Старинные профессии на руси: Старинные русские профессии и ремесла

Содержание

Старинные русские профессии и ремесла

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

1. Плевальщики

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

2. Дегтекуры

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

3. Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек.
Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

4. Косари

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы.
Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

5. Коробейники

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников.
Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

6. Скоморохи

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

7. Плакальщицы

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

8. Горшечницы

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче — украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.

9. Пастильщицы

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название — «Пастила Толстых».

10. Наузницы

Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений…
Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.

11. Повитухи

Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка.
Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали женские ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

Материал создан: 05. 06.2015

создано на основе этого материала


Полные варианты русских поговорок

Несколько фактов о Древней Руси

история ремесел: старинные профессии — history-thema.com История

Главная » Россия » история ремесел: старинные профессии

С развитием новых технологий все больше и больше профессий уходит в небытие и уже только в музеях можно увидеть экспонаты, повествующие о давних ремеслах российского населения.  Например, трепало – деревянный нож для обработки льна.

Сведения о возделывании льна на Руси относятся к XI веку, а в XII – XV веках льна выращивалось так много, что изделия из него продавались за рубеж.

Держа левой рукой пучок стеблей льна на весу, крестьянка правой рукой с трепалом обивала твердую наружную оболочку. За день нужно было обычно истрепать примерно сто таких пучков льна, нанеся по каждому не менее пятнадцати ударов. Понятно, что орудие труда – трепало – должно было быть легким и удобным. Поэтому хорошие мастера – резчики очень ценились в тех местах (Псковские и Новгородские земли, русский Север), где произрастал лен.

Почти невесомые трепала искусные резчики облегчали еще и тем, что наносили на них большие ажурные орнаменты. Наиболее известные мастера изготавливали трепала на заказ, снабжая их надписью, которая сейчас расценивалась бы, как реклама: «1894 года…Торговля Верховского общества деревни Цибуневской… Сей год трепала продаются дешево, мастер уезжает на другое место…».

 

Еще одна ушедшая в прошлое профессия – щеподралы. Ни одного крестьянского дома не могло быть построено без их участия. И на Севере, и в средней полосе России осиновой щепой крыли крышу.

Внешне устройство для производства щепы напоминало большой столярный рубанок размером почти два метра. Инструмент двигали ритмично взад-вперед, взяв его за ручку. Помощники (чаще всего – женщины или подростки) ловили тонкую дощечку, вылетающую из-под ножа. За рабочий день обычно можно было настрогать несколько тысяч штук щепы. Особого умения здесь не требовалось.

Щепа сортировалась в пачки, и кровельщики затем раскладывали ее по крыше так, чтобы каждую щепу закрывала наполовину следующая.

Новая «чешуйчатая» крыша золотом сверкала на солнце. С годами она становилась темно-серой и на фоне неба отливала уже серебром.

 

Деревенские кузнецы не могли обойтись в своей профессии без такого топлива, как древесный уголь. А поставщиками его были углежоги. Они и жили прямо в лесу (в землянке или просто в шалаше), лишь иногда выходили домой за тем, чтобы пополнить съестные припасы.

Все лето (а работали именно в это время года) на импровизированном «заводе» жгли уголь. На большой поляне в нескольких местах складывали в кучи бревна (как сказали бы сейчас – некондиционные) и поджигали. Когда огонь хорошо разгорался, кучу засыпали землей и сверху закладывали дерном. Сутками дымились такие курганы, дрова медленно тлели и превращались в уголь. Углежоги следили за тем, чтобы огонь в середине кучи не разгорался сильно.

Когда уголь был готов, землю отваливали, а сам уголь грузили в телеги – целые обозы приходили за ним в лес. Этим же углем растапливали самовары.

 

Дегтекуры, ободники, колесники и так далее: все это – часть нашей истории, которая позволяет нам понять – как и чем жили люди в далеком или даже в не очень далеком прошлом.

 

10 020

история ремесел в россиистаринные профессиистаринные русские ремесла

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

&nbsp

Предыдущая запись: Почему новое поколение говорит об СССР с иронией

Следующая запись: История: о «жестоком» средневековье

Занятия евреев в черте оседлости

Какими занятиями и промыслами занимались евреи в старой стране?

Перепись населения Российской Империи 1897 года говорит об этом очень много и очень подробно. Сводные данные были изучены в прошлом, и основные факты хорошо известны историкам. Основываясь на своей работе над этой переписью, я представляю здесь основы для тех, кто менее знаком с этим случаем, а также добавляю несколько интересных выводов, сделанных в результате изучения более подробных данных, которые я недавно закодировал из переписи. . Цель состоит в том, чтобы представить данные и некоторые закономерности, которые они показывают, и поэтому обсуждение носит скорее описательный, чем интерпретативный характер.

Занятия и национальности по данным переписи 1897 г.

Около 5 миллионов евреев проживало в черте оседлости в 1897 г., территории, включавшей западные провинции Российской империи, включая Конгресс Польши, где еврейское проживание было в целом разрешено. В то время это была самая большая еврейская концентрация, и сегодня большинство евреев-ашкенази найдут своих предков в этой переписи. В черте оседлости было 25 губерний, губерний по-русски (см. мою карту). В каждой провинции было от 4 до 15 районов, известных как уезд . Всего в черте оседлости было 236 районов. В среднем в округе проживало около 190 000 жителей, в том числе около 21 000 евреев.

В каждом районе был по крайней мере один официальный или административный город, город , который обычно, хотя и не обязательно, был главным городом района. В некоторых районах было два или три города , а в редких случаях и больше. Всего было 333 административных города в 236 районах. В среднем административном городе проживало 23 386 жителей, среди которых более 8 738 евреев. Но большинство из них были меньше; в среднем административном городе проживало 8 737 жителей и 3 464 еврея. Обратите внимание, что доля евреев в городах была намного выше, чем их доля в населении. Это общеизвестный факт, и я планирую подробно рассказать об этом в другом посте.

Для каждого района и для каждого административного города данные, которые я закодировал, сообщают точное количество рабочих по каждой из 65 различных профессий, среди евреев и неевреев, мужчин и женщин. В нем рассказывается, например, сколько женщин-евреек работало в производстве одежды в маленьком литовском городке Шадов (видно на изображении вверху, население 4474; 2512 евреев), в Шяуляйском уезде губернии Ковно (их было 37), или сколько мужчин-евреев зарабатывали на жизнь торговлей спиртными напитками в районе Слоним , в Гродненской губернии, и жили за пределами главного уездного города (их было 122 из 5137 мужчин-рабочих-евреев в этом районе, исключая главный город).

Это не данные на уровне отдельных лиц, но они охватывают всю черту оседлости, фактически данные также охватывают оставшуюся часть из 60 губерний Европейской России и Конгресса Польши. Это очень подробно. Приведенный ниже анализ основан на этих данных.

Другой, Другой

Если вы не знакомы, даже стереотипно, с образом жизни евреев в черте оседлости на рубеже ХХ века, то первое, что важно знать, это то, что евреи использовали чем заниматься более века назад в Восточной Европе, часто сильно отличается от того, что считается типично еврейской профессией в Соединенных Штатах, в Израиле или где бы они ни жили сегодня. Например, в те времена трудно было найти среди них голливудских продюсеров и предпринимателей Кремниевой долины. Были юристы, в том числе мой прадед, и врачи, но их было немного, даже по сравнению с нееврейским населением. На самом деле занятия, требующие высшего академического образования, были недоступны большинству евреев. Пока что для современных стереотипных еврейских занятий.

То, что евреи делали в 1897 году, часто также сильно отличалось от того, что они делали в предыдущие века. Ростовщичество было важным занятием, так как многие евреи были торговцами, а каждая торговля связана с тем или иным видом кредита, но это не был средневековый стиль венецианского купца богатых кредиторов и ростовщиков, который можно было бы иметь в виду. Это не был ни современный банкинг, столь важный для развития российской экономики в то время, ни корпоративный бизнес (данные о котором я планирую привести в будущем). Были известные еврейские магнаты, банкиры и богатые финансисты, но это не было основным игровым полем. Какими бы влиятельными они ни были, их число было ничтожно мало по сравнению с огромными массами еврейских рабочих. Даже если евреи были чрезмерно представлены в этих секторах, они не доминировали в них так же, как они доминировали в других секторах экономики оседлости.

Если вернуться в середину восемнадцатого века и спросить среднего польского крестьянина, чем занимались евреи, то первым ответом, вероятно, были бы арендаторы или трактирщики. Производство и распространение алкоголя было, безусловно, наиболее типичной экономической деятельностью евреев в сельской Польше до раздела, наряду с другими видами занятий, которые зависели от сдачи в аренду поместных привилегий, таких как фрезерование или управление имением. Профессии, связанные с алкоголем, по-прежнему фигурируют в представленных здесь данных, но их относительная значимость снизилась к концу XIX в.го века, с упадком поместного хозяйства раннего Нового времени и целенаправленным официальным подавлением участия евреев в этой отрасли

Короче говоря, позднеимперские российские данные, которые здесь обсуждаются, относятся к определенному периоду и конкретному периоду. Место, о котором мы знаем многое. Но состав еврейских профессий менялся в зависимости от веков и стран, в некоторых отношениях весьма радикально. Вероятно, единственная неизменная черта, которая была верной везде и всегда с конца первого тысячелетия, это то, что евреи вообще не занимались земледелием. В любом доиндустриальном обществе, где большая часть рабочей силы живет за счет земли, этого уже было достаточно, чтобы сделать еврейское распределение занятий заметно и резко отличным от нееврейского. Но часто упускается из виду, что конкретные способы, которыми он различался в различных контекстах, подвергались значительной изменчивости.

Конкретные занятия по частоте

В следующем списке показано распределение еврейской рабочей силы в черте оседлости по группе из 65 занятий. Названия профессий — переводы с русского, данные в одном из первых изданий, посвященных этим данным, исследовании Исаака М. Рубинова (1907, стр. 498-499).

Суммируя всю еврейскую рабочую силу в черте оседлости, мы обнаруживаем, что самым распространенным еврейским занятием было производство одежды, занимавшее не менее 16,5% рабочих. Если добавить к этому несколько других профессий в текстильной промышленности, таких как рабочие текстильной промышленности, торговля текстилем и одеждой, торговля мехами и кожей, почти каждый четвертый еврейский рабочий, 23 процента, работал с шмейтс . Но если это звучит удивительно, на самом деле это не так по сравнению с тем, что произошло в Нью-Йорке в разгар еврейской миграции. Одежда была самой большой вещью, но в Америке она была еще больше. Интересно, что занятость в производстве одежды была почти одинаково распространена для обоих полов, занимая 17% мужчин и 15% женщин.

Второй в списке стоит категория «Личная и домашняя служба», к которой принадлежало почти 12 процентов рабочих-евреев. Постоянная черта почти любой переписи или обследования того периода, а в значительной степени и сегодня, состоит в том, что это первичная категория работниц. Евреи не составляли в этом исключения. Действительно, эта цифра для всего населения скрывает очень неравномерное распределение по полу: 36 процентов всех еврейских рабочих-женщин против только 5,3 процента всех еврейских рабочих-мужчин.

Более общая черта списка заключается в том, что многие из наиболее часто встречающихся в нем занятий относятся к видам торговли и коммерческой деятельности. На самом деле то, как список разбит на множество конкретных категорий, несколько скрывает их известность. Это будет показано более четко ниже, где профессии сгруппированы по основным секторам. Еще одну большую группу составляют различные виды занятости в обрабатывающей промышленности. Ниже мы увидим, что производство было так же важно, как торговля и коммерция, но первое не так сильно выделялось по сравнению с неевреями, как последнее.

Было довольно много еврейских фермеров, более 2 процентов рабочей силы, указанных в разделе «сельское хозяйство» (в отличие от «производства продуктов питания, животных и овощей»). Но эта цифра значительно ниже для развивающейся экономики, и только в сравнении с неевреями, обсуждаемом ниже, можно понять, до какой степени евреи были недостаточно представлены в этой профессии.

Возможно, вопреки некоторым поверхностным стереотипам, евреи присутствовали в нескольких категориях, с которыми они обычно не ассоциируются: каждый 41 еврей в оседлости был военным, занимая 13-е место среди наиболее распространенных профессий. Один из 431 еврея был заключенным или каторжником (42-е место), но это определенно меньше, чем истинная вовлеченность евреев в преступную деятельность – учтите, что для включения в эту категорию недостаточно было просто быть преступник, нужно было также быть достаточно неудачливым преступником, чтобы быть пойманным и посаженным в тюрьму. И, наконец, один из 1157 рабочих-евреев был зарегистрирован по древнейшей из всех профессий (55-е место), среди них в основном работницы, но немало и мужчин на «управленческих» должностях.

Группы занятий по частоте

В следующей таблице 65 занятий сгруппированы в 7 основных групп: сельское хозяйство, торговля, профессиональные услуги, личные услуги, производство, транспорт и другие. Эта группировка снова следует за исследованием Рубинова (1907 г.) и на самом деле представляет собой перестановку приведенных там таблиц (см. стр. 500-502) с некоторыми расширениями: информация о нееврейском населении сообщается рядом с каждая цифра о еврейском населении. Он также показывает долю участия в рабочей силе (количество рабочих, деленное на общую численность населения) и отношение занятости в торговле к занятости в обрабатывающей промышленности.

Отдельно сообщаются пять регионов: (a) 10 провинций Конгресса Польши; (b) Литва, также известная как Северо-Западная, 6 провинций; (в) Юго-Западная, включая пять губерний Киевскую, Подольскую, Волынскую, Полтавскую и Черниговскую; г) Новороссия, состоящая из четырех южных губерний, граничащих с Черным морем, — Бессарабии, Херсонщины, Екатеринослава и Тавриды; и (д) Внутренняя Россия, которую я за неимением лучшего термина использовал для обозначения оставшихся 35 губерний Европейской России, стоявших за чертой оседлости, где некоторые евреи могли проживать в качестве очень незначительного меньшинства.

Во-первых, за исключением Польши, доля участия евреев в рабочей силе была несколько выше, чем среди неевреев; в среднем 30 процентов. Но что еще более важно, между евреями и другими существовали два резких различия. Во-первых, во всех регионах в сельском хозяйстве было занято более половины рабочих-неевреев против менее 3% евреев. А во-вторых, для торговли было верно обратное: немногим более 2 процентов неевреев против почти 30 процентов евреев. Эта этническая сегрегация рынка труда, вероятно, является ключевой особенностью экономики евреев в Восточной Европе. Евреи заняли профессиональную нишу и специализировались на ней. Хотя евреи составляли меньшинство (около 11 процентов населения оседлости), в абсолютном выражении они доминировали в торговле.

Эта сегрегация может , а не объясняться просто тем фактом, что неевреи чаще жили в сельской местности. Так получилось, что евреев, живших вне административных городов районов, было даже на больше, чем занятых в торговле, чем евреев, живших внутри административных городов – 33% против 27% соответственно. И их доля в сельском хозяйстве была все еще довольно мизерной, менее 5 процентов вне административных городов, в отличие от 72 процентов для неевреев (см. в отдельности).

Производственные профессии были категорией, в которой было занято наибольшее количество евреев, почти 36 процентов. Как я показал выше, вероятно, большинство из этих рабочих занимались производством одежды и текстиля. Но специализация в этом секторе по сравнению с неевреями (15 процентов) была не такой разительной. Более того, в отличие от торговли, эта большая склонность евреев к занятию в производстве могла отчасти объясняться тем фактом, что евреи чаще проживали в городах, чем в деревнях, и что горожане в целом чаще были заняты в производстве. . Если рассматривать только административные города, то мы находим, что в этих городских местностях доля евреев и неевреев в производстве составляла соответственно 37% и 28,5%.

Само по себе отношение занятости евреев в производстве к занятости евреев в торговле, показанное в последней колонке, представляет собой интересную переменную. Коммерцию и другую мелкую предпринимательскую деятельность можно рассматривать как естественную среду обитания восточноевропейских евреев, сектор, в котором они полностью доминировали и который обычно был их первым лучшим выбором. Производство было второстепенным, сферой, в которой у них было меньше сравнительных преимуществ, и их приходилось делить с неевреями. Возможно, в каком-то смысле евреи были «вытеснены» из торговли и переброшены в производство, когда торговля стала слишком тесной. Некоторые свидетельства из 1897 переписей могли бы поддержать такую ​​гипотезу, и я планирую представить этот случай в другом посте.

В связи с этим из последнего столбца этой таблицы важно понять, что между северными и южными провинциями в черте оседлости, по-видимому, существует четкое различие. Литва, где уровень жизни, вероятно, был самым низким, также показала самую низкую долю занятости в коммерческой деятельности: 59 рабочих в торговле на каждые 100 рабочих в обрабатывающей промышленности. На Юго-Западе, где реальная заработная плата была несколько выше, а также в Новороссии, где она была значительно выше, эти соотношения составляли соответственно 107 и 102. Он был самым высоким в сельской местности Новороссии, 140.

Несколько озадачивает меня тот факт, что соотношение торговли и производства за чертой оседлости было не таким высоким, как в Новороссии и на юго-западе, несмотря на то, что евреям там было далеко не скучно. Кроме того, в правилах, определяющих ограничения на поселение евреев в России за чертой оседлости, были особые положения для очень богатых купцов, принадлежавших к первой гильдии. Кроме того, от торговцев следует ожидать, что в силу характера их профессии они будут первыми в том, чтобы осмелиться и исследовать возможности в ограниченных областях, легально, полулегально или нелегально. Тем более в случае с российскими купцами-евреями, даже несмотря на то, что им было запрещено постоянное проживание за пределами черты оседлости, они часто могли получить временные разрешения, которые позволяли им путешествовать на восток, налаживать там связи и, возможно, просрочить свое гостеприимство.

Типичные и нетипичные еврейские занятия: соотношение шансов

В приведенных выше таблицах показано, какие занятия были более или менее распространены среди евреев и неевреев. Но эти цифры не всегда раскрывают всю картину, если мы хотим понять особенности евреев. Альтернативный способ изучить профессиональный состав — посмотреть, какие профессии с относительно большей вероятностью занимали евреи, что шансы еврейского рабочего быть занятым в них выше, чем у нееврея. Для этого я использую простую статистику, коэффициент шансов, который показывает для каждой профессии соотношение между долей евреев, занятых в ней, и долей неевреев, занятых в ней. Например, если 2 % евреев и 1 % неевреев заняты в определенной профессии, то отношение шансов равно 2, а это означает, что еврей имел в два раза больше шансов быть занятым в ней, чем нееврей. -Еврей. Преимущество использования этой меры состоит в том, что она контролирует масштаб; например, если было очень мало рабочих, занятых в определенной профессии, но почти все они были евреями, отношение шансов сообщит, что это была «еврейская» профессия.

Основные занятия евреев

В первой таблице показаны 10 наиболее типичных для евреев занятий в том смысле, что евреи чаще занимались ими по сравнению с неевреями. В верхней части списка стоит торговля зерном, наиболее типично еврейское занятие из всех. Вероятность трудоустройства еврея в 64 раза выше, чем у нееврея. Несмотря на то, что еврейское население составляло меньшинство, в этой торговле полностью доминировали евреи.

Второй была профессия священнослужителя-нехристианина. Учитывая тот факт, что евреи составляли основное нехристианское меньшинство в черте оседлости, удивительно только то, что это занятие не возглавляло список; в некотором смысле быть торговцем зерном было более типично для евреев, чем быть раввином…

Остальные 8 ведущих еврейских профессий перешли в сферу торговли и коммерции. Это самое убедительное доказательство того, что занятость евреев в этом секторе вышла далеко за рамки обычной профессиональной специализации. Рынок труда в этом секторе был полностью сегрегирован, и на нем полностью доминировали евреи.

Наименее распространенные еврейские занятия

Следующая таблица показывает конец этого списка, или 10 самых нееврейских занятий. Цифры дополняют то, что мы видели выше. Вторым снизу было сельское хозяйство; вероятность того, что еврей будет фермером, была в 33 раза меньше, чем у нееврея. Было только одно занятие, которое было еще более типично нееврейским, чем земледелие: православный священнослужитель… Тот факт, что вообще был кто-то, кто был записан как еврей и как христианский православный священнослужитель, вероятно, связан с новообращенными евреями, которые стали священнослужителями и до сих пор сообщили, что их родным языком является идиш, или они были просто раввинами, которых по ошибке написали как христианских священнослужителей, а не нехристианских священнослужителей.

Скотоводство было шестым снизу. Обратите внимание, что верх списка соответствует его низу: сельское хозяйство вверху дополнялось торговлей зерном внизу; а торговле скотом (10-е место в рейтинге) соответствовало животноводство. Эта комплементарность подчеркивает тот факт, что евреи не были изгнаны из деревни: напротив, их типичные занятия были непосредственно связаны с ней, дополняя сельскохозяйственную деятельность в сельской местности их услугами в сельской местности.

Другие профессии в нижней части списка были связаны с государственной службой и бюрократией: администрация, юстиция, полиция, железные дороги и почтовые службы. Это были области государственной занятости, в которые евреям вход был запрещен. Они также были удалены из тяжелой промышленности выплавки металлов и добычи полезных ископаемых.

Другие интересные занятия

В последней таблице показаны другие интересные занятия из середины списка. Производство одежды, наиболее распространенное еврейское занятие, в 8 раз чаще принадлежало евреям, чем неевреям, но, тем не менее, оно было далеко не столь типично еврейским, как занятость в торговле. Принимая во внимание еврейскую литературную традицию, может показаться удивительным, что образовательные занятия не стояли в верхней части списка. Еврей «лишь» в 4,7 раза чаще был учителем или воспитателем. Но надо помнить, что евреи занимались образованием только сами, а не обучали неевреев. Как торговцы, они обслуживали все население, поэтому их было 9. раз больше потенциальных клиентов. Поэтому маловероятно ожидать, что образование было столь же типично еврейским занятием, как торговля.

Интересно, что несколько занятий, которые возглавили бы список, если бы перепись проводилась в середине восемнадцатого века, также оказались менее еврейскими, чем можно было бы ожидать: производство и продажа алкоголя (отношение шансов 1,89). и 4.06) и содержание гостиницы (3.36). Их относительно низкая доля отражает переход от поместной экономики восемнадцатого века, когда право на использование этих профессий предоставлялось землевладельцами евреям-арендаторам, к индустриальной экономике конца девятнадцатого века, в которой большинство поместных прав стали вещью. прошлого и других отраслей затмили алкогольные предприятия. Вероятно, это также результат непрерывных попыток российской бюрократии на протяжении девятнадцатого века выселить евреев из сельской местности и собрать их в больших и малых городах, а также особого подавления участия евреев в алкогольном бизнесе.

Что касается занятости в финансах, то евреи действительно чаще занимались ростовщичеством и страхованием, но опять же не так часто, как в торговле. Отношение шансов занятости в частном праве было всего 1,4. Евреи в 2,83 раза чаще занимались проституцией, в равной степени были заключенными и каторжниками и в 2,4 раза реже служили в армии. Последняя цифра может быть отчасти объяснена тем, что части, в которые были призваны евреи, не обязательно служили в черте оседлости, а части, дислоцированные в черте, имели среди себя солдат из провинций за чертой. Если мы посмотрим на отношение шансов военной службы для всей Европейской России и Польши с учетом географической мобильности солдат, то отношение шансов станет равным 0,9.3, что означает, что в целом евреи более или менее одинаково вероятно служили в армии.

Дополнительная литература

Вот несколько исследований, непосредственно посвященных оккупации евреев в черте оседлости. 1897 перепись. Столетие спустя это все еще поучительное и часто цитируемое исследование.

Исаак М. Рубинов (1907 г.), Экономическое положение евреев в России , U.S. Bureau of Labor Bulletin, 15.

Посмертный сборник эссе Аркадия Кахана является знающим и богатым источником по этой теме. Академический пробел в знаниях об экономике евреев в позднецарской России, оставшийся после его безвременной смерти поколение назад, до сих пор не заполнен. В частности см.:

Аркадий Кахан (1986), «Влияние индустриализации в царской России на социально-экономические условия еврейского населения», в книге Аркадия Кахана и Роджера Вайса (ред.), введение Джонатана Франкеля, Очерки еврейской социальной и экономической истории , Чикаго, Иллинойс и Лондон: Издательство Чикагского университета.

Джоэл Перлманн из Бард-колледжа написал серию статей, в которых использовались данные переписи населения 1897 года. Следующие документы конкретно относятся к данным о распределении занятий и ведут очень интересные дебаты по вопросу о том, были ли еврейские иммигранты в США отобраны на основе их профессионального происхождения:

Джоэл Перлманн (1996), «Выборочная миграция как основа восходящей мобильности? Занятия еврейских иммигрантов в США, ок. 1900 г.», Экономический институт Леви, Рабочий документ № 172.

и

Джоэл Перлманн (2000 г.), «Что принесли евреи: иммиграция евреев из Восточной Европы в Соединенные Штаты», c. 1900 г.», в Хансе Вермюлене и Джоэле Перлманне (редакторы),  Иммигранты, школьное образование и социальная мобильность: имеет ли значение культура? , Лондон и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Palgrave Macmillan.

Чтобы не писать исчерпывающий список книг, посвященных экономическому положению евреев с использованием неэкономического подхода, я отсылаю заинтересованного читателя к книге Эзры Мендельсона об эволюции еврейского рабочего движения:

Эзра Мендельсон ( 1970), Классовая борьба в черте оседлости: годы становления еврейского рабочего движения в царской России , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

И к более позднему исследованию экономической трансформации евреев в связи с их миграцией в США:

Эли Ледерхендлер (2009), Еврейские иммигранты и американский капитализм, 1880–1920: от касты к классу , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

О важном вопросе о том, почему евреи выбирают те или иные профессии, см. свежие материалы из прессы

Maristella Botticini and Zvi Eckstein (2012), The Chosen Few: How Education Shaped Jewish History, 70-1942 , Princeton , Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Хотя это не распространяется на современную эпоху, их тезис может быть актуален для рассматриваемого периода. Короче говоря, используя экономическую модель сравнительных преимуществ, они утверждают, что, поскольку евреи были обязаны обучать своих сыновей и делать их грамотными, на протяжении столетий они выбирали либо обращение, если затраты на образование делали эти усилия неустойчивыми в долгосрочной перспективе, или к занятости в профессиях, которые могли бы выиграть от грамотности.

Like this:

Like Loading…

Tagged: 1897 Российская перепись, Экономическая история, Еврейская экономическая история, Еврейская история, Экономика труда, Профессии

Опубликовано в: Еврейская экономическая история, Исследования

РАБОЧИЕ В РОССИИ | Факты и подробности

РАБОЧИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

В коммунистическую эпоху рабочие получали заработную плату и льготы, которые зависели от места работы, уровня квалификации, партийного статуса и других факторов. Типичный рабочий в середине 1980-е зарабатывали 210 рублей в месяц. Среди высокооплачиваемых были водники, получавшие 287 рублей в месяц. Среди низкооплачиваемых профессий были «культурные работы» с оплатой 123 рубля в месяц. За работу в суровых условиях вроде Арктики давали премии (но и стоимость жизни в этих местах часто была выше).

Преимущества, которыми пользуются большинство работников, включают жилье, медицинское обслуживание, дневной уход, места для отдыха и даже право на покупку предметов роскоши, таких как автомобили. В этих льготах было отказано людям, которые были безработными, пенсионерами или работали в частном секторе.

В середине 1980-х годов в обрабатывающей промышленности и сфере обслуживания было занято 63 миллиона человек, а в колхозах — около 4,5 миллиона человек. Они составляли 81 процент рабочей силы. Остальные были безработными, не работали или были заняты в частном секторе. Из числа занятых 42% работали в промышленности и строительстве, 14% — в сельском и лесном хозяйстве; 10 процентов — в сфере транспорта и связи; 8 процентов — в сфере торговли и общественного питания; 18 процентов — в здравоохранении, физическом воспитании, социальном обеспечении и науке; 3 процента были в государственном управлении; и 5 процентов были в жилье и прочее.

Человек в ресторане, который разработал новый метод приготовления русских блинов, назывался «инженером-технологом», а не шеф-поваром. Рабочие в Сибири зарабатывали эквивалент 350 долларов в месяц, высокую зарплату по российским меркам.

Рабочие после распада Советского Союза

По состоянию на 1999 г. в российском правительстве работало 40 млн из 67 млн ​​работающих в России. В то время, хотя многие рабочие были отправлены в неоплачиваемый отпуск или резко сократили свой рабочий график. Когда-то процветающие экономические центры были объявлены зонами «экономической катастрофы». Многие люди продолжали работать, не видя своей зарплаты в течение нескольких месяцев. 100 долларов в месяц.Люди сохранили работу советских времен, чтобы сохранить привилегии и льготы, такие как квартиры и садовые участки.Многие семьи полностью существовали за счет продуктов, выращенных в их садах или купленных по купонам, предоставленным их работодателями.

Некоторые профессиональные должности, пользующиеся высоким престижем, имеют более низкую заработную плату, чем для определенных категорий квалифицированных рабочих. Высшие эшелоны политической, художественной и научной элиты образуют вершину оккупационной пирамиды с точки зрения статуса и доходов. За этой категорией следует профессиональная, интеллектуальная и художественная интеллигенция; самые высококвалифицированные промышленные рабочие; белые воротнички; относительно зажиточные фермеры; и средних рабочих. В нижней части шкалы статуса и заработной платы находятся люди, занятые в качестве полуквалифицированных или неквалифицированных рабочих в легкой промышленности, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, образовании, здравоохранении, розничной торговле и сфере услуг. Среди низкооплачиваемых профессий есть те, которые требуют высшего или специального образования и имеют определенный уровень престижа. Женщины преобладают в этих категориях должностей, к которым относятся инженеры, ветеринары, агрономы, бухгалтеры, юрисконсульты, переводчики, школьные учителя, библиотекари, организаторы клубов и культурных мероприятий, музыканты и даже врачи. [Источник: Библиотека Конгресса *]

Некоторые русские считали, что если немцы и японцы смогли восстановить свои нации после Второй мировой войны, то и они смогут это сделать. У других были свои сомнения. О российской трудовой этике кандидат в президенты и бывший генерал Александр Лебедь рассказал Newsweek: «Они спрашивают японского рабочего: «Как ты работаешь?» часов работы в Японии». Потом тот же вопрос задают русскому рабочему. Он отвечает: «Я четыре часа работаю на себя, у нас нет начальника и почему я должен работать на Японию».

Молодые русские не были такими циничными. Один подросток сказал New York Times в 2003 году: «Сейчас легко найти работу в Москве. Нужно проявлять инициативу, но можно продвинуться и без личных связей с начальством».

Низкая заработная плата и невыплата заработной платы в постсоветской России

Реальные доходы государственных служащих упали на 30% за первые три квартала 1995 года. предприятие имеет финансовые трудности, такие как долги перед другими предприятиями. В обоих секторах долгосрочная невыплата заработной платы стала хронической проблемой; он затронул примерно 13 миллионов человек в середине 1995. Предприятия также реагировали на финансовые трудности, увольняя работников и сокращая рабочие недели, в результате чего больше работников оказались за чертой бедности. Хотя многие из работающих бедняков сохраняют жилье, медицинское обслуживание и бесплатные отпуска, связанные с работой, предприятия быстро отказываются от этих льгот советской эпохи. [Источник: Библиотека Конгресса *]

Средний доход большинства российских рабочих в начале 1990-х гг. составляла около 100 долларов в месяц, хотя многие получали незадекларированный доход на стороне. Для тех, кто зарабатывал 25 долларов в месяц, новое зимнее пальто могло съесть семимесячную зарплату. Шестимесячный корм для свиней — обычная покупка во многих местах — потребляется три месяца.

Ситуация ухудшилась после обвала рубля в 1998 году. В 1999 году среднемесячная заработная плата составляла около 50 долларов, а средняя месячная пенсия — 20 долларов. В некоторых местах фабричный рабочий зарабатывал 16 долларов в месяц, а учитель истории — 12 долларов в месяц. Несмотря на то, что заработная плата была возмутительно низкой, правительству так не хватало наличных денег, что многие люди месяцами и даже годами не получали зарплату.

Рабочие во всех областях обычно три месяца не получали зарплату. Многим работодателям должны были больше, чем они должны, и шансы, что они получат то, что им причитается, были невелики. Иногда люди говорили, что им платят только тогда, когда приближаются выборы. Удивительно, что кто-то пришел на работу, считая, что их зарплата ничего не стоит. Но все же жизнь продолжалась. Улицы по-прежнему убирали, а бюрократы по-прежнему создавали бюрократию. [Источник: Майк Эдвардс, National Geographic, 19 марта.93]

В одном часто рассказываемом анекдоте Ельцин заметил своему господину экономисту, что удивительно, что ученые продолжают работать, даже если у них нет зарплаты и нет электричества для их экспериментов. Его министр ответил: «Может быть, мы можем взимать с них плату за вход».

Продукты вместо заработной платы

Многие компании платили своим работникам продуктами, которые они затем могли продавать или обменивать. Рабочие шинного завода получили покрышки. Производители инструментов получили сверла. Такие вещи, как сверла, не пользовались большим спросом, и рынок быстро насытился, и у рабочих осталось много сверл. В 19В 98 году учителям в Алтайском крае на юге Сибири вместо зарплаты предложили туалетную бумагу и гробы, но они дождались лучшего предложения, которое в итоге получили: по 15 бутылок водки каждому.

Некоторые рабочие справились. В 1997 году работникам фабрики по производству бюстгальтеров платили от 33 до 42 бюстгальтеров в месяц, которые они могли продавать на улицах по 21,15 доллара за штуку. Рабочим иногда платили товарами, которые их компании получали в результате бартерных сделок. Иногда они получали продукты питания; в других случаях они получали телевизоры, одежду и даже секс-игрушки. Рабочие, в свою очередь, продавали товары за деньги или обменивали их на нужные им вещи.

В сельской местности зарплату иногда выплачивали удобрениями и крысиным ядом или «чеками» — бумажками, которые выглядели как визитные карточки и принимались в местных магазинах вместо валюты. Многие рабочие были счастливы получить навоз, который они могли использовать для удобрения своих садов.

Тутаевский моторный завод, который перешел от 12 000 дизельных двигателей в год в 1980-х годах к 222 двигателям в 1998 году, ежедневно принимал своих рабочих, но практически ничего им не платил. Фабрика теряла деньги и ничего не производила, но рабочие все равно приходят. Вместо зарплаты тутаевские рабочие получали талоны, на которые они могли покупать в столовой хлеб и такие продукты, как пельмени, рыбные котлеты и картошку. Рабочие используют купон, чтобы купить достаточно еды, чтобы забрать ее домой для своих семей. Купоны также принимаются в качестве валюты в городе для покупки других видов еды. [Источник: Маура Рейнольдс, Los Angeles Times, 29 марта., 1999]

Подработка в постсоветской России

Экономическое положение многих россиян улучшилось за счет дополнительных заработков или доступа к приусадебным участкам. В опросе 1994 года 47% респондентов сообщили о той или иной форме дополнительной материальной поддержки, а 23% сообщили о наличии дополнительной работы. В ряде случаев неофициальная занятость была весьма прибыльной. Из «работающих безработных», россиян, считающих себя безработными, но тем не менее имеющих какую-то работу, 11% имели доходы не менее чем в три раза выше средней заработной платы в 1919 году.94. Большое количество пенсионеров, имеющих неофициальную работу (примерно каждый четвертый), как правило, живут намного лучше, чем пенсионеры с фиксированным доходом, что приводит к неравенству в статусе в самой старшей части общества. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996*]

Ослабление ограничений на поездки в постсоветской России и общая диверсификация частного сектора расширили возможности получения дополнительного дохода за счет таких видов деятельности, как покупка товаров за границей и продажа их внутри России и предлагая различные частные услуги, такие как ремонтные работы, шитье и перевод. В целом эти возможности наиболее доступны молодым, хорошо образованным россиянам в крупных городах. Но во многих случаях хорошо образованные люди вынуждены жертвовать своим социальным статусом, соглашаясь на неквалифицированную работу, чтобы свести концы с концами. *

Чтобы пополнить свои скудные доходы, профессора университетов работали водителями такси, литературные критики доставляли пиццу, а геологи убирали дома за 40 долларов в день (эквивалент двухнедельной зарплаты). Московские учителя продавали старую одежду по вечерам и выходным, чтобы свести концы с концами. Многие работодатели предоставили своим работникам гибкий график, чтобы они могли работать на второй работе.

В начале 1990-х у водителей такси была одна из лучших профессий в России. В хороший день водитель мог заработать 30 долларов, болтая с американским журналистом или японским или немецким бизнесменом. Это в два раза больше месячной зарплаты чиновника среднего звена. Российская скорая помощь часто подрабатывала, подрабатывая таксистами. [Источник: Майк Эдвардс, National Geographic, 19 марта.93 ♠]

Даже политические деятели пытались нажиться на рыночной экономике. Рой Медведев, бывший диссидент, брал фиксированную плату за интервью с иностранными журналистами. Художники также начали удовлетворять потребности рынка. Один художник, известный своими картинами с фабриками и крестьянами, в 1990-х не печатал ничего, кроме картин с обнаженными женщинами.

Пособия работникам в России

Среди других льгот, предоставляемых предприятиями своим работникам, — доступ в специальные магазины по продаже льготного молока для малообеспеченных семей с малолетними детьми и пособие детям на приобретение школьной формы при поступлении в школу и снова в возрасте тринадцати лет. Другие правила более конкретно касаются семей с маленькими детьми. К ним относятся защитные законы, запрещающие увольнение беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет, запрещающие работу в ночное время и сверхурочные для матерей с малолетними детьми, предусматривающие льготы по рабочей нагрузке для беременных женщин и матерей с маленькими детьми, а также работа, надомная занятость, перерывы в уходе, дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска матерям по уходу за больными детьми. Многие рабочие места также допускают неофициальный отпуск для покупки продуктов. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Значительная часть российских работников имеет право на жилье, уход за детьми и оплачиваемый отпуск независимо от занимаемого ими ранга на предприятии. Жилищные права включают либо прямое предоставление квартиры с низкой арендной платой (арендная плата за большинство квартир очень низкая), либо различные формы денежной или натуральной помощи. Кроме того, жильцы получают имплицитное право собственности, выходящее за рамки срока их работы. Они также могут передать право собственности на квартиру на свое имя без уплаты какой-либо покупной цены. *

Помимо жилищных пособий, большинство крупных и средних предприятий предоставляют медицинские учреждения на месте или заключают договоры на предоставление медицинских учреждений для своих сотрудников. Медицинская помощь, предоставляемая через предприятия, бесплатна и зачастую намного более высокого качества, чем помощь, предоставляемая в государственных учреждениях. Наконец, предприятия обеспечивают своих работников разнообразными товарами, от продуктов питания до товаров длительного пользования. Предприятия приобретают эти товары путем прямой закупки, обмена или у своих собственных ферм и предлагают их по ценам ниже рыночных. *

Фонд социального страхования является административным механизмом выплаты работникам пособий по рождению, материнству и болезни, а также детских пособий на детей в возрасте от шести до шестнадцати лет. Фонд управляется крупнейшей профсоюзной организацией России — Федерацией независимых профсоюзов России (Федерация независимых профсоюзов России — ФНПР) и служит хранилищем взносов предприятий, составляющих 5,4% от общего фонда оплаты труда. Номинально независимое учреждение с момента его создания в 1991, ФСС фактически несет ответственность перед ФНПР. *

В 1993 году началась перестройка административной структуры фонда в результате низкого уровня соблюдения предприятиями требований по взносам, обвинений в серьезных злоупотреблениях со стороны профсоюзных чиновников и стремления правительства способствовать демократической подотчетности. С 1993 года система управления находится в постоянном движении, и качество управления значительно различается по стране. Большая часть взносов работников в фонд остается у предприятия для распределения. Около половины денег уходит на оплату больничных и пятая часть на субсидирование лечения в санаториях. Поддержка семьи включает пособия по рождению и материнству, предназначенные для замены потерянной заработной платы, но пособия на детей не решают проблемы бедности напрямую, поскольку выплаты не пропорциональны доходу семьи. *

Отпуск по беременности и родам и детские пособия в России

Женщины, имеющие трудовой договор, имеют право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам за семьдесят дней до родов и до семидесяти дней после них. Однако пособия по беременности и родам основаны на минимальной заработной плате, а не на текущей заработной плате женщины. Россия также предоставляет пособие по беременности и родам, которое представляет собой единовременную выплату в размере трехкратной минимальной заработной платы или 45 процентов минимальной заработной платы для матерей, проработавших менее одного года. Для получения пособия по беременности и родам (или пособия по болезни) женщина должна иметь трудовой договор. Пособие по беременности и родам составляет 100 процентов заработной платы матери, независимо от стажа ее работы. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Пособие по беременности и родам в России сопровождается ежемесячным пособием на ребенка в размере 80 процентов минимального размера оплаты труда на детей в возрасте до восемнадцати месяцев. Это пособие может быть дополнено пособием по уходу за ребенком в размере 35 процентов от минимальной заработной платы для возмещения заработка, утраченного в связи с уходом за детьми в этой возрастной группе. Последнее пособие выплачивается матерям старше восемнадцати лет, проработавшим не менее одного года. Дополнительное компенсационное пособие по уходу за ребенком, эквивалентное 35 процентам минимальной заработной платы, предоставляется матерям или другим лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до трех лет. *

В России также действует расширенное детское пособие в размере 45 процентов от минимальной заработной платы (60 процентов на детей военнослужащих, детей, проживающих с опекунами или в детских домах, и детей, больных СПИДом) для оказания помощи семьям, осуществляющим уход за детьми в возрасте от возраст восемнадцати месяцев и шести лет. Одинокие матери и те, кто не получает алименты от отца своего ребенка, могут получить дополнительно 45 процентов минимальной заработной платы до шестилетнего возраста их ребенка; эта цифра затем увеличивается до 50 процентов и остается в силе, пока ребенку не исполнится шестнадцать. 19 мая№ 92 были введены специальные компенсации прожиточного минимума для покрытия возросших расходов на удовлетворение основных потребностей детей. Эти компенсации варьировались от 30 процентов минимальной заработной платы для детей в возрасте до шести лет до 40 процентов для детей в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет. *

В России также действует общая система семейных пособий. Их можно сгруппировать в три широкие категории: выплаты всем семьям с детьми, независимо от дохода или других квалификационных условий; выплаты работающим матерям; и те, которые выплачиваются малообеспеченным семьям. *

Пособие по безработице в России

Коммунистическая система, при всех ее экономических и моральных уродствах, обеспечивала практически всеобщую занятость, так что каждый трудоспособный гражданин имел возможность получать доход и, следовательно, социальное обеспечение. В посткоммунистической России явление безработицы открыто признается и растет. В конце 1995 года в качестве безработных было зарегистрировано около 8,2 миллиона человек, что свидетельствует о гораздо большем фактическом числе. Тремя годами ранее было зарегистрировано около 5 миллионов. «Новые бедняки», по выражению Всемирного банка, существенно истощили имеющиеся в России ресурсы для социального обеспечения. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Было выдано относительно мало пособий по безработице, потому что люди остались на своих старых работах, даже если им не платили. Официально россияне, проработавшие 12 недель подряд и потерявшие работу, в течение 12 недель получают 75 процентов своей средней заработной платы за предыдущие два месяца, а затем 60 процентов в течение следующих четырех месяцев; затем 45 процентов на следующий год. Еще 10 процентов предусмотрено на каждого иждивенца. Они имеют право на минимальную ежемесячную заработную плату за год, оплачиваемую с 2-процентным налогом на заработную плату. Немногие безработные видели эти преимущества.

Находящийся в ведении Министерства труда Фонд занятости, который финансируется за счет 2-процентного налога на заработную плату со всех предприятий, выплачивает компенсацию безработным. Ожидается, что уровень компенсации, который уже был низким в 1995 году, еще больше упадет в случае роста безработицы. В рамках своего пакета помощи России Всемирный банк предоставляет компьютеризированную систему, которая поможет стране регистрировать претендентов на пособие по безработице и выплачивать соответствующие пособия. *

Минимальный прожиточный минимум Министерства труда основан на стоимости девятнадцати предметов первой необходимости, которые считаются достаточными для обеспечения выживания, плюс расчетная минимальная стоимость коммунальных услуг, транспорта и других предметов первой необходимости. Расчет варьируется в зависимости от возрастной группы и региона; профсоюзы используют другие формулы, которые обычно расширяют число людей, идентифицированных как живущие за чертой бедности. В начале 1996, Государственная Дума рассмотрела закон, согласно которому показатель Минтруда станет правовой основой для установления минимального размера оплаты труда, пенсий и других уровней социальной поддержки. В отсутствие такого законодательства прожиточный минимум не имеет юридического статуса. *

Работающая женщина в России

Женщины преобладают на низкооплачиваемых работах, требующих высшего или специального образования и имеющих определенный престиж. Это инженеры, ветеринары, агрономы, бухгалтеры, юрисконсульты, переводчики, школьные учителя, библиотекари, организаторы клубов и культурных мероприятий, музыканты и даже врачи. А 1994 В отчете Всемирного банка отмечается возрастающая вероятность того, что должности с более низкой заработной платой будут занимать женщины в большинстве секторов и профессий российской экономики. Однако, как сообщается, многие женщины соглашаются на работу с более низким уровнем квалификации и вознаграждения в обмен на неденежные преимущества, такие как короткие расстояния до работы, минимальное количество сверхурочных часов и доступ к услугам по уходу за детьми или магазинам на рабочем месте. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996*]

Женщины традиционно занимались продажей сельскохозяйственных товаров на рынках. В середине 1980-х годов женщины составляли 52 процента рабочей силы. Многие испытывали стресс из-за работы на работе и работы по дому после работы. В 1970-х годах женщины составляли около половины рабочей силы Советского Союза. Около 80 процентов советских женщин в возрасте от 20 до 25 лет работали полный рабочий день. Большинство из них занимали такие должности, как секретари и фабричные рабочие. Женщины составляли более половины врачей, экономистов и учителей Советского Союза и треть инженеров, юристов и судей.

Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что мужчины и женщины имеют равные права и что женщины имеют равный доступ к образованию и профессиональной подготовке, трудоустройству, продвижению по службе, вознаграждению и участию в общественной, культурной и политической деятельности. Советское правительство также обеспечивало женщинам особую медицинскую защиту и защиту на рабочем месте, включая стимулы для матерей к работе вне дома, а также юридическую и материальную поддержку их материнской роли. В 1980-х годах эта поддержка включала 112 дней полностью оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Когда это пособие закончилось, женщина могла взять до одного года дополнительного отпуска без сохранения содержания без потери своего положения. Запрещается дискриминация работодателем беременных и кормящих женщин, а матери с маленькими детьми имеют право работать неполный рабочий день. Из-за таких положений целых 9Согласно советской статистике, 2 процента женщин работали хотя бы неполный рабочий день. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

Работающие женщины продолжают нести «двойное бремя» работы и семейных обязанностей, в которых российские мужья обычно мало участвуют. В опросе 1994 года около двух третей женщин заявили, что государство должно помогать семьям, платя одному супругу достаточно, чтобы позволить другому оставаться дома. Большинство женщин также считают свою роль в семье более сложной, чем роль мужа. Такая неудовлетворенность является фактором увеличения числа разводов в России и снижения числа браков. В 1993 коэффициент разводов составлял 4,5 на 1000 населения по сравнению с 4,1 десятью годами ранее, а коэффициент брачности снизился с 10,5 на 1000 населения в 1983 г. до 7,5 в 1993 г. В 1992 г. около 17,2% рождений приходилось на незамужних женщин. Согласно государственной статистике за 1994 г., около 20 % семей управлялись одним родителем — в 94 % случаев матерью. *

Часто женщины с семьями вынуждены работать из-за недостаточности государственных детских пособий и пособий по безработице. Экономические трудности заставили некоторых женщин заняться проституцией. В советский период проституция официально рассматривалась как форма социального отклонения, которая отмирала по мере продвижения Советского Союза к коммунизму. В 19В 90-е годы организованная преступность стала активно заниматься проституцией как в России, так и в городах Центральной и Западной Европы, куда русских женщин часто заманивают фиктивной рекламой служб сватовства или модельных агентств. По некоторым оценкам, только в Германии 10 000 женщин из Центральной Европы, в том числе значительная часть русских, были заманены или вынуждены заниматься проституцией.

Аутсорсинг и иностранные рабочие

После распада Советского Союза тысячи русских рабочих мигрировали в Польшу, Германию и другие европейские города в качестве «гастарбайтеров».

Индия, Китай, Россия и Филиппины стали основными источниками аутсорсинга рабочей силы. Отрасль выросла с 4 миллиардов долларов в 2000 году до более чем 104 миллиардов долларов к 2014 году, создав миллионы рабочих мест. Россия получает много аутсорсинговой работы из США. В начале 2000-х программист стоил в России 30 000 долларов на человека, по сравнению с 20 000 долларов на человека во Вьетнаме, 30 000 долларов на человека в Румынии и 40 000 долларов на человека в Индии. Выходцы из России считались самыми опытными и образованными.

Насколько бы плоха ни была экономика России, экономика Беларуси, Украины и других бывших советских республик была еще хуже. Тысячи белорусов, украинцев и выходцев с Кавказа мигрировали в Москву в поисках работы. Один украинский водитель автобуса рассказал Washington Post, что заработал около 15 долларов за 250 часов работы на Украине по сравнению с 250 долларами за 180 часов в Москве.

В середине 1990-х годов в России было так много иностранных рабочих, что Ельцин издал указ с целью предотвращения их эксплуатации. Южнокорейские текстильные фирмы во Владивостоке использовали русских и китайских рабочих, работающих шесть дней в неделю всего за 11 центов в час (в среднем 56 центов в час).

Северокорейские рабочие на Дальнем Востоке России

Северная Корея зарабатывала иностранную валюту, отдавая рабочую силу на лесозаготовки, горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство в Сибири. По оценкам, в XIX веке на Дальнем Востоке России работало от 10 000 до 30 000 северокорейских рабочих.90-х годов, около 3000 человек работали во Владивостоке и 15000 рабочих трудились в рабских условиях в Хабаровске. [Источники: New York Times, Washington Post]

Северокорейские рабочие обычно работают на сибирских шахтах, лесозаготовках и капустных фермах. Российские компании ценили северокорейских рабочих, готовых много работать за небольшую плату (обычно от 2 до 15 долларов в день). За рабочими наблюдали северокорейские агенты безопасности, которые не позволяли рабочим ни с кем разговаривать. Женатых мужчин с детьми выбирали потому, что они менее склонны к дезертирству. В свободное от работы время они принимали участие в политических занятиях и должны были фиксировать любые взаимодействия с посторонними в специальной книге.

Северокорейцы часто работали по 14 или 15 часов в день и иногда спали по 20 часов в комнате в заброшенном здании с фотографиями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, но без водопровода и электричества. Они часто носили черные кепки Ленина и пуговицы Ким Ир Сена на лацканах. Иногда они жили в похожих на тюрьмы бетонных спальнях, специально подключенных к Пхеньяну для приема пропагандистских передач. Северокорейцы построили лагеря и установили собственную охрану. Российскую полицию не пустили. Ходили рассказы о расстрелах и выносе трупов.

Российский губернатор сказал Мэри Джордан из Washington Post: «Мы знаем, что их лидеры берут у них деньги и оставляют им ровно столько, чтобы выжить.

Иногда они совершают преступления в надежде попасть в тюрьму, потому что предпочитают оставаться в российских тюрьмах. …по сравнению с тем, откуда они родом, это для них как рай».

Северокорейцы считают русских богатыми. Некоторые северокорейцы пытаются сбежать и найти южнокорейцев, которые помогут им выбраться из России. После того, как Amnesty International и западная пресса начали публиковать сообщения о лагерях, местные российские власти в Хабаровске начали их закрывать. К 2003 году в лагерях все еще работало всего около 600 северокорейцев.

Северокорейский рабочий в лесозаготовительном лагере

Перебежчик из Северной Кореи по имени Ан Чонг Хак рассказал Кевину Салливану из Washington Post, что провел 15 месяцев в сибирском лагере, окруженном 15-футовыми стенами с колючей проволокой. Он сказал, что северокорейских рабочих часто заставляли работать по 15 часов в день при температуре -50 ° F и питаться рисом, солью, водорослями и убитыми кошками и собаками.

Ан сказал, что все рабочие получали зарплату в размере 30 долларов в месяц агентам службы безопасности, и рабочие никогда не получали никаких денег, только сахар, конфеты и косметику. По его словам, рабочие умирали со скоростью около трех человек в месяц, и агенты службы безопасности ждали, пока у них не будет 10 тел, прежде чем отправить их домой. Единственный раз, когда работа останавливалась, было во время сеансов идеологической обработки. По его словам, многие из рабочих были не бедными крестьянами, отчаянно нуждающимися в работе, а относительно хорошо образованными и состоятельными людьми.

В январе 1993 года Ан сказал, что подкупил агента службы безопасности, чтобы тот позволил ему отправиться в соседний город за деталями для пилы. Ан использовал возможность сбежать. Имея только нож, карту и немного денег, в течение следующих 17 месяцев он добрался до Владивостока, выживая за счет еды, которую ему давали русские семьи, и укрылся на грузовом судне, которое остановилось в южнокорейском порту Усан в Август 1994 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *