Путешествие по баму на поезде: Проект-партнёр 1

Содержание

Проект-партнёр 1

Основной целью полевых исследований этого компонента, проведенного Верой Куклиной, было изучение влияния железной дороги и её обслуживания на мобильности и повседневную жизнь людей, работающих и проживающих в населенных пунктах, и пассажиров, путешествующих вдоль Байкало-Амурской магистрали. Полевые исследования проводились в городах Усть-Кут, Тында и Северобайкальск, а также в пассажирских поездах, курсирующих по БАМу. Часть полевых работ, в том числе ключевых интервью в местных муниципальных образованиях и ведомствах Российской железных дорог (РЖД) в Тынде и Северобайкальск, был проведены с Питером Швейцером и Ольгой Поворознюк.

Полевые исследования были сфокусированы на изучении ритмов железной дороги и следующих смежных вопросов:

  1. мобильности и разделения труда между железной дорогой и домашними хозяйствами среди железнодорожников
  2. наследие строительства БАМа в воспоминаниях и опыте его строителей для текущей эксплуатации железной дороги и конструирования социальных идентичностей.
  3. мобильности и иммобильности, связанные с присутствием / отсутствием, графиком движения и другими характеристиками пассажирских поездов вдоль БАМа
  4. проблемы устойчивости поселений с доминирующей транспортной индустрией: проблемы диверсификации экономики, моностилизма, социального разнообразия.

Полевые работы включали индивидуальные глубинные и групповые интервью с местными жителями, бывшими строителями БАМа, экспертные интервью с представителями муниципальных образований и РЖД; обследования мобильности при помощи анкетирования, сфокусированного на описании поездок и удовлетворенности связями с существующей инфраструктурой; сбор архивных и статистических демографических данных, а также муниципальных отчетов и программ социально-экономического развития, которые заполнили пробелы в публично доступных данных муниципальных интернет-сайтов. Всего в ходе полевых исследований было собрано 46 интервью с местными жителями и пассажирами поездов.

Предварительные результаты полевых исследований

Предварительные результаты полевых исследований

  1. Советские планы по добыче природных ресурсов вдоль БАМа региона не были полностью реализованы. В результате бюджеты и рабочие места местных муниципальных образований зависят в значительной мере от железной дороги, а Тында и Северобайкальск включены в списки моноиндустриальных городов. Текущие проекты развития добывающей промышленности с использованием вахтовой рабочей силы и реорганизации РЖД вновь подчеркнули маскулинный характер освоения Севера. Вахтовые методы уже общепризнаны в качестве мужской сферы занятости, однако рост нагрузок и нерегулярные графики в РЖД также подчёркивают преимущества трудоустройства молодых одиноких физически сильных и здоровых мужчин.
  2. Низкая зависимость работы поездов от природных условий делает их наиболее надежным видом транспорта. Тем не менее, для железнодорожников, которые страдают от чрезмерной мобильности, другие виды транспорта являются предпочтительными для отдыха и туризма.
  3. Одним из последствий реформ, связанных с реорганизацией РЖД, стало перекладывание ответственности за услуги пригородных поездов на региональные правительства, которые должны компенсировать убытки. В случае таких бедных регионов, как Республика Бурятия, это означает меньшее количество поездов и необходимость использования более дорогих пассажирских поездов дальнего следования.
  4. Отсутствие развитой системы здравоохранения и экстремальные климатические условия также имеют большее влияние на женщин, которые в основном берут на себя заботу о детях и пожилых. Закрытие школ и медицинских учреждений совместно с более высокими расценками на пригородное сообщение служат дополнительным фактором для принятия решения о миграции из небольших поселений в более крупные.

Ритмы поездов и гендерное разделение труда на БАМе, июль 2017 г.

Основной целью полевой работы данного компонента Веры Куклиной было изучение воздействия расписания поездов на поселения, и в частности, железнодорожников, проживающих на БАМе, а также пассажиров поездов, циркулирующих по БАМу. Полевые исследования проводились в городах Усть-Кут и Северобайкальск, пассажирских поездах, проходящих между соответствующими станциями, и в селе Холодное. В последнем основная работа проводилась совместно с Ольгой Поворознюк.

Полевые исследования были сфокусированы на выделении основных ритмов Байкало-Амурской железной дороги и следующих взаимосвязанных вопросах:

  1. Мобильность и разделение труда между работой и домом среди железнодорожников
  2. Мобильность и иммобильность местных жителей в связи с доступностью и расписанием пассажирских поездов на БАМе
  3. Формы зависимости местных предпринимателей от расписаний и режима работы железной дороги

Полевая работа и мероприятия по распространению информации о проекте включали фокусированные интервью с местными предпринимателями и железнодорожниками и биографические интервью с бывшими строителями БАМ, анкетирование с фокусом на способах и направлениях передвижения и удовлетворенности существующей транспортной инфраструктурой, сбор статистических и экономических данных, а также муниципальных отчётов и программ социально-экономического развития.


Всего в ходе полевой работы было собрано 32 интервью с местными жителями и пассажирами поездов, а также было заполнено 40 анкет.

Предварительные результаты полевой работы:

  1. Работа и поездки поездами по московскому времени влияют на режим работы и отдыха железнодорожников не только в поездах, но и в офисах железнодорожных предприятий. Для железнодорожников, работающих в полевых условиях, режим работы больше подвержен сезонным ритмам и “окнам” между поездами.
  2. Расписание пассажирских поездов имеет большое влияние на деятельность предпринимателей, занятых на железнодорожных станциях и прилегающих территориях. В частности, работа кафе, киосков, представителей развозной и разносной розничной торговли и таксистов более ориентирована на приезжающих, отъезжающих и пассажиров проходящих поездов. В поселениях, где железная дорога является единственным надежным видом транспорта, малые и средние предприниматели используют багажные вагоны пассажирских поездов для доставки товаров, которые формируют зависимость от продолжительности остановки, расположения багажных поездов на железнодорожной платформе.
    Однако, учитывая растущие тарифы на железной дороге, предприниматели и пассажиры ищут другие способы транспортировки, иногда за счет риска собственной безопасности (например, используя плохо обслуживаемую автомобильную дорогу вдоль железной дороги БАМ).
  3. Станции отправления и прибытия поездов, продолжительность проезда, частота и продолжительность остановок обусловливают темпоральность движения пассажиров и проводников и характер их взаимодействия. В то время как у проводников есть список инструкций, регламентирующих набор предоставляемых услуг и способы поведения с пассажирами, у пассажиров имеется весьма ограниченная информация об использовании предоставляемых услуг и имеющихся в вагоне приспособлений и оборудования (например, правила пользования туалетом, краном и горячей водой, неочевидные для тех, кто впервые путешествует по железной дороге). Формы и нормы поведения пассажиров регулируются неофициально на основе общепринятых правил. В результате у пассажиров, не имеющих опыта поездок в российских поездах, могут возникнуть проблемы с адаптацией и возможностью более комфортного путешествия.
  4. Гендерное разделение труда на железной дороге остается одной из областей доминирования мужчин: большинство должностей с более высокой заработной платой и управленческими ролями занимают мужчины. В редких случаях, когда женщины занимают высокую должность, нарративы и дискурс формируются в мужском роде («Сам сделал, сам принял, сам отправил»). В целом, женщины-респонденты старшего поколения и опрошенные женщины без детей больше выражают поддержку существующих иерархий. «Традиционное» разделение труда оспаривается подрастающим поколением: девочки более заинтересованы в изучении технических дисциплин железнодорожного образования, чем прежде.

самые живописные маршруты по всему миру

Есть что-то волшебное в путешествии на поезде. Необъяснимая магия и особая атмосфера царят в обычном спальном вагоне: много новых людей, у которых своя судьба и история, стук колёс и постоянно меняющийся пейзаж за окном. Между прочим, поезд — это отличный и недорогой способ осмотреть просторы любой страны.

На каких маршрутах самые завораживающие пейзажи?

Reunification Express, Вьетнам
  • Начало пути: Хошимин.
  • Конец пути: Ханой.
  • Расстояние: 1726 км.
  • Продолжительность: 2 дня.
Часть пути проходит через города, имеющие важное значение для истории страны. Линия Reunification Express, также известная как железная дорога Север-Юг отвечает всем критериям хорошего путешествия. Это одна из самых любимых железных дорог Юго-Восточной Азии, её судьба тесно связана с местами, через которые она проходит. А местные жители добавят колорита и расскажут свои истории. Нет более атмосферного способа добраться из Хошимина в Ханой. Пейзаж за окном только добавит ярких красок поездке.
The California Zephyr (Калифорнийский Зефир), США
  • Начало пути: Чикаго.
  • Конец пути: Сан-Франциско.
  • Расстояние: 3924 км.
  • Продолжительность: 2 дня и 5 часов.

Нет более удивительного путешествия для тех, кто хочет почувствовать себя первооткрывателем американских земель или героем фильмов про Дикий Запад. Невероятные пейзажи за окном обеспечены любому, кто отважился сесть на этот поезд.

Путь лежит через пустыни, Скалистые горы и Сьерра-Неваду. Настоящее приключение в стиле голливудских фильмов про ковбоев. Особая атмосфера ждёт тех, кто доберётся до вагона с панорамными окнами.

Если столь долгое путешествие не входит в планы, то можно ограничиться самым захватывающим отрезком между Денвером и Гленвуд-Спрингс. Поезд проедет через безмолвную пустыню с глубокими узкими ущельями около верховьев реки Колорадо.

Байкало-Амурская магистраль, Россия
  • Начало пути: Тайшет.
  • Конец пути: Советская Гавань.
  • Расстояние: 4324 км.
  • Продолжительность: 4 дня.

Путешественника, рискнувшего сесть на поезд по БАМу, ждёт более 4 тысяч километров дикой природы Сибири. Железная дорога соединяет отдалённые населённые пункты, где температура может опускаться до −60 градусов по Цельсию.

В отличие от Транссибирской магистрали, БАМ пролегает по более холодной местности, но от этого пейзаж за окном не становится менее живописным.

Железная дорога Озера Титикака, Перу
  • Начало пути: Пуно.
  • Конец пути: Куско.
  • Расстояние: 388 км.
  • Продолжительность: 10 часов.

Железная дорога пролегает от берегов озера Титикака до столицы инков. Пейзаж за окном порадует заснеженными горными пиками и бесконечными долинами Анд. Путешественники, отправившиеся по этой железной дороге, могут скоротать время за напитками в баре.

Но главная особенность заключается в другом. На борту поезда Perurail’s Lake Titicaca можно полюбоваться видом на звёздное небо из вагона-обсерватории. Ничто не сможет оставить такое неизгладимое впечатление, как стук колёс и звёздное небо. Кроме того, можно бесплатно полюбоваться на фермы, где выращивают лам.

TranzAlpine, Новая Зеландия
  • Начало пути: Крайстечерч.
  • Конец пути: Греймут.
  • Расстояние: 223 км.
  • Продолжительность: 4 часа 30 минут.

Ознакомиться с культурой и природой Новой Зеландии можно всего за 5 часов, совершив поездку на TranzAlpine. Этот маршрут считается одним из самых живописных в мире. Путь пролегает по Кентерберийским равнинам и заснеженным горам Южных Альп.

Пройдя через отдалённые альпийские деревеньки поезд спускается в захватывающий туннель, а выходит прямо среди озер, ручьев и тропических лесов западного побережья Южного острова.

Колорит поездке добавят жители Новой Зеландии, живущие в придорожных деревнях. Женщины в местных одеждах, несущие на головах корзины — незабываемое зрелище.

британский путешественник Оливер Смит поделился впечатлениями о проездке по БАМу

Оливер Смит — британский путешественник. Один из немногих, кто был настолько заинтересован путешествием по дальним уголкам России, что отправился в путь на поезде по Байкало-Амурской магистрали. По его словам, эти заповедные места являются для России тем, чем был когда-то для американцев Дикий Запад. Своими впечатлениями он делится с читателями.

Вид из космоса

Если посмотреть на территорию России из космоса, то Сибирь будет казаться огромным черным пластом земель, куда не ступала нога человека и нет признаков цивилизации. Но если масштаб карты увеличить, то сразу будут видны небольшие пятна огней, которые выстроились в ровную цепочку. Огни — это небольшие города, а по цепочке они расположены потому, что расположились вдоль железной дороги, единственной, которая связывает их с крупными городами, — Байкало-Амурской магистрали, известной сокращенно как БАМ.

О железной дороге

По большей части БАМ состоит из одноколейной дороги, которая проходит порой по самым отдаленным точкам не только страны, но даже мира. Поезда движутся по дороге со средней скоростью в 40 км/ч и покрывают примерно 4,3 тысячи километров. Именно такова протяженность БАМа от точки, где она ответвляется от Транссибирской магистрали. Кстати, магистраль проходит совсем недалеко, почти параллельно, однако Транссиб, однажды получивший большую долю славы и популярности, продолжает быть таковым. А БАМ, увы, находится в тени его славы. Совсем незаслуженно. Путешественники, да и прочие исследователи, называют эту железную дорогу старой и изношенной. Ее изгибы прокладывают настолько сложный путь, что движение представляется очень долгим. Маршрут подходит тем, кто готов забраться в уютное купе и на протяжении многих дней вести дневник путешествий, глядя в окно и созерцая невероятную красоту девственной природы.

Как возникло желание

Обратитесь к вашей фантазии и попробуйте мысленно перенести рельсы далеко на запад. А теперь смотрите: этой дорогой можно было бы проехать от Лондона, через Париж, Милан и Стамбул добраться до Иерусалима. Но к счастью или нет, БАМ находится в сибирской тайге и на ее протяжении встречаются лишь небольшие населенные пункты, которые географы иногда даже на физической карте не отмечают. Если вы решились на такую поездку, то вы выбрали путешествие ради путешествия.

Сам Оливер решил отправиться в него сразу же, как только прочитал о существовании магистрали. Информация была представлена очень скупо, всего несколько параграфов в путеводителе по России. Но этого было достаточно, чтобы понять, что эта поездка — вызов выносливости и любви к путешествиям, приглашение, чтобы испытать полную гамму ощущений. Именно так все и произошло. Может быть, поэтому Оливер помнит это путешествие в мельчайших подробностях до сих пор.

Современные реалии

За окном — локдаун. Где-то ограничений больше, где-то меньше. Но они есть. И в это тяжелое время, когда нет совершенно никакой возможности отправиться туда, куда хочешь, с особенной любовью и теплотой вспоминается поездка по БАМу. Куда-нибудь. Неважно куда, лишь бы вперед. Постоянно отступающий вперед горизонт похож на хорошее лекарство от клаустрофобии, которую многие начинают приобретать в легкой форме в режиме самоизоляции. Представьте, что вы сидите в купе поезда, который двигается с постоянной скоростью в 40 км/ч, и наблюдаете перед собой огромные пространства. Вы будто попали в страну великанов. Похоже на место, где обитают мечты.

Суть строительства

Однажды Леонид Брежнев назвал БАМ «героическим проектом века», ведь стройка началась в 70-х годах прошлого века. Строительство такой протяженной железной дороги несло в себе большое количество перспектив. В первую очередь, это, конечно, удобный путь, который открывает ворота к сибирским богатствам: богатейшим месторождениям нефти, золота, меди, древесине. По замыслу советского руководства эти места должны были стать колыбелью крупных мегаполисов. А сама железная дорога стала бы отличной защитой в случае вторжения китайцев, которого в те годы многие опасались. Кроме того, железная дорога должна была стать связующим звеном в торговле между регионами, как некогда в древности Великий шелковый путь.

К сожалению (и сейчас историки это признают), проект оказался непосильным. Осваивание территорий из теплого кабинета в Москве казалось простым и легким. Советский человек горы свернет на энтузиазме. На деле все оказалось игрой высокомерия. Люди и техника исчезали под оползнями, вечную мерзлоту не выдерживала даже техника. Сейсмические толчки, дезертирство, плохо изученные территории… Был случай, когда строители прорубили отверстие к подземному озеру вместо тоннеля. Люди гибли. Люди не выдерживали. И вместо мечты о мегаполисах оставались лишь бедные поселения.

Посла развала СССР

Первый поезд пошел по новой железной дороге по иронии судьбы в 1991 году. Именно в тот год, когда рухнула та идеология, которую проект должен был прославлять. После того как великая держава рухнула, местные жители очень переживали, что останутся за бортом, что о них забудут.

На самом деле так оно и есть: БАМ — особое место, где загадочно переплетаются остатки советского прошлого и современность. Когда Оливер находился в поезде в своем путешествии, на одном из перегонов все пассажиры поезда в один момент устремились на правую сторону. Оказалось, что поезд в тот момент проезжал по Братской плотине, общая площадь которой составляет почти 5,5 тысячи километров. Это резервуар с водой, и давным-давно он был самым большим в мире. Вода использовалась гидроэлектростанцией, которую строили для обеспечения электричеством предполагаемых мегаполисов.

Общие впечатления

Пандемия по-прежнему бушует во всех уголках мира. А поезда продолжают ходить по Байкало-Амурской магистрали и для многих являются единственным способом куда-то выбраться и вернуться назад. В целом БАМ можно сравнить с рекой Нил для Египта. По нему осуществляются перевозки, гражданские и торговые, курсируют передвижные больницы, чтобы оказывать необходимую медицинскую помощь в этих глухих местах. БАМ — жизненно важный путь. Будучи уже дома, в Лондоне, Оливер Смит часто вспоминал свое путешествие и сравнивал его со своей тихой жизнью в Лондоне. Даже немного скучал по храпящим в вагоне пассажирам, когда открывал дома окно и вслушивался в тишину ночного Лондона.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Поездка на поезде по России — поезд БАМ в Сибирь до Комсомольска-на-Амуре

Перейти к содержанию Меню
  • Начать здесь