10 главных мифов о последней дуэли Пушкина
Хранитель экспозиции мемориальной квартиры Пушкина развеяла главные мифы вокруг последнего поединка и последних дней великого поэта.
10 февраля 1837 года закатилось великое «Солнце русской поэзии» – так литератор Владимир Одоевский в 5-м номере «Литературных прибавлений» писал о смерти Александра Сергеевича Пушкина.
Историю о роковой дуэли с Дантесом, смертельном ранении и предсмертных муках поэта, казалось бы, каждый из нас знает еще со школы. Но согласитесь, что чем известнее сюжет, тем плотнее и увесистей слой мифов, который его окружает.
Сегодня мы постараемся развеять хотя бы часть этих заблуждений и рассказать, что же на самом деле послужило причиной той злополучной дуэли, кто кому бросал вызов и почему даже лучшие врачи не могли спасти умирающего Пушкина.
А поможет нам в этом хранитель экспозиции Мемориального Музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге Ирина Николаевна Карташова.
Миф 1.
Пушкин был заядлым дуэлянтомЭто правда, но только отчасти. Поэт действительно много раз вызывал соперников к барьеру, но отнюдь не был кровожадным мстителем.
«Смотря что считать дуэлью – вызов на дуэль или просто дуэльную ситуацию, когда друзья все-таки сумели предотвратить уже практически состоявшуюся дуэль или предупредить ее на более ранних стадиях. Всего в жизни Пушкина было 29 вызовов на дуэль, но некоторые из этих поединков не состоялись. Вдобавок у поэта был довольно вспыльчивый характер, но при этом миролюбивый – кроме Дантеса, он в жизни не ранил ни одного соперника», – рассказала Ирина Николаевна.
Миф 2. Дуэль состоялась с первого раза
В действительности Пушкин вызывал Дантеса к барьеру дважды, но находчивый приемный отец Дантеса, барон Геккерн, сумел отсрочить дуэль: он сделал приемного сына свояком оскорбленного поэта. А автор знаменитого пасквиля, который и послужил причиной вызова на дуэль, по сей день остается неизвестным, отмечает Карташова:
«6 ноября 1836 года в дом княгини Волконской “на Мойке, близ Конюшенного мосту”, где Пушкин снимал квартиру, по городской почте пришло анонимное письмо. Это был пасквиль, то есть сочинение оскорбительного содержания, на французском языке. В этом письме Пушкина называют “историографом ордена рогоносцев”: автор намекает на связь его жены с императором. Мы до сих пор не знаем, кто написал это письмо, и по-прежнему называем его анонимным пасквилем. Если бы хоть один историк представил ясные, четкие доказательства авторства, то руководство музея изменило бы формулировку, но пока оно все еще остается анонимным.
Сам же Пушкин по характеру письма, европейской традиции написания таких парфюмных писем, бумаге и почерку определил, что это дело рук Жоржа Дантеса. После этого Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль, но этот вызов в тот день не застал его дома, поскольку он был на службе в Зимнем дворце. Приемный отец Дантеса, барон Геккерн, понимал, что если эта дуэль состоится, то в худшем случае его сын будет убит, а в лучшем – будет выслан из России. В любом случае о карьере сына в России можно было забыть. А ведь Дантес, как верно отметил Лермонтов, ехал в нашу страну как раз “на ловлю счастья и чинов”. И Геккерн обратился к Пушкину с просьбой отсрочить дуэль. Пушкин нехотя, но согласился, и за время этой отсрочки состоялась свадьба между Дантесом и Екатериной Николаевной Гончаровой, старшей сестрой жены Пушкина».
Миф 3. Дантес был влюблен в сестру Гончаровой
Жорж Дантес действительно женился на Екатерине Николаевне Гончаровой, но отнюдь не от большой любви, а чтобы спасти свою жизнь и карьеру. К тому же эта идея принадлежала его приемному отцу.
«По сути, чета Геккернов выставила все происходящее таким образом, будто Дантес приезжал совсем не к Наталье Пушкиной, а к ее старшей сестре – Екатерине, в которую якобы был влюблен. Но, по версии Геккернов, Дантес был настолько смущен, что не мог открыто признаться. Пушкин в этой ситуации выглядел вспыльчивым ревнивым самодуром. На самом деле Дантес, конечно, не любил Екатерину. Во-первых, она была бесприданницей, а Дантес явно хотел себе партию получше. Кроме того, красотой младшей сестры Екатерина похвастаться не могла – она была худой и смуглой. В свете старших сестер Гончаровых, Екатерину и Александру, называли чуть ли не черенками от швабры.
Екатерина, как и многие светские дамы того времени, была влюблена в Дантеса. Молодой красавец-военный, обходительный, да к тому же француз – им многие увлекались. Услышав от Пушкина о предстоящей свадьбе, Екатерина была вне себя от радости. Она с упоением стала подбирать приданое, шить наряды и очень стремилась к этой свадьбе», – рассказывает сотрудница музея.
Миф 4. Гончарова любила Дантеса и была холодна к мужу
Даже несмотря на сохранившиеся письма Гончаровой к Пушкину и свидетельства современников, до сих пор точно не известно, какие отношения были между Натальей Николаевной и Дантесом. То, что он открыто волочился за ней, а Пушкин злился и ревновал, – это факт. Однако наличие любовной связи между молодой красавицей и пылким французом ничем не подкреплено. Близкие отношения Гончаровой с императором, в которых ее обвиняет анонимный автор письма, тоже всего лишь домыслы, утверждает наша собеседница:
«Что касается Натальи Николаевны, то она, будучи в свете, принимала ухаживания молодого кавалера, ей это было лестно, но обо всех случаях встреч с Дантесом она рассказывала Пушкину. Николай I также благоволил к Гончаровой. Бывало, он проезжал близ дома Пушкиных на набережной и потом журил Наталью Николаевну за то, что у нее опущены шторы. Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце. Но все-таки связь Гончаровой с императором – это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет. Пушкин всегда говорил: “Жена моя – ангел” – и считал, что никакое подозрение ее коснуться не может.
Накануне дуэли Пушкин спросил жену: “По ком ты будешь плакать?” “По том, кто будет убит”, – спокойно ответила Гончарова. Но это вовсе не значит, что Наталья Николаевна не переживала за своего супруга. Объяснить такой ответ можно тем, что Гончарова была глубоко верующей. Если бы ее муж выжил, то, согласно христианским убеждениям, она должна была оплакать его убитого противника», – объяснила Карташова.
Миф 5. Поводом для дуэли стало поведение Дантеса
Конечно, развязное поведение Дантеса и его явные ухаживания за женой Пушкина, а также насмешки света над бедным «рогоносцем» были главной причиной конфликта. Но на самом деле финальным толчком к роковому поединку стало оскорбительное письмо самого Пушкина.
«Даже после свадьбы, уже будучи женатым на Екатерине, Дантес продолжал искать внимания Натальи Николаевны, и в свете ходили разные слухи и толки, эта ситуация активно обсуждалась. В конце концов, взбешенный этим, Пушкин уже сам написал письмо барону Геккерну, где обращался к нему в весьма жестких и жестоких выражениях (к примеру, называл его старухой-сводницей). Ответом на такое письмо мог быть только вызов на дуэль. Таким образом, Пушкин сделал все возможное, чтобы получить этот вызов. Действительно, барон бросил ему вызов, но из-за своего статуса нидерландского посланника в Петербурге он не мог драться на дуэли, и вместо него стреляться вышел его приемный сын», – пояснила Карташова.
Миф 6. Жесткие условия дуэли установил Геккерн
Жаждавший поскорее расквитаться с обидчиком, Пушкин был согласен на любые условия поединка. В итоге он фактически подписал себе смертный приговор. В некоторых источниках можно встретить версию, согласно которой жесткие условия дуэли установил сам Геккерн. Но в музее Пушкина эту версию уверенно отвергают:
«Жесткие условия поединка установил вовсе не Геккерн, а секунданты. Секундантом Пушкина был Константин Карлович Данзас, его давний лицейский приятель, а секундантом Дантеса – виконт Оливье д’Аршиак, атташе французского посольства. Они и выработали условия дуэли. Пушкин настаивал на том, чтобы поединок состоялся как можно скорее: он боялся, что друзья отговорят его и помирят с соперником или сделают так, чтобы эта дуэль не состоялась. Поэтому он до последнего не говорил Данзасу, что выбрал его своим секундантом, а попросил его об этом практически перед самой дуэлью – не дай бог, кто узнает и помешает! Все держалось в обстановке такой секретности, что даже самые близкие друзья поэта не знали о том, что происходит, пока дуэль не случилась.
Шансов выжить, а тем более остаться невредимым в таком поединке почти не было: расстояние между противниками было очень маленьким – всего 20 шагов, а барьер составлял всего 10 шагов. Причем стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру, права первого выстрела не было. Первым выстрелил Дантес: он сделал четыре шага и спустил курок. То есть даже по реалиям того времени – и европейским, и российским – правила этой дуэли были очень жестокими: практически верная смерть».
Миф 7. Предотвратить дуэль было невозможно
Шанс изменить трагический ход событий был, причем сделать это могла сама Гончарова. Но ей помешало плохое зрение:
«Даже в сам день дуэли Пушкина и Дантеса трагедию можно было предотвратить. 8 февраля, когда Пушкин с Данзасом ехали к месту дуэли, на Дворцовой набережной, близ Троицкого моста, они встретились с экипажем Гончаровой. Конечно, Наталья Николаевна ничего не подозревала о предстоящем поединке и, возможно, могла бы остановить Пушкина. Но, к сожалению, она была близорука и не рассмотрела мужа в санях, а Пушкин и вовсе смотрел в другую сторону. Данзас, сидевший рядом с Пушкиным, попытался привлечь внимание Натальи Николаевны, но, к несчастью, ему этого не удалось, и они разминулись».
Миф 8. Умирающего Пушкина можно было спасти
Вполне возможно, что, случись эта история в наши дни, поэт сохранил бы не только жизнь, но и здоровье. Однако в 30-е годы XIX века медицина еще не шагнула так далеко, и рана Пушкина оказалась смертельной. Вот что говорит Ирина Николаевна о шансах на спасение Пушкина в наши дни:
«На этот счет есть много разных мнений. Некоторые специалисты считают, что спасти Пушкина можно было только на месте дуэли, если бы там оказался врач; кто-то говорит, что шанс на спасение был еще в течение часа и даже гораздо позже. Таким образом, медики здесь расходятся во мнении. Но, конечно, намного больше версий утверждают, что сегодня Пушкина спасли бы. А тогда полостных операций не проводили, анестезии не было, а опыты по переливанию крови только начинались. Врачи пытались облегчить страдания раненого: давали вещества, которые притупляют боль, ставили пиявок и т. д. Но у Пушкина была очень большая кровопотеря уже на месте дуэли; также он потерял много крови за довольно продолжительное время поездки с Комендантской дачи до центра Петербурга. Сначала его везли в санях, потом для удобства переложили в карету Геккерна – за это время поэт потерял очень много крови. В дом его, ослабевшего, уже вносили на руках, поскольку сам он идти не мог. А кровь все шла и шла, не останавливаясь. Пушкину меняли повязки, ставили пиявок, но у него уже начался сепсис, а изъять пулю из тела врачи не могли. Николай Арендт – один из врачей, лечивших Пушкина, – первым вышел от больного и сказал Данзасу: “Штука скверная, он умрет”».
Миф 9. Пушкин смиренно терпел боль
И да и нет. Поэт действительно очень стойко перенес предсмертные муки и старался не докучать родным, но в какой-то момент даже он чуть не сломался:
«Все ждали трагического финала, но Наталья Николаевна надеялась до последнего. Периодически Пушкину становилось лучше, и один раз он даже попросил жену покормить его моченой морошкой. Наталья Николаевна исполнила просьбу мужа: встала на колени перед кроватью, покормила его с ложечки и, обрадованная, вышла к друзьям, убеждая их, что Пушкин поправится. Но, к сожалению, это был один из кратких периодов улучшений. А в основном боли поэта были настолько сильными и невыносимыми, что в какой-то момент слуга сказал его друзьям, что барин попросил подать ему шкатулку, в которой лежали пистолеты. Страдания Пушкина были настолько ужасны, что он задумался о таком тяжелом грехе, как самоубийство. Но при этом поэт старался никому не показывать своих болей и не кричать, чтобы не испугать жену, которая была в соседней комнате. Он даже сам ставил себе пиявок – то есть старался как можно меньше тревожить близких. Но в какой-то момент даже он не выдержал и чуть было не застрелился – муки его были нестерпимы».
Миф 10. На похороны Пушкина пришла вся Россия
Отношения Пушкина и Николая в последующие годы довольно часто представали в искаженном виде, особенно в советскую эпоху. Историки и публицисты того времени часто показывали Пушкина в образе поэта-вольнодумца, который едва не стал декабристом, и даже коверкали некоторые моменты его биографии. Так, фразу императора, сказанную по поводу смерти поэта, «Пушкин умер и, слава богу, он умер христианином» советские пушкинисты сократили, и получилось «Пушкин умер, и слава богу», что совершенно меняло смысл сказанного. Отношения между царем и поэтом в самом деле были непростыми, но и сказать, что смерть Пушкина обрадовала Николая, безусловно, нельзя.
«То, что смерть Пушкина могла быть выгодна царю, – это нонсенс. Николай часто беседовал с Пушкиным и считал его умнейшим человеком, определил его камер-юнкером и дал возможность работать в архивах, заказал ему “Историю Петра I”. Правда, Пушкин в процессе работы уже отошел от процарских настроений, но все равно этот заказ был важен для него.
После смерти Пушкина Николай боялся народного восстания. Сначала он приказал назначить отпевание в часовне Исаакиевского собора, потом повелел тайно перенести его в церковь Конюшенного ведомства и пригнал туда жандармов. Студентам в этот день даже запретили уходить с лекций под угрозой исключения. А после отпевания тело Пушкина в гробу тоже тайно погрузили на сани, накрыли рогожей, соломой и опять же тайно вывезли из Петербурга. Его похоронили на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.
На похоронах Пушкина практически никто из его близких не присутствовал. Из тех, кто знал поэта, там был только его друг Александр Иванович Тургенев. Наталья Николаевна осталась в Петербурге: после всех этих событий она была настолько плоха, что близкие и врачи боялись за ее собственное состояние – как бы она не последовала на тот свет вслед за мужем. У нее случались страшные нервные припадки, во время которых эта высокая, стройная женщина доставала затылком до пяток – так она билась в конвульсиях. Доктора пытались удержать ее в этой жизни, поэтому она, конечно, никак не могла поехать на похороны Пушкина. Впервые Гончарова посетила могилу супруга только через два года», – заключила Ирина.
Обложка: А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», 1884 год
Источник: https://commons. wikimedia.org
«Правда ли, что Пушкина Дантес не убивал и что дуэль была простой показухой?» — Яндекс Кью
ГлавнаяСообществаИсторияИскусство и культура+3
Просто Яхве ·21,0 KСоня Черная
Школьница · 16 апр 2017
Дуэль, если коротко, произошла так.
Пушкин и Дантес вместе со своими секундантами отъехали далеко за город, даже не брали с собой врача, как положено. Дуэль в то время была обычным делом. Это способ не столько убить, а сколько отстоять свою честь. Сам Пушкин до этого был на дуэли более 21 раза.
На самом деле, Дантес был давним знакомым Пушкина, он не хотел убивать его. Но все же выстрелил первым. Пушкин упал после выстрела Дантеса, кратковременно потерял сознание, но быстро пришёл в себя. Пушкин предположил, что пулей была раздроблена бедренная кость, но сказал, что у него хватит сил сделать ответный выстрел. У его пистолета дуло забилось снегом, и он попросил сменить пистолет.
Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика.
По воспоминаниям современников и друзей, дуэль не была постановочной. Все другие теории о смерти Пушкина не доказаны, и поэтому не могут считаться достоверными.
Георгий Лешкашели
Рыцарь-джедай · 16 апр 2017
Неправда. На смертном одре Пушкина присутствовало несколько его друзей (включая Жуковского, кажется), которые засвидетельствовали его смерть.
Насчет дуэли всё очень хорошо расписал Андрей в комментариях.
Treshcore
Гитарист и любитель рок-музыки, а также видеоигр. Ну и по жизни чего-нибудь соображаю. · 16 апр 2017
Показуха, не показуха — а таковы были традиции общества, в котором Пушкин рос. Дуэли тогда были нормальным явлением, и Дантес — не первый дуэлянт Александра Сергеевича. Но это не значит, что Пушкин убил всех своих соперников: это были просто пара выстрелов, и если никто не погиб, то на этом и завершали.
А бывало и так, что дуэли отменяли (по большей части, так и… Читать далееАндрей Ларионов
16 апреля 2017Нет, у Вас много правды, но относительно случайности именно жесткого исхода этой дуэли совершенно не правы. Во-перв… Читать дальше
Михаил Ханжин
Мотовилихинский трутень · 3 мая 2017
Вы смеётесь? Как может прийти в голову подобный бред?! При дуэли присутствовали свидетели, видевшие как Пушкин был ранен. После этого его отвозят домой и он постоянно оставался под присмотром. С ним находятся близкие и друзья, его навещают знакомые, его осматривают врачи, в том числе присланный императором Николаем лейб-медик. Попытки его лечения были тщательнейше запрот… Читать далее
Евгений
Выгнали с позором из «Института благородных девиц» за «неприличные» разговоры · 16 апр 2017
Дуэль была. Это подтверждено документально, насколко я знаю. Можно ли считать Дантеса убийцей? Думаю, юрист мог бы поспорить и, вполне возможно, переквалифицировать это в «преднамеренное нанесение тяжкого вреда здоровью, впоследствие приведшего к смерти».
Андрей Ларионов
16 апреля 2017Неправильно помнится! Пушкин стрелял вторым. Он упал, очнулся когда Дантес уже отошел от барьера, сказал что хочет… Читать дальше
Президентская библиотека иллюстрирует дуэль Пушкина и его последние дни
10 февраля — День памяти величайшего русского поэта Александра Пушкина. В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти.
После ранения на дуэли Александр Пушкин уже не вставал с постели. Он умер мучительно, находясь в полном сознании. Чтобы не беспокоить жену, он приказал скрыть от нее опасность своего состояния, которое врачи по его просьбе откровенно объявили смертельным. «Мы не услышали ни одной жалобы, ни одного упрека, ни одного холодного, черствого слова. Если он просил врачей не заботиться о продолжении его жизни, дать ему скорее умереть, то только от того, что знал о неизбежности своей смерти и перенес жесточайшие муки», — вспоминали очевидцы трагедии. Последние дни поэта. На слова Даля: «Не стыдись своей боли, стенай, тебе будет легче», — Пушкин отвечал: «Смешно, что эта чепуха одолевает меня!» Адская боль была для него лишь телесной «ерундой»…
Этим человеком в жизни Александра Сергеевича был Жорж Шарль Дантес, приемный сын голландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерена. Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» (1901) Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносящий всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, воспоминания которого были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901, называет Дантеса «прекрасным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе его портил — он обращался с дамами вообще, как с иностранцем, смелее, нахальнее, чем мы, русские , а как избалованная ими — требовательнее: если хотите, наглее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». не имея других добродетелей», она блистала в петербургском свете и произвела сильное впечатление на Дантеса. С ее стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечность». Пушкин, по свидетельству князя Трубецкого, «нисколько не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своими манерами, своим языком, менее сдержанным, чем должно быть, как считал Пушкин», Что касается француз, по словам Бориса Никольского, хотел «рассердить Пушкина, сделать его смешным» и «нельзя не признать лидерства Геккерена».
4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное послание, в котором поэт был помещен в разряд «рогоносцев». Это был намек на неверность жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв вызов для Дантеса, попросил его отложить его. Через два дня появился слух о предполагаемой свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года. Пушкин и Дантес фактически стали родственниками. Однако обида поэта не утихала. Но теперь весь гнев поэта был направлен на Геккерена-старшего. 26 января 1837 г. он прислал ему оскорбительное письмо, в котором, по словам Вяземского, «запятнал и старика, и юношу неизгладимым упреком». В тот же день Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Пушкин никак не мог найти секунданта, и только на следующий день, 27 января, около 12 часов, им стал Константин Данзас. К половине третьего Данзас и д’Аршиак, секундант Дантеса, разработали и записали условия дуэли. «Время поединка пятый час дня; место — за комендантской дачей».
Данзас отправился к Пушкину, который ждал его в кондитерской Вольфа и Беранже на Невском проспекте. Выпив стакан воды или лимонада, по словам Данзаса, Пушкин вышел с ним из кондитерской, и они поехали в санях по Троицкому мосту. По словам Викентия Вересаева, «на Дворцовой набережной они встретили госпожу Пушкину в карете. Данзас узнал ее, в нем мелькнула надежда, эта встреча могла все исправить. Но жена Пушкина была недальновидна, а Пушкин смотрел в другую сторону»; а также «в день дуэли друзья водили обоих противников по месту народных гуляний, несколько раз останавливались, нарочно бросали оружие, надеялись на благодетельного вмешательства общества, но все их усилия и намеки были безуспешны»9.0003
По рассказу секундантов, из-за сильного ветра местом дуэли выбрали небольшой сосновый бор, в глубоком снегу протоптали тропу — рассказывает Павел Щеголев в книге Дуэль и смерть Пушкина : Исследования и материалы (1917).
После дуэли трудно было нести раненого Пушкина на руках к саням, которые находились более чем в полуверсте. Данзас и д’Аршиак с помощью извозчиков разобрали ограждение из жердей, препятствовавшее подъезду саней, а затем объединенными силами бережно усадили раненого в сани. Поэта отвезли в город в карете, присланной Геккереном за Дантесом. Когда подъехали к дому на Мойке, где жил Пушкин, он попросил прислать за людьми, чтобы высадили его из кареты и предупредили жену, что рана неопасна. Чтобы провести барина, камердинер взял его в охапку. «Тебе грустно нести меня?» — спросил его Пушкин. «Его привели в кабинет; он сам велел принести ему чистое белье; разделся и лег на диван… Пушкин был на смертном одре».
Многие исследователи обращаются к трагической истории дуэли и смерти Пушкина, не только рассказывая о тех трагических днях по воспоминаниям свидетелей и современников, но и анализируя события и интриги, приведшие поэта к роковому финалу. Эти и другие материалы доступны на портале Президентской библиотеки в электронной коллекции «Александр Пушкин (1799–1837)».
Пушкин вспомнил
Двести двадцать два года назад родился великий русский поэт, прозаик и драматург. Его зовут Александр Пушкин. 2021 год принес нам много страданий, угроза пандемии, вызванная Covid во многих формах и обличьях, привела к нескольким жертвам, некоторые из которых близки нам. На горизонте 2022 год, поэтому самое время порадоваться за человека такого повышенного романтизма, Александр Пушкин родился 222 года назад в Российской империи и вот накануне 2022 года, даже эти числа пропитаны романтикой.
Я впервые увидел Александра Пушкина в образе великолепной статуи в морском порту Одессы, в разгар беспрецедентных политических потрясений и полнейшего хаоса в Советском Союзе, ненавистной и обожаемой «перестройки». Пушкин, как я заметил, пробыл в Одессе всего год (1833-34), но там он стал легендарным, влюбился в местную княжну и написал несколько душераздирающих стихов, с щегольством крайней меланхолии, кипящей в глубокой ностальгическая романтика, типичная для России. Или, скажем, стиль, созданный Пушкиным, который не изгладился из истории русской поэзии, а только углубился.
Этот стиль стал практически вечным благодаря растущей репутации, обусловленной присущим ему безжалостным очарованием и красотой. Он был гениален, но совсем не джойсовский; его романтизму всегда суждено было закончиться трагедией. Для меня неудивительно, что он был убит на дуэли предполагаемым любовником своей жены в необычайно раннем возрасте 37 лет. Александр Пушкин был трагическим героем даже после смерти.
Реклама
Как отметил Александр Тваровский к 125-летию со дня смерти Пушкина: «Его образ наполняет наше воображение, ибо он душа нашего народа…» Пушкин пользовался неоспоримым признанием среди тогдашней аристократической элиты и огромной популярностью среди высшего самый низший в обществе. Пушкин ничей не был лакеем, и он безмятежно идет выше даже взвинченного Достоевского.
«И долго еще будет чтить меня народ / Потому что шина моя была настроена на любящую доброту / И, в жестокий Век, я воспевал Свободу / И милость умоляла Справедливости в ее слепоте». «Жестокий век» нашей планеты стал еще более жестоким, мы научились убивать, истреблять тысячи и миллионы наших братьев и сестер по каким-то банальным причинам. Войны вспыхнули, и в конце мы не совсем понимаем никакой рациональности и уж точно никакой «любящей доброты». Где пушкинская «любвеобильность» в нашем современном мире злой, беспощадной, тщательно вымеренной, искренней недобрости и пугливого равнодушия, где «любовь» превратилась в цифровую, в простой компьютерный аналог.
Пушкин, конечно, имел в своей гениальности «волшебство», его легендарное мастерство есть лишь продукт его довольно природного «волшебства». Его сильное чувство любви всегда пронизано болью и бесконечной грустью: «Я любил тебя, и эта любовь, умереть отказываясь, / Может еще — кто знает! Тлей в моей груди/ Прошу, не страдай ~ поверь мне, по моему выбору/ Я никогда не заставил бы тебя тревожиться или огорчаться. / Я любил тебя безмолвно, безнадежно и искренне, / С робкой, но пламенной нежностью пылая/……Пушкин здесь не тот агрессивный любовник, каким был Микеланджело, а нежный, почти извиняющийся с «тлеющим в груди», не рвущийся, а только тлеющий.
Для меня самая нигилистически-романтическая поэзия Пушкина, очень дорогая мне, следующая ~ «Что значит для тебя мое имя?……. Умрет / Как молва тоскливая / О далеких волнах, или о лете, / Ночной тихий вздох леса. Найденный на увядающей странице альбома / Тусклый с ним кажется и загадочным, / Как слова, начертанные на могиле, реликвии / Какой-то давно умершей и исчезающей эпохи.
Красота слов, пропитанных почти экзистенциальной агонией ~ «что в моем имени?… Давно забыто/ Стерто новой, бурной страстью,/ Нежности не оставит тебя/ Впечатление томительное и сладкое……И скажи , «Он все еще помнит меня / Его сердце все еще отдает мне дань уважения». Это стихотворение напоминает мне «Вайшнаб Падабали» Бенгалии, вечную любовь Радхи Деви к Кришне ~ «тихий ночной вздох леса», когда Кришна не появился в «Нидхубане» в Вриндаване ~ «деревья» с тихим ночным вздохом… …». У русских всегда была восточная составляющая в личной жизни, думал я, и это связано с чувством трагической меланхолии. Но мир и его дела меланхоличны.
В России и на остальной территории бывшего Советского Союза политическая система со временем менялась; После царя Николая II Россия пережила ужасные испытания. Много лет назад Франция пережила революцию; коммунизм пришел и исчез. Даже в репрессивном Китае чувствуется новый привкус китайского капитализма — старые капиталисты, такие как США и Европа, изо всех сил стараются сохранить статус-кво, но Пушкин, по крайней мере для меня, вне времени, вне преходящей фазы политической истерии или даже политика мускулов.