениха. В настоящее время принято иметь только один плов, и его обеспечивают родители жениха. В день свадьбы жених и сопровождающие его друзья посещают дом невесты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *