Псков памятники архитектуры: Памятники архитектуры Пскова — современные и исторические памятники архитектуры

Памятники архитектуры в Пскове и области, которые реставрировал В.П. Смирнов

Сегодняшняя публикация является в некотором смысле продолжением предыдущей, в которой я рассказывала о выставке «Всеволодов свет». Напомню, что эта выставка проходит в Пскове в палатах у Сокольей башни (Дом ксендза) и она посвящена  жизненному и творческому пути известного псковского архитектора-реставратора, художника и кузнеца Всеволода Петровича Смирнова, 100-летие которого мы отмечали в прошлом году.

Несколько стендов на выставке «Всеволодов свет» рассказывают о памятниках истории и архитектуры в Пскове и Псковской области, которые реставрировал В.П. Смирнов. И я решила выделить эту тему в отдельную публикацию.

Церковь Ильи Пророка в Выбутах (XV в.). Реставрация 1955 — 1957 гг.

Погост Выбуты по преданию является родиной Ольги — жены князя Игоря. Письменных источников о времени строительства церкви не найдено, но по архитектурным формам памятник датируется ориентировочно в XV веком.

Первоначальная композиция — четверик с возможно отдельно стоящей звонницей на деревянных столбах. Уже после к храму были пристроены притвор и придел Николая Чудотворца, а также стоящая рядом каменное звонница. В советское время церковь была закрыта и пришла в запустение. Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, когда немцы взорвали находящийся рядом собор Св. княгини Ольги. К 1955 году церковь находилась в аварийном состоянии — отсутствовало покрытие храма, сгнили деревянные связи, были деформированы конструкции, в частности, восточные арки, соединяющие столбы со стенами; апсида имела большие сквозные трещины и отошла от стены четверика. Таким образом, прежде чем приступить к реставрационным работам нужно было провести противоаварийные работы на памятнике.


Церковь Ильи Пророка в Выбутах (XV в.)

После тщательных исследований, в которых принимал ли участие специалисты — В.П. Смирнов, Л. П. Катаев и В.А. Лебедева, в 1955 — 1957 годах церковь была отреставрирована по проекту архитектора-реставратора Всеволода Петровича Смирнова. Особое опасение у реставраторов вызывал барабан, который накренился и мог упасть вовнутрь храма, что, в свою очередь, могло привести к обрушению всего сооружения. Именно поэтому первоочередной задачей стало выпрямление барабана. Всеволодом Петровичем было принято решение поднимать барабан с помощью домкрата и мешков с песком. Так удалось поставить барабан на своё место. Следующим шагом стало укрепление конструкций Ильинской церкви с помощью железобетонных связей, которые были заведены в стены. Позже было воссоздано восьмискатное покрытие кровли, а барабан получил завершение в виде массивной главы. На последнем этапе была проведена обмазка раствором. В результате проведённых реставрационных работ храму был возвращён первоначальный облик.

Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресенье. Реставрация 1958 — 1964 гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в селе Пустое Воскресенье в 1496 году. Заказчиками храма выступили Борис и Феодорий, об этом известно из храмазданной надписи, обнаруженной в виде керамических осколков во время реставрации 1958 — 1964 годов.

Храм — редкий образец бесстолпной сельской приходской церкви XV века с уникальным рубленным завершением барабана, предназначенным для крепления посредством гвоздей храмозданной надписи — самой ранней из известных на Псковщине.


Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресенье

Исследование памятника началось в 1958 году с поездки в Пыталовский район реставратора Веры Алексеевны Лебедевой, которая выполнила необходимые работы по обмеру памятника. В 1963 году в Пустое Воскресенье вместе с В.А. Лебедевой приехал Всеволод Петрович Смирнов.

Именно он стал автором проекта реставрационных работ, который предусматривал восстановление церкви в том виде, в котором она существовала в конце XV века.

Святые врата Снетогорского монастыря в Пскове. Реставрация 1957 г.

Святые врата Снетогорского монастыря находится в северо-западной части верхней террасы обители, внутри каменной ограды. Некоторые архитектурные особенности позволяют датировать их второй половиной XVII века. Первое письменное упоминание о вратах относятся к 1763 году. Святые врата сложены из известняковой плиты, скреплённой известковым раствором. Они представляют собой прямоугольное в плане сооружение под двухскатной кровлей. Состоят из двух пролётов: проезжего и пешеходного. С запада к вратам примыкает сторожевая келья под двускатной кровлей, пониженной по отношению к кровле врат. Дверной и оконный проёмы, примыкающие к вратам сторожевой кельи, были заложены.


Святые врата Снетогорского монастыря в Пскове

В 1957 году Святые врата реставрировали по проекту архитектора-реставратора Всеволода Петровича Смирнова. В результате проведённых работ был разобран и раскрыт проём одной из арок, а также раскрыты дверной и два оконных проёма сторожевой кельи. Была отремонтирована и двускатная кровля как над самими Святыми вратами, так и над примыкающей к ней кельей. Что касается луковичной главки над центральной частью Святых врат, то она появилась уже в конце 1990-х годов. По проекту В. П. Смирнова была возведена и временная кровля над руинами Вознесенской церкви, расположенной на территории Снетогорской обители.

Дом-музей Осиповых-Вульф в Тригорском. Реставрация 1958 — 1962 гг.

Усадьба Осиповых-Вульф представляет собой пример усадебного строительства и хорошо сохранившийся образец садово-паркового искусства XVIII -начала XIX веков. Она тесно связана с жизнью и творчеством А С Пушкина и является составной частью музея-заповедника «Михайловское».

Изначально семья Осиповых-Вульф жила в другом доме — до нашего времени сохранился только его фундамент, само же здание сгорело в 1918 году.

В 1949 году к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина началось восстановление усадьбы в Михайловском. Затем принялись восстанавливать и Тригорское, где, прежде всего, нужно было воссоздать утраченный дом семьи Осиповых-Вульф. Для этой работы Семен Степанович Гейченко — директор Пушкинского заповедника, пригласил псковских реставраторов. Среди них был и Всеволод Петрович Смирнов.


Дом-музей Осиповых-Вульф в Тригорском

Успешному выполнению поставленой перед реставраторами задачи способствовало наличие большого количества изображений усадьбы, прежде всего фотографий, сделанных в конце XIX — начале XX вв., отображающих внешний вид и интерьеры дома, который был воссоздан с максимальной точностью. Усадебный дом — здание бывшей полотняной фабрики Вындомских, которое хозяева приспособили под жильё в начале 1820-х годов. Дом — деревянный, одноэтажный, на высоком каменном фундаменте, вытянутый в плане, украшенный с северо-западной и юго-восточной сторон портиками с верандами и треугольными фронтонами. Снаружи он был обшит тёсом, а кровля покрыта щепой.

В результате удалось получить довольно точные сведения о размерах дома, его планировки и внешнем виде. На основании всех этих данных, собранных Верой Алексеевной Лебедевой, Всеволод Петрович Смирнов приступил к созданию проекта восстановления дома Осиповых-Вульф.

Проект был разработан в 1958 г., и к 1962 году работы по воссозданию дома были завершены.

Восстановительные работы в усадьбе продолжались и после: в 1978 году восстановлена баня, в 1996 году проведены раскопки утраченных построек XVIII — начала XIX вв.; на открытых старых фундаментах усадебных построек восстановлены служебные флигели, в 1990-е — парковая территория имения.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове. Реставрация 1960-х гг.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (к. XVI — п.п. XVII вв.) — редкий пример сдвоенного храма, состоящего из двух церквей-близнецов. Вместе с Покровской башней они образуют единый архитектурный ансамбль, напоминающий нам об одном из ключевых эпизодов Ливонской войны — обороне Пскова от войска Стефана батория в 1581-1582 гг.

Историко-архитектурное и археологическое изучение этого уникального памятника храмового зодчества началось в 1960 году с натурных исследований, а в 1961-1964 годах были проведены противоаварийные и реставрационные работы. Автор проекта — В.П. Смирнов, использовал иконографический материал и результаты исследований В.А. Лебедевой и Ю.В. Суслинникова, полученные в ходе изучения памятника.


Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове.
Храм с 2019 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В результате проведённых реставраторами работ церковь была освобождена от поздних пристроек — колокольни и притвора, построенных в XIX веке. Вместо колокольни была сооружена двухпролётная трёхстопная звонница. Также была разобрана единая четырёхскатная кровля с декоративным барабаном и главою, а вместо неё над каждой из церквей появились двускатные пощипцовые крыши. Такие же завершения получили и оба притвора. Покрытие крыш было выполнено из тёса. Над каждой из церквей было возведено по световому барабану вместо одного декоративного, а их завершения получили декор из рядов бегунца и поребрика. Покрытие глав было выполнено из лемеха, а над ними установили металлические кресты. На завершающем этапе стены памятника покрыли известковой обмазкой.

Покровская башня. Реставрация 1956 — 1962 гг.

Покровская башня — самый мощный оборонительный узел Пскова, входит в состав крепостных стен Окольного города и является уникальным памятником военно-оборонного зодчества XVI — XVIIвв. В XVII веке толщина стен башни у основания достигала 6 м, длина окружности — 92 м, а высота вместе с шатром — 35, 5 м.

В начале 1950-х гг. в послевоенном Пскове развернулись масштабные работы по восстановлению Псковского Кремля. А в 1956 году Специальная реставрационная производственная мастерская получает от областного отдела по делам архитектуры и строительства при Псковском облисполкоме заказ восстановить южную часть крепости с Покровской башней, которая была в руинированном состоянии.

В августе 1955 г в Псков, после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, приехал молодой архитектор Всеволод Петрович Смирнов. Он был принят на работу в специальную реставрационную производственную мастерскую и уже в феврале следующего года под его руководством развернулось изучение Покровской башни.


Покровская башня в Пскове

Реставрации Псковской башни предшествовала большая подготовительная работа по сбору исторической информации. Одновременно шла расчистка ярусов, проводились противоаварийные работы. Проект созданный В.П. Смирновым, предусматривал расчистку башни от земли и щебня, которыми её засыпали по приказу Петра I  при создании Покровского бастиона. Всеволоду Петровичу с обмерами раскрываемого сооружения помогал техник-архитектор Юрий Васильевич Сусленников, который вместе с ним осуществлял надзор за выполнением реставрационных работ.

Противоаварийные работы продолжались до 1960 года. За это время были укреплены стены и своды в подземной галерее под башней. Проведены обмеры деталей памятника.

В 1960-1962 годах проходила реставрация каменного объёма Покровской башни. Был полностью воссоздан верхний ярус сооружения, а также произведена вычинка облицовки стен.

Опираясь на историческое описание башни, В.П. Смирнов создал проект самонесущей конструкции двенадцатигранного деревянного шатра — без внутренних опор рубленную «врежь» из брёвен, сложенных наподобие сплетёных замок пальцев рук. Им же был выкован увенчавший Покровскую башню прапор.

Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря. Реставрация 1962 г.

Часовня во имя Четырёх Святителей поставлена на холме у дороги, ведущей к монастырю. Она была построена во второй половине XVIII века. Её архитектурный облик напоминает беседку и имеет сходство с малыми формами архитектуры светских сооружений. Сама же часовня, по всей видимости, сменила собой более древнюю постройку.

Ранее в часовне находилось икона XV века  «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», в честь которой и была часовня освящена.

В годы Великой Отечественной войны часовня сильно пострадала: отсутствовали глава и крыша, были утрачены оконные и дверные заполнения.


Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря

В начале 1960-х годов часовня была обменена архитектором реставрационной мастерской Юрием Васильевичем Сусленниковым.

В 1962 году памятник был отреставрирован. Проект реставрации был осуществлён под руководством Всеволода Петровича Смирнова. В результате всех проведённых работ часовня, представляющая собой восьмерик на квадратном основании, получила восьмискатную крытую тёсом крышу. Верхняя часть часовни была восполнена небольшой главкой, обшитой лемехом, которая, в свою очередь, была увенчана крестом. С южной стороны основание часовни было укреплено подпорной стенкой, сложенный из гранитных валунов.

На завершающем этапе реставрационных работ была произведена обмазка фасадных плоскостей сооружения, а также было выполнено и дверное заполнение часовни.

Стены и башни Псково-Печерского монастыря. Реставрация 1960 — 1968 гг.

Первые каменные стены и башни обители были выстроены в 1558-1565 гг. во время Ливонской войны для защиты от ливонцев и потом неоднократно перестраивались. В годы Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал: были разрушены стены и обезглавлены башни. Возрождение обители связано с деятельностью на этом поприще архимандрита Алипия (Воронова) — настоятеля Печерского монастыря.

В 1960 году Всеволод Петрович Смирнов был назначен исполняющим обязанности директора Реставрационной мастерской и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Соавтором проекта реставрации был М.И. Семёнов — талантливый архитектор-реставратор.

Предстоял огромный объём восстановительных работ. По образу шатра Покровской башни были воссозданы шатры башен монастыря. Совместно с архитектором Михаилом Ивановичем Семёновым Всеволод Петрович выполнил чертежи, которые и по сей день хранятся в библиотеке обители.


Стены и башни Псково-Печерского монастыря

К осыпающимся крепостным стенам и башням были поставлены леса, был заготовлен раствор и известняковая плита для восстановления утраченных фрагментов монастырских сооружений.

В 1960 году в обители были восстановлены Тюремная башня и стены от Тюремной башни до Михайловского собора; в 1961 году — восстановлены крепостная стена от Михайловского собора до Тайловской башни и Тайловская башня; в 1962 году — стена от Тайловской башни до башни Верхних решёток и башня Верхних решёток.

Вместе с реставрацией крепостных стен и башен в 1960 — 1962 годах был произведён ремонт Успенского, Сретенского, Покровского храмов, настоятельского дома, Братского корпуса, отреставрирована внешняя живопись Успенского собора.

Церковь Николы Чудотворца в Острове. Реставрация 1963 — 1964 гг.

Никольская церковь в Застенье была построена в 1542 году, о чём есть летописное сообщение.

Церковь состоит из одноглавого четверика с притвором и трёхъярусной колокольни XIX века и с предельным храмом с притвором и крестильной, пристроенной в 1960 году.

В результате немецкой оккупации 1941-1944 гг. памятник подвергся значительным разрушениям: стены имели трещины, крыша в большей части была сорвана, луковица над барабаном придела отсутствовала.

В 1946 — 1947 гг. были проведены антиаварийные мероприятия: укреплена кладка стен, отремонтирована металлическая кровля и центральный купол, произведены другие ремонтные работы.

Рреставрация 1963-1964 гг. по проекту В.П. Смирнова и В.А. Лебедевой вернула храму его первоначальной облик.


Церковь Николы Чудотворца в Острове (XVI в.)

Во время проведения работ конструкция сооружения была укреплена железобетонными связями. Четырёхскатные покрытия четверика и южного придела заменили на первоначальные восьмискатные с тёсовым покрытием. Главам барабанов четверика и предельной церкви, имеющих формы митр с металлическими кровлями, вернули луковичные формы с покрытием осиновым лемехом. Металлический крест главы четверика был установлен на главе придельной церкви, а на главе четверика установлен новый металлический крест, изготовленный в 1963-1964 гг. На барабане четверика был укреплён и изучен керамический пояс храмозданной надписи. Реставрационные работы коснулись и интерьеров храма: был заложен поздний проём в южной стене четверика, уменьшен дверной проём, ведущий из южной апсиды в алтарь придельной церкви и уменьшен дверной проём, ведущий из колокольни в притвор.

На этом свой рассказ о выставке «Всеволодов свет» заканчиваю, но выставки в Пскове на этом не заканчиваются… Так что до новых встреч в выставочных залах! :-))))

Традиционно добавлю, что тексты, выделенные курсивом взяты из сопроводительных материалов к выставке.

Памятники архитектуры Пскова

Критерии поиска:     

    сбросить

    Найдено: 6 достопримечательностей 
    c  1 отзывом

    Сортировать:

    • удаленность
    • рейтинг

    Вид
    таблицей

    Вид
    списком

    Псковский кремль Кром

    Памятники архитектуры

    Псковский Кремль — историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Псковская крепость – одна из крупнейших древнерусских крепостей, выдержала 126 нападений и 36 осад.Со всех сторон на самом высоком холме уже тысячу лет стоит Троицкий собор. Облик храма обновлялся четырежды, неизменным оставалось лишь название. Пск…   Информация

    Гремячая башня

    Памятники архитектуры

    Гремячья башня построена в 1525 г. на берегу реки Псковы. Это одно из живописнейших мест Пскова. С этой башней связана одна из псковских легенд, в которой рассказывается, что в подземелье башни спит красивая девушка, заколдованная злой волшебной силой. Несметные сокровища окружают ее. Разбудить и вернуть ее к жизни может только тот, кто чист душой и помыслами и будет находиться…   Информация

    Дом вице-губернатора Льва Николаевича Перовского

    Памятники архитектуры

    Дом вице-губернатора Л. Перовского. В этом доме в 1857-1859 гг. жила его дочь С. Л. Перовская, известная революционерка-народница, одна из создателей и руководителей революционных организаций «Земля и воля» и «Народная воля». Она неоднократно участвовала в подготовке покушений на императора Александра II. Приговорена к повешению. С. Л. Перовская — первая женщина в России, казненная по политическому делу.  Информация

    Поганкины палаты

    Памятники архитектуры

    Поганкины палаты — памятник архитектуры XVII века. Заказчик и первый владелец палат купец Сергей Поганкин занимал в Пскове высокие посты, соответствовавшие его экономическому могуществу: он был головою денежного двора, таможенным головою, головою кабацким. Он вел широкую торговлю льном, кожей, салом, пенькой и другими товарами в самом Пскове, с городами Руси и заграницей. В 171…   Информация, ссылка на оф. сайт

    Псковский кадетский корпус

    Памятники архитектуры

    Псковский кадетский корпус был открыт в 1882 г. Учебное заведение размещалось в здании бывших губернских присутственных мест, которое было построено в 1784 году. За все время работы из стен кадетского корпуса вышло 1443 выпускника. С 1925 г. здание получило название Дом Советов. В настоящее время здесь находятся администрация Псковской области и областное Собрание.  Информация

    Дом Массона

    Памятники архитектуры

    Строение в стиле модерн 1909-1910 гг. Название дома происходит от фамилии владельца Л.Л. Масона, члена Псковского археологического общества. Для посетителей открыт фонд драгоценных металлов и камней, в состав которого входят светские украшения, предметы быта, ордена и медали, мемориальные вещи и др.  Информация, ссылка на оф. сайт

    По вашему запросу результатов не найдено. Попробуйте изменить условия фильтрации

    К началу страницы↑

    • 1 …
    • 1
    • из 1

    К началу страницы↑

    Храмы Псковской архитектурной школы

    Выдающаяся общечеловеческая ценность

    Краткое обобщение

    Храмы Псковской архитектурной школы расположены в исторической части города Пскова и по берегам реки Великой на северо-западе России .

    Объект включает в себя десять памятников религиозной архитектуры, церквей и соборов, а также, в некоторых случаях, часть окружающих их монастырских построек, которые представляют собой архитектурные стили и декоративные элементы, созданные Псковской архитектурной школой между 12 и началом XII века. 17 века. Псковская архитектурная школа — одна из самых влиятельных русских архитектурных школ, которая способствовала постоянному обмену идеями и характеризовала развитие архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий, что привело к появлению конкретных архитектурных и декоративных ориентиров, известных как псковская школа.

    Эти физические особенности, представляющие работу псковской школы, включают, среди прочего: архитектурные элементы под влиянием византийских традиций, переданных через более раннюю новгородскую школу; отличительное использование местных строительных материалов; и прагматичные каменные здания с пуристскими и минималистическими подходами к отделке, характеризующиеся сдержанностью формы и отделки.

    В школе использовался ограниченный набор декоративных приемов и архитектурных элементов, иллюстрирующих синтез народных стилей, перенесенных в городской и монументальный контексты, кубические объемы, купола, барабаны, боковые часовни, портики, нартексы и колокольни, а также другие декоративные элементы. Десять выбранных церквей и соборов, которые составляют этот серийный объект, узнаваемы по своим историческим архитектурным сооружениям и непосредственному расположению собственности в виде подъездных путей, садов, окружающих стен и заборов, а также элементов растительности, которые вносят свой вклад в традиционную атмосферу эти духовные обители, которые связаны с усилиями Школы по интеграции архитектурных шедевров в их естественное окружение.

    Критерий (ii): Псковская архитектурная школа возникла под влиянием византийской и новгородской традиций и достигла своего расцвета в XV-XVI вв., когда оказала значительное влияние на обширные территории Русского государства и ее стилистическую и декоративные характеристики стали широко упоминаться. В то время как псковские архитекторы работали над памятниками по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске, десять выбранных церквей в Пскове иллюстрируют местное представление раннего развития, экспериментальных площадок и мастерских ссылок псковской школы.

    Целостность

    Храмы Псковского архитектурного училища в значительной степени свободны от непосредственных серьезных угроз. Все десять элементов сохранили свое первоначальное место в структуре градостроительства. Как группа, они демонстрируют целостность, включая примеры всех исторических этапов развития продукции Псковской школы, начиная от ранних этапов формирования в XII веке до апогея школы в XV и XVI веках. Ряд серийных компонентов пострадал во время войны, в частности, во время Второй мировой войны, но они восстановлены до уровня, который обеспечивает достоверную отсылку к эпохе производства псковской школы.

    Время от времени расположение этих религиозных памятников становилось уязвимым для инфраструктурных и других изменений. Учитывая сильный акцент псковской школы на интеграцию памятников в их естественное окружение, важно сохранить эти непосредственные условия, что достигается за счет обозначенной буферной зоны и должно быть подтверждено адекватными стратегиями мониторинга посетителей и трафика. .

    Подлинность

    Группа церквей сохранила приемлемую степень аутентичности в стиле, декоративных элементах, дизайне, мастерстве, атмосфере и, за одним исключением, использовании и функции. В материальном отношении храмы так или иначе пострадали в результате различных войн с течением времени, но эта группа культовых сооружений уцелела после реставраций, сохранивших основные архитектурно-декоративные черты псковской архитектурной школы. Необходимые ремонтные и консервационные работы были проведены с использованием аутентичных материалов, традиционных технологий и с явной целью сохранения исторических и культурных ценностей объекта.

    Традиционное использование церквей и соборов в качестве мест отправления культа и, в некоторых случаях, в качестве части монастырских построек явно усиливает аутентичность, и сообщество пользователей должно активно и активно участвовать в процессах управления, чтобы обеспечить будущее передача подлинности в использовании и функции.

    Требования к управлению и охране

    Храмы Псковской школы охраняются как памятники архитектуры государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960, нет. 1327. Конкретные границы каждого компонента были утверждены Государственным комитетом Псковской области в период с 2010 по 2015 год, но при необходимости должны быть пересмотрены для согласования с границами собственности или соответствующими физическими границами территории церквей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1975-р все составные части объекта включены в Кодекс особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Традиционную защиту обеспечивают русские православные общины, которые заботятся об имуществе согласно религиозным требованиям содержания.

    Управление координируется Государственным комитетом Псковской области по охране культурного наследия и осуществляется в тесном сотрудничестве с Псковской епархией Русской Православной Церкви.
    План управления был подготовлен параллельно с подготовкой номинации и официально утвержден губернатором Псковской области и Министерством культуры Российской Федерации. План управления представляет собой комплексный план действий на четыре года (2017–2020 гг.) и включает собственную схему оценки качества, которая в конце начального периода начнет обзор успехов и переформулирование необходимых действий. Будущие пересмотры плана управления будут уделять более пристальное внимание аспектам управления рисками, в частности, тому, как это связано с управлением посетителями и движением, а также с защитой убранства и традиционного использования религиозных сооружений.

    Топ-10 архитектуры и достопримечательностей Пскова

    https://ca.trip.com/toplist/topexperience/pskov-architecture-and-landmarks-1011000001310004723

    Топ-10

    Достопримечательности 900 07 Показать больше

    Обновлено Май 2023

    • №1

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      1,1 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №2

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      282м от центра

      Архитектура и достопримечательности

      900 70
    • №3

      4 фотографии

      Пока комментариев нет

      Псков

      1,9 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №4

      4 фотографии

      Нет комментарии еще

      Псков

      301 м от центра

      Архитектура и достопримечательности

    • №5

      4 фотографии

      Пока комментариев нет 9000 7

      Псков

      988 м от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №6

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      2. 1км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №7

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      282м от центра

      Архитектура и достопримечательности

    • №8

      4 фотографии

      Комментариев пока нет

      Псков

      1. 1км от центра

      Архитектура и достопримечательности

    • №9

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      783 м от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №10

      4 фото  90 058

      Комментариев пока нет

      Псков

      736 м от центра

      Архитектура и Достопримечательности

    • №11

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      1 0,8 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №12

      Комментариев пока нет

      Псков

      537м от центра

      Архитектура и достопримечательности

    • №13

      Комментариев пока нет

      Псков

      1. 3км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • No.14

      4 фото

      Комментариев пока нет

      P skov

      694м от центра

      Архитектура и достопримечательности

    • №15

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      1,5 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №16

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      1. 6км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • 90 004 №17

      Комментариев пока нет

      Псков

      3,2 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №18

      Комментариев пока нет

      Псков

      5,7 км от центра города

      Архитектура и достопримечательности

    • №19

      4 фото

      Комментариев пока нет

      Псков

      1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *