ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА | Шедевры античного искусства | Каталог
Прошло уже более ста двадцати лет с тех пор, как в 1890 году Генрих Шлиман (1822–1890) последний раз в своей жизни произвел раскопки на холме Гиссарлык, близ входа в Дарданеллы, где большинству современных ученых видится местоположение легендарной Трои. Однако и сегодня проблемы, поставленные открытиями этого археолога-энтузиаста, волнуют умы современных исследователей, оставаясь в центре внимания средств массовой информации. В чем же причина столь пристального и непреходящего интереса к «делам давно минувших дней»?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться как к личности и жизненному пути самого Генриха Шлимана, так и к судьбе найденных им троянских кладов. Одиннадцать наиболее известных предметов из кладов А, О и L представлены в Книге.
В истории европейской науки, богатой фигурами яркими и неординарными, пожалуй, найдется немного личностей столь противоречивых, как Генрих Шлиман. Как же оценивают его деятельность в начале третьего тысячелетия? Спектр оценок весьма широк. Для одних Шлиман – неутомимый археолог-энтузиаст, посвятивший полную трудов жизнь и потративший весьма значительные личные средства на то, чтобы доказать правдивость Гомера, детскую веру в которого он пронес через все испытания. Другие же видят в нем дилетанта-миллионера, одержимого манией славы и кладоискательства, который из-за некомпетентности и самонадеянности разрушил большую часть исторической Трои. Более того, среди определенного круга специалистов до недавнего времени бытовало мнение, что троянские клады Шлимана – это совокупность предметов из различных мест и слоев, произвольно объединенных находчиком в комплексы.
Как часто бывает, истина лежит между этими полярными суждениями, тем более что значительная временная дистанция позволяет оценивать итоги усилий Генриха Шлимана sine ira et studio – «без гнева и пристрастия», как мудро замечали древние.
Говоря о Шлимане, приходишь к убеждению, что он, несомненно, был человеком, отмеченным печатью судьбы, и ярчайшим примером тому служит история с поисками Трои.
У входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы, в 4,5 километра от современной береговой линии, в долинах рек Мендерес и Дюмрек, возвышается сорокаметровый холм. Это – Гиссарлык, что по-турецки означает «Малый замок». Основание холма образовано материковой скалой, вокруг которой в течение тысячелетий отложилась толща культурных напластований. Этот археологический памятник, заключающий в себе остатки не менее девяти укрепленных поселений (сорок шесть строительных фаз), относится к многослойным городищам типа «телль» или «тепе». Залегающие в горизонтах, считая снизу, от основания холма, поселения Троя VI и Троя VII рассматриваются сегодня большинством ученых как остатки воспетой Гомером Трои. Открытое же Шлиманом укрепление и все найденные в нем клады отнесены в современной науке к более древнему слою Троя IIg, датируемому 2400–2200 до н.э., то есть к периоду ранней бронзы, отстоящему от Троянской войны более чем на тысячу лет.
Как показали новейшие раскопки под руководством безвременно ушедшего профессора Тюбингенского университета Манфреда Корфманна, к югу от холма, служившего акрополем, на равнине лежат остатки обширного поселения городского типа, защищенного вырубленным в скале рвом. Это укрепленное поселение с акрополем существовало в XIII–XII веках до н.э., то есть связано со слоями Троя VI и Троя VII, к последнему из которых исследователи относят события Троянской войны1.
Когда 8 августа 1869 года Генрих Шлиман впервые ступил на землю малоазийской области Троада, он, как можно заключить на основании его дневниковых записей, следовал в своих поисках мнению таких авторитетов, как французский историк искусства Жан-Батист Лешевалье и австрийский дипломат и путешественник Иоганн Георг фон Хан, утверждавших, что Троя расположена на Бали-Даги. Обследовав верхом эту местность и не найдя ничего достопримечательного, разочарованный Шлиман 14 августа вернулся в порт Чанаккале. Он должен был отплыть в Стамбул и… опоздал на корабль. Здесь-то и произошла встреча, определившая судьбу троянской археологии.
Энергичный, любознательный иностранец был замечен Фрэнком Калвертом – британским консулом в Дарданеллах. Этот удивительный человек был знатоком топографии и древностей Троады и, что самое главное, обладал опытом археологических раскопок в данной местности. Приняв Шлимана в своем доме, Калверт понял, что он имеет дело не просто с путешествующим миллионером, а с человеком, одержимым идеей отыскать Трою с «Илиадой» Гомера в руках. Калверт убедил Шлимана, что ее остатки следует искать в недрах холма Гиссарлык, поскольку, поняв научную ценность этого археологического памятника, он уже успел приобрести половину холма в свою собственность.
Осознав перспективность раскопок на Гиссарлыке, Шлиман, при всесторонней поддержке консула, начал подготовку к своему первому археологическому сезону.
К 11 октября 1871 года – началу первой раскопочной кампании, которая включала три сезона и продолжалась до 17 июня 1873 года, Шлиман не имел опыта археологических раскопок. Тем не менее, «веривший (по его собственным словам) каждому слову поэм Гомера как Библии», он был убежден, что руины Трои столь древние, что их следует искать в самом основании холма, на материковой скале. Осмотрительный Калверт, знавший по опыту своих пробных раскопок, сколь велика толща культурных наслоений троянского холма, советовал Шлиману применить систему шурфов-зондажей, то есть ту методику, которой пользуются в аналогичных случаях и современные археологи, и лишь затем приступать к полномасштабным раскопкам. Горящий азартом Шлиман отверг этот мудрый совет и распорядился прорезать городище двумя огромными траншеями.
Это решение имело воистину фатальные последствия: за три сезона работ, проводившихся штурмовыми темпами, были уничтожены значительные участки культурных напластований и остатки построек различных периодов, залегавшие выше того горизонта, до которого довел свои раскопки Шлиман и который позднее, уже после его смерти, был обозначен как поселение Троя II. В числе безвозвратно утраченных оказалась и значительная часть построек поселений Троя VI и Троя VII.
К чести Шлимана следует отметить, что он признал свое трагическое заблуждение. 17 июня 1873 года он с горечью записал в дневнике: «Из-за моей прежней ошибочной идеи, что Троя должна находиться только на материке и поблизости от него, в 1871 и 1872 годах мною была, к сожалению, разрушена большая часть города…»
И все же огромные усилия и финансовые средства, затраченные Шлиманом в течение первых трех лет, а также в последующие годы (он вел раскопки также в сентябре-ноябре 1878 года, в марте-июле 1879 года – при участии профессора Рудольфа Вирхова; в марте-июле 1882 года и в эти же месяцы 1890 года – совместно с Вильгельмом Дёрпфельдом), не пропали даром. Он не только открыл в недрах Гиссарлыка остатки поселения, относящегося к абсолютно неизвестному доселе периоду цивилизации Эгеиды и Анатолии – эпохе ранней бронзы (2400–2200 до н.э.), но и обнаружил уникальные комплексы драгоценных в научном, художественном и материальном отношениях древних изделий.
Клад, опубликованный уже в 1874 году на средства самого Шлимана2, произвел настоящую сенсацию в научном мире, разделив ученых и общественность на два лагеря: сторонников и почитателей Шлимана, с одной стороны, и непримиримых критиков – с другой.
Между тем в роскошном издании Шлимана почти полностью отсутствовала столь обязательная для научных публикаций информация о том, в каком слое, на какой глубине и в каком пункте был обнаружен легендарный «Клад Приама». Более того, насыщенное второстепенными подробностями описание сильно отличается от информации, которая содержалась в остававшихся до 1990 года недоступными для ученых дневниках археолога-энтузиаста, хранящихся в Библиотеке Геннадия в Афинах3.
Подобные противоречия и умолчания в текстах Шлимана, а также разразившийся вскоре после публикации клада скандал, завершившийся в апреле 1874 года в Афинах судебным процессом, который Шлиман, выступавший в качестве ответчика, проиграл, не способствовали его доброй репутации в научных кругах. Дело в том, что Шлиман, согласно фирману (разрешению) турецкого правительства на право раскопок Гиссарлыка, обязан был половину находок передать в Археологический музей в Стамбуле. Он же скрыл от турецких чиновников найденные драгоценные предметы и контрабандным путем вывез их в Грецию.
Прошло более ста лет, прежде чем в вопрос о локализации пунктов находок кладов была внесена некоторая ясность. Английскому ученому Дональду Истону, первому, кто получил право доступа к дневникам Шлимана, удалось воссоздать археологический контекст всех кладов, которых, по его мнению, было двадцать один, включая и «Клад Приама». Этот клад, как полагает Д. Истон, был найден между 27 и 31 мая 1873 года на участке, примыкавшем с северо-запада непосредственно к так называемым «Скейским воротам» (ворота FM, близ здания IX A), с внешней стороны оборонительной стены крепости.
В наши дни, говоря о заслугах и заблуждениях Генриха Шлимана, не следует забывать, что он в своих изысканиях почти не имел предшественников. Практически все крупные раскопки второй половины XIX в., в процессе которых вырабатывались современные методы полевых исследований, проводились уже после первой раскопочной кампании Шлимана, то есть после 1873 года. Нет сомнения, что троянские раскопки с допущенными археологом-энтузиастом методическими ошибками послужили, в известном смысле, катализатором ускорения процесса развития европейской полевой археологии.
Последующая судьба троянских сокровищ оказалась столь драматичной, что уже давно стала излюбленным сюжетом для разного рода научно-детективных сочинений. Сияние мифа о «Кладе Приама», созданного самим его открывателем, на долгие годы как бы затмило подлинный, благородный блеск древнего золота.
В 1881 году, после безуспешных попыток продать свою уникальную коллекцию в такие крупнейшие музеи Европы, как Британский музей, Лувр и Императорский Эрмитаж, Шлиман передал ее в дар городу Берлину. Этот шаг позволил ему стать почетным гражданином Берлина, а также почетным членом Берлинского общества этнологии и древней истории. Первоначально троянская коллекция экспонировалась в Музее этнологии, а с 1922 года – в Музее древнейшей и ранней истории.
В ноябре 1941 года, в ходе развязанной нацистами Второй мировой войны, троянские клады вместе с наиболее ценными произведениями искусства были переведены из берлинских музеев, причисленных к категории «невосполнимых», в надежные хранилища. Клады из коллекции Шлимана поместили в бункер огромного противозенитного форта, сооруженного на территории берлинского зоопарка (Flakkturm am Zoo).
В начале мая 1945 года столица Третьего рейха пала под ударами советских войск. По решению Советской военной администрации в Германии многие памятники искусства из германских музеев были вывезены в СССР в качестве частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистами. В их числе оказалась и троянская коллекция Шлимана, часть которой, а именно 259 наиболее ценных экспонатов из золота, электра, серебра, горного хрусталя и камня, поступила на хранение в Особый фонд ГМИИ им. А.С. Пушкина4.
В течение пятидесяти семи лет троянские находки оставались миражем, недоступным ученому миру и общественности. Публикация нового каталога5, приуроченная к открытию выставки «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», состоявшемуся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 15 апреля 1996 года, вновь ввела эти уникальные памятники в научный оборот, вернула их мировой общественности.
В процессе работы над каталогом были проведены новые исследования древних экспонатов. Они показали, что сомнения в их подлинности безосновательны. Все эти памятники принадлежат к варианту культуры ранней бронзы, сформировавшемуся в Трое II, которая служила своего рода мостом между древними цивилизациями Эгеиды, Анатолии и Двуречья в период между 2400–2200 до н.э. Само местоположение Трои на перекрестке важнейших торговых морских и сухопутных путей, а также наличие на территории Троады доступных источников золота, серебра, свинца и меди способствовали формированию здесь одного из ведущих центров металлообработки и ювелирного искусства запада Малой Азии и Эгейского бассейна6. В сосудах и украшениях из троянских кладов, в которых исследователи видят сокрытые комплексы храмовых сокровищ, а также клады златокузнецов, прослеживаются черты влияния центров цивилизаций Двуречья и Эгеиды. В то же время, несмотря на значительный объем новых археологических исследований и открытий в самой Трое, а также на территории Анатолии и Эгейского бассейна, многие памятники из троянской коллекции Шлимана до сих пор не имеют прямых аналогий и представлены единственными в мире экземплярами.
В.П. Толстиков
________________
1Korfmann, 1995. S. 18–29; Jablonka, 1995. S. 39–49.
2Schliemann, 1874.
3 По завещанию Шлимана эти дневники могли быть преданы гласности лишь через 100 лет после его кончины.
4 414 памятников троянской коллекции из бронзы и керамики были переданы в Государственный Эрмитаж.
5 Сокровища Трои, 1966. Первый, и до 1996 года остававшийся единственным, каталог троянской коллекции Шлимана был составлен ее хранителем Хубертом Шмидтом в 1902 году (Schmidt, 1902. ).
6 Трейстер, 1966. С. 234–238.
Где находилась Троя? Что находится на месте Трои сейчас? Древний город Троя :: SYL.ru
Благодаря Гомеру Троя, без сомнения, является самым популярным и, возможно, наиболее знаменитым местом археологических раскопок в Турции. Остатки древнего города, известные под турецким названием Трува, находятся в 20 километрах к югу от Чанаккале, к западу от главной автомагистрали. Они представляют собой довольно жалкое зрелище, но если вы снизите уровень своих ожиданий и призовёте на помощь воображение, то оно всё же может произвести на вас должное впечатление.
Сегодня руины запущены уже не так сильно, как раньше. С помощью современных научных методов были восстановлены утерянные во время предыдущих раскопок фрагменты. Работы, которые велись под руководством доктора Манфреда Корфмана, помогли разобраться с планом местности до такой степени, что, по крайней мере, стала понятна его общая схема и появилось понимание того, какие поселения находились здесь в разное историческое время.
Краткая история Трои
До 1871 года считалось, что Троя существовала только в легендах. Троадская равнина, на которой лежали руины, ассоциировалась с описанной Гомером в «Илиаде» Троей, но все следы города к тому времени уже исчезли окончательно. В 1868 году разбогатевший в Америке немецкий бизнесмен Генрих Шлиман (1822-1890 годы) получил разрешение правительства Османской империи начать раскопки холма, известного в Турции под названием Хисарлык, где ранее уже были найдены остатки классического храма и признаки ещё более древних сооружений.
Шлиман родился в бедной семье Мекленбурга и уже в раннем возрасте начал увлекаться легендами и мифами Древней Греции. Не будучи в состоянии заниматься историей профессионально (хотя в дополнение к нескольким современным языкам он и выучил самостоятельно древнегреческий), он скопил серьёзное состояние во время калифорнийской золотой лихорадки 1849 года, в возрасте 46 лет забросил коммерцию и стал самым известным и прославленным археологом-любителем в мире.
Неаккуратно проводимые Шлиманом работы привели к значительным повреждениям места раскопок, которые были несколько сглажены первым профессиональным работавшим в Трое археологом Карлом Вильямом Блегеном, который прибыл в Трою в 1932 году. Шлиман нашёл так называемое сокровище Приама, большой тайник с прекрасными украшениями, которое было отвезено в Берлин и выставлялось там вплоть до 1941 года, когда его спрятали в целях сохранности где-то под станцией метро «Zoo».
Троянский конь
В мае 1945 года, после того как Берлин захватила Красная Армия, сокровище пропало. Долгое время подозревали, что его отвезли в СССР, и в августе 1993 года оно волшебным образом объявилось в Москве. Сегодня между Германией и Российской Федерацией идёт борьба за легальное признание сокровища принадлежащим той или иной стране. Одновременно с судебным разбирательством проходит тщательная экспертиза украшений на предмет выяснения, не было ли оно обманным путём собрано Шлиманом из различных мест раскопок Малой Азии.
Каковы бы ни были недостатки работы Шлимана, его первые бессистемные раскопки открыли девять слоёв, которые наглядно продемонстрировали последовательный рост города на протяжении четырёх тысячелетий. Самый первый слой, Троя I, датируется 3600-ми годами до нашей эры. За ней следуют ещё четыре слоя аналогичных поселений. Считается, что Гомер описал Трою IV или Трою VII: первая была разрушена землетрясением около 1275 года до нашей эры, вторая где-то через четверть века сильно пострадала от пожара. Именно к этому времени историки обычно относят события Троянской войны. Троя VIII, которая достигла своего расцвета между 700 и 300 годами до нашей эры, была греческой, а большинство строений Трои IX (300-е годы до нашей эры – 300-е годы нашей эры) возведено в дни славы Римской империи.
Хотя нельзя с уверенностью сказать, была ли Троянская война на самом деле, существует достаточно признаков того, что город действительно стал сценой некоего военного конфликта, даже если это и не было описанное Гомером в «Илиаде» десятилетнее противостояние двух армий. Возможно, что эпос Гомера основан на факте многолетней борьбы микенских греков и жителей Трои, которые были то торговыми партнёрами, то коммерческими соперниками. Гомеровская же версия событий превратила этот шаткий мир в полномасштабную героическую драму, в которой приняли участие даже древнегреческие боги.
Античные руины Трои
Древняя Троя или легендарный Илион Турция фото история как добраться где расположен город Троя
Троянский конь — символ Трои (расположен при входе на территорию Национального исторического парка Трои)
Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».
Три богини — Афродита, Гера и Афина — тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса.
Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины — Елены, жены спартанского царя Менелая.
Парис отдал яблоко Афродите. А потом он похитил Елену и увез ее в Трою.
После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон.
Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города.
Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины в город. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом.
Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину. Случилось это в начале XII в. до н. э.
Троя — история, открытая мифом
Уже в глубокой древности среди народов Эллады были известны сказания о Троянской войне, ее героях и помогавших им богам — хитроумном Одиссее, отважном Ахилле, храбром Гекторе, могущественном Посейдоне, прекрасной Афродите и других.
Троя – это город-музей под открытым небом и одна из наиболее известных исторических достопримечательностей Турции. Историками принято считать, что именно его описывает в своих знаменитых произведениях «Одиссея» и «Иллиада» греческий поэт Гомер.
Троя находилась на севере полуострова Малая Азия, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в древности называли Геллеспонтом. Область, где стоял этот город, так и называлась — Троада. В хеттских архивах Троя фигурирует как Таруиша.
Довольно долгое время принято было считать, что Троя плод писательского воображения, а те, кто верил в его существование, считали, что местом его расположения является местность под деревней Бунарбаши.
Но в семидесятых годах девятнадцатого века знаменитый археолог Генрих Шлиман, при проведении раскопок на холме Гиссарлык наткнулся на развалины девяти городов, находящихся в разных исторических слоях земли, один за другим. После проведения тщательного анализа было установлено, что именно это место описывает Гомер, и именно здесь находится легендарная Троя.
Время жизни Гомера точно не известно. Считается, что он жил между XII и VI вв. до н. э. Право называться его родиной оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Соломин, Родос, Аргос и Афины.
С тех пор этот город является одним из самых популярных, известных и посещаемых достопримечательностей Турции. Данный город-музей занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне, который резко изменил ход Троянской войны. Начиная от «Илиады» Гомера, где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны, о Трое сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов.
Место раскопок Трои
Место раскопок (в мае-сентябре открыто для посещения, 8. 00-19.00, в октябре-апреле – 8.00-17.00) обозначено конечной остановкой долмуш и билетной кассой с надписью «Gise». В маленьком магазинчике при входе неплохо купить две небольшие книжки с картой доктора Манфреда Корфмана A Tour of Troia, которые помогут вам сориентироваться на местности и предложат помеченную цифрами информацию, соответствующую тем или иным изображённым на картинках объектам.
От билетной кассы длинная прямая дорога ведёт к гигантскому деревянному коню (который восхитил бы тётю Дот из романа Роуз Маколей) и дому раскопок, где представлена масштабная модель местности и прекрасное видео, рассказывающее об истории Трои и археологических работ, которые здесь ведутся. Дальше находится и сам разрушенный город, который тянется к морю на 8 километров. По нему проходит кольцевая дорожка с двенадцатью диаграммами, помогающими ориентироваться на местности.
Раскоп представляет собой довольно бледное зрелище, и вы покидаете его в уверенности, что в Трое и на самом деле мало что сохранилось. Тем не менее, когда вы стоите на крепостном валу и смотрите на простирающуюся у ваших ног равнину, то совсем нетрудно представить внизу лагерь осаждающей город легендарной греческой армии. Самыми впечатляющими из сохранившихся остатков города являются восточная стена и ворота Трои VI (1700-1275 годы до нашей эры), 330 метров которых огибают город с востока и юга. Наклонённые внутрь стены высотой 6 метров и шириной более 4 метров должны были быть выложены дополнительным верхним слоем из кирпича.
Руины стены в Трое II
Крепостной вал облицован плоскими каменными плитами Трои II (2500-2300 годы до нашей эры), которыми раньше была вымощена дорога ко входу в цитадель. Где-то рядом Шлиман нашёл сокровище Приама, которое использовал в качестве доказательства того, что нашёл именно гомеровскую Трою. На самом деле это утверждение было ошибочным, и погибшая при пожаре Троя II не имела к Гомеру никакого отношения. Внутри крепости находится впечатляющее здание Дома с колоннами времён Трои VI.
Важнейшим памятником римской Трои IX, или Илиона, является храм Афины, восстановленный Александром Македонским согласно обещанию, которое он дал своему полководцу Лисимаху после того, как посетил святилище и оставил в качестве дара богам своё оружие. Найденные Шлиманом остатки храма подтвердили, что он имел дорический ордер.
Фрагменты его потолка можно увидеть здесь до сих пор, однако самый знаменитый рельеф храма, на котором изображён Аполлон, усмиряющий четырёх бьющих копытами жеребцов, находится сегодня в Берлине. Расположенные на западе раскопа остатки ещё двух святилищ говорят о том, что во времена греков и римлян Троя была важным религиозным центром. Эти храмы также были восстановлены после посещения города Александром Великим. Поскольку схема святилищ сходна с таковой храма в Пергаме, считается, что здесь поклонялись богиням Кибеле и Деметре.
Римский Одеон Трои
Что расположено на месте Трои?
Давайте же узнаем, что находится на месте Трои сейчас. В наше время современная Троя существенно отличается от того места, которое описывал в своих поэмах Гомер. На протяжении многих веков береговая линия постепенно отодвигалась, в результате чего раскопанный город оказался расположенным на абсолютно сухой возвышенности.
Ежегодно город-музей посещает множество туристов со всего мира с мая по сентябрь. Руины Трои разных исторических времен имеют великолепный внешний вид. При желании детально ознакомиться со всеми экспонатами рекомендуется нанять экскурсовода.
Наибольшей популярностью на месте, где находилась Троя, среди туристов пользуется деревянная копия знаменитого коня. Каждый человек имеет возможность оказаться внутри большой статуи, почувствовав себя на время в роли хитроумного греческого героя. Вы также можете стать одним из этих счастливчиков, получивших незабываемые впечатления. Но необходимо выбрать время для поездки, учитывая особые факторы. Ведь в некоторые дни людей на месте, где находилась Троя, вокруг троянского коня настолько много, что большинству не удается подойти к нему даже ближе 100 метров.
Не меньшей популярностью в древнем городе пользуется Музей раскопок. Его посетители имеют возможность просмотреть кучу фотографий, макетов и прочих других экспонатов, которые позволят ознакомиться с процессом обнаружения Трои. Также любознательные туристы во время экскурсии могут заглянуть в огромный храм Афины-Паллады, побывать внутри мрачного святилища древнегреческих богов и оценить по достоинству концертный зал Одеон.
Рекомендации по посещению Трои
Лучше всего посещать раскопки Трои из Чанаккале. Пара местных туристических компаний организует туда туры с гидами стоимостью около 30 лир. В их офисах вам могут сказать, что до Трои не ходят никакие долмуши. На самом деле они туда ходят из Чанаккале каждые двадцать минут. Их конечные остановки находятся около гаража микроавтобусов, напротив рынка на улице Ататюрк, и в деревне Тефвикие, прямо у входа к месту раскопок. Поездка занимает всего полчаса.
Если вы едете дальше на юг, то лучше всего доехать на микроавтобусе Троя-Чанаккале до пересечения с главной дорогой, а там пересесть на любой идущий в южном направлении автобус. В Тефвикие есть слишком дорогая для предлагаемых условий проживания гостиница Hisarlik с рестораном и баром, которые находятся перед билетной кассой на дороге, ведущей к месту раскопок.
Александрия Троада
У Эзине в 20 километрах к югу от Трои от главной дороги отходит шоссе, которое направляется в сторону побережья и через 15 километров приводит к ещё одному грандиозному месту раскопок, древнему городу Александрии Троаде. Из Чанаккале от гаража микроавтобусов до маленького городка Эзине раз в час ходят долмуши. От Эзине к деревне Дальян, которая находится прямо у руин, надо продолжить путь на другой маршрутке. Более редкий транспорт ходит из Гюльпынара, но на нём до Александрии Троады можно доехать без пересадок.
Как добраться до Трои самостоятельно
Побывать на месте, где находилась Троя, – все равно, что прикоснуться к легенде. Неслучайно множество туристов ежегодно решаются увидеть удивительные достопримечательности знаменитой Трои в Турции.
Легче всего добраться до легендарного города из Чанаккале, который находится в 30 км от Трои. Каждый час из этого турецкого административного центра отправляется рейсовый междугородний автобус. Примерно около получаса пути отделяет каждого туриста от знаменитого исторического места. Также имеется возможность добраться до Трои из Стамбула, Бурсы или Измира благодаря маршрутным такси.
Посещение легендарного города не является затратным в финансовом плане. Туристу следует потратиться фактически всего лишь за входной билет и проезд.
Археологические раскопки Трои — Галерея
настроить фильтр
Список Археологические раскопки Трои
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Индикаторы
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Lucia Iglesias
Автор: Lucia Iglesias
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Lucia Iglesias
Автор: Lucia Iglesias
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Lucia Iglesias
Автор: Люсия Иглесиас
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологический памятник Трои (Турция)
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Министерство культуры и туризма
Автор: Умут Оздемир
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Министерство культуры и туризма
Автор: Умут Оздемир
Археологические раскопки Трои (Турция)
© Министерство культуры и туризма
Автор: Умут Оздемир
топ
запомнить мой профиль
Забыли имя пользователя или пароль?
Стать участником
Открытие Трои — интерактивная карта древнего города Трои
1.
ВоротаГлавные ворота Трои I находились в ее южной стене. Он был около шести футов в ширину и, кажется, был окружен двумя башнями. Сразу за этими воротами археологи нашли монументальную стелу, изображающую антропоморфную фигуру с оружием на боку. Это одна из самых ранних известных каменных рельефных скульптур, найденных в западной Анатолии. Этот памятник мог представлять бога или божество-защитника, которому было поручено защищать оборонительные стены Трои и граждан внутри них.
2. Стенки
Троя I была одним из наиболее сильно укрепленных мест в регионе в эпоху ранней бронзы. Известняковые стены были высотой более 11,5 футов и достигали толщины почти 10 футов.
3. Дом Мегарона
В Трое I было обнаружено несколько небольших простых домов, но одно особое строение стоит особняком. Это был ранний тип дома в стиле мегарон. В этом здании есть небольшой вестибюль или передний двор, который ведет в большую заднюю комнату с центральным очагом.
Его размеры составляют около 60 футов в длину и 20 футов в ширину.4. Дома
Остатки построек Трои I видны на дне большой траншеи Шлимана.
5.Мегарон
Во внутреннем дворе, недалеко от центра цитадели, было возведено огромное мегаронное здание с передним вестибюлем и большой комнатой сзади. В центре этой комнаты находился большой очаг диаметром 13 футов. Это сооружение длиной более 100 футов могло использоваться во время особых церемоний и ритуалов. Это одно из крупнейших зданий этой эпохи, расположенных где-либо в Эгейском море.
6. Небольшие дома
Ближе к концу истории Трои II в городе вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть верхней цитадели и многие из ее больших зданий в стиле мегарона. После этого были построены более скромные дома, в которых было несколько небольших комнат.
7. Рампа
Одной из новых особенностей, добавленных во время строительства Трои II, был большой наклонный вход, вымощенный камнем. Это монументальное сооружение имеет длину около 70 футов и ширину 25 футов. Этот тщательно продуманный вход, возможно, в основном использовался как церемониальный путь в город.
8. Стенки
Жители Трои II потратили много сил на строительство своей обороны. Это была необходимая мера предосторожности, чтобы защитить новообретенное богатство города. Стены Трои II были высотой более 15 футов и шириной около 13 футов и содержали ряд башен.
9.Колоннада
Участковый отдел
В этот период территория внутри стен Трои II, по-видимому, была разделена на внешнюю и внутреннюю территорию, где было построено несколько больших мегаронных зданий. Внутренняя территория могла включать общественные места, где проводились ритуалы и церемонии. Раскопки показали, что доступ к этому интерьеру, вероятно, осуществлялся через вход с колоннадой.
10.Ворота
Как и в предыдущем поселении, главные ворота Трои располагались вдоль ее южной стены. Эти ворота должны были обеспечить легкий доступ к центру города для жителей «Нижнего города», нового района, возникшего на низменных равнинах под цитаделью.
11.Дома
12.Стены
Массивные крепостные стены Трои VI были больше, чем все ранее построенные. Они были около 30 футов в высоту и местами имели толщину 16 футов. Они были сложены из тонко вырезанных, плотно прилегающих блоков тесаного камня. Оборонительная сеть включала как минимум три башни и пять ворот. Их внушительные размеры побудили немецкого археолога Вильгельма Дерпфельда связать город с гомеровской Троей.
13. Стены/Ворота
14. Юго-восточная башня
15.Северо-восточный бастион
Это была самая большая из башен Трои VI, размером 59 футов на 26 футов. Когда-то это внушительное сооружение высотой почти 30 футов также защищало колодец глубиной 30 футов, который был заключен внутри него.
16. «Дом Анты»
Так называемый «Дом Анта» представляет собой длинное узкое здание, которое могло быть связано с культовой деятельностью. Во время раскопок в доме были обнаружены следы сожжения, кости животных и другие свидетельства проведения религиозных ритуалов. Эти религиозные действия также могли быть связаны с большими каменными стелами, воздвигнутыми прямо напротив него, за Южными воротами.
17.Южные ворота
Имея почти 11 футов в ширину, Южные ворота были главным входом в город, соединяя нижний город и цитадель мощеной дорогой. Он был защищен большой башней, высота которой до сих пор превышает семь футов. Сразу за этими воротами был воздвигнут ряд каменных стел, некоторые из которых до сих пор находятся на месте .
18.Дом М
«Дворцовый дом»
19. «Столбовой дом»
Самое большое здание в Трое VI — это так называемый «Дом с колоннами», названный в честь обнаруженных в нем каменных столбов, которые когда-то поддерживали крышу его центрального помещения. Это было двухэтажное здание, которое, возможно, было центром текстильного производства.
20. Дома
Дома Трои VI были больше, чем в предыдущие периоды. Они были построены на террасах, окружавших самую высокую точку цитадели. Это были отдельно стоящие многокомнатные постройки, иногда содержащие центральную комнату и очаг. Некоторые из них свидетельствуют о наличии второй истории.
21. «Нижний город»
За последние несколько десятилетий геофизические исследования и раскопки выявили обширный жилой район, известный как «Нижний город», простирающийся более чем на 400 ярдов к югу от цитадели. Он был защищен и окружен глубоким оборонительным рвом. Хотя этот дополнительный жилой район вызывает споры, он предполагает, что в общей сложности Троя VI могла занимать 50 акров и могла быть домом для 10 000 человек.
22.Западные ворота
Западные ворота, которые были открыты в Трое VI, заблокированы в Трое VII, что уменьшило количество точек входа в город.
23.Дома
Монументальность Трои VI, особенно домов, в этот период отсутствует. Вместо этого многие из больших структур разделены и разделены, создавая гораздо меньшие и более тесные жилые помещения. Вероятно, это было необходимо для размещения растущего населения, переселившегося в стены цитадели.
24.
ПитоиСтранным явлением, имевшим место в этот период, была широко распространенная установка керамических кувшинов для хранения, известных как pithoi , во многих домах. Эти сосуды могли достигать шести футов в высоту, но их обычно закапывали в землю, оставляя над землей только верхнюю часть. В одном здании Трои VII их было целых 23. Многие эксперты считают, что это указывает на то, что жители Трои VII накапливали припасы и, возможно, беспокоились о своих запасах продовольствия.
25. Восточные ворота
Значительная часть оборонительных укреплений здесь была добавлена для усиления безопасности в городе и вокруг него.
26. «Дом с террасой»
Это многокомнатное сооружение, известное как «Дом с террасами», было впервые построено примерно в тринадцатом веке до нашей эры, к западу от стен цитадели. В нем была большая центральная комната с очагом, к которой примыкали как минимум две комнаты меньшего размера. Как и в других домах Трои VII, здесь была кладовая с пифос керамические сосуды. Множество артефактов, найденных в здании, в том числе сожженные кости животных, небольшие подношения и оборудование для пиршества, позволяют предположить, что оно могло быть связано с религиозной и культовой деятельностью в период Трои VIIb. Эта часть древней Трои сегодня известна как Западное Святилище, место, которое на протяжении более 1500 лет непрерывно использовалось для проведения ритуалов и религиозных обрядов, некоторые из которых посвящены героям Илиады .
27. Стенки
После землетрясения, разрушившего Трою VI, оборонительные стены цитадели были отремонтированы и повторно использованы жителями Трои VII.
28.Храм Афины
Новый Храм Афины был начат в 3 веке до н.э. для замены старой версии. Он был полностью построен из мрамора в дорическом стиле. У него было 12 колонн на более длинных сторонах и 6 на более коротких, и его размеры составляли около 118 футов в длину и 53 фута в ширину. На строительство храма ушло 80 лет, но когда это было сделано, это был самый большой дорический храм на северо-западе Малой Азии. Здание украшали резные скульптуры, изображающие сцены Троянской войны, а также битвы с участием великанов, кентавров и амазонок. От здания мало что осталось, кроме нескольких мраморных блоков, разбросанных по всему участку. Храм и богиня Афина были в центре внимания крупнейшего городского праздника, ежегодного празднования, которое включало процессии, жертвоприношения, спортивные и художественные соревнования.
29.Заповедный комплекс
Перед началом строительства нового Храма Афины необходимо было построить массивную террасу на вершине цитадели. Для выравнивания поверхности были убраны тонны земли и мусора, что, к сожалению, уничтожило остатки более ранних поселений. Огромная терраса имела длину около 350 футов и ширину 290 футов, занимая площадь более половины размера всей цитадели бронзового века.
30. Портик святилища
Храмовый комплекс содержал портик с колоннадой с трех сторон. Только на северной стороне не было портика, чтобы сохранить драматический вид с храмовой горы на север через Троянскую равнину и Дарданеллы.
31. Западное Святилище
Священная территория, известная как Западное Святилище, была местом культовой деятельности почти 1500 лет, в течение которых она претерпела несколько различных реконструкций. На этой территории находился ряд небольших храмов, алтарей под открытым небом, жертвенных ям и других религиозных сооружений, построенных на двух террасах. Божества, которым здесь поклонялись, могли включать Кибелу, анатолийскую богиню-мать, и Дардануса, мифического предка троянцев.
32.Колодец
Рядом с храмом Афины располагалось обычное круглое мраморное здание, под которым находился колодец глубиной 50 футов, доступ к которому осуществлялся через длинный подземный ход. Точно неизвестно, для чего использовалось это сооружение или колодец, но они могут быть связаны с ритуалом локрийских дев.
33. Булевтерион
Bouleterion был домом собраний или залом совета, где собирались политики и лидеры города. Новое сооружение, вероятно, было построено во время эллинистической строительной программы 3 века до н.э. для замены более ранней версии. Он был частично построен на вершине массивной оборонительной стены цитадели бронзового века.
34.Одеион
Одеон был небольшим театром, использовавшимся для собраний или музыкальных представлений. Он мог вмещать до 2000 человек и был украшен цветными мраморными блоками и статуями в натуральную величину.