Пюхтица женский монастырь: Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь / Организации / Патриархия.ru

Пюхтицкий Ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь, Нарва

4.5

90 отзывов

Отлично

Очень хорошо

Неплохо

Ужасно

Oleg K

1 публикация

Дом Матери Божьей

авг. 2020 г.

От Пюхтицы до Царства Божьего всего 3 ступеньки .

Преподобный Иоанн Кроншта́дтский .

Святое Православное место на земле Эстонской .

Опубликовано 2 мая 2021 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Любовь А

6 публикаций

просто поездка

авг. 2020 г.

Очень нравиться это место, посещаем его как только можем себе позволить, красота неописуемая, очень ухоженное место

Опубликовано 5 августа 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


ASOROKO

Москва, Россия8 публикаций

Чистое, намоленное место

янв. 2020 г.

Действующий православный женский монастырь. Можно купить хлеб из собственной пекарни, молоко, масло.

Опубликовано 24 февраля 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


lamonadina

Москва, Россия1 349 публикаций

Блаженство и спокойствие после посещения.

янв. 2020 г. • Семейный отдых

Заезжали в данный монастырь по наводке эстонский друзей. Место очень душевное! Чистая ухоженная территория. Внутри храма богатейшие убранства, очень очень красиво. Милейшие монашки разрешили прикоснуться к Рождественской иконе около алтаря. Прогулялись по территории Монастыря и прям на душе было так легко и спокойно. Впечатлил монастырь сильно. Обязательно посетите его.

Опубликовано 21 января 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Natalja

Нарва, Эстония14 публикаций

Место, где Душа раскрывается и радуется!!!

июнь 2019 г.

Не очень часто( где-то 2-3 раза в год) бываем с мужем в Пюхтицком Ставропигиальном Свято-Успенском женском монастыре. В этом месте всегда получаешь позитивные эмоции и наслаждение как красотой храма, его ухоженной территорией, так и добрым , искренним отношением к тебе. Заряжаешься энергией и добротой. Всегда после посещения монастыря хочется задуматься о вечном…переосмыслить свое прошлое и наслаждаться настоящим!

Опубликовано 28 ноября 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Serg_SPb

Санкт-Петербург, Россия74 публикации

Уголок покоя

авг. 2018 г. • Для двоих

Посещая Эстонию, всегда заезжаем в Пюхтицкий монастырь. Умиротворяющее место. Монастырь безусловно женский, такого обилия цветов в монастырях еще не встречали. Сестры доброжелательные, если попросить, пропустят за ограждение к иконе Успения. Можно погулять по парку. Потом посетить святой источник. Там есть купальня с раздевалкой, захватите купальные принадлежности и полотенце. Будьте готовы к тому, что во время церковных праздников, особенно в жаркую погоду источник вычерпывают почти досуха. Если есть возможность разделите праздник и купание. И будет вам счастье!

Опубликовано 8 июля 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ольга А

Архангельск, Россия53 публикации

Прекрасное, богодухновенность место

апр. 2019 г.

Прекрасное место, отдохнете и душой и телом!!!! Красивое место. Все с любовью обустроено. Обязательно сходите на источник и возьмите с собой бутылку для святой воды. Побываете на службе, очень красиво поют монахини, очень красиво украшен храм. Есть мощи Екатерины Пюхтицах местно чтимой святой , икона с мощами Матроны Московской и другие святыни. Советую взять экскурсию. Одеваться лучше теплее, воздух Балтики чувствуется.

Опубликовано 27 мая 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Елена Л

Санкт-Петербург, Россия12 публикаций

Красота!

март 2019 г. • Семейный отдых

Заезжали семьёй по дороге в Таллин. Очень благостное место. Сам собор находится сейчас на реставрации. К сожалению, был очень сильный холодный ветер, поэтому много погулять не получилось. Представляю, какая там красота летом! Всё очень ухожено. И уже появляются первые цветы.

Опубликовано 27 марта 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


frmaria2018

Краснодар, Россия1 публикация

‌»Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие»

июнь 2018 г. • Семейный отдых

‌«Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие»
30 июня 2018 года приехали мы с семьёй с годовалым ребенком в Пюхтицкий монастырь на вечернее богослужение.
Служба началась,вёл владыка,а мы с малышом стояли в притворе (на улице было холодно,дул сильный северный ветер и моросил дождь).
В притворе ребенок лепетал своим детским голоском (не плакал!),на что добрые матушки-монахини выгоняли (иначе не скажешь) нас на улицу. Мы по возможности,конечно,сидели укатанные в одеяло в коляске,однако долго на таком холоде не пробудешь.Нет-нет,заходили обратно.
Заехать в притвор с коляской,где людей не было,нельзя. Строгая матушка грозила пальцем и говорила «какой кошмар!Вы что не видите сколько людей!» (Хм,нет!Все были в самом храме!).Была там также женщина с двумя двойняшками годовалыми одна…тоже выгнали,у мальчика-малыша руки аж синии были от холода.
К слову сказать ездим туда 11 лет,но такое впервые (раньше просто не было ребенка и не знали о том,что им там не рады).
Ездим мы из далека,поэтому «привозите ребенка к помазанию» у нас не всегда выходит,бывает и раньше.
Было бы на улице тепло,конечно,гуляли по территории,но в холод…ни сострадания,ни православной любви не читалось в глазах выгонявших монахинь (не всех,конечно).
Были во многих храмах и монастырях,такое впервые.Прошу молитв о нас грешных и о святой обители,да вразумит всех Господь!

Опубликовано 1 июля 2018 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ealieva111

8 публикаций

Отдых для души

март 2017 г. • Для двоих

Спокойно и душевно. Как и должно быть в таком месте. Души отдыхает и очищается. Если когда-нибудь смогу, то именно туда поеду молиться и работать в помощь монастырю.

Опубликовано 25 февраля 2018 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Показаны результаты 1–10 из 63

Экскурсия «Пюхтицы — Святая Земля»

Пюхтицы — Святая Земля

С.-Петербург — Пюхтицкий Успенский женский монастырь — С.-Петербург. 1 день.


Наши направления Туры по Европе Туры в Прибалтику Пюхтицы — Святая Земля

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царства Небесного. Обитель эта будет стоять до пришествия Господня, а вы, сестры, не будете испытывать особенной нужды во всем». Св. праведный Иоанн Кронштадтский.

Мы отправимся на экскурсию в Эстонию. На святой земле Пюхтицкого монастыря мы увидим священный дуб, которому поклонялись местные жители ещё в незапамятные времена. Именно в ветвях этого дуба была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Среди паломников принято трижды с молитвой обходить вокруг дуба против движения солнца. На месте обретения чудотворной иконы была построена деревянная часовня, в которой та и пребывала до начала строительства православной обители.


Программа тура:

Отправление из Санкт-Петербурга:

Отправление из С-Петербургана автобусе в 06:30 от ст. м. Балтийская в 6.30

ВНИМАНИЕ:
  • Туры с ночным переездом могут отправляться накануне (с 21.00 до 24.00) объявленной даты тура.
  • Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице «Отправление групп»
  • Туры с утренним выездом отправляются строго по времени. Ожидание опаздывающих туристов не предусмотрено.
ВНИМАНИЕ:
  • Для участия в турах в Республику Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан, Турцию, Молдову, Азербайджан, Киргизию, Казахстан и Монголию наличие визы для граждан РФ не требуется.
  • Для участия в турах в страны Европейского Союза необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу тура: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены — исключать объекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.
В стоимость включено:
  • переезды на комфортабельном автобусе по программе;
  • услуги гида-сопровождающего.
Дополнительно оплачивается (цены ориентировочные):
  • экскурсия по территории Пюхтицкого Успенского женского монастыря — 4 евро;
  • обед — 8-13 евро.

Распечатать программу

Для корпоративных
клиентов
(группа от 10 человек)

ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ

Сила моя в немощи совершается

Рисунок Людмилы Кулагиной   

Успенская церковь Удивительный и красивый Свято-Успенско-Пухтицкий монастырь Пюхтицкий монастырь в Эстонии является особым местом паломничества не только православных христиан из России и Прибалтики, но и из многих других стран.

«>Пюхтицкий монастырь имеет малую икону Великомученика Георгия «>Св. Георгий Победоносец, побеждающий грозного змея. Мало кто знает, что ее написал известный в дореволюционной России иконописец Григорий Журавлев, человек, родившийся без рук и ног.

Этот удивительный человек оказался в центре внимания, когда в 1963 году сербский искусствовед и реставратор Здравко Каймакович обнаружил икону св. Кирилл и Мефодий в югославском селе Парацин. Русская надпись на обороте гласила:

«Сия икона написана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости 1 , в селе одноименном, крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим человеком, с его зубы, в 1885 году 2 июля».

Позже ученый написал о своей находке следующее:

«Изысканная и тонкая работа, и на первый взгляд я отнес ее к работе иконописца с академическим образованием, а надпись на ней была написана безымянным монахом. Я рад, что нашлось такое явление, как Журавлев, сумевший, преодолев жестокость природы, подняться до завидных высот изобразительного искусства».

Инвалид

Григорий Журавлев родился в 1858 году в крестьянской семье в глухой деревне Утевка Поволжья, недалеко от Самары. Когда его мать поняла, что родила покалеченного ребенка (без рук и ног, только культи на их месте), она решила, что Господь за что-то наказывает ее и ее мужа. Долго она оставалась безутешной в своем горе, а соседи, жалея бедного младенца, шептались между собой: «Бог обидел его. Ему осталось недолго жить». Но этот «доходяга» и не думал покинуть этот мир без воли своего Небесного Отца; и постоянно напоминал всем о себе своим пронзительным плачем…

Через восемь дней после его рождения они отнесли ребенка в церковь. Младенца крестили с именем Григорий. Его кум Дядька 2 Яким, взяв мальчика из рук настоятеля храма, проворчал: «Что это за младенец, у него только ротик!» Отец Василий неодобрительно покачал головой:

«Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Промысел Божий на этого ребенка… Подожди, ты подожди, а вдруг не ты о нем позаботишься, а он возьмет заботиться о тебе… Бог может сделать то, что не может человек».

    

Вся деревня пожалела Гришу. Чувствовать жалость — значит любить всем сердцем. Все старались изо всех сил угодить покалеченному мальчику, помочь ему или угостить вкусненьким. Даже деревенские хулиганы никогда не обижали и не дразнили его. Поскольку отец Гришеньки не вернулся с Кавказской войны живым, «большое сердце деревенского мира» позаботилось о многодетной семье с ребенком-инвалидом — соседи пахали и засевали свой надел, собирали урожай, а батюшка Василий, вместе с отставным генералом князем Тучковым не только предлагал ему кое-где монетку, но и давал жадно улыбающемуся Грише возможность учиться у добрых учителей. Мальчик научился писать пером в зубах, и к Журавлевым повалили люди с просьбами написать прошения в органы или письма родным.

Дар от Бога!

Необычайные способности Гриши проявились рано, доказав всем, что он не только не обижен на Бога, но, наоборот, Бог наградил его талантом: ползая по двору, он часто сжимал веточку в зубах и часами рисовал людей, животных и растения на песке…

Эти рисунки ставили людей в тупик, а ход рассуждений Гриши поражал даже стариков, ведь своим детским умом он мог проникнуть глубоко в самую суть вещей и событий. Ребенок взглянул на божье творение глазами зрелого человека и благодаря своим страданиям понял многое, чего другие даже не заметили.

Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной     

Необычайные способности Гриши проявились рано, доказав всем, что он не только не обижен Богом, а совсем наоборот

Душа, наполненная светом, всегда тянется к Богу. И поэтому Гришу всегда тянуло к храму божьему. Он то и дело просил пойти туда, чтобы «покачать головою перед Богородицей». Его брат и сестра, которые всегда были рядом, чтобы позаботиться о нем, часто возили его в инвалидной коляске в небольшую церковь. Проталкивая коляску через густую стену людей, Гришу подвели к каждой иконе и подняли, чтобы приложиться к ней. Маленький мальчик целовал святую икону, и слезы катились по его щекам… Прихожане тоже плакали при этом виде, и их слезы очищали их души.

Князь Тучков, никогда не оставляя семью Журавлевых без своей милости, отправил Гришу учиться в школу в Самару.

Его одноклассники по искусству поначалу сторонились «коротышки», но со временем полюбили его за веселый нрав и сообразительность. Учился он с удовольствием и окончил гимназию с отличием.

Героический поступок всей его жизни

Григорий Журавлев и брат Афанасий. Фото конца 19 века Григорий обучался основным приемам профессиональной живописи в иконописной мастерской Алексея Ивановича Сексяева. У Гриши был свой отдельный стол, поставленный у окна и снабженный кожаными ремнями. Пристёгнутый к столу широкими ремнями и держащий в зубах щётку, он погружался в совершенно иное царство — мир светлых душевных переживаний, где (благодаря его от Бога таланту!) трепетно ​​оживало Святое Евангелие.

через краски, нанесенные на простую кипарисовую доску.

После пяти лет кропотливого труда Григорий Журавлев мог уверенно писать иконы и украшать храмы. Лежа в специальной клетке-колыбели, живописец даже успел расписать купол каменного храма, построенного в честь Святой Троицы в Утевке. Это был труд на грани коллапса от сильной боли. Через два-три часа работы у художника возникал такой болезненный спазм мышц челюсти, что невозможно было разжать зубы и вытащить кисть изо рта. Губы его кровоточили, передние зубы болели, почти стачивались до корней, а на лопатках и затылке от лежания в колыбели образовывались кровавые налеты… Но как велика была сила его духа! Это был героический поступок в его жизни.

В личном архиве Генерал-губернатора А.Д. Свербеева находилось письмо Журавлева к Цесаревичу Николаю, будущему Императору Российскому, датированное 1884 годом:

Икона Святителя Николая Чудотворца, преподнесенная в дар Цесаревичу и будущего императора Николая. Хранится в Эрмитаже. Фото: chiffalis.livejournal.com «Ваше Императорское Высочество, смиренно и искренне прошу Ваше Императорское Высочество разрешить мне, Григорию Журавлеву, крестьянину Самарской губернии, Бузулукского уезда, села Утевка, от всей души преподнести Вашему Императорскому Высочеству икону святителя и чудотворца Николая, которого я написал не руками, а ртом; потому что с самого рождения у меня не было ни силы, ни движения в членах. Ваше Императорское Высочество, во имя Ваше Императорское, смиренно прошу принять сию икону, которую со всем сердцем и любовью подношу Вашему Императорскому Высочеству. Смиренно прошу Тебя принять сию икону, посланную вниманию Твоего Императорского Имени, так как у меня нет ни рук, ни ног. И написал я эту икону по вдохновению Всемогущего Бога, Который дал мне увидеть Божественный Мир…»

Господь позволил калеке «увидеть Мир Божий» по Своему Замыслу!

По всем мирским меркам человек, рожденный без рук и без ног, должен был стать «самым несчастным среди людей». Но жизнь Григория Журавлева, всем сердцем любившего Христа и принявшего Его волю, стала в православном мире очевидным проявлением духовного закона: «Сила Божия совершается в немощи».

Облачения — красота богослужения

Какими были церковные ткани 400 лет назад и чем они отличаются от современных? Что такое, например, погребенный бархат? Поиски ответа на эти вопросы привели меня на Крутицкий двор, в уютный старинный купеческий дом, где располагался выставочный зал мастерской Аксамитского церковного облачения. Григорий и Наталья Насибуловы, руководители мастерской, могут часами водить гостью по залам, рассказывая о каждом платье.

– Как рождаются рисунки и орнаменты, украшающие ткани?

— Многие из них имеют исторические прототипы. Вот византийский мотив: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Он воссоздан по фреске, на которой священник был изображен в рясе с этим узором. Сначала мы сделали вышивку с птицами и грифонами на основе этого рисунка, а потом заказали ткань. Есть у нас и ткани, изготовленные по образцам старинных облачений, сохранившихся в церквях, от московского Свято-Данилова монастыря до небольших церквей в русской глубинке, например, в Костромской области. Недавно по репродукции из Исторического музея сделали ткань с очень сложным орнаментом. Большой популярностью у священников пользуется парча, созданная по рисункам известного художника начала 20 века, одного из ярких представителей русского модерна Сергея Вашкова. А он, в свою очередь, тоже ездил по городам России, собирая материалы. Это преемственность.

 

– Вы заказываете много тканей из Италии. Почему?

– Те виды церковных тканей, к которым мы привыкли, стали делать в России только в 18 веке. До этого был аксамит – ткань, сплошь вытканная золотыми петлями, алтабы… В церквях служили беднее в льняных облачениях. А бархат и парчу привозили из Италии, Турции, Ирана. Благодаря этому, например, на итальянской фабрике, с которой мы работаем, сохранились некоторые образцы тканей, отправляемых в Россию для облачений в XVII веке! И заказываем там, например, погребенный бархат со старинными орнаментами. В таком облачении служили во времена патриарха Никона и даже раньше! Правда, современные технологии все же внесли свои коррективы: сегодня в производство идет шенилл, который неспециалист с трудом отличит от бархата. У него немного другой ворс. В русском церковном искусстве параллелей с европейским искусством больше, чем можно было бы подумать, как и в архитектуре. Например, в Милане и Вероне мы видели замки с такими же винтиками, как и в Московском Кремле. Один к одному! Потому что работали одни и те же архитекторы. Кстати, М-образные штыри имели и практическое назначение: в центре штыря помещалась балка, на этих балках устраивалась крыша, которая защищала защитников города или замка от вражеских стрел.

— Когда-то итальянцы переняли искусство изготовления драгоценных тканей в Китае…

— Великий шелковый путь проходил через Милан из Китая. Благодаря этому итальянцы научились делать шелковые ткани. Для этого им пришлось совершить преступный поступок: похитить несколько гусениц тутового шелкопряда. А сейчас процесс обратный: китайцы скупили в Италии целые районы, где расположены текстильные фабрики. Сейчас там живут и работают выходцы из Поднебесной.

 

– Вы начали работать 25 лет назад. Наверное, в те годы вам приходилось начинать свой творческий поиск буквально с нуля?

— Да в те годы в церквях ничего не было. Некоторые облачения были сшиты из скатертей усердными прихожанами. Фелони, изготовленные предприятием «Софрино», открывшимся в 70-е годы из тканей завода им. Свердлова, были пределом мечтаний священников. Однако кое-где еще сохранились красивые старинные облачения. По образованию я художник по костюмам, закончила театрально-художественное училище. Митрополит Волоколамский Питирим благословил меня на пошив облачений, в храме которого я служил алтарем. Владыка дал мне «Справочник священнослужителя» — там были выкройки. По этим выкройкам я сшила первую фелонь… с ровным нижним краем: выкройка была неаккуратной. Потом разобрался что к чему. Он разорвал старые ветхие облачения, снял выкройки. В Пюхтицком монастыре игуменья Варвара благословила меня научиться шить и вышивать у сестер. Я вдохновился — и понеслось.

– Где вы заказывали ткани?

– Я нашел несколько фабрик: Дарницкий в Киеве, Рахмановский шелковый комбинат в Московской области… По их продукции я понял, что они могут делать церковные ткани. Начали вести переговоры, создавать первые образцы… Нашли в Даниловом монастыре два старинных облачения, сделали по ним эскиз… И тут выяснилось, что до революции Рахмановский комбинат был фабрикой купца Заглодина, которая специализировалась на ткани для облачений! Нашли даже каталог церковных тканей и изделий. У Заглодина делали и плащаницу, и хоругви – действовала так называемая «рассеянная мануфактура»: работы раздавались вышивальщицам по избам, а потом изделия собирались на предприятии. Мы воспроизводим некоторые из этого каталога даже сейчас. Например, рубашки для артоса – сегодня эта традиция не сохранилась, а до революции для артоса использовали совершенно особенный саван. Даже Оловянишников делал заказы у Заглодина. Некоторые их церковные ткани были награждены медалью на выставке в Париже! Сейчас мы работаем с несколькими заводами – отечественными и зарубежными. Кстати, мы также сотрудничаем с Ростовской эмалевой фабрикой. Например, у нас есть дубина с изображением Воскресения Христова. Кстати, эмалевые элементы для украшения облачений греки тоже покупают у этой русской фабрики.

– Недавно вы сделали копию знамени, которое было знаменем греческого освободительного движения. Как это произошло?

— Несколько лет назад я был на Афоне и встретился там с архимандритом Нектарием, который служит в горах Пелопоннеса. Я подарила ему вышитую закладку из нашей мастерской. Осмотрев его, священник стал просить меня сделать какую-то работу для его церкви. Трудно было понять, какой именно: он не говорил по-русски, а я не говорил по-гречески. Видно было только, что работа удалась. Я всячески отказывался, но священник был настойчив, и я сдался. Оказалось, что он просил нас скопировать знамя для своей церкви, которое является исторической и духовной реликвией греческого народа и хранится в монастыре Святой Лавры в Патрах. В начале 1821 года, когда греки восстали против турок, архиепископ Старых Патр Герман благословил восставших этим знаменем и присягнул им. Знамя стало их знаменем освобождения, по сути, первым знаменем греков после столетий национальное порабощение. Вера в него была так велика, что даже турецкий султан обещал большие деньги тем, кто «достанется этой проклятой тряпке». Мы подготовили эскиз, отец его утвердил. Работа продолжалась три года и, наконец, увенчалась успехом. В Греции нас встретили с честью, отец Нектарий был очень доволен. Он даже благословил нас читать Символ веры и Отче наш за Литургией, которую чтут только самые почетные гости. На основе этого хоругви мы сделали еще один, который подарили церкви Крутицкого подворья.

— Вы работаете в технике ручной или машинной вышивки?

— В основном машина. Но машинная вышивка вряд ли может отличаться от ручной вышивки. Обычно при машинной вышивке на компьютере выделяется определенный сегмент, например, рука, и он заполняется. Но вы можете нарисовать каждый стежок. Это очень кропотливая работа, по времени сравнимая с ручной вышивкой, но результат того стоит.

– В ассортименте тканей мастерской «Аксамит» можно увидеть многоцветные варианты: например, золотая парча с красным и синим цветами. На какой период богослужебного года они рассчитаны?


— До революции не было такого четкого разделения облачений по цветам, как мы привыкли сегодня. В ризнице храма Воскресения Словущего на Даниловском кладбище, которое не закрывалось в советские годы, я видел много старых облачений, привезенных туда из разных церквей, в том числе и из Храма Христа Спасителя. Были и многоцветные облачения, например, фелонь из погребенного багряного бархата на золотом фоне, которую использовали в обычные воскресные дни, а не только для поста. В одном из музеев Ярославля, на выставке, посвященной купцам Оловянишниковым, мы видели сине-серебряное облачение, на плече которого был изображен святой Николай. В наши дни, во дни святых, служат в желтом, а в синем – на Богородице. А там — пожалуйста! Наконец, в Греции, в Болгарии и сегодня служат в разноцветных облачениях. Так что можно предположить, что традиция строгого соблюдения соотношения цветов облачений с периодами богослужебного года сложилась не так давно.

– На самом деле существуют разные исторические версии о традиции служить на Пасху в красных облачениях. Чуть более ста лет назад, на Воскресение Христово, служили в белых облачениях…

— Переход на красные облачения некоторые связывают с облачениями, которые шили для храмов Российской империи к 300-летию Дом Романовых – юбилей праздновали в мае… На плечах этих светло-бордовых облачений были вышиты крест, пальмовая и дубовая ветви и надпись: «Это победа». Такое облачение я впервые увидел в Храме Великого Вознесения, когда служил там алтарником, в юности, и мне очень захотелось это повторить. «Романовские» облачения были и в Храме Христа Спасителя, и во многих других храмах по всей России — их заказывали специально к юбилейным торжествам, выделяли средства из казны. Мы не раз делали их замечания, священники их оценили.

– Сейчас жаркое лето. Какие облачения вы бы порекомендовали священникам?

– В жару обычно берут облачение без подкладки. В старину облачение могло весить до 20 кг, видимо, тогда люди были сильнее, а сейчас все более востребованными становятся легкие ткани. Не обязательно лен: хорош и шелк, и современный полиэстер, похожий на хлопок. Облачение может быть совсем без металлической нити, при этом оно очень объемное, отлично держит форму. У нас есть ткань из Италии, которая как будто покрыта кружевом — она очень нравится священникам. Преимущество итальянских тканей в том, что они в основном натуральные.

 

— Некоторые священники в интернете против стоящего плеча…

— Это спорный вопрос. Многие священники радуются, что благодаря высокой мантии русская фелонь хорошо проветривается. Знакомый священник, много лет служивший в Австралии, говорит, что в жару легче с высоким плечом. Мантия может быть сделана мягче, жестче. Для этого используются специальные нетканые материалы из хлопкового волокна. Облачения имеют три символических значения: царские одежды Спасителя, воинские доспехи и Гроб Господень. Весь этот символизм несет на себе высокая мантия фелони.

– Недавно вы посетили ризницу Миланского собора.

— Это было чудо! Буквально случайно мы встретили в Милане наших друзей, знакомым которых оказался пономарь собора (бывший полицейский, ныне католический монах). Это он провел нас в ризницу, и показал нам то, что туристы обычно не видят. Нас, конечно, поразило, как все четко и продуманно, как бережно хранятся облачения. Например, мы увидели, что хранить их лучше горизонтально. Облачения XVII в. находятся в специальных полукруглых ящиках типа «карусель», расставленных бумагой и тканью — полезный пример обращения с облачениями. Например, они сохранили облачение, в котором Папа Пий 9короновал Наполеона. Они все это хранят, берегут. У нас тоже когда-то было такое щепетильное отношение. Меня, например, в свое время поразило дореволюционное облачение из храма Христа Спасителя, на котором была этикетка: шкаф такой-то, полка такая-то.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *