Псково печерская обитель: Псково-Печерский Монастырь — События

Содержание

Псково-Печерский Монастырь — Видеоархив

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. 1 апреля 2020

Пресс конференция митрополита Псковского и Порховского Тихона. 18 января 2019

Рождественское послание митрополита Псковского и Порховского Тихона. Январь 2019

Успение Пресвятой Богородицы отмечают в Псково-Печерском монастыре.

28 августа 2018 г.

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона. в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2018 г.

Памяти старца архимандрита Адриана. Прощание

Русское чудо

На книжном форуме «Русский Запад» монастырь.

представил новые издания Апрель 2018 г.

Международный православный форум «Молодежь за мир». 15 февраля 2018 г.

Молитвой и трудом. Хроника 2017 г.

Обитель, которая не устаёт удивлять. Какие работы сейчас идут в Псково-Печерском монастыре?

Масштабные научно-исследовательские работы начались в Псково-Печерском монастыре. Обитель известна всему миру своими святынями, Богомзданными пещерами, о которых свидетельствует летопись уже в 14 веке, церковью Успения Богородицы. Многие храмы обители нуждаются в изучении и реставрации. О том, что уже сделано и что предстоит, — Марина Михайлова.

«Бесценный архивный ресурс: древнейшая библиотека Псково-Печерского монастыря. Здесь хранятся земельные планы монастырских владений, описи иконостасов, первые изображения монастыря, проекты предыдущих реставраций. Впервые за многие десятилетия эти документы стали подспорьем в исследованиях», — Марина Михайлова, корреспондент

Древлехранитель монастыря монах Антоний и хранитель библиотеки архимандрит Филарет систематизируют чертежи, выполненные реставраторами в 60-е годы прошлого столетия. Тогда наместник монастыря поставил задачу — восстановить обитель после войны. Сегодня задача реставраторов — увидеть, как менялся монастырь на протяжении столетий. Воссоздать первоначальный облик. Документы включены в научный оборот для разработки документации по реставрации монастыря.

«Эти архивы как раз отображают всю архитектуру этих древних строений, выявляются новые объекты, много новых тайн, тайников, открытий», — монах Антоний Воеводин, древлехранитель Псковской епархии

Завершены работы по укреплению склонов монастыря. Это предотвратило аварийную ситуацию с возможным обрушением почти отвесной стены Святой Горки на Благовещенскую церковь 16 века и монашеские кельи. Обследована Лазаревская церковь, башня нижних решеток. В храме Николы Вратаря, построенном в 16 веке в бывшей пороховой башне монастыря, произведена замена балок под колокола.

« В Псковской области самое большое количество памятников федерального значения. Сегодня мы готовим большой проект для сохранения этих памятников. Самое главное — их сохранить и передать будущим поколениям», — Тихон Шевкунов, митрополит Псковский и Порховский

В реставрационных мастерских монастыря — европейская мебель 18-19 века. Экземпляры, которые находятся на ответственном хранении. После Великой Отечественной войны легендарный наместник обители архимандрит Алипий Воронов спасал не только живопись, но и редкие образцы мебели на территории Печор, бывшей буржуазной Эстонии.

«Перепады температур, вредители-жучки, — все это сильно влияет на мебель. Хочется сохранить, потому что это коллекция отца Алипия», — Инок Арсений, реставратор

В планах — строительство подземного храма, семинарии, гостиницы. Не только для монастыря, но и для города Печоры в рамках масштабной реставрации проектируют новые сети водоснабжения и канализации. Дата завершения научно-проектных работ – середина 2022 года.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков.

Познай свой край родной: Корнилий Псково-Печерский

Корнилий Псково-Печерский 


       В  50 км от Пскова, находится Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, история которого насчитывает уже более 500 лет. Это один из красивейших монастырей нашей страны. На территории монастыря находятся несколько соборов и церквей.

       Сохранилась  легенда о том, как он был основан. Однажды крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Кем и когда была сделана надпись — неизвестно.


Фотоальбом «Осень в Псково-Печерском монастыре»

        Возник город как обитель отшельников, живших в пещерах, которые они сами и выкапывали. В 1473 году здесь был основан православный Печорский монастырь. 15 августа этого года была освящена первая пещерная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.

  
КОРНИЛИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ

   

      Родился в 1501 году в Пскове в боярской семье. Родители, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии, а, чтобы дать ему образование, отдали в Псковский Мирожский монастырь.

Там, под руководством старцев, он учился грамоте, иконописи и многим другим ремеслам. Вскоре после окончания обучения, он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве.

      В 28 лет преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом, т.е старшим  священником  мужского православного монастыря.  

      В его настоятельство число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Вставая с восходом солнца, Преподобный сам правил службу и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению правил монастырской жизни, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку.


 

       Он распространял православие среди жителей окрестных мест – эстов и сету, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью.

Во время эпидемий  болезней (а это случалось часто),когда люди бежали из селений в леса, и многие умирали не только от заразы, но и от голода, по благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздать им пищу.                                                                                                                                              

  Трудами игумена Корнилия была устроена вокруг монастыря каменная ограда с крепостными     башнями и тремя укрепленными воротами. Обитель стала неприступной крепостью. Во время своего управления монастырем преподобный Корнилий  основал при обители иконописную мастерскую. В монастыре работали также столярная, кузнечная, керамическая и другие мастерские. Была создана настоящая книжно-литературная школа,       Игумен Корнилий был для  своего времени  удивительно культурным человеком, большим знатоком и любителем  книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.
Под его руководством разыскивались богослужебные книги, уставы, старинные акты, касающиеся истории Пскова и обители. Главное — велась летопись (составление хронологически точного летописания Псковской земли). Корнилием была написана «Повесть о начале Печерского монастыря».
        Монастырские предания хранят память о кончине великого игумена. Ложно обвиненный завистниками в связях с литовским княжеством, преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть. 


    Когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю Иоанном Грозному, тот своею рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, поднявши тело игумена, на руках понес его в монастырь. Кровь, струясь из ран, падала на землю. Путь, по которому шел Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор называется «кровавым». Впоследствии в знак своего раскаяния царь пожертвовал в обитель колокола, святые иконы и золото для их риз.

      Погребен был игумен Корнилий в стенах пещеры, где пребывал 120 лет. Позже его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор.
        Прочитать жизнеописание преподобномученика Корнилия, игумена Печерского можно прочитать в тематическом номере журнала «Колокольчик» (№27).

Рассказ о святом Корнилии к 500-летию со дня рождения 



      Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства. Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля по церковному календарю.




Пещеры Псково-Печерского монастыря 

                  

   Пещеры Псково-Печерского монастыря, открытые в 1392 году местным крестьянином Иваном Дементьевым,  — место поистине святое. По свидетельству летописца, в конце XVI века один юродивый монах приходил к пещере и стирал надпись «Богом зданная пещера», но это начертание появлялось снова как ничем невредимое. Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом. заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель создана и утверждена Богом. Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью.
   Сейчас это место упокоения многих святых. На протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предавались земле, а составлялись в склепах друг на друга.  Пещеры — это уникальный историко-художественный памятник, некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. При входе в пещеры покоятся мощи  святых — преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Рака с мощами преподобной Вассы. Фото: Печенев Игорь Иванович
     Погребены в монастырских пещерах, кроме святых, и простые миряне — фамилии которых являют славу русской истории и культуры — предки Суворова, Кутузова, Пушкина, Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

      В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны семь длинных подземных галерей. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что в пещерах покоится более десяти тысяч человек.

    В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5 градусов. Вблизи входа  в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называют братскими. В других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

  
     В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В пещерах сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит  XVI — XVIII веков. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстия погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранняя каменная плита — 1591 года.
    В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды. За кануном установлен большой деревянный крест.
 

Псково-Печерский Монастырь

Псково-Печерский монастырь занимает заметное место в ряду известнейших обителей России. Свою славу он заслужил благодаря внушительным размерам. История монастыря насчитывает многие столетия. Попадая сюда, Вы сможете окунуться в глубину веков, узнать удивительные предания, связанные с этим святым местом. Добро пожаловать в один из величайших монастырей Пскова!

Всего 50 км на запад от города, и Вы – на месте. Посетителям открывается потрясающий вид. В неглубоком ущелье притаился монастырь. Время здесь словно остановилось. Те же луга, те же горы, та же первозданная природа, что и сотни лет назад. Душа замирает от предвкушения чуда. Оно – перед Вами. Оставьте сомненья и вступите в пределы Псково-Печерской обители.

История этого святого места богата легендами и реальными событиями, преданиями и чудесами. Много веков назад здесь шумели леса, и не ступала нога человека. Поэтому именно это глухое, скрытое от посторонних глаз, место было избрано для основания обители.

Свое имя монастырь получил от местных пещер. На старославянском языке слово «пещера» произносилось как «печера» («печора»). Здешние склоны представляют собой отложения песчаника. В нем и образовались природные тоннели, давшие название Псково-Печерскому монастырю.
При посещении обители Вы сможете увидеть знаменитые пещеры собственными глазами. Для этого существует определенный туристический маршрут. Спуститься в подземные ходы можно возле звонницы. Здесь же располагается легендарная надпись «Богом зданные пещеры». У входа в подземелье находится пристройка, где покоятся мощи монастырских первосвященников. Тут погребены останки преподобного Марка, Ионы, Лазаря Прозорливого и преподобной Вассы.

Пещеры можно по праву назвать отдельной местной достопримечательностью. Их протяженность в недрах Святой горы составляет многие сотни метров. Каждый отдельный ход называется «улицей» (для удобства). В общей сложности здесь насчитывается 7 «улиц». 5-я и 6-я – «братские». Тут хоронят монахов монастыря. Прочие ходы предназначены для погребения благочестивых мирян, паломников, воинов и попечителей храмов (ктиторов). Примечательно, что тела, похороненные здесь, не истлевают, а долго сохраняют первозданный вид. Это – одно их монастырских чудес.
Точная протяженность подземных тоннелей неизвестна. Считается, что цифра составляет порядка 200 м. Однако это – официальная версия. Местные жители убеждены, что пещерные ходы гораздо длиннее и сообщаются с подземельями Киево-Печерской Лавры. Монахи утверждают наличие ближних и дальних пещер. Проверить эту гипотезу невозможно, остается лишь принимать на веру.
Спуститься в подземелье самостоятельно Вам не позволят из соображений безопасности. Понадобится получить разрешение у дежурного монаха. Также Вам необходимо сопровождение – в пещерных ходах темно, и можно заблудиться.

Псково-Печерская обитель – это уникальный архитектурный комплекс. В него включены многочисленные здания, помещения и постройки. Снаружи монастырь опоясывает неприступная крепостная стена с древними башнями.

История этого святого места многообразна и интересна, как и прошлое других монастырей Пскова. Псково-Печерская обитель воистину уникальна. Эта земля переживала войны и нашествия, переходила из рук в руки. Так в течение 20 лет в начале 20-го века территория обители была собственностью Эстонии. После 40-х гг. прошлого столетия монастырь вернулся в лоно родной Церкви.

В наши дни церкви и монастыри встречают все большее число паломников. Добро и божественная благодать святых мест влекут к себе людей. Попадая сюда, душа наполняется светом и покоем. Псково-Печерский монастырь – удивительная земля, которую непременно нужно посетить.

Наследие Земли Псковской/ Культура и история Пскова и Псковской области. Достопримечательности, туристическая инфраструктура

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 525 лет. Здесь, на северо­-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в X веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась близ Пскова.

Временное и вечное, небесное и земное мирно соединяются на этой святой земле, где, кажется, самый воздух насыщен молитвой многих поколений русских иноков.

Монастырь, расположенный в живописнейшей долине с карстовыми песчаными пещерами, является духовным и культурным центром, одним из самых крупных в стране мужских монастырей с непрерывной многовековой историей и замечательным историко-архитектурным ансамблем XVI-XIX веков.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся как будто из-под земли. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”. Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется в Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места.

Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом, став первой постриженницей обители. В сле­дующую ночь после погребения гроб ее чудным образом оказался на поверхности. Священник Иоанн и духовник Вассы повторно совершили отпевание, думая, что ранее ими было что-то пропущено в надгробном пении. Однако и после этого гроб с телом Вассы невидимой силой был выставлен из земли. Иона принял это как знак свыше и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга.

В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны шесть длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь — представители прославленных русских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники М. И. Кутузова, поэта А. Н. Плещеева, композитора М. П. Мусоргского.

После кончины преподобной Вассы к Ионе начали приходить другие подвижники. Его преемник иеромонах Мисаил поставил на самой горе деревянную церковь Антония и Феодосия Киево-Печорских, там же были срублены кельи насельников. Вскоре, однако, монастырь на горе (так называемый Ветхий) был сожжен людьми Ливонского Ордена. В 1520-х годах, при игумене Дорофее монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия. Была построена церковь во имя Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Помощь монастырю в этом оказывал государев дьяк Мисюрь Мунехин — человек замечательной образованности и благочестия, оценивший и стратегическое значение Печор.

Мисюрь Мунехин оказывал покровительство и будущему игумену монастыря преподобномученику Корнилию, при котором обитель процветала: значительно возросло количество иноков, работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека. Здесь велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Игумен Корнилий начал духовное просвещение чуди (эстов), — им были основаны храмы на юге Эстляндии, определены туда священники. Просвещение эстов, однако, было остановлено военными успехами немцев. При Корнилии, по указанию Иоанна Грозного вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построена каменная Благовещенская церковь и, для стрелецкого гарнизона, постоянно ведшего службу в крепости, — надвратная Никольская церковь, соединенная с боевой башней. Шла Ливонская война, а обитель находилась в пограничной области, часто подвергавшейся нападению с запада.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, — стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, — с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя. Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Алексадр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем. Николай II был здесь на богомолье в 1903 г. в 1911 году здесь молилась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.

В монастыре три почитаемые святыни — чудотворные иконы Божией Матери — Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии — в Михайловском соборе.

Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная Ризница, где ныне находится монастырская библиотека. В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в горе. На нижней площадке монастыря находятся больничная церковь св. Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная Трапезная. На верхней площадке привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Архистратига Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых, отличающаяся благородным изяществом и простотой. В настоящее время в монастыре находится 11 церквей, три из которых — пещерные.

Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, — даже в самые страшные для Церкви годы. Послереволюционный его период не менее интересен, — монастырь вобрал в себя духовный цвет русской церкви. Сюда в 60-е годы приехали из Нововалаамского монастыря в Финляндии великие старцы, хранители духа старого Валаама, не согласные с введением в Финской Православной церкви нового календарного стиля. Здесь жил схииеромонах Сампсон Сиверс. Среди ярких личностей того времени следует ометить игумена Алипия (Воронова) — иконописца, писателя, прошедшего Великую Отечественную, оставившего после себя, кроме прочего, и замечательную коллекцию западно-европейской живописи. Много работал здесь выдающийся знаток иконы, сам блистательный иконописец архимандрит Зинон.

Сейчас в монастыре 10 храмов. Тра­диции старческого окормления в обители продолжает Архимандрит  Андриан (Кирсанов). Возглавляют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский и наместник Архимандрит Тихон. В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Братия окормляет многочисленную паству, трудится на различных послушаниях: клирос, просфорная, кухня, пчельник, иконописная мастерская и монастырские поля. Обитель проводит широкую катехизацию: ежемесячные педагогические семинары, многочисленные воскресные шко­лы, беседы с паломниками, обширная издательская деятельность, духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей.

единственный монастырь России, который никогда не закрывался

Псково-Печерская обитель единственный монастырь России, который никогда не закрывался. В наиболее страшные для русской православной церкви годы его спасло, то, что с 1922 по 1940 год он находился в составе Эстонии. В новый виток антицерковной политики Хрущева обитель выстояла благодаря своему настоятелю архимандриту Алипию, который, когда ему вручили документы на закрытие монастыря, бросил бумаги в печку и промолвил: «умру мучеником, но обитель не закрою».

История Псково-Печерского монастыря

Согласно Печерской монастырской летописи монастырь основали люди, бежавшие от татарских набегов на псковские земли с юга России. Поселились иноки в пещерах, а земля, на которой они обосновались принадлежала Ивану Дементьеву. Умирая, мужчина передал право на землю братии. Монастырь и его пещеры, которые использовались, как кладбище находился на русско-ливонской границе и много раз разорялись врагами России.

Псково-Печерская обитель. Фото: ticketstour.ru

К середине 16 века обитель была превращена в крепость с каменными стенами. Последующие 150 лет их пытались штурмовать польские, шведские и немецкие армии. Согласно Тарусскому мирному договору между СССР и Эстонией в 1922 году Печерский уезд России, а с ним и Псково-Печерский монастырь перешли под контроль Таллина. Именно это спасло обитель от разгрома.На восстановление построек монастырского комплекса братия получила от эстонского правительства 250 тысяч эстонских марок.

Таким образом, когда в СССР все храмы и монастыри оказались закрыты и разгромлены, богослужения на территории Печерской обители не прекращались. В эстонский период братия восстановила практику крестных ходов, а в сам монастырь стали приезжать паломники из Америки и Европы. В 1940 году Эстония вошла в состав СССР, но из-за начала Великой Отечественной войны разогнать братию советская власть не успела.

Нацисты и сокровища монастыря

После того как войска 3 рейха заняли Эстонию, Псково-Печерский монастырь стал местом съездов духовенства Балтийского экзархата – административная и территориальная единица церкви за рубежом. 28 августа 1943 года высшие сановники русской православной церкви на территории Прибалтики провели архипастырское совещание, на которое пригласили представители немецкой оккупационной администрации.

Настоятель Псково-Печерского монастыря Павел Горшков с представителем фашистской комендатуры. Фото: feldgrau.info

2 марта 1944 года в обитель пришло распоряжение комиссара Печор об изъятии ценностей монастыря на нужды эстонской нацистской партии. Через две недели в стенах братии появился референт окружного комиссара Шиффер, который зачитал монахам два документа об эвакуации ценностей, среди которых были драгоценные ризницы, художественные ценности, подарки русских царей и императоров. Главным вывезенным достоянием была монастырская библиотека, собирать которую начал еще в XVI веке игумен Дорофей. 18 марта 1944 года ящики с монастырскими богатствами погрузили в грузовики и отправили в Ригу. Документально все было оформлено так, что священнослужители добровольно отдавали богатства.

После прихода советских войск осенью 1944 года настоятель монастыря игумен Павел (Горшков) обвинен в сотрудничестве с нацистами и арестован сотрудниками НКВД. В 1950 году он умер в Сибири, а в 1997 году реабилитирован и признан новомученником Русской православной церкви. Ряд исследователей, изучающих работу Псковской миссии, восстановленной немцами, утверждают, что священники занимались доносами на партизан и подпольщиков.

После победы над Германией 40 лет на территории Советского союза действовало только два монастыря Псково-Печерский и Троице-Сергиевский, открытый в 1946 году. После прихода к власти Никиты Хрущева, который в одном из выступлений заявил, что покажет последнего попа по телевизору, на церковь снова начались гонения. В этот период судьба обители неразрывно связана с именем ее настоятеля Архимандрита Алипия.

Красноармеец – художник

Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в Московской губернии в семье бедных крестьян. После смерти матери он переехал в Москву и работал в Метрострое параллельно учась в вечерней студии художеств. В 1942 году Иван Михайлович попал на фронт и в составе 4-й танковой армии дошел до Берлина. За службу он получил 76 наград и поощрений, в том числе медали «За отвагу», «За боевые заслуги», взятие Праги и Берлина.

В перерывах между боями Воронов писал картины и этюды на военную тематику, которые уже в 1943 году попали в галереи СССР. Командование закрывало глаза и на любовь бойца к иконам, которые он находил в освобожденных деревнях и реставрировал. С фронта Иван Воронов вернулся известным художником, составившим более тысячи этюдов и эскизов. Спустя много лет после войны Михаил Воронов в одном из интервью сказал:

«Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».

Красноармеец Иван Воронов в монашестве архимандрит и наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий. Фото: smolbattle.ru

В 1950 году он стал послушником Троице-Сергиевской лавры и в том же году постригся в монахи под именем Алипия. Последующие годы ветеран трудился над восстановлением икон, фресок и церквей, а с 1959 года стал настоятелем Псково-Печерской обители. Через год ему дали чин архимандрита и настоятелю пришлось вести «новую войну», и на этот раз не с немцами, а с руководством СССР, которое хотело закрыть лавру и дискредитировать монашество.

Настоятель Алипий и советская власть

Алипий отличался сильным характером и остроумием, которое помогало ему бороться с системой. Большинство историй о настоятеле сохранились благодаря митрополиту Тихону, который начал свое монашество при Псково-Печерском монастыре и написал об этом времени книгу «Несвятые святые и другие рассказы». С 2018 года Тихон возглавляет братию монастыря.

Монах писал, как в обитель приехали корреспонденты атеистического журнала «Наука и религия». Во время интервью с Алипием они спросили: не стыдно ли ему жить за счет народа? Наместник ответил:

«Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»…».

Когда в монастырь приехала группа туристов из Финляндии один из гостей после трапезы с монахами сказал, что космонавты-то на на небо летали, а Бога там не нашли. Архимандрит быстро нашелся с ответом и выпалил:«Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, президента не видали».

Братия на отдыхе

Высокопоставленный чиновник из Пскова сказал архимандриту, что у него в монастыре собираются нищие, которые просят милостынь. Он ответил, что бедные люди стоят за воротами его обители, а значит, ответственны за них светские власти. А у него в монастыре вся братия накормлена и обута. Напоследок Алипий посоветовал чиновнику платить нищенствующим старикам достойную пенсию и не валить все на монахов.

Есть еще силы давить всякую нечисть

Главная история, характеризующая Алипия как человека, произошла, когда в монастырь приехал очередной туристический автобус. В беседе с наместником один из гостей с возмущением заявил, что монахи не имеют право на эту землю. Промолчав Алипий грозным голосом промолвил:

«Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие – потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, обливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашистской нечисти, а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землёй, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа? Кто вы? И от чьего имени вы действуете?».

Выслушав архимандрита, незнакомец стал уходить и с обидой осудил монаха за несдержанность, при этом назвал его батюшкой. Алипий ответил:

«Батюшка я – для вон тех людей, а для вас я – русский Иван, который еще имеет силу давить клопов, блох, фашистов и вообще всякую нечисть».

Святые пещеры

Главной святыней Псково-Печерской обители являются пещеры с хранящимися в них нетленными мощами. Советские чиновники и ученые считали, что монахи жульничают и всячески пытались вскрыть «обман». Но все было тщетно.

Монастырские пещеры

По данным сборника научных трудов «Христианство в регионах мира», 2011 г. в пещерах было захоронено около 10 000 мирян, монахов и преподобных.

Среди мирян в пещерах погребены предки Александра Пушкина, Михаила Кутузова, Модеста Мусоргского, Алексея Плещеева, Василия Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Комплекс Богом зданных пещер делится на две части – Ближние и Дальние.

Ближние протянулись всего на 15 метров возле входа и открыты для всех паломников. Здесь можно поклониться мощам Ионы, его жены Вассы. Здесь же находится гробница преподобного Лазаря (монаха, жившего в обители в начале XIX и известного даром прозорливости).

Дальние пещеры – целых семь улиц-галерей, которые завершаются храмом Воскресения Христова. В этом уникальном по объему и сохранности некрополе можно увидеть и древние надгробия монастырских подвижников и гробницы новомучеников, и места погребения почитаемых старцев XX века – архимандритов Серафима (Розенберга) и Иоанна (Крестьянкина). В этих пещерах царит особый микроклимат: температура здесь круглый год держится на уровне +5 градусов, гробы усопших не покрыты землей, но запаха тления не чувствуется, цветы у гробниц долго сохраняют свежесть. Однако из-за этого пещеры сложно увидеть: из-за частых посещений микроклимат здесь стал меняться и доступ в подземелье ограничили.

Попасть сюда проще всего, если договориться об экскурсии заранее. Если вы этого не сделали, попробуйте узнать у дежурного монаха в братском корпусе, нельзя ли присоединиться к какой-нибудь группе. И не забывайте, что в пещеры надо захватить теплую одежду.

Чума спасла монастырь

Самые сложные дни для Псково-Печерского монастыря наступили, когда для его закрытия из Москвы прибыла комиссия во главе с председателем комитета по делам культуры Анной Медведевой. Алипий объявил, что в обители чума и пустить гостей он не может. На возмущение Медведевой настоятель ответил:

«Мне-то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников – пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою».

Отец Алипий с посетителями монастыря

Пока чиновники решали что делать, Алипий срочно вылетел в Москву и в высоких кабинетах снова отстоял право на существование святыни.

Благодаря настоятелю Псково-Печерская обитель пережила новый виток гонений на веру и не закрылась. Все средства он вкладывал в реставрацию зданий и стен комплекса. В 1975 году 61-летний настоятель Алипий скончался в келье. Однако за два года до смерти он добился самой важной своей победы. В 1973 году правительство ФРГ вернуло монастырю вывезенные нацистами ценности.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Псково-Печерский монастырь, Россия, Псковская область, город Печоры — Монастыри

Псково-Печерский монастырь — одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название — Печерский — монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов — преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества — священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества — супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря — игумен Корнилий и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — Монастырь в Пскове, Россия


Монастырь, построенный вокруг пещеры отшельника

Открыть на Google Maps

🏆 Трофеи

Это место было награждено 4 трофеями в следующих категориях:

№ 2 Достопримечательность с самым высоким рейтингом в Пскове № 6 Самая популярная туристическая достопримечательность в Пскове. № 2 Лучшее место в Пскове № 6 Самое популярное место в Пскове.

Адрес

Улица Международная, 5, Печоры, Псковская область, Россия, 181500

Сайт

http: // псково-печерский монастырь.RU

Рейтинг на Google Maps

4.90 ( 3422 отзывы )
Нажмите здесь , чтобы увидеть все самых популярных туристических достопримечательностей в Пскове

Последнее обновление: 16.12.2019 Запросить обновление


Самые популярные места поблизости

  1. 4.80 Петергоф (60633 отзывов) Королевский дворец на набережной, парк и музеи
  2. 4.90 Исаакиевский собор (33573 отзыва) Богато украшенное религиозное здание с золотым куполом
  3. 4.80 Петропавловская крепость (28870 отзывов) Первоначальная городская стоянка, основанная в 1703 году
  4. 4.70 Екатерининский дворец (21576 отзывов) Летний дом русских царей в стиле барокко
  5. 4.80 Псков Кром (3445 отзывов) Древняя прибрежная цитадель с башнями
  6. 4.90 Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (3422 отзыва) Монастырь, построенный вокруг пещер отшельников
  7. 4.40 Аквапарк Акваполис Псков (3252 отзыва) Аквапарк с гидромассажной ванной
  8. 4.20 McDonald’s (2183 отзывов) Знаменитая сеть ресторанов быстрого питания, бургеров и фри
  9. 4.20 KFC (1895 отзывов) Сеть ресторанов быстрого питания
  10. 3.90 KFC Auto (1554 отзыва) Сеть ресторанов быстрого питания
  11. 4.80 Михайловское музей-заповедник А.С. Пушкина (1368 отзывов)
  12. 4.80 Экопарк «Зооград» (1261 отзыв)
  13. 4.70 Парк Куопио (1251 отзывов)
  14. 4.40 Детский парк (988 отзывов) Парк с аттракционами и развлечениями для детей
  15. 4.40 Летний Сад (983 отзыва)

3 — рецензия.нетто

Приносим извинения за неудобства, но страница, к которой вы пытались получить доступ, здесь недоступна. Вы можете использовать приведенные ниже ссылки, чтобы найти то, что вам нужно.

Если вы уверены, что имеете правильный веб-адрес, но столкнулись с ошибкой, пожалуйста, связаться с Администрацией сайта.

Спасибо.

Возможно, вы искали…

3
Архаические и классические аттические посвященные эпиграммы
The De Re Militari of Vegetius
Die Tafelwäsche des Ordens vom Goldenen Vlies
Константинопель
Константинопель
Jüdische Museen in Ostmitteleuropa
Lehrbuch der lateinischen Syntax und Semantik
Лазадо фальвак
Lélektan és politika
Mehrsprachigkeit im Spiegel des Buchdrucks

Колокольня Псково — Печерский монастырь. Картина Сергея Арсеньевича Виноградова. Продажа картин. Масло на холсте.

. Приветливый продавец, Хорошая цена, Без скрытых платежей!

Как ведущий художественный интернет-магазин, галерея PaintingStar предлагает более 1 000 000 картин музейного качества.Вы можете сэкономить 50-80% на PaintingStar.com по сравнению с ценой на ту же картину в ваших местных художественных галереях.
Отсюда десятки тысяч картин, которые производятся и продаются по всему миру каждый год! Обратите внимание, что мы можем производить больше, чем перечислили. Изготовленный на заказ Art

Что такое художественные принты?

Это обновление по сравнению со стандартной печатью жикле, это печать на хлопковом холсте (толщина 320 г / м2), водонепроницаемая. Мы используем бескислотный хлопковый холст с архивными чернилами, чтобы гарантировать, что ваши отпечатки сохранятся на всю жизнь без выцветания или потери цвета. .Все репродукции, включая белые края 2,5 дюйма, чтобы их можно было растянуть на подрамниках в будущем.

Что такое искусство?

Художественная роспись — это репродукции масляной живописи на хлопковом холсте (толщиной 320 г / м2), водонепроницаемые. Все художественные картины на 100% расписаны вручную нашими опытными художниками.

Наш Шоу-магазин, Вы также можете нажать здесь, чтобы совершить поездку по нашей студии.

Безопасные способы оплаты

Мы принимаем оплату через Visa, Mastercard, American Express, WesternUnion и т. Д.

Методы доставки

Мы осуществляем доставку по всему миру, мы выберем наиболее подходящий способ доставки из следующих компаний:

Бесплатный штрафной пакет

Все картины в галерее PaintingStar будут упакованы в жесткие бумажные коробки, разделенные пузырчатой ​​пленкой и пластиковой прослойкой, чтобы избежать ненужных повреждений во время транспортировки.

Время доставки

Если картина напечатана машиной на настоящем холсте, она обычно отправляется в течение 1-5 дней; Если вы выберете репродукцию с ручной росписью, она обычно отправляется в течение 10-18 дней. Помните, что все наши изделия водонепроницаемы на настоящем хлопковом полотне! Мы отправляем Suspense по всему миру.
Примечание. Процесс подготовки наших изделий включает в себя покраску продукции, проверку качества и тщательную упаковку для отправки.

Отслеживание пакетов

Мы отправим вам номер для отслеживания по электронной почте после отправки вашего заказа.Вы также можете войти в свою учетную запись, чтобы проверить статус своих заказов.

Дополнительная информация

Если у Вас остались вопросы, свяжитесь с нами. Наш отдел обслуживания клиентов ответит вам как можно скорее.

100% удовлетворение гарантировано

Если вас не устраивает Колокольня Псково — Печерский монастырь, произведение Сергея Арсеньевича Виноградова , которое вы сделали в галерее PaintingStar.com, вы можете вернуть его нам в течение 30 дней с момента заказа.Как только он поступит, мы вернем вам деньги. Обратите внимание — мы не возмещаем расходы на исходящую или обратную доставку и производственные затраты, если возврат не вызван дефектом качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *