Подземный ход гатчинского дворца: Гатчина. Грот «Эхо» и подземный ход

Содержание

Гатчина. Грот «Эхо» и подземный ход

Встречали ли вы когда-нибудь упрямое эхо? В одном месте подземного хода оно может повторить слово тридцать раз, а в другом – ни разу. По крайней мере, так гласят многочисленные легенды. Возможно, именно вам удастся это проверить: подземный ход, ведущий от дворца до грота “Эхо”, раскрыл еще не все свои тайны.

А началось все еще во времена Григория Орлова. Именно при нем был прорыт подземный ход из дворцовых покоев к Серебряному озеру. Боялся ли кого всемогущий фаворит Екатерины или это была дань моде, но в конце XVIII столетия была создана подземная галерея шириной около четырех метров и длиной более ста. Выходила она прямиком в грот, перед которым располагалась небольшая пристань. Так что спастись от недоброжелателей можно было как по суше, так и по воде.

Конечно, мнительному Павлу I наличие подземного хода очень приходилось по душе. Говорят, что у выхода из грота его всегда ждал верный слуга на лодке. А пока реальной опасности его жизни не было, будущий император развлекал гостей путешествием по длинному и гулкому коридору.

Спустившись по потайной лестнице из парадных залов в подвалы дворца, они попадали в подземную галерею, стены и арочный потолок которой выложены светлым пудостским камнем, а пол вымощен известковым туфом. Во времена Павла помещение освещалось только дневным светом из четырех сквозных отверстий-колодцев в потолке, забранных частой решеткой.

Пройдя по подземной галерее, гости попадали в небольшую пещеру, свод которой был укреплен грубо отесанными глыбами известкового туфа. Казалось, что камни, обрамляющие выход из грота, навалены в беспорядке и в любой момент могут рассыпаться. Но это не так. Архитектор грота и подземного хода Антонио Ринальди тщательно продумал расположение каждой глыбы: все они были закреплены на металлических штырях и до сих пор держатся достаточно прочно. Густая растительность скрывала от случайного взгляда вход в подземную галерею, а для надежности тот еще закрывался и ажурной металлической решеткой. Перед гротом располагалась небольшая пристань, расположенная на Серебряном озере.

Сейчас от нее остались одни руины.

Почему же грот получил такое романтическое название “Эхо”? Еще первые посетители заметили, что шаги и слова в подземной галерее звучат гулко и через некоторое время возвращаются искаженным эхом. В некоторых местах повтор происходил многократно и четко, а в некоторых – эхо явно искажал слова. Причину сего дива не знает никто – это еще одна великая тайна Гатчинского дворца. Даже после ремонта и реконструкции грота и подземного хода в 1845-1848 годах акустические свойства его сохранились.

По счастливой случайности, при отступлении фашистских войск грот “Эхо” и подземный ход не были взорваны. Но в настоящее время сооружение находится в очень обветшалом состоянии и доступ в него со стороны Серебряного озера закрыт.

Городские подземелья: Гатчинский дворец

Гатчинский дворец стал подарком императрицы Екатерины II ее фавориту графу Григорию Орлову, который и был первым владельцем замка (1766-1781 года постройки). В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина II выкупила у его наследников гатчинское поместье и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.  

С его именем некоторые историки связывают создание подземного хода Гатчинского дворца. Однако все сохранившиеся документы указывают, что он уже был при императоре. Таким образом, подземный ход и заканчивающийся им грот «Эхо» на берегу Серебряного озера были созданы одновременно со строительством дворца при Орлове, утверждает краевед Андрей Бурлаков.

 
Фото: gatchinapalace.ru

Спуститься в подземный ход длиной в 130 м можно было прямо из парадных залов. Еще с орловских времен в нише стены парадной опочивальни имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.

 
Фото: gorod.gatchina.biz

Гулкие подвалы использовались для увеселения гостей. Дело в том, что  благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, и посетители Гатчинского дворца развлекались специальными «кричалками». Из-за этого же выход из тоннеля на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».

По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо в подземном ходе «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит инженерный секрет архитектора Антонио Ринальди.

Среди самых известных «кричалок», которые, возможно, сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня, как: «Какой цветок не боится мороза?! — Роза!», «Как называлась первая дева?! — Ева!», «Кто украл хомуты?! — Ты!».

Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание: «Кто нами правил?! — Павел!». Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет до 30 раз!

Павел I часто пользовался потайным ходом Гатчинского дворца, пишет в своей статье Андрей Бурлаков. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы, таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота «Эхо» его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.

 
Фото: gorod.gatchina.biz

Гатчинский подземный ход хранит немало загадок. Долгое время считалось, что именно этим подземным ходом воспользовался бежавший в 1917 году от преследования большевиков Александр Федорович Керенский. Как известно, он прибыл в Гатчинский дворец из революционного Петрограда 27 октября вместе со штабом третьего конного казачьего корпуса.

В 1918 году залы Гатчинского дворца впервые были открыты для посещения, а вскоре небывалый поток туристов довоенной поры хлынул в этот очень популярный музей. Большим успехом у экскурсантов пользовался открытый для обозрения подземный ход. В послевоенный период на долгое время ему была уготована роль склада Гатчинского водоканала.

Однако, по некоторым данным, этот подземный ход — лишь один из многих ходов подземелья Гатчинского дворца.   До 1918 года в них якобы хранили пищу и там же находились винные погреба.

Кроме того, есть легенда, что подземный ход соединял Гатчинский дворец с Приоратским. Якобы Павел I приказал соединить свой кабинет, находившийся на первом ярусе Часовой башни, с кабинетом приора Мальтийского ордена в Приоратском дворце.

Во время укрепления фундамента дворца реставраторы неожиданно действительно наткнулись на подземный ход. Один из смельчаков прошел по нему около 100 м, но двигаться дальше без специального снаряжения было рискованно. Свод подземного хода достигает высоты человеческого роста в начале и постепенно понижается. Внутри подземный ход выложен камнем. Предназначение загадочного тоннеля точно не выяснено. По мнению реставраторов, ход пролегает под дном нескольких водоемов и является частью подземных коммуникаций старинной Гатчины, которые совершенно не исследованы.

Подробнее можно прочесть ЗДЕСЬ>>

Елена Калинина для «Санкт-Петербург. ру»
gorod.gatchina.biz; gatchinapalace.ru;

Подземный ход, окутанный тайнами., Дизайн интерьера дома и квартиры

.Конечно, к теме «Интерьер загородного дома» данный ход имеет весьма отдаленное отношение, но, тем не менее, обойти эту тему стороной мы не намерены. Мы рассказываем обо всем, что связано не только с интерьером, но и со строительством загородного индивидуального жилья, а то, что подземные ходы устраиваются и в наши дни, — факт. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, мы начинаем разговор о подземном ходе Большого Гатчинского дворца.

Споры и легенды, связанные с подземным ходом, длина которого составляет 120 метров, не утихают до сих пор. Одно время бытовало мнение, что этот ход был сооружен до того, как в Гатчине появился Большой дворец Павла I. Однако исследования показали, что это подземное чудо появилось одновременно со строительством дворца. Попасть в подземный ход можно через потайную дверь в Парадной опочивальне. Путь будет лежать через винтовую лестницу на первый этаж, после чего дорога приведет в туалетную Павла I, а из нее — по потайной лестнице — в подвалы дворца.

Именно в подвале начинается подземный ход, который заканчивается в гроте «Эхо» на берегу Серебряного озера.

Император был готов к любым неприятностям, связанными с его преследованием, и поэтому на выходе из грота всегда дежурил верный ему человек, готовый переправить Павла I на лодке через озеро.

О существовании подземного хода в Большом Гатчинском дворце знали не только приближенные к императору лица. Слухи об этом творении быстро распространялись по Гатчине и, естественно, доходили до Петербурга. Но побывать в подземном ходе в те времена доводилось только единицам. Среди счастливчиков был бывший король Польши Станислав-Густав, который пришел в восторг от путешествия по подземелью и окрестностям дворца. Но далеко не у всех было такое же мнение. Спустя 53 года после смерти Павла I, фрейлина Анна Федоровна Тютчева (дочь великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева), видевшая неоднократно выход из подземного хода (сама Анна Фёдоровна в подземелье не была) написала в своем дневнике следующее: «В парке около озера видна пещера, закрытая железной решеткой; говорят, что здесь находится выход из тех подземных ходов, которые император Павел велел провести от своей комнаты, чтобы иметь возможность бежать от убийц.

Тщетная предосторожность, не предохранившая его от смерти, которой он так боялся и заслуженность которой, может быть, сознавал. Все эти воспоминания делают пребывание в Гатчине очень мрачным и неприятным».

Кстати, сам Павел I, не забывая о том, что потайной ход и скрытые от глаз потайные двери были сделаны исключительно для его безопасности, любил использовать их, развлекая своих гостей. Император неожиданно исчезал и также неожиданно появлялся в другом месте, чем немало удивлял собравшуюся во дворце знать.

Не умолкают разговоры, касающиеся мистики, связанной с подземным ходом. Есть мнение, что там бродит приведение, как две капли воды похожее на Павла I. Те же, кто не встречался с приведением, также склонны верить в его существование. В 20-е годы прошлого века некая Вера Макарова (дочь хранителя дворца) поведала историю, в которой она говорила о том, что, гуляя с подругой вокруг дворца, оказалась у грота «Эхо», «за которым, — по словам Веры, — тянется подземный ход к лестнице в покои Павла I. .. Мы с Катей, — сообщала дочь хранителя дворца, — вздумали проверить справедливость названия грота «Эхо». Мы крикнули: «Павел», ожидая услышать обычный отзвук последнего слога. Но на этот раз из темноты раздалось зловещее: «Умер». Мы позорно бежали, уверенные, что разбудили признак. Нам и в голову не пришло, что над нами пошутил кто-то из взрослых. После этого на листке моего альбома появилась акварель моего отца: в собственном саду Павел I в мундире и треуголке гонится за лохматой девочкой…»

Наравне с этими мистическими слухами ходят и другие. Существует мнение, что в подземном ходе периодически появляется призрак Керенского, бежавшего из дворца от большевиков. Сам Керенский о своем спешном уходе из дворца говорил следующее: «Около 10 часов утра меня внезапно будят. Совершенно неожиданное известие: казаки-парламентеры вернулись с матросской делегацией во главе с Дыбенко. Основные условия матросов — безусловная выдача Керенского в распоряжение большевистских властей. Казаки готовы принять это условие. Выхода у меня не было. Никаких мер личной охраны я не предпринимал. Никаких подготовительных действий на случай выезда из Гатчины не делал. Для вооруженной борьбы нас было слишком мало — меньше десятка. Уйти из дворца невозможно — построенное Павлом I в виде замкнутого прямоугольника здание имело только один выход, уже занятый караулом из казаков и матросов. Пока мы рассуждали, явился один из высших сл

ужащих дворца с предложением помощи… Он знает тайный, никому не известный подземный ход, который выходит в парк за стенами этого дворца-крепости, но чтобы пройти к этому тайнику, нужно ждать суме

рек». Вывели Керенского по подземелью или Александр Фёдорович нашел другой выход, так и осталось загадкой.

В довершение к сказанному нам осталось привести цитату из «Википедии», где содержится интересная информация о подземном ходе Большого Гатчинского дворца. Но приведем мы эту цитату в следующий раз, после чего подведем итог сказанному о Большом Гатчинском дворце и его интерьерах.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: gorod.gatchina(2 фото), benua-rusart, warmland, live.cnews

история, экспозиции, экскурсии – biglifetour.com

История Гатчинского дворца

Архитектор Антонио Ринальди построил великолепный охотничий замок на берегу Серебряного озера для человека, стоявшего очень близко к трону: графа Орлова и Екатерину Великую в 1760-е годы связывали личные отношения. В 1783 году Орлов умер. Следующим владельцем дворца стал наследник Екатериныa Павел Петрович. Взойдя после матери на престол, Павел перестроил дворец, в котором появились новые парадные и личные покои для императорской семьи. Вдова Павла Мария Федоровна завещала Гатчину сыну Николаю. Император Николай I, унаследовавший от отца страсть к военным парадам, приезжал в Большой Гатчинский дворец на осенние и весенние маневры, проходившие неподалеку в Красном Селе. Архитектор Кузьмин увеличил здание. Александр II приезжал в Гатчину в сезон охоты.

А вот следующему императору, Александру III, пришлось жить в Гатчине постоянно. После убийства отца террористами-революционерами в 1881 году по соображениям безопасности Александр III с семьей решил покинуть Петербург и поселиться в Гатчинском дворце. Государь не раз повторял, что на войне не боялся турецких пуль, а в собственной стране вынужден прятаться. Несмотря на это, Большой Гатчинский дворец стал любимым домом для всей семьи. Последний русский царь Николай II вырос в Гатчине.

Интерьер Большого Гатчинского дворца

Во время экскурсии по Большому Гатчинскому дворцу посетители любуются роскошными парадными залами времен правления Павла I (конец XVIII – начало XIX века) на втором этаже и более скромными камерными личными комнатами, где жили последние Романовы. Прогулка начинается с первого этажа, где располагается выставка, посвященная истории строительства дворца, выставка мемориальных предметов, связанных с личностью императора Павла I, а также временные выставки.

Далее гостей дворца встречает величественная Парадная лестница, ведущая на второй этаж. Там находятся парадные апартаменты Павла I и императрицы Марии Федоровны. Это залы, отделанные в классическом стиле в конце 18- начале 19 века, в это время во дворце работал архитектор Винченцо Бренна, любимый мастер императорской четы. Залы богато украшены лепкой, позолотой, украшены произведениями из внушительной коллекции живописи. Павел Петрович любил и ценил живопись, коллекционировал произведения искусства. Большое впечатление производят Тронные залы императора и императрицы. Увы, императорской резиденцией Гатчинскому дворцу суждено было быть всего в течение четырех лет… Далее экскурсантов ждет знакомство с дворцовым храмом, где сохранились элементы первоначальной отделки. Выставка старинного оружия, представлена в галерее, ведущей в Арсенальное каре. Одна из самых обширных в России, выставка знакомит с историей развития оружейного дела 16-19 веков. Коллекцию начал собирать заядлый охотник, первый владелец Гатчины граф Орлов. На третьем этаже находятся  комнаты, где жил Александр Третий с семьей. Император был скромен в быту, детей воспитывал в строгости, поэтому комнаты отделка комнат, мебель и предметы повседневного обихода мало отличаются от интерьеров петербургских квартир среднего класса конца 19 – начала 20 века.

Самое загадочное место дворца – несомненно, подземный ход, отделанный известняком. Он был построен еще при первом владельце графе Орлове. Согласно старым документам, в Парадной опочивальне находилась дверь, которая вела на потайную лестницу. По этой лестнице можно было спуститься в дворцовые подвалы, а из них – в подземный ход. Там, где он выходит на поверхность на берегу Серебряного озера, архитектором Ринальди был построен грот «Эхо».

Местоположение дворца

Место, где находится Гатчинский дворец-музей, было выбрано самим основателем Петербурга. Природные условия Гатчинской мызы: живописный рельеф, густые леса, озера с чистой ключевой водой – привлекли внимание Петра I. Он подарил эту местность любимой младшей сестре Наталье Алексеевне, царевна обустроила здесь уютную загородную усадьбу. После ее смерти усадьбой владели Куракины, у которых Гатчину выкупила Екатерина II. Императрица в 1765 году подарила имение фавориту Г. Г. Орлову. Граф был так впечатлен природной красотой окружающих лесов и озер, что написал об этом в письме французскому философу и писателю Ж.-Ж. Руссо. Для Орлова немаловажным было и то, что местность отлично подходила для охотничьих забав – охоту граф очень любил. Также прежние владельцы Гатчины начали разрабатывать каменные карьеры близ деревни Пудость, что было весьма важно для дальнейшего строительства дворца. Павел Петрович получил Большой Гатчинский дворец в подарок от матери, и в этом поступке Екатерины одним из главных мотивов была не красота Гатчины, а ее удаленность от Царского Села и Петербурга на расстояние более чем 40 километров. Павел с супругой были фактически сосланы Екатериной с глаз долой. Несмотря на такое неоднозначное начало истории, архитектурный памятник является одним из самых популярных музеев-заповедников в Ленинградской области.

История строительства и реставрации дворца

Большой Гатчинский дворец – самая необычная загородная резиденция восемнадцатого века. Он не покрыт штукатуркой, как все остальные пригородные дворцы, а выстроен и отделан известняком, добытым в карьерах неподалеку. Этот камень меняет свой цвет в зависимости от освещения, что придает зданию некий флер таинственности. Первый архитектор Антонио Ринальди, нанятый Екатериной II, возводил внушительный охотничий замок для второго лица в государстве, без пяти минут мужа императрицы. Строительство шло с 1766 по 1781 годы. Однако благоразумная Екатерина за Орлова замуж так и не вышла. Она активно интересовалась постройкой дворца для фаворита, лично контролировала работы, и можно сказать, что Ринальди в первую очередь выполнял пожелания императрицы относительно строительства и отделки. Большой Гатчинский дворец являл пример архитектурного стиля, переходного от барокко к классицизму. В те времена он состоял из трехэтажного центрального корпуса, двух башен по бокам и примыкавших к основному объему здания одноэтажных каре. В результате нескольких перестроек  ныне Гатчинский дворец внутри представляет собою сеть больших по площади помещений: Центральный корпус, Арсенальное каре и Кухонное каре. Дворец серьезно перестраивали два раза: для императоров Павла Первого в 1790-х годах и для Николая I в 1840-х.  Павел поставил задачу перед Винченцо Бренной увеличить здание: было надстроено два этажа над каре и открытые галереи были превращены во внутренние интерьеры дворца. После гибели Павла всем владела его вдова Мария Федоровна, при ней А. Н. Воронихин — создатель Казанского собора – переделал ряд помещений для зимнего пребывания и заново отделал некоторые интерьеры. При Николае I  в 1840-1850-х годах главный архитектор Министерства Императорского двора Р. И. Кузьмин полностью перестроил оба каре, значительно увеличив высоту этажей, надстроил башни по бокам главного корпуса еще одним этажом и перестроил Парадную лестницу. При Александре III в 1880-х годах дворец был оборудован водопроводом и электричеством.   Все архитекторы Гатчинского дворца, производя необходимые перестройки в интерьерах, во внешнем облике придерживались первоначального облика, созданного Ринальди.

В Великую Отечественную войну дворец был сожжен и разграблен фашистами. После войны в здании был наскоро сделан косметический ремонт, и сюда въехало военно-морское училище, позднее, до 1976 года во дворце находился НИИ «Электростандарт». Реставрацию сочли слишком дорогой и ненужной, а статус музея получил один Дворцовый парк. Сотрудники музея долгие годы добивались разрешения на выезд института из исторического памятника и начала реставрации. Восстановление Гатчинского дворца-музея началось только в конце 1970-х годов,  гораздо позже всех других пригородных заповедников, и многие дворцовые залы и внутренние помещения не открыты публике до сих пор. Гатчинский дворец в СПб – уникальный памятник архитектуры XVIII века, «портрет» императора Павла Первого и его времени, воплощенный в камне и сбереженный для нас многолетним самоотверженным трудом музейных сотрудников и реставраторов.

Гатчинский дворец

Бывшая Резиденция царской семьи, окутанная шлейфом легенд о «боязливом» и «подозрительном» императоре Павле, сегодня Гатчинский дворец и парк – это музей.

Во время экскурсии по нарядным залам XVIII века, вы получите впечатление об этикете, принятом при дворе Павла I, узнаете, для чего была нужна парадная опочивальня, что такое «фрикасе из соловьиных язычков» и почему одна из дам упала на пороге Тронного зала.

Устав от нарочитого великолепия приемных комнат, отправляйтесь в жилые покои Александра III, чтобы на сей раз подивиться скромности, в которой проживала семья предпоследнего русского царя.

Обязательно спуститесь в подземный ход, ведущий далеко за пределы дворца и приютивший нимфу Эхо: любое слово, произнесенное громким голосом, отзывается многократным эхом под каменными сводами туннеля.

Заинтригованы? Тогда приезжайте в Гатчину! Тем более что 10 и 11 августа 2018 года здесь пройдет фестиваль светового искусства «Ночь света».

А пока – несколько фактов о Гатчине и ее обитателях:

1. До Революции название «Гатчина» часто употреблялось в среднем роде – «Гатчино».

2. В 1766 году первый владелец дворца граф Григорий Орлов, которому не давали покоя лавры его покровительницы Екатерины II, состоявшей в переписке с французскими философами, самонадеянно пытался пригласить в Гатчину Жан-Жака Руссо.

3. Второго владельца дворца Павла Петровича не зря называли «Русским Гамлетом»: отец Павла Петр III скончался при невыясненных обстоятельствах, как говорили, не без помощи Екатерины II.

4. Православный император Павел I несколько лет возглавлял древний католический орден Мальтийских рыцарей. Мальтийский крест, как символ ордена, даже был включен в состав полного герба Российской империи.

5. Для Мальтийских рыцарей в Гатчине выстроили еще один замок – Приорат – похожий на средневековый католический монастырь. Существует легенда о подземном ходе, который соединяет Большой дворец и Приоратский. Как-то реставраторы действительно обнаружили скрытый подземный ход, выложенный камнем. По мнению исследователей, он является частью подземных коммуникаций старинной Гатчины.

6. Александр III, чей отец был убит террористами 1 марта 1881 года, в целях безопасности перебрался с семьей в Гатчину: Зимний дворец охранять было сложнее, чем Гатчинский.

7. В октябре 1917 года глава Временного Правительства А. Ф. Керенский был вынужден бежать из Гатчины, спасаясь от большевиков. Позднее была придумана легенда о том, что бежал Керенский, переодевшись в женское платье, что, разумеется, было неправдой.

Подземелья Санкт-Петербурга — 14 тайных ходов

Санкт-Петербург славится загадочными и таинственными местами, обросшими человеческими мифами и народными легендами. Даже те туристы, которые не были в Северной столице ни разу, слышали истории о секретных подземных ходах, скрывающихся в недрах города на Неве. Некоторые мифы не нашли реального подтверждения. Однако есть подземные тоннели, которые уже исследованы и даже открыты для всеобщего посещения.

1. Тоннель под Гатчинским дворцом

Гатчинский замок похож на притязания своего владельца — Павла I. Есть в обустройстве этого сооружения немало средневекового, пришедшего от рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Автором проекта замка выступил Антонио Ринальди. Бытует мнение, что именно этот итальянский архитектор создал запутанную систему подземных ходов и дверей, с помощью которых император передвигался по замку незаметно для посторонних глаз.

Однако мифы только частично подтверждены, обнаружен лишь 1 подземный ход. Но и говорят, что он был уже до появления замка. Он был создан не по велению Павла, а достался ему “по наследству” от прежнего тамошнего хозяина графа Орлова. Его соорудили исключительно в декоративно-эстетических целях в качестве садово-паркового строения бережной части Серебряного озера.

Были и врата этого подземелья, называемые Гротом “Эхо”, и они представляли собой выход наружу из подземелья, которое соединяло дворец и берег озера. Возводилось данное сооружение с целью спасения в случае опасности. Так граф хотел обезопасить себя от разного рода неожиданных вторжений, боясь быть застигнутым врасплох.


Павел Первый часто пользовался этим лазом, исчезал из замка и неожиданно появлялся на берегу Серебряного озера. Всё это он проделывал за считанные минуты, ведь длина хода — всего 120 метров.

Позже Грот обрел славу уникального акустического объекта. Его звуковые эффекты привлекали сюда много любопытствующих. Рассказывали, что если человек, подойдя к решетке Грота, скажет что-нибудь, то буквально через минуту его слова будут возращены из-под земли на поверхность как бы потусторонним басом. Если крикнуть в эту темень: “Павел”, то обязательно из мрака подземелья поступит зловещий ответ: “Умер”.

Даже была придумана такая ритмическая «игра словами» с Эхом из того света. Если его спросить: “Кто здесь правил?” Эхо ответит: “Павел, Павел”…

Адрес Гатчинского дворца
Гатчина, пр. Красноармейский, 1

2. Подземный ход Приоратского дворца

Подземелья выстроили по приказу Павла от его личного кабинета в Большом дворце, из Часовой башни до кабинета в Приоратском дворце. С существованием этого подземного хода народ связывает, к примеру, неожиданное исчезновение памятника Ленину в 50-х годах прошлого века. Реально, гатчинцы и петербуржцы верят в то, что скульптура провалилась именно в это подземелье Павла I.

Адрес Приоратского дворца
Гатчина, улица Чкалова, 22А

3. Тоннель под крепостью Бип

Бип, также Бибс и официально Мариенталь — двухэтажный замок, который расположен в южной части Павловска, считается архитектурным капризом Павла I. Здесь из крепости Бип существовал подземный ход, прорытый под речкой Славянка, который вел в Павловский дворец. Его логическая задача — очевидна.

Во время Великой Отечественной войны крепость полностью сгорела. Позже никто ничего тут не делал и пустая каменная коробка стояла заброшенной до середины 2000-х годов. Сегодня ничего не известно о подземелье. Сохранилась табличка павловского времени с надписью:

“Вал сей остаток укрепления, сделанного шведским генералом Крониортом в 1702 году, когда он, будучи разбит окольничим Апраксиным, ретировался через сей пост к Дудоровой горе”.

Адрес крепости Бип (Мариенталь)
Павловск, Мариинская ул., 4

4. Тайный ход под Церковью Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Так утверждают историки, что целью тайного хода, ведущего от Каменноостровской Церкви Рождества Иоанна Предтечи к Неве было обеспечить скрытый проход императора Павла Первого в семейный храм. И для чего бы вы думали? Да только для того, чтобы попеть в хоре.

Адрес Церкви Рождества Иоанна Предтечи
Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 83

 

5. Подземные ходы Михайловского замка

Михайловский замок также связан с именем Павла I. Он задумывался императором в качестве неприступной крепости. Говорят, что строился он и на земле, и под землёй одновременно. И он хранит немало тайн. С Михайловским замком существует одна легенда до мурашек. Якобы, из спальни императора Павла Первого был ход, который вел к памятнику Петру Великому, расположенный перед ним. В роковую ночь 1801 года этот ход был единственной реальной возможностью спасения императора. Но Павел был застигнут врасплох и не успел воспользоваться потайным ходом. Позже тайна расположения этого подземного хода из замка была навсегда утеряна.

Гибель Павла породила немало легенд вокруг Михайловского замка и его подземных ходов. Все время возникали новые легенды, не взирая ни на историческую хронологию, ни на официальные данные.

Говорили, якобы один из его ходов вёл в Воронцовский дворец, где сейчас находится Суворовское училище. Эта легенда так и не нашла официального подтверждения, поэтому остаётся только догадываться насчёт того, насколько далеко вились под городом подземелья Павла I.

Также существуют рассказы “очевидцев”, что из Михайловского замка также велись подземные ходы: к Мальтийской капелле, к казармам Павловского полка, к дому № 16 на Фонтанке. Однако историки сразу “бракуют” все эти версии.

Адрес Михайловского замка
Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2

6. Потерна Петропавловской крепости

Всем доподлинно известно и ни у кого нет сомнений по поводу того, что Петропавловская крепость долгое время служила оборонительным сооружением. Это первое строение в Санкт-Петербурге, от которого возник весь город на Неве. Крепость была необходима для защиты страны от неприятеля.

Поэтому во время строительства архитекторы всё сделали для того, чтобы при её осаде войска могли скрытно перемещаться по территории самой крепости и выходить за её пределы.

Но и после того, как Петропавловская крепость стала музеем, её подземелья не показывали туристам. Это произошло лишь на 300-летний юбилей Санкт-Петербурга. В тот год, а именно в 2003-м “Тайный ход” открыли для посещений. Но там немноголюдно и разговаривают все почему-то шёпотом.

Адрес Петропавловской крепости
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3

7. Подземелья Летнего сада

Петр I оставил нам в наследие не только восхитительные архитектурные ансамбли и памятники, но и не менее замечательные по замыслу подземелья. Один потайной ход начинался в самом центре Летнего сада и вёл в Летний императорский дворец. Историки долго считали, что петровские подземные ходы, ненамного пережив императора, были вскорости уничтожены. Но в начале прошлого века внезапно обнаружили хорошо сохранившийся кирпичный тоннель под землёй, а позже — ещё несколько ходов через Марсово поле и под Фонтанкой. По ним тогда было невозможно пройти из-за решёток. Позже первый тоннель засыпали. И получается, по сей день не могут его раскопать.

Адрес Летнего сада
Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 2

8. Тоннели бывшей усадьбы Кушелева-Безбородко
Бывает, археологи и историки не могут обнаружить, а попадается на глаза простым рабочим. Так, во время прокладки теплотрассы рядом с усадьбой Кушелева-Безбородко, рабочие случайно наткнулись на подземный ход. Эксперты утверждают, что в усадьбе таких ходов было несколько. Первый засыпали во время реконструкции, о его существовании напоминает только грот. Второй ход также оказался заваленным. Пока их восстанавливать никто не собирается.

Адрес усадьбы Кушелева-Безбородко
Санкт-Петербург, Свердловская наб., 40

9. Подземелья Александро-Невской лавры

Есть такие люди — сталкеры, которые охотятся за подземельями. И поговаривают, что за обнаружение подземных ходов под Александро-Невской лаврой нужно благодарить именно их. Под лаврой расположен, утверждают, целый лабиринт, представляющий собой сложную систему из небольших помещений и проходов между ними. На данный момент исследована лишь их малая часть. Правда, некоторые проходы затоплены, и добраться туда без специального оборудования невозможно. Говорят, во время революции петербургская знать спрятала свои сокровища именно под обителью. И, скорее всего, бывшие богатеи города на Неве так и не вернулись за своими ценностями. Так, что есть шанс даже найти несметные сокровища.

Адрес Александро-Невской лавры
Санкт-Петербург, набережная Реки Монастырки, 1

10. Трубы-тоннели под площадью Труда

Немногие знает о том, что под площадью Труда можно найти часть Крюкова канала. Его обнаружили в то время, когда возникла необходимость построить подземный переход. При ведении работ строители нашли остатки труб-тоннелей более чем вековой давности. Закрытие канала состоялось в середине XIX века. Канал спрятали в трубу, а выход из подземелья закрыли решёткой. Сейчас, если внимательно осмотреть всё в подземном переходе, то можно обнаружить некоторые реликвии, хотя из-за обилия торговых точек сделать это непросто.

Местонахождение тоннеля
Санкт-Петербург, площадь Труда

11. Подвалы Смольного собора

Подвалы Смольного собора не один раз подвергались тщательному исследованию со стороны журналистов и историков. Их внимание привлекали замурованные двери, которые некогда открывали доступ в подземные ходы. В городе велось много дебатов по этому поводу. Не рассуждал только ленивый. И, вот, недавно, загадка была официально раскрыта. А ларчик, как говорится, просто открывался. В подвалах Смольного было оборудовано убежище на случай атомной катастрофы. К счастью, проверить его на предмет защиты от ядерной угрозы так и не пришлось. Зато убежище сыграло огромнейшую роль во время блокады, надёжно укрывая от бомбёжек горожан, вдобавок, это был важный командный пункт.

Адрес Смольного собора
Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 3/1

12. Подземелья Шуваловского парка

Шуваловский парк обладает богатой историей. Увы, насчитываются в этой истории и тёмные страницы. Скорбную знаменитость парку принёс случай 30-летней давности, когда в подземельях под горой Парнас завалило 2-х подростков. Выжил только 1 подросток. Оказывается, под парком находится целый комплекс подземелий, которые соединены ходами.

Поговаривают, что подземелья создали по приказу графа Шувалова, тогдашнего владельца прилегающих территорий, который состоял в масонском ордене. Раньше можно было попасть в подземное царство Шуваловского парка через подземный ход. Однако сейчас он замурован из соображений безопасности. Также известно, что над подземными ходами поработали и военные, обустраивавшие здесь оборонительные сооружения. Они продумывали схемы атак и отступлений.

Адрес Щуваловского парка
пос. Парголово, Парковая улица, 30

13. Подземные ходы Петергофа

Нельзя сказать, что все подземелья Петербурга и его окрестностей очень уж таинственные. Есть самые обычные, которые необходимы для содержания дворца сегодня. По тем, по которым водят экскурсии, например, экскурсоводы раскрывают гостям секреты работы фонтанов. Хотя, невозможно передать словами, как до сих пор способна удивить сложная механика и уникальная система водопроводов, созданная Петром Первым и его современниками.

Во время экскурсии туристов проводят по подземным ходам-акведукам. Здесь они изучают штольни по ту сторону знаменитого Большого каскада и даже получают во временное управление заветные рычаги от фонтана-шутихи “Диванчик”.

Стоит отметить, что есть в Петергофе места под землёй, которые до сих пор основательно не изучены, в частности, подземелье под Ольгиным прудом. Простым туристам сюда не попасть. Однако утверждают, что подземный ход соединяет Большой Петергофский собор с коттеджем для друзей Николая I.

Адрес Екатерининского дворца
Петергоф, ул. Разводная, 2

14. Подземка Царского села

Бытует мнение, что ещё при императрице Екатерине II Екатерининский дворец уже был соединен такими ходами со всеми сооружениями 2-х парков Царского Села и с казармами полков на углу Малой и Церковной улиц. И утверждалось, что всё сооружалось для интимных утех императрицы. Но интересно, в 70 –х годах прошлого века они реально были “обнаружены”. Но сразу за дело взялись органы КГБ и все подземные ходы вместе с царскими тайнами были замурованы.

Но главные подземельные слухи Царского Села вертятся вокруг 2-х основных тем: “Царское метро” и Янтарная комната. После 9 января 1905 года, кровавого воскресенья, император с семьей переехал из Петербурга в Царское село. И тогда-то и начали строить от железнодорожного вокзала до Александровского дворца “тайную ветку метро”. Но закончить строительство помешала война. Входы были замурованы и замаскированы.

Также на территории царскосельских парков неожиданно стали находить удивительные “клады”. В одном из подземных туннелей был найден клад, в котором обнаружились американские и английские банкноты на очень приличную сумму.

История с подземельями связана также и с поисками Янтарной комнаты. Её искали во многих местах, но только не в самом Царском Селе. Но многие считают, что “подземное решение” находится именно тут.

Местонахождение Царского села
“Царское село” — музей-заповедник в городе Пушкине

Гатчинский дворец: интерактивные программы


Государственный музей-заповедник «Гатчина» приглашает школьников и дошкольников поучаствовать в увлекательных игровых программах.

 «Тайна Гатчинского замка» («Поиски клада»)


Театрализованная игра-экскурсия для школьников. Подходит для любого возраста.

Рассказывают, что как-то в 18 веке Гатчинский дворец посетил один путешественник. Радушно он был принят хозяевами замка — императором Павлом I и супругой его Марией Федоровной. Много повидал путешественник, многое узнал за годы странствий. К удивлению хозяев, поведал он, что в стенах Гатчинского замка со времен прежнего владельца сокрыта тайна. А вот какая, не посмел он в тот вечер сказать: что-то спугнуло его. По утру путешественник в спешке покинул Гатчину, но оставил письмо-подсказку. Прочесть и расшифровать его, однако, было затруднительно, и тайна Гатчинского замка осталась нераскрытой… 

В ходе игры-экскурсии участников ожидает прием у императрицы Марии Федоровны, которая попросит помощи в раскрытии тайны замка. Познакомившись с Гатчинским дворцом, с его парадными залами, длинными переходами и мрачным подземельем, найдя все подсказки и выполнив все задания, юным гостям, быть может, посчастливится раскрыть эту старинную тайну. За что ожидает их достойная награда! 

Важное примечание: обязательно взять с собой клад.

«Под Мальтийской звездой»

Тематическая экскурсия с элементами игры и театрализации. Подходит для любого возраста
Участников игры встретит Мальтийский рыцарь, который попросит помощи в поисках утраченной бесценной реликвии. Во время экскурсии по дворцу ребята, отыскав все подсказки, смогут выполнить задание Рыцаря. В знак благодарности они будут посвящены в Почетные Рыцари и Дамы Приоратского дворца.

«День хороших манер» 

Рекомендуемый возраст: 7-11 лет

Во время увлекательной прогулки по дворцу в сопровождении двух «статс-дам XIX века» можно будет услышать рассказ о том, как в давние времена протекала жизнь царственных особ, какие правила хорошего тона были приняты в XVIII-XIX веках и что нужно было знать и уметь для того, чтобы показать себя воспитанным человеком. Галерея первого этажа и вводная экспозиция, великолепные парадные залы и таинственный подземный ход — здесь вас ждет много интересного! Рассказ «статс-дам» дополнят творческие задания, выполнив которые, вы сможете почувствовать себя настоящим «человеком XIX века».

«

Испытание зрелости» 

(Программа с элементами театрализации для детей от 12 лет и старше)

Гатчинский дворец приглашает учащихся 7- 10 классов на веселые и неординарные испытаниями в парадных залах. Какое физическое явление демонстрирует подземный ход Гатчинского дворца? Какие географические открытия можно совершить в Тронной Императора Павла I? Предлагаем навсегда избавиться от страха перед экзаменами на увлекательной театрализованной программе для учеников 7-11 классов «Испытание зрелости». В Гатчинском дворце каждый школьник сможет блеснуть эрудицией, смекалкой и чувством юмора и широким кругозором.

Муза комедии Талия испытает ваши способности к стихосложению, Императрица попросит помощи с письмом из будущего, урок французского языка проведёт воспитательница императорских детей, а профессор юстиции напомнит о главенстве закона. Аттестат зрелости, утвержденный Государем Императором, станет подтверждением вашей готовности к самостоятельной жизни и исследованиям, останется памятью о посещении Гатчинского дворца. 

Программа проводится в мае по вторникам и четвергам с 10.00 до 12.00, средам и пятницам с 15.00 до 17.00.

Дання программа проводиться только для групп более 40 человек.


Стоимость рассчитана  для групп школьников. Для взрослых граждан стоимость будет выше.

Все, что вам нужно знать о Гатчинском дворце

Источник изображения: WikiCommons

Гатчинская резиденция, которая начиналась как небольшой охотничий дом, стала одним из самых монументальных дворцов Санкт-Петербурга и единственным дворцом в городе. пригород. Хотя он может выглядеть как средневековый замок, в архитектурном отношении он представляет собой уникальное сочетание стилей, кульминацией которого является настоящий шедевр русской архитектуры. Теперь это отличное место для отдыха от города, так как его красивая обстановка расслабляет самые крепкие нервы.Вот все, что вам нужно знать о Гатчинском дворце.

Краткая история Гатчинского дворца

Сначала Гатчинская резиденция принадлежала Петру I. Строить дворец, который должен был состоять из двух башен и подземного тоннеля, был приглашен знаменитый архитектор Антонио Ринальди. Внешний вид дворца был вдохновлен новым набирающим популярность архитектурным стилем: классицизмом. Ринальди удалось вписать в облик дворца природное окружение парка.

Позже Петр I подарил ее своей сестре, и в течение нескольких десятилетий резиденция переходила из рук в руки до 1765 года, когда ее купила Екатерина II, которая подарила ее «любимому» человеку, князю Орлову.

Фасады Гатчинского дворца в 1780-е гг. | Источник изображения: WikiCommons

После смерти князя Орлова дворец снова купила Екатерина II и на этот раз подарила ее сыну Павлу I. Молодой наследник был известен своей любовью к боевым искусствам и милитаризму. поэтому дворец начал постепенно превращаться из гедонистической роскоши Орлова в более милитаристский замок.Внутренние и внешние преобразования — это проект архитектора В. Бренна.

После Павла I дворец передавался по наследству от одной царской семьи до революции. В 1917 году он был экспроприирован у царской семьи и в следующем году превращен в музей. В первые годы своего существования в качестве музея дворец пользовался невероятной популярностью, в 1921 году он принял рекордные 21 000 туристов.

Источник изображения: WikiCommons

В 1926 году большая часть мебели и других декоративных элементов была удалена из Дворец на продажу.Затем Вторая мировая война нанесла большой ущерб Гатчинскому дворцу; до 1944 года он был оккупирован немецкой армией, которая оставила после себя взрывчатку и сожгла ее, прежде чем покинуть страну.

В течение нескольких послевоенных десятилетий Гатчинский дворец использовался просто как здание для различных нужд. В конце 1970-х дворец снова получил статус музея, затем началась реставрация. В 1985 году для публики был открыт первый полностью отреставрированный зал.

Даже сейчас есть много комнат, закрытых для публики.Многие чертежи и планы интерьера были утеряны, но открытая часть представляет собой чрезвычайно интересный и аутентичный образец архитектуры русского классицизма.

Попав в Гатчину, вы можете либо присоединиться к экскурсии, либо исследовать дворец самостоятельно. В любом случае, из-за подробного описания каждой комнаты вам нужно будет зарезервировать достаточно времени, чтобы узнать о структуре. Маршрут по дворцу составлен таким образом, что вы ничего не пропустите. Ищите секретные двери — в них полно секретных коридоров и переходов, если вы будете достаточно внимательны, вы заметите их в каждой комнате дворца.

В туннель можно попасть с первого этажа дворца, рядом с входом и билетными кассами. Приобретите одну из пиджаков или пледов, предлагаемых при входе в туннель — даже летом холодно. Раньше туннель вел к Серебряному озеру, но теперь черный ход закрыт. Его все еще стоит посетить, чтобы увидеть, каким он был во времена средневековья, и узнать о старых секретах дворца.

Эта столовая использовалась только для особых случаев. Декор интерьера говорит о роскоши и досуге.Он украшен 16 колоннами, вырезанными из каррарского мрамора; картины, изображающие сцены из жизни Диониса, бога виноделия; и замысловато вылепленные произведения искусства, выступающие из потолка.

Столовая из мрамора | Источник изображения: WikiCommons

Если вы когда-нибудь задумывались, каково это — спать по-королевски, не пропустите эту комнату. Мы можем заверить вас, что вы будете впечатлены роскошным дизайном, огромной кроватью и общей цветовой гаммой, в которой сочетаются светло-голубой шелковый текстиль и золотые элементы.

Тронный зал Павла I

Стены тронного зала украшены скульптурами Дж. Нейлсона. Между окнами трон богато вырезан из дерева и полностью покрыт золотом и красным бархатом. Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание в этой комнате, — это паркет: его высокодекоративный эффект достигается за счет наслоения нескольких пород дерева, образующих своеобразный орнамент.

Гатчина находится относительно недалеко от Санкт-Петербурга.Поездка на машине займет всего пару часов. Также можно добраться на электричке, которая ежедневно отправляется с Балтийского вокзала (расписание уточняйте заранее). Вы также можете сесть на небольшой автобус, который отправляется от метро Московская, обратите внимание на К-18, К-18А и К-100. Лучший вариант — К-18, она останавливается прямо перед Гатчинским дворцом.

Подземный переход от Гатчинского дворца к Серебряному озеру … Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 110441908.

подземный переход от Гатчинского дворца к Серебряному озеру … Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 110441908.

Подземный переход от Гатчинского дворца к Серебряному озеру. Секретный выход в случае опасности.

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Внутренние и наружные плакаты и печатные баннеры.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

4608 x 3072 пикселей | 39,0 см x 26,0 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

4608 x 3072 пикселей | 39.0 см x 26,0 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любой размер

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

Версаль Павла I. Один из лучших ландшафтных парков в мире

Один из лучших ландшафтных парков в мире


Продолжение Самым интригующим элементом архитектуры дворца является 120-метровый подземный переход, ведущий в парк. К этому переходу ведет каменная лестница в подвал центрального корпуса дворца; он представляет собой туннель, который проходит на небольшой глубине под лугом между Дворцом и Серебряным озером.Атмосфера в коридоре всегда сырая, холодная и зловещая. На стенах тускло светятся лампы, а дневной свет слабо проникает через небольшие оконные проемы. Звук шагов по каменным плитам глухо отражается от сводчатого потолка. Таинственная атмосфера этого отрывка породила множество рассказов о дворцовых заговорах и появлении призраков. Прогулка по подземному переходу — всегда особенно интересная часть посещения дворца.

Подземный ход

Подземный ход — оконные проемы

Однако подземный ход, построенный во времена первого владельца Дворца, был предназначен не для того, чтобы напугать гостей Дворца, а для развлечения. их.

Выход из этого темного туннеля образует экзотическую пещеру, украшенную блоками туфа и железной решеткой. Пещера получила название грот Эха. В нем был использован акустический эффект: громко произнесенное слово повторяется в туннеле, иллюстрируя древнегреческий миф о несчастной лесной нимфе Эхо и ее возлюбленном, прекрасном молодом человеке Нарциссе, который влюбился в его собственный образ. В 18 веке люди любили строить такие гроты как особенность своих парков — там, где нам отвечает Эхо, где и свежесть воды, и тень, и тишина, а за ним гладкое и мирное голубое озеро.Раньше, выходя из грота Эхо, можно было совершить путешествие по воде через Серебряное озеро, а затем пройти через туннель под Лонг-Айлендом к Белому озеру.


Грот Эха

Серебряное озеро

Очаровательное озеро, прозванное Серебряным озером из-за своей кристально чистой воды, спрятано среди живописных холмов у подножия дворца. Кажется, она была создана самой Природой для прекрасных нимф и наяд, в которых они могут развлечься и купаться.

Поздний владелец дворца царь Александр III любил рыбачить на берегу этого озера под пение гатчинских соловьев. Именно здесь, в 1881 году, талантливый изобретатель С. К. Джевецкий продемонстрировал царю возможности новой подводной минной установки — второй модели своей подводной лодки. Очаровательное описание этого события сохранилось. После того, как подводная лодка нырнула и снова всплыла, изобретатель подарил супруге царя Марии Федоровне букет лилий с такими словами: Российской императрице от морского царя.После успешных испытаний нового судна было издано постановление о постройке пятидесяти подводных лодок, столь необходимых для ВМФ России.


Восьмиугольный колодец

Восьмиугольный колодец

Недалеко от берега Серебряного озера и Грота Эха находится большая гранитная чаша, утопленная в земле Восьмиугольный колодец. Края колодца изогнуты, как лепестки сказочного каменного цветка. В 19 веке колодец до краев заполняли родниковой водой из подземной трубы, соединяющей его с Карповым прудом.В наши дни, к сожалению, из-за неумолимой потребности городского водопровода Восьмиугольный колодец пуст, а уровень воды в Серебряном озере значительно ниже. Одна из самых поэтичных частей парка, находится в огороженной запретной зоне, закрытой для посетителей.

Среди сохранившихся до наших дней парковых построек — Чесменский обелиск и Орлиная колонна. Как и дворец, они были построены под руководством Антонио Ринальди.

Чесменский обелиск является памятником в честь блестящей победы русского флота над турками в битве при Чесменском заливе в 1770 году.Обелиск воздвигнут в парке Орлова не зря: главнокомандующим русскими войсками был брат хозяев Алексей Орлов. Помимо множества других наград, императрица Екатерина II даровала ему право сделать памятное дополнение к своей фамилии — Орлов-Чесменский.

Чесменский обелиск стоит на небольшом полуострове, уходящем в Белое озеро. Выполненный из розового и серо-голубого мрамора, он сильно выделяется на фоне неба и окружающих пейзажей.Это одна из самых красивых и романтических частей благоустроенной части Дворцового парка.

На обелиск выходят окна Золотой или Чесменской галереи дворца. Во время правления царя Павла I этот зал из-за его великолепного внутреннего убранства часто использовался для самых торжественных придворных церемоний, требующих престолонаследия. Перед Великой Отечественной войной стены галереи украшали большие картины с изображением эпизодов Чесменской битвы немецкого художника Я.Хакерт.


Орлиная колонна

Гатчинский дворец. Чесменская галерея

Чесменский обелиск

Орлиная колонна, как и Чесменский обелиск, расположена на левом берегу Дворцового парка. Эта элегантная колонна из белого мрамора стоит посреди поляны, открытой в сторону озера. Он имеет символическое значение: изображение орла (по-русски орёл) появляется на фамильном гербе Орловых.

Колонну венчает скульптура орла. Мраморная голова птицы гордо поднята, надменно глядя вдаль. Крылья орла слегка расправлены, показывая, что он в любой момент готов взлететь, чтобы отстоять свои права. Однако хорошо известно, что через десять лет, несмотря на высокий статус и привязанность к нему Екатерины, Григорий Орлов был вынужден уступить место фаворита императрицы преемнику.

Орлиная колонна сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, но была восстановлена ​​в 1971 году.Тогда же началась реставрация павильона Орла, тематически и композиционно связанного с колонной.


Реконструкция скульптуры орла. 1970

Павильон Орла. Фотография до 1917 г.

Павильон Орла был построен после возведения Орлиной колонны во время правления Павла I по проекту придворного архитектора Винченцо Бренна. Он имеет круглую форму, с полукруглой колоннадой из мраморных колонн (тосканского ордера, как Орлиная колонна), увенчанной полукуполом.Ранее колоннада также была украшена скульптурой орла, но с царской короной, а в когтях — щитом с монограммой Пауля. В настоящее время этот орел, вылепленный из камня Пудоста, временно находится в Дворцовом музее.

Павильон Орла расположен на Лонг-Айленде. Хотя колонна и павильон разделены водами Белого озера, они образуют единую единую композицию, соединенную прямой прорезью в темно-зеленых елях, ведущей от поляны к озеру.Глядя с Лонг-Айленда, вдоль этой прорези можно увидеть колонну из белого мрамора, а в направлении колонны — элегантную форму ротонды Павильонов Орла.

В Орловской Гатчине каменных построек было немного; большинство построек были деревянными и не сохранились. В то время в ландшафтных парках было модно возводить постройки пасторального характера в виде крестьянских домиков с соломенными крышами, уединенных хижин, всевозможных хозяйственных построек, оранжерей и даже небольших деревушек.Здесь богатые владельцы парков и дворцов играли в простых деревенских людей.


Вид на Чесменский обелиск и каменное основание

Вид на парк со стороны Дворцовой «Сигнальной башни»

Гатчинский хозяин имения, как называла Григория Орлова Екатерина II, любил устраивать обеды в такие архитектурные фальшивки: перед каким-нибудь скромным деревенским домом ставились две стога кукурузы и одна стога сена, каждая из которых, при приближении возвышенных посетителей, внезапно открывалась, открывая красивый обеденный зал внутри.Эти залы были обставлены столами, скамьями из снопов и гирляндами на стенах. За ними виднелись деревенские дома и мост, простирающийся с холма на холм, по которому пастухи гнали свои стада. В парке гостей графа ждут сюрпризы не только на суше, но и на воде. По сей день в районе Чесменского обелиска, довольно далеко от берега, видны две большие скалы, торчащие из воды. Когда-то на них стояли бронзовые статуи, подаренные графу Орлову Демидовым, одним из богатых уральских горняков и фабрикантов.Статуи были выкрашены в белый цвет, чтобы они выглядели как мрамор. Людям, идущим по берегу, казалось, что статуи выросли прямо со дна озера. Место статуй отмечено в описи 1783 года: на этом берегу стоят статуи, стоящие на воде, которые стоят на камнях в озере. Опись произведена в год, когда Екатерина преподнесла Гатчину своему сыну великому князю Павлу Петровичу, будущему царю Павлу I, по случаю рождения первого внука Александра.
В. Федорова
Фото: Г. Пунтусова

Большой Гатчинский дворец (пригород Санкт-Петербурга) Экскурсия

Продолжительность: 5 часов

Место встречи: ваше пребывание

Тип: частный

Транспорт: на машине

81 € на человека

в группе 4 человека

Большой Гатчинский дворец расположен в 50 км от Санкт-Петербурга.-Петербург, это бывшая императорская резиденция и одно из самых очаровательных мест северной столицы.

Императрица России Екатерина Великая подарила Гатчину своему царственному фавориту Григорию Орлову. Дворец и парк были построены с 1766 по 1781 год Антонио Роналди. После смерти графа Орлова Гатчинский дворец стал резиденцией будущего императора Павла I, сына Екатерины Великой. За простым внешним видом скрывается шикарный интерьер, полный богатых коллекций картин, оружия и других реликвий.

В 1796 году для восстановления дворца был приглашен итальянский архитектор Винченцо Бренна. Винченцо Бренна превратил двор в военный плацдарм, а конюшню — в арсенал в соответствии с военными вкусами нового императора. Большой Гатчинский дворец был резиденцией четырех поколений семьи Романовых до революции 1917 года.

Дворец был подожжен и несколько раз бомбили во время Второй мировой войны. Первые отремонтированные залы открылись только в 1985 году.Тем более, что реставрация продолжается. Дворец состоит из более чем 500 залов, только 10 из них сегодня открыты. Посетители смогут полюбоваться картинами и скульптурами 18-19 веков.

Во время экскурсии по Гатчине гид расскажет об истории дворца и судьбах его жителей. Вы увидите холлы для приемов, Греческую галерею, знаменитую мраморную лестницу Оружейной площади, которая является прекрасным образцом русского неоренессанса. Кроме того, вы спуститесь по лестнице в подземный переход (также называемый «пещера Эха»), ведущий в парк.

Стоимость

Отправьте нам запрос, чтобы узнать всю интересующую вас информацию. Этот запрос является бесплатным и без обязательств.

Подобные туры

Экскурсия по Гатчине Замок Павла

Экскурсия по городу Гатчина — резиденция Павла Кулака, замково-парковый ансамбль (Продолжительность 5 часов)

Приглашаем вас посетить живописный город Гатчина с Большим дворцом — самым значительным среди загородных дворцов, напоминающим средневековый замок.Незабываемым впечатлением станет прогулка по подземному ходу дворца, ведущему к озеру.

Гатчина находится в 46 км от Санкт-Петербурга. Он славится красивыми дворцово-парковыми ансамблями — произведениями садово-паркового искусства.

Частный тур начнется в вашем отеле. Во время поездки в Гатчину гид расскажет вам об истории края и особенностях строительства Гатчинского дворца, его английском стиле и рыцарском духе.Вы познакомитесь с Дворцом, обладателем бесценных сокровищ, который прозвали пригородным Эрмитажем. Сейчас для посетителей открыты более 40 залов и знаменитый подземный переход.

Здесь эхо подскажет: кто первая дева, которая украла антрекот, кто сломал французы и т. Д. На площади перед дворцом вы увидите памятник Павлу I работы скульптора И. Виталия. Памятник Императору Павловск , другая царская резиденция, является его копией.

Вторая часть программы пройдет в живописном парке. Здесь разнообразная растительность, посаженная с учетом разницы в листве и хвое. В парке много мостов, террас, эффектных каменных лестниц. Ваш индивидуальный местный гид покажет вам павильон Орла на Лонг-Айленде, павильон Венеры на острове Любви, Березовые и Адмиралтейские ворота, Лесную теплицу, птичник. Основу композиции знаменитого Гатчинского парка составляют его живописные водоемы — Белое и Серебряное озера, пруд Карпин, а также острова и полуострова.

Посмотрите отзывы наших гостей

Все туры

Свяжитесь с нами. Напишите, пожалуйста, дату тура, язык, сколько человек, ваши пожелания. Мы ответим вам в ближайшее время.

история, структура, экскурсия — biglifetour.com

Этот романтический сад представляет собой комбинацию нескольких частей, поэтому здесь представлены два разных ландшафтных дизайна: французский и английский.Дворцовый парк был создан во второй половине 18 века. Дворцово-парковый ансамбль был основан Антонио Ринальди, когда Гатчина принадлежала графу Орлову. Когда это имение было подарено великому князю Павлу, архитектор Винченцо Бренна начал работать вместе с Захаровым и Львовым. Дизайн Lanscape реализовали садоводы из Великобритании Дж. Буш и братья Воробьи.

Сад Орлова

В 1770-е годы Екатерина Великая и ее фаворит граф Орлов увлеклись современным английским ландшафтным дизайном.Примерно в это время Екатерина была занята планировкой своих садов в Царском Селе, и ей захотелось увидеть такой же фешенебельный ландшафтный сад в Гатчине. Орлофф пригласил опытных английских садоводов для разработки нового модного ландшафта, повторяя уклады природы и делая вид, будто человеческая рука никогда не касалась его. Некоторое время работами в саду руководила Екатерина сама. Построено несколько парковых павильонов: Восьмиугольный колодец, Грот Эхо, Орлиная колонна, Чесменская колонна.

Восьмиугольный колодец, вероятно, спроектированный Антонио Ринальди, представляет собой гранитную конструкцию природного источника.Отсюда брали питьевую воду.

Грот Эхо выглядит как естественная пещера; он облицован гигантскими глыбами песчаника. Это выход из подземного перехода, идущего под стенами дворца и заканчивающегося на берегу Серебряного озера. Легенда гласит, что Орлов приказал выкопать этот секретный ход, опасаясь за свою жизнь, когда потерял благосклонность императрицы.

Чесменская колонна стоит у белого озера. Похоже на такую ​​же колонну в Царском Селе.Чесменское сражение было важнейшей морской победой в русско-турецких войнах 1770-1780-х годов. Бой выиграл Алексей Орлов — младший брат фаворита.

Орлов в переводе с английского означает «орел». Колонну Орла в Гатчине предполагалось установить сначала в Царском Селе. В конце концов императрица Екатерина II приказала разместить его в Гатчине. Это было ее признанием заслуг братьев Орловых перед Российской Империей.

Сад Павла

Гатчина была подарена Павлу в 1783 году.Его мать Екатерина Великая чуть не сослала сына в эту далекую резиденцию. Павел оказался хорошим хозяином Гатчинского имения и города, много внимания уделял саду. Работы по озеленению были осуществлены в новом масштабе, построено много новых построек. За ландшафтные работы отвечал В. Бренна, любимый итальянский архитектор Поля. Построены павильон Венеры, Адмиралтейские ворота, павильон Орла, Скамейка, Карповый мост, Сильвианские ворота. Небольшие частные сады, прилегающие к дворцу, и сад Сильвии были разбиты в правильном французском стиле.Архитектор Львов сделал Амфитеатр специально для средневековых турниров в саду. Это было своего рода придворное развлечение. А. Захаров спроектировал Вольер и Ферму в Сильвийском саду, Горбатый и Кирпичный мосты, а также холодную баню. Поскольку Павел, будучи великим князем, также имел титул генерал-адмирала, здание Адмиралтейства было построено в Дворцовом парке. Он был деревянным, и там хранились лодки. Деревянное Адмиралтейство не сохранилось до наших дней.

До 1917 г.

Все Романовы, правившие после Павла I, в саду больше не занимались.Внесены лишь незначительные изменения, например, голландские сады засажены кустами сирени. Были проведены необходимые реставрационные работы, но в целом Дворцовый парк остался прежним.

После 1917 года

Гатчинский дворец и парк были национализированы после революции 1917 года в России. Парк бесплатно превратили в обычный сквер. В 1941 году район был захвачен гитлеровцами и сильно пострадал. Реставрация продолжается с 1970-х годов.

Узор парка

Площадь парка составляет 350 соток.Он расположен в самом центре города Гатчина. Дворец расположен в юго-западном углу парка. ¼ всей территории парка занимают два красивых озера, Белое озеро и Серебряное озеро. Также повсюду есть небольшие каналы и пруды. Водные особенности делают этот парк очень живописным. Большой парк состоит из нескольких небольших частей.

Английский сад

Занимает место на берегу Белого и Серебряного озер. Левая часть этого парка находится прямо у стен дворца.Здесь есть несколько земельных участков, которые при Поле были полностью перепланированы во французском обычном стиле.

Частный сад

Самая формальная часть пейзажа Гатчины. Этот французский регулярный сад выглядит как продолжение парадных залов дворца. Лишь немногие избранные соратники могли войти в это место вместе с королевской четой. Посреди сада стоит статуя Флоры, богини весны и цветов. От центра начинаются десять дальних переулков.Частный сад украшен итальянскими мраморными статуями, купленными Полом и Марией во время их европейского путешествия в начале 1780-х годов.

Нижний и Верхний ботанические сады.

Пространство около дворца размером около 10 акров было спроектировано специально для Марии, жены Павла. Она любила садоводство и ботанику. Мария часами сидела в саду, сажая цветы и устраивая клумбы. Здесь есть естественный обрыв, пересекающий землю, поэтому здесь есть Верхний и Нижний частные сады.В этих садах были устроены два искусственных пруда. Сделана теплица для нежных растений. Посевы украшали лекарственные растения, сладкие травы и красивые цветы. Аллеи обрамляли вишни, яблони и дубы.

Березовая хижина

Еще одно любовное послание, воплощенное в архитектуре. Мария велела построить его в качестве приятного сюрприза для мужа. Снаружи строение похоже на крестьянскую бревенчатую хижину, но, войдя внутрь, можно увидеть интерьер, достойный королевской семьи.

Остров любви

Здесь мы видим истинное послание супружеской любви. Павел приказал построить его для Марии. Искусственный остров с павильоном, посвященным Венере, римской богине любви, хранит память об их раннем совместном счастье. Роспись потолка внутри павильона также является любовным посланием: Триумф Венеры. Во время поездки во Францию ​​они остановились в Шантийи, на землях принца Конде. Там Павлу и Марии показали павильон Венеры на острове Любви.Этот сентиментальный домик, простой снаружи, но богато украшенный внутри, произвел на них большое впечатление. Поль хотел, чтобы его архитектор Бренна воспроизвел павильон князя Конде и создал его в Гатчинском парке.

Путеводитель по Гатчине — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Городок Гатчина расположен в 40 км к югу от Санкт-Петербурга. Безусловно, императорский дворец — самая интересная туристическая достопримечательность города.Однако в Гатчинском парке и в самом городе есть много других интересных достопримечательностей.

Большой Гатчинский дворец был построен в 1766 году архитектором Ринальди для Григория Орлова, фаворита императрицы Екатерины II. Он построен в стиле сурового средневекового замка с большим плацем посередине. После смерти Орлова его дворец стал императорским дворцом. Здесь жил наследник престола Павел I, а в конце 19 века император Александр III сделал его своей единственной резиденцией.

Гатчинский дворец окружает красивый одноименный ландшафтный парк на берегу Серебряного пруда. В парке много красивых павильонов, таких как: Павильон Венеры, Павильон Орла, Березовый домик и Масковый портал. В парке также много красивых мостов.

Арсенальная площадь-квартал (правое крыло) Гатчинского дворца

Белое озеро и Чесменский обелиск в парке Гатчинского дворца, вид со стороны Часовой башни Гатчинского дворца

Особый интерес представляет Приоратский дворец.Император Павел I приказал построить его для приора Мальтийского Ордена недалеко от Гатчинского парка. Как известно, Павел I был Великим Магистром Мальтийского Ордена. Сегодня в Приоратском дворце проходят различные выставки.

В Гатчине есть несколько красивых соборов и церквей, таких как собор апостола Павла, Покровский собор, а также Покровская церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *