О чем говорят Амурские гербы?
В Благовещенске со 2 по 7 июня отмечается День города. Как атрибут праздника на улицах появились свеженькие баннеры, сообщающие о том, что столице Приамурья исполнилось 158 лет. Правда, к «наружке» на перекрестке улицы Ленина и переулка Святителя Иннокентия подошли немного «спустя рукава».
Истрепанный временем
Пожалуй, самая известная в Благовещенске конструкция с баннерами, где любой может прочитать, сколько городу лет, находится напротив краеведческого музея. Практически самый центр города — ежедневно мимо него проходят тысячи пешеходов и проезжают тысячи машин. Прогуливался там недавно и наш корреспондент. Это было 27 мая — незадолго до очередной годовщины со дня основания Благовещенска. И обнаружилось, что на баннере красовалась цифра «157». В то время, как уже вовсю шла подготовка к празднованию 158-летия. Над цифрами также размещен герб города и слово «Благовещенску», однако если изображение, истершееся со временем, еще можно с горем пополам различить, то надпись стала уже практически не видной, если только не подойти к баннеру вплотную. Мы решили проверить — обновят ли информацию на этой «наружке» к дню рождения города, 2 июня, или нет. В указанный день отправились на место снова. Оказалось, обновили баннер только наполовину. То есть цифры поменяли: появилось число «158». Только вот надпись «Благовещенску» так и осталась почти неразличимой. И что подразумевается под цифрой «158» — какой-нибудь гость областного центра может и не догадаться. Кроме того, остается неподкрашенным, «вымытым» непогодой герб Благовещенска. Выглядит вся конструкция, с нашей точки зрения, теперь не совсем эстетично и вызывает некий диссонанс. Судите сами: новенькие яркие баннеры вместо еще недавно висящей рекламы, гордо гласящие о том, что «Мы — столица Приамурья», что «Благовещенску — 158 лет», обновленная цифра «158» в центре композиции, и тут же — «истрепанный временем» символ города. Если «придираться» к использованию герба с точки зрения геральдики, то он теперь не совсем «безупречен». Так, гербы обычно используются либо без обрамления (только щит), либо с обрамлением. В данном случае имеет место какой-то «половинный» вариант: есть венок из колосьев и ленты, но нет короны над гербом, то есть обрамление использовано неполное. Или, быть может, корону просто смыло дождем? Сейчас уже точно и не скажешь… К тому же потеряли свой цвет звезды на щите, колосья (эти элементы, согласно официальному описанию, должны быть золотыми) и Александровская лента (по идее — красная). Ничего противозаконного во всем этом нет — при неофициальном использовании гербов допускаются разные отклонения от оригинала. Но все равно — как-то несолидно…
Общие мотивы
Напомним, в Благовещенске используется герб, официально утвержденный городской думой, но не внесенный в государственный геральдический регистр России. Отсутствует он там потому, что символ не устроил специалистов из геральдического совета при президенте России. Ответсек совета Глеб Калашников рассказывал нашему корреспонденту, что экспертам не нравится обрамление: форма короны говорит об «уездном» статусе, а колосья — о том, что это сельскохозяйственный город без всякой промышленности. В общем, по словам специалиста, обрамление не только не соответствует Благовещенску, но и даже «унижает» его. В городской думе нам пообещали поднять в будущем этот вопрос: то ли станут отстаивать нынешний вариант герба, то ли будут придумывать новый.
Корреспондент «Телепорта» выяснял, как обстоят дела с гербами в районах, городах и селах Амурской области. Выяснилось, что часть из них имеют официальные символы (кое-где не только гербы, но и флаги), утвержденные на геральдическом совете при президенте и внесенные в соответствующий регистр. Некоторые муниципальные образования используют гербы, утвержденные местными депутатами, но по каким-то причинам не внесенные в государственный реестр (например, как в Благовещенске). Есть и такие примеры, где нет никакого официального герба, но есть некий неофициальный символ, который используется для оформления различной сувенирной продукции, на официальных сайтах органов власти и так далее. Кое-где нет вообще ничего подобного. В гербах городов, сел и районов Амурской области рассказано много об их истории. В некоторых элементах скрыт двойной, а то и тройной смысл.
В гербах муниципалитетов Амурской области есть сходные мотивы: многие рассказывают о природных богатствах, о реках, о пограничном статусе, о железной дороге. Довольно распространенный символ — это три восьмиконечные звезды. На гербах городов или районов это обычно означает принадлежность к Амурской области, на гербе которой этот элемент тоже присутствует. А на нем он обозначает, прежде всего, принадлежность к православию — с восемью лучами изображают Вифлеемскую звезду.
Утвержденные советом
По данным сайта совета геральдистов России, в Амурской области есть более 20 официальных символов, внесенных в государственный регистр. Среди них как гербы, так и флаги (которые чаще всего повторяют символику герба). Официальными гербами могут похвастаться такие города, как Зея, Тында и Белогорск, из районов: Архаринский, Завитинский, Константиновский, Мазановский, Ромненский, Серышевский, Сковородинский, Тындинский и Октябрьский, а также один сельсовет — Екатеринославский.
Украинские мотивы
Екатеринославка — единственное из амурских сел, имеющее утвержденный на высшем уровне официальный герб. Он, кстати, последний на данный момент из внесенных в государственный регистр герб из Амурской области — это произошло в октябре прошлого года. В нем «украинские» мотивы — ведь эти места осваивали переселенцы из Екатеринославской губернии (ее центром был Екатеринослав, ныне — украинский город Днепропетровск). В гербе используются звезды, но они отличаются от тех, что взяли для других амурских гербов: их не три, а девять, и они имеют не восемь лучей, а шесть. Дело в том, что они повторяют расположение звезд на гербе Екатеринославской губернии. Щит разделен на две части: синюю (как на гербе Екатеринославской губернии) и зеленую, которая символизирует Амурскую область. Золотой фазан напоминает не только про природные богатства края, но и про переселенцев, потому что птица как бы перешагивает из синей части щита в зеленую. Вот такой глубокий символизм в простом, казалось бы, гербе одного из амурских сельсоветов. Отсылает к гербу Екатеринославской губернии и герб Октябрьского района, центром которой является Екатеринославка. На губернском гербе был вензель российской императрицы Екатерины Второй (в честь которой было дано первое имя современного Днепропетровска) в виде буквы «Е». Он обыгрывается на гербе Октябрьского района — его напоминают два серпа, сложенные вместе. Кроме того, про украинское прошлое переселенцев напоминает сочетание желтого и синего цветов на гербе — как на флаге этой страны.
Дань памяти временам переселения с Украины отдана и в гербе Ромненского района. Ведь первые его жители приехали из Ромненского уезда Полтавской губернии. На его гербе был размещен золотой крест, который «перекочевал» и в герб Ромненского района Амурской области. Остальные элементы герба (зеленая верхняя часть и два журавля) говорят о природных богатствах края.
Ребусы и пограничье
Порой в амурских гербах можно найти нечто вроде ребусов. К примеру, герб Завитинского района, казалось бы, довольно простой и понятный: распространенные в амурской геральдике три звезды, символизирующие реки волны, золотая нижняя часть щита, говорящая о богатых урожаях. Но не все так легко. Волны в середине щита не простые, а в виде «барашков», то есть завитые, как бы намекая на название района и города Завитинска и давшей им имя реки Завитой.
Еще более хитрый «ребус» таится в гербе Архаринского района. Он отсылает не к русскому языку, а к эвенкийскому. Танцующие журавли, как несложно догадаться, символизируют Хинганский заповедник, расположенные в верхней части щита казачьи копья на красном фоне напоминают о приграничном положении района. С этим все понятно — о значении символов можно догадаться и без специальных знаний.
А вот внизу щита — черная волнистая оконечность, которая символизирует реку Архара. Такого цвета она потому, что «хара» по-эвенкийски — «черный». Так цветом авторы герба «намекнули» на происхождение названия Архаринского района.
Нечто подобное есть и в гербе Сковородинского района. Он, пожалуй, вообще один из самых богатых символизмом гербов в Амурской области. Что неудивительно — русская история Приамурья началась именно отсюда. Здесь находился Албазинский острог, основанный Ерофеем Хабаровым, жители которого героически защищали рубежи Российского государства от маньчжурских войск. За эти подвиги царь пожаловал крепости печать с изображением орла. В видоизмененном виде птица «перекочевала» на герб современного Сковородинского района и «перекрасилась» в пурпурный цвет в знак древности и благородства. Орел как бы сидит на «столбе» (нижняя часть герба), верхняя часть которого повторяет расцветкой (черно-серебрянно-черной) обозначение железных дорог на географических картах, а нижняя (красно-зеленая) повторяет расцветкой пограничные столбы. Орел держит в зубах змею — это намек не только на борьбу с чем-то неправедным, но и на первое название населенного пункта — поселок Змеиный.
Тема охраны границы встречается и в других гербах амурских муниципалитетов, не только Архаринского и Сковородинского районов. Так, наряду с колосьями пшеницы и речными волнами на гербе Константиновского района изобразили красно-зеленый пограничный столб. А на эмблеме Михайловского района изображены ключи, как бы говорящие о том, что граница на замке.
Среди других любопытных символов на официально утвержденных геральдическим советом гербах: символизирующие электроэнергию молнии (город Зея), крылатое колесо — символ железной дороги (город Тында) и даже одуванчик, изображенный на гербе Серышевского района.
Тема гор также нашла свое отображение в амурских гербах. К примеру, на гербе города Белогорска символически изображены белые горы — название городу дали обнажения кварцевого песка на берегу реки Томь, которая тоже показана на эмблеме. Символически изображены горы и на гербе Зейского района. На нем, кстати, вместо довольно распространенных звезд присутствуют три восьмиконечные снежинки. Правда, этот герб не внесен в геральдический реестр, а только утвержден местными властями. К этой категории относятся, к примеру, также гербы города Райчихинска (с кирками, символизирующими угледобычу), города Свободного (с факелом), поселка Февральск (с Полярной звездой и ветвями ели).
А есть и такие города и районы, где официально утвержденных гербов нет, но есть неофициальные — неутвежденные даже местными депутатами. К примеру, у Шимановска неофициальных эмблем, по крайней мере, две. Есть никем не утвержденные гербы у Селемджинского района, поселков Коболдо, Экимчан, Углегорск и других.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.
Абанотубани: прогулка и серные бани
Тбилисскими серными банями восхищался и Пушкин, и Дюма-старший. Само название города Тбилиси и история его возникновения напрямую связаны с горячими серными источниками, «тбили» по-грузински это теплый. Квартал в старинной части города, где расположены бани, называется Абанотубани.
По легенде, царь Вахтанг Горгосал приехал сюда на охоту из своего дворца в Мцхете, где в то время была столица Грузии. Тогда на месте Тбилиси были леса. Во время охоты царь увидел, как его ручной ястреб подбил фазана, и обе птицы рухнули вниз. Царь отправился на поиски птиц и нашел фазана сварившимся в горячем источнике. По альтернативной версии, фазан ожил и чудесным образом исцелился. В общем, место царю понравилось, и он повелел строить тут город. Фазан и ястреб являются символами Тбилиси и изображены на его гербе. А те самые горячие источники — и есть тбилисские серные бани.
О целебных свойствах серной воды здешние жители знали издревле. Купели тут были оборудованы еще в первые века нашей эры. Вплоть до средневековья люди принимали ванны под открытым небом — в каменных нишах и гротах, источники били прямо из Таборской горы. В средневековье персы построили тут нынешние купольные своды бань, поэтому они так напоминают иранские и турецкие хамамы. Не все бани, конечно, столь древние (самая старая XVII века), многие из бань были построены в имперские времена, например, Орбелиановская (или Голубая, Изразцовая) баня. На фото ниже.
Бани тут есть разные, их несколько. Самые популярные среди туристов — №5 и Царская баня, они расположены рядом. Царская баня – самая дорогая (номер от 60 до 200 лари в час), а баня №5 популярна тем, что в ней есть недорогие общие залы: мужской и женский. Мужской стоит 5 лари, а женский 3 лари. Но в женском нет бассейна, только серный душ. Номера в бане №5 стоят от 20 лари до 180, обычный массаж 15 лари. За 20 лари в номере тоже только душ. За 180 — большой холодный бассейн, горячий серный бассейн и сауна. Классический номер с одним серным бассейном стоит 40 лари. В этих банях всегда много туристов, и мало мест, поэтому мы ходим в другую. Располагается она сразу за Царской, называется баней Ираклия II или Ираклиевская (это самая старая баня), есть вывеска с названием «King Irakli». Вход в нее с деревянного мостика. Тут 4 номера. Три классических с горячими бассейнами по 30 лари. И один с большим бассейном и сауной за 50 лари.
Бюджетные номера во всех банях примерно одинаковые: небольшие бассейны (примерно 2*3, иногда больше), мраморная лежанка для массажа и в соседней комнате — раздевалке санузел, диванчики для отдыха, стол и вешалки. В таких номерах мужчины и женщины (семья, компания) находятся вместе, но без посторонних. Температура воды в бассейне около 40-45 градусов, хотя из крана льется горячая, руки ее не терпят. Бассейн обычно в полный рост, со ступеньками и лавочками, на которых можно сидеть и расслабляться. Обычно номера сдают на один час, за этот час нужно поотмокать в бассейне, а в передышках отдыхать и делать массаж. Массаж в банях могут выполнить и со скрабом на мраморном лежаке, и стоит он 20-25 лари.
Чтобы прочувствовать весь банный процесс, нужно хотя бы раз воспользоваться услугами банщика — мекисе. Банщик приходит с волшебной мочалкой, называется она киса, а сделана из грубой шерсти и похожа на ковер. Этой самой «кисой» без мыла и прочего банщики снимают с распаренного после бассейна тела весь лишний кожный жир и отмершие частички кожи. Серенькие такие катышки. Практически у всех, кто впервые попадает в руки к мекисе, вызывает легкий шок количество этих катышек. Волшебные мочалки, кстати, почти во всех банях можно купить и дома пользоваться, главное — тело хорошо распарить. Потом банщики моют вас уже мягкой и мыльной мочалкой, а на мыльное тело делают массаж. Банщики бывают и мужчины, и женщины, моют по-разному, и массаж тоже по-разному делают. Можно заказать только пилинг или только массаж. Есть новомодные кофейные скрабы и прочее, но я рекомендую брать именно кису!
За час в бассейн надо зайти хотя бы 3 раза. Чистое тело с открытыми порами в бассейне активно потеет, уходит лишняя вода, выводятся шлаки, активно работает сердце. Обязательно берите с собой попить, а так же в бане можно заказать чай в номер. Горячая серная вода очень полезна для кожи, особенно для проблемной. Ею лечат кожные заболевания: акне, псориаз, угри, дерматиты. Применяют серные ванны для лечения опорно-двигательных и сердечно-сосудистых заболеваний. Мы ходим расслабиться и отмокнуть после горных походов. Горячая серная вода выводит молочную кислоту из мышц. Женщины приходят сюда омолаживаться, мужчины – снимать синдромы похмелья. Мне горячие серные воды помогают при сильном насморке и кашле. В общем, интересно — почитайте о свойствах сульфидных вод отдельно.
GPS 41.688713, 44.810971 Ближайшее метро Авлабари
До или после бань прогуляйтесь по Инжировому ущелью (или Легвтахеви) вдоль реки Цавкисицкали. Надо пройти вглубь, вверх по течению реки. Река здесь, в нижнем течении, называлась Дабаханка. По берегам жили сапожники-дабаханщики, а в реке дубили кожу. Тут же персиянки стирали ковры. Говорят, серная вода позволяла им (коврам) дольше не выцветать. Тут, в самом центре Тбилиси есть водопад, который носит название ущелья — Легвтахеви. Не все с первого раза его находят, и многие туристы о нем даже не подозревали, пока не увидели. Однако, всего две минуты вдоль берега речки — и вы у водопада. Это излюбленное место для свадебных и праздничных прогулок у тбилисцев, тут часто можно встретить фотографов за работой и замочки на мостах. Летом под водопадом плещется молодежь. В темное время суток он подсвечен, никаких ограничений на посещение нет.
GPS 41. 686637, 44.809071
Герб
Художник Дмитрий Шеварднадзе, создатель герба Тбилисского государственного университета, был одним из самых выдающихся деятелей грузинской культуры 1920-х и 30-х годов. Он родился 1 декабря 1885 года в селе Бахви Озургетского уезда и получил среднее образование в Кутаиси, затем уехал в Петербург для изучения искусства. Он продолжил обучение в Академии изящных искусств в Мюнхене при материальной поддержке Грузинского общества грамотности.
Вернувшись в Грузию, Дмитрий Шеварднадзе заложил основы Общества художников Грузии, а в 1917 году инициировал выставку росписей в «Храме Славы». Впоследствии это здание было передано Обществу художников Грузии. В 1920 году во главе с Шеварднадзе открылся первый в Грузии музей изобразительных искусств — Грузинская национальная художественная галерея. Дмитрий Шеварднадзе погиб в 1937 году, став жертвой советских репрессий.
Герб ТГУ представляет собой круглый щит с изображением лани, кормящей олененка (по мнению российского историка геральдики Александра Лакьера, византийского или восточного), и хотя это наиболее распространенная форма в глиптике, это редко используется в геральдике. Великолепные памятники позднеантичного периода — бронзовые ажурные пряжки — представляют собой последний этап грузинского художественного металлообработки дохристианского периода и венчают блестящие традиции этой области. Фигуры, изображенные на пряжках, представляют собой древнее зооморфное лицо богини плодородия, а главные фигуры университетского герба – лань и ее олененок – возникли из этого периода грузинской традиции.
На гербе олени окружены бронзовыми пряжками. Ясно и наглядно выражена идея художественного произведения — акту передачи знаний и мудрости от старшего поколения к младшему придается простой, поэтичный и в то же время символический образ единства поколений. У лани круглые узоры на боку и передней ноге, а позади нее силуэт Древа Жизни расширяется по фону со стилизованными виноградными лозами у его основания, которые доходят до Древа Жизни справа и слева над ланью.
Круглая рамка вокруг оленя, созданная из 25 спиралевидных орнаментов щита, окружена рамкой, состоящей из 24 фигурок животных в угловатом плетеном орнаменте, контрастирующем с изгибами фигур и формами орнаментов, для создания динамического общего эффекта. Фигуры изображают природных или мифических животных и птиц в следующем порядке: леопард, лев, конь Пегас, грифон, дракон, Пегас, лев, павлин, Пегас, лев, овца, переплетенная змея, антилопа, тигр, пегас, лев, грифон, носорог, коронованная змея, сова, косуля, лев, антилопа и лев.
Каждая фигура заключена в угловую рамку, опоясывающую центральные изображения щита. Образы созданы в стиле архитектурных украшений малой церкви Ишхани.).
Дмитрий Шеварднадзе принимал участие в третьей археологической экспедиции в южную Грузию в 1917 году и наряду с другими архитектурными памятниками изучал церковь в Ишхани (ныне находящаяся в Турции), описанную Эквтиме Такаишвили, как «изящную церковь редкой красоты с необычайно тонкими, красивыми украшениями», построенный в 1006 году королем Гургеном (994-1008), который первым из грузинских Багратионов носил титул «Царь Царей».
Яркая каменная кладка на входном фасаде церкви Девы Марии была построена из камней разных цветов. Над входом арочная надпись, вырезанная древним текстом Астомреули, является ярким примером грузинского скульптурного орнамента. Использование ее Шеварднадзе для герба Тбилисского университета можно объяснить как с художественной, так и с символической точек зрения.
Для эстетического эффекта Дмитрий Шеварднадзе увеличил количество фигур убранства малой церкви Ишхани до двадцати четырех, сохранив при этом стилистическую целостность. внешняя часть представляет Мир, в котором необходимым условием для приобретения знаний является материнство (символизируемое ланью), которое образует совершенный союз между матерью и ее детенышами. Это передает образ прочного союза, такого как университет, объединяющий преподавателей и студентов, позволяющий передавать опыт и мудрость от старшего поколения к младшему.
Изображение было добавлено к печати Тбилисского государственного университета после утверждения эскизного проекта 5 февраля 1918 года на Четвертом заседании Совета профессоров только что созданного Тбилисского университета. Герб впоследствии изображался на университетских изданиях, а начиная с 2922 г. значки с изображением Герба носили выпускники вузов. Сегодня он по-прежнему фигурирует в официальных документах и дипломах Тбилисского государственного университета.
Золотой город, Тбилиси, Золотое руно, Кутаисская губерния, Герб, Город, Грузинский язык, Кутаиси, Тбилиси, Золотое руно, Кутаисская губерния, Грузинский язык png Язык, Кутаиси, Тбилиси, Золотое руно, Кутаисская губерния png
PNG tags
- Тбилиси, png
- Золотое руно,
- Кутаисская губерния,
- Герб,
- Город,
- Грузинский язык,
- Город,
- Кутаиси,
- Грузия,
- Желтый,
- Зеленый,
- Логотип,
- Символ,
- Крест,
- Отдых,
- png,
- прозрачный,
- скачать бесплатно
PNG
Информация PNG
- Размеры
- 1200x1420px
- Размер файла
- 449,81 КБ
- Тип MIME
- Изображение/png
Изменение размера онлайн png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами