Как на самом деле Владимир крестил Русь — Последние новости России и мира сегодня
Князь Владимир крестил Русь насильно, в то время как в Европе сначала было принято христианство, и лишь потом сформированы государства.
Сергей Баймухаметов, историк
Мало кто знает, что князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.
Казалось, ему, язычнику, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстранённому от киевского двора и сосланному на окраину, — ненавистен был сам дух культурного города, — пишет обозреватель «НИ» Сергей Баймухаметов, решивший сравнить два диаметрально противоположные принципа принятия новой веры – на Руси и в Европе.
Событие раздора
Православный мир отмечает 1030-летие Крещения Древней Руси. Как и всегда, не обходится без политизации. Российские власти устроили в Крыму, в Херсонесе, где князь Владимир принял крещение, грандиозный концерт, на котором присутствовали премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава Крыма Сергей Аксенов.
А украинский президент Петр Порошенко особо отметил, что «крещение было европейским выбором князя Владимира». Ранее он же говорил в интервью сербскому телевидению, что «князь Владимир крестил Украину».
В 2016 году, при открытии в Москве памятника князю Владимиру, украинская пресса писала, что это «узурпация, Владимир никогда в Москве не был, Москвы тогда ещё не было». На официальном англоязычном аккаунте Украины в Twitter появилась запись: «Киев принёс на Русь православие. Напоминание России». Официальная представительница МИД РФ ответила: «Киев… продолжает нести. Правда, теперь не христианство, а бред. Хотя и на английском языке».
Словом, сплошной раздор. Как будто нет элементарного понимания, что это наша общая история. А её события всегда сложны, так как скрыты туманом веков, и потому поиск истины здесь идет непрерывно.
Варяжский язычник
Князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.
История его страшных деяний насильника и убийцы известна — от изнасилования полоцкой княжны Рогнеды на глазах её родителей, до подлого убийства брата Ярополка, которого он пригласил в свой шатёр на переговоры, а на входе два варяга пронзили его мечами с двух сторон. «Под пазухи», — говорится в летописи.
Но мало кто знает, что Владимир был фанатичным врагом христианства.
Что он сделал прежде всего, убив брата Ярополка и взяв Киев? Поставил идолов, языческих кумиров.
Летопись гласит: «Поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
Какими «жертвоприношениями»? Какой «кровью»?
В данном случае речь идёт о ритуальном убийстве, о жертвоприношении языческим богам. Зафиксированы имена Феодора и его сына Иоанна – христиан, переселившихся из Византии на Русь, в Киев. Их убили и сожгли на том холме.
О человеческих жертвоприношениях на Руси пишут многие европейские и византийские хроники. Например, жён сводили в могилу вместе с мужьями. А убийство пленных превращалось в гекатомбу. Взрослых – сжигали, детей — душили и топили в реке. Одна из таких гекатомб описана в «Истории» византийского писателя и историка Льва Диакона.
А в «Повести временных лет» за 983 год говорится: «Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам».
Происходило это за 5 лет до крещения Руси.
То есть культ жертвоприношения ушёл не в такое уж далекое прошлое, если людей сожгли заживо в Киеве в конце X века, в относительно цивилизованные времена. Видимо, Владимир вспомнил о былом кровавом обычае не случайно. Это был знак и символ. Знак и символ возврата к древним языческим устоям.
Ведь Киев к тому времени медленно, но верно уходил от язычества. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, приняла христианство, её сын, язычник Святослав в свое правление не препятствовал крещению и проникновению христианства в Киев. Его сын Ярополк, воспитанный бабушкой Ольгой, женился на гречанке-христианке.
Да, в Киеве над христианами посмеивались, но не преследовали. А посмеивались, наверно, так, как часто смеются некоторые деревенские люди над попавшим в их среду городским человеком – над его чуднЫми для них привычками. То есть происходило проникновение христианской культуры, закладывался другой культурный стереотип.
И тут власть захватил Владимир.
Ему, уязвленному, обиженному бастарду, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстраненному от киевского двора и сосланному на окраину, в Новгород, — ненавистен был сам дух Киева, его атмосфера. «Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев», – писал крупнейший исследовать истории Русской церкви А.В. Карташев.
Но что же произошло потом?
Не только мы сегодня задаемся этим вопросом. Митрополит Илларион через полтора века после смерти Владимира Святого вопрошал над его гробом:
«Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? …Не видел ты Христа: как же стал ты учеником Его? …Дивное чудо! Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией… Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа?»
Нам не дано знать.
Возможно, произошло чудо духовного преображения.
Возможно, снизошла на эту страшную душу благодать Божья.
Мы можем анализировать лишь земные перипетии жизни Владимира.
По летописи известна всем сцена выбора веры. Она наводит на грустные размышления: можно ли предполагать, что всё было бы так, как решил один человек, каган Владимир? Государства под названием «Киевская Русь» в природе не было, это научный термин, введенный российскими историками в XIX веке — для удобства обозначения. Может, были и другие мотивы, например, отстраниться от «азиатского» наследия. То государство называлось Киевским каганатом или Русским каганатом. А князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый звались каганами. (Каган – «хан ханов», «великий хан». ) В «Слове о законе и благодати», одном из самых ранних произведений древнерусской литературы, XI век, митрополит Илларион писал: «И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были».
Князьями русские властители стали титуловаться позже. Ближайшие соратники половецких ханов, а затем монгольских каганов и золотоордынских ханов составляли «кенез», дословно – «совет». На Руси их называли «кенезы», а потом – «князья».
По летописи, каган Владимир, выбирая веру, выслушивая византийских, хазаро-иудейских и булгарских мусульманских послов, отказался от ислама, потому что мусульманская религия запрещает пить спиртное, мёд. Когда дошло до этого, он будто бы сказал булгарским послам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Вообще, как отмечает исследователь истории Русской церкви А.В. Карташев, есть в этой сцене что-то карикатурное. Но так часто бывает, когда летописи переписывают, подгоняют под тот или иной идеологический канон, пытаются свести к «краткому курсу». Каждый переписчик вставляет что-то свое и корежит по-своему. И получается в итоге нечто невообразимое. «Абсурдистский стиль русских летописей», — как метко определил современный журналист Андрей Воронин.
Но тем не менее, «Повесть временных лет» в данном эпизоде отражает суть – время выбора веры. А если точнее – выбор пути, цивилизации. Восемь лет великокняжеской власти – с убийства Ярополка и захвата Киева до крещения Руси – срок немалый. Особенно в ту эпоху. При всем показном возвращении к язычеству жизнь в Киеве отменить трудно. Одна казнь — как символ. А дальше – нельзя. Тогда надо вырезать христиан поголовно. В том числе и жену-христианку, доставшуюся ему от убитого им брата Ярополка. Да и среди варягов, при всей их буйности и полном пренебрежении ко всему и ко всем, нет-нет да и встречаются новообращенные. Особенно из вождей-конунгов. Вспомним ту же скандинавскую сагу об Олаве Тригвессоне, сыне норвежского конунга и будущем норвежском короле, который жил при дворе Владимира и уговаривал его принять христианскую веру.
Непосредственные события, приведшие к крещению Владимира, описаны в древних арабских и византийских хрониках.
В 986 году в Византии началась гражданская война. Мятеж поднял стратиг Варда Склир, а затем к нему присоединился стратиг Варда Фока. Они начали переговоры с арабским халифом о совместной войне против императора Василия. Таким образом, с юга и с востока Византии угрожали мятежники и арабы. Мало того, с севера и с запада – Болгарский каганат и Киевский каганат. Таким образом Византия попала в окружение, война сразу со всех фронтов. Император Василий начинает переговоры и заключает мир с болгарами, оставляя им завоеванные на тот момент византийские земли. Какое уж тут «возвращение», когда все можно потерять! А к Владимиру обращается за военной помощью. Плата за помощь – византийская царевна Анна. При этом ставится условие — крещение Владимира.
На наш взгляд, странные условия. И от веры в Перуна отрекайся, и воинов предоставь. За что? За женщину? По-русски говоря – за бабу?!
Нет – за статус!
Спору нет, Киевский каганат молод и могуч. Однако – варварская страна. И сам Владимир ощущает себя варваром. А византийская династия – древняя, «настоящая», освященная веками. Женитьба на Анне – это вхождение не просто в императорскую семью, а посвящение в клан «настоящих» царей-базилевсов. Владимир становится таким образом аристократом среди властителей молодых государств. Ни болгарский каган на Дунае, ни болгарский каган на Каме с ним уже не сравнятся.
Так он думал или не так – мы знать не можем.
Владимир пошёл на союз с императором Василием и оказал ему военную помощь в борьбе с мятежниками. Об этом подробно пишут арабские и византийские хроники.
Однако император Василий попытался обмануть кагана Владимира. Царевну Анну за него не отдали. Что, как и почему – неизвестно. Может, Анна воспротивилась, не захотела, подобно полоцкой княжне Рогнеде, идти замуж за сына рабыни. А может, император Василий решил, что теперь, когда угроза миновала, можно и пренебречь обещаниями, данными северному варвару.
Но не тут-то было. Владимир немедленно пошёл в поход на Корсунь-Херсонес и захватил город, угрожая пойти на Константинополь. Да ещё в союзе с болгарами. Император Василий испугался и немедленно прислал царевну Анну, с которой и обвенчался наш Владимир там же, в Корсуни, после чего возвратил город Византии как выкуп за невесту.
Отсюда, из Корсуни, и пошёл он в поход уже на Киев, на Русь.
Неся Крест.
«Опрокинул идолы»
Как свидетельствует летопись, по возвращении из Корсуни князь Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками… Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».
Это – «Повесть временных лет», написанная, понятно, христианскими монахами. Сладкая сказка о радостном крещении всех киевлян: «Пошли люди, ликуя…» Хотя реальность выдает с головой предыдущая фраза: «Если не придет кто завтра на реку… — будет мне врагом». Это даже не ультиматум, а прямая угроза. И попробуй не подчинись – Киев хорошо знал бешеную натуру Владимира, помнил жертвоприношения, сожжение христиан.
Оговорюсь: нам не дано знать, что происходило в его душе. Возможно, крестился он из меркантильных, политических соображений. Возможно, в момент крещения произошло в его душе чудо Преображения. Возможно, ощутил себя великим миссионером — спасал души варваров, обращал их в истинную веру, открывал им свет истинной веры. Но даже если он просто поворачивал страну и народ в русло другой, более развитой цивилизации, он ведь руководствовался высшими целями и самыми благими намерениями — вот в чем дело!
Так или иначе, Владимир провёл крещение Руси с варяжской неукротимостью и жестокостью. Как военный набег на вражеский город. В Киеве народ батогами загнали в Днепр и Перуна били палками. А в Новгороде, для пущего презрения к прежним идолам и кумирам, Перуна волокли «по калу». Летопись свидетельствует: «И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».
На этом кончается одна история и начинается другая.
Был ли другой путь?
Как говорили и писали, крещение Руси стало безусловно прогрессивным явлением. Повернувшим нашу страну в русло христианской цивилизации.
А я здесь и сейчас — о том, о чем ещё не говорилось и не писалось.
Был ли другой путь? Безусловно был. Свидетельство тому – древние хроники. По Северному Причерноморью гуляли в те времена отряды славяно-тюркско-варяжской вольницы, проще говоря – разбойников. Их называли русами, русью. В житии святого Георгия, архиепископа Амастридского (примерно IX век) рассказывается: «Было нашествие варваров — руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они …достигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст».
Захватив Амастру, причерноморский город в Византии, и ворвавшись в храм, разбойники бросились грабить гробницу святого Георгия, думая найти там сокровища, но неожиданно окаменели. И освободились только после молитвы за них одного из пленных христиан. После чего «они уже более не оскорбляли святыни».
Этот источник говорит, что в изначальные времена северные варвары сталкивались с христианской цивилизацией в Причерноморье. Во всех русских летописях упоминаются Корсунь и Тмуторакань (Херсонес и Тамань) не как далекие края, а соседские, привычные. Проникновение христианства и христианской цивилизации на Русь через Крым было спокойным и неостановимым. Оно захватывало как народ, так и высшие слои. Пример тому – княгиня Ольга.
Владимир же с истинно варяжской грубостью и жестокостью сломал начавшийся эволюционный путь. Что, на мой взгляд, отразилось на дальнейшей истории Руси.
Одно дело – самому князю обратиться в веру.
И совсем другое – насадить веру в подданной стране насильственным путем.
Обратиться в веру – значит смиренно просветиться духом.
Насадить веру – значит возвыситься над ней, сделать веру и церковь инструментом своей власти.
В этом – коренное отличие православной России от Европы.
Современные государства Европы формировались после установления там веры и церкви. Вначале были вера, церковь, папство, а потом возникли государство франков, Англия, Германия, Италия, Франция и т. д.
А у нас вначале было государство – великий князь Владимир, который крестил Киев, батогами загнав народ в Днепр. Одним словом, дал нам веру и церковь. И потому вера и церковь всегда были у нас на вторых и третьих ролях.
Конечно, митрополиты были неким противовесом княжескому абсолютизму, считались независимыми от великих князей, впоследствии царей, так как их утверждал или назначал патриарх Константинопольский. Но с каждым годом и веком это назначение и утверждение становились все более формальными. Да и этой малой доли независимости государство не терпело. Надо сказать, что наши митрополиты и сами хотели быть самостоятельными, хотели быть патриархами. Так совместными усилиями первых царей и митрополитов была порвана тонкая ниточка между Русью и Константинополем. И у нас образовалась своя автокефальная Русская православная церковь, свой патриарх. Разумеется, подчиненный царю.
Но даже и в таком виде церковь мешала светской власти. Очень уж велик был в народе авторитет патриарха. Учтем еще, что патриархи Филарет и Никон фактически правили Русью в самые сложные времена и официально назывались, как и царь, Великими Государями.
И потому Петр Первый, укрепившись во власти, упразднил патриаршество, создав Синод и сделав церковь практически одним из департаментов государственного аппарата.
У мусульман же никогда не было единого церковного центра. После падения Багдадского халифата, где халиф соединял в одном лице светскую и высшую церковную власть, имамы и муфтии стали заложниками ханов, эмиров и султанов.
Когда вера приходит сама, завоевывая умы и сердца — она приходит как благодать Божья, как высшая власть.
Когда крестят огнем, мечом и кнутом – высшая власть у того, кто держит в руках кнут и меч. Хан Узбек, шурин великого Владимирского князя Юрия Даниловича, рубил головы православным и языческим ордынцам, обращая Золотую Орду в ислам. Начав казни с родственников, таких же, как он, потомков Чингисхана.
Казалось бы, через века уже все забылось. Ан нет. Ни один король Англии или Франции не мог сказать, что это его славный предок дал истинную веру этим варварам. А у нас – мог, и говорил. И соответственно вел себя. Более того, смею полагать, что есть нечто выше нашего личного сознания — сознание общественное. Некая аура, витающая над той или иной страной, над тем или иным народом.
Церковь, насажденная государственной властью, стала прислужницей государства – идеологической подпоркой. Таким образом, православие и мусульманство в России изначально не имели и не могли иметь того значения, какое имела церковь в Западной Европе.
Вот в чем наше отличие от Европы. Именно поэтому мы стали такими, какие есть, и история наша сложилась так, как она сложилась.
28 июля – День Крещения Руси
Праздник Крещения Руси отмечается 28 июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира. О том, как он в 988 году «вечный мир с Византией установил, русскую землю крещением просветив», красноречиво писали летописцы и изображали иконописцы. В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Первая версия, получившая название в науке «Корсунская легенда», которой придерживался составитель «Повести временных лет», повествует о крещении князя в 988/989 годах в византийском городе Корсу́нь (Херсоне́с). Решив принять крещение, Владимир с дружиной захватил Корсунь. После этого князь послал послов в Константинополь, требуя отдать за него замуж царевну Анну, сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII. Они уговорили её согласиться на брак с Владимиром при условии его крещения. В это время киевского князя поражает внезапная слепота, от которой он исцеляется во время крещения.
Другая версия представляет события крещения в несколько ином порядке. Византийским императорам понадобилась военная помощь киевского князя для подавления мятежа, угрожавшего свержению их власти. Владимир согласился при условии его женитьбы на принцессе Анне. Императоры приняли предложение князя, потребовав его крещения. Владимир выполнил все условия, нанеся сокрушительные поражения мятежникам и приняв крещение (по разным источникам) или в Киеве, или в Василёве (37 км от Киева), или каком-то другом месте на Руси. Однако византийские императоры не торопились выполнять свои условия и препятствовали заключению брака «порфирородной» принцессы с «варваром». Чтобы вынудить Константинополь сдержать своё обещание, Владимир осадил Корсунь. В результате Анна прибыла в Корсунь, где и состоялось бракосочетание.
Собранные исторической наукой сведения о крещении князя не позволяют предпочесть одну версию другой. Поэтому каждое живописное изображение крещения Владимира показывает, какой именно точки зрения по этому вопросу придерживался художник. В принципе это не так уж и важно, но в исторической живописи преобладает корсунский вариант.
В миниатюрах Радзиви́ловской летописи конца XV века княжение киевского князя отражено на 46 миниатюрах. Из них почти половина посвящена «выбору веры» и принятию христианства. На двух миниатюрах показано принятие крещения самим Владимиром и его дружиной. Обе изображают обряд, совершаемый в храме над крещаемыми, погружёнными в купель. Однако сцена крещения киевлян, подробно описанная в тексте летописи, отсутствует. Это объясняется исследователями потерей иллюстрации в оригинале, с которого были сделаны последующие списки.
Время и драматические события русской истории уничтожили большинство икон и фресок на тему крещения Руси. На клеймах* житийной иконы «Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного князя Владимира» (XVI век) из Вологодской церкви Рождества Богоматери показаны сцены отправления послов для выбора веры, крещения (в купели) и прозрения самого Владимира. Сцены крещения киевлян на иконе нет, а лишь выход киевского князя с духовенством и народом на берег для совершения обряда.
В городе Муроме сохранилась до нашего времени житийная икона XVII века первых русских святых – братьев Бориса и Глеба. В клеймах изображено крещение Руси их отцом, князем Владимиром. Повествование на иконе начинается с «выбора веры»: русский князь принимает иностранных послов. Следующие сцены посвящены советам Владимира о выборе веры с киевскими боярами. Поворотный момент в жизни киевского князя отображает 9-е клеймо: «Великий князь Владимир приемлет крещение». Иконография сцены необычна – обряд совершается не в купели, а в водоёме внутри пещеры. Владимир по пояс погружён в воду, епископ осеняет его крестом. Взгляд киевского князя обращён вверх, что говорит о чуде прозрения. 13-е клеймо с не полностью сохранившейся надписью «Владимир крести всю свою…» показывает крещение киевлян. Иконописец изобразил не громадную массу народа, а небольшую группу из трёх человек, стоящих по пояс в воде. А на берегу – Владимир один, без духовенства крестит народ. Муромская сцена крещения киевлян в Днепре ныне фактически единственная в древнерусском искусстве. Сохранилась ещё фреска XVII века из храма Воскресения Христова в городе Тутаеве (Романове-Борисоглебске) Ярославской области, на которой также изображено крещение киевлян.
Тема обращения языческой Руси в православную веру отражена на картинах живописцев XIX века.
Непростой выбор князя Владимира между двумя христианскими центрами X века: Римом и Константинополем показан в работе Ивана Эггинка «Великий князь Владимир избирает религию» (1822). Владимир изображён сидящим на троне в красном княжеском плаще и золотой короне. На картине показаны представители разных вероисповеданий. Иудейский и мусульманский послы не убедили Владимира, поэтому их фигуры расположены на втором плане. Иудей развернулся к князю спиной и недоумённо разводит руками, а мусульманин, склонив голову, облокотился на стену. Латинский (католический) епископ уходит в сопровождении священника и слуги. А греческий монах остаётся, он держит перед князем раскрытое Евангелие от Матфея. Руки у Владимира – как у библейских пророков на древних фресках, он протягивает их к Евангелию, видимо, с просьбой что-то пояснить. Эггинк достаточно свободно отнёсся к тексту «Повести временных лет». Встречи князя Владимира с послами происходили не одновременно, художник же пишет их в одном пространстве и в одном времени. Киевский князь изображён седовласым старцем, хотя во время представленного на полотне события ему было около 30 лет. Кроме того, согласно летописи греческий «философ» показал князю не книгу, а «запону», то есть занавес, ткань с изображением Страшного суда.
Художник Андрей Иванов (отец Александра Иванова, автора «Явления Христа народу»), написал картину «Крещение великого князя Владимира в Корсуни» (1829). Полотно соответствует всем канонам академической живописи. В нём сочетаются характерное для классицизма подражание античному искусству: костюмы героев (исключая облачения священников) будто подсмотрены у актёров античной трагедии, а их жесты отличаются театральностью. Даже храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.
К теме крещения Руси обращались Григорий Седов («Обращение Владимира в христианство», 1866), Алексей Кившенко («Крещение киевлян князем Владимиром», 1880), Фёдор Бронников («Крещение князя Владимира», 1883), Василий Перов («Крещение Руси», 1870-е) и другие художники.
Самыми известными работами, посвящёнными теме крещения Руси, являются фрески Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданные в 1885-1896 годах. На фреске «Крещение князя Владимира» художник изобразил его в каменной купели византийского храма. Местный епископ совершает таинство крещения, вокруг греческие священники и дружина – ближайшее окружение князя, на их глазах происходит его исцеление от слепоты телесной и духовной и превращение Владимира-язычника во Владимира-христианина. Вокруг головы киевского князя художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и Владимира возвели в ранг святых.
Другая фреска Виктора Васнецова – «Крещение Руси» – поражает своей красочностью и эмоциональностью, подчеркивая значимость происходящего. В центре композиции, на возвышении, находится Владимир Святославович в расшитой золотом праздничной одежде. Его распростёртые руки и устремлённый в небо взор выдают надежду на господнюю благодать. Лик князя является олицетворением сосредоточенности и торжественности. Представители духовенства – в белых одеяниях. На дальней перспективе изображено много людей разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, которые стоят в ожидании свершения обряда. А внизу, на переднем плане, в водах Днепра уже проходит обряд крещения. С небес за происходящим наблюдают ангелы, расположившиеся на белом пушистом облаке. Лучи божественного света, озаряющие всё вокруг, отражают важность и значимость момента.
В памяти русских людей Русская земля была крещена самим Владимиром. Но ещё в течение долгого времени она медленно и постепенно сама шла к православию и, в конце концов, вобрала его в себя. В 2008 году патриарх Алексий II (1929-2008) на Архиерейском соборе сказал: «…Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой».
*Клеймо – в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы.
Подробнее о великом князе Владимире, о Крещении Руси читайте в наших публикациях:
Крещение Руси Великой http://nbmariel.ru/content/kreshchenie-rusi-velikoy
День в истории. 28 июля – День крещения Руси http://nbmariel.ru/content/den-v-istorii-28-iyulya-den-kreshcheniya-rusi
Вы можете также посмотреть все серии фильма «Крещение Руси» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=0uPBla0xwjQ
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
Упущенная возможность православия: отрицание победы Путина
В этом ответе на статью Джайлса Фрейзера «Духовная судьба Путина» журналист Пол ДеГрут пишет о своем освещении Украины и Православной церкви. В этой статье ДеГрут объясняет отношения между Путиным и церковью, основанные на силе, и то, как Русская православная церковь может положить конец войне.
Храм Василия Блаженного, православный храм в Москве, и Кремль, политический центр России и резиденция Президента | Фото: Пол Г., UnsplashВ качестве религиозного обозревателя для Edmonton Journal я посетил Украину в 1988 году, на 1000-летие крещения Владимира Великого. В Эдмонтоне проживает самое большое украинское население из всех городов Канады, а в Канаде проживает больше всего украинцев из всех стран за пределами России и самой Украины.
Путешествуя по Украине, я увидел одну причину их эмиграции в Канаду — рябь пшеничных полей, простирающихся до самого горизонта, обычное место в прерийных провинциях Канады. Украинцы чувствуют себя там как дома.
В своем раннем освещении крещения я допустил ту же ошибку, что и Джайлс Фрейзер в своем недавнем посте для RGS, который назвал это «знаковым актом русского православия».
Когда я использовал подобный язык, мой почтовый ящик был завален длинными письмами от религиозных сторонников, требующих, чтобы я указал правильное причастие — в зависимости от автора, украинский православный, русский католик или украинский католик. Поскольку выбор любого из этих вариантов привел бы только к более длинной переписке, я решил назвать его «тысячелетней годовщиной крещения князя Владимира в Киеве». Там нет аргумента.
Крещение обычно считается делом удобства, а не веры, поскольку византийский император Василий II отдал свою сестру Анну Владимиру в обмен на помощь Владимира в победе над врагами Василия.
История полна сильных мира сего, которые добивались божественного разрешения посредством публичной религиозной пантомимы.
Все начинается в Библии с рождения первого ребенка, Каина. Он жалуется Богу, что заслуживает такой же любви, как и его брат Авель, и Бог советует ему «делать то, что правильно, и не будешь ли ты принят?» Каин все еще верит, что может без последствий вышибить мозги своему брату. Многие другие библейские светила — Иаков, Моисей, Давид, Иов, Иона — пытались положить большой палец на весы божественной справедливости.
Нечестивое смешение Бога и политики достигает своего апогея в Библии, когда Понтий Пилат спрашивает религиозных лидеров времен Иисуса: «Распять ли мне вашего царя?» и они отвечают: «У нас нет царя, кроме кесаря». У нас есть отголоски этого сегодня в Северной Америке. За границей в Соединенных Штатах значительная группа евангельских христиан верит, что недавний президент был послан Богом, и это возвращает меня к тому диалогу в Евангелии от Иоанна. Эти пастыри продали свои души Цезарю.
Умные деспоты, такие как Владимир Путин, знают, что заимствование фундаментальных ценностей культуры приносит самых преданных миньонов из всех.
Иметь больше всего оружия — это хорошо. Наличие последователей, готовых умереть ради какой-то своекорыстной, квазирелигиозной манифестации судьбы, является непревзойденной силой. Добавьте к этому утверждение, что массовое истребление невинных является волей Бога (Аллаха, Шивы) и гарантирует блаженную загробную жизнь, и вы получите армию, которая никогда не отступит.
Любое предположение о том, что целью Владимира Путина является какой-то крестовый поход русских христиан, ведущий к Святой Руси, требует доказательств, и все они противоречат друг другу. Если средства для достижения какой-то божественной цели включают в себя убийство соперников, совершение военных преступлений и беспорядочное убийство невинных, приправленное ложью и выдумками, это не имеет ничего общего с Князем Мира.
Тем не менее, между несчастными случаями — ядом, пулями — к которым склонны враги Путина, и религиозным актом Путина, он заручился раболепной поддержкой русской православной иерархии. Он даже видит полезную связь между нападками Путина на Украину и нападками русских православных на Украинскую православную церковь.
Представьте себе на мгновение, что у русской православной иерархии был коллективный опыт Дамасской дороги. Представьте себе, что Русская православная церковь решила, что ее наставником является Иисус, а не Владимир Путин. Вместо того, чтобы поддерживать войну, жертвами которой, несомненно, являются ее собственные прихожане, что, если она больше не может отвести взгляд? Что, если бы он не мог одобрить военные преступления, преступления против человечности или резню, уносящую невинные жизни?
Вместо того, чтобы лизать ему сапоги, что, если Церковь отлучит Владимира Путина от церкви за военные преступления, которые он руководил, убийства, которые он организовал, и угрозы, что он обрушит на мир оружие массового уничтожения, если он не получит того, чего хочет?
Что, если бы Московская Патриархия предупредила российских солдат, что любому, чья воинская часть причастна к жертвам среди мирного населения, разрушению больниц и школ и отказу в побеге голодающим людям, будет отказано в Евхаристии, браке в церкви и крещении их детей на следующее десятилетие?
Что, если бы церковь провозглашала истину с кафедры – эта война не какое-то ограниченное патриотическое упражнение против нацистов, а беспорядочная и отвратительная резня мирных жителей? Такой вызов был бы самым значительным вмешательством христианской общины в политику и практику своенравного правительства в наше время.
Церковь вполне может положить конец войне.
Любая военная победа в Украине может сопровождаться нежеланием солдат поддерживать или служить в этом неоправданном конфликте, зная, что участие в этой короткой военной кампании может принести им годы личного горя.
Как бы ответил Путин? Разрушение церквей в сталинском стиле и расстрел священнослужителей маловероятны. Это разожжет оппозицию как Путину, так и войне, подлив масла в скользкую хватку Путина у власти. Путин не Сталин. За ним не стоит народное движение. У него мало друзей, и это олигархи, чья лояльность куплена, а не заработана. Их не хватит на взвод, пусть на целую армию, и бросят его без особых угрызений совести.
Путин мастер повышать ставки, действовать или угрожать действиями с катастрофическими последствиями, чтобы добиться уступок, ничего не делая на самом деле, но церковь могла бы оказаться трудной мишенью, если бы она соответствовала своему христианскому призванию. Патриарх Кирилл, скорее всего, столкнется с жарой, потеряв свой дворец, часы за 30 000 долларов и другие привилегии. Путин назвал бы церковных лакеев Америки и НАТО, но быть лакеями Путина мало вознаграждается, стоит им уважения, и ни Америка, ни НАТО не считают их союзниками.
Мужественный вызов Путину принесет церкви много друзей, в том числе давно покинувших ее объятия, и послужит ярким примером для других общин общины, не путающей свою веру с беспрекословной верностью политическому хозяину. Их действия будут рассматриваться как подлинное, вдохновляющее и мужественное выражение христианского ответа злу.
Примечание. В этом материале представлена точка зрения автора, а не позиция блога LSE Religion and Global Society или Лондонской школы экономики.
|