Тибет – мировой центр буддизма. Всемирное наследие ЮНЕСКО
Своеобразный характер культуры Тибета обусловлен континентальным горным климатом, труднодоступностью и суровыми религиозными законами. Жители Тибета занимались скотоводством, обрабатывали каменистые поля. На отгонных пастбищах скотоводы жили в палатках из ткани, сотканной из шерсти черных яков, которая хорошо аккумулирует солнечное тепло. Каменные жилища Тибета имели кубовидную форму и расширяющиеся книзу стены (из-за опасности землетрясений). Изначально культовые сооружения Тибета – чортены – имели вид простой кучи камней с мачтой, украшенной молитвенными лентами. В дальнейшем они стали многоярусными постройками, аналогичными индийским ступам. Иногда их окрашивали в один цвет (красный, зеленый, черный или белый в соответствии с символическими обозначениями стран света), или свою расцветку имел каждый ярус.
Оплоты религии – буддийские монастыри – возводились на отлогих склонах гор, привлекательных суровой красотой голых скал и снежных вершин. Часто зародышем монастыря оказывалась ритода – убежище монаха-отшельника, снискавшего популярность у верующих даром предвидения и умением творить «чудеса». Тибетские монастыри были целыми городами, в состав которых входили собственно храмы, здания резиденций духовных правителей Тибета, усыпальница, чортены, жилые и учебные корпуса. Природная изоляция Тибета не стала препятствием к его культурному общению. Буддийская религиозная культура, получившая необычайное развитие в монастырях Тибета, превратила его в центр мирового буддизма.
Столицей Тибета является город Лхаса. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе (Китай) был заложен, согласно легенде, в VII в. туфаньским царем для своей будущей жены – танской принцессы. С середины XVII в. на горе Марпори начались работы по возведению Поталы –резиденции Далай-ламы, вобравшего в своей архитектуре весь строительный и художественный опыт предшествующего тибетского зодчества. В его строительстве принимали участие лучшие мастера из Тибета, Непала и Китая. Этот комплекс зданий ступенями вырастает из горы, у подножия которой раскинулся городок, состоящий из 1000 служебных построек и храмов. В белых домах на западе комплекса живут монахи и слуги. Тринадцатиэтажный дворец высотой 83 м поднимается над Лхасой почти на 150 м. К его центральной части, выкрашенной в красный цвет (Красный дворец), ведут три лестницы. В верхних этажах Красного дворца жил сам Далай-лама. Дворец Потала являлся главной резиденцией Далай-лам вплоть до 1959 г., пока в Тибет не вторглись китайские войска. Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала торжественным и одним из наиболее удивительных архитектурных сооружений мира. Это священное место тибетского буддизма, которое посещает множество паломников.
Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда» в городе Лэшань (Китай) находятся в провинции Сычуань, в 150 км к югу от города-миллионера Чэнду. Гора Эмэйшань является одной из четырех главных «буддийских гор» Китая. Монастыри здесь начали строить уже в I в., а к VI в. гора стала буддийской святыней. В период бурного расцвета буддизма здесь было построено более 170 храмов. В настоящее время сохранилось около 30 культовых буддийских сооружений. Чтобы подняться от подножия горы до ее главной вершины – Цзиньдин, нужно пройти более 60 км ступенек. Главная достопримечательность горы Эмэйшань – самое большое в мире скульптурное изображение Будды (около 71 м). Статуя была высечена в горе в VIII в. Китайцы называют ее Да Фо – «Великий Будда».
Пещеры Магао (Китай) находятся в северо-западной части Китая, на Великом Шелковом Пути в провинции Ганьсу. На протяжении десяти столетий, с IV по XIV вв., на восточном подножье горы Миншашань было создано около 500 буддийских пещер-святилищ. Крупнейшая из пещер –Магао, которая дала название всему пещерному комплексу. Почти каждая пещера украшена скульптурами. В одной из пещер находится статуя Будды высотой около 36 м. Это крупнейшая в мире скульптура Будды, находящаяся внутри помещения. Всего в пещерах Магао обнаружено 200 скульптур. Фрески на стенах пещер являются иллюстрациями к буддийским легендам. Некоторые изображения так велики, что занимают целую стену. В одной из пещер Магао на протяжении столетий хранилось множество древних рукописей и свитков, содержащих произведения буддийской иконографии (VIII-X вв.), а также первые китайские книги.
Сарнатх — цитадель буддизма в Индии
Варанаси — религиозный центр Индии и один из самых колоритных городов страны, знаменитый своими храмами, ритуальными омовениями тысяч паломников-индуистов и дымящимися крематориями на берегу Священной реки Ганг. А помимо этого Варанаси — ещё и цитадель буддизма. Буддизм — далеко не основная религия сегодняшней Индии (буддисты составляют всего около 1% населения страны — впрочем, и это более 10 миллионов человек). Куда в большей степени буддизм распространён в странах Южной и Юго-Восточной Азии — соседних Мьянме, Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Шри-Ланке, а также — Бутане, Непале, Китае, Монголии, в российских Бурятии, Тыве, Калмыкии. Но именно в Индии находится одно из священнейших мест буддизма — Сарнатх, место, где духовный учитель и основатель буддизма Будда Шакьямуни в VI веке до н. э. прочитал свою первую проповедь.
Сарнатх был центром мирового буддизма более 1000 лет, пока в конце XII века не подвергся разрушению мусульманами. Возрождение Сарнатха началось в конце XIX века, после того как британцы провели здесь детальные раскопки и смогли заново обнаружить и идентифицировать большинство древнебуддийских строений. Сегодня это снова один из мировых центров буддизма и паломничества — здесь много действующих буддийских храмов, монастырей, университет с преподаванием на тибетском языке. А с точки зрения туризма Сарнатх интересен раскопками древних буддийских сооружений, главной доминантой которых является 33-метровая ступа Дхамек, построенная в VI веке на тот самом месте, где Будда произнёс свою первую проповедь.
1. Сарнатх в глазах буддистов столь же священен как Варанаси в глазах индуистов. В 528 году до н. э. Будда явился сюда в Олений парк, чтобы прочесть свою главную проповедь «Колесо Закона» о пути к просветлению.
2.
3.
4. 33-метровая ступа Дхамек установлена как раз в том месте, где Будда читал первую проповедь своим пяти первым последователям. Первая ступа была построена здесь ещё в 250 году до н.э. древнеиндийским императором Ашокой, принявшим буддизм. После этого она неоднократно перестраивалась, и нынешняя ступа датируется V веком н.э.
5.
6.
7. Ступа Дхамек и десятки окружающих её небольших буддийских ступ.
8.
9.
10.
11. Недалеко от ступы Дхамек сохранилось основание и ещё одной крупной древнебуддийской ступы — Дхармараджика.
12. Посмотрев руины древнего Сарнатха, посетим относительно новый буддийский храм Мулагандакути.
13.
Стены храма украшают фрески, посвящённые жизни Будды. Основатель буддизма и главный его учитель Будда Шакьямуни родился в 566 году до н. э. в Непале, но основные места, связанные с его деятельностью, находятся на территории современной Индии — в Бодх Гайе он достиг просветления, в Сарнатхе — прочитал первую проповедь, а в Кушинагаре в 486 году до н.э. он скончался.
14. Рождение Будды.
15. Младенчество.
16. Этапы жизни Будды — отстранение от мирских благ, уединение, аскетический монашеский образ жизни.
17.
18. После долгих странствий и поисков измождённый Будда сел под фикусовым деревом (которое теперь называется Деревом Бодхи и является одним из главных символов буддизма) и поклялся, что не встанет с места, пока не найдёт Истины. И после 49 дней медитации, несмотря на попытки демонов нарушить его сосредоточение, в возрасте 35 лет Гаутама Будда достиг Просветления — полного представления о природе и причине человеческих страданий, а также о шагах, необходимых для устранения этой причины.
19. Крупные портреты демонов, мешавших Будде достичь Просветления.
20.
21.
22.
23. Но ничто из этого не могло отвлечь Будду от 49-дневной медитации.
24. После достижения Просветления Будда стал Учителем, у него появилось много последователей и учение буддизма стало широко распространяться. Заключительные фрески — это физическая смерть Будды. Согласно учениям, в возрасте 80 лет Будда заявил своим ученикам, что скоро достингет Паранирваны или состояния полного бессмертия, освободив при этом своё земное тело. А по менее прозаической версии, он заболел, поев лесных грибов, приготовленных одним из его учеников — после чего и умер в зарослях деревьев.
25. Умерший Будда и его ученики.
26. Рядом с храмом находится Дерево Бодхи, посаженное в Сарнатхе в 1931 году из саженцев того дерева, медитируя под которым в Бодх Гайе Будда достиг Просветления.
27. Молитвенные барабаны — об их сути я немного уже писал, рассказывая о посещении Иволгинского Дацана в Бурятии.
28.
29. То самое дерево, под которым Будда достиг Просветления две с половиной тысячи лет назад, сегодня конечно уже не сохранилось, но от него учениками Будды было выращено много саженцев (а от них за тысячелетия истории ещё и ещё) — и сегодня считается, что все они потомки того самого первого Дерева Бодхи.
К оглавлению >>>
Tags: Буддизм, Варанаси, Индия
Что такое буддизм? — Центр религиозной и духовной жизни
Самое ясное объяснение буддизма начинается с жизни его основателя Сиддхартхи Гаутамы, который родился где-то в пятом веке до нашей эры в предгорьях Гималаев, на территории современного Непала.
Хотя мы называем Гаутаму Буддой, слово Будда на самом деле означает «пробуждённый», таким образом, Гаутама не родился с этим титулом, а достиг его в течение своей жизни.
В буддизме Будда не рассматривается как божественное существо — по крайней мере, не совсем. Буддисты обычно рассматривают Будду как пробужденного человека, который увидел реальность существования и научил других, как избежать страданий в этой жизни, как и он.
Становление Буддой: четыре взгляда и великое отречение
Отец Гаутамы хотел, чтобы он вырос воином, поэтому с момента рождения сына он ограждал Гаутаму от всего уродливого, трагического или болезненного в жизнь, вместо этого окружая его красивыми женщинами, богатой едой, роскошными помещениями и всевозможными физическими удовольствиями.
Насытившись этой роскошной жизнью, Гаутама вырос, женился, у него родился сын. Но однажды, катаясь на колеснице, он вышел за границы, которые наметил для него отец, и встретил старика. Все признаки старения и дряхлости до сих пор были скрыты от Гаутамы, поэтому он был потрясен и встревожен увиденным. Он спросил своего возничего, что послужило причиной такого плачевного состояния этого человека; водитель ответил, что старость — удел каждого человека и никто не может избежать ее. Это было «боевое зрелище», и оно повергло Гаутаму в глубокую меланхолию.
Во время последующих поездок Гаутама встретил тяжело больного человека («второе зрение») и труп («третье зрение»). В обоих случаях Гаутама был опустошен реальностью страданий и смерти. Наконец, во время своей четвертой и последней поездки на колеснице Гаутама увидел религиозного отшельника, практикующего медитацию («четвертое зрение»). Когда он спросил своего погонщика, что делает отшельник, возница ответил, что отшельник оставил физические удовольствия жизни домохозяина в поисках освобождения от страданий и печали.
В буддийской традиции говорится, что четыре взгляда создали для Гаутамы экзистенциальную борьбу между его привязанностью к семье и стремлением к духовному освобождению. В конце концов Гаутама понял, что поверхностные дворцовые удовольствия никогда не смогут обеспечить прочное счастье и покой, и он попрощался со своей семьей и отправился в духовное путешествие, известное как «Великое отречение».
Покинув дом, Гаутама учился у ряда религиозных учителей, но вскоре понял, что ни одна из их практик не может привести к просветлению. Затем он начал программу суровой физической аскезы, к которой присоединились еще пять аскетов, которые были впечатлены его дисциплиной и стремлением. В течение нескольких лет Гаутама и его товарищи практиковали вместе безрезультатно, пока он не понял, что суровый аскетизм также не является путем к просветлению.
Поняв, что его тело слишком слабо, чтобы выдержать любые напряженные духовные усилия, Гаутама принял еду от деревенской девушки. Укрепившись таким образом, он решил сидеть под тем, что стало называться Деревом Бодхи, Деревом Пробуждения, пока не достигнет просветления, что он и сделал в предрассветные часы. Затем Будда вернулся к своим пяти спутникам, которые стали его первыми учениками и в конечном итоге достигли просветления благодаря его учению.
Во что верят буддисты?
Несмотря на то, что между буддистами во времени и пространстве существует много важных различий, ядро буддийской веры можно найти в учениях первой проповеди Будды, которые стали известны как Четыре благородные истины.
Первая благородная истина: истина о страдании
В Первой благородной истине Будда делает драматическое и исчерпывающее заявление об основной природе человеческой жизни: жизнь, как она обычно проживается, есть страдание, дуккха . Будда говорит, что вечное счастье невозможно обрести, цепляясь за физические и умственные вещи этого мира.
Вторая Благородная Истина: Истина о происхождении страдания
Вторая Благородная Истина указывает на первопричину этого постоянного страдания: желание. Здесь Будда учит, что причиной нашего несчастья и вечной неудовлетворенности является наше стремление или «жажда» самоудовлетворения.
Третья Благородная Истина: Истина о прекращении страданий
Третья Благородная Истина дает некоторую надежду: конец таким страданиям достижим. Будда учит, что прекращение страдания — реализация нирвана — возникает благодаря тому, что мы отпускаем нашу тягу или жажду большего.
Четвертая Благородная Истина: Истина Восьмеричного Пути
Четвертая Благородная Истина учит, что нирвана может быть достигнута посредством практики Восьмеричного Пути, «предписания» Будды для лечения болезни страдания. Восемь элементов: правильное понимание, правильные мысли, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение.
Основные практики буддизма
Осознанность
Учитывая, что буддизм считает, что осознание нового способа видения реальности является центральным для достижения просветления, одной из самых важных буддийских практик является осознанность. В своей книге « Чудо внимательности, » вьетнамский дзен-монах Тхич Нат Хан описывает внимательность как «поддержание сознания живым в текущей реальности».
Медитация
Медитацию в буддизме называют «биением сердца». Медитация включает в себя мудрость и сострадание, два центральных компонента пути просветления, и это основное средство, с помощью которого человек стряхивает оковы невежества, жадности и гнева. Конечная цель медитации – реализация нирвана , но сама практика также является важным компонентом цели: изменение своего способа взаимодействия с миром и понимания реальности и себя.
Для дальнейшего чтения:
- Краткая история буддизма, Эдварда Конзе
- История буддизма, Дональда С. Лопеса-младшего
- Буддийская религия, Ричарда Робинсона и Уилларда Джонсона
- Опыт буддизма, Джона С. Стронга
- Буддизм: Знакомство с буддийским опытом, , Дональд У. Митчелл
- Узники Шангри-Ла , с картины Дональда С. Лопеса-младшего
- Алмаз, прорезающий иллюзию, Тич Нат Хан
Лучшие места паломничества буддистов в Индии
Последнее обновление: 22 июня 2019 г. Нидхи Сингх
Иногда все, чего вы хотите от тура, — это душевное спокойствие, то, что вы ищете, — это место, где вы можете расслабиться и проведите время, созерцая безмятежное и духовное окружение. Вам нужны моменты абсолютного спокойствия, место, где вы можете расслабиться и оживить свой дух. Что ж, оправдав ваши ожидания, буддийская трасса — это как раз то, что вам нужно! Это одна из тех экспедиций, которые мгновенно переносят вас в эпоху мудрости, безмятежности и просветления. Могучие монастыри, высокие ступы и мелодичное пение мантр заставляют забыть о своих тревогах и стрессах, испытаниях и невзгодах, и просто теряются в мире божественного, исцеляющего практически все.
Индия благословлена тем фактом, что Господь Будда ходил по ее земле, проповедовал ее народу и достиг Маханирваны на ее скромной земле. На самом деле в Индии так много мест, имеющих буддийское значение, и среди них Бодхгая (где Будда достиг просветления), Сарнатх (где Будда провел свою первую публичную проповедь) и Кушинагар (где Будда достиг Маханирваны) имеют большое значение для преданных. Буддийский маршрут Сарнатх-Гая-Варанаси настолько популярен среди буддийских паломников, что правительство решило обеспечить хорошее сообщение для трех направлений. Вот все, что вам нужно знать об этих буддийских паломничествах в Индию:
Гая
Именно здесь, в Гайе, Господь Будда достиг просветления под деревом пипал. Гайя находится примерно в 100 км от Патны, столицы штата Бихар. Это второй по величине город и самое популярное туристическое направление в Бихаре. Город основан на берегу реки Пхалгу и назван в честь демона по имени Гаясур. Сегодня Бодхгая является важным местом буддийского паломничества в Индии и имеет ряд монастырей, построенных набожными буддистами из Японии, Таиланда, Мьянмы и Шри-Ланки. Главной достопримечательностью Гайи является храм Маха Бодхи или Вишал Будда Мандир, в котором есть гигантская статуя Будды в глубокой медитации. Затем есть дерево Пипал, расположенное на огромной платформе; считается, что это дерево является потомком настоящего дерева, под которым Господь Будда достиг просветления. Чаукрамама или Аллея драгоценностей — еще одна достопримечательность Бодхгайи; Говорят, что это было место, куда Будда приходил прогуляться.
Сарнатх
Сарнатх расположен примерно в 11 км от священного города Варанаси. Это место, где Будда после достижения просветления произнес свою первую проповедь о мудрости. Сегодня Сарнатх является одним из самых важных буддийских культовых сооружений в Индии. Главной достопримечательностью здесь является ступа, возведенная императором Ашокой в 3 веке до нашей эры. Другими важными достопримечательностями Сарнатха являются ступа Чаукханди, которая, как полагают, была построена во время правления императора Ашоки; на самом деле это первый памятник, обнаруженный после входа в Сарнатх. Еще одно важное место, которое стоит увидеть в Сарнатхе, — это ступа Дхамек, представляющая собой коническую структуру, обозначающую место, где Будда передал свои первые учения о Четырех благородных истинах. Мулагандха Кути Вихар и музей Сарнатха — еще одна достопримечательность Сарнатха для туристов.
Кушинагар
Кушинагар расположен примерно в 53 км от Горакхпура и считается местом, где Господь Будда достиг «Махарпариниваны» — высшей стадии спасения. После раскопок в 1861 году в Кушинагаре вновь появилось много ступ, связанных с Буддой, и сегодня они являются одними из главных туристических достопримечательностей здесь. Ступа Рамабхар — одна из главных достопримечательностей; эта ступа имеет высоту около 50 футов и расположена там, где был кремирован Господь Будда. Храм Маханирвана, где хранится шестиметровая статуя Будды в лежачем положении; храм Матхакуар, где хранится черное каменное изображение Будды и надписи, датируемые 10-11 веками; Тайский храм Ватта; Японский храм, где хранится статуя Будды «Восемь металлов», и китайский храм, построенный преимущественно в китайском архитектурном стиле, — это другие места, которые стоит увидеть в Кушинагаре.
Капилвасту
Расположенный на индо-непальской границе и в районе Сиддхарт Нагар в Восточном Уттар-Прадеше, Капилвасту имеет огромное историческое значение и известен как место, где родился Господь Будда. В этом месте есть несколько ступ, а при археологических раскопках были найдены каменные шкатулки с реликвиями, которые, как считается, принадлежат Будде. Основные туристические достопримечательности Капилвасту включают комплекс ступ, где можно найти надписи «Деопутра» (Канишка из династии Кушан); Дворец является еще одной достопримечательностью и считается руинами дворца короля Шуддходхана, отца принца Гаутама.
Санкиса
Санкиса находится примерно в 47 км от Фаррухабада в штате Уттар-Прадеш. Этот небольшой городок является довольно популярным буддийским местом в Индии, так как считается, что это место, где Будда спустился после проповеди своей матери на небесах. Здесь были найдены руины многих ступ и монастырей. Саниска известна храмом, посвященным Бисари Деви, и раскопанной колонной слона Ашоки. Есть храм Будды, который, как полагают, находится на том месте, где Господь Будда спустился с небес; Храм Майя Деви, где стены храма украшены буддийскими скульптурами, относящимися к эпохе Махаяны; Шива Линга, колоссальный Шива Линга, также привлекает здесь индуистских преданных. В Саниске ежегодно проводится большая ярмарка под названием Шраван Мела, которая ежегодно привлекает в Санкишу большое количество преданных индуистов.
Шравасти
Сравасти (древний Саваттхи), который был столицей древней Косалы Махаджанапада, является важным буддийским направлением. Считается, что Господь Будда и его ученики оставались и проповедовали в этом городе 24 года. В этом городе есть несколько вековых ступ, монастырей и храмов. Некоторые из основных достопримечательностей включают Сахет, где, как считается, Будда прожил 24 года; Махет, где когда-то был укрепленный город и джайнский храм, был местом рождения третьего джайнского Тиртханкары, Сваямбунатхи. Есть ряд монастырей, таких как шри-ланкийский, китайский, мьянманский и тайский. Колокол мира во всем мире — еще одна достопримечательность Сравасти, установленная японскими преданными.
Ладакх
Влияние буддизма можно увидеть в основном в регионе Ладакх штата Джамму и Кашмир. Многовековую культуру Ладакха можно увидеть в его древних памятниках, монастырях, устной литературе, формах искусства, ярмарках и фестивалях. Ладакх — это место, где все события — свадьба, рождение и сбор урожая — отмечаются пиршеством, танцами и пением народных песен. Здесь можно посетить большое количество красивых монастырей, и среди самых известных из них — Шей, Хемис, монастырь Тикси, монастырь Дискит, Ламаюру, Спитук, Алчи, Пхьянг и Рангдум.
Сикким
Сикким является популярным буддийским направлением, так как здесь находится около 200 монастырей, принадлежащих к орденам ньингма и кагью. Буддизм в Сиккиме повлиял не только на местную культуру, но и на образ жизни людей. Несмотря на то, что Сикким никогда не имел привилегии испытать физическое присутствие Будды, его мудрые слова повлияли на жизнь в Сиккиме, и это сделало его одним из самых важных буддийских паломничеств в стране. К самым популярным монастырям Сиккима относятся Пемаянгце, Румтек, Энчей, Фенсанг, Пходанг, Лабранг, Ташидинг, Пал Зурманг Кагьюд, Цук-Ла-Кханг, Ралонг, Санга Челлинг и Дубди.
Другие буддийские места в Индии
Помимо Сарнатха и Гая, в Индии есть много других значительных буддийских центров паломничества, таких как Дхарамсала и монастырь Табо в Химачал-Прадеше; Наланда, Раджгир и Вайшали в Бихаре; Санчи в Мадхья-Прадеше; Аджанта и Эллора в Махараштре; Монастырь Таванг в Аруначал-Прадеше; Нагарджунаконда, Бавиконда, Тотлаконда, Салихундам, Амаравати в Андхра-Прадеше; Ратнагири, Лалитгири и Удаягири в Одише также имеют большое значение как места буддийского образования в Индии.