Реконструкция герасимова иван грозный: «Гений научной реставрации» Государственный Дарвиновский музей

Страшная болезнь Миклухо-Маклая и загадочная смерть Грозного: что рассказали покойники

ИсторииНаука

Деятельность антропологов вполне может служить источником интересных идей авторам детективов. В 2016 году вышел российский сериал «Кости», в котором сотрудники Лаборатории антропологических реконструкций имени Герасимова раскрывают преступление за преступлением. В одноименном американском сериале-прототипе их зарубежные коллеги помогают ФБР.

В реальной жизни следственным органам нередко требуется содействие судебных антропологов — восстановить внешность человека по найденным останкам или определить по костям детали давнего убийства.

Сотрудники Лаборатории антропологической реконструкции ИЭА имени Миклухо-Маклая РАН Елизавета Веселовская (слева) и Ольга Григорьева за работой

Фото
Хохлов Н.В.

Метод реконструкции лица по черепу, разработанный в первой половине XX века знаменитым ученым Михаилом Герасимовым для исторических изысканий, первыми признали результативным, по словам академика Бориса Раушенбаха, именно сотрудники уголовного розыска.

Самому же автору метода было интереснее воссоздавать внешность и узнавать по останкам обстоятельства жизни и смерти людей из других эпох. Это направление и в наши дни развивают последователи Герасимова из основанной им Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

ПРОЕКТ


От кроманьонцев до Маклая

На рубеже эр по Причерноморью кочевали скифы — совсем не азиаты с раскосыми очами, как о них писал поэт, а европеоиды… В XVI веке в Москве в районе современной Манежной площади и в Замоскворечье жили стрельцы… Мы можем увидеть лица этих людей, словно они наши современники, благодаря реконструкциям, которые создали Герасимов и его последователи.

Выиграв в 2016 и 2017 годах конкурсы на грант Русского географического общества, сотрудники ИЭА РАН готовят к печати (в 2017-м. — Прим. Vokrugsveta.ru) альбом «История России в лицах (по материалам антропологической реконструкции)». В издании собраны цветные репродукции скульптурных портретов людей, живших на территории современной России в разные периоды, от каменного века до XIX столетия. Рядовые горожане, селяне, кочевники и знаменитости — о каждом будет историческая справка на двух языках.

Расследование первое: загадочная смерть Ивана Грозного

До того как антропологи получили «доступ к телу» Ивана IV, о причинах смерти первого русского царя ходили разные слухи. По двум версиям, появившимся уже в XVI веке, на самом деле он был убит — задушен либо отравлен. Согласно еще одной популярной гипотезе, царя свел в могилу сифилис.

Версия о венерическом заболевании возникла, поскольку современники неоднократно обвиняли Ивана Грозного в распутстве. В послании к нему князь Андрей Курбский сокрушался, что государя развращают придворные, которые его «подвижут на Афродитския дела», а английский дипломат Джером Горсей, бывавший при московском дворе, отмечал, что из-за дурных наклонностей у царя в конце жизни стали страшно распухать половые органы.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Илья Репин. 1885 год 

В 1963 году в ходе реставрационных работ в Архангельском соборе Московского Кремля вскрыли могилы монарха, двух его сыновей и князя Михаила Скопина-Шуйского. Герасимов получил возможность изучить останки в лаборатории и реконструировать облик Ивана Грозного.

Царь был довольно высоким человеком (178–179 см), могучего телосложения, склонным к полноте. Герасимов с сотрудниками и представители Института судебной медицины проверили версии о причинах смерти. Джером Горсей в воспоминаниях о пребывании в Русском государстве заявлял, что царь was strangled, то есть его удавили. Однако у Ивана Грозного хорошо сохранился щитовидный хрящ гортани, что, по словам Герасимова, исключает эту версию.

Сравнительно высокое содержание ртути в организме Ивана IV теоретически можно было истолковать в пользу гипотезы об отравлении. Однако, по заключению комиссии, такие показатели скорее объясняются тем, что царь «систематически прибегал к восточным ртутным мазям». В то время на основе ртути делали лекарства, а Иван IV в конце жизни много и тяжело болел.

Кости 53-летнего царя были покрыты патологическими наростами — остеофитами, как у глубокого старика; из-за этого он, видимо, постоянно испытывал сильные боли в суставах. По мнению ученых, причины недуга — «невоздержанность в еде, систематический алкоголь, малая подвижность». А вот признаков сифилиса у царя не нашли.

Царь Иван IV Грозный. Реконструкция Михаила Герасимова

Вскрывая саркофаг старшего сына Ивана Грозного, Герасимов надеялся покончить со спорами историков, действительно ли отец убил его ударом по голове. Ученый остался ни с чем: от черепа царевича уцелела только нижняя челюсть, остальное разрушила вода, скапливавшаяся в саркофаге.

КСТАТИ

Когда в 1994 году антрополог и эксперт-криминалист Сергей Никитин реконструировал облик бабки Ивана IV со стороны отца, Софьи Палеолог, выяснилось, что царь был очень похож на нее в профиль. Это свидетельство родства развеяло миф, появившийся во времена Ивана Грозного, будто мать, Елена Глинская, родила его не от законного мужа, а от боярина-фаворита.

А вот кости жен царя, извлеченные в 2000 году из того же некрополя в Архангельском соборе, по мнению заведующего Центром физической антропологии ИЭА РАН Сергея Васильева, могут служить свидетельством, что Иван IV был склонен к домашнему насилию. На останках — следы травм, полученных женщинами уже в зрелые годы, когда руку на царицу поднял бы разве что венценосный супруг. «Дамы переломанные, чего он, видимо, с ними только не делал», — отметил Васильев.

МЕТОД


Оживляя мертвецов

«У нас все делается вручную», — руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Елизавета Веселовская считает компьютерные программы 3D- реконструкции внешности по черепу не столь точными: лица получаются неживые, обобщенные, как у манекенов из магазина.

«Жевательные мышцы» из скульптурного пластилина формируют овал лица 

Работая по методу Герасимова, который продолжают совершенствовать и сегодня, сотрудники лаборатории учитывают мельчайшие детали, любую едва уловимую асимметрию. Данная технология в свое время стала научной революцией.

До Герасимова считалось, что по черепу можно лишь приблизительно определить пол, возраст и расовые особенности человека, однако ученый доказал четкую взаимосвязь между строением костей и покрывающими их мягкими тканями лица. Герасимов говорил, что в процессе реконструкции важна и творческая интуиция. Однако каждую черту такого скульптурного или нарисованного портрета определяют с помощью проверенных научных методов.

После того как череп измерен и описан, с помощью специального прибора, диоптографа, делают его точные обводы в фас и в профиль. Толщину мягких тканей лица в ключевых точках исследователь добавляет из базы статистических данных, которую собирали почти восемь десятков лет. С этой целью ученые просвечивали трупы и добровольцев рентгеном, прощупывали на их лицах кости в заданных точках; выясняли толщину мягких тканей, используя ультразвуковую эхолокацию — новый и наиболее точный метод.

По черепу можно реконструировать лицо и неандертальца возрастом в сотню тысяч лет, и древнейшего человека, которому больше миллиона

Черты лица определяют или вычисляют исходя из особенностей строения костяка. Так, кончик носа, по Герасимову, находится на пересечении линий, заданных направлением носовых костей и подносового шипа.

Впоследствии антрополог Галина Лебединская доказала, что контур хрящевой части носа — зеркальное отображение профиля грушевидного отверстия.

Опираясь на полученные данные, сначала делают контурную реконструкцию — создают эскиз головы, обычно с двух ракурсов. Затем выполняют графическую реконструкцию — художественное оформление первоначального эскиза. Этим можно и ограничиться. Но нередко на основе черепа создают и скульптурное изображение.

Череп или его копию устанавливают на каркасе, моделируя посадку головы в соответствии с особенностями скелета. Из пластилина лепят главные лицевые мышцы и закрепляют на черепе. Костную основу покрывают сеткой «гребней», высота которых соответствует толщине мягких тканей в определенных местах, затем заполняют пластилином пространство между «гребнями».

Далее, на основе исторических данных, а иногда по сохранившимся фрагментам, восстанавливают волосяной покров. Детали одежды, особенности прически, головной убор моделируют по разным источникам. Немного творческой работы по созданию образа — и портрет готов.

С пластилинового бюста снимается форма для изготовления гипсовых или пластиковых копий. Их иногда раскрашивают: современные методы анализа ДНК позволяют выяснить даже цвет глаз человека, умершего много веков назад.

Расследование второе: страшная болезнь Миклухо-Маклая

Когда в 1886 году прославленный этнограф и путешественник Николай Миклухо-Маклай вернулся из странствий в Россию, друзья едва узнали исследователя.

«Мы настолько были поражены его дряхлым внешним видом, что, когда он приветливо вышел к нам, несколько секунд не могли опомниться», — отмечал врач и литератор Николай Вакуловский.

Ученый страшно исхудал, мучился болями, как он писал приятельнице, «днем и ночью». Ревматизм и невралгия — последствия перенесенных в экспедициях болезней, предположили врачи. Назначенные докторами процедуры только ухудшали состояние Миклухо-Маклая. Боли не прекращались, отнялась правая рука…

Тогда опытные специалисты — Николай Черепнин (личный врач Федора Достоевского), военный хирург Николай Слюнин — решили, что причина в поражении печени и селезенки, назначили лечебную диету, а ломоту в суставах и головную боль пытались исцелить компрессами.

Ничего не помогало, и в начале 1888 года Миклухо-Маклая перевезли в госпиталь Военно-медицинской академии, чтобы его лечением занимался известнейший врач того времени — профессор Сергей Боткин. В этой клинике Миклухо-Маклай и умер 2 апреля в возрасте 41 года от загадочной болезни, которую так и не смогли «вычислить» лучшие доктора страны.

Вдова путешественника уговорила Боткина не проводить вскрытие, и родные похоронили ученого в семейном склепе на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. И только в следующем столетии точный диагноз поставили антропологи.

Папуасы Новой Гвинеи почитали Миклухо-Маклая как доброго духа

Фото
РИА Новости

«Да это же настоящий подвиг! Не пожалел даже свой череп отдать для науки», — изумился председатель Всесоюзного географического общества Николай Вавилов, когда в архивах организации нашли завещание Миклухо-Маклая.

В 1874 году этнограф вместе с собранной им в экспедициях коллекцией черепов пожелал оставить музею Академии наук и собственную голову. После смерти исследователя его воля оказалась забыта. В 1938 году в ходе реконструкции кладбища останки Миклухо-Маклая переносили в другое место, и ученые из ВГО добились, чтобы череп попал в их фонды.

24 года он хранился там как реликвия; лишь в 1962-м, когда решено было передать раритет в Академию наук, останками этнографа заинтересовались антропологи. Основатель отечественной школы палеопатологии профессор Дмитрий Рохлин с коллегами исследовал череп с помощью рентгеновского аппарата. На челюстях с правой стороны обнаружились следы раковой опухоли. Она, предположили ученые, и стала причиной ранней смерти Миклухо-Маклая.

Ученые решили воссоздать облик Миклухо-Маклая не на момент смерти, когда он был истощен болезнью, а в возрасте около 35 лет 

В 2015 году специалисты Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская и Ольга Григорьева при поддержке РГО реконструировали по черепу внешность исследователя и, кроме прочего, подтвердили поставленный коллегами диагноз.

Рак несколько лет разрушал кости ученого, свидетельствуют антропологи; Миклухо-Маклаю было больно говорить, однако он продолжал выступать с лекциями, а когда слег, часами диктовал жене письма и научные труды.

КСТАТИ

К захоронениям исторических «селебрити» нелегко получить доступ. Однако у ученых большие планы, в частности по поводу представителей царской фамилии, чьи могилы находятся на территории Московского Кремля. Кости еще «расскажут» специалистам интересные факты из биографий исторических персон и, может быть, дадут шанс увидеть прижизненный облик этих людей.

Фото: Хохлов Н.В., Григорий Поляковский (Х4), РИА Новости

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2017, частично обновлен в июле 2022

Елизавета Веселовская, Наталия Овчинникова


Теги

  • антропология

Реконструкция внешности Ивана Грозного: что с ней не так

20 августа 2019

Кириллица

В нашей стране родоначальником реконструкции облика исторических персонажей по черепу и скелетным останкам является Михаил Герасимов. Но он опирался на научные исследования, начатые ещё в XIX веке, что нисколько не умаляет его заслуг.

Фото: КириллицаКириллица

Предтечи

Видео дня

Первым исследователем закономерностей анатомии и взаимодействия различных структур организма стал французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье (1769–1832). Он создал принципы восстановления организма по частичным останкам. Правда, метод применялся к ископаемым животным. Находки во второй половине XIX века большого количества черепов первобытных людей подтолкнули учёных к реконструкции их облика. Но тут довлели стереотипы и предрассудки, а не точная наука, и облик получался согласно тогдашним представлениям, а не реальности. Ситуация не изменилась и в начале — середине XX столетия, властвовали интуиция и представления, а не точный расчет. Лишь в 1913 году Эггелинг, будучи профессором Иенского университета, создал эталоны толщин лицевых покровов, что внесло научность, но все равно были случаи, когда по одному и тому же черепу два разных скульптора создавали едва ли не диаметрально разные облики владельца.

Герасимов начинает и выигрывает

Кардинально ситуацию изменили исследования советского учёного Михаила Герасимова, начатые ещё в сороковые годы прошлого века. Он выявил точную зависимость толщины, вида и рельефа кожных покровов на черепе, как и в целом покровов скелета от рельефа кости и её структуры. Работая с подросткового возраста в морге, Герасимов собрал большую фактическую базу.

Реконструкция начинается с измерения и описания черепа, его мельчайших деталей; определяется пол и возраст человека. Затем, используя специальные таблицы толщины мягких тканей, изготовляется контур лица, после чего идёт проработка деталей и теней. При выполнении скульптурной реконструкции на череп или его гипсовую отливку наносят сетку пластилиновых гребней в соответствии со стандартами толщины мягких покровов на различных участках головы. Для восстановления носовой спинки есть специальная методика, учитывающая носовую вырезку черепа. Внешние атрибуты подсказывают археологи. Работа кропотливая, фантазии и спешка здесь неуместны. Особенно, когда идёт речь о воссоздании облика исторических персонажей, чьи достоверные портреты не сохранились. Лично Герасимов выполнил порядка 200 реконструкций, на его счету – адмирал Ушаков, Иван Грозный, Тамерлан, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский.

Герасимов создал Лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, где работают его ученики и последователи. В работе применяют достижения технологии, но не 3D-графику, она даёт ненадёжный результат. Наработан уникальный банк данных по толщине мягких покровов различных участков лица представителей разных этносов, что облегчает реконструкцию.

Можно задаться вопросом – а насколько точен метод Герасимова? Например, не так давно эксперты Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы воссоздали вид Софьи Палеолог, бабушки Ивана Грозного, и поразились сходству двух родственников, хотя никто не ориентировался на реконструкцию Герасимова в ходе работ.

Реконструкция в криминалистике

И тут пора поговорить о практическом применении реконструкции облика. Историческое любопытство – это хорошо, но есть потребности криминалистики, удовлетворяя которые, учёные способствуют восстановлению справедливости и наказанию виновных.

Ведущий судебный антрополог России – Сергей Никитин. Он работает главным специалистом Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы. Методу реконструкции по черепу он обучался у Галины Лебединской, соратницы Герасимова. Не оспаривая достижений основоположника, Никитин с коллегами совершенствует метод, внося в него необходимые коррективы, улучшающие точность воссоздания облика, ведь речь идёт о жертвах преступления и приблизительности тут быть не может. В США пользуется популярностью сериал «Кости» про работу судебных антропологов, сотрудничающих с ФБР. Там воссозданием внешнего вида человека при жизни занимается компьютер. Отечественные учёные справляются без него, и, как знать, может быть про них тоже снимут сериал.

На счету Никитина, кроме Софьи Палеолог, восстановление облика по костям, предположительно принадлежащим царской семье – и учёный доказал, что это именно царские останки.

Другое,Андрей Боголюбский,Ярослав Мудрый,Сергей Никитин,Иван Грозный,РАН,ФБР,

Царь Иван IV России (судебно-медицинская реконструкция лица), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-13196

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-13196 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3307 х 4810 пикселей — 28 х 40,7 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

«Пока не опознают екатеринбургские останки, в церковь не пойду», — говорит российский судмедэксперт

ФОТО: Сергей Алексеевич Никитин реконструировал скульптурные портреты императора Николая II и членов его семьи

Накануне 103-летия об убийствах царя Николая II и его семьи екатеринбургское издание 66.

RU опубликовало интервью с Сергеем Алексеевичем Никитиным, уважаемым советским и российским экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы в Москве.

Никитин — всемирно известный судебно-медицинский эксперт, известный своими работами по реконструкции и идентификации лиц и голов многих исторических личностей с помощью пластической реконструкции по методу Герасимова. По его проектам воссозданы лица и черепа Ильи Муромца, матери Ивана Грозного Элины Глинской и Адольфа Гитлера.

Но, пожалуй, больше всего он известен главным делом своей жизни с останками, эксгумированными в 1991 году в урочище Поросенков Лог под Екатеринбургом. Именно Никитин впервые идентифицировал череп Николая II, а затем воссоздал скульптурные портреты Императора и его семьи.

66.RU: Как получилось, что в 1991 году Вы стали заниматься опознанием останков царской семьи?

SAN: Первоначально эту работу выполняли Свердловские судмедэксперты и НИИ судебной медицины Минздрава СССР, но это министерство поддержало ГКЧП, и пришлось передать исследования в Бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. Меня включили в экспертную группу как специалиста в области как идентификации, так и антропологической реконструкции.

66.RU: Несколько лет назад в одном из своих интервью вы сказали, что Николая II сразу «опознали» еще до того, как начали использовать метод Герасимова, в Верх-Исетском РОВД Екатеринбурга. Более того, это оказался вовсе не череп №1, как все думали в то время, а череп №4 (и последующие исследования подтвердили вашу догадку). Как это случилось?

SAN: В этом нет ничего удивительного: до 19 августа91, у меня уже был 19-летний опыт воссоздания скульптурного портрета по черепу. Императора я узнал не с первого взгляда, так как череп № 4 претерпел довольно серьезные повреждения. Только на третий день имперские лобные бугорки на этом черепе дали мне ключ к разгадке.

66.RU: Еще одним доказательством подлинности останков императора необходимо считать шрам, сделанный саблей – во время покушения на Николая II в молодости во время визита в Японию, когда он был ранен по голове саблей японского полицейского. Где вы нашли эту дыру на черепе Николая II? Где и когда вам удалось осмотреть шляпу, которую носил наследник престола в момент покушения?

SAN: Это было в 2006 году, когда я подробно изучил раны, нанесенные наследнику, я сделал открытие. Описание очень подробное, с измерениями как повреждений черепа, так и расстояния между отметинами. Потом я сделал профильный снимок черепа № 4 (я его уже фотографировал в 1994 году с масштабной линейкой), наложил его на профильный снимок императора, и оказалось, что рана «

лобно-теменная » точно совпало со сквозным повреждением черепа! Из-за этой раны 12 мая 189 г.1 врачи удалили фрагмент наружной костной пластины, обнажив губчатый слой. Именно сюда убийцы ввели серную кислоту, которая впоследствии «проела» череп.

Именно в 2008 году при осмотре в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге мне удалось сравнить надрыв на котелке Николая Александровича с повреждением черепа. Таким образом, все сомнения в этой тайне были разрешены!

66. RU: У Вас как у эксперта, работавшего с черепами Николая II и членов его семьи, есть сомнения в подлинности екатеринбургских останков?

САН: Ни у меня, ни у других экспертов таких сомнений не было даже в августе 1991 года. исследований и выводов в комиссию РПЦ, но признавать останки царя церковь пока не спешит. Что вы думаете обо всем этом?

SAN: Думаю, это классический пример абсурда.

66.RU: Как вы думаете, почему РПЦ, несмотря на многочисленные экспертизы и очевидность выводов, не признает екатеринбургские останки? Как вы думаете, когда возобладает здравый смысл?

SAN: Одним из канонов неприкосновенности останков является их чудесное обретение, чего не было с екатеринбургскими останками. Нельзя забывать, что на момент их приобретения в 1979 г. (частично) и в 1991 г. (полностью) они не являлись реликвиями, так как ни Николай II, ни члены его семьи не были тогда канонизированы Московским Патриархатом Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *