Почему мотыльки летят на свет: Почему бабочки летят на свет — T&P

Почему мотыльки летят на свет?

Чтобы понять причину возникновения этого явления, вам нужно узнать о фототаксисе. Фототаксис — это автоматическое движение организма в направлении света или от него. Тараканы являются примером отрицательного фототактического организма. Если у вас в квартире были эти насекомые, то вы, наверное, не один раз замечали, как они возвращаются обратно в темные углы и расщелины, когда вы включаете освещение ночью на кухне. Мотыльки тоже реагируют на него. Но они позитивно фототактичны.

Кажется, что их просто очаровала лампочка и они готовы биться об этот прекрасный источник освещения до самой смерти. Но на самом деле объяснение почему мотыльки летят на свет это сложная задача, так как даже ученым до сегодняшнего дня толком не понятна истина этой природы. Но, все же, существует несколько теорий, которые так или иначе объясняют причину этой странности. И сегодня мы их вам представим.  

Содержание

Теория №1

Известно, что некоторые виды бабочек и мотыльков мигрируют. Вероятно, что ночное небо дает им навигационные подсказки. Ориентация насекомого может частично зависеть от яркости неба относительно земли. Некоторые ученые полагают, что бабочки используют луну в качестве первичной контрольной точки и именно по ней калибруют траектории дальнейшего полета, так как вращение Земли заставляет луну двигаться по небу.

Есть даже доказательства, подтверждающие теорию о том, что мигрирующие мотыльки имеют внутреннюю геомагнитную систему (компас), которая направляет их в правильном направлении. Таким образом, страсть мотылька к искусственному освещению или к огню может быть вызвана ориентацией и ведет к дезориентации (мотылек не ожидает того, что его ориентир приблизится к нему и он не может понять, в какую сторону лететь. В результате этого и получается, что насекомое пытается двигаться по ориентиру и постоянно бьется об источник освещения.

Теория №2

Существует теория, что мотыльки используют источник освещения для спасения. То есть, именно он является их «механизмом эвакуации». Например, человек или какое-либо животное потревожило кусты, где сидело скопление мотыльков. Они сразу же ринутся к небу, на свет.

Таким образом насекомые спасаются, поднимаясь как можно выше от источника опасности. Другое дело, если бы мотыльки летели на темноту, то есть в сторону земли. Тогда исход был бы совсем другим.

Обратите внимание: Мотыльки более чувствительны к определенным длинам волн света - например, к ультрафиолетовому излучению. Белый свет привлечет намного больше бабочек, чем тот же желтый. На желтый некоторые виды бабочек вообще не реагируют.

Специфика строения глаза

Кроме вопроса почему они летят на свет, может возникнуть и ряд других вопросов. Например, почему они остаются на свету, даже когда обжигаются о лампу?

Глаза мотылька, как и глаза человека, содержат световые датчики и регулируются в зависимости от количества освещения, обнаруженного этими датчиками.

Банально, принцип строения глаза выглядит так: когда света много, он распределяется между всеми линзами (а их тысячи). Когда света мало, он из кучи линз направляется в один собственный датчик (ommatidium), чтобы повысить светочувствительность. Вы испытываете несколько секунд слепоты, когда включаете яркий свет после того, как ваши глаза настроились на темноту, или наоборот, если вдруг оказались в темноте после яркого освещения. Рассмотреть что-то невозможно, пока глаза не привыкнут к более слабому освещению, то есть, не передадут свет на ommatidium.

Механизм адаптации к темноте у мотыльков более заторможенный, чем реагирование глаза на яркий свет. По этой причине, скорее всего, бабочка не может покинуть яркий источник освещения, так как после возвращения в привычную среду просто надолго слепнет. К этой причине можно приписать и память, которая у мотыльков не слишком развита. Вероятно, мотылек просто отлетает от источника света, слепнет и забыв об опасности возвращается на источник света, чтобы снова видеть. Но как мы уже писали выше, это только одна из теорий.

«Почему мотыльки летят на свет?» — Дмитрий Сатин о психологии восприятия и психофизиологии пользователей интерфейсов — Дизайн на vc.ru

Вы читаете конспект выступления Дмитрия Сатина на конференции UX Марафон. Дмитрий Сатин — инженерный психолог, основатель компании USABILITYLAB и экс Советник Министра Связи — работает в области юзабилити и UX с 1997 года.

1086 просмотров

По ходу текста я также ссылаюсь на психологические принципы дизайна интерфейсов, известные под названием Mental Notes (Заметки о психике). Эти психологические принципы сформулировал и собрал воедино Стефен Андерсон, автор книги «Приманка для пользователей», а мы с Ринатом Шайхутдиновым перевели карты на русский язык.

Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉

Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook.

“Восполнить понятийный провал”

Такую цель обозначил Дмитрий для своего выступления. Любая наука — это ее понятийный аппарат. Особенность психологии в том, что все понятия психологии уже существуют в обывательском сознании. В обычной жизни мы можем использовать “сознание” и “мышление” как синонимы, но в науке это два разных понятия.

В качестве базы Дмитрий рекомендует лекции Валерия Викторовича Петухова, психолога, кандидата психологических наук, лектора МГУ.

Психология познания: элементы

Сначала, Дмитрий “причесывает” понятия и выделяет в психологии познания 4 ветви (см. рис.).

Психология восприятия “зарыта” где-то там, внутри процессов. Разбираемся вместе с Дмитрием:

Универсальные процессы (сквозные)

Эти процессы участвуют в осуществлении любой деятельности — не только познания:

Память

Включает три этапа: запечатление -> сохранение -> воспроизведение.

Упрощенно: сначала мы видим объект, потом выделяем ему место в памяти, а затем — вытаскиваем из памяти.

Дмитрий говорит, что память не сосредоточена в мозге: к примеру, мы можем записать информацию на листочке (то есть перенести из мозга на носитель), а потом достать листочек — и вспомнить информацию. Листочек в данном случае будет некой подсказкой — триггером, запустившим процесс вспоминания.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Сигнал к действию — о триггерах в интерфейсе, напоминающих пользователю о действии
  • Принцип узнавания через напоминание — о том, что человеку легче припомнить знакомый вариант из списка (скажем, из выпадающего меню), чем ввести что-то по памяти в пустое поле.
  • Прайминг — о том, что небольшие визуальные подсказки рождают у нас в мозгу определенные ассоциации, посредством которых мы можем управлять поведением пользователей.

Внимание

Выделяем 2 процесса: отбор и удержание.

Упрощенно: рассмотрим летящий самолет. Пока он взлетает, мы видим его крупно (осуществляем “отбор” этого объекта в область внимания). Мы следим за самолетом взглядом и видим его даже когда он уже едва различим (осуществляем удержание). Но стоит отвести взгляд — и нам уже не найти на небе тот далекий самолет.

Применительно к интерфейсам: Когда пользователь заходит на страницу, его мозг калибрует, сканирует страницу и “отбирает” ту область, которая его интересует. Если интерфейс сложный (много рабочих областей) можно облегчить пользователю “удержание” фокуса — например, немного затемнить остальные рабочие области интерфейса.

Воображение

По сути — моделирование будущего на основании существующих знаний.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Стереотип “Знакомое — надежнее” — о том, что когда мы видим новый продукт, мы сомневаемся в нем просто потому, что не знакомы с ним. Чтобы помочь пользователю “смоделировать” образ продукта, нужно провести аналогии со знакомыми ему вещами.
  • Концептуальные метафоры — нам проще понять новую идею, связав ее чем-то подобным, уже существующим в нашей реальности.

Познавательные процессы

Процессы, относящиеся непосредственно к познанию:

Ощущения

Мы получаем ощущения посредством разных органов чувств, особенно зрения. Зрение не идеально — поскольку совершенно разные объекты могут давать одну и ту же проекцию на глаз (“сетчаточный образ”).

Ощущения рассматриваем в контексте порога чувствительности в 2 плоскостях:

Верхний и нижний пороги чувствительности

Наш интерфейс и его элементы должны попадать между верхним и нижним порогами чувствительности. Упрощенно: слишком тихий звук — не слышно (нижний порог чувствительности слуха), слишком высокая яркость — больно глазам (верхний порог чувствительности зрения).

Применительно к интерфейсам: Например, не писать серым текстом по белому фону — не видно.

Разностный порог чувствительности

Способность заметить изменение в рамках пределов чувствительности. Человек видит разницу, если изменение составляет ⅓ от эталона. Иначе разница трудноразличима.

Применительно к интерфейсам: Когда шкала прогресса движется слишком медленно, непонятно: идет ли процесс, или это твое воображение рисует движение шкалы?

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Эффект относительности времени — о важности шкалы прогресса и прелоадера в интерфейсе: если людям приходится ждать, нужно создать ощущение движения вперед.

Кроме того, Дмитрий высказывает гипотезу, что ощущения формировались в эволюции поэтапно:

1 этап: восприятие наличия света. Даже дождевые черви обладают таким восприятием

2 этап: восприятие движения. Лягушка не видит комара, пока он неподвижен.

Применительно к интерфейсам: Движение пробуждает в пользователе первобытные механизмы — естественно, мы обращаем внимание на движущиеся объекты. Обратная сторона медали: движение отбирает слишком большую долю нашего внимания. Например, видео здорово отвлекает нас от других элементов интерфейса.

3 этап: восприятие контраста. Дмитрий приводит в пример полосы Маха. Исследование показало, что на границах контраста у людей возникают более сильные ощущения. Акцент на границы заложен в нас природой — так как это может иметь жизненно важное значение.

Применительно к интерфейсам: Почему плохо, когда на странице у всех элементов есть четкие границы (рамочки)? Потому что при прохождении каждой границы происходит ментальная вспышка и мозг перегружается. Лучше ограничивать объекты пустотой (белым пространством).

Почему мотылек летит на свет?На самом деле он пытается улететь от света. Мотылек живет в “темном мире”. Приближаясь к источнику света, мотылек проходит некий градиент (подобный полосам Маха), где граница всегда видится ему более темной. Мотылек движется к субъективно более темному месту, а объективно — приближается к источнику света.

4 этап: ощущение цвета. В данной лекции не раскрыто.

Восприятие

Вот и оно — восприятие. (Хотя лично я, в силу своего обывательского представления, раньше относила к восприятию все вышеописанное, а вы?)

“О жизни на Марсе мы знаем больше, чем о том, как работает восприятие” — Джером Гибсон

Кратко о видах восприятия:

  • объектно-ориентированное: всё необходимое для восприятия есть в стимуле.
  • субъектно-ориентированное: Субъект «видит» то, чего нет, интерпретируя ощущения на основе своего опыта (в том числе ожиданий и установок)
  • экологическое восприятие Гибсона — восприятие это акт получения информации из окружающей среды.

Мышление

Это обязательно решение задач. Если нет задачи — мышление не задействовано. Структура:

Упрощенно: В клетке обезьяны, высоко под потолком висит банан. Обезьяна не может достать банан (выявление проблемы: короткие руки, короткое тело). Обезьяна “запускает процесс мышления” и находит решение (инсайт): “удлинить” тело при помощи лестницы из ящиков. Обезьяна сбивает банан палкой (решение проблемы).

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Достижимые цели — люди любят задачки, они активизируют мозговые процессы (теперь мы знаем, что это мышление). Кроме того, успешное решение задачи приносит удовольствие. Одним из способов использования “достижимых целей” в интерфейсе является геймификация, с ее значками и баллами.

Интеллект

Вы еще помните начальную схему? Третья ветвь психологии познания — интеллект.

Чтобы определить, что такое интеллект, Жан Пиаже работал с “нулевым” материалом — детьми.

Дмитрий рассказывает о таком эксперименте Жана Пиаже. Детям показывали два одинаковых кусочка пластилина — один в форме высокого цилиндра, другой — сплющеный, и спрашивали, какой кусочек больше. Дети отвечали, что кусочек в форме высокого цилиндра больше.

Из личного опыта: отчетливо помню момент из своего детства, когда мама пыталась объяснить мне, что курица на одной ноге весит столько же, сколько и на двух. Помню, как это не укладывалось у меня в голове. Понимание пришло позже, совершенно естественно. Видимо, в какой-то момент развития интеллекта до меня просто “дошло”.

Итак, в течение жизни человека происходит модификация структур интеллекта и применение структур интеллекта.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Приверженность и последовательность — люди стараются вести себя последовательно: согласно своим принципам и выбранной манере поведение (и, очевидно, поведение определяется сформированными структурами интеллекта)

Сознание

Гипотеза Дмитрия, что мозг — это не сознание, это не “я”. Был такой эксперимент: при помощи аппарата МРТ ученые выяснили, что мозг испытуемого нашел решение задачи на 30 секунд раньше, чем его сознание (“я”) выдало ответ. Дмитрий предполагает, что “я” это иллюзия, которую создает мозг, чтобы у нас было ощущение контроля.

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Принцип автономии — нас привлекают ситуации, в которых мы имеем контроль или оказываем влияние на что-либо. Очень важно обеспечить пользователю ощущение контроля над интерфейсом.

Сознание (“я”) — гораздо шире. Возьмем например границы своего “я” — то есть границы восприятия, точку контакта “я” и окражающего мира. Всегда ли она заключена в нашем теме?Например, когда слабовидящий человек идет по дороге с палочкой, то, по его словам, его точка контакта — это не рука, которая держит палочку, а сам конец палочки.

По мере освоения какого-то предмета, границы нашего “я” расширяются и вбирают в себя этот предмет. В этом случае, сознание может уже не участвовать в использовании предмета.

Например, магазины: мы приходим в супермаркет и идем за молоком, следуя знакомому паттерну. Сознание не задействовано и нас не интересуют остальные товары в магазине — только наше молоко. Мы не собираемся менять модель поведения, если только наш паттерн не разрушится (коварные владельцы магазина поменяют расстановку товаров, чтобы “подключить” наше сознание: в поисках молока, мы заметим товары, которые не видели, когда действовали в рамках паттерна)

В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике

  • Установление закономерностей (паттернов) — наш мозг стремится все систематизировать, выявить закономерности. Само наличие паттернов очень важно для облегчения ориентации.
  • Достигнутый статус — мы не хотим менять свой статус и модели поведения, если на то нет веских причин.

На этом хочу завершить свой обзор. Статья получилась длинной, но, на мой взгляд, в лекции нет пустых слов — конспектировать и запоминать хочется все.

Надеюсь эта статья станет той самой подсказкой-триггером, который поможет запустить процесс “вспоминиая” лекции Дмитрия Сатина на UX марафоне.

Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →

Почему мотыльков привлекает свет? [ВИДЕО]

Мотыльки и другие насекомые любят роиться ночью вокруг источников света — зачем они это делают? Знают ли они что-то, чего не знаем мы? Посмотрите это видео, чтобы узнать, или прочитайте наше объяснение ниже!

Ученые до сих пор не знают, почему насекомые любят свет

Короткий ответ: никто не знает! Несмотря на то, что люди могли наблюдать мотыльков и других насекомых, летающих вокруг света ночью, с тех пор, как у людей были костры, их мотив остается энтомологической загадкой.

Лучшие предположения ученых

У энтомологов, или ученых, изучающих насекомых, есть несколько теорий, объясняющих такое поведение. Мотыльки на самом деле используют Луну, чтобы ориентироваться во время полета. Обычно Луна — единственный яркий объект ночью, поэтому мотыльки могут ошибочно принять неестественные источники света за Луну, что испортит их навигацию.

Другая теория

Энтомологи также считают, что Луна может использоваться насекомыми, чтобы указать свободное пространство, через которое они могут пролететь. Если свет Луны виден, это означает, что у света есть свободный путь, поэтому насекомые могут принять любой источник света за свободный путь к открытому воздуху.

Факты о мотыльках для детей

Есть вопросы о мотыльках? У нас есть моли ответы!

  • Мотыльков привлекает свет — они летят к относительно холодным источникам света, но не собираются вокруг тусклых источников тепла.

  • Мотыльки не кусаются и не жалят, как другие насекомые, поэтому опасности для человека не представляют.

  • Взрослые бабочки обычно живут около 2-4 месяцев, в зависимости от вида.

  • Мотыльки являются важной частью пищевой цепи многих экосистем, служащих источником пищи для животных, таких как птицы и млекопитающие. Кроме того, подобно бабочкам, они опыляют цветы, поедая их нектар.

  • Большинство бабочек ведут ночной образ жизни, поэтому они активны ночью и отдыхают днем.

  • Мозг мотылька

    действительно особенно хорош в обнаружении контраста, что позволяет им видеть действительно тусклые объекты намного ярче, чем в противном случае.

Больше ответов на вопросы детей о насекомых

Как пчелы находят пищу? Как гусеница превращается в бабочку? В научной библиотеке Tappity есть интерактивные уроки с ответами на эти и другие вопросы!

Хотите еще больше науки для детей?

Погрузитесь в Tappity, крупнейшую в мире интерактивную научную библиотеку K-5. Найдите все, от пингвинов до планет и даже простейших! Так что, будь вы начинающим инженером, подающим надежды биологом или начинающим космонавтом, вы обязательно откроете для себя что-то новое.

Изучите наши уроки науки

Что Мотыльки Делали До Света? (Объяснение!)

Мотыльки — одни из самых известных ночных насекомых, которых вы также можете заметить, лихорадочно летающих вокруг уличных фонарей или ламп в вашем доме. Однако когда-то в человеческом существовании не было огней. Чем же занимались мотыльки до того, как изобрели свет?

До появления света мотыльки перемещались домой с помощью лунного света. К сожалению, уличное освещение часто приводит к тому, что мотыльки теряют ориентацию, так как сейчас так много источников света, с которыми приходится бороться.

Лунный свет поможет мотылькам найти дорогу домой, помогая им ориентироваться. Мотыльки летали под определенным углом к ​​лунному свету, чтобы правильно ориентироваться.

Считается, что они делают это в попытке добраться до него.

Однако, поскольку это невозможно, в конце концов он стал точкой навигации на какое-то время. Можно также сказать, что чем северная звезда была для людей, тем луна была для мотыльков.

Однако с появлением уличных фонарей и лампочек мотыльки сильно запутались, поэтому вы часто можете обнаружить, что они спотыкаются о ваше крыльцо. Это одна из причин, по которой мотыльки часто кружат над лампочками и лампами.

Почему мотыльки одержимы светом?

Чтобы понять, почему мотыльки тянутся к свету, нам нужно понять фототаксис (подробнее об этом можно узнать здесь).

Это явление заставляет многих насекомых, в том числе мотыльков, двигаться в ответ на свет. Это движение может быть либо от источника света, либо к нему. Поскольку вы замечаете мотыльков, идущих к свету, это указывает на то, что они, так называемые, положительно фототаксичны.

Одна из причин одержимости мотыльков светом может заключаться в том, что они фототаксичны.

Еще одна причина, по которой люди считают, что мотыльки одержимы светом, заключается в том, что глаза мотылька состоят из датчиков света, как и человеческий глаз. Эти датчики настраиваются независимо в зависимости от света, который они обнаруживают и которому они подвергаются.

Когда мотыльки подвергаются воздействию очень яркого света, грани фокусирующей линзы направляются к ее датчикам. Вот почему они медленнее адаптируются к темноте, чем к свету.

Таким образом, бабочки с трудом покидают яркий свет, потому что возвращение в темноту делает их слепыми на некоторое время, заставляя нас думать, что они одержимы ярким светом.

Наконец, еще одним фактором, способствующим привлечению бабочки к свету, является то, что глаза бабочки чувствительны к свету определенной длины волны, например к ультрафиолетовым лучам. Эта чувствительность делает бабочек очень чувствительными к свету.

Какой свет больше всего привлекает мотыльков?

Любой яркий свет или тот, у которого более короткая длина волны (например, ультрафиолетовый свет), привлечет наибольшее количество видов мотыльков. В конечном счете, любая форма света (включая пламя) привлечет некоторых мотыльков.

Какие еще насекомые одержимы светом?

Любое летающее насекомое с положительным фототаксисом будет притягиваться к свету. Сюда могут входить многие мелкие мухи, мошки, жуки и подёнки.

Почему мотыльки летают вокруг огней?

Искусственное освещение сбивает с толку мотыльков. Мотыльки привыкли использовать луну для навигации. Они могут лететь к Луне под определенным углом, но никогда не достигают Луны. Это помогает им ориентироваться.

Однако до лампочки на крыльце или уличного фонаря моль легко доберется. Следующее, что они узнают, это свет позади них, поэтому они делают разворот на 180° и начинают лететь обратно к нему. Это повторяющееся движение вперед и назад к свету заставляет их летать по кругу.

Мотыльков привлекает свет свечи?

Да, мотыльков очень привлекает свет свечей. Фатальная одержимость мотыльков пламенем свечи долгое время была предметом обсуждения ученых и писателей, что также породило известное изречение «как мотылька на открытое пламя».

Причина этого это необычное поведение мотыльков, когда они летят прямо на пламя свечи и в большинстве случаев убивают себя.

Однако бабочку привлекает пламя, которое она изначально использует для навигации. К сожалению, это дезориентирует их, как это делают лампочки или другие яркие предметы. Вот почему они в конечном итоге сжигают себя пламенем свечи.

Почему мотыльки летят в огонь?

Мотыльки известны тем, что летят в огонь и сжигают себя так же, как и пламенем свечи.

Ученые считают, что когда источником света является удаленный объект, такой как луна или солнце, входящие лучи света падают параллельно. Это приучило мотыльков получать световые лучи только определенными частями глаза.

Однако, когда свет исходит от близлежащего источника, он не падает параллельно. Скорее, он проникает прямо внутрь. Мотыльки действуют в соответствии со своей обусловленностью и стараются удерживать световой луч под углом.

Однако в конечном итоге они летят по спирали к источнику света и, в конце концов, сгорают.

Другая теория, объясняющая влечение мотылька к огню, заключается в том, что пламя испускает ультрафиолетовые лучи, привлекающие мотыльков. Поскольку многие цветы также имеют ультрафиолетовые пятна, мотыльки склонны путать их и следовать за ультрафиолетовыми лучами, испускаемыми пламенем свечи.

Резюме 

До появления электрических лампочек и уличных фонарей мотыльки ориентировались в лунном свете. Однако может показаться, что мотыльки используют лунный свет как средство навигации, но правда в том, что они пытаются добраться до Луны и дезориентируются из-за лунного света.

Можно заметить, как они отчаянно летят к луне или любому другому светящемуся объекту. Вот почему многие считают, что мотыльки одержимы светом.

Это потому, что мотыльки положительно фототактичны, поэтому они естественным образом движутся в направлении света.

Другая причина заключается в том, что в их глазах есть датчики света, которые при воздействии яркого света повышают светочувствительность, из-за чего бабочкам становится трудно улететь от светящегося предмета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *