Полоса от самолета в небе что это: Почему от самолётов остаются следы в небе? Рассказывает лётчик

Почемучка: почему самолёт оставляет белый след? | Дом

В солнечный день, когда небо голубое, особенно отчётливо можно заметить, что самолёты, пролетающие наверху, оставляют после себя белые полосы. Откуда появляются эти следы? Вредны ли они для окружающих? Почему после одних самолетов они остаются, а после других — нет? Разберёмся вместе.

Почему самолёт оставляет белый след

Для того чтобы понять схему образования белых полос от самолётов и вертолётов, можно провести простой эксперимент.

В жаркий день возьмите бутылку, налейте в неё воду и положите в холодильник на несколько часов. Если вытащить бутылку через отведённое время и поставить её на стол, то вскоре можно заметить, как поверхность пластика запотевает, и на бутылке образуются водяные капельки. 

Что же это? Это конденсат! Появляется он из-за разницы температур: холодная бутылка в тёплом помещении всегда вызовет такой эффект. То же самое случается, если по морозу пройти в очках, а затем войти в тёплое помещение. Стёкла тут же запотеют.

Как же конденсат связан с белым самолётным следом? Оказывается, напрямую. Белый след от самолётов и вертолётов так и называют — конденсационным следом. По своей сути эти полосы являются облаками. Только создаёт их не природа, а двигатель самолёта.

Основная причина появления конденсационного следа — влажный воздух и низкая температура за бортом. Когда в моторе самолёта сгорает топливо, керосин, за борт выбрасываются горячие струи газа и пара. А поскольку во время полёта на большой высоте температура составляет примерно минус 40 градусов, этот пар становится конденсатом, превращаясь в туман или мелкие-мелкие ледяные кристаллики.

Кристаллы испаряются медленнее, чем обычная вода. По этой причине белый самолётный след остаётся на небе очень долгое время. При этом чем выше влажность климата и чем холоднее за бортом, тем белые полосы длиннее, гуще, ярче.

Почему за некоторыми самолётами нет следа

Иногда можно заметить, что самолёт или вертолёт высоко летит, а белых следов за собой не оставляет. С чем это может быть связано? Оказывается, такому явлению тоже есть разумное объяснение.

В первую очередь, наличие конденсационного следа зависит от влажности воздуха. Влажный воздух — это такой воздух, который содержит в себе много-много мелких частичек воды. Соответственно, при высокой минусовой температуре они замерзают, если их обдать горячим паром от сгоревшего топлива.

Если же самолёт пролетает над регионом с сухим воздухом (это значит, что в воздухе практически нет мелких частичек воды), то и замерзать за бортом нечему. Конденсационного следа от самолёта в таких районах или не будет вообще, либо он будет очень бледным и быстро развеется. 

А ещё, как правило, конденсационный след не образуется у самолётов и вертолётов, которые низко летят. Всё потому, что температура воздуха за бортом недостаточно низкая и частички воды просто не успевают превращаться в кристаллики.

Кстати, в некоторых северных регионах, где температура воздуха доходит до минус 50 градусов и ниже, конденсационный (или инверсионный) след от воздушного судна может образоваться даже на самом взлёте или при посадке!

Белый след и окружающая среда

Если белые самолётные следы в небе — это облака, образовавшиеся из конденсата, то причиняют ли они вред окружающей среде? На самом деле учёные до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос.

С одной стороны подобные конденсационные следы, которыми исполосована вся атмосфера, не дают вредоносному ультрафиолетовому излучению от солнца проникать на землю. А это значит, что в несколько раз снижается риск ускорения глобального потепления и общего изменения климата на планете.

Другие же учёные заявляют, что конденсационный след — это первая причина возникновения парникового эффекта. Они считают, что воздух перестаёт охлаждаться естественным образом, что и приводит к неблагоприятным последствиям.

Что такое химтрейлы и для чего их используют

Одной из «горячих» тем общероссийской «Зеленой линии» стала тема химтрейлов – ядовитых аэрозолей, которые маскируются под реактивные следы от самолетов и травят все живое (по другой версии – влияют на психику человека). На химтрейлы волонтерам жаловались жители со всех концов страны.

В интернете можно встретить множество фотографий, видеороликов, форумов на эту тему. Но в большинстве случаев мы наткнемся на одну и ту же особенность обсуждения: нет технически обоснованного разбора. Зато налицо много эмоций, нагнетание паники и обращение к источникам типа «мой знакомый, который работает на аэродроме, сказал».

Редакция портала «Экология России» – нацпроектэкология РФ» провела расследование, чтобы понять, действительно ли за слухами о химтрейлах что-то стоит, или это просто очередная попытка «хайпануть» на тревогах людей.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?

Тема «людей травят с самолетов» родилась не в России. Впервые об опасности распыления препаратов средствами авиации заговорили после операции «Попай» (Operation Popeye), в рамках которой Соединенные Штаты вызывали дождь над Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом в 1967-1972 годах с использованием препаратов серебра, чтобы лишить жителей страны урожая, размыть партизанские тропы и затруднить перемещения. 

Собственно говоря, иногда йодистое серебро или жидкий азот применяют и сейчас – например, над Москвой в дни больших праздников авиация иногда «нейтрализует» грозовые тучи, заставляя их проливаться дождем в стороне от города.

Тем не менее, США это делали в военных целях, причиняя вред в том числе мирному населению, а также явно «перегнули палку» с частотой и масштабом использования технологий модификации погоды.

Чтобы впредь такого не допускать, была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (ENMOD). Кстати, эта конвенция родилась по инициативе СССР. Ее ратифицировал и до сих пор соблюдает ряд наиболее крупных и развитых в военном отношении стран, в частности, США, Россия и Китай.

Тем не менее, США не перестали задумываться об использовании средств, влияющих на погоду, в военных целях. В августе 1996 года ВВС США публикуют статью «Weather as a Force Multiplier: Owning the Weather in 2025», предлагавшую идеи погодного оружия. 2 октября 2001 года Конгрессом США был принят акт H.R. 2977, в котором впервые упоминается термин «химтрейлы» (chemtrails), в рамках классификации экзотических систем вооружения.

На русский английское chemtrails начали переводить как «химиотрассы» или «химтрейлы». Первый вариант был придуман директором Русской уфологической исследовательской станции RUFORS Николаем Субботиным, который в 2001 году на основе иностранных источников написал статью о проблеме химиотрасс.

Однако ни в США, ни в России теория о вредном воздействии химиотрасс не была распространена до 2007 года, пока местное телевидение штата Луизиана не сделало любопытную ошибку. В одном из репортажей сообщили, что небо над штатом было густо покрыто инверсионными следами самолетов так, что они образовали «небо в клеточку». Но главное, было сказано о завышенной концентрации в атмосфере бария – 6,8 миллионных (втрое выше ПДК). Телеканал сделал вывод, что химтрейлы отравляют атмосферу.

Впоследствии телеканал признал, что его продюсеры ошиблись (концентрация оказалась в тысячу раз меньше, 6,8 миллиардных) — тем не менее, именно это сообщение способствовало распространению среди широкой публики концепции, что «людей травят с самолетов».

ЧТО ГОВОРЯТ СЕЙЧАС?

Сторонники «теории заговора», связанной с химтрейлами, выдвигают следующие версии, для чего они нужны: контроль численности населения Земли, контроль психики и поведения людей, дальняя радиосвязь, испытания биологического или климатического оружия или еще какие-то засекреченные испытания. 

Конспирологи приводят «верный» способ определить, химиотрасса перед вами или обычный след от авиационных двигателей. По их мнению, обычные следы исчезают в течение нескольких минут, в то время как химиотрассы долго висят в воздухе и только лишь постепенно расширяются, пока не превратятся в искусственное подобие перистых облаков. Иногда бывает, что самолеты устраивают на небе целую «решетку» – это тоже считают признаком химтрейлов. После пролета самолетов на земле якобы обнаруживают соли бария и алюминия, полимерные волокна, торий, карбид кремния или органические соединения, а у попавших под химиотрассу якобы ухудшается самочувствие.

В рамках «Зеленой линии» химтрейлам было посвящено около 2% звонков. Жители Хабаровска, Краснодарского края, Костромской области, Республики Адыгея беспокоились по поводу слухов о том, что химиотрассы самолетов могут распылять в приземных слоях атмосферы токсичные аэрозоли, влияющие на нервную систему.

«Неужели это правда что-то вредное? Над нами летает очень много самолетов, мы боимся вреда для здоровья», «Вот и на даче растительность стала хуже расти, листья как будто ржавые, местами почернели», – делились опасениями звонившие.

Некоторые из абонентов смотрят на проблему химтрейлов более реалистично: они отождествляют химтрейлы с сельскохозяйственной авиацией, которая иногда перебарщивает при опрыскивании полей и садов химикатами. «Летом у нас ведется обработка сельскохозяйственных полей с самолетов буквально в метрах от жилого комплекса, гербициды и химикаты летят на поселок, иногда целыми днями эти химиотрассы в воздухе висят», – рассказал житель поселка Красное Поле Краснодарского края.

Другие же уверены, что химтрейлы – результат массового заговора «в верхах», и с помощью распыляемых аэрозолей неведомые заговорщики пытаются контролировать поведение жителей или даже травить их. «Уверен, что они воздействуют как-то на нервную систему людей», – жаловался волонтерам «Зеленой линии» житель Хабаровска.

«Химтрейлы постоянно летают. Хорошо видно в ясную погоду. Летают и распыляют отраву, вредные вещества, металлы, бактериологические какие-то вещи, я не знаю… Это для сокращения населения, уничтожения природы, отнимая таким образом питание чистое, здоровое, полезное…» – было на «Зеленой линии» и такое мнение. 

КОНСПИРОЛОГИ НАСТУПАЮТ

Известный американский конспиролог Расс Таннер, основатель общественной организации Global SkyWatch, создал сайт и ряд сообществ в социальных сетях, посвященных химтрейлам. Изучив их, мы узнали, что по мнению конспирологов, распылители химикалий обычно бывают спрятаны за переборками в туалетах пассажирских самолетов и заряжаются из ассенизационных машин – якобы для того, чтобы посторонние не обнаружили эти секретные устройства. Некоторые источники идут дальше и утверждают, что для распыления используются специальные самолеты, замаскированные под пассажирские. 

В России информацию о химтрейлах распространяют всевозможные любители страшных тайн и откровений. Пожелавший остаться анонимным администратор сообществ в социальных сетях и канала имени «Святого отрока Вячеслава» выложил на этом канале в YouTube ставшее популярным видео якобы с признаниями «ученого, разработавшего химтрейлы». В видео утверждается, в частности: «Многие из них являются успокаивающими средствами. Другие вызывают состояние затуманенности. В редких случаях нас просили разработать смеси, вызывающие гнев / опрометчивое поведение; 90% того, над чем мы работали, было направлено на изменение эмоций / настроения / состояния души».

Администратор, правда, признается, что видео является переводом англоязычного текста, а сам текст – якобы пересказ блога анонимного ученого, который начинается так: «На этот блог я наткнулся еще в 2012 году… это единственный сайт в интернете, где опубликованы откровения и раскаяния химика-изобретателя «химтрейлов», о котором нам известно только, что его инициалы О.

П… в своем блоге он рассказал, что 17 лет разрабатывал особые химические вещества для распыления на населения, предназначенные для изменения эмоций и поведения, а также вызывания болезней… Многие «говорящие головы» пытаются отвлечь нас от этой истины, но разумные люди поймут, что на нее стоит обратить внимание!» (перевод с англ. — прим. ред.) Оригинал этого блога, со слов создателя видео, разумеется, уже удален из интернета.

Автор «шокирующих откровений» также собирает на своем канале видео, посвященные чипированию, инопланетянам, 5G излучению и иным любимым темам конспирологов. На вопрос, верит ли он сам в содержание выложенных видео, администратор канала «Святого отрока Вячеслава» предпочел не отвечать.

Борец с химтрейлами с многолетним стажем Юрий Лир представляется как «авиационный инженер, специалист в сфере авиации, авиационной и космической радиоэлектроники». С его слов, он закончил Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им.

Ленинского комсомола (РКИИГА). Лир – автор книги «Невидимая битва», в которой он рассказывает о своем видении проблемы химтрейлов, а также владелец и главный герой Youtube-канала, посвященного той же теме. На своем канале Юрий Лир повествует не только о химтрейлах, но также о «тайных космических программах», «контактах правительства с внеземными цивилизациями» и прочих столь же любопытных вещах.

«В осадках в тех местах, где наблюдается химиотрассирование, обнаруживаются чудовищные вещи. Перечислю лишь некоторые. Окислы алюминия в виде наночастиц, мышьяк, соли бария, наночастицы кадмия. Высушенный специальным образом препарат, изготовленный из человеческих кровяных клеток с мутацией в сторону онкологии. Магний, ртуть, микоплазма, полимерные фибры наноразмеров со специальными вставками по типу примитивного радиоприемного исполнительного устройства. Радиоактивный цезий, стронций. Неопределенные формы живых микроорганизмов по типу бактерий и прочего. Наночастицы урана. И очень многие токсины», — рассказывает Юрий Лир.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

В 2011 году ученые Института Карнеги, Калифорнийского университета и некоммерческой организации Near Zero опубликовали в издании Environmental Research Letters результаты проверки гипотезы о химтрейлах. 

Коллектив исследователей опросил две экспертные группы: метеорологов-химиков, которые специализируются на изучении конденсационных следов, и геохимиков, работающих над загрязнениями в атмосфере. В итоге 76 из 77 участников опроса заявили, что ни разу не сталкивались с доказательствами секретной программы распыления и согласны с тем, что мнимые свидетельства, которые предлагаются лицами, верящими в «химтрейлы», на самом деле ничего не доказывают. 

Теория химтрейлов отмечает несколько характерных черт следа, по которым его якобы можно отличить от обычного следа самолета.

1. След «включается» при подлете к городу или над определенным участком местности. Конспирологи объясняют это тем, что у пилота есть специальная кнопка, которую он нажимает, чтобы включить распыление химиката. При этом якобы все пилоты дают подписку о неразглашении этих действий.

2. След с распыленным ядом, в отличие от «обычного» следа, может висеть в воздухе часами не растворяясь, а затем превращается в подобие перистых облаков. Особенно часто такие следы можно увидеть утром, потому что яд, якобы, распыляют ночью, чтобы никто не увидел.

3. Следы химтрейлов образуют в небе «решетку». По мнению конспирологов, это делается для того, чтобы опрыскать химикатами все вокруг, не пропуская никаких участков.

Эксперты все эти доводы опровергают. Они подчеркивают, что рассуждения о химтрейлах строятся на предположениях, основанных на незнании технической части воздушных судов, строения атмосферы, а также законов физики. 

Выхлоп двигателя самолета насыщен водой. Но чтобы разрозненные молекулы воды перешли в фазу тумана – образовали взвесь сверхмалых капелек, слишком мелких для дождя, но уже видимых в воздухе (а именно это и есть инверсионный след самолета) – нужны определенные условия. Это сочетание влажности, температуры и давления, которое называют «точкой росы».

С увеличением высоты полета температура и давление воздуха падают. На определенной высоте достигается состояние, при котором вода, содержащаяся в выхлопе двигателя, охлаждается ниже «точки росы» и превращается в полосу густого тумана, белый след в небе.

Тает же след тогда, когда температура воды снова повышается выше «точки росы». Длительность этого процесса зависит от многих факторов, в первую очередь от содержания воды и частиц сгоревшего топлива в струе выхлопа, которые помогают формированию тумана, задерживая влагу на себе. А также от температуры и влажности на той высоте, где пролетел самолет, направления и силы ветра, и т.п. Если след тает очень медленно, скорее всего, самолет просто летел на большой высоте в холодном и влажном воздухе.

Кстати, «ночные» следы толще и держатся дольше именно потому, что ночью атмосфера стабильнее и холоднее, и след не нагревается солнцем. Но как только солнце восходит и начинает нагревать плотную струю пара, след быстро тает. 

Часто конденсационный след появляется при выходе самолета на высотные эшелоны более 9-12 км, поскольку именно там достаточно холодно для преодоления «точки росы». Над городами самолеты летают именно в таких высоких эшелонах, чтобы не мешать жителям шумом двигателей. Поэтому часто следы выхлопа двигателя видны именно над городом. Разумеется, это происходит не потому, что пилот «нажал секретную кнопку», а просто потому, что с набором высоты сменились температура, давление и влажность. Но любители теории химтрейлов часто пишут на своих сайтах и форумах такие фразы как «я сам видел, как пролетая над городом, самолет включил распыление».

Наконец, так пугающему конспирологов «небу в клеточку» тоже есть объяснение. В час по крупной авиатрассе может проходить до сотни самолетов, и конечно, их надо как-то разносить между собой. В большинстве стран авиатрассы привязаны к меридианам и параллелям, а также к трассовым радиомаякам, локаторам, и другим объектам. Посмотрите на любую карту мира: меридианы с параллелями как раз и образуют огромные клетки. Двигаясь параллельно им на разных высотах, самолеты могут создавать вышеупомянутое «небо в клеточку». И это не таинственный злой умысел, просто так легче организовать воздушное движение.

СОЛЕВОЙ ПОРОШОК И ЙОДИД СЕРЕБРА

По словам главного научного сотрудника Института экспериментальной метеорологии «НПО «Тайфун»» Александра Дрофы, в России химические вещества на большой высоте авиация применяет для управления осадками. Как уже упоминали в начале нашего расследования, над городами в дни больших праздников авиация иногда «нейтрализует» грозовые тучи, заставляя их проливаться дождем в стороне от города. Но, конечно, это делают не пассажирские самолеты, а специальные воздушные суда специального подразделения Росгидромета. 

Для того чтобы внести состав в облако и «выжать» из него дождь, используют пиротехнические устройства, специальные ракеты или установки для распыления. Но эти установки не оставляют инверсионного следа, а как бы «впрыскивают» реагент внутрь облака. Для вызывания осадков используют солевые порошки, йодид серебра, жидкий азот, углекислоту; все эти ингредиенты используются в малых дозах и вреда здоровью людей «внизу» нанести не могут. Так что эта деятельность на «химтрейлы» точно не тянет.

СЛОВО ПИЛОТУ

Пилот в прошлом военной, а ныне гражданской авиации с многолетним стажем, выпускник Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков Василий Демьяненко рассказал: «Впервые байки про «ядовитые аэрозоли» я услышал еще около 10 лет назад в зарубежных командировках. Привык считать, что это слухи на уровне отсталых стран Африки, где в принципе любые сложные технические устройства вызывают суеверный страх, а в вертолете точно сидит парочка злых духов. Удивился очень, когда начал здесь в России работать в сельскохозяйственной авиации и снова «химтрейлы», «ядами травят».  

Как утверждает пилот, распылять яды в стратосфере нет смысла, поскольку крупные капли ветер может относить на непредсказуемое расстояние, а мелкие капли аэрозоля способны держаться в воздухе на большой высоте целыми днями и потом опять-таки неизвестно, куда они упадут. Широко известен пример, когда облака насыщаются токсичными выбросами европейских предприятий, а кислотные дожди потом выпадают над Арктикой или Австралией: воздушные течения способны легко унести облака за несколько дней на другую сторону Земли.

Напротив, если хотят действительно что-то распылить с борта самолета (например, пестициды или гербициды в сельскохозяйственной авиации), то делают это на очень малых высотах, чтобы вещество не отнесло в сторону и не было потрачено зря, говорит Демьяненко.

«Хочу посоветовать всем, кто верит в «химтрейлы», устроиться работать в какую-нибудь авиакомпанию. Конечно, пилотом вы так просто не станете, но всегда есть менее требовательные к квалификации вакансии — инженеры, специалисты по электронике, связисты, работники служб авиационной безопасности, диспетчеры, в конце концов, просто аэропортовые грузчики — в общем, есть возможность непосредственно быть возле воздушных судов, и уж если там что-то распыляют, то вы сможете это всё увидеть своими глазами. Только по своему тридцатилетнему опыту могу сказать, что никаких «химтрейлов» вы не увидите», – резюмирует пилот.

Почему самолеты оставляют в небе инверсионные следы?

Загрузка

Задать глупый вопрос | Самолет

(Изображение предоставлено Getty Images)

Джоселин Тимперли

24 августа 2022 года

Эти тонкие рукотворные облака очаровывали людей на протяжении столетия, но что они собой представляют на самом деле?

I

В 1915 году, примерно через 12 лет после первого в мире управляемого полета с двигателем, австрийский физик Роберт Эттенрайх наблюдал за самолетом, летящим по небу в Южном Тироле, когда он что-то заметил — длинное тонкое облако, тянущееся за ним.

Эттенрайх описал то, что он видел в статье 1919 года, как «конденсацию полосы кучевых облаков из выхлопных газов самолета», отметив, что она была видна в течение «долгого» времени.

Самолет начал достигать высот, способствующих образованию инверсионных следов. Другие также начали замечать облака, тянущиеся за самолетами. Поэтически настроенный капитан Медицинского корпуса армии США описал их в 1918 году как «несколько странных и поразительных облаков — длинных, изящных, извивающихся белых лент». «Никогда раньше я не видел самолета, пишущего белым цветом на голубом небе», — добавил он.

По мере того, как эта молодая авиационная отрасль развивалась и бурно развивалась в нашем небе, инверсионные следы становились все более распространенным явлением. Их привлекающее внимание присутствие привлекло внимание многих, в том числе из-за удивительно распространенной веры в теорию заговора химтрейлов (подробнее об этом позже). Однако на самом деле ученых беспокоит их влияние на климат. Так что же они такое на самом деле и должны ли мы уделять им больше внимания?

Инверсионные следы впервые стали рассматриваться как проблема во время Второй мировой войны, потому что они делали самолеты видимыми (Фото: Alamy)

После первоначальных наблюдений в начале 20-го века точная причина появления этих плоских облаков оставалась предметом споров в течение нескольких десятилетий, говорит Ульрих Шуман, профессор физики атмосферы в Немецком аэрокосмическом центре (DLR). Ранние теории предполагали, что это были вибрации двигателя самолета или воздействие электрических зарядов. Некоторые считали, что они произошли из-за перенасыщенного водяного пара, но это было отклонено, поскольку считалось, что выделяется слишком мало водяного пара.

Выяснение причин появления инверсионных следов не вызывало особого беспокойства до Второй мировой войны, когда инверсионные следы впервые стали рассматриваться как проблема. «Они делают самолет видимым, вы можете увидеть след летящего самолета», — говорит Шуман. «Поэтому во время Второй мировой войны военные пытались избежать инверсионных следов, потому что они хотели избежать видимости своих самолетов».

Первые правильные объяснения того, как они образовались, были получены в начале 1940-х и 50-х годов с тем, что сейчас известно как критерий Шмидта-Эпплмана, показывающий, что пороговые условия зависят от давления окружающей среды, влажности и соотношения воды и тепла, выделяемого самолет.

Вам также могут понравиться:

  • Начинка для пиццы, разделяющая мир
  • Какой высоты может вырасти Эверест?
  • Почему мы умираем?

В двух словах, инверсионные следы — сокращение от «конденсационных следов» — представляют собой линейчатые облака ледяных частиц, образующиеся в следе от самолетов. Они могут иметь длину от 100 м (330 футов) до нескольких километров.

Для их образования необходимы три вещи: водяной пар, холодный воздух и частицы, на которых водяной пар может конденсироваться. Водяной пар вырабатывается самолетами, когда водород в их топливе вступает в реакцию с кислородом воздуха. В холодных условиях (обычно ниже -40°C (-40F)) он может конденсироваться, как правило, на частицах сажи, также выбрасываемых авиационными двигателями, в туман из капель, которые затем замерзают, образуя частицы льда. По словам Шумана, этот процесс в целом напоминает замерзшее дыхание в холодный зимний день.

Не все самолеты оставляют инверсионные следы — по оценкам, они возникают примерно в 18% полетов. Воздух должен быть достаточно прохладным, чтобы вода замерзла, поэтому они обычно появляются только на определенных высотах — обычно на высоте 20 000 футов (6 км).

Еще меньшее количество полетов оставляет самые стойкие инверсионные следы. В чистом безоблачном воздухе инверсионные следы быстро исчезают, так как сухой окружающий воздух заставляет частицы льда сублимировать (переходить из твердого состояния в газообразное). Но если атмосфера влажная, частицы льда не могут сублимироваться, а инверсионные следы могут сохраняться гораздо дольше.

«Инверсионные следы могут существовать всего несколько минут, если окружающий воздух сухой, но когда он влажный, они могут сохраняться и распространяться, увеличивая перистую облачность», — говорит Тим ​​Джонсон, директор Федерации авиационной среды (AEF), Великобритания. некоммерческая организация.

Это важно, потому что инверсионные следы и повышенная облачность задерживают тепло, излучаемое Землей, что приводит к чистому эффекту потепления на нашей планете, добавляет он. Это потепление является дополнением к другому серьезному воздействию авиации на климат — CO2 в огромных количествах выбрасывается из ее выхлопной трубы, что составляет около 2,5% глобальных выбросов CO29.0003

Но воздействие инверсионных следов на климат гораздо сложнее, чем воздействие этих выбросов CO2.

Исследования показывают, что относительно небольшая корректировка высоты полета самолетов может значительно снизить эффект нагрева инверсионных следов. (Фото: Getty Images) говорит Шуман. Это происходит потому, что белизна индуцированной облачности инверсионными следами отражает солнечный свет от поверхности Земли в дневное время, подобно естественным перистым облакам, которые также состоят из кристаллов льда.

Однако вскоре ученые поняли, что инверсионные следы могут также оказывать согревающее воздействие на Землю, создавая «тепличный» эффект, улавливая инфракрасный свет. «Они улавливают тепло, которое излучается с поверхности Земли, и отдают часть его обратно на поверхность», — говорит Шуман. Это похоже на то, как облачное небо делает ночи более теплыми — облака наверху поглощают часть исходящего тепла, хотя инверсионные следы недостаточно велики, чтобы вызывать изменения погоды на земле.

В зависимости от точных условий тот или иной из этих противоположных эффектов может победить. Например, инверсионные следы, которые образуются над заснеженным ландшафтом, не приводят к дополнительному охлаждению из-за отражения солнечного света, потому что поверхность уже белая и отражающая. Инверсионные следы также больше нагреваются ночью, потому что солнечный свет не отражается от них, поэтому действует только эффект нагревания.

Наряду с трудностью понимания точных атмосферных условий, в которых образуются инверсионные следы, и сложностью отличить их от естественных перистых облаков, когда они распространяются по небу, все это затрудняет установление четких цифр влияния инверсионных следов на климат.

Однако в настоящее время известно, что «в среднем по всем странам мира в течение года инверсионные следы нагреваются», говорит Шуман. В последнем крупном документе о воздействии инверсионных следов на климат, опубликованном в 2020 году, подсчитано, что воздействие авиации, не связанное с CO2, в котором преобладают инверсионные следы, приводит к утроению «радиационного воздействия» одних только выбросов CO2.

В каком-то смысле это сложное сравнение, потому что эффект нагрева инверсионных следов и CO2 проявляется в очень разные временные рамки. «Инверсионные следы обладают очень сильным вынуждающим эффектом, гораздо более сильным, чем CO2. Но инверсионные следы недолговечны, они исчезают через час или около того. В то время как CO2 живет очень долго, он может жить 100 лет», — говорит Шуман.

Тем не менее, ученые предупреждают, что если не принять никаких мер, к 2050 году эффект улавливания тепла инверсионными облаками может утроиться.

Хорошей новостью является то, что это может быть довольно простой задачей. Исследователи показали, что только 2,2% полетов вносят 80% этого воздействия, и что относительно небольшая корректировка высоты этих полетов — при небольших затратах на топливо — может значительно уменьшить эффект нагрева инверсионных следов. Исследования показали, что образование инверсионных следов также можно уменьшить, уменьшив количество частиц сажи, выбрасываемых при полетах, поскольку они обеспечивают ядра для образования кристаллов льда.

Избегание полетов через очень влажный воздух, где могут образовываться стойкие инверсионные следы, является наиболее важной мерой здесь, говорит Шуман, пролетая над, под или вокруг этих областей. Однако, по его словам, для облегчения этого необходимы более точные прогнозы погоды. «Прогнозы погоды, которые у нас есть сегодня, недостаточно точны для этой цели».

В одном письме в журнал Nature в прошлом году два исследователя утверждали, что изменение высоты полета для минимизации образования инверсионных следов может быть одной из самых экономически эффективных климатических мер. Они подсчитали, что предотвращение наиболее разрушительных инверсионных следов будет стоить 1 миллиард долларов (850 000 фунтов стерлингов) в год, а выгода более чем в 1000 раз превышает эту сумму. «Мы не знаем ни о каких сопоставимых климатических инвестициях с такой же высокой вероятностью успеха», — написали они.

Тем не менее, хотя правительства признают климатические проблемы, создаваемые инверсионными следами, до настоящего времени практически не предпринималось политических действий, говорит Джонсон. «Климатические цели, установленные для сектора промышленностью, странами и ООН, касаются только выбросов CO2. Споры вокруг научной неопределенности и соответствующих показателей часто упоминаются как причина для того, чтобы сосредоточиться на большем количестве исследований, а не на действиях».

В Великобритании советники правительства по изменению климата заявили, что последствиям, не связанным с выбросами CO2, таким как инверсионные следы, необходимо уделять более пристальное внимание. По словам Джонсона, важно учитывать эти эффекты сейчас, особенно при рассмотрении того, как будущие технологии, такие как водород, могут сократить выбросы в этом секторе.

Не все самолеты оставляют инверсионные следы — по оценкам, они возникают примерно в 18% полетов (Фото: Alamy)

Несмотря на сложности, тепловое и охлаждающее воздействие инверсионных следов хорошо изучено наукой. Однако эти тонкие линии, парящие над нами в небе, также породили теорию, которая не очень подкреплена наукой: это следы токсичных химикатов, коварно распыляемых в атмосферу десятками тысяч коммерческих самолетов.

«Люди, которые верят в заговор с химическими следами, считают, что инверсионные следы преднамеренно распыляются в злых целях», — говорит Эми Брукман, исследователь в области социальных вычислений в Технологическом институте Джорджии, которая в прошлом году стала соавтором статьи о том, как сторонники заговор химтрейлов пришел к вере. «У них разные мнения о том, что это за цели. Некоторые люди считают, что это контроль над населением или контроль над разумом. […] Некоторые люди считают, что их проблемы со здоровьем вызваны спреем».

Заговор с химтрейлами — удивительно широко распространенное убеждение. Опрос 2016 года показал, что 10% американцев считают заговор с химическими трассами «полностью правдой», а еще 20–30% считают его «отчасти» правдой. Эта вера не разделялась по партийным линиям, и, в отличие от некоторых других теорий заговора, в химические следы в равной степени верят как мужчины, так и женщины, говорит Брукман.

Химтрейлы несколько раз появлялись в социальных сетях этим летом в Великобритании, где сайт проверки фактов Full Fact регулярно разоблачал фотографии и другие заявления о предполагаемых химтрейлах.

Мнение часто связано с беспокойством о том, что правительства или компании проводят тайные крупномасштабные изменения погоды. Около 61% сообщений в социальных сетях на английском языке о геоинженерии в период с 2008 по 2017 год были связаны с заговором с химическими трассами. Сторонники солнечной геоинженерии жаловались, что заговор о химических следах настолько велик, что мешает реальному общественному обсуждению солнечной геоинженерии.

Теория заговора о химтрейлах началась в 1990-х, но обрел широкое распространение в начале 2000-х, когда распространился по Интернету. «Внезапно в 2001 году многие люди заговорили о химтрейлах, это было внезапное появление», — говорит Шуман. Он отмечает, что заговор с химическими трассами «совершенно нелогичен» — его институт измеряет выбросы за самолетами и не обнаружил искусственных химических веществ. «Это все вещи, которые вы могли бы легко понять из сжигания керосина. Нет никаких доказательств того, что существуют химические следы».

Однако сторонники теории заговора регулярно отвергают это свидетельство. Один коллега Шумана, который процитировал свою работу стороннику химтрейлов, сразу же получил ответ, что Шуман был «выдуманным ученым», которого не существует, говорит он.

Нетрудно понять, почему вот уже более века люди размышляют над эффектом этих тонких рукотворных линий в небе. Однако реальная необходимость сейчас заключается в том, чтобы сосредоточиться на лучшем понимании их воздействия на климат и принятии мер по их устранению.

Джоселин Тимперли — старший журналист BBC Future. Найдите ее в Твиттере @jloistf

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или следите за нами в Twitter или Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень , посвященный bbc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *