Псково печерский монастырь новости – — — | VK

Псково-Печерский монастырь. Один из самых загадочных монастырей Руси

Публикуется с разрешения и одобрения Елены Щипковой
Еще больше интересных и полезных публикаций вы можете прочитать здесь:
https://goo.gl/jhblhE

Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался . Это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова.
Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили , что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта «поющая земля» досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем , а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью «Богом зданные пещеры», где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли.

Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте. Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.
Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

Посмотрите на рельеф монастырских стен. Пожалуй это единственный монастырь-крепость, расположенный вот таким образом, т.е. спускающийся с холма в низину.
Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Башня, стоящая на дне оврага называется Башня Верхних решеток и она самая высокая из всех , ее высота 25 метров. В нижней части башни есть каменная арка, через которую внутрь крепости протекает ручей Каменец. Что бы враги не смогли воспользоваться ручьем для проникновения в крепость свод арки перекрывался железной решеткой. Она и дала такое необычное название самой башне.

Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору.
В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель через Святые врата. Пройдя через них оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам

Дорога эта носит название «Кровавый путь» . По преданию приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царем, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след.
Раскаявшись в содеянном Иван Грозный на руках донес тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила свое кровавое название.

Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера.
Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения
При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря.
Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник Св. мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.

Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и «Слово о погибели земли русской» существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.
После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.
За ризницей расположены Часовая башня ( ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.
Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяженность около 15м В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, что бы понять насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплен кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр 1, что бы пообщаться со старцем Лазарем.

Для того, что бы пройти в дальние пещеры всем раздают по свече и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много.
Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5.
Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.
План дальних пещер

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков)
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.


А мы покидаем пещеры и заходим в Успенский пещерный храм, являющийся на сегодня главным центром религиозной жизни монахов монастыря.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона «Умиление» написана неким иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

Здесь же можно увидеть икону Спаса Нерукотворного, думаю многие видели именно этот лик Христа на всевозможных календарях и брошюрах

Еще одна святыня монастыря — икона Успения Божией Матери. Икона эта считается чудотворной, впервые прославилась в 1473 году в день освящения пещерного Успенского храма будущего Псково-Печерского монастыря, когда излечилась больная женщина.

В настоящее время во время Всенощного бдения накануне праздника Успения Божией Матери образ Успения Божией Матери, богато украшенный цветами, выносится из Успенского храма и поставляется перед входом

В глубине Успенского собора,в специально устроенной нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Недалеко от входа в пещеры есть лестница, ведущая на Святую гору. Не уверена, что на нее можно подняться если вы сюда пришли без экскурсии.
На горе находится яблоневый сад.

Со Святой горы открывается панорама всего монастыря и крепостных стен

А сирень там просто сказочная, аромат такой, что уходить не хочется!

Со Святой горы спускаемся к братским корпусам, т.е. туда, где живут монахи монастыря

Чем-то мне эти дома напомнили теремки

Братский корпус в котором находятся кухня, трапезная и келии монахов

Дом наместника монастыря

Михайловский собор, воздвигнутый на народные деньги в 1827 году в честь избавления Пскова от войск Наполеона. Собор, выполненный в классическом стиле, является самым крупным строением Псково-Печерского монастыря.Позолоченный купол собора виден издалека на подъездах к монастырю.

Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году

За стенами монастыря стоит церковь Сорока Мученников Севастйиских

Тут же на площади можно купить сувениры или заказать экскурсию

Если выйти из монастыря и пойти направо, то попадете на смотровую площадку, с которой открывается вот такой чудесный открыточный вид.
Кстати, тут же на площадке чудесный дяденька продает красивые фотомагниты и оформленные фотографии монастыря.

Видеопрогулка по монастырю

Добраться до монастыря можно на автомобиле по трассе Е-77
или автобусом с автовокзала Пскова.

В рассказе была использована информация с официального сайта монастыря http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

moya-planeta.ru

Псково-Печерский монастырь — Чувашская Митрополия Паломнический отдел

Летопись Псково-Печерского монастыря необычна с самого начала. Наверное, это единственный случай, когда у истоков обители стояли не монахи-отшельники, а супружеская пара. Иерей Иоанн Шестник и его жена Мария поселились в пещерах, скрытых в густом лесу, чтобы вести отшельническую жизнь. Матушка Мария не выдержала тяжелых условий, вскоре заболела и умерла, приняв перед смертью иноческий постриг с именем Васса. Муж похоронил ее в пещере, поместив гроб в специально выдолбленную нишу в стене. Потеряв супругу, отец Иоанн тоже стал монахом, в постриге он принял имя Иона. Именно он устроил рядом с лесными пещерами первую церковь.

Сегодня монастырские пещеры – это целый подземный город, в котором несведущий человек легко может заблудиться. Подземелье разделено на семь галерей, в общей сложности в этих таинственных коридорах похоронено более десяти тысяч человек. У самого входа в пещеры покоятся мощи инокини Вассы и монаха Ионы.

С каждым годом желающих спуститься в монастырское подземелье становиться все больше. Температура здесь должна круглый год держаться на отметке плюс пять градусов, а теперь из-за большого наплыва посетителей воздух, бывает, нагревается до десяти градусов и выше. Такое потепление грозит обрушениями, поэтому два дня в неделю, в среду и пятницу, вход сюда закрыт. Это обстоятельство стоит учесть, если задумаете посетить знаменитый монастырь.

Псковские Печеры всегда славились своими старцами. Уже в начале девятнадцатого века сюда стремились паломники, чтобы получить совет опытного монаха. В советские годы был известен старец Симеон – десять лет назад он был признан Церковью святым. Приемником Симеона стал архимандрит Иоанн Крестьянкин, который и после своей кончины остается для многих людей любимым и почитаемым. Келья преподобного Симеона открыта для паломников каждый день, в домик Иоанна Крестьянкина можно войти по субботам и воскресеньям.

Псково-Печерский – единственный монастырь в России, который никогда не закрывался. Во время правления Хрущева вышел специальный указ о закрытии обители, однако тогдашний настоятель, архимандрит Алипий Воронов, решительно заявил, что братия, среди которой больше половины – участники Великой Отечественной войны, будут защищать монастырь до последнего патрона, и скорей умрут, чем позволят его закрыть. Поскольку монастырь был широко известен за границей, власти побоялись международного скандала и оставили обитель в покое.

Многие узнали о Псково-Печерском монастыре по книге архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», которая вышла не так давно. Но одно дело – прочитать, а другое – увидеть своими глазами. Лучше совершить путешествие, и лично прикоснуться к уникальным святыням Псковских Печер, к удивительной истории этой обители.

Печоры. Вход в Богом зданныя пещеры

Печоры. Место погребения архимандрита Иоанна Крестьянкина

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Звонари в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Игумен Корнилий. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Источник

Просмотры (185)

putnik.cerkov.ru

Псково-Печерский монастырь — статьи и новости

Это место имеет богатую историю и содержит в себе много тайн и загадок. Сегодня мы расскажем вам о Псково-Печерском монастыре, который прославился своими знаменитыми пещерами, возникновение которых до конца так и неизвестно. 

История возникновения 

Летопись гласит, что пещеры были найдены в 14 веке на склоне Святой горы. В то время там был густой лес. В один из дней крестьянин Иван Дементьев решил порубить деревья на склоне. И если бы не случай, возможно, мы так и не узнали бы об этих пещерах. Когда Дементьев срубил очередное дерево, оно стало падать под гору, и под его корнями внезапно открылось устье пещеры. Рядом с пещерой была табличка: «Богом зданные пещеры». Откуда там появилась надпись и кем она была создана, до сих пор неизвестно. Как говорят предания, раньше в этих пещерах жили иноки, так называемые местные жители, которые спасались от набегов крымских татар и селились в пещерах. 

Считается, что основателем монастыря явилась супружеская пара: священник Иоанн Шестник и Мария. Как они попали в это святое место? Наверно, сам Бог привел их сюда. Они искали покаяния, пустынной жизни, хотели посвятить себя Господу, и судьба их привела на Святую гору. Здесь они почувствовали особую благодать и решили остаться. 

Жизнь в этих местах была суровой, и однажды Мария смертельно заболела, но перед смертью приняла постриг с именем Васса. Когда она умерла, по церковным традициям отец Иоанн совершил отпевание и похоронил женщину, закопав гроб в землю прямо при входе в пещеры. Но на следующее утро произошло чудо, отец Иоанн нашел гроб на поверхности. Это его немного смутило, и он решил, что вероятно пропустил что-то во время отпевания и вновь провел чин, закопав гроб в землю. Но на следующий день история вновь повторилась, и гроб оказался на земле. Тогда отец Иоанн понял, что в этом есть великий Божий промысел, и создал в стене пещеры нишу, поставив туда гроб. Так он исполнил Божью волю. И с тех пор гроб больше никуда не исчезал. Удивительно, но никакого дурного запаха от гроба так же не исходило. Отсюда и пошли захоронения насельников монастыря в пещерах. Эта традиция сохраняется и сегодня. 

После смерти Марии, Иоанн так же принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473г. им была достроена первая монастырская церковь, ныне главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. Сам храм освещали 15 августа. Эта дата является днем основания Псково-Печерского монастыря. 

Во времена войны 

За всю историю монастырь повидал не одно сражение, и ни одно нападение на свои стены. Но каждый раз какая-то благодатная сила укрывала это святое место от врагов. Нападавшие часто отмечали, что войти на территорию и окончательно победить защитников не получалось, хотя имелись огромные пробоины в стенах монастыря. Но даже это не помогало, а скорее пугало врагов, и они начинали отступать. 

Бывали и другие случаи. Например, монахи рассказывают, что однажды, в пещеры забрались вандалы и хотели вскрыть гроб Вассы. Никто не знает, что они собирались сделать: осквернить могилу или искали драгоценности, но им ничего не удалось. Внезапно из гроба вышел огонь и попалил их. Свидетельства огня на гробе сохранились до сих пор. 

Во времена войны монастырь находился под угрозой уничтожения, многое для сохранения этого комплекса сделал сам Петр Великий. Он велел обнести монастырь высоким земляным валом, сделать глубокий ров, по дну которого были пущены воды реки Каменца. Так же были выстроены защитные бастионы и созданы пушечные батареи. После всего этого монастырь стал настоящей крепостью. Однако, даже это не спасло его от потерь. 

В годы Великой Отечественной войны пострадали многие здания и храмы комплекса. Немецко-фашистскими оккупантами было вывезено много ценностей. Много пришлось выстоять обителям этого святого места: гонения немцев, потом Советской власти. Но наступил момент, когда войны прекратились и уступили место мирному бытию. 

Развитие обители 

Как мы уже сказали, судьба у монастыря была не простая. Периодически совершались набеги на обитель, в результате чего было сожжено много строений в попытках уничтожить монастырь. 

Только в 16 веке началось существенное развитие обители. Этим занимался игумен Дорофеев. Именно под его руководством церковь была не только отремонтирована, но и расширена. Возводились новые храмы и иные строения, которые были необходимы для создания единого комплекса. Много так же было сделано великим князем Московским Мисюрой Мунехином, который усовершенствовал весь комплекс. За что было решено похоронить его в святой обители, в монастырской пещере. 

1521г. – еще одна важная дата в развитии монастыря. Снова идет перестроение всего комплекса. Если раньше монастырь был на горе, то сейчас его спускают вниз, в долину рядом с рекой Каменц, а кельи для монахов выстраиваются напротив Успенского собора. 

На развитие обители большое влияние так же оказала передача чудотворных икон. В Псково-Печерский монастырь были привезены иконы Успения Богоматери и образ «Умиление», которые не раз помогали монахам в периоды набегов. 

Помимо этого шло активное обустройство жизни монастыря, которым занимался Игумен Герасим. Он создал устав обители, где были установлены и присвоены чины церковной службы. С тех пор ежедневное богослужение стало неотъемлемой частью монастыря. 

Наши дни 

Сегодня Псково-Печерский монастырь – это целый архитектурный комплекс. Стены его крепости составляют 726 м, а толщина доходит до двух метров. Украшено все это девятью высокими башнями. Комплекс включает в себя Успенский храм, большую звонницу, сретенскую церковь, кельи для монахов, ну и конечно же, пещеры, где захоронено более 14 000 человек. Несмотря на то, что в пещерах есть захоронения, там совершенно отсутствует запах разлагающегося тела. Прямо у входа можно найти мощи Марка, Иона, Лазаря, Вассы. 

Пещеры удивительны своим внутренним строением. Внутри от входа расходятся 7 подземных галерей или улиц, как их еще называют. В конце центральной пещеры улицы есть небольшой алтарь с подсвечником, где служатся панихиды. В разное время пещеры удлинялись и расширялись, поэтому никто до конца так и не знает, их протяженность. 

Тысячи паломников приезжают в это святое место, чтобы прикоснуться к истории и увидеть святыни своими глазами. Если вы еще ни разу не были в Псково-Печерском монастыре, то 

обязательно побывайте в этом прекрасном месте, чтобы почувствовать эту благодать и прикоснуться к чудодейственным иконам, которые и сегодня творят чудеса. Возможно здесь, вы откроете для себя что-то новое или найдете ответ, который так давно искали, а может быть, просто исцелитесь от физического недуга и найдете покой.

www.ikonu.ru

Свято-Успенский Псково — Печерский мужской монастырь / Монастырский вестник

Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/ 1 апреля .

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).

2 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения Игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.

В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975 г.г.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.

Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли.

Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

Наместник монастыря с 1995 по 2018 г. архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.

Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части был открыт Паломнический центр, который может принять большое число желающих помолиться в обители и поклониться ее святыням. Также организована Экскурсионная служба.

В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, примером для которых служат уже почившие архимандриты — Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Псковский и Порховский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков.

По материалам  официального сайта Успенского Псково-Печерского монастыря

monasterium.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *