Подвиг алексея маресьева: Великий подвиг летчика-истребителя Алексея Маресьева

Великий подвиг летчика-истребителя Алексея Маресьева

27 апреля 2022 | 2624

Российский Государственный Социальный Университет продолжает цикл публикаций в рамках информационно-просветительского проекта «Научный полк». Сегодня наш рассказ – о легендарном советском военном летчике-истребителе Алексее Петровиче Маресьеве, ставшем в годы Великой Отечественной войны одним из символов мужества, патриотизма, воинской доблести и самопожертвования во имя Великой Победы.

Образ советского летчика, который преодолел тяжелое ранение, вернулся в строй и продолжал совершать боевые вылеты, вдохновил писателя Бориса Полевого на создание литературного произведения «Повесть о настоящем человеке».

Путь в небо начинался для Алексея Маресьева очень трудно. Отец умер от ран, полученных на фронтах Первой мировой. Надо было помогать матери, которая работала уборщицей на заводе, одна воспитывая троих сыновей.

После окончания школы в городе Камышин Сталинградской области (ныне Волгоградской) Алексей работал токарем.

Дважды подавал документы в летное училище и дважды получал отказ — по здоровью. В детстве он перенес тяжелую форму малярии, приведшую к ревматизму. Никто не верил в его детскую мечту — стать летчиком,-  кроме него самого.

Несмотря на слабое здоровье, в 1934 году Камышинский райком комсомола направил Маресьева строить Комсомольск-на-Амуре. Будущий Герой Советского Союза категорически не желал ехать на Дальний Восток. Впоследствии он вспоминал, что на медкомиссии женщина-врач сказала ему: «Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай, если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут». Так оно и случилось. Перемена климата благотворно сказалась на юном волжанине. Без отрыва от производства он стал заниматься в аэроклубе.

В 1937 году был призван в Красную Армию и попал по настоятельной просьбе в авиацию — служил в 12-м авиапограничном отряде на Сахалине. Правда, не летал, а помогал обслуживать самолеты. Активного красноармейца заметили и направили Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск Краснодарского края.

Именно там он впервые самостоятельно поднялся в небо. Закончив в 1940 году Батайское военное авиационное училище имени А.К.Серова, в звании младшего лейтенанта Алексей Маресьев был оставлен в родных стенах летчиком-инструктором, и там же встретил войну.

В марте 1942 года летчика Алексея Маресьева направили на Северо-Западный фронт, где шли тяжелые бои в районе города Демянск на Новгородчине. Там советские войска окружили крупное соединение немецкой армии из группы «Север». Немцы рвались из «демянского котла», наши войска из последних сил удерживали кольцо окружения. К тому времени на счету летчика было 4 сбитых вражеских самолета, первым из которых стал транспортный «Юнкерс-52».

4 апреля 1942 года Маресьев при сопровождении своих бомбардировщиков наткнулся на группу немецких истребителей. Завязался напряженный бой, в котором один враг был сбит, но и Як-1 Алексея получил серьезные повреждения, а сам он был ранен в ноги. Пришлось приземлиться на вражеской территории, в районе «демянского котла».

Приземлившись, Маресьев на разбитых ногах вначале пошел, а затем, обессилев, пополз на восток. Восемнадцать суток, по таявшему апрельскому снегу, практически без еды и воды, продолжалось это страшное путешествие, о котором впоследствии летчик не любил вспоминать. Спасли его мальчишки из деревни Плав Валдайского района — Сережа Малинин и Саша Вихров, которые наткнулись в лесу на потерявшего сознание пилота.

Долгий путь сделал свое — летчик, у которого стремительно развивалась гангрена обеих израненных и отмороженных ног, был в столь плохом состоянии, что врачи уже и не надеялись на его спасение. В ходе последующей операции Маресьеву ампутировали обе ноги. Жизнь его теперь была вне опасности, но казалось, что о службе летчика можно навсегда забыть. Но у Алексея Петровича было другое мнение на этот счет. Он привык преодолевать себя.

Несмотря на полученную инвалидность, после тяжелой операции лейтенант начал упорные тренировки — вначале в госпитале, потом в санатории. И опять в эту затею никто не верил, кроме него самого. Он много занимался по собственной системе, преодолевая боль, слабость,  недоверие медиков. Алексей смог не только освоить протезы, но и доказать взыскательному и скептически настроенному медицинскому и военному начальству, что способен совершенно свободно владеть своими «новыми ногами» и управлять самолетом.

Несколько месяцев Маресьев настойчиво добивался отправки на фронт и в итоге в июне 1943 года был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Но командир полка подполковник Иванов сначала не решался посылать Алексея на боевые задания — обстановка в воздухе над Курской дугой была весьма напряженной.

Выручил командир его эскадрильи, Александр Числов, взявший Маресьева ведомым на несколько боевых заданий. После того, как в одном из боев Маресьев сбил вражеский «Мессершмитт», доверие к новому летчику со стороны командования резко возросло. Сам же Алексей Петрович с тех пор стал считать Числова своим «крестным».

А вскоре старший лейтенант отличился настолько, что стал известным по всей 15-й воздушной армии. 20 июля 1943 года Маресьев спас двух своих товарищей и сбил при этом два немецких «Фокке-Вульфа-190», прикрывавших вылет пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87». Всего же наши летчики в этом бою сбили 13 вражеских самолетов.

«Возвращаясь с задания, старший лейтенант Маресьев с трудом вылезал из кабины «лавочкина», — вспоминал командир эскадрильи, Герой Советского Союза Александр Числов, — и друзьям иногда приходилось относить его в землянку на руках, от усталости и боли в ногах он не мог сделать ни шагу. Нас многое восхищало в нем, но больше всего — его нечеловеческое терпение». Летчик с протезами ног совершил 86 боевых вылетов и сбил еще семь самолетов противника.

В представлении Маресьева к званию Героя Советского Союза командир полка написал: «Не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

Боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей воздушной армии и по всему фронту. В полк, где он служил, зачастили корреспонденты. Судьбоносная для Алексея Маресьева встреча произошла в землянке под Орлом в июле 1943 года, когда репортёр «Правды» Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полёта 3-й эскадрильи».

Спустя три года, после окончания войны, корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными три года назад, он с нуля написал книгу за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь». За создание этого литературного произведения  писатель был отмечен Сталинской премией II степени (1947). 

В июле 1946 года Маресьев был уволен в запас в звании майора. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (катался на лыжах, коньках, велосипеде, занимался плаванием). Находясь в санатории под Куйбышевом, установил личный рекорд, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут.

После войны мирная жизнь Алексея Маресьева была тесно связана с Комитетом ветеранов войны, ответственным секретарем которого он стал в  1956 году, а возглавлял с 1983-го.

В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, которая выступала образовательным преемником Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. В 1956 году – защитил кандидатскую диссертацию по истории.

Желание жить и быть полезным для своей Родины присутствовало у Алексея Петровича всю его жизнь. Он пользовался неоспоримым авторитетом среди фронтовиков и был настоящим кумиром советской молодежи. Российский Государственный Социальный Университет, являющийся наследником великих традиций Высшей партийной школы при ЦК КПСС, может по праву гордиться тем, что в стенах нашего вуза учились такие великие люди, как Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.

Тэги: Научный полк

Сильный духом: 80 лет назад совершил свой подвиг летчик Алексей Маресьев

Алексей Маресьев прошел обучение в Читинской школе военных пилотов и в Батайском авиационном училище. В 1940 году, по окончании обучения, получив звание младшего лейтенанта, он был оставлен в училище в качестве летчика-инструктора.

С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Маресьева отправили в 296-й истребительный авиаполк ИАП) на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа в Восточной Украине. В марте 1942 года пилота назначили командиром звена с переводом на Северо-Западный фронт в 580-й ИАП. Здесь он одержал свою первую победу: 1 апреля сбил немецкий военно-транспортный самолет Ju-52, а 4 апреля Маресьев сбил еще два аналогичных транспортника. В эти дни он летал в зону так называемого «Демянского котла», где в ходе наступления Красной Армии удалось окружить 2-й корпус 16-й армии вермахта. Попавших в котел немцев активно снабжали по воздуху десятки транспортных самолетов. Вот три из них и сбил Маресьев.

Но 5 апреля удача покинула летчика. Его Як-1 был сбит над лесом. Маресьеву, однако, удалось увести падающий самолет за линию фронта, на территорию, контролируемую советскими войсками. Як-1 упал в лесу, всего в 4 километрах от деревни Рабежа. Но, по всей видимости, никто из жителей деревни этого не заметил. И началась 18-дневная эпопея выживания пилота, получившего тяжелые ушибы (и, вероятно, сотрясение мозга) при падении. Маресьев ползком стал продвигаться на восток, ориентируясь по солнцу. Несмотря на то, что наступил апрель, погода была холодной, а ночью заметно подмораживало. Естественно, никакой провизии у пилота не было, он питался тем, что мог найти в лесу и на болотах. Делать это было очень сложно: толщина снежного покрова той весной была не меньше метра. Однажды Маресьева увидели жители деревни Плав, но забрать его не решились, поскольку на их вопросы он не смог ответить, и деревенские подумали, что перед ними немец. Позже его обнаружили двое местных мальчишек. Имена их известны, это были Саша Вихров и Сережа Малин. Они побежали в деревню и позвали на помощь деда Малина, который снарядил для перевозки едва живого и крайне истощенного летчика подводу.

Здесь каноническая история спасения Маресьева имеет некий провал. Просто сообщалось, что за ним прилетел самолет. Но каким образом военные власти узнали, что в глухой лесной деревне нашли сбитого летчика? Современные исследователи считают, что кто-то из местных сообщил о нем в НКВД.

Тем не менее, для Маресьева это закончилось благополучно: его отправили в госпиталь в Москву. С этого момента начался второй его подвиг — возвращение в небо. Хотя поначалу его сочли безнадежным: ноги были поражены гангреной, прогрессировало заражение крови. Врачи думали, что со дня на день летчик умрет. Но Маресьеву опять повезло: его взялся лечить профессор Николай Теребинский, выдающийся хирург. Он сделал пилоту операцию, ампутировав ступни, а затем следил за его выхаживанием. Со временем Маресьев научился не только ходить, но и танцевать на протезах.

Дальнейшее уже известно многим благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и одноименному художественному фильму. Маресьев со временем убедил медкомиссию, что готов вернуться в строй и летать как прежде. 19 июля 1943 года в районе Курской дуги Алексей Маресьев открыл новый счет сбитым самолетам врага: уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. До марта 1945 года он сбил еще 6 вражеских машин. Таким образом, его личный счет за годы войны составил 10 самолетов врага. Алексею Маресьеву присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени с такой необычной биографией он уже стал очень знаменитой личностью. И командование решило больше не рисковать его жизнью, отозвав с фронта и назначив на должность инспектора-летчика вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

После войны Маресьев был задействован также в военно-патриотической работе по воспитанию молодежи, многократно приглашался на разные значимые и пафосные мероприятия международного звучания. Как рассказывают близкие и друзья легендарного пилота, эта деятельность его, человека скромного по натуре, сильно тяготила.

Алексей Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прожив 85 лет.

Алексей Маресьев | МОЙ ГЕРОЙ

(Неизвестно (предположительно 1945 г.), неизвестно, имя неизвестно. http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-05/thumbs/1306078825_0_67036_33945828_l.jpg 18:34, 10 октября 2011 г. )

Со временем вещи забываются. К сожалению, это относится и к героям, какими бы великими ни были их подвиги. Алексей Маресьев — один из таких героев. Несмотря на ужасные травмы (он потерял обе ноги), он был асом-истребителем Второй мировой войны.0015

Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине, Россия. Его отец умер в 1919 году. После окончания школы он подал документы в Московский авиационный институт, но получил отказ по состоянию здоровья. Сразу после этого он примкнул к комсомольской работе, строя новый город в тайге. Пока город еще достраивался, он уже был уважаемым членом общины. У него была возможность просить, чтобы его направили в любой род войск, и он просил, чтобы его направили в авиационное отделение. Он научился быстро летать и пошел в Батайское летное училище, чтобы отточить свои способности. По окончании школы к нему подошла школа и попросила стать их инструктором. Он согласился. Это случилось в 1940.

Первые два месяца Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) был инструктором, обучал советских летчиков. Но 23 августа 1941 года Алексея перевели в крыло в Кривой Рог. Пять месяцев спустя он сбил свой первый самолет.

(2005, Евгений Гусев. «История настоящего мужчины в картинках». http://trinixy.ru/2007/03/19/komiks_povest_o_natojashhem_cheloveke_28_stranic.html 17:45, 10 октября 2011)

За первые три месяца 1942 года Алексей сбил еще 3 немецких самолета, доведя количество сбитых самолетов до 4. Это число не сильно отличалось от количества сбитых других русских летчиков.

Вскоре его перевели на Западный фронт и именно там, над Демянском, был сбит его Поликарпов И-16. В результате крушения Маресьева выбросило из кабины и раздробило обе ноги. Для немецких летчиков это было всего лишь еще одно убийство (по крайней мере, они так думали). Для Алексея это было началом нового времени.

(Неизвестно, неизвестно, «Статуя Маресьева» http://lit. 1september.ru/2007/09/16.gif 17:56, 10.10.2011)

Застряв на территории Германии, он 18 дней полз в сторону боевых действий. В конце концов его нашли дружелюбные жители деревни, которые предупредили советские ВВС. Его эвакуировали в Москву, где врачи обнаружили у него гангрену. Они пытались спасти ноги Маресьева, но безуспешно. Врачам пришлось ампутировать ему обе ноги. Нормальный человек, если бы его поставили на место, сдался бы. Но он этого не сделал. Он получил два протеза бесплатно, любезно предоставленных Советским Союзом, и сразу же приступил к тренировкам. Поначалу Алексею это не удавалось. Он почти сдался; в конце концов он заставил себя заниматься спортом. Сначала он даже не мог ходить. В конце концов, он смог бегать, танцевать и даже кататься на велосипеде!

Однако он не отказался от того, чтобы стать летчиком-истребителем. После бесчисленных экзаменов, полугода наземной подготовки и еще полугода обучения управлению новым самолетом Маресьев наконец вернулся в строй в июне 1943 года.

В августе 1943 года он сбил 3 истребителя FW-190 в одном воздушном бою. Это развеяло у советских командиров сомнения в его неэффективности и принесло ему Золотую Звезду — высшую военную награду СССР. В ходе войны Алексей сбил еще 4 самолета, доведя общее количество сбитых самолетов до 11. Уволился из ВВС в 1946. ​​Остаток его жизни прошел без происшествий. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу, советский аналог колледжа. В 1956 году Маресьев получил степень доктора исторических наук и начал работать в Советском комитете ветеранов войны. В конце концов он стал депутатом Верховного Совета.

Маресьев умер 19 мая 2001 года от сердечного приступа, всего за несколько часов до своего 82-летия. Ветераны, собравшиеся на его день рождения, плакали, когда услышали эту новость. Алексей Маресьев был похоронен на Новодевичьем кладбище со всеми воинскими почестями.

(Неизвестный, неизвестный, русский постер к фильму «История настоящего человека». http://nextfilm.ru/1241894622_skachat-film-povest-ot-natojashhem-cheloveke.jpg 15:15, 10 октября , 2011)

Его история вдохновила писателя Бориса Полевого на написание книги «Повесть о настоящем человеке», которая, в свою очередь, натолкнула композитора Сергея Прокофьева на идею его последней оперы, получившей название «Повесть о настоящем человеке». , то же, что и книга. Книга была экранизирована в 1948 с именем… Вы угадали! «История настоящего мужчины»!

На мой взгляд, Маресьев — герой. Несмотря на травмы, он проявлял замечательную силу духа даже тогда, когда его мечта казалась несбыточной, и никогда не сдавался. Он вдохновил многих людей сделать то же самое, что, хотя он и сделал это невольно, делает его еще большим героем. И, наконец, он был скромен. Он не хвастался тем, что сделал. На самом деле он презирал славу! Его точными словами по этому поводу были: «Я человек, а не легенда!». Все это в совокупности делает его настоящим героем.

Убеждения, точки зрения и мнения, выраженные в этом героическом представлении на веб-сайте, принадлежат автору и не обязательно отражают убеждения, точки зрения и мнения проекта «МОЙ ГЕРОЙ» и его сотрудников.

Дополнительная информация

Дуглас Бадер — еще один пилот, который потерял обе ноги, но все еще летал. http://en.wikipedia.org/wiki/Douglas_Bader

Алексей Маресьев. Советский летчик-истребитель был сбит и совершил аварийную посадку на территории противника. Истекая кровью от ран, он 18 дней пробирается через леса, чтобы добраться до безопасного места. Выжил, но с двойной ампутацией. После выздоровления на протезах вернулся в бой и сбил 11 фашистских самолетов. [2160×1048] : ВоенноеПорно

Похоже, вы используете новый Reddit в старом браузере. Сайт может работать некорректно, если вы не обновите свой браузер! Если вы не обновляете свой браузер, мы предлагаем вам посетить старый Reddit.

Нажмите J, чтобы перейти к ленте. Нажмите на знак вопроса, чтобы узнать остальные сочетания клавиш

Поиск по всему Reddit

Нашел Интернет!

r/MilitaryPorn

r/MilitaryPorn

О сообществе

r/MilitaryPorn

Качественные изображения военных (из всех стран).

Создан 10 августа 2011 г.


550K

Военные энтузиасты

861

онлайн


АНГАРИНСКИЙ СОРДАРИН

ARMALORN

ARMALORN

ARMALORN

ARMALPORN

ARMALORN

. ..

97%

232

2d

  • r/MilitaryPorn

    Canadian soldier of the 3rd Battalion, Princess…

    98%

    296

    3d

  • r/MilitaryPorn

    US military personnel detain a representative of the…

    98%

    152

    14h

  • r/MilitaryPorn

    The miniature C-17 dubbed the «C-17 Mini» will travel…

    97%

    107

    3d

  • r/военнослужащие

    Общее возвращение в Афганистан в течение двух десятилетий …

    96%

    62

    5D

  • R/270015

    . …

    99%

    67

    6d

  • R/военный пар0087 48

    1d

  • r/MilitaryPorn

    American pilot of the 1st Air Cavalry Division during an. ..

    98%

    56

    4d

  • r/MilitaryPorn

    Норвежские и шведские солдаты в Афганистане. [598×900]

    99%

    39

    1d

  • r/MilitaryPorn

    Поздравляем со 100-летием Гоу 9, осталось Леону…0015

    99%

    15

    5d

  • r/MilitaryPorn

    Russian female soldier executing a high kick during a…

    80%

    313

    4d

  • r/военнослужащие

    Seal Team Eight on Board A Ship готовится к вторжению на Гаити …

    98%

    92

    5D

  • R/Awnerporn

    6
  • R/Awnerporn

  • R/Awnerporn

  • R/DEMENTERPORN

    2

    R/DESTERMENTIINIARIIAN

    2

    . …

    99%

    112

    1d

  • r/MilitaryPorn

    18-year-old Arnold Schwarzenegger served in the Austrian.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *