Талюша вместе по всему миру: Вместе по всему миру — путешествия, полезные советы

Журнал Международная жизнь — Потомки русских галлиполицев исполнили волю прадедов

Мемориал воинам I-ого Корпуса Русской Армии на острове Галлиполи. Фото www.talusha.3bb.ru

В Москве состоялась презентация Фонда увековечения памяти галлиполийцев.  Фонд возглавил один из потомков русских воинов, пребывавших в составе I-го Русского Корпуса генерала от инфантерии Александра Кутепова на острове Галлиполи с 1920-по 1921 годы, Алексей Григорьев.

Потомки тех, кто прошел через Галлиполи, покинув Родину не по своему желанию, решили создать Фонд по увековечению памяти своих прадедов и презентовать его в столице России. Презентация состоялась в боярских палатах Зарядья близ Кремля в присутствии Министра культуры Правительства Москвы Александра Кибовского, настоятеля Ново-Спасского мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси игумена Воскресенского Саввы и многочисленных потомков галлиполийцев третьего и четвертого поколения. Многие из них теперь живут и работают в России, многие специально прибыли в Москву из разных стран и континентов. «Дух галиполлийцев продолжает жить в наших сердцах, в сердцах их потомков, — сказал на презентации Дэвид Хендерсон-Стюарт. — Любовь к России, верность Отечеству, мы, потомки галлиполийцев, по формальным критериям – не русские, но по духу мы русские».

По словам, Дэвида Хендерсона Стюарта, родился он в Новой Зеландии, вырос и учился в Англии, его отец англичанин, а мама русская. «Я по паспорту англичанин, но по духу я русский, — сказал на презентации Дэвид. — У меня нет русского паспорта и говорю с акцентом, делаю ошибки в русском языке. Даже сегодня иногда на улице или люди, которые со мной знакомы, говорят: «Какой ты русский, ты не русский». И это очень обидно, потому что эти люди не понимают, насколько это чувство искреннее».

«…к туркам в дыру,

в Дарданеллы узкие

плыли завтрашние галлиполийцы,

плыли вчерашние русские».

В искренность чувств потомков воинов героического I-го Русского Корпуса под командованием генерала Александра Кутепова веришь, потому что, как сказал Дэвид Хендерсон-Стюарт, — оно «не упало с потолка». Оно было передано из поколения в поколение, и даже те, кому не суждено было вернуться из Галлиполи, верили: их потомки пронесут Россию в своем сердце, и вернуться на Родину. А теперь вспомним те страницы отечественной истории, которые были для нас закрыты 70 лет. Ни в одном учебнике истории не говорилось о Галлиполи и галлиполийском стоянии. Зато мы учили наизусть стихи В.Маяковского про то, как

Вот на такое голое поле высадился 1-ый Русский Корпус генерала  www.vk.com

Как отметил в своем выступлении Дэвид Хендерсон Стюарт: «А русская революция хотела вычеркнуть из истории страны этих людей, их судьбы. Дух галиполлийцев продолжает жить в сердцах их потомков. В наших сердцах — любовь к России, верность Отечеству. Мы четвертое поколение, а мои дети уже пятое поколение. Оно нам было передано людьми, которые еще сто лет назад  жили в России, работали в России, служили России, любили Россию, и по разным причинам были вынуждены ее покинуть и жить в изгнании. И они из поколения в поколение нам передали этот идеал своей родины». Таким образом, Дэвид пригласил к обсуждению темы всех присутствовавших в этот вечер на презентации Фонда.  

www.udcrg.org

Александр Кибовский – министр культуры Правительства Москвы поделился своими мыслями и воспоминаниями по поводу того, о чем говорил Дэвид. «Людей судят не по паспорту или по языку, а по отношению к своей стране, — сказал он, — поделить людей невозможно по водоразделу. Мой прадед Николай Иванович Кибовский служил в Красной армии и сражался на Польском фронте, а его родной брат Петр Николаевич был юнкером, здесь в Москве в 1917 году защищал монархию, которой присягал». Министр рассказал, что по материнской линии его дед Гребнев Александр Иванович погиб в Сибирском походе с Белой армией, а его родной брат Алексей Иванович стал генерал-лейтенантом Красной Армии и упокоился на Новодевичьем кладбище в Москве. «Через два года в ту же землю лег другой мой прадед, кавалер ордена Николая Чудотворца, который ушел в Галлиполи, потом вернулся, отсидел здесь в России, «срок» и уже во время Великой Отечественной войны, начиная с сержанта пулеметного взвода, в 1941 году возглавил целый пулеметный полк». Александр Кибовский вспоминал, что те, кого считали «красными», к своим боевым наградам привешивали Георгиевские кресты, упраздненные в Красной армии. «А все эти бывшие фельдфебели, подпрапорщики из кавалеров Ордена Победы, чьи имена выбиты в Георгиевском зале Кремля золотыми буквами, только двое не были участниками Первой мировой войны и не были кавалерами, это сам генералиссимус И.В.Сталин и маршал Советского Союза Кирилл Мерецков. Все остальные – Г.Жуков, К.Рокоссовский, Р.Малиновский и другие прошли жесткие университеты, о которых мы знаем из книг и документов».  

Генерал Галлиполи

Имя командира 1‑го Армейского Корпуса генерала от инфантерии Александра Павловича Кутепова всегда будет неразрывно связано с тем, что пережили русские в Галлиполи в период с ноября 1920 по декабрь 1921 года. «Все, что было достигнуто в Галлиполи, самый характер и строй жизни – все это носило отпечаток воли и энергии генерала Кутепова», — напишут о нем потомки. Александр Павлович был назначен командиром 1‑го Армейского Корпуса на Константинопольском рейде, когда из остатков 1‑й армии формировался сам Корпус. Условия в Галлиполи не способствовали поддержанию дисциплины и организации воинства. Но именно на разложение императорской армии рассчитывали союзники французы. Генерал Кутепов железной волей и с Божией помощью сумел навести дисциплину в невыносимых для жизни условиях Галлиполийского полуострова.  С верой в спасение России, генерал пытался сохранить армию, которая ей, России, была необходима крепкой и мобильной.

www.bsk39.ru

В любую погоду солдаты, старшины и офицеры занимались физической подготовкой, строили землянки, объекты для жизни, мастерили форму: из имевшегося белого полотна и полотенец шили гимнастерки и фуражки. Распущенность и неопрятность в форменной одежде влекли наказание по всей строгости. На нужды солдат и их семей командир 1-го Армейского Корпуса откликался прямым участием. «Я прошел три школы, – любил говорить Кутепов, – строевая служба в Лейб‑Гвардии Преображенском полку, где пришлось командовать учебной командой, Черноморское губернаторство и … Галлиполи. В последнем, – добавлял он, – я учился больше всего».* Неоднократно в течение вечера выступавшие цитировали генерала Кутепова. «Наш долг перед Родиной обязывает нас быть сплоченными, дисциплинированными и обученными…», — говорил он. И все это для того, чтобы «донести наши честные знамена в Россию».

 

Фото www.liveinternet.ru

Генерал Кутепов не искал ни популярности, ни любви к себе. И то и другое пришло к нему само собой. Он горячо любил свой Корпус, и последний не мог не ответить ему такой же любовью, ибо в Галлиполи все жили лишь одной надеждой, думали только об одном – о России. Когда после французского ультиматума о распылении Армии генерал Кутепов возвратился из Константинополя, на пристани собрались офицеры и солдаты. Все ждали успокаивающих новостей. Но командир Корпуса только, как всегда, спокойно и громко поздоровался с собравшимися. И этого было достаточно. Тотчас же раздалось «Ура!», сопровождавшее его до самой квартиры… Корпус верил своему командиру и каждую минуту готов был поддержать его. По случаю годовщины пребывания Корпуса в Галлиполи Главнокомандующий Петр Николаевич Врангель в своем приказе так характеризовал Кутепова: «Величием духа, всесокрушающей силой, непоколебимой верой в правоту нашего дела и безграничной любовью к Родине и Армии он неизменно в самые трудные дни нашей борьбы вселял в свои части тот дух, который дал им силы на Родине и на чужбине отстаивать честь родных знамен. История в будущем оценит генерала Кутепова, я же высказываю ему мою безграничную благодарность за неизменную помощь и дружную поддержку, без которой выпавший на мою долю крест был бы непосилен».***

Характерна аттестация, данная Кутепову земским деятелем С.В. Резниченко после его посещения Галлиполи. «Во главе этой невиданной еще в истории войны армии в Галлиполи стоит еще молодой генерал Кутепов, человек совершенно русский, совершенно решительный, совершенно честный и весьма прямолинейный. Топором, а не резцом он отесывал то здание, которое строил. Летело много щепок. А вышло хорошо». ** В 1923 году в Берлине вышел сборник под редакцией коллектива авторов «Русские в Галлиполи: 1920-1921 гг.». Генерал А.А.Кутепов оставил на первом экземпляре книги свой автограф с такими словами: «В тяжелые дни вашей жизни вспоминайте «Галлиполи», которое найдет вам выход из всякой борьбы». А спустя 80 с лишним лет патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назовет новое, дополненное издание той же книги событием «весьма важным в духовной и культурной жизни нашей страны».  Святейший патриарх Алексий II в связи с открытием мемориала памяти в честь русских в Галлиполи сказал такие слова: «Отныне памятник в Галлиполи – место восстановления исторической справедливости, помогающее современному поколению понять весь трагизм изгнанников из России, которые несмотря ни на какие тяготы и невзгоды остались верны своему воинскому долгу, присяге и Отечеству».

Надпись, сделанная генералом А.П. Кутеповым на титульном листе книги «Русские в Галлиполи».

Присутствовавший на вечере в память о галлиполийцах настоятель Ново-Спасского монастыря епископ Воскресенский Савва так сказал о самом событии открытия Фонда за год до 100-летия Октябрьской революции 1917 года: «Вижу в этом продолжение традиций и близости к роду Романовых, ибо наш монастырь — усыпальница рода Романовых. То, чему исполнится сто лет – русской революции – это событие для нас с одной стороны печальное, а с другой поучительное. Оно говорит о том, что такое событие возникло тогда, когда из общества стал исчезать Христос, христианские идеалы». Епископ Савва особо подчеркнул, что первыми революционерами стали семинаристы, что говорит о духовном падении общества. Епископ Савва отметил также, что и сегодня мы переживаем некоторые веяния, когда Христос искореняется из культуры, — это мы наблюдаем на примере западного общества, когда убирают распятия их больниц и школ, когда Рождество Христово пишется без Христово. «Это говорит то том, что не за горами то время, когда произойдет, наверное, новая революция, только она будет на Западе, — отметил владыка. — И, наверное, побегут те люди сюда, в Россию, поскольку Россия становится оплотом православия». Игумен Савва сказал, что русский человек славен не тем, что он хорошо знает русский язык, что «не» с глаголом пишется отдельно, а «славится тем, что в сердце всегда носит Христа, тем, что он всегда был православным». «Поэтому берегите веру Христову, которая является центростремительной и основополагающей как в культуре, так и в нашей жизни», — напутствовал всех игумен Савва Воскресенский.

Одигитрия русского зарубежья

В продолжение темы настоятеля Ново-Спасского монастыря выступил Алексей Григорьев – председатель Общества потомков галлиполийцев. Он напомнил, что Фонд увековечения памяти галлиполийцев образован под Покровом иконы Курской Коренной Божией Матери – святыни XVII века, которую чаще называют Одигитрией Русского зарубежья. Эта святыня в 1920 году «ушла» на чужбину вместе с русскими воинами и стала их Путеводительницей.

Фото www.liveinternet.ru

«Россия – родина отцов наших, колыбель белых воинов, — сказал в тот вечер Алексей Григорьев. — Отцы наши, участники белого движения были вынуждены покинуть свою родину и выехать в неизвестность под командованием блестящего генерала Петра Николаевича Врангеля. Это и было для всех нас началом зарубежной России». Алексей Григорьев представил своих единомышленников, потомков галлиполийцев из третьего и четвертого поколения и напомнил слова Ф. Достоевского, который писал: «Нет высшей идеи, как пожертвовать жизнью, отстаивая своих братьев и интересы своего Отечества». В духе этого воспитаны и большинство белых воинов, которые будучи «оторванными» от родины, никогда не переставали любить ее и думать о ней, воспитывать своих детей и внуков на культуре и истории России, в своей вере, в её скором возрождении, в готовности служить ей.

Фото генерала Петра Николаевича Врангеля. www.hrono.ru

«Придет день, протрубит сбор, и вновь, сомкнув ряды, мы пойдем служить Родине. Бог не оставит нас. Россия не забудет», — писал в те суровые дни белым воинам Главнокомандующий Петр Врангель. «И мы, их потомки, в душе всегда оставались бесконечно преданы и верны своему Отечеству, — сказал Алексей Григорьев, — Россия была для нас высоким идеалом, мы жили мечтой вернуться, чтобы жить и трудиться для её блага». Говоря о цели создания Фонда в Москве, в России, Алексей Григорьев отметил: «Для нас патриотизм – это ответственность за сохранение национальных идеалов и традиционных ценностей своего народа, памяти истории, славных достижений и побед её предков». По его словам, только на достоверных исторических фактах и на таком фундаменте можно построить будущее своей страны. «Для нас большая честь, открыть фонд увековечения памяти героев белого движения», — подчеркнул он. Одновременно с созданием Фонда потомки галлиполийцев создадут культурный центр, в котором будет музей, рассказывающий о таком явлении, как белое движение. Главная задача центра – восполнить документально те страницы русской истории, которые по чьей-то недоброй воле были вычеркнуты из общей канвы памяти наших предков, перенесших мужественное стояние в невыносимых условиях эмиграции и предательства союзников в Галлиполи, на Лемносе, в Бизерте. «Мы хотим рассказать о жизни русских беженцев за границей, показать силу веры и нравственных идеалов русских воинов, а также выделить роль русской православной Церкви в сохранении духа и национального сознания русских общин за рубежом», — сказал Алексей Григорьев.

В тот вечер многие правнуки и поседевшие внуки галлиполийцев рассказали о реликвиях памяти, что долгие годы хранят в своих семьях благодарные потомки. Николай Спасский – секретарь Московского отдела потомков галлиполийцев, родился во Франции, и вот уже 16 лет живет в Москве, его сыновья носят русские имена, а в многочисленных фотографиях запечатлена горькая судьба его прадеда – казака Армии Российской империи. Николай комментировал видеофильм и фотографии, которые потомки галлиполийцев предоставили для этого вечера из своих семейных альбомов. «Галлиполийское стояние является примером стойкости русских людей, — подчеркнул Николай. — Жили они в палаточном городке, голодали, болели тифом, но под командованием генерала А.П.Кутепова русская армия сохранила свою боевую готовность, люди занимались спортом, строили гимназии, храмы, они верили, что скоро вернутся на родину».

Эта связь русских галлиполицев со своей родиной олицетворяется в памятнике, который был воздвигнут в 1921 году, на кладбище. Монумент представляет собой курган из камней – память усопшим в Галлиполи русским воинам, памятник русским солдатам, погибшим в Крымской войне 1854-55 годах, а также в память казаков, умерших в плену. По словам Николая Спасского, эти русские солдаты ощущали себя неразрывной частью русской истории. Дабы не утратить ту нить, которая связывает всех, кто пережил Галлиполийское стояние, было создано Общество галилиполицев в ноябре 1921 года, необходимое всем, где бы они ни жили — в странах Европы, Америки, Австралии, в других частях света. «Мы, галлиполийцы, хотим сохранить память наших предков и передать их идеалы верности и любви к России своим детям. Россия, Родина никогда не покинет сердца их потомков. Доказательством тому – ежегодная панихида в ноябре в память всех белых воинов», — сказал Николай Спасский. По его словам, создание фонда и культурного центра в одной из башен Ново-Спасского монастыря «отражает связь с нашими предками, они за нами наблюдают». А Дэвид Хендерсон-Стюарт добавил: «Мы все знакомы, где бы ни жили, эта связь нам очень помогает жить».

Интересным и пламенным было выступление на вечере Павла Кузубова из Сан-Франциско. Он начал презентацию с того, что цель центра и фонда — показать все фронты, Великий исход эскадры Врангеля из Севастополя, где 150 000 людей покинули свою родину навсегда. В одном Харбине было более 200 тысяч потомков – самое большое русское поселение. Всего же более 2 миллионов русских людей потеряли свою Родину, надо знать, как белая армия была рассеяна по всему миру, как русские эмигранты начинали жить за рубежом. «Я родился в типичной эмигрантской семье, — рассказал Павел Кузубов. — По субботам ходили в русскую православную школу, по Воскресеньям – в русскую церковь, пели русский гимн «Коль славен». Наш скаутский девиз был «Будь готов! Всегда готов за Россию!». Он говорил о том, что все, кто окружал детей, родившихся в эмиграции, пытались передать им ту любовь, которую они защищали, патриотизм, любовь к России как служение ей. В 90-е годы XX века эти подросшие дети стали приезжать в Россию, а некоторые вернулись на свою историческую Родину, живут и трудятся здесь. Отрадно было слушать, как русские эмигранты начинали обустройство своей жизни с того, что строили храм. Вокруг храма образовывалась приходская жизнь. И сегодня в Русской зарубежной Церкви более 600 храмов. Они были построены не за один год, но ведь люди строили их без государственной помощи при очень скромной финансовой поддержке прихожан. «Наша команда — из потомков русских воинов», — сказал в заключение Павел Кузубов. А потом все потомки, что присутствовали на встрече в тот вечер, рассказали кратко о своих предках и о себе. И стала очевидной та крепкая связь, что незримо соединяет погибавших и выживших с верой в Россию галлиполийцев с их достойными потомками.  

— «Меня зовут Павел Кузубов, живу в России с 1997 года, мой дед был одним из первых летчиков Царской армии, участвовал в Первой мировой войне, вместе с моей бабушкой эвакуировался из Севастополя. Как и мои ровесники, я участвовал в тех же самых детских лагерях, где были костры, вокруг которых мы пели русские песни. Таких людей, как мы, много в разных странах по всему миру».

— Николай Спасский: «Мой дедушка Петр Васильевич Спасский – донской казак, прошел через остров Лемнос, затем был ранен и очутился во Франции. Мы с женой 16 лет уже живем в Москве, воспитываем наших детей в русском духе, наши дети также ходят в русскую школу».

— Ксения Хендерсон-Стюарт: «Я родилась во Франции, в Дижоне, училась во французской школе, встретила Дэвида у «Витязей». Мои бабушки и дедушки родились в России. Дедушка мой нас воспитывал, передавая дух служения Родине и Церкви. Мой отец православный священник, у него паства. Десять лет назад мы приехали в Россию и исполнили заветную мечту наших дедов». — «Меня зовут Дэвид Хендерсон-Стюарт, моя бабушка Ольга Владимировна Пален, родилась в Кисловодске во время отступления Русской армии. Я родился в Новой Зеландии, жил и учился в Англии».

— «Меня зовут Ирина Сомова, мой прадед Дмитрий Федорович Левшин – последний командир Лейб-Гвардии Гусарского полка, мои деды были в белой армии. После Севастополя они очутились в Константинополе, на Лемносе, в Чехословакии, во Франции, в Марокко и, наконец, в Австралии, где я родилась, где мои деды, отец и мать продолжали служить идее России. Четыре года назад я переехала в Москву и теперь здесь живу».

— «Александр Игоревич Раненбецкий родился в Канаде в Монреале. Живу в России с 1997 года.  В жизни у меня всегда было ощущение, что обязательно вернусь в Россию, которую считаю нашей Родиной. Мы очень любим Россию, верим, что это страна с огромным потенциалом. Мы решили воспитывать здесь своих детей, останемся здесь жить, очень любим Россию».

Дэвид, обращаясь к присутствовавшим на вечере, сказал: «Все наши друзья  — их около 70 человек — могут встать и рассказать о своих предках». Но это было уже в неформальном общении после основной презентационной части вечера.

«Галлиполи…Галлиполи

Это славное слово!

Там заложены — миссия, память и дух.

Там стояли герои».

Эти строки написал на склоне лет один из сыновей галлиполийца, Петр Алексеевич Орлов. Но под ними мог бы поставить свою подпись каждый из тех, кто сегодня делает всё для сохранения горькой и памятной страницы истории Отечества, которая долгие годы оставалась сокрытой от нескольких поколений живущих в России.

Генерал А.П.Кутепов и Русская армия в Галлиполи у памятника погибшим воинам.
Фото www.dk1868.ru

*Лукаш И. Голое поле. Книга о Галлиполи. С. 17.

 **Резниченко С. Генерал Кутепов. Сборник статей. С. 279.

*** С. Ряснянский, Галлиполи, Б.м. 1971 год. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Выборг, ч.2 — Их Россия: yura_falyosa — LiveJournal


1. Не могу сказать, что любители пообсасывать разруху и грязь будут настолько же довольны, как и в случае с Беломорском, но всё же в Выборге есть над чем попричитать.
Доходный дом 1897-го, принадлежавший Министерству Обороны и в котором при СССР размещался штаб 30-го гвардейского корпуса, сгорел год назад. Даже на Яндекс-панорамах он предстаёт ещё в полноценном, вполне приличном виде, с декоративной башенкой на крыше:


2. Собор доминиканского монастыря. Построен был в конце XVI-го века, т.е. наряду со шведскими домами и двумя башнями (круглой и ратушной) это одна из старейших построек в Выборге. Правда перестраивался он не единожды, так что оригинального в нём мало. В пострадавшем во время войны соборе, после её завершения, располагался заводской цех. В 1989-м в нём произошёл пожар, после которого он и пребывает в нынешнем состоянии. Надо сказать, что в виде руин он выглядит более зловеще, мрачнее и величественнее, нежели в исходном состоянии, когда он был просто уютной рядовой церковной постройкой. Надеюсь, руки до него у соответствующих структур всё же дойдут и его восстановят, благо что подобное для собора уже не впервой: ещё при шведах католический монастырь здесь упраздняли и использовали как зерновой амбар, а монастырские сооружения разбирали на материал для строительства городских стен. В итоге восстановили, правда уже как лютеранский храм.

3. Дом купеческой гильдии, одно из невоенных зданий Выборга ещё шведского периода. Здание стоит под углом к улице, т.к. на момент его постройки в городе ещё отсутствовала регулярная планировка и улицы проходили по-другому. Крыша на данный момент новая, восстановленная. В большинстве источников гильдейский дом называют древнейшей каменной постройкой на территории Выборга:

4. Руины старого кафедрального собора начала XV-го века. Как и собор Доминиканского монастыря, в XVI-м веке из католического превратился в лютеранский. После Северной войны собор тоже пребывал в руинах и был восстановлен по личному указу Петра I, уже в качестве православного. Так что возрождаться из пепла зданию не в первый раз. До нынешнего состояния его довела война 1939-го года. Колокольня каким-то чудом сохранилась — её видно за руинами. Ныне она известна как Часовая башня, одна из доминант города. В ней проводятся реставрационные работы:

5. Лютеранский Петропавловский собор был построен в 1799-м на средства объединившихся для этих целей шведской и немецкой общин Выборга. До этого их службы проходили в башне ратуши и в соборе Доминиканского монастыря (см. фото 2) вместе с финской общиной. То ли места им там было мало, то ли были проблемы из-за языкового барьера. С 1991-го храм находится в ведении Ингерманландской лютеранской общины:


6. Напротив него — православный Спасо-Преображенский собор XIX-го века, один из главных представителей русской архитектуры в Выборге. Строили его с постоянными изменениями в проекте без малого сто лет. Почти сразу после войны и возвращения Выборга в состав СССР он был передан Русской Православной церкви:

7. В Выборге можно найти весьма интересную сущность — современное искусство времён СССР. В так называемом «Саду скульптур», расположенном близ пересечения Вокзальной улицы и Ленинградского шоссе, установлены девять фигур из гранита, явно отдающих парижским центром Помпиду и прочими чёрными квадратами. Это результат скульптурного симпозиума Союза художников России, прошедшего в Выборге в 1988-м. По их традиции, скульптуры на симпозиуме изготавливаются из местных материалов и остаются в городе его проведения.

8. Одна из фигур, оставшихся с симпозиума, — «Мальчик с кошкой» — расположилась не в вышеупомянутом саду, а на набережной, напротив гостиницы «Дружба», представляющей собой образец такого зыбкого стиля как «советский модернизм». На мой взгляд, здания в этом стиле — без преувеличения потрясающий и сильно недооценённый вклад советского наследия в российскую и мировую архитектуру. Их вроде бы и много кругом, но если приглядеться, они все стоят поодиночке, нет каких-то крупных ансамблей этого стиля. И отношение к ним соответствующее: т.к. всё советское принято считать безвкусицей и хламом, многие подобные здания запущены и разрушаются (например, прославившаяся год назад своим пожаром библиотека ИНИОН РАН в Москве). И уж тем более ни у кого и мысли не возникнет обратить на них внимание во время экскурсии или просто признать за ними какую-то эстетическую ценность. Со временем придёт, конечно, но как обычно у нас бывает, добрую половину лучших образцов к тому времени снесут.

9. Чуть ли не единственная известная сталинка в городе — ж/д вокзал, построенный в 1953-м взамен уничтоженного во Второй Мировой. Свободный выход на платформы закрыт, как во Владимире и Твери. Попасть на перрон можно только по билету. Интересно, почему в этих городах нельзя выйти на платформу без билета, а на большинстве других вокзалов в нашей стране можно?

10. Дабы не заниматься бессмысленным трудом, за исторической справкой по Выборгу отправляю сюда: http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=2396. Автор, на мой взгляд, подробно, компактно и интересным языком описала непростую и увлекательную историю этого города. Я же здесь ограничусь выдержкой наиболее интересных событий из неё.
Совершенно дико посреди средневекового Выборга выглядит этот шедевр ландшафтного дизайна — клубма «Нептун», со сросшимися бровями:

11. История Выборга в целом похожа на историю Сортавала — всё ж таки территория и близость к границе примерно одни и те же. Однако у Выборга она более прямолинейная — он реже переходил из рук в руки, от государства к государству.

Искуственные пещеры в скалистой Петровской горе, что-то типа погреба или складов. По всей видимости относились к системе Анненских укреплений. Ныне заброшены.


12. Известно, что шведы почти не встречая сопротивления пришли на земли тогдашних карел и только начавших осваивать эти места новгородцев и стали здесь закрепляться. До прихода шведов в районе парка Монрепо существовало карельское укрепление, с помощю которого карелы и новгородские купцы контролировали торговый путь из Финского залива в Ладогу.
На фото — единственный дошедший до наших дней бастион Рогатой крепости Выборга — Панцерлакс. Интересно, у многих ли детей в России / в мире игровая площадка расположена рядом с остатками древней крепости?

13. Также существует легенда, основанная на несохранившейся древнерусской летописи, согласно которой город здесь был основан новгородским старейшиной Гостомыслом и назван им в честь старшего сына «Выбором». Википедия склонна подвергать эту легенду сомнению. Но в любом случае карело-новгородское поселение здесь до прихода шведов уже существовало.
«Рогатая крепость» была пристроена к городской стене в конце XVI-го века, в XIX-м — разобрана. Панцерлакс, а также пороховой погреб около него, сохранились и позднее стали основой (в прямом и переносном смысле) для художественного музея, функционалистическое здание которого я показывал в первой части.

14. Видимо благодаря музею территория вокруг бастиона выглядит вполне прилично. Панцерлакс наряду с Выборгским замком относятся к фортификационным сооружениям города, которые сегодня пребывают в не самом плохом состоянии. Территорию Панцерлакса, рядом со зданием музея, в 2011-м украсили аллеей с копиями итальянских скульптур XVII-XVIII-х веков из садов Эрмитажа и Летнего сада Петербурга:

15. А вот Анненские укрепления, находящиеся в стороне от центра города, пребывают в куда более запущенном состоянии. Также известные как Анненкрон, в честь императрицы Анны Иоанновны, они были построены в 1730-1740-х к западу от Выборгского замка на острове Твердыш, недалеко от парка Монрепо.

16. Анненские укрепления ни разу не использовались по назначению. В конце советской эпохи здесь проводились реставрационные работы. Ворота бастионов и стены выглядят вполне неплохо, но большая территория, которую они охватывают, — это безлюдное, поросшее травой место, местами замусоренное и неопрятное. Посреди выходного дня в разных углах этой территории были встречены: две переодевающиеся в кустах девушки, женщина с агрессивной собакой без поводка и намордника, группа бухающих парней.

17. Около Фридрихсгамских ворот Анненкрона в 1910-м была установлена стела над братской могилой русских солдат, павших при взятии города. В начале XX-го века финны снесли стелу, как и памятник Петру со следующего кадра. Восстановлена в 1994-м:

18. Памятник Петру I, установленный в 1910-м на Петровской горе на периферии Анненских укреплений. По задумке авторов, Пётр смотрит на Выборгский замок и взгляд его на замке пересекается со взглядом памятника Торгильсу Кнутссону, который глядит на него с противоположной стороны (см. первую часть). Так и стоит несчастный замок на пограничье между двумя державами, перетягивающими его как канат. Надеюсь, больше изменений государственной принадлежности у этого многострадального города не будет. Этот памятник, кстати, финны рушили дважды — в период независимости после революции и во время оккупации Великой Отечественной войны.

19. Шведы довольно долго пытались овладеть этими землями, и наконец в 1293-м, когда новгородцы были заняты разборками с Золотой Ордой, им это удалось. Карельский острожек был сожжён, о судьбе людей можно только догадываться. В декларативно нейтральной Википедии захват и сожжение карельского острога шведами лаконично назван «основанием замка».
Ещё один памятник русского фортификационного искусства — Восточно-Выборгские укрепления на Батарейной горе. Пребывают в ещё более плачевном состоянии нежели Анненкрон.


20. Замок шведы в Выборге действительно построили мощный. Он ещё долгое время обеспечивал им господство на чужих землях. Новгородцы после этого так и не смогли вернуться сюда. Попыток было много, и пара из них были очень близки к цели, однако то ли хитрость шведов, то ли воля случая решали исход тех событий не в пользу новгородцев.
Размер системы Восточно-Выборгских укреплений весьма внушительный. Сегодня среди руин редутов и батарей располагается не очень опрятный парк культуры и отдыха. Весь этот комплекс отделяет исторический центр Выборга от его советской спальной части, до которой я так и не добрался.

21. В Сортавала карелам и новгородцам довольно долго удавалось отбиваться от шведов и строить там свою жизнь. Шведы сумели захватить те земли только в Смутное время. Территории вокруг современного Выборга же шведы присвоили гораздо раньше, вследствие чего и корни пустили здесь гораздо глубже.
Восточно-Выборгские укрепления были построены в конце XIX-го века по проекту легендарного военного инженера Э.И. Тотлебена:

22. Вернуть эту землю вместе с разросшимся на ней городом Выборгом в состав уже Российской Империи смог лишь Пётр I в ходе Северной войны, и то не с первого раза. Но благодаря умной и жестокой демографической политике шведов проживали здесь уже не православные карелы, либо репрессированные, либо сбежавшие в Россию за годы шведского владычества, а олютераненные шведами финны, завезённые сюда, как и в Сортавала, из западных районов Финляндии. Коренных жителей здесь к тому моменту оставалось около 5% (в западных источниках — 50%).
Сегодня осмотреть фортификационные сооружения на Батарейной горе изблизи можно только по плечи в траве — территория сильно заросла, да к тому же ещё и замусорена.

23. В дальнем углу Восточно-Выборгских укреплений, на Интендантской горе, в 1932-м году по проекту Уно Ульберга было построено так называемое «Певческое поле» — открытая площадка для проведения музыкальных и театральных представлений в тёплое время года, также известная как «Летний театр». После войны и до 2010-го года не использовалось, в результате чего пришло в соответствующее состояние. В 2010-м здесь были проведены восстановительные работы и первые мероприятия. Теперь здесь ежегодно проходит хоровой фестиваль «Песни родной земли», на который съезжаются коллективы из Петербурга, Ленинградской области и Финляндии:

24. В составе Российской Империи для Выборгской губернии были сохранены шведские законы (в том числе благодаря этому крепостное право обошло Выборг стороной) и возможность исповедовать лютеранство.
Типовая стела «Город воинской славы»:

25. В 1809-м Россия одержала сокрушительную победу над Швецией в очередной войне, в результате чего в состав Империи целиком вошла Финляндия. И тут победа обернулась дальнейшим тактическим поражением: дабы задобрить новых верноподданных, Александр I передал в состав вновь образованного Великого княжества Финляндского Выборгскую губернию. Ну казалось бы, что такого? Символическая передача территории от одного субъекта другому внутри государства, как с Крымом при Хрущёве.
Любопытное здание 80-х годов. В комплексе с ТЦ «Север» со следующего кадра строилось к Олимпиаде-80:

26. Однако после революции Финляндия с лёгкой руки большевиков получила независимость, и Выборгскую губернию, конечно же, забрала с собой. В результате множество людей проснулись в чужой стране, а Петербург, бывший уже не столицей, но всё равно важнейшим городом, оказался в 30-и километрах от границы с потенциально враждебным государством. Само собой это положило начало для череды кровавых событий первой половины XX-го века, когда в ходе советско-финской и Великой Отечественной войн Выборг и окрестности дважды переходили от финнов к русским и обратно. При этом жителей города гоняли как скот туда-обратно: финское руководство заселяло город финнами, советское, соответственно, гражданами СССР. Финны при этом не гнушались устраивать и этнические чистки с массовыми казнями среди не успевших эвакуироваться советских жителей. Лишь после окончания Второй мировой Выборг наконец-то оставили в покое. Как и у многих других приграничных городов, к сожалению, в истории Выборга много крови и войн, смен государственной принадлежности и взаимных претензий.
Торговый центр «Север», строившийся в едином комплексе с домом с прошлого кадра. В круглой пристройке изначально располагался ресторан. В 90-е там разместили рынок. Возможно, судя по вывеске, первоначальное назначение ему вернули. Здание ТЦ «Север», на мой взгляд, — ещё одно удачное детище «советского модернизма» в Выборге наряду с гостиницей «Дружба».

27. Сразу после войны началось активное восстановление города, в том числе — его исторической архитектуры. Также в советские годы в Выборге было открыто множество промышленных предприятий, среди которых — упомянутый в первой части судомеханический завод, градообразующий судостроительный, специализирующийся на строительстве морских платформ и буровых установок, завод электроинструментов и другие. В позднесоветское время Выборг стал развиваться как туристический центр.
А вот след уже нашего времени — ЖК «Магирус»:

28. После перестройки в город пришла бойкая приграничная торговля, а также новые предприятия, в том числе — производственные площадки финских компаний.
В Выборге то тут то там постоянно мелькают сооружения морского порта и внушительных размеров корабли. Это вам не умирающий порт в Беломорске, здесь жизнь кипит и грузооборот растёт с каждым годом:


29. На одном из домов Выборга обратил внимание на весьма странную уличную табличку. Во-первых, такой улицы в Выборге нет, да и табличка с таким названием на ней в единственном числе. Во-вторых, сокращение «улица» написано по-украински («вулиця»), а само название — по-русски (по-украински должно быть «Клочківська»). Сначала подумал, что развлекаются хлопцы, красившие в жёлто-синий звёзды на московских высотках. На деле же оказалось, что снимают кино про Людмилу Гурченко, которая, как известно, родом из Харькова, роль которого и играет Выборг:

30. Выборг, благодаря своей фактурности, вообще притягивает кинематографистов. Кино здесь снимают уже далеко не в первый раз. Более того, в Выборге с 1993-го проходит ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу», на день открытия которого мы как раз попали. Девушки с этого кадра как раз идут на парад, посвящённый открытию. В 2014-м году фестиваль посетил Жерар Депардье, благодаря чему весь холл гостиницы, в которой мы жили, был увешан его фотографиями. Огромный стенд, который по идее должен был быть посвящён фестивалю в целом, т.к. отель принимал гостей мероприятия и журналистов, фото без Депардье почти не содержал. Получилась этакая «стена Депардье». Актёр стал нашим соотечественником меньше трёх лет назад, а уже успел повсеместно наследить: с его наследием также сталкивались в мордовском Инсаре, где он посетил сыроваренный завод.

31. Вообще, про «окно в Европу»: судя по вылизанности и активному восстановлению шведско-финских следов и убитости русской архитектуры, Выборг старается быть для русских окном в стереотипную Европу, а для европейцев — в стереотипную Россию:

32. Неожиданно для себя во дворе одного из домов на окраине центральной части Выборга обнаружил вот такую выставку деревянных изваяний. Как оказалось, это результат творчества скульптора Александра Чернова, переехавшего в Выборг в 2004-м после выхода на пенсию:

33. Одним из символов и основных достопримечательностей Выборга является парк Монрепо. Он находится на окраине и стоит особняком от остального города. В принципе, Монрепо это такая вещь в себе, которую правильно рассматривать отдельно, безотносительно городской среды.
Парадные ворота парка, отстроенные в 80-е взамен ранее утраченных:

34. Скажу сразу — меня парк не впечатлил. Ну парк и парк, что мы, парков не видели? Природа красивая и уникальная? Ну это может быть для жителей Питера она уникальна, а мы в Выборг из Карелии приехали, там на сотни километров вокруг такая природа. Шедевральный ландшафтный дизайн и парковый ансамбль? Опять же, какое-нибудь Кусково ничуть не хуже, а Архангельское или Петергоф оставят его далеко позади. Возможно, такое впечатление возникает из-за состояния парка? В советские годы от него камня на камне не осталось, и львиная доля того, что мы здесь сегодня видим, восстановлено в последние два десятка лет.
Главный усадебный дом. Оригинальный, хоть и многие его элементы восстановлены в последние 5 лет. Процесс реставрации до сих пор не доведён до конца:


35. Вообще те целеустремлённость и упорство, с которыми несмотря на все финансовые и бюрократические препоны восстанавливают исторический облик парка в городе, который наверняка финны на полном серьёзе мечтают вновь заполучить, и последние события в мире вполне могли это их желание раздразнить ещё сильнее, заслуживает и глубокого уважения, и удивления одновременно. При всей ценности Монрепо, логичнее было бы сначала восстановить десятки полуразрушенных городов и усадеб в центре страны.
Обелиск Броглио, установленный в память о братьях жены П. Николаи, одного из владельцев усадьбы. Братья французского происхождения погибли в войне с Наполеоном, сражаясь в рядах русской армии:

36. Монрепо — это место, состояние которого вызывает вопросы. С другой стороны, оно активно восстанавливается. Большая часть легендарных парковых построек и скульптур воссозданы в наше время с нуля, взамен утраченных в советское время.

37. Парк Монрепо находится на острове Твердыш. Считается, что именно здесь до прихода шведов располагалось карельское укрепление. Впервые идея по созданию здесь парка зародилась у коменданта выборгской крепости Петра Ступишина. Он владел дачей на этой территории, и первые шаги по формированию здесь какого-то ландшафтного дизайна принадлежали именно ему.
Помимо рукотворных, в Монрепо есть множество и природных достопримечательностей. «Падающий камень» на краю обрыва выглядит так, будто удерживает его тоненькая берёзка. На самом деле, конечно, упасть ему не даёт его собственная масса и сила трения:

38. Через шесть лет после его смерти имение приобрёл президент Санкт-Петербургской академии наук Андрей Львович (урождённый Людвиг Генрих) фон Николаи. Он и его потомки довели идею до ума. Монрепо вплоть до революции принадлежало их семье. А один из символов парка и одновременно одно из самых мрачных и загадочных его мест — остров Людвигштайн (он же «остров мёртвых») с капеллой Людвигсбург, возвышающейся на утёсе над заливом, благодаря чему её видно из многих точек парка. Капелла эта — не что иное, как усыпальница, а сам остров — фамильное кладбище семьи Николаи.

40. Дальняя часть Монрепо — это такой большой нетронутый цивилизацией карельский лес, с камнями, лишайниками и берегом залива. Там есть, например, ещё один «падающий камень», под которым даже можно пройти:

В Выборге хорошо заметно, что ценить чужую культуру и архитектуру мы уже научились. Возможно, когда-нибудь научимся ценить и свою. Думаю, ещё лет пять, и Выборг будет неотразим, будет удивлять гостей как атмосферой старой Европы, так и памятниками русской архитектуры. Уверен, что и то, и другое полностью приведут в отличное состояние. Но уже сегодня Выборг невероятно интересен, фотогеничен и уникален. Если Вы по какой-то досадной оплошности до сих пор там не побывали — торопитесь! Выборг того стоит.
А наша поездка по северо-западу России тем временем продолжается. В следующий раз — Кронштадт — город, своей оборонительной сущностью и связью с Петром I похожий на Выборг, но конечно совершенно иной.

В память 23 новомучеников Минской епархии

28 октября православные христиане Беларуси чтят память 23 святых мучеников Минской епархии, прославленных в 1999 году в лике местночтимых святых. Они страдали с 1917 по 1951 год, разделяя борьбу и испытания нашей Церкви в ХХ веке, полном трагедий, войн и насилия. Их мужество и верность Христу продолжают вдохновлять православных верующих.

Они пожертвовали собой, чтобы наша Церковь жила как Тело Христово, а не как служитель сиюминутных политических интересов. Перед лицом смертельной опасности они продолжали служить своей пастве, презирая временные богатства мира сего и отдавая жизнь свою во вечную славу Господа нашего.

Сегодня мы отдаем дань уважения этим смельчакам.

Сохранение веры в самые кровавые годы

Шел 1917 год. Только что случилась революция, и к власти пришли большевики. Новые власти объявили Церковь пережитком прошлого, и тут же начались гонения на верующих. Святыни были осквернены, а многие церкви разрушены и разрушены. Новые правители надеялись, что Церковь не продержится еще десятилетие.

В начале использовали страх и запугивание. Священников и мирян бросали в тюрьмы, отправляли в трудовые лагеря и казнили. Большевики надеялись, что страх смерти и лишений помешает духовенству служить своей пастве, а народ перестанет ходить в церковь. Эта стратегия провалилась. Люди по-прежнему были верны Христу, вдохновленные мужеством своих пастырей.

Тогда большевики применили более хитрую тактику: раскололи Церковь, запустив в ней «обновленческое» движение. Обновленцы требовали низложения русского патриарха и подчинения церкви государству. Они мечтали о «симфонии» православия и большевизма. Многие из 23 новых святых пожертвовали своей жизнью, сопротивляясь расколу.

Протоиерей Василий Исмаилов встал на пути обновленцев, пытавшихся захватить храм, в котором он служил. За этот акт сопротивления он был арестован в 1927 лет и приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере на Соловецких островах на Крайнем Севере России. Вскоре после этого он умер от сильного холода и тяжелой работы.

Священник Василий Исмаилов

Священник Петр Грудинский принял хиротонию, когда гонения на Церковь со стороны властей были в разгаре. Он был любимым пастырем своей паствы. Он был арестован за служение церкви и через несколько месяцев казнен.

Священник Петр Грудинский

Священник Валериан Новицкий был казнен в 1930 году за противодействие организаторам антирелигиозных клубов колхозников.

Жертвы этих мучеников не были напрасны. Массы верующих продолжали молиться в церкви и не пошли за раскольниками.

Мужество духовенства и мирян победило грандиозный замысел большевиков.

Безбожное десятилетие

В 1930-е годы усилились политические репрессии, и христиане столкнулись с еще более жестокими гонениями. Антирелигиозная кампания набирала силу, разжигая ненависть к Церкви и разжигая резкость в отношении ее служителей со стороны властей.

В 1930 году в газете «Рабочий» был опубликован следующий репортаж антирелигиозной сходки на праздник Крещения Господня:

«В кругу людей горит костер. небо среди мрака. Иконы горят жаром! Группа участников прибывает с небольшим гробом. Еще десяток икон, изгнанных из рабочих домов, входят в гроб, и люди разводят очередной костер. Вокруг площади Свободы полыхают пожары. … Там, где лживые священники когда-то плели свои сети, мы откроем клуб. Мы перережем языки церковных колоколов и заставим радио говорить. Мы переделаем колокола и отдадим их в промышленность, чтобы делать полезные вещи ».

Сотни священников и тысячи мирян были казнены и отправлены в лагеря. Протоиерей Сергий Родаковский дважды арестовывался, прежде чем был отправлен в лагерь для валки деревьев. Он выжил и продолжал служить после своего возвращения, собирая полные церкви. Вновь арестован и расстрелян в 1933 году.

Протоиерей Сергий Родаковский с матушкой Ксенией33 и подвергнуты жестоким допросам. Он мужественно переносил свои муки. Он не отрекся от своей веры и не донес властям ни на кого из своих братьев и был казнен. Священник Владимир Хрищанович был казнен за то, что просил верующих продолжать ходить в храм и держаться своей веры, а также за частые богослужения. Священника Владимира Талюшу приговорили к десяти годам колонии за попытку собрать деньги на уплату церковного налога. Он умер в заключении. Протоиерей Михаил Новицкий был забит до смерти неизвестным бандитом, когда отказался отдать сокровища из своего храма. Отец Михаил скончался на третий день после Пасхи. Бандита так и не нашли.

Икона Святого мученика Михаила Новицкого

Гонения продолжали нарастать, достигнув пика в 1937 году. Никто из арестованных в тот год священников не выжил. Десять лет лагерей стали приравниваться к смертной казни. Другие священники были приговорены к смертной казни. Протоиерей Дмитрий Павский был арестован в 1931 году и приговорен к пяти годам лагерей. Он вернулся в 1937 году, но снова был арестован и приговорен к смертной казни. Протоиерей Александр Шалай был арестован за сбор подписей на открытие нового храма и казнен в 1937. За то же «правонарушение» расстрелян протоиерей Леонид Бирюкович. Священник Дмитрий Клышевский также скончался мученически в 1937 году. Протоиерей Иоанн Воронец советовал верующим не бояться указывать свою религиозную принадлежность во время переписи 1937 года и был казнен в 1937 году, в день Преображения Господня.

Священник Иоанн Воронец

Протоиерей Иоанн Панкратович был расстрелян в 1937 году за то, что ходил по домам и просил крестьян своего прихода подписать прошение об открытии их деревенского храма. Диакон Николай Васюкович получил смертный приговор за высказывания, которые власти сочли слишком смелыми. Протоиерей Михаил Плышевский перед казнью подвергся череде арестов, а протоиерей Порфирий Рубанович был арестован по ложному доносу и приговорен к десяти годам лагерей. Он не пережил своего приговора и умер незадолго до освобождения.

Священник Владимир Зубкович, тайно крестивший детей, расстрелян 31 января 1938 года в возрасте 74 лет.

Священник Владимир Зубкович

с восемью оставшимися его прихожанами. Затем они закрыли последнюю оставшуюся в городе церковь. Последний действующий храм Минской епархии был вынужден закрыться в 1939 году.

Однако, несмотря на закрытие, власти так и не смогли праздновать победу. В 1937 переписи населения Советского Союза, две трети сельских жителей и одна треть городского населения объявили себя верующими. Никакие гонения не могли уничтожить Церковь. Десятилетие безбожия снова было неудачным.

Рукописная икона Собор белорусских святых, изготовленная сестрами Свято-Елисаветинского монастыря

Послевоенные годы

Во время гитлеровской оккупации Беларуси в 1941 — 44 годах оккупационные власти разрешили открытие храмов . Этой политикой они надеялись завоевать симпатии местных жителей. Но просчитались: верующие еще молились за победу над оккупантами. Тем не менее многих священников, служивших на оккупированных территориях, несправедливо подозревали в сотрудничестве с врагом.

Архимандрит Серафим (Шахмут) из Свято-Успенского монастыря в Жировичах много потрудился над открытием храмов на оккупированных территориях и возвращением их верующим. В 1944 году его арестовали и обвинили в сотрудничестве с немецкой контрразведкой. 7 июля 1945 года суд приговорил его к пяти годам лагерей. Предположительно, он умер через год.

Протоиерей Матвей Крицук был арестован в 1950 году за хранение религиозной литературы, обнаруженной в его доме при обыске. Его приговорили к 25 годам трудового лагеря, где он умер менее чем через год.

Протоиерей Матвей Крицук

Вновь, несмотря на все усилия, власти были бессильны продолжать гонения на верующих в тех же масштабах, что и в довоенные годы. Были еще открытые церкви, и они не пустовали. И снова попытка уничтожить Церковь провалилась.

Двадцать три новомученика были лишь малой частью тех, кто пострадал от рук новых язычников. Еще больше верующих пожертвовали своей жизнью за Христа в те годы. Христос знает все их имена, но нам еще предстоит их выучить. Отец Федор Кривонос из Минской епархии работал в разных архивах, собирая информацию о других жертвах гонений. После многолетнего кропотливого труда отец Федор составил книгу памяти всех пострадавших за христианскую Церковь в Минской епархии. В книгу уже вошли 330 имен священнослужителей и мирян из центральной Беларуси. Возможно, кто-то из этих людей когда-нибудь будет прославлен Церковью.

Отец Федор Кривонос

Отдавая дань уважения подвигу 23 новомучеников, отец Федор пишет: «Годы гонений на христианскую веру, пережитые нашей Церковью, будут жить в нашей памяти. Эта память становится для нас источником силы и надежды на будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *