Арктические пустыни России. Географическое положение, карта, климат, животный, растительный мир
Содержание
Арктические пустыни, принадлежащие России, простираются от острова Врангеля с южной стороны до острова Земли Франца-Иосифа — с северной. В эту зону также входят арктические моря между островами и участками суши. Эта территория находится под нетающим слоем снега. Здесь уникальный состав почвы и природных ресурсов. Это один из наименее заселенных и изведанных участков планеты.
Природные условия зоны России арктических пустынь
Природные условия арктических пустынь России характеризуются:
- суровыми климатическими условиями;
- особенностями рельефа, включающими ландшафты без растительности, покрытые снегом;
- особым составом растительного и животного мира.
Географическое положение
Арктические пустыни России могут относиться к более крупному арктическому региону, в котором выпадает мало осадков в любой форме, или в контексте детализации коллекции трех островов Северного полюса, расположенных выше 75 градусов северной широты. Ежегодно в этом районе выпадает менее 25 см осадков (с учетом дождя и снега), что аналогично пустыне Сахара.
Арктические пустыни России: некоторые особенности.160 000 кв. км Арктики – холодная пустыня, хотя, когда снег действительно падает, он обычно никогда не тает, а вместо этого остается круглогодичным, покрывая поверхность земли.
Поскольку холодный арктический воздух не способен удерживать много влаги, поэтому здесь не часто идет дождь или снег, создавая пустынные условия. В результате в Арктике воздух сухой, как в обычной «жаркой» пустыне, несмотря на близость океана.
Рельеф
Летом, когда тает снег, создаются наиболее благоприятные условия для геологических исследований. В большей части Арктики мало растительности по сравнению с умеренными зонами, поэтому породы и рельефы часто полностью обнажены.
Некоторые аспекты рельефа арктических пустынь России:
- Ледяные шапки и ледники. Ледяные шапки – это феноменальные скопления льда, образовавшиеся в результате отложения снега. После сотен лет снегопадов, которые не тают в течение лета, накопление настолько велико, что вес снега сжимает кристаллы в лед. Давление создает ледяные кристаллы с образованием огромных отложений льда. Ледники похожи на ледяные шапки. Они формируются таким же образом, за исключением того, что в ледниках текучий лед направляется в долины и становится дискретными потоками. Поскольку ледники отступили с тенденцией потепления со времени последнего Ледникового периода, они создали поразительный пейзаж. Тающий лед поднял уровень моря. Ледники соскребли всю почву, поэтому, отступая, они обнажают ландшафт, лишенный растений.
- Арктическая тундра. В физической географии тундра – это биом, в котором росту деревьев препятствуют низкие температуры и короткие вегетационные периоды.
Почвы
Арктика, самая северная область Земли, сосредоточена на Северном полюсе и характеризуется четко полярными условиями климата, жизни растений и животных и другими физическими особенностями. Термин происходит от греческого arktos («медведь»).
Условия, типичные для арктических земель:
- экстремальные колебания летних и зимних температур;
- постоянный снег и лед в высокогорной местности;
- травы и низкорослые кустарники в низинах;
- постоянно мерзлый грунт (вечная мерзлота), поверхностный слой которого подвержен летнему оттаиванию.
Три пятых арктического ландшафта находится за пределами зон постоянного льда. Краткость арктического лета частично компенсируются большой ежедневной продолжительностью летнего солнца. Международный интерес к Арктике и субарктическим регионам неуклонно рос в течение ХХ в., особенно после Второй мировой войны.
В этом участвуют 3 основных фактора:
- преимущества маршрута Северного полюса как пути между важными центрами населения;
- растущая реализация экономических возможностей, таких как минеральные (особенно нефтяные) ресурсы
- важность регионов в изучение глобальной метеорологии.
Арктические пустыни России находятся в широтах, где зимний холод настолько интенсивен, что земля постоянно замерзает, за исключением мелкой верхней зоны, называемой активным слоем, который оттаивает в течение короткого лета. Постоянно мерзлый грунт (вечная мерзлота) покрывает почти четверть поверхности Земли.
В некоторых районах отдельные наблюдения показывают, что вечная мерзлота имеет глубину от 240 до 450 м. Самая глубокая известная вечная мерзлота находится в северной Сибири, где она превышает 600 м. Глубина вечной мерзлоты зависит от места, климата, растительности и недавней истории региона, особенно от того, был ли он покрыт морским или ледниковым льдом.
Очень глубокая вечная мерзлота, вероятно, образовалась во время сильных холодов ледниковых периодов. К югу вечная мерзлота истончается и, в конечном итоге, становится прерывистой.
Климат
Арктические пустыни России обладают суровым климатом, который характеризуется очень продолжительной и холодной зимой и очень кратковременным и холодным летом.
В зимние месяцы температура воздуха может опускаться до – 60 °С.
Максимальная летняя температура воздуха – + 10 °С. Арктическая пустыня получила свое название из-за количества осадков, примерно равного в жарких песчаных пустынях. За год здесь выпадает около 200 мм. осадков. Летом на протяжение 2 месяцев солнце не заходит, что способствует умеренному прогреванию воздуха и почвы.
Животные
Существуют различные виды растений и животных, которые приспособились выживать в арктической пустыне. Несмотря на холодный климат, Арктика наполнена жизнью. Хотя видов сравнительно меньше, чем в других частях мира, арктические экосистемы характеризуются необычайной концентрацией животных, включая птиц, рыб и морских млекопитающих.
Мелкие животные, такие как росомахи, рыси, зайцы и лемминги добывают корм в тундре. Стаи птиц, таких как тупики, собираются в огромных лежбищах на берегу моря, в то время как внутренние озера и бореальные леса являются питомником для многих певчих птиц и водоплавающих птиц.
В арктической пустыне обитают белые медведи. Морские животные, такие как нарвалы, белухи, различные тюлени, моржи и киты, встречаются в холодных водах океана и долгое время использовались в качестве пищи и важных ресурсов всеми арктическими народами.
Некоторые животные, обитающие в арктической пустыне:
- Морж. Площадь обитания – район моря Лаптевых. Численность – до 10 000 особей. В то время как моржи питаются всевозможными мелкими водными существами, их предпочтительной пищей является моллюск. Чтобы найти моллюсков, моржи ныряют на мелкое морское дно и ищут их чувствительными усами. Моржи также будут охотиться на тюленей и даже нарвалов, если они пойманы в ловушку льдом. Как правило, они могут погружаться на глубину около 80-90 м и оставаться под водой в течение 30 мин. за один раз. Моржи пасутся вместе на льдинах и на берегу. Обычно стада разделены по полу. Моржи, греющиеся под солнечными лучами, могут собираться сотнями. В брачный период эти цифры могут возрасти до тысяч.
- Лемминг. Отличительные особенности: длина: 110 — 177 мм; хвост: 10 — 20 мм; вес: 30 — 112 г. Лапы плотно опушены, уши полностью скрыты мехом. Летом верхняя часть тела покрыта шерстью от серовато-коричневого до темно-серого цвета с ярко-красновато-коричневыми оттенками. Зимой лемминг белый. Арктические лемминги встречаются в восточной Сибири с распространением, простирающимся дальше на север, чем любой другой грызун.
- Тюлень. Существует несколько угроз для арктических тюленей. Одним из основных является хищничество таких видов, как белые медведи, косатки и акулы. У некоторых тюленей есть свои собственные приспособления, чтобы избежать нападения хищников. Конечно, люди также охотятся на них из-за их мяса и меха Все эти виды тюленей также подвержены риску загрязнения и деградации среды обитания.
- Песец. У песца (Vulpes lagopus), длина которого составляет 85 см, густой мех, меняющий цвет в зависимости от сезона. Зимой его белый мех делает его невидимым на снегу. Благодаря своему густому меху, короткой морде и маленьким ушам, которые ограничивают потерю тепла, песец может противостоять температуре -70 C. Этот хищник питается мелкими млекопитающими, птицами и тушами.
- Белый или полярный медведь (Ursus maritimus). Он является крупнейшим и наиболее могущественным из наземных хищников. Этот зверь может быть до 3 м в длину и весить почти 700 кг. Как и многие животные Арктики, он имеет белый мех, что позволяет ему незаметно проходить по снежным пейзажам. Он охотится на тюленей, которых может убить одним ударом лапы.
- Арктическая крачка (Sterna paradisaea). Она является мировым рекордсменом по миграции. Каждый год эта неутомимая птица путешествует на расстояние около 35 000 км, которое переносит ее из Арктики в Антарктику. Пролетая из одной полярной области в другую, крачка использует изобилие доступной пищи (рыба, планктон, ракообразные).
- Снежный гусь. Летом снежный гусь (Chen caerulescens) гнездится в больших колониях в арктической тундре, питаясь травой, ягодами и семенами. Когда наступает осень, он мигрирует на юг в гигантских стаях, где проводит зимнюю жизнь на равнинах и в полях. Весной снежный гусь возобновляет свое путешествие и направляется обратно на север.
Растения
В арктической пустыне насчитывается около 1700 видов растений, включая:
- цветущие растения;
- карликовые кустарники;
- травы;
- мхи;
- лишайники.
Растительность тундры, как правило, состоит из крошечных растений высотой всего в несколько сантиметров, и они, как правило, растут вместе на обширных участках.
К таким участкам могут относиться:
- хлопковая трава;
- арктические маки;
- толокнянка;
- арктические ивы.
В более южных районах Арктики обширные бореальные леса, полные ели и березы, охватывают большую часть северного полушария и играют решающую роль в поглощении углерода, климате и глобальном похолодании. Но севернее земля становится безлесной.
Низкие температуры до -60 градусов по Цельсию, очень высокие скорости ветра и недостаток дождя не позволяют деревьям расти. Эта «линия деревьев» отмечает точку, где деревья больше не могут выживать в таких холодных условиях.
Природные ресурсы
Арктические пустыни России богаты:
- железом;
- цветными и драгоценными металлами;
- алмазами;
- другими редкими металлами и удобрениями.
Также много свинца и цинка. Добыча этих материалов вносит значительный вклад в общий годовой доход страны. Однако значительная часть Арктики до сих пор не исследована, поэтому наличие природных ресурсов там до сих пор неизвестно. Но Российская и североамериканская Арктика уже вносят важный вклад в добычу природных ресурсов
В целом предполагается, что добыча сырья в Арктике останется чем-то вроде исключения, поскольку арктическая среда обитания не должна разрушаться. Кроме того, экстремально холодный климат, плохая инфраструктура и основные технические требования усложняют разведку и эксплуатацию территорий.
Таблица природной зоны арктических пустынь
Географическое положение | Рельеф и почва | Климатические условия | Животные и растения | Ресурсы |
Арктические регионы от | — равнинный — есть горные участки — бедные замерзшие почвы | Климат характеризуется сухостью воздуха. Средняя температура воздуха составляет от 0 до -22. Летом воздух прогревается до + 10. | Только животные, которые лучше всего приспособились к холоду, такие как белый медведь, песец и кольчатая нерпа, живут в этих враждебных регионах круглый год. Морж, гренландский тюлень и многочисленные виды птиц мигрируют, когда усиливается холод. Арктика и ее обитатели чувствительны к глобальному потеплению, а также к морскому и атмосферному загрязнению, которое накапливается в регионе под воздействием ветров и течений. | Арктика содержит богатые нефтяные и минеральные ресурсы. На сегодняшний день в зоне арктической пустыни добывается около 1/10 части в мире нефти и ¼ природного газа. Российская Арктика – это источник более 80 % всей добываемой нефти и почти всего природного газа. |
Народы и культуры
Арктические пустыни и тундра России, покрытые льдом морских берегов, служат домом для различных народов и культур на протяжении тысячелетий. Самые первые жители Арктики были там около 40 000 лет назад.
Хотя части вблизи Северного полюса в основном покрыты льдом и люди живут в течение нескольких месяцев без дневного света или ночи, можно также найти несколько городов с населением в несколько тысяч человек. Несколько групп людей с различными культурами живут по всей Арктике, такие как эскимосы и ненцы.
Эскимосы, чья территория простирается от Берингова пролива до Гренландии, имеют более 100 терминов для обозначения различных типов снега и морского льда на их родных языках.
Этнолог доктор Игорь Крупник помогает документировать ценные традиционные знания в арктических общинах. Его исследования с коренными жителями также позволяют сделать важные выводы о том, как коренные народы и сообщества Арктики адаптировались и будут адаптироваться к изменению климата в будущем.
Жизнь для людей в Арктике означала передвигаться на снегоступах, каяках и лыжах, а также строить дома из китовых костей, снега, камня.
Значение зоны для человека
Хотя количество туристов в Арктике все еще относительно низкое по сравнению с другими частями мира, туризм в настоящее время находится в беспрецедентном внимании в арктических регионах.
Арктические пустыни России не являются исключением из этой тенденции. Растущий глобальный интерес к Арктике привел к увеличению числа туристов. Хотя поток туристов не настолько велик, как, например, в Гренландию. Сегодня туризм предлагается в качестве одного из трех экономических столпов Гренландии, наряду с рыболовством и добычей полезных ископаемых.
Экологические угрозы
Население в Арктической пустыне и вокруг нее невелико, и, следовательно, ухудшение состояния окружающей среды, связанное с развитием, не является проблемой. Наиболее явная угроза исходит от разведки ископаемого топлива на местном уровне и его использования в глобальном масштабе.
При сгорании эти виды топлива загрязняют и усиливают глобальное потепление, которое угрожает нарушить эту хрупкую экосистему.
Охрана арктических пустынь в России
Арктические пустыни России требуют охраны из-за угрозы глобального потепления и таяния ледников, что способно привести к разрушительным последствиям для животных, обитающих в регионе, а также для человека.
Основные задачи охраны арктических пустынь России:
- сохранить богатство растений и животных в регионе;
- снизить уровень выбросов в окружающую среду;
- не допустить разрушительных последствий в связи с исследованиями залежей и добычей природных ресурсов в регионе.
Российские арктические пустыни – это уникальное место, где пустынные просторы покрыты не песком, а толстым слоем льда и снега. К тому же, здесь солнце светит всего 2 месяца в году. Это малоизведанная территория, которая на сегодняшний день находится в особо уязвимом положении из-за экологических угроз.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об арктических пустынях России
Зона арктических пустынь России:
ФИО студента | Толстенко Виктория Эдуардовна | ||||||||
ФИО наставника | Мишина Вероника Николаевна | ||||||||
Школа | МБОУ СОШ № 55 | ||||||||
Класс | 4 «Б» | ||||||||
Тема урока | Пустыни | ||||||||
Место урока в разделе | Природа России | ||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||||||||
Цель урока | Формирование представления об особенностях природной зоны пустыни. | ||||||||
Задачи урока | 1)образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; 2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы; 3)воспитательные: воспитывать интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира. | ||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Ученик научится:
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: П-1- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П-8- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; П-17 – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; П-18- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: Р-8- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Р-11- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; Р-15- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: К-1 – выражать в речи свои мысли и действия К-12 – использовать простые речевые средства К-13- контролировать свои действия в классе. | Ученик получит возможность формирования: Л-2 – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Л-6 – интерес к учебному материалу | |||||||
Ресурсы | |||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||
Учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А. А. Плешаков, карта природных зон, контрольно измерительные работы И.Ф. Яценко | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/16/prezentatsiya-i-konspekt-uroka-4-klass-pustyni-umk https://www.infouroki.net/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-okrujayushchemu-miru-v-4-klasse-po-teme-pustynya.html | Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, видеофрагмент «Физ.минутка». | |||||||
Межпредметные связи | Связь с литературным чтением и математикой | ||||||||
Этапы урока | |||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
1 | Организационный этап (1 минуты) | Проверка подготовленности классного помещения. | — Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть! Меня зовут Виктория Эдуардовна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок. – Нас сегодня ждет дорога, | Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому. | Приветствуют учителя Настраиваются на дальнейшую работу | Л-6 | |||
2 | Актуализация знаний (9-10 мин.) | Актуализация субъективного опыта учащихся | — Ребята, сегодня мы познакомимся с новой природной зоной России, но прежде, давайте с вами вспомним, какие природные зоны России нам уже хорошо известны? -Покажите их на карте — Сейчас, слушая описание ПЗ, вы должны догадаться, о какой ПЗ идет речь: Полгода здесь ночь и полгода день. Всюду снега и льды. Несколько месяцев подряд солнце почти не показывается. В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. На тысячи километров вдоль берегов северных морей протянулась безлесная равнина. Зима длинная и очень суровая, лето короткое, нежаркое. Растения здесь низкорослые, стелются по земле, мхи и лишайники господствуют повсюду. Большая часть России расположена в этой природной зоне. Эта природная зона с богатой растительностью и разнообразным животным миром. Тепла и влаги достаточно для жизни растений и животных На все стороны путь, не лесочка, не гор. Необъятная гладь. Необъятный простор. -Молодцы! Вы так легко и быстро отгадывали природные зоны, что, я думаю, вы, как настоящие профессионалы, быстро и легко решите и тест Тест №18 (КИМ) стр. 29 Проверка (слайд) | Систематичная проверка знаний Словесный метод Беседа (фронтальная) Работа с тестом Наглядный метод (презентация) | — Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, зона степей Показывают на карте известные природные зоны -Зона арктических пустынь — Тундра -Зона лесов — Степь Решают тест | П-8 П-17 Р-8 Р-11 К-12 | |||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.) | Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников. | — Ребята, а знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли. -Как думаете, что это за место? — Какова же тема урока? — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? Какие задачи мы перед собой поставим? | Беседа (фронтальная) Подведение к определению темы и цели урока. | — Пустыня — Природная зона – пустыни — Цель: узнать как можно больше о пустынях — Задачи: Выяснить, кто обитает и что растет в пустыни; где расположена пустыня. | Л-2 К-1 К-12 | |||
4 | Первичное усвоение новых знаний (10-12 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала | — Что вы представляете, когда слово «пустыня»? -От какого слова произошло слово «пустыня»? Как думаете, что бы это могло значить? -Я хочу прочитать вам отрывок из повести В. Ежова «Белое солнце пустыни». Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлёпая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой — палка. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа не было — один песок и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает всё под собой, есть только солнце над барханами без единого кустика и ни единой былинки вокруг до самого горизонта. — На самом ли деле пустыня является совершенно безжизненным пространством или в пустыни всё-таки не пусто? На этот вопрос нам предстоит ответить. К этому вопросу мы вернемся в конце урока. — А сейчас давайте с вами найдём и посмотрим, где расположены пустыни. Есть такое понятие как «полупустыни» Чем отличаются друг от друга? -Каким цветом они обозначены? — Что вам напоминает этот цвет? — Откройте учебник стр.118 — Рассмотрите фотографии и представьте себе пустыню. -Предположите, какой там климат? — А чем пустыня будет отличаться от степи? Прочитайте текст (с. 118) — Ставьте «v», если соответствует вашему знанию. -« +», если является для вас новым -«?» непонятное или вы хотели узнать об этом поподробнее -Какие вопросы возникли? -Какие бывают пустыни? -Что такое барханы? -Что такое такыр? -Что вас удивило? | Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний. Практическая Работа исследовательская я деятельность Работа по Учебнику (приём «инсерт») | -Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок и т.п. — От слова «пусто» Рассуждают -Это значит, что там ничего нет Слушают учителя — Рассуждают, делают свои предположения — Рассматривают карту -Полупустыня – это ландшафт, который сочетает в себе участки степей и пустынь. Пустыня – это ландшафт, который отличается засушливым и жарки климатом, скудной растительностью. — желтым Рассуждают -солнце, а значит там очень тепло, сухо. — Там очень жарко и сухо -Обе зоны имеют разное географическое положение: большинство пустынь приурочены к тропикам, степи – это субтропический и умеренный климатический пояс. Климат, в котором формируются пустыни, более экстремальный. Здесь жарче, а атмосферных осадков выпадает меньше. В пустыне почвы не формируются, в степи грунты есть, и они весьма плодородны. Обе зоны имеют различный растительный и животный набор. Работают по учебнику, делают пометки — Песчаные и глинистые — валы из песка -растекавшийся глинистый участок Делятся своим мнением | П-1 П-8 Р-11 К-1 К-12 Л-6 | |||
Физ.минутка (1 мин) | Видеофрагмент | Выполняют физ. минутку | |||||||
5 | Первичная проверка понимания (10-12 мин) | Установить правильность и осознанность изученного материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся | -Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне? Как вы думаете? – Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра «Труден путь через пустыню. Самая большая мечта — вдоволь воды напиться. И вдруг -о чудо! Вдали отчётливо виден берег, а дальше — море, и даже слышится шум волн, корабли…Скорее туда, скорей. Но всё это обман…» — О каком явлении идет речь? — Есть ли в пустыне растения? — Как же растения приспособились к жизни в пустыне? (Особенность растений пустыни как можно меньше испарять воды и добывать её на глубине, поэтому листья у них в виде колючек и мощная корневая система) — Какие же растения растут в пустыне? сообщения детей… — Хорошо. С растительным миром мы познакомились. Теперь послушайте про животный мир пустыни (открывают учебник на стр. 120-121 и рассматривают иллюстрации). Жизнь животных и растений неотделима друг от друга. Рассмотрите животных. — Угадайте о ком речь? Сколько важности в походке! По пустыне – сковородке По колючкам босиком Кто идёт с горбом-мешком? (верблюд) — Что вы знаете об этом животном? (у него есть горбы, он мало пьёт, вынослив и т. п.) Решите задачу Верблюд в час проходит 16 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов? (16 * 5 = 80 км) Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, хвост льва Кто это? Зачем тушканчику такой хвост? У тушканчика хвост длиннее тела в 3 раза. Сразу понятно, что он ему нужен. Сидит тушканчик на задних лапках, передними веточку обгладывает, хвост ему подпорка. И толкач. Хвост- балансир помогает при первом прыжке оттолкнуться, а когда поскачет на двух ногах, то хвост ему помогает сохранить равновесие. Хвост ему балансир. Но это ещё не всё, на конце хвоста у него белая кисточка. Для друзей она указатель: я тут, за мной! А для врага – обманщик. Вильнёт на бегу кисточкой влево., а сам – вправо. «Моё вам с кисточкой» А вот тарантул Не обидели тарантула глазами, 8 их у него и 8 ног. На охоту выходит ночью, носится по пескам со всех 8 ног, смотрит во все 8 глаз. Никакому насекомому не спрятаться. Руками лучше его не трогать — укусит. А это пустынный крокодил-варан Он достигает длины 1,5 метра, весит- 3,5 кг. Неподалёку видна нора глубиной более 2 метров, куда крокодил пустыни прячется в случае опасности. Варан-хищник, свою добычу может сбить ударом хвоста. Пищей ему служат и грызуны, и ящерицы, и и змеи, и даже жуки, муравьи, гусеницы. Детёныши вылупляются из яиц и быстро растут. Джейран- это длинноногая стройная газель, кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами, постоянно кочуют. Воду пьют один раз в неделю. К водопою приходят, когда стемнеет. В жару лежат в тени. При опасности убегают, развивают скорость до 60 км/час Сайгак (презентация) Песчаный удавчик. Это животное хорошо приспособлено к жизни в песке. Голова у него лопатообразно заострена, а глаза вынесены верх головы, чтобы чуть высунув голову из песка, змея могла увидеть свою жертву. Так же в пустыне обитают…(стр.122-123) – Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц . Почему? Это потому, что птицы плохо переносят жажду (слайд) | Беседа с элементами рассказа Сообщение детей | Слушают учителя. Делают свои предположения Слушают учителя — мираж -да Предполагают Рассказывают, слушают друг друга и рассматривают иллюстрации в учебнике Верблюжья колючка Самое распространённое растение пустыни. У неё длинный корень (до 20метров). С его помощью растение питает себя водой, листья у растения в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Её охотно поедают верблюды Колосняк Очень ценное растение. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. Джузгун Один из лучших закрепителей песков. Выглядит он совершенно безлистным, но листья у него есть, они малозаметны, и роль листьев выполняют зелёные веточки, которые появляются каждую весну. Саксаул Одно из замечательных пустынных растений. «Лес без тени» Так часто говорят про заросли саксаула. Но тень всё же есть. Нельзя его пилить и рубить, слишком хрупок, легче его ломать. Саксаул- самое лучшее в мире топливо. Высота растения 4-5 метров, листьев нет, но есть чешуйки. Для пустыни саксаулы имеют огромное значение: активные закрепители песков и лучшее топливо в безлесной пустыне. Предполагают | П-8 П-17 П-18 Р-8 Р-11 Р-15 К-1 К-13 Л-6 | |||
6 | Первичное закрепление (8-10 мин) | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Мы продолжаем путешествие по пустыне. «Вот на горизонте показалось сказочное видение: островок пальм, хижины, изобилие зелени. Что это? Опять мираж? Нет. Это оазис». Оазис- это участок в пустыне , где есть вода. Оазис-это жизнь. -Чем человек занимается в пустыне? -Назовите экологические проблемы в пустыне .-Какие причины их возникновения? -Как можно решить эти проблемы? Неумеренное орошение-Избыток соли в почве…. Вредно для растений и животных. Браконьерство….Исчезновение животных. Неумеренный выпас скота…подвижность песков….исчезновение растений и животных – Вы раскрыли экологические проблемы пустынь. И виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки — Что нужно делать, чтобы сохранить природу? — Для сохранения природы пустынь и полупустынь создан заповедник «Чёрные Земли» (слайд) | Беседа (фронтальная) Словесный метод Работа по Учебнику (Приём «инсерт») | Слушают учителя Читают учебник, делают пометки Отвечают на вопросы. Рассуждают | П-1 П-8 П-17 К-1 | |||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учебник, с. 125. Выполнить задания для домашнего контроля Выполнить задания в рабочей тетради №1-4 | Словесный метод (беседа) | Записывают домашнее задание | ||||
8 | Рефлексия (подведение итогов занятия) (1 мин) | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога — эмоционального состояния. | — Ребята, нам удалось достигнуть наши задачи? — Ответьте, на наш вопрос, который мы поставили в начале урока: На самом ли деле пустыня является совершенно безжизненным пространством или в пустыни всё-таки не пусто? — Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения: Мы узнали …, Теперь я умею …, Было интересно … -Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу. Сегодня за работу на уроке оценки получили: …… — Урок окончен. | Беседа и самоанализ (фронтальная) Подведение итогов урока. | Подводят итоги урока. | К-1 К-12 |
Пустыня Каракумы | Карта и факты
Пустыня Каракумы , также пишется Каракумы , туркменский Гарагум или Гара Гум («Черный песок») , русский Каракумы , большой песчаный регион в Центральной Азии. Он занимает около 70 процентов площади Туркменистана. Другая, меньшая по размеру пустыня в Казахстане у Аральского моря называется Аральскими Каракумами.
Физические характеристики
Физиография
Туркменские Каракумы имеют площадь около 135 000 квадратных миль (350 000 квадратных километров), простираясь примерно на 500 миль (800 км) с запада на восток и на 300 миль (500 км) с севера на юг. Граничит на севере с Сарыкамышской котловиной, на северо-востоке и востоке с долиной Амударьи (древней реки Окс), на юго-востоке с Гарабильским нагорьем и Бадхызским степным районом. На юге и юго-западе пустыня проходит вдоль подножия Копет-Дага, а на западе и северо-западе граничит с течением древней долины реки Узбой. Делится на три части: возвышенные северные Заунгузские Каракумы; низменные Центральные Каракумы; и юго-восточные Каракумы, через которые проходит цепь солончаков. По границе Заунгузских и Центральных Каракумов проходит Унгузская цепь солончаков, изолированных, эоловых (ветрообразованных) котловин.
Поверхность Заунгузских Каракумов размыта сильными ветрами. Равнина Центральных Каракумов тянется от Амударьи до Каспийского моря по тому же уклону, что и река. Высота накопленных ветром полузаросших песчаных гряд колеблется от 250 до 300 футов (от 75 до 90 метров) в зависимости от возраста и скорости ветра. Менее 10 процентов площади составляют барханы (дюны в форме полумесяца), некоторые из них имеют высоту 30 футов (9 метров) и более. Имеются многочисленные междюнные понижения (
Геология
Около 30 миллионов лет назад весь район Каракумов был покрыт морем. Орогенные (горообразующие) процессы в южной части Туранской равнины привели к постепенному уменьшению моря и, в конечном счете, к его исчезновению. В дальнейшем Амударья текла по Каракумам, время от времени меняя свое русло и откладывая большое количество аллювиальных отложений (в основном песка и глины). Каракумские пески сейчас содержат около 40 различных минералов, принесенных с гор на юго-восток. После того, как Амударья изменила свое русло и повернула на север, чтобы впасть в Аральское море, поверхность Каракумов стала формироваться в значительной степени эоловыми процессами, которые объясняют современное разнообразие форм рельефа пустыни.
Викторина «Британника»
Быстрая викторина: Пустыни
Песчаная Сибирь
Эта страница содержит заархивированный контент и больше не обновляется. На момент публикации он представлял собой наилучшую доступную науку.
Примечание редактора: сегодняшняя подпись является ответом на сентябрьский пазл Земной обсерватории.
Если вы смотрите вниз, находясь в песках Чара, может показаться, что вы находитесь в настоящей пустыне. У ваших ног идеальные крупинки мелкозернистого кварцевого и полевошпатового песка. На уровне глаз ветром формируются волнообразные ряды серповидных дюн. Ни лес, ни дерево не заслоняют вид — только пучки травы среди песка.
Но поднимитесь на десять-двадцать метров вверх по одной из более высоких дюн, посмотрите вдаль, и пейзаж станет своеобразным. На западе вы увидите заснеженные горы Кодар с альпийскими ледниками, сползающими в узкие долины. В другие стороны света, сразу за дюнным полем, реки петляют по таежному лесу. Вы даже можете заметить северного оленя, бродящего или пьющего из одного из озер, разбросанных по песчаному полю.
Расположенные в Забайкальском крае Сибири, Чарские пески находятся в котловине между хребтами Кодар и Удокан.
Пески находятся к северо-западу от города Навоя Чара, который находится примерно на той же широте, что и Джуно, Аляска.11 июля 2013 г. оперативный аппарат наземной съемки (OLI) на спутнике Landsat 8 сделал снимок Чарских песков в естественных цветах. Песчаное поле кажется коричневым. Окружающие леса зеленые. Серповидные линии на песчаном поле — это гребни дюн.
Несмотря на то, что чаша сухая, она не может считаться настоящей пустыней. В этом районе выпадает около 35 сантиметров (14 дюймов) дождя в год, в основном в летние месяцы. Хотя существуют различные определения пустынь, одно из наиболее общепринятых состоит в том, что в пустынях выпадает менее 25 сантиметров (10 дюймов) дождя в год.
Ледники Кодарского хребта дают ключ к разгадке происхождения этого своеобразного участка песка. Около 20 000 лет назад, во время последнего ледникового максимума, на Кодаре было больше ледников, чем сегодня. В этот период, как полагают геологи, один или несколько ледников блокировали реку Чара, когда она выходила из Чаринской котловины и впадала в хребет Кодар (вверху справа на нижнем изображении).
Геологи считают, что в более ранние ледниковые периоды озеро могло быть еще больше. Чарские пески, вероятно, отложились как часть дельты, оставленной рекой, когда она впадала в это озеро, согласно шведским исследователям, которые нанесли на карту геологическую историю области, используя данные Landsat 7 и топографической миссии Shuttle Radar.
Изображение NASA Earth Observatory, сделанное Джесси Алленом и Робертом Симмоном с использованием данных Landsat Геологической службы США. Надпись Адама Войланда. Поздравляем Феликса Боссерта с тем, что он быстрее всех решил головоломку. Также поздравляем Роберта Эмберсона с интересными подробностями о геологической истории дюн.
Посмотреть эту область в EO Explorer
Дюны Чарских песков кажутся неуместными среди таежных лесов Сибири. Ледниковое озеро помогло создать это поле дюн тысячи лет назад.
Изображение дня на 22 сентября 2013 г.
- Инструмент:
- Landsat 8 — OLI
Изображение дня Земля Уникальные изображения
Посмотреть другие изображения дня:
21 сентября 2013 г.
23 сентября 2013 г.
Puzzler Answers
Галерея изображений, которые были ответами на головоломки. Подробнее о головоломке читайте здесь.
Ссылки и ресурсы
- Маргольд, М. и др., (2012, 23 января) Ледниковая геоморфология и ледниковые озера центрального Забайкалья, Сибирь, Россия. Журнал карт, 7 (1), 18-30.
- 56 Параллель (2013, 8 сентября) Галерея: Чарские пески. По состоянию на 20 сентября 2013 г.
- Русское географическое общество (2011 22 февраля) Чарские пески. По состоянию на 20 сентября 2013 г.
Хар-Нуур, Монголия
На этом изображении, полученном 12 июня 2010 г., изображены песчаные дюны верблюжьего цвета, марширующие мимо монгольского Хар-Нуура.
Изображение дня Земля
Олешские пески
Полузасушливая пустыня в Украине является вторым по величине песчаным пространством в Европе.
Изображение дня Человеческое присутствие
Отбивая пески в Исатае
Несмотря на усилия местных властей, пустыня продолжает свое наступление.