Покажите на карте крупнейшие озера россии: Покажите на карте крупнейшие озера России.

Урок географии по теме «Озера России». 8-й класс

В России более 2 млн озер и около 30 000 водохранилищ. Они не только украшают природу, но и широко используются человеком в хозяйственных и рекреационных целях. Достаточность внутренних вод – один из главных факторов размещения населения, промышленных объектов, обрабатываемых земель. Однако природные и искусственные водоемы размещаются по стране крайне неравномерно.  

Цель урока: сформировать  представления о значении озер и других внутренних водоемах для природы и хозяйственной деятельности человека.

Образовательные: Вспомнить и закрепить  представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развитие логического мышления на основе анализа взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер и их происхождения.

Развивающие: развивать умение определять по силуэту название озер и их происхождение; составлять водный маршрут по Схеме Единой водной системы Европейской части России, объяснить ее значение для хозяйства России.

 

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные –  объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.
  • Метапредметные –  умение работать с текстом,  выделять в нем главное, сравнивать, анализировать. Умение работать с картами и схемами
  • Личностные – проявление учебно-познавательного интереса к озерам, как объектам природы, способствующих сохранению здоровья человека. Умение работать в парах, группах (организовывать совместную деятельность).

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока

Создание мотивационной установки.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Вспомните «Путь из варяг в греки» – по каким объектам он проходил?

Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.

Этап 2. Формулирование темы и цели урока

 – Как Вы думаете, на какие  вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?

– Что мы будем изучать сегодня на уроке?

– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?

Как мы будем изучать тему (с помощью каких источников знаний?

— Историческое и хозяйственное значение озер

Ученики могут сами сказать о значении озер:

1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;

2. Озера – транспортные пути;

3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;

4. Рыболовство

Составим план действий.

Актуализация знаний

 – Какие водоёмы мы изучили?

 – Какие особенности характерны для изученных водоёмов?

— Участок земной поверхности, с которого вода собирается в одну реку, называют:

а) водоразделом;

б) водозабором;

в) бассейном реки;

г) речной системой.

— Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке называют:

а) паводком;

б) меженью;

в) половодьем.

Водохранилища и каналы — это рукотворные водоемы.

– Какие крупные реки протекают по территории России?

 – Что такое озеро?  

– Чем отличается озеро от реки?

– Чем озеро отличается от моря?  

Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.

Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала

Используя слайды, постарайтесь ответить на вопросы:

1. Что такое озеро?

2. Что такое котловина?

3. Что нужно для образования озера? (по учебнику)

Разнообразие озер

  • По свойствам воды: сточные, бессточные.
  • По происхождению: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудные, карстовые, старицы.

Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? (Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)

– Как еще называются пресные озера? (сточные)

– А соленые? (бессточные)

1. Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Учащиеся по картам определяют сточные и бессточные озера.

2.  Работают с презентацией и физической картой.

– Приведите примеры и покажите на карте озёра:

а) крупные;

б) глубокие;

в) пресные;

г) солёные;

д) сточные;

е) бессточные.

– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?

3. Работа со схемой «Единая водная система европейской части России».

Вместе с учителем составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Мурманск

Самостоятельная работа — составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Астрахань.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Работа в группах. 

Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.

– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.

– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.

– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.

– Сточные озера всегда соленые.

– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.

– Самое глубокое  на Земле озеро – Ладожское.

– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.

– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.

– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

– Каспийское море – пресное озеро.

– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.

– Ладожское озеро – сточное

Этап 5. Домашнее задание
  • §28, «Вопросы и задания».
  • Творческое: «Найти описание любого озера России в художественных произведениях».

Технологическая карта урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ГДЗ по Географии 8 класс Алексеев

Содержание

Авторы:Алексеев, Низовцев

Изд-во:Дрофа

Вид УМК:учебник

Серия:География России. Природа и население

Выбрать другое издание

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 124 по географии 8 класс автор(ы) Алексеев, Низовцев

Стр. 124 | еуроки – дз без мороки

Содержание

  • Вопросы и задания

Параграф 17. Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота

Вопросы и задания

1. Покажите на карте крупнейшие озера России. Какое значение имеют озера в природе и жизни человека? Приведите примеры.

Озера играют важную роль в природе, они являются местами обитания рыб, питают своими водами реки, регулируют уровень грунтовых вод. Для человека озера это источники пресной воды, рыбы и поваренной соли. Например, озеро Байкал и Каспийское море-озеро являются крупными рыбопромысловыми озерами. На озере Эльтон ведется добыча поваренной соли. Байкал, Ладожское и Онежское озера являются крупными рекреационными территориями.

2. Хозяйственная деятельность человека сокращает площадь распространения многолетней мерзлоты. К каким последствиям это может привести?

Сокращение площади многолетней мерзлоты, может привести к увеличению заболачиваемости территорий, где располагаются мерзлотные грунты, таяние многолетней мерзлоты увеличивает интенсивность изменения климата, так как из оттаявших пород наблюдается выход парникового газа метана, кроме того, могут оттаивать древние болезнетворные бактерии, к которым организм человека не приспособлен.

3. Подземные воды очень разнородны. Вспомните, какие виды подземных вод вы знаете. Какое значение они имеют для человека?

Подземные воды подразделяют на грунтовые и артезианские. Грунтовые воды используются населением в личных хозяйствах (колодцы скважины) в сельском хозяйстве, артезианские воды используются для централизованного водоснабжения населения, промышленных предприятий и также для полива.

4. Массированный, нерегулируемый забор воды из артезианского слоя может привести к неблагоприятным последствиям. Как вы думаете, к каким?

Массированный и нерегулируемый забор воды из артезианского слоя может привести к засолению артезианских вод из-за физико-химических процессов. Кроме того, возможны проседания земной поверхности из-за изменения давления в артезианском пласте.

5. Представьте себе знакомую картину. Зимой дорогу обильно посыпали противогололедной соляной смесью, значительную часть которой составляют хлориды калия и натрия.

Затем снегоуборочная техника сгребла «кашу» из снега и соли на газон. Весной эта масса растаяла, хлориды частично впитались в почву, частично просочились в грунтовые воды. Опишите их дальнейший путь. Куда, по-вашему, они попадут?

Хлориды калия и натрия, попав в грунтовые воды, будут мигрировать вместе с водой к местам разгрузки грунтовых вод – в реки, озера и болота. Из рек они могут попасть в моря и океаны, а также в системы водоснабжения городов и промышленных предприятий. Хлорида также могут попасть и на сельскохозяйственные земли при заборе воды из рек и озер на полив и оказаться на столе человека, когда он употребляет пищу. В озерах хлориды могут накапливаться в донных отложениях, озеро может со временем стать солёным, а через миллионы лет эти хлориды, возможно, можно будет добывать в качестве поваренной соли.

Содержание

Стр. 113Стр. 115Стр. 118Стр. 124Стр. 126Стр. 128Стр. 133Стр. 134Стр. 135Стр. 139

Похожие решебники по географии 8 класс

  • org/Book»>Тетрадь
  • Контурные
  • КИМ
  • Конспекты
  • Контурные
  • Тетрадь
  • Учебник
  • Контурные
  • Учебник
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Учебник
  • Учебник
  • Учебник
  • Учебник
  • org/Book»>Контурные
  • Контурные
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тетрадь
  • Тесты

© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.

Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Trojden | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники: Камерилова Г. С.

В каком состоянии вода находится в природе?

Приведите примеры разных состояний воды в географических объектах.

Как связана жизнь водных объектов между собой, другими компонентами природы и деятельностью человека?

Важнейшие резервуары чистой воды России — озёра

В России насчитывается более 2,7 млн озёр, в которых сосредоточено 26,5 тыс. км3

пресных вод. В таблице 12 представлены данные о крупнейших озёрах России.

Таблица 12

Крупнейшие озёра России

Озеро

Площадь водной поверхности, км2

Глубина, м

средняя

наибольшая

Байкал

31 500

730

1 620

Белое

1 284

4

5,5

Ильмень

1 100

3

4

Каспийское

371 000

208

1 025

Ладожское

17 700

51

230

Онежское

9 630

31

127

Таймыр

4 560

3

26

Ханка

4 190

4

11

Чудско-Псковское

3 560

7

15

• Найдите на карте крупнейшие озёра. Выделите среди них тройку лидеров по: 1) площади; 2) средней глубине; 3) наибольшей глубине.

Как показывает таблица, бесспорное первенство принадлежит озеру Байкал, в котором содержится 1/5 часть всех мировых запасов пресной воды.

Размеры озёр, их глубина и конфигурация

• Как вы думаете, какие озёра самые глубокие, а какие — самые мелкие? Влияет ли на это их происхождение?

Озёра различаются по происхождению озёрных котловин, которое в значительной степени влияет на их размеры, глубину, конфигурацию (табл. 13).

Таблица 13

Классификация озёр по происхождению

Тектоническое

Глубокие озёра образовались в результате опускания или прогибания земной коры (оз. Байкал)

Вулканическое

Образовались в кратерах вулканов Камчатки и Курильских островов

Ледниковое

Возникли при заполнении талой водой понижений между моренными холмами и грядами на территориях, подвергшихся материковому оледенению. Озёра, в формировании которых участвовали потоки талых ледниковых вод, отличаются вытянутой формой, ориентированной в направлении движения ледника. Как правило, ледниковые озёра невелики по площади и не отличаются глубиной. Берега их причудливо изрезаны, множество заливов и островов придают им живописность и выразительность (оз. Селигер)

Ледниково-тектоническое

Образовались, когда талые ледниковые воды заполняли опускания и разломы в земной коре (оз. Ладожское, оз. Онежское)

Карстовое

Озёрные котловины возникают на территориях, сложенных растворимыми породами — известняками, гипсами, доломитами. Растворение этих пород приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади округлых озёр. В районах с многолетней мерзлотой при таянии мёрзлых грунтов и их просадкой образуются небольшие термокарстовые озёра

Пойменные озёра-старицы

Образуются в долинах и дельтах равнинных рек, сохраняют обычно форму русла реки. Они мелкие и быстро зарастают, превращаясь в болота

• Какие районы нашей страны и почему можно назвать «озёрными краями»?

Рис. 141. Озёра областей ледниковой эрозии

Рис. 142. Озёра областей ледниковой аккумуляции

Жизнь озера зависит от притока и расхода в них воды. Озёра, в которые впадают и вытекают реки, называют проточными (сточными). Образуясь в зоне избыточного увлажнения, они отличаются пресной водой. В засушливых областях часто образуются бессточные озёра, из которых не вытекает ни одной реки. Обилием озёр заметно выделяется северо-запад европейской части России. Здесь удачно сочетаются повышенная влажность климата и особенности рельефа с множеством озёрных котловин.

• Как образуются старицы?

Рис. 143. Озеро-старица

Искусственные водоёмы

Для защиты от наводнений и сохранения запасов воды на засушливое время издавна сооружали плотины и водохранилища. И сейчас существует огромное количество искусственных водоёмов с большими запасами воды (табл. 14).

Таблица 14

Крупнейшие водохранилища

Водохранилище

Запасы вод, км3

Братское

170

Красноярское

73

Куйбышевское

58

Волгоградское

31

Саяно-Шушенское

29

Рыбинское

26

Цимлянское

24

• Найдите и покажите на карте указанные водохранилища. При строительстве каких ГЭС они были созданы? Оцените достоинства и недостатки равнинных ГЭС.

Ценность водохранилищ состоит в том, что они обеспечивают устойчивость речного стока. Во время весеннего таяния снега за счёт накопления воды в чаше водохранилища ниже расположенные территории защищаются от наводнений. В засушливое лето вода, поступающая из водохранилища, пополняет речной сток и улучшает условия судоходства. Водохранилища используются для водоснабжения. Больше половины крупных городов страны снабжаются водой водохранилищ — Москва, Волгоград, Омск, Ростов-на-Дону, Ярославль, Новосибирск.

«Живая вода»

Подземные воды — составная часть природных вод и один из важнейших геологических ресурсов. (В О) Они играют огромную роль в питании и регулировании стока рек, используются для водоснабжения населённых пунктов, орошения, лечения людей. (П)

В глубоких водоносных пластах залегают артезианские воды. Огромные запасы подземных вод сосредоточены в артезианских бассейнах (Московском, Западно-Сибирском). На первом от поверхности земли водоупорном слое образуются грунтовые воды. Их запасы и глубина залегания зависят в первую очередь от климатических факторов. (В О) В зонах избыточного увлажнения (тундре, лесной) уровень грунтовых вод находится близко от дневной поверхности, и они часто бьют в виде родников и ключей.

На юге страны испарение превышает осадки и уровень грунтовых вод понижается. Исключительно высокое качество имеют пресные воды: это лучшая питьевая вода. (В О) Минеральные воды с повышенным содержанием минеральных веществ и газов обладают эффективными лечебными свойствами. В местах запасов минеральных вод строятся бальнеологические санатории. Большой известностью пользуется район Кавказских Минеральных Вод с их знаменитыми нарзанами. (П)

Термальные воды, распространённые на Кавказе, Камчатке, в Западной Сибири, обладают повышенной и высокой температурой (от +30° до +300°С).

Рис. 144. Гейзеры

Термальными горячими водами отапливаются жилые дома, теплицы, их используют для курортного лечения. На базе Паужетского месторождения высокотермальных подземных вод Камчатки была построена первая геотермальная электростанция. Периодически фонтанирующие горячие источники называются гейзерами (рис. 144). Они приурочены к областям вулканизма Камчатки и Курильских островов. Природным чудом России считается Долина гейзеров, расположенная в хребтах Восточной Камчатки (рис. 145). (П)

Рис. 145. Долина гейзеров

«Реликт холодной ледниковой эпохи»

Многолетняя мерзлота — это слой мёрзлых горных пород, которые не оттаивают даже летом в течение длительного времени. В нашей стране она занимает обширные территории (рис. 146) и является отражением современной климатической системы Земли.

Рис. 146. Распространение многолетней мерзлоты в России

• Почему в России многолетняя мерзлота имеет столь широкое распространение? Как она учитывается при строительстве зданий?

Сопоставив карту многолетней мерзлоты с климатическими картами, можно установить, что причиной сильного развития вечной мерзлоты является суровость климата. Выхолаживание земной поверхности происходит в условиях длительной малоснежной холодной зимы и короткого лета.

На островах Северного Ледовитого океана и севере Сибири и Дальнего Востока образовалась сплошная мерзлота. Южнее среди постоянной мерзлоты встречаются участки талых грунтов. А в бассейнах Верхнего Енисея и среднего течения Амура остаются только «острова» мерзлотных грунтов. Здесь в тёплое время года верхний слой, который называется деятельным, оттаивает и в нём развиваются растения и немногочисленные животные.

Мощность многолетней мерзлоты весьма различна и в целом уменьшается с севера (от нескольких сотен метров) на юг (до нескольких десятков метров). Максимальные значения (1500 м) отмечаются в верховьях р. Мархи, левого притока Вилюя.

По мнению учёных, мерзлота — это реликт ледниковой эпохи. Об этом свидетельствуют многочисленные находки останков трупов мамонтов — обитателей доледникового периода.

Мерзлота оказывает влияние на режим и питание рек, подземных вод, распространение озёр и болот; почву, растительность.

Освоение северных территорий требует учёта специфики мёрзлого грунта и строительства зданий на глубоких сваях. В противном случае потепление климата приведёт к оттаиванию мерзлоты, просадкам и провалам грунта, разрушению коммуникаций.

Ледники. Современное оледенение России занимает небольшие площади, но в ледниках сконцентрированы значительные запасы пресных вод.

• С чем связано сокращение горного оледенения?

Различают покровное и горное оледенение. Покровные ледники покрывают арктические острова: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля. Горное оледенение характерно для высоких гор Кавказа, Алтая, Камчатки. Летнее таяние ледников обеспечивает питание рек: Терека, Кубани, Катуни (табл. 15).

Таблица 15

Крупнейшие ледники России

Район оледенения

Количество ледников

Площадь оледенения, км2

Большой Кавказ

2 047

1 424,4

Алтай

1 499

906,5

Камчатка

405

874,1

Корякский хребет

1 335

259,7

Горы Сунтар-Хаята

208

201,6

Хребет Черского

372

156,2

• Определите по карте местоположение крупнейших ледников России и объясните, почему эти районы отличаются наибольшей площадью оледенения.

«Кладовые Солнца»

• Где и почему размещены самые заболоченные края нашей страны? Покажите их на карте.

Болото — избыточно увлажнённый участок суши, где происходит накопление отмершего растительного вещества, которое превращается в торф.

В зависимости от способа питания и характера растительности выделяют низинные и верховые болота. Низинные имеют грунтовое питание и богаты минеральными солями. На них произрастают камыш, рогоз, осоки, зелёные мхи. Верховые болота живут за счёт бедных минеральными веществами атмосферных осадков. Они зарастают багульником, клюквой, сфагновыми мхами.

• На какие болота вы отправитесь за клюквой?

Больше всего болот в зоне тундры и тайги. Снижение заболоченности в лесостепной и степной зонах — следствие сухого континентального климата. Торфяные болота имеют хозяйственную ценность: торф используется на топливо, удобрения, в химической промышленности.

Осушение болот нужно проводить с большой осмотрительностью. Болота — кладовые воды, регулирующие сток рек, грунтовых вод, предохраняют лес от усыхания.

Размещение водных объектов, их режим связаны в первую очередь с особенностями климата и рельефа. Наибольшее распространение озёра, болота, грунтовые воды имеют в зоне избыточного увлажнения с низменным рельефом.

Озёра, водохранилища, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники, болота

• 1. Назовите и покажите на карте крупнейшие озёра России. Каково их происхождение?

• 2. Почему подземные воды называют национальным богатством?

• 1. Легендами окутаны многие озёра страны. Познакомьтесь с некоторыми из них. Что они означают?

• 2. Потепление климата и активная хозяйственная деятельность воздействуют на многолетнюю мерзлоту, вызывая её таяние. Может быть, это положительный фактор? Выскажите свою точку зрения.

• 3. Вы руководитель сельскохозяйственного предприятия. Для увеличения пахотных земель вам предлагается провести осушение болот. Выскажите свою точку зрения на данное предложение, спрогнозировав цепочку экологических последствий изменений в природном и агроландшафте.

• Озёра традиционно называют резервуарами чистой воды. Согласны ли вы с этим утверждением? Проведите обследование ближайшего озера и сделайте вывод о качестве его воды.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница