Подпишите океаны нанесите границы между ними: Нанесите границы океанов. Подпишите названия океанов на карте. 2. Подпишите названия тёплых и холодных течений, о которых вы узнали из учебника географии

Гидросфера — водная оболочка Земли

1. Используя текст §28 учебника, подберите факты о том, что:
а) без воды нет жизни;
б) вода — связующее звено между земными оболочками.

а) Две трети массы человека — вода; в теле каждого живого организма присутствует вода; с помощью воды происходит большинство химических процессов.
б) все земные оболочки связаны мировым круговоротом воды.


2. Нарисуйте схему «Состав гидросферы», показав на ней процентное соотношение частей гидросферы.



3.  Заполните пропуски в предложениях.

а) 98% воды в гидросфере содержится в жидком виде. 
б) На океаны и моря приходится более 96,4% воды гидросферы.
в) К водам суши относятся ледники, подземные воды, реки, озера, болота.
г) Запасы пресной воды в гидросфере составляют 3% от ее общей массы.


д) Вода в природе встречается в жидком, твердом и газообразном состояниях.


4.Мериады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни, 
На поля и на сады.
(С. Щипачев)

О каком природном явлении говорится в стихотворении? Каково его значение?

Речь идет о мировом круговороте воды. Его значение очень велико: он связывает все оболочки земли.


5. Вода, испарившаяся с поверхности Океана и унесенная в виде облаков на сушу, вновь вернется в Океан. Изобразите этот процесс в виде схемы.



6. Используя данные о доле океанов в общей пощади Мирового океана (Тихий — 50%, Антлантический — 25%, Индийский — 20%, Северный Ледовитый — 5%), постройте круговую диаграмму.



7. Заполните пропуски в предложениях.

Море, глубоко вдающееся в сушу, называют внутренним морем. Те моря, которые незначительно вдаются в сушу, — окраинными.  Поэтому Черное, Балтийское, Красное — внутренние моря. Охотское, Чукотское, Карибское — окраинные моря.


8. Познакомьтесь с мнениями ученых прошлых веков о солености морской воды. Какие из них наиболее близки к современным взглядам?

Я думаю, что наиболее близки к современным взглядам были Леонардо да Винчи и Галлей.


9. Совершите воображаемое путешествие по Индийскому океану вдоль экватора и определите, как меняются глубины океана. Запишите их значения. В каких районах океана вдоль экватора расположены максимальные и минимальные глубины?

5185 м — 1233 м — 5408 м — 6035 м

Минимальное — возле Сейшельских островов, максимальное — в Западно-Австралийское котловине.


10. Используя физическую карту полушарий в учебнике, заполните таблицу.

Океан Какие материки омывают Средние глубины Наибольшие глубины
Тихий Евразия, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида 3984 м 10 994 м
Атлантический Северная и Южная Америка, Евразия, Африка, Антарктида
3736 м
8742 м
Индийский Евразия, Африка, Австралия, Антарктида 3711 м 7729 м
Северный Ледовитый Евразия, Северная Америка 1225 м 5527 м


11. Найдите на карте и подпишите на контурной карте названия частей Мирового океана, омывающих территорию России:
а) океанов
б) морей
в) заливов
г) проливов



12. Самое мощное течение Мирового океана — течение Западных ветров. Его протяженность до 30 тыс. км, ширина 1000 км, глубина от 2 до 4,5 км. Скорость в верхних слоях более 3,5 км в час. Пользуясь атласом и другими источниками информации, дайте его описание по плану:


а) в каком океане проходит;
б) в каком направлении движется;
в) холодное или теплое;
г) у берегов каких материков проходит.

а) Течение Западных ветров проходит через три океана: Атлантический, Индийский и Тихий.
б) Движение в направлении с Запада на Восток.
в) Холодное
г) Течение Западных ветров опоясывает Антарктиду и близко проходит у берегов Южной Америки и Австралии.


13. Внимательно рассмотрите схему океанических течений в учебнике. Проследите направление теплых и холодных течений. На контурную карту нанесите теплые и холодные течения. Какую закономерность в движении течений Мирового океана вы обнаружили?

Холодные и теплые течения вместе образуют своеобразные кольца.


14. Дайте описание Северного Ледовитого океана по плану (с.102 учебника).

Северный Ледовитый океан располагается в северном полушарии между Евразией и Северной Америкой. Площадь океана составляет 14,75 млн.кв.км. Максимальная глубина океана — 5527 м. Омывает берега России, Норвегии, Гренландии, Исландии, Канады и США. Важнейшие проливы: Берингов пролив, Девисов пролив, Датский пролив. Важнейшие заливы: Гудзонов залив, Баффинов залив.
Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, рыболовства, нефтедобычи, а также является важнейшим военным стратегическим пунктом для многих государств.


15. Дайте описание Охотского моря по плану.

Охотское море находится в северном полушарии, является частью Тихого океана. Площадь моря — 1603 тыс. кв. км., максимальная глубина — 3916 м. Море находится в северо-западной части океана и омывает берега России и Японии.

 
Охотское море является пограничным объектом для Росии и Японии, используется для морских перевозок и рыболовства.


16. В каком направлении и на каком расстоянии от вашего населенного пункта расположено ближайшее море? Как оно называется? К какому океану относится?

Ближайшее море к г.Челябинску — Каспийское море. Оно расположено на юго-западе, на расстоянии примерно 1800 км. Является внутренним морем.


17. Дайте описание реки Волги по плану (с.114 учебника).

Волга протекает в Евразии на территории России. Направление течения — с севера на юг. Исток реки находится в Тверской области, а устье — в Каспийском море. Волга является главной рекой Волжского речного бассейна. 
Основные реки этого бассейна: Ока, Кама, Кострома. 

Бассейн Волги охватывает территорию от западной границы России до восточной границы Пермского края и Башкирии.


18. Нанесите на контурную карту бассейны крупнейших рек России: Волги, Енисея, Оби, Лены, Иртышка; крупнейшие озера: Байкал, Ладожское, Каспийское.


19. Дайте описание озера Байкал по плану (с.118 учебника).

Байкал — озеро, расположенное на территории России в юго-восточной части. Географические координаты: 53 с.ш. и 107 в.д. 
Озерная котловина произошла из-за разлома земной коры. 
Байкал — сточное озеро, в него втекает 336 рек, а вытекает одна — р.Ангара.
Байкал — самое глубокое озеро на планете, в нем сосредоточен крупнейший запас пресной воды.


20. Используя физическую карту России, установите соответствие между городами и реками, на которых они расположены:

1) Омск б) Иртыш
2) Нижний Новгород а) Волга
3) Хабаровск г) Амур
4) Якутск в) Лена
5) Архангельск е) Северная Двина
6) Салехард д) Обь


21. Подсчитайте, сколько соли можно получит из 29 кубометров воды Красного моря.

1218 гр.


22. Дополните схему и установите, каков режим питания рек вашей местности. Когда они бывают полноводными и почему?

Источники питания
Дождь Подземные воды Таяние снега Ручьи, реки

Реки Южного Урала бывают полноводны весной, особенно в мае из-за таяния снега. Также уровень воды повышается летом, когда идут длительные и сильные дожди.


23. Знаете ли вы:
а) что является истоком и устьем вашей местной реки;
б) к речной системе какой реки оно относится, каков ее режим;
в) откуда возникло ее название?

Исток Миасса находится у подножья хребта Нурали, а устье — в реке Исеть. Является частью речной системы Иртыша. Режим реки — сезонный. 

Насчет этимологии названия «Миасс» возникают споры. Но с башкирского «ас» переводится как «вода».


24. Забота о чистоте воды в реке и оказание ей необходимой помощи — одно из важнейших условий сохранения водного ресурса. Что вы можете конкретно сделать, чтобы помочь реке? Подумайте, запишите и постарайтесь с товарищами летом реализовать.

Каждый сезон можно очищать берега рек от мусора, расклеивать листовки , которые призывают людей и туристов к бережному отношению к природе.


25. Почему, говоря о воде, В.И. Вернадский подчеркивал, что нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных самых грандиозных геологических процессов; нет земного вещества — минерала, горной породы, живого тела, которое бы ее не заключало?

Потому что вода входит в состав абсолютно всех веществ в мире. Вода разрушает горы, создает пещеры и со временем способна изменить рельеф до неузнаваемости.


26. Как вы думаете, почему речная долина — результат геологической работы реки?

Со времнем река разрушает горные породы и создает себе русло. Русло расширяется, а окружающая почва вокруг реки размывается. 


27. Работа людей каких профессий связана с Океаном? Какие личностные качества, на ваш взгляд, необходимы этим людям? Обсудите этот вопрос в классе?

Работа военных, спасателей, моряков, рыболовов, ученых. Все эти люди должны обладать выносливостью, мужеством, умением решать неординарные задачи, постоянно быть готовым к экстренным ситуациям.


28. Как вы понимаете слова журналиста В.М. Пескова: «Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившись из земли, ключик без пользы уже не течет. Но кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, сли мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать в человеке».

Почему и как необходимо охранять реки?

Своей хищнической деятельностью люди разрушают все живое вокруг себя. И водным ресурсам достается больше всего. Но для самостоятельного восстановления реки понадобится не одна тысяча лет. Без реки не проживет ни один крупный город.
Нужно ограничивать выбросы промышленных предприятий, ставить очистительные сооружения, организовывать субботники по берегам рек, создавать специальные зоны отдыха с контролем за соблюдением чистоты, проводить беседы с людьми разного возраста на тему экологии.


29. Прочитайте фрагмент текста §37 «Опасности Океана». Сформулируйте выводы по содержанию текста. Предложите правила поведения человека в море и океане.

Нужно уважать стихию. При малейшей опасности водного бедствия необходимо отказаться от дальнейшего путешествия. 
Перед отправлением в море или океан необходимо точно знать прогноз погоды и обеспечить себя средствами безопасности. 
В случае угрозы цунами необходимо покинуть опасный район.


30. Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме или на террассе? Почему?

На террассе. Во-первых, на любой реке случаются паводки, поэтому пойма реки полностью затопляется. Во-вторых, со временем река размывает почву, и она осаживается, что чревато разрушением дома. 


31. Выберите верные утверждения:

а) Вода в природе находится в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
б) Большая часть воды в гидросфере находится в газообразном состоянии.
в) Подавляющая часть гидросферы — это соленая вода морей и океанов. 
г) Атлантический океан — самый маленький из океанов.
д) Мировой океан — богатейшие кладовые минеральных ресурсов, энергии, продуктов питания на Земле.
е) Воды Мирового океана находятся в постоянном движении.
ж) Самая многоводная река в мире — Пил.


32. Вода океанов и морей составляет от объема гидросферы:

1) 100%
2) 96%
3) 16%
4) 2,5%


33. Основную массу пресной воды на Земле содержат:

1) реки
2) болота
3) ледники
4) озера


34. Расположите океаны в порядке убывания их площади:

Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.


35. Какой буквой на карте обозначен Индийский океан?

A)
B)
C)
D)


36. Какой буквой на карте обозначено Балтийское море?

A)
B)
C)
D)


37. Какой буквой на карте обозначен полуостров Индокитай?

A)
B)
C)
D)


38. Какой буквой на карте обозначен Гибралтарский пролив?

A)
B)
C)
D)


39. Какой буквой на карте обозначен Мазамбикский пролив?

A)
B)
C)
D)


40. Выберите верные утверждения:

а) Залив — это часть океана или моря, вдающаяся в сушу.
б) Магелланов пролив соединяет Атлантический и Индийский океаны.
в) Проливы — это узкие, вытянутые участки морской поверхности, соединяющая две акватории и разделяющие участки суши.
г) Гренландия — самый большой по площади осторв на Земле.
д) В Северном Ледовитом океане расположены острова Новая Земля и Шри-Ланка.
е) Средиземное море относится к внутренним морям.
ж) Самый крупный полуостров в России — Скандинавский.
з) Самая глубовая океаническая впадина — Марианская.


41. Средняя соленость воды Мирового океана составляет:

а) 10%
б) 20%
в) 35%
г) 50%


42. В каком из перечисленных морей соленость поверхностных вод наибольшая:

а) Балтийском
б) Красном
в) Японском


43. Выберите верные утверждения:

а) Океанская вода имеет горько-соленый вкус
б) Средняя соленость Мирового океана составляет 35%
в) Соленость воды морей и океанов измеряется в процентах
г) Самую низкую соленость имеют моря Северного Ледовитого океана
д) Самое соленое море — Красное, его соленость 42%
е) Наибольшую соленость имеет Атлантический океан


44. Выберите верные утверждения:

а) Самый теплый океан — Тихий
б) Самый холодный океан — Северный Ледовитый
в) Средняя температура воды в океане +12
г) С увеличением географической широты температура поверхностных океанических вод понижается


45. Какой буквой на карте обозначено течение Куросио?

A)
B)
C)
D)


46. Установите соответсвие между явлениями и причинами, их называющими:

1) цунами в) движение земной коры 
2) приливы и отливы б) ветер
3) течения а) притяжение Луны


47. Среди перечисленных рек России самую большую длину имеет:

а) Волга 
б) Дон
в) Нева
г) Лена


48. Самое крупное озеро России:

а) Ладожское
б) Байкал
в) Онежское


49. Подземные воды находятся:

а) в верхней части мантии
б) в верхней части земной коры
в) во всей толще земной коры


50. Какой буквой на карте обозначена река Миссисипи?

A)
B)
C)
D)


51. Укажите части речной долины, изображенные на рисунке.

1) русло
2) пойма
3) терраса


Страница 16 — 17. Вода на Земле. Мировой океан



Опубликовано автором mmetalnik

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 5 класс «Дрофа»

Комментарий: Перед выполнением работы, обязательно изучите Правила оформления контурных карт. В них вы найдёте информацию о том, как должны быть сделаны надписи к различным географическим объектам. Например, что все водные объекты подписываются синим цветом, а остальные — чёрным. 

При этом, если вы внимательно рассмотрите наши ГДЗ, то увидите, что на наших картах объекты подписаны самыми разными цветами. Это сделано специально, ведь наша главная цель — помочь вам сориентироваться в огромном количестве информации, которой насыщена любая карта. Разноцветные надписи помогут вам быстро найти нужное: города и реки, моря и равнины. Вы сможете быстро увидеть что добавилось на карте в результате выполнения следующего задания и лучше понять что и где находится.

Так что пользуйтесь нашими картами «с умом», чтобы ваши оценки не были снижены из-за тонкостей оформления. Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на странице 25.

1. Подпишите на карте названия океанов и выделите границы между ними.

Названия океанов Земли:

  • Тихий океан;
  • Атлантический океан;
  • Индийский океан;
  • Северный Ледовитый океан;
  • Южный океан.

Границы океанов выделены синими линиями.

2. Используя физическую карту атласа, определите и подпишите максимальные глубины Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Значение максимальной глубины Мирового океана впишите в легенду карты.

Максимальные глубины океанов (обозначены на карте фиолетовыми линиями):

  • Тихий океан — Марианская впадина (жёлоб) 10 994 м — самое глубокое место на Земле;
  • Атлантический океан — жёлоб Пуэрто-Рико 8742 м;
  • Индийский океан — Зондский жёлоб 7729 м;
  • Северный Ледовитый океан — Впадина в Гренландском море 5527 м;
  • Южный океан — Южно-Сандвичев жёлоб 1864 м.

3. Подпишите названия морей, о которых вы узнали в процессе обучения.

Можно подписать моря:

Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, море Бофорта, Берингово море, Гренландское море, Норвежское море, Охотское море, Японское мое, Филиппинское море, Аравийское море, Саргассово море, Карибское море, Коралловое море, Тасманово море и море Уэдделла.

4. Выделите штриховкой на карте: самое большое по площади и глубине море Мирового океана; самое мелкое море Мирового океана.

  • Самое большое по площади море Мирового океана — Саргассово море, площадь его колеблется в диапазоне от 6 000 000 км² до 7 000 000 км² (в зависимости от положения течений, выступающих в роли его границ) — обозначено на карте красной штриховкой.
  • Самое глубинное море Мирового океана — Филиппинское море, его глубина составляет 9 140 метров. Кроме того Филиппинское море является вторым по величине (площади) морем на Земле — обозначено на карте зелёной штриховкой.
  • Самое мелкое море Мирового океана — Азовское море, его глубина достигает только 13,5 метров — обозначено на карте синей штриховкой.

5. Используя учебник и атлас, выделите своим цветом и подпишите обозначенные на карте течения Мирового океана.

Тёплые течения Мирового океана (обозначены на карте бордовым цветом):

  • Гольфстрим;
  • Северо-Атлантическое течение;
  • Куросио;
  • Муссонное течение;
  • Северное Пассатное течение;
  • Южное Пассатное течение;
  • Межпассатное течение;
  • Восточно-Австралийское течение;
  • Мозамбикское течение;
  • Бразильское течение.

Холодные течения Мирового океана (обозначены на карте бирюзовым цветом):

  • Течение Западных Ветров;
  • Бенгельское;
  • Сомалийское;
  • Перуанское;
  • Канарское;
  • Калифорнийское;
  • Курильское;
  • Лабрадорское;
  • Восточно-Гренландское.

6. Принятые обозначения внесите в легенду карты.

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 5 класс «Дрофа»


Ответы

2019, 5 класс, ГДЗ, география, готовые домашние задания, Дрофа, Касимов, контурки, контурные карты, Курбский, решения

Упражнение: Найдите океанские бассейны и континенты

Упражнение: Найдите океанские бассейны и континенты | manoa.hawaii.edu/ExploringOurFluidEarth

Перейти к основному содержанию

Сообщение об ошибке

Устаревшая функция : синтаксис доступа к смещению массива и строки с фигурными скобками устарел в include_once() (строка 1439 из /webinfo/vhosts/manoa.hawaii.edu/docroot/exploringourfluidearth/includes/bootstrap.inc 9008 ).

Версия для печати

Научные и инженерные практики NGSS:

Сквозные концепции NGSS:

Основные дисциплинарные идеи NGSS:

Проверьте свои знания об океанских бассейнах и континентах, найдя и пометив их на карте мира.

 

Материалы

  • Рис. 1.4
  • Карандаш
  • Мелки или цветные карандаши
  • Таблицы 1.1 и 1.2
  • Глобус или карта Земли 

 

 

Процедура

  1. На распечатанной копии рис. 1.4 используйте карандаш, чтобы найти и обозначить основные океанские бассейны и континенты. Не ссылайтесь на глобус или другую карту. Проведите границы основных океанских бассейнов и континентов.
     
  2. Сравните свою карту с картой одноклассника. Обсудите обоснование каждого из ваших решений по маркировке. Если ваши карты отличаются, договоритесь о том, как обозначать и проводить границы континентов и океанических бассейнов.
     
  3. Посмотрите на таблицы 1.1 и 1.2 и скорректируйте свою карту на основе этих условных границ океанического бассейна и континентов.
     
  4. При необходимости обратитесь к глобусу или карте Земли, чтобы проверить свои ответы.
     
  5. Нанесите цветовой код на исправленную карту, чтобы четко показать условные границы океанских бассейнов и континентов. Прикрепите к карте легенду, указывающую, как вы использовали каждый цвет.

 

Вопросы по активности: 

  1. Как вы думаете, почему Мировой океан традиционно делят на океанические бассейны? Как вы думаете, выгодно ли делить океан таким образом? Почему или почему нет?
     

  2. Опишите общую форму каждого океанического бассейна. Запишите основные объекты суши или воды к северу, югу, востоку и западу от каждого из них. Обратитесь к глобусу или карте.
     

  3. Бассейны Атлантического и Тихого океанов часто делятся экватором на Северо-Атлантический и Южно-Атлантический, а также Северо-Тихоокеанский и Южно-Тихоокеанский бассейны. Какие другие границы могут еще больше разделить океан?
     

  4. Глобус — это трехмерная модель Земли, а карта — ее двухмерное изображение. Объясните разницу между двухмерным и трехмерным видом объектов. Нарисуйте предмет, чтобы проиллюстрировать свой ответ.

     

     

Содержание:

Изучение нашей жидкой Земли, продукт Группы исследований и разработок учебных программ (CRDG) Педагогического колледжа. Гавайский университет, 2011 г. Этот документ можно свободно воспроизводить и распространять в некоммерческих образовательных целях.

10.4 Плиты, движения плит и процессы на границах плит – Физическая геология – 2-е издание

Глава 10 Тектоника плит

Континентальный дрейф и расширение морского дна получили широкое признание примерно в 1965 году, когда все больше и больше геологов начали мыслить в этих терминах. К концу 1967 г. земная поверхность была нанесена на карту в виде серии пластин (рис. 10.4.1). Основными плитами являются Евразия, Тихий океан, Индия, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Африка и Антарктика. Есть также множество небольших плит (например, Хуан де Фука, Кокос, Наска, Шотландия, Филиппины, Карибский бассейн) и множество очень маленьких плит или субплит. Например, плита Хуан-де-Фука на самом деле представляет собой три отдельные плиты (Горда, Хуан-де-Фука и Эксплорер), которые движутся в одном и том же общем направлении, но с немного разными скоростями.

Рисунок 10.4.1. Карта, показывающая 15 тектонических плит Земли и приблизительные скорости и направления движения плит. [Описание изображения]

Скорость движения основных плит колеблется от менее 1 см/год до более 10 см/год. Тихоокеанская плита является самой быстрой, за ней следуют Австралийская плита и плита Наска. Североамериканская плита — одна из самых медленных, в среднем от 1 см/год на юге до почти 4 см/год на севере.

Плиты движутся как твердые тела, поэтому может показаться удивительным, что Северо-Американская плита может двигаться с разной скоростью в разных местах. Объясняется это тем, что плиты движутся вращательно. Североамериканская плита, например, вращается против часовой стрелки; Евразийская плита вращается по часовой стрелке.

Границы между плитами бывают трех типов: (т. е. раздвигающиеся) , (т.е. раздвигающиеся вместе) и (раздвигающиеся рядом). Прежде чем говорить о процессах на границах плит, важно отметить, что между плитами никогда не бывает промежутков. Плиты состоят из земной коры и литосферной части мантии (рис. 10.4.2), и хотя они все время движутся и в разных направлениях, между ними никогда не бывает значительного пространства. Считается, что плиты движутся по границе литосферы и астеносферы, так как астеносфера является зоной частичного плавления. Предполагается, что относительная непрочность зоны частичного плавления способствует скольжению литосферных плит.

Рисунок 10.4.2 Кора и верхняя мантия. Тектонические плиты состоят из литосферы, включающей земную кору и литосферную (жесткую) часть мантии.

В центрах спрединга литосферная мантия может быть очень тонкой, поскольку восходящее конвективное движение горячего материала мантии создает температуры, которые слишком высоки для существования значительной толщины жесткой литосферы (рис. 10.3.8). Тот факт, что плиты включают как материал коры, так и материал литосферной мантии, позволяет одной плите состоять как из океанической, так и из континентальной коры. Например, Североамериканская плита включает в себя большую часть Северной Америки плюс половину северной части Атлантического океана. Точно так же Южно-Американская плита простирается через западную часть южной части Атлантического океана, в то время как Европейская и Африканская плиты включают в себя часть восточной части Атлантического океана. Тихоокеанская плита почти полностью покрыта океаном, но включает часть Калифорнии к западу от разлома Сан-Андреас.

Дивергентные границы представляют собой границы спрединга, где новая океаническая кора образуется из магмы, образовавшейся в результате частичного плавления мантии, вызванного декомпрессией, когда горячие мантийные породы из глубины перемещаются к поверхности (рис. 10.4.3). Треугольная зона частичного плавления вблизи гребня хребта имеет мощность около 60 км, а доля магмы составляет около 10% от объема породы, что приводит к образованию коры толщиной около 6 км. Наиболее расходящиеся границы расположены на океанических хребтах (хотя некоторые и на суше), и материал земной коры, образующийся на спрединговой границе, всегда имеет океанический характер; другими словами, это основная магматическая порода (например, базальт или габбро, богатые железо-магнезиальными минералами). Скорость распространения значительно варьируется: от 2 см/год до 6 см/год в Атлантике и от 12 см/год до 20 см/год в Тихом океане. (Обратите внимание, что скорости распространения обычно вдвое превышают скорости двух плит, удаляющихся от хребта.)

Некоторые из процессов, происходящих в этом параметре, включают:

  • Магма из мантии выталкивается вверх, чтобы заполнить пустоты, образовавшиеся в результате расхождения двух плит
  • образование, при котором магма выталкивается в морскую воду (рис. 10.4.4)
  • Вертикальное проникновение в трещины в результате растекания
  • Магма более медленно остывает в нижней части новой коры и образует тела габбро
Рис. 10.4.3 Общие процессы, происходящие на расходящейся границе. Область внутри заштрихованного белого прямоугольника показана на рис. 10.4.4. Рис. 10.4.4. Изображение процессов и материалов, образующихся на расходящейся границе.

Предполагается, что спрединг начинается в пределах континентальной области с изгиба или куполообразия, связанного с нижележащим мантийным плюмом или серией мантийных плюмов. Плавучесть материала мантийного плюма создает купол внутри коры, заставляя ее разламываться по радиальной схеме с тремя ответвлениями, разнесенными приблизительно на 120° (рис. 10.4.5). Когда под большим континентом существует ряд мантийных плюмов, образовавшиеся трещины могут выровняться и привести к образованию рифтовой долины (например, современной Великой рифтовой долины в восточной Африке). Предполагается, что этот тип долины в конечном итоге превращается в линейное море (такое как современное Красное море) и, наконец, в океан (такой как Атлантический). Вполне вероятно, что целых 20 мантийных плюмов, многие из которых существуют до сих пор, были ответственны за начало рифтогенеза Пангеи вдоль того, что сейчас является Срединно-Атлантическим хребтом (см. рис. 10.3.10).

Рисунок 10.4.5 Изображение процесса образования купола и трехчастного рифта (слева) и континентального рифтогенеза между африканской и южноамериканской частями Пангеи около 200 млн лет назад (справа).

Конвергентные границы, где две плиты движутся навстречу друг другу, бывают трех типов, в зависимости от того, находится ли по обе стороны от границы океаническая или континентальная кора. Типы океан-океан, океан-континент и континент-континент.

На конвергентной границе океан-океан одна из плит (океаническая кора и литосферная мантия) толкается или субдуцируется , под другим. Часто более старая и более холодная плита более плотная и погружается под более молодую и горячую плиту. Обычно вдоль границы проходит океанская впадина. Субдуцированная литосфера спускается в горячую мантию под относительно небольшим углом вблизи зоны субдукции, но под более крутым углом дальше вниз (примерно до 45°). Как обсуждалось в контексте связанного с субдукцией вулканизма в Главе 4, значительный объем воды внутри погружающегося материала высвобождается по мере нагревания погружающейся коры. Большая часть этой воды присутствует в пластовом силикатном минерале серпентине, который образовался в результате изменения пироксена и оливина вблизи спредингового хребта вскоре после образования породы. Он высвобождается, когда океаническая кора нагревается, а затем поднимается и смешивается с вышележащей мантией. Добавление воды к горячей мантии снижает температуру плавления горных пород и приводит к образованию магмы (флюсовое плавление) (рис. 10.4.6). Магма, которая легче окружающего материала мантии, поднимается через мантию и вышележащую океаническую кору на дно океана, где образует цепь вулканических островов, известную как островная дуга. Зрелая островная дуга превращается в цепь относительно крупных островов (таких как Япония или Индонезия) по мере выдавливания все большего количества вулканического материала и накопления осадочных пород вокруг островов.

Как описано выше в контексте зон Бениоффа (рис. 10.3.6), землетрясения происходят близко к границе между погружающейся корой и преобладающей корой. Самые сильные землетрясения происходят у поверхности, где погружающаяся плита еще холодная и сильная.

Рисунок 10.4.6 Конфигурация и процессы конвергентной границы океан-океан.

Примерами зон конвергенции океан-океан являются субдукция Тихоокеанской плиты под Северо-Американскую плиту к югу от Аляски (Алеутские острова) и под Филиппинскую плиту к западу от Филиппин, субдукция Индийской плиты под Евразийскую плиту к югу от Индонезии и субдукция Атлантической плиты под Карибскую плиту (см. рис. 10.4.1).

На конвергентной границе океан-континент океаническая плита подталкивается под континентальную плиту таким же образом, как и на границе океан-океан. Отложения, накопившиеся на , выбрасываются вверх в аккреционный клин, а сжатие приводит к надвигам внутри континентальной плиты (рис. 10.4.7). Основная магма, образующаяся рядом с зоной субдукции, поднимается к основанию континентальной коры и приводит к частичному плавлению пород земной коры. Образовавшаяся магма поднимается сквозь земную кору, образуя горную цепь с множеством вулканов.

Рисунок 10.4.7 Конфигурация и процессы конвергентной границы океан-континент.

Примерами конвергентных границ океан-континент являются субдукция плиты Наска под Южную Америку (которая создала Анды) и субдукция плиты Хуан-де-Фука под Северную Америку (создание гор Гарибальди, Бейкер, Сент-Хеленс, Ренье, Худ и Шаста, известные под общим названием Каскадный хребет).

Столкновение континента с континентом происходит, когда континент или большой остров, сдвинутый вместе с погружающейся океанической корой, сталкивается с другим континентом (рис. 10.4.8). Сталкивающийся континентальный материал не будет субдуцирован, потому что он слишком легкий (то есть потому, что он состоит в основном из легких континентальных пород [SIAL]), но корень океанической плиты в конечном итоге оторвется и погрузится в мантию. Происходит огромная деформация ранее существовавших континентальных пород и образование гор из этой породы, из любых отложений, скопившихся вдоль берегов (т. материал.

Рис. 10.4.8 Конфигурация и процессы конвергентной границы континент-континент.

Примерами конвергентных границ между континентами являются столкновение Индийской плиты с Евразийской плитой, создавшее Гималаи, и столкновение Африканской плиты с Евразийской плитой, создавшее ряд хребтов, простирающихся от Альп в Европе до Горы Загрос в Иране. Скалистые горы в Британской Колумбии и Альберта также являются результатом столкновений континентов.

Рис. 10.4.9 Разлом Сан-Андреас простирается от северной оконечности Восточно-Тихоокеанского поднятия в Калифорнийском заливе до южной оконечности хребта Хуан-де-Фука. Все красные линии на этой карте — трансформационные разломы.

Трансформные границы существуют там, где одна плита скользит мимо другой без образования или разрушения материала земной коры. Как объяснялось выше, большинство трансформных разломов соединяют сегменты срединно-океанических хребтов и, таким образом, являются границами океано-океанических плит (рис. 10.3.11). Некоторые трансформные разломы соединяют континентальные части плит. Примером может служить разлом Сан-Андреас, который простирается от южной оконечности хребта Хуан-де-Фука до северной оконечности Восточно-Тихоокеанского поднятия (хребта) в Калифорнийском заливе (рис. 10.28 и 10.29).). Часть Калифорнии к западу от разлома Сан-Андреас и вся Нижняя Калифорния находятся на Тихоокеанской плите. Трансформационные разломы не просто соединяют расходящиеся границы. Например, разлом Королевы Шарлотты соединяет северную оконечность хребта Хуан-де-Фука, начиная с северной оконечности острова Ванкувер, с Алеутской зоной субдукции.

Рисунок 10.4.10 Разлом Сан-Андреас в Паркфилде в центральной Калифорнии. Человек в оранжевой рубашке стоит на Тихоокеанской платформе, а человек на противоположной стороне моста находится на Североамериканской платформе. Мост рассчитан на перемещение по разлому за счет скольжения по его основанию. Рисунок 10.4.11

На этой карте показаны плиты Хуан-де-Фука (JDF) и исследовательские плиты у побережья острова Ванкувер. Мы знаем, что плита JDF движется к Североамериканской плите со скоростью от 4 до 5 сантиметров в год. Мы думаем, что Плита Исследователя также движется на восток, но мы не знаем ее скорости, и есть свидетельства того, что она медленнее, чем Плита JDF.

Границей между двумя плитами является разлом Нутка, который является местом частых землетрясений от малых до средних (примерно до 5 баллов), как показано красными звездами. Объясните, почему разлом Нутка является разломом трансформации, и покажите относительное направление движения по разлому с двумя маленькими стрелками.

См. ответы к упражнению 10.4 в Приложении 3.

Как первоначально описал Вегенер в 1915 году, нынешние континенты когда-то были частью суперконтинента, который он назвал (что означает вся земля ). Более поздние исследования континентальных совпадений и магнитного возраста пород океанского дна позволили нам реконструировать историю распада Пангеи.

Пангея начала раскалываться вдоль линии между Африкой и Азией и между Северной Америкой и Южной Америкой около 200 млн лет назад. В этот же период между северной Африкой и Северной Америкой начал открываться Атлантический океан, а Индия отделилась от Антарктиды. Между 200 и 150 млн лет назад начался рифтогенез между Южной Америкой и Африкой и между Северной Америкой и Европой, и Индия двинулась на север в сторону Азии. К 80 млн лет назад Африка отделилась от Южной Америки, большая часть Европы отделилась от Северной Америки, а Индия отделилась от Антарктиды. К 50 млн лет назад Австралия отделилась от Антарктики, а вскоре после этого Индия столкнулась с Азией. Чтобы увидеть время этих процессов для себя, перейдите к таймлапсу Континентальных движений.

За последние несколько миллионов лет рифтогенез произошел в Аденском заливе и Красном море, а также в Калифорнийском заливе. Зарождающийся рифтогенез начался вдоль Великой рифтовой долины восточной Африки, простирающейся от Эфиопии и Джибути в Аденском заливе (Красное море) на юг до Малави.

В течение следующих 50 миллионов лет, вероятно, произойдет полное развитие восточно-африканского разлома и образование нового дна океана. В конце концов Африка расколется. Также продолжится северное движение Австралии и Индонезии. Западная часть Калифорнии (включая Лос-Анджелес и часть Сан-Франциско) отделится от остальной части Северной Америки и в конечном итоге пройдет прямо вдоль западного побережья острова Ванкувер на пути к Аляске. Поскольку океаническая кора, образовавшаяся в результате спрединга срединно-атлантического хребта, в настоящее время не подвергается субдукции (за исключением Карибского бассейна), Атлантический океан постепенно увеличивается, а Тихий океан становится меньше. Если так будет продолжаться без изменений еще пару сотен миллионов лет, мы вернемся к тому, с чего начали, к одному суперконтиненту.

Пангея, существовавшая примерно от 350 до 200 млн лет назад, не была первым суперконтинентом. Ему предшествовали Паннотия (от 600 до 540 млн лет назад), Родиния (от 1100 до 750 млн лет назад) и другие до этого.

В 1966 году Тузо Уилсон предположил, что существовала непрерывная серия циклов континентального рифтогенеза и столкновения; то есть распад суперконтинентов, дрейф, столкновение и образование других суперконтинентов. В настоящее время Северная и Южная Америка, Европа и Африка перемещаются вместе с соответствующими частями Атлантического океана. Восточные окраины Северной и Южной Америки и западные окраины Европы и Африки называются , потому что вдоль них не происходит субдукции.

Однако такая ситуация может продолжаться недолго. По мере того, как дно Атлантического океана отягощается по его окраинам большой толщей континентальных отложений (т. 12). Разовьется зона субдукции, и океаническая плита начнет погружаться под континент. Как только это произойдет, континенты больше не будут продолжать раздвигаться, потому что спрединг срединно-атлантического хребта будет происходить за счет субдукции. Если распространение вдоль Срединно-Атлантического хребта будет продолжаться медленнее, чем распространение в Тихом океане, Атлантический океан начнет смыкаться, и в конце концов (через 100 миллионов лет и более) Северная и Южная Америка столкнутся с Европой и Африкой.

Рисунок 10.4.12 Развитие зоны субдукции на пассивной окраине. Времена А, В и С разделены десятками миллионов лет. Как только океаническая кора отделится и начнет погружаться, континентальная кора (в данном случае Северная Америка) больше не будет смещаться на запад и, скорее всего, начнет двигаться на восток, потому что скорость распространения в Тихоокеанском бассейне выше, чем в Атлантический бассейн.

На окраинах Атлантического океана есть веские доказательства того, что этот процесс происходил раньше. Корни древних горных поясов, которые присутствуют вдоль восточной окраины Северной Америки, западной окраины Европы и северо-западной окраины Африки, показывают, что эти массивы суши когда-то сталкивались друг с другом, образуя горную цепь, возможно, столь же большую как Гималаи. Очевидная линия столкновения проходит между Норвегией и Швецией, между Шотландией и Англией, через Ирландию, Ньюфаундленд и Приморье, через северо-восточные и восточные штаты и через северную оконечность Флориды. Когда примерно 200 млн лет назад начался рифтогенез Пангеи, трещины шли по линии, отличной от линии более раннего столкновения. Вот почему некоторые из горных цепей, образовавшихся во время более раннего столкновения, можно проследить из Европы в Северную Америку и из Европы в Африку.

То, что разлом Атлантического океана мог произойти примерно в одном и том же месте во время двух отдельных событий с разницей в несколько сотен миллионов лет, вероятно, не является совпадением. Ряд горячих точек, обнаруженных в Атлантическом океане, мог также существовать в течение нескольких сотен миллионов лет и, таким образом, мог способствовать рифтогенезу примерно в одном и том же месте по крайней мере в двух отдельных случаях (рис. 10.3.13).

Рис. 10.4.13. Сценарий для цикла Уилсона. (A) Цикл начинается с континентального рифтогенеза над серией мантийных плюмов. (Б) Континенты расходятся, а затем (В) через некоторое время вновь сходятся, образуя складчато-поясную горную цепь. (D) В конце концов рифт повторяется, возможно, из-за того же набора мантийных плюмов, но на этот раз рифт находится в другом месте.

На этой карте показаны границы между основными плитами. Не обращаясь к карте тарелок на рис. 10.4.1 или каким-либо другим источникам, запишите названия как можно большего числа тарелок. Начните с больших пластин, а затем работайте над более мелкими. Не волнуйтесь, если вы не можете назвать их всех.

Рисунок 10.4.14

После того, как вы назвали большинство плит, нарисуйте стрелки, чтобы показать основные движения плит. Наконец, используя маркер или цветной карандаш, обозначьте как можно больше границ расходящимся, сходящимся или трансформируемым.

См. ответы к упражнению 10.5 в Приложении 3.

Описания изображений

Рисунок 10.4.1 Описание изображения: Описание 15 различных пластин и их движений.
Название таблички Описание пластины Ограничительные пластины (в порядке от самой длинной к самой короткой) Описание механизма
Африканская тарелка Эта плита включает всю Африку и окружающий океан, включая восточную часть Атлантического океана, окружающий Антарктический океан и западную часть Индийского океана. Плита Южной Америки, Плита Антарктики, Плита Евразии, Плита Северной Америки, Плита Аравии, Плита Индии, Плита Австралии Эта плита движется на северо-восток к плитам Аравии и Евразии.
Антарктическая плита. Эта плита составляет всю Антарктиду и большую часть окружающего океана. Тихоокеанская плита, Австралийская плита, Африканская плита, плита Скотия, плита Наска, плита Южной Америки. Часть плиты вокруг Южно-Американской плиты движется на север и немного на восток. Часть плиты вокруг Австралийской плиты движется на юг.
Тарелка Аравия Эта таблица включает всю Саудовскую Аравию и большую часть Леванта (вплоть до Ирака и Сирии). Тарелка Евразия, Тарелка Африка, Тарелка Индия Эта плита движется на северо-восток к Евразийской плите.
Табличка для Австралии Эта плита включает Австралию и большую часть окружающего океана. Новая Гвинея и северные части Новой Зеландии являются частью Австралийской плиты. Район океана вдоль южной части Азии до Индийской плиты также является частью Австралийской плиты. Антарктическая плита, Тихоокеанская плита, Евразийская плита, Индийская плита, Африканская плита. Эта плита движется на северо-восток в сторону Евразийской плиты и Тихоокеанской плиты.
Карибская тарелка Эта тарелка маленькая. Он включает центральные страны Карибского бассейна и проходит вдоль северной окраины Южной Америки. Тарелка Северной Америки, Тарелка Южной Америки, Тарелка Cocos. н/д
Кокосовая тарелка Эта тарелка маленькая. Он проходит вдоль западного побережья Мексики и западных стран Карибского бассейна. Плита Наска, Тихоокеанская плита, Североамериканская плита, Карибская плита. Эта плита движется на северо-восток к плитам Карибского бассейна и Северной Америки.
Тарелка Евразия Эта плита включает северо-восточную часть Атлантического океана, всю Европу, всю Россию (кроме самой восточной ее части) и вниз через юго-восточную Азию, включая Китай и Индонезию. Североамериканская тарелка, Африканская тарелка, Австралийская тарелка, Аравийская тарелка, Индийская тарелка, Филиппинская тарелка. Эта плита вращается по часовой стрелке к Тихоокеанской плите.
Филиппинская тарелка Эта пластина включает острова, составляющие Филиппины, и север, включающий части южной Японии. Евразийская плита, Тихоокеанская плита. Эта плита движется на северо-запад к Евразийской плите.
Тарелка Индии Эта пластина включает Индию и окружающий Индийский океан. тарелка Австралии, тарелка Евразии, тарелка Африки, тарелка Аравия. Эта плита движется на северо-северо-восток по направлению к Евразийской плите.
Тарелка Хуан де Фука Эта тарелка маленькая. Он проходит вдоль северо-западного побережья США и южного побережья Британской Колумбии. Тихоокеанская плита, Североамериканская плита. н/д
Тарелка Наска Эта плита находится в Тихом океане между Тихоокеанской плитой и плитой Южной Америки. Южноамериканская плита, Тихоокеанская плита, Антарктическая плита, Кокосовая плита Эта плита движется прямо на восток к Южно-Американской плите.
Тарелка для Северной Америки Эта плита включает в себя всю Северную Америку, Гренландию, большую часть востока России, север Японии и северо-западную часть Атлантического океана. Евразийская плита, Тихоокеанская плита, Африканская плита, Карибская плита, Южноамериканская плита, плита Кокос, плита Хуана де Фука Эта плита вращается против часовой стрелки по направлению к Тихоокеанской плите.
Тихоокеанская плита Эта плита составляет большую часть Тихого океана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта