Религия аргентины: Религия, вера и боги в Аргентине

АРГЕНТИНА

[Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос-во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос-Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта-Фе (1118 тыс.), Сан-Хусто (Ла-Матанса) (1120 тыс.), Мендоса (770 тыс.). Гос. язык: испанский. География. На востоке омывается Атлантическим океаном и граничит с Уругваем и Бразилией, на западе — с Чили, на севере с Боливией. По зап. границе страны тянутся хребты Анд с высочайшей в Америке вершиной Аконкагуа (6960 м) и просторы лесостепи. Бо́льшую часть территории занимают равнины Чако-Аустраль и Пампы. Население: 39, 5 млн. (2005). Аргентинцы — в основном потомки переселенцев из Испании и Италии. Индейское население (отчасти смешанное) составляет 4,5%, причем представители исконных народностей (мапучес, коллас, тобас, матакос) — 1%. Наиболее многочисленное в Лат. Америке поселение евреев — 250 тыс. (0,7%, 2/3 живут в Буэнос-Айресе). Между 1857 и 1950 гг. в А.

прибыли более 4 млн. иммигрантов, в основном европейцы, 1,5 млн. из них — в первые годы после второй мировой войны. В стране имеются крупные колонии немцев; проживают ирландцы, поляки, арабы, русские. Укр. поселенцы стали приезжать с кон. XIX в. Основная масса населения сосредоточена в центральных и сев. районах страны. 88% населения живет в городах. Гос. устройство. А.- федеративная республика с президентской формой правления. Состоит из 23 провинций и столичного федерального округа. Глава исполнительной власти — Президент аргентинской нации. Каждая из провинций имеет свою конституцию, составленную в соответствии с принципами общенациональной конституции, а также свои законодательные собрания и органы местного самоуправления. Федеральная форма правления во многом ограничивает автономию провинций и сохраняет довольно сильную центральную власть. Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената. Основной закон — Конституция, принятая в 1853 г. и действующая поныне с многочисленными поправками (последние внесены в 1994).

Религия

Католики составляют 89% населения (2001). Католич. Церковь имеет в А. 13 архиеп-ств (Баия-Бланка, Буэнос-Айрес, Кордова, Корриентес, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Ресистенция, Росарио, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Фе, Сан-Мигель-де-Тукуман), к-рые включают 46 еп-ств; 3 прелатуры. Высший орган католич. Церкви в А.- Национальная конференция епископов. Иерархия Церкви представлена 23 архиепископами, в т. ч. 2 кардиналами, 78 епископами (2001).

Католиков вост. обряда объединяют Украинская епархия (центр — Буэнос-Айрес) и Маронитская епархия (Центр — Асунсьон, Парагвай).

Правосл. Церковь

РПЦ представлена Аргентинской и Южноамериканской епархией (митр. Платон (Удовенко)), в состав к-рой на территории А. входят 6 приходов с действующими храмами и 2 общины, храмы к-рых строятся; центр епархии — Буэнос-Айрес.

В А. действует Русская православная Церковь за границей (15 приходов), К-польский Патриархат, Антиохийский патриархат. Прихожанами правосл. церквей являются выходцы из России, Греции, Ливана, Румынии, Сирии, Украины, Югославии.

Митрополия Буэнос-Айреса К-польского Патриархата основана в 1996 г. после отделения от Американской архиепископии; юрисдикция митрополии распространяется на территории А., Бразилии, Парагвая, Уругвая, Чили. На территории А. она имеет 9 приходов. Антиохийский патриархат представлен Аргентинской епархией с кафедрой в Буэнос-Айресе.

Армянская Апостольская Церковь

Имеет в стране Аргентинскую епархию.

Англикан. Церковь

(The Angliсan Church of the Southern Cone of America) объединяет англикан А., Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили (22 490 чел.), входит в состав Англиканского Содружества.

Протестант. церкви и секты

(2%) — лютеране, кальвинисты, пятидесятники, баптисты (0,16% — 1998), адвентисты седьмого дня и др.

Иудеев

— 2% (1998).

Мусульман

— 0,2%. В период с 1986 по 2000 г. число приверженцев ислама (в основном палестинцы и др. араб. иммигранты) снизилось с 500 до 70 тыс. (с 2 до 0,2%).

История христианства в А.

История А. начинается с испан. колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу.

В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина.

Католичество

В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586).

Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г. католич. монархам Испании и Португалии право контроля (патроната) над Церковью в Нов. Свете, т. к. из-за большой удаленности от Рима и недостатка средств Римско-католическая Церковь не могла осуществлять «пропаганду веры» среди аборигенов вновь открытых земель без опоры на светскую власть. Со временем короли расширили свои полномочия, и зависимость Церкви от короны сделалась почти абсолютной. Короли обладали суверенными правами в вопросах учреждения еп-ств, назначения епископов, строительства церквей. В их ведении были сбор и распределение церковной десятины. Папские послания в колонии и корреспонденции епископов в Рим должны были получить апробацию короля. Свое вмешательство в дела Церкви светская власть компенсировала предоставлением ей исключительных привилегий. Католицизм был объявлен гос. религией. На окраинных территориях миссионер был не только духовным главой, но выполнял и государственно-адм. функции.

Переплетение церковной и гос. властей было настолько тесным, что Церковь фактически превратилась в часть гос. системы. Евангелизация носила во многом формальный характер, религ. функции священников зачастую сводились к обрядности, а католич. исповедание веры дополнялось местными этно-религ. традициями. Эти особенности церковной практики колониального периода частично сохранились до наст. времени.

Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.

В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний. Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.

К 1810 г.- началу войны за независимость — численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи — испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости.

Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.

Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.

В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.

В 1834 г. был издан «Согласительный меморандум», ставший основой отношений гос-ва и Церкви в части права патроната. Его базовые принципы содержались в 14 пунктах. Среди них — право подвергать цензуре папские документы, выдвигать кандидатов на церковные должности, устанавливать границы церковных округов. Епископы должны были клятвенно признавать национальный патронат, присягать на верность правительству и т. п.

Принятая в 1853 г. конституция объявляла о «поддержке государством Римской католической Церкви» в отличие от предыдущего признания католицизма гос. религией. За гражданами признавалось право свободного исповедания религий. Президент должен был быть только католиком. Т. о. конституционно закреплялось право патроната и перечислялись полномочия президента в этой части. Ватикан отказался признать принцип патроната, и потому конкордат с Ватиканом никогда не был заключен. Тем не менее состоялся обмен представительствами в 1858 г. И лишь в 1927 г. представитель А. в Ватикане был возведен в ранг посла, тем самым официально установлены дипломатические отношения. Ватикан в А. представлен апостолическим нунцием.

В 1865 г. еп-ство Буэнос-Айрес, входившее в юрисдикцию архиеп-ства Чаркас (Боливия, совр. Сукре), было возведено в ранг архиеп-ства, т. о. Церковь в А. стала независимой от боливийской митрополии.

Последние десятилетия XIX в. ознаменовались усилением либеральных тенденций к секуляризации об-ва, встал вопрос о расширении религ. свобод для некатоликов, придании католицизму социальной направленности. Эти тенденции развивались в нач. XX в., когда почти 40% 6-миллионного населения составляли иммигранты. Новые поселенцы, как правило образованные и высокопрофессиональные люди, довольно быстро приобретали общественную значимость. Среди них было немало приверженцев зародившихся в Европе социалистических и анархистских идей и сторонников религ. свободы. В 1888 г. сенат принял целый ряд законов, к-рые проводили идею веротерпимости: были введены существенные ограничения на преподавание католич. катехизиса в школах; гражданский брак признавался как единственно законный с запрещением совершать до него венчание, но попытки либералов узаконить развод не удались. Был установлен гос. контроль над церковными кладбищами, созданы гражданские. В А. складывалась атмосфера, сопоставимая с уровнем европ. представлений об общественном развитии. А. явилась единственной страной в Лат. Америке, где энциклика папы Льва ХIII «Rerum novarum» (1891), положившая начало социальной доктрине католицизма, была разрешена к публикации. Отсюда она тайно распространялась по всем странам континента. Идея создания «нового католического социального порядка» зародилась как альтернатива рабочему и социалистическому движению. Появились руководимые клириками христ. движения и партии: Католическая ассоциация, Христианско-демократическая лига, Социальная лига, Дом женщин-тружениц. Позже (1931) в А. создается движение «Католическое действие», ориентированное на людей различных возрастов, пола, социального положения. В 1940 г. число его членов достигло 80 тыс. Под эгидой Церкви создавались частные учебные заведения, газеты, журналы.

При президенте Х. Д. Пероне (1946-1955) католич. Церковь подверглась тяжелым испытаниям. Поначалу епископы поддержали на выборах кандидатуру Перона, к-рый в свою очередь пообещал проводить политику в соответствии с социальной доктриной Церкви. В первые годы президентства он дал Церкви привилегии в области просвещения: вновь вводилось преподавание вероучения в начальных и средних учебных заведениях; учебники подбирались с одобрения церковных инстанций; католич. частные учебные заведения субсидировались гос-вом — Церковь получила возможность официально влиять на учебный процесс. В руководящие органы перонистской партии и в ее орг-ции были включены представители католич. духовенства в качестве «духовных ассистентов». Деятельность Перона получила одобрение Ватикана. Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку.

Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране — Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов. Отменялись всякие ограничения по созданию на территории А. религ. орденов и монашеских об-в, но сохранялся гос. адм. надзор над ними.

На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).

За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них — с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.

Ситуация в стране и новые либеральные тенденции во всемирном католицизме, а также радикальные решения Конференции латиноамер. епископов в 1968 г. способствовали распространению свободомыслия и возникновению левых политических взглядов в рядах духовенства. К кон. 60-х гг. относится появление «Движения священников в защиту Третьего мира». Его идеологи полагали буд. справедливое об-во социалистическим, но социализм в отличие от советской модели они представляли себе «национальным», «народным», «гуманистическим» и «критическим». Всемирную известность своими радикальными взглядами на историю Церкви и ее предназначение, а также участием в разработке «теологии освобождения» приобрел аргентинский философ и теолог Э. Дюссель.

В 70-х гг., после череды военных переворотов, А. превратилась в страну открытого террора. Десятки тысяч людей содержались под стражей, оказались в тюрьмах, концлагерях или бесследно исчезли. Репрессии были направлены и против священников и монахов, они сопровождались антиклерикальной пропагандой националистических изданий. В кон. 1977 г. были убиты епископ и 17 священников и монахов, 30 находились в тюрьмах. По инициативе представителей католич. духовенства совместно с деятелями протестант. церквей в 70-х гг. в А. функционировали такие христ. орг-ции, как «Экуменическое движение прав человека» и «Постоянная ассамблея прав человека». Офиц. католич. Церковь А. не оказала действенного противостояния диктатуре (в отличие от Церкви Чили, Бразилии, гос-в Центр. Америки). Епископы обвинялись в соучастии в репрессиях в тот период; в 2000 г. они принесли покаяние в этом.

В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.

В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II. Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.

Православие

Первый правосл. приход в Юж. Америке был создан по указу российского имп. Александра III в ответ на просьбу правосл. сербов, греков, арабов и румын (русских в Лат. Америке тогда почти не было), настоятелем стал прибывший из России свящ. Михаил Иванов. Храм размещался в 2 комнатах частного дома в Буэнос-Айресе, 1 янв. 1889 г. в этом храме была совершена первая правосл. литургия. В 1891 г., после учреждения Русской дипломатической миссии, храм был приписан к миссии, его настоятелем назначен свящ. Константин Изразцов. В 1901 г. в Буэнос-Айресе был освящен правосл. храм во имя Св. Троицы, построенный на средства, собранные в России, и на пожертвование имп. семьи. К 20-м гг. XX в. приход Троицкого храма стал почти целиком русским, поскольку к этому времени арабы и греки организовали свои приходы. В 1926 г. настоятель Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов с небольшой группой приверженцев самочинно вышел из юрисдикции Московского Патриархата и создал «Русскую православную общину» в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, объявив себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине». Община была зарегистрирована в Мин-ве иностранных дел и культов и в Мин-ве юстиции А. и присвоила имущество РПЦ, впосл. община неоднократно меняла свою юрисдикционную принадлежность.

Одним из ярких проявлений враждебного отношения прот. Изразцова не только к Московскому патриархату, но и к бывш. Советскому Союзу было высказанное им с амвона одобрение нападения в 1941 г. на СССР гитлеровской Германии. Мн. верующие покинули тогда его «православную общину» и обратились к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в А. приходов юрисдикции Московского Патриархата. Во 2-й пол. 1943 г. РПЦ было учреждено Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии, в 1946 г. преобразованное в самостоятельную Аргентинскую епархию.

В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа, Украинской автокефальной Церкви.

Протестантизм

Дж. Томпсон — первый протестант. миссионер (с 1820) в Лат. Америке. В течение небольшого срока пребывания в А. он основал 100 школ. В 20-х гг. XIX в. Б. Ривадавия привлек двух протестант. миссионеров к участию в реформе просвещения. Один из них, пастор У. Моррис, стал символом протестант. миссионерства в Лат. Америке. Ему удалось основать и поддерживать аргентинские филантропические школы, где обучались сотни тысяч детей. В Буэнос-Айресе установлена 7-метровая статуя Морриса с надписью: «Святой Аргентины».

В среде иммигрантов — технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа — значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане — англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами.

В 1825 г. с Великобританией был заключен договор о дружбе и торговле, к-рый помимо прочего гарантировал ее подданным свободу совести и право на богослужения в их домах и церквах. Факт послужил основой для принятия статьи о веротерпимости в конституции 1826 г. Первая протестант. церковь была построена в Буэнос-Айресе в 1829 г. Протестантам предоставлялось право иметь собственные кладбища. Конституция 1853 г., провозгласившая право всех граждан на свободное исповедание религии, способствовала расширению миссионерской работы протестантов. Между 1880 и 1920 гг. она велась в основном среди иммигрантов и в городах. Заметный рост численности протестантов произошел с 1947 по 1960 г. как следствие эффективной миссионерской деятельности. Наибольшего успеха достигли баптисты и адвентисты. Для своих единоверцев они строили школы, широко использовали радиосеть, работали в социальной сфере. Среди методистов выделился теолог аргентинец Х. М. Бонино; он внес значительный вклад в разработку «теологии освобождения». Протестантизм в А. воспринимается основной массой населения как религия иностранцев.

Законодательство по вопросам религии

Юридический статус Церкви в основном был определен поныне действующей конституцией 1853 г. с учетом принятых в последующие годы поправок (последние были внесены в 1994). В преамбуле к Конституции аргентинской нации (22 авг. 1994) выражена надежда на «Божественное покровительство — источник разума и справедливости». В ст. 2 говорится: «Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую Церковь» (дословное повторение положения конституции 1853). Эта статья не позволяет четко ее трактовать. В 1853 г. одни видели в ней закрепление существовавшего положения дел, другие — возврат к прошлому. Но многие и сегодня считают, что слово «поддержка» не сводится лишь к материальной стороне (ежегодная субсидия правительства католич. Церкви в А. составляет 15 млн. долл.- Annual Report on International Religious Freedom for 1999. U.S. Department of State), а означает признание католицизма гос. религией. Ст. 14 среди перечисления прав граждан упоминает право «свободно исповедовать религию» гражданам А. и иностранным подданным (ст. 20).

За президентом сохранено право национального церковного патроната. Вопросы религии являются компетенцией Мин-ва иностранных дел и культов. Его функции, в частности, включают распределение субсидий церквам и их регистрацию. Гос-во выделяет ежегодные ассигнования иерархии, кафедральным соборам, семинариям, миссиям. Священники кафедральных соборов считаются гос. служащими и получают зарплату. Низший клир и благотворительные институты не имеют гос. субсидий и существуют за счет пожертвований верующих. Церковь обладает большой собственностью. Из церковных владений национализированы кафедральные соборы.\tab

Общее образование в А. светское. Преподавание религ. дисциплин допускается только с разрешения родителей и вне регулярных занятий. Церковь имеет многочисленные образовательные учреждения от низшей ступени и до ун-тов. Программы всех гос., частных и церковных учебных заведений 2-й ступени одинаковы, чтобы учащиеся могли поступить в высшие учебные заведения, имея равный уровень знаний.

Лит.: Zuretti J. S. Historia ecclesiastica Argentina. Buenos Aires, 1945; Bruno C. El Derecho público de la Iglesia en la Argentina. Buenos Aires, 1956. 2 vol.; Furlong G. La Tradición religiosa en la escuela Argentina. Buenos Aires, 1957; Очерки истории Аргентины. М., 1961; Васько А. Г. Русская Православная Церковь в Аргентине // ЖМП. 1966. № 1. С. 20-22; Mecham J. L. Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations. Chapel Hill, 1966. P. 3-87, 225-251; Croatto J. S., Boasso F. El Catolicismo popular en la Argentina. Buenos Aires, 1969; Андронова В. П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972; она же. Евангелическая экспансия в Латинскую Америку // Очерки истории западного протестантизма: Сб. М., 1995. С. 191-212; Аргентина: Тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1980; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Barret. Encyclopedia. P. 147-151; Constitución de la Nación Argentina (22 de agosto de 1994). Santa Fe, 1994; Anuario estadístico de América Latina y el Caribe / Nationes Unidos. [Santiago (Chile)], 2000; Statistical abstract of Latin America. Los Ang., 2000. Vol. 36. P. 280-300; Catholic Almanac, 2001. Huntington (Indiana), 2001. P. 307.

В. П. Андронова

Аргентина — Туристическое агентство «Амсунгтур»

Аргентина занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова Эстадос и др. Граничит на западе с Чили, на севере с Боливией и Парагваем, на северо-востоке — с Бразилией и Уругваем. На востоке омывается водами Атлантического океана. Берега изрезаны мало, лишь эстуарий Ла-Платы врезается в сушу на 320 километров. Территория Аргентины вытянута в меридиональном направлении. Наибольшая ее протяженность с севера на юг составляет 3,7 тысяч километров.


Государственное устройство Аргентины:

Аргентина — федеративная республика. Глава государства и правительства — Президент, избираемый на 4 года с правом переизбрания еще на один срок. Законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу.


Погода Аргентины:

Жаркий и влажный климат северных и центральных районов страны постепенно переходит в умеренный и холодный к Патагонии и острову Огненная Земля….


Язык Аргентины:

Государственный язык: испанский
Используются немецкий, французский и итальянский.


Религия Аргентины:

Большинство населения — католики.


Валюта Аргентины:

Международное название: ARS
Аргентинское песо, равный 100 сентаво. Имеют хождение банкноты в 100, 50, 20, 10, 5 и 1 песо, монеты в 50, 20, 10, 5 и 1 сентаво.

В крупных торговых точках, гостиницах, ресторанах к оплате принимаются кредитные карты American Express, Visa, Master Card и Eurocard.


Таможенные ограничения:

Разрешен беспошлинный ввоз: сигарет — 200 шт.(или сигар — 25 шт.), спиртных напитков — 2 л., консервированных продуктов питания — до 5 кг., сувениров и подарков на сумму не более 300 долл. США, предметов и вещей в пределах личных потребностей. При ввозе данных предметов в количестве, превышающем указанное, взимается пошлина в размере 50% от их стоимости. Разрешен вывоз изделий из шерсти и кожи, украшений, сувениров в пределах личных потребностей, при этом нужно предъявить квитанцию магазина, где были куплены эти изделия. При вывозе меховых изделий требуется наличие квитанции экспортной марки. Ввоз и вывоз национальной и иностранных валют не ограничен.


Представительства Аргентины на территории России:

Консульский отдел
Адрес: Москва , ул. Б. Ордынка, 72
телефон: 502-10-20
факс: 502-10-21

Российские представительства Аргентины:

Консульский отдел
Адрес: Буэнос Айрес , 1021, Capital Federal, Rodrigues Pena 1741, Republica Argentina
телефон: (8-10-541) 148-13-15-52, 148-13-80-39
факс: (8-10-541) 148-12-17-94


Напряжение в сети:

220V


Чаевые:

В Аргентине принято давать чаевые, которые составляют 5-10% от счета за обслуживание, в дорогих заведениях часто они уже включены в счет.


Кухня:

Кусок мяса и бутылка красного вина — это основные составляющие обеда в Аргентине и часть гастрономического ритуала. Страна известна своей говядиной, и многие посетители ресторанов отдают предпочтение именно ей. Южные земли Аргентины предлагают экзотические блюда, основу которых составляет оленина. Также большой популярностью на юге пользуется баранина и ягнятина. Типичный аргентинский обед включает эмпанадас (пирожки с мясом), чоризос или морсилас (свиные кровяные сардельки), ашурас (потроха), но все это, разумеется, только закуски. В качестве основного блюда будет биф де шрозо, тира де асадо или ломо с различными салатами. Завершит обед вкусный пирог со взбитыми сливками. …


Код страны: +54


Географическое доменное имя первого уровня: .ar


 

Культура Аргентины — Религия — Атлас культуры

Религия играла значительную роль в общественной и политической жизни на протяжении всей истории Аргентины. Римский католицизм особенно распространен в культурном отношении и продолжает оставаться официальной религией государства. Примерно 92% населения идентифицируют себя как католики; однако активно практикуют менее 20%. Хотя католицизм является официальной религией государства, свобода религиозного выбора защищена конституцией Аргентины. Действительно, в стране существуют различные религиозные группы; 2% идентифицируют себя как протестанты, 2% идентифицируют себя как евреи (что делает еврейское население Аргентины самым многочисленным в Аргентине) и 4% идентифицируют себя с какой-либо другой религией.


Католицизм в Аргентине

На протяжении большей части истории Аргентины католическая церковь имела значительное влияние и власть над страной. Религия была представлена ​​​​в Аргентине в 17 веке миссионерами-иезуитами из Испании. Как ветвь христианства католицизм представляет учение о Боге как о «Святой Троице», состоящей из Отца, Сына и Святого Духа. Как и большинство католиков, многие аргентинцы признают власть священства и Римско-католической церкви, которую в настоящее время возглавляет аргентинский Папа — Хорхе Марио Бергольо, Папа Франциск. Папа Франциск, первый папа, приехавший из , является предметом гордости для многих аргентинцев.

Католицизм глубоко вплетен в общественную жизнь Аргентины. Действительно, повсюду можно увидеть религиозные символы, такие как распятия и церкви. Посещение церкви наиболее характерно для таких мероприятий, как крещение, свадьба и похороны. В то время как некоторые ходят в церковь по воскресеньям, многие аргентинцы оставляют выходные как время, которое можно провести с семьей. Старшее поколение, как правило, больше связано с католицизмом, чем молодежь Аргентины, особенно в отношении посещения церкви. Действительно, популярность католицизма с каждым десятилетием снижается. Одновременно произошел рост протестантизма и увеличение процента населения, которое считается не связанным с организованной религией.

Распределение практикующих католиков и протестантов значительно различается в зависимости от социально-экономического положения в Аргентине. Многие аргентинцы, считающие себя протестантами, принадлежат к малообеспеченным слоям общества. Действительно, протестантизм часто популярен среди маргинализированных людей, которые чувствуют себя оторванными от католической церкви. Одной из самых популярных ветвей протестантизма в Аргентине является евангельское христианство.

Существуют также региональные различия в практике и степени религиозности в Аргентине. Столица (Буэнос-Айрес) считается самым светским регионом страны, в то время как пустынные провинции Жужуй, Сальта и Тукуман, как правило, демонстрируют сильное чувство религиозной преданности. Одним из крупнейших религиозных собраний в Аргентине является праздник 9-го года.0014 Señor y Virgen del Milagro ’ (Господь и Дева Чуда), обычно празднуемый в Сальте. Мероприятие включает в себя большую процессию людей, которые пешком, на велосипеде или верхом едут со своих сельскохозяйственных угодий и пустынных городов в провинцию.

Введение: Католицизм является видимой силой в Аргентине, хотя реальность сложна

Вы здесь

Главная » Введение: Католицизм является видимой силой в Аргентине, хотя реальность сложна

Аргентина

  • Мемориал на семейном участке в сельской местности Сальта, Аргентина.

  • Религиозные изображения для дома продаются в кофейне в Тафи-дель-Валье, Аргентина.

  • Сувениры и святые карты оставлены в оратории Девы Лорето, которая служит часовней аэропорта в Сальте, Аргентина.

  • Статуя Богоматери Милосердия, покровительницы Тукумана, перед стойками регистрации в аэропорту Тукумана, Аргентина.

  • Статуя Девы дель Валье, покровительницы главной приходской церкви Йерба-Буэна, также стоит над входом в ратушу.

  • Папа Франсиско перенесен на аргентинский флаг в Кафайате, Сальта, Аргентина.

  • Один из нескольких рекламных щитов Божественного Милосердия в Йерба-Буэна, Тукуман, Аргентина.

  • Толпа в 20:30. Воскресная месса в церкви Богоматери Долины, Йерба-Буэна, Аргентина. Вечерняя месса толпится у дверей, как и детская месса в 11:30 утра 9.0003

  • В маленьком парке, часто посещаемом работающими бедняками, францисканцы устроили прилавок среди продуктовых лавок, где продают религиозные изображения.

  • За пять дней до самого праздника толпы людей заполняют собор, чтобы посетить Сеньор-и-Вирхен-дель-Милагро.

  • К 6:45 утра очередь преданных, ожидающих посещения статуи Сан-Экспедито в Тукумане, Аргентина, уже длинная. Очередь становится длиннее с наступлением утра.

  • Статуя Богоматери возле закусочной на архитектурном факультете Университета Тукумана, государственного учреждения.

  • Папа Франческо делит сцену с Эвой Перон в офисе муниципального правительства Тукумана, Аргентина.

  • Францисканская церковь в Сан-Мигель-де-Тукуман, Аргентина.

  • Кладбище на склоне холма в пустынном городке Маймара, Жужуй, Аргентина, где преобладает коренное население.

  • Соборная церковь в Жужуй, Аргентина.

  • Статуя Богородицы с Чудотворной медалью на видном месте в городском полицейском участке, Сальта, Аргентина.

  • Большой храм Девы Гваделупской на мысе в Тафи-дель-Валье, Аргентина. Семьи останавливаются, чтобы посетить в течение дня.

  • Сеньор дель Милагро также известен как Сеньор дель Салуд, или Повелитель здоровья, и медицинские работники занимают видное место в начале процессии.

  • Изображения Сан-Экспедито, святого, неизвестного в большинстве стран мира, но чрезвычайно популярного среди бедняков северной Аргентины и Чили, в общественном парке в Эль-Карриле, Аргентина.

Автор: 

Томас М. Лэнди

Несмотря на периодические конфликты между церковью и государством, католицизм долгое время занимал очень привилегированное положение в аргентинской культуре, где подавляющее большинство людей являются католиками, по крайней мере, в силу крещения.

Занимая большую часть Южного конуса Южной Америки и простираясь от северных пустынь и тропических районов до субполярной Огненной Земли, Аргентина имеет много общего в культурном и религиозном плане с другими латиноамериканскими обществами, особенно когда речь идет о к выдающемуся почитанию Марии. Тем не менее, страны Южного конуса — особенно Уругвай и Чили, а также Аргентина — отличаются от большинства других латинских обществ экономическим процветанием и более низким уровнем религиозной практики и приверженности.

По собственному описанию многих аргентинцев, Аргентина — страна метисов, смесь испанских, коренных, африканских, итальянских и ближневосточных народов и культурных влияний. В конце 19-го и начале 20-го веков Аргентина была основным направлением эмигрантов из Европы, и эта миграция заставила многие части страны казаться особенно европеизированными. В то время как большинство выживших коренных народов были ассимилированы на протяжении поколений, чтобы создать эту страну метисов, в стране есть несколько десятков признанных коренных племен.

Как и в большинстве крупных стран, существуют региональные различия в практике и степени религиозности. Буэнос-Айрес, столица, обычно считается самым плюралистическим и секуляризованным регионом страны. Говорят, что в пустынных провинциях Сальта, Жужуй и Тукуман, местах, которые традиционно считаются сердцем страны, религиозная преданность сильнее, даже несмотря на то, что один писатель заявил, что этот район «возможно, ближе к Боливии по своей религиозности». 1Эти три провинции составляют самую южную часть империи инков, и индейское наследие очевидно в лицах людей и часто в культуре людей. Эти районы также были сформированы испанским завоеванием и итальянскими и ближневосточными поселенцами, прибывшими в конце 19 века.го и начала 20 века.

Церковь и страна все еще живут в значительной степени в тени периода «Грязной войны» 1970-х и начала 1980-х годов, когда католики были частью как левых сил, стремившихся к социальным переменам, так и правительственных сил, совершавших крупные человеческие нарушения прав. Многие католики считают, что наследие того периода не было изучено достаточно критически, но с практической точки зрения большую часть времени возник тупик. Сегодня католики-миряне сместились к центру, отдалились от политических крайностей, но также и от сосредоточения внимания на помощи бедным, сосредоточившись на своих семьях. Люди говорят, что группы мирян организованы вокруг небольших групп семей и приходов, но не в более широких масштабах для коллективного социального действия, как это было когда-то через такие группы, как «Католическое действие». В последнее время между церковью и государством возникли серьезные разногласия по новому набору вопросов — абортам, контрацепции и однополым бракам. Популярная поддержка однополых браков сделала страну первой в Латинской Америке, легализовавшей их в 2010 г.

Публичный парадокс в Южном Конусе

Аргентина кажется особенно набожной страной во многих общедоступных и заметных аспектах. Католические образы занимают видное место в общественных местах — на эспланадах, в государственных школах и университетах, городских учреждениях, полицейских участках, общественных парках и т. д. Праздники Марии регулярно собирают большие толпы и вытесняют все остальное в городе, иногда на несколько дней, как на праздник Сеньор-и-Вирхен-дель-Милагро. Это присутствие в общественном пространстве в значительной степени воспринимается как должное.

Но в Аргентине, как и в соседней Чили, вездесущность католических изображений и обычаев в общественных местах является частью особого регионального парадокса: хотя католические символы часто демонстрируются на улицах, в правительственных и глубоко католики, многие данные опросов показывают более низкий уровень религиозной практики и приверженности, чем можно было бы ожидать, учитывая то, что видно на публике. в соседних Чили и Уругвае) ​​по показателям религиозной преданности по сравнению с католиками из 18 других латиноамериканских стран. Только 15 процентов аргентинских католиков заявили, что посещают религиозные службы хотя бы раз в неделю3. В то время как 43 процента католиков говорят, что религия «очень важна» в их жизни, средний показатель для католиков в странах Латинской Америки, не входящих в Южный конус, составляет 76 процентов. .4 Тридцать восемь процентов католиков говорят, что они молятся, по крайней мере, один раз в день, по сравнению с 74 процентами в среднем в Латинской Америке.5 Только 6 процентов католиков говорят, что они готовы делиться своей верой с другими, по крайней мере, один раз в неделю. ,6 9% говорят, что читают Священные Писания по крайней мере раз в неделю7, 25 % католиков говорят, что их «единственная истинная вера, которая может привести к вечной жизни», 8 30 % говорят, что они «постятся в определенные периоды в священные дни, такие как Великий пост»9, 54 процентов верят, что «Библия есть слово Божие и должно восприниматься буквально»10, а 57 процентов верят в ад11. Хотя 81 процент говорят, что они верят, что «во время мессы хлеб и вино становятся Христос», даже это ставит их на более низкий уровень по сравнению с другими латиноамериканцами.12 Исследование показывает, что 73% аргентинских католиков верят в эволюцию, а 32% католиков видят «конфликт между наукой и религией»13, но 90 процентов говорят, что верят в чудеса.14

Говоря простым языком, многие читатели могут заключить, что Аргентина является относительно «секуляризованным» или «секуляризированным» обществом. Хотя этот термин часто используется слишком свободно, чтобы быть полезным, иногда он используется для обозначения того, что религия удаляется из общественной сферы жизни и низводится до специализированной «частной» или «личной» сферы.15 Какова бы ни была истина или ограничения Если использовать это описание для описания североатлантического мира, то в Аргентине, похоже, происходит что-то совершенно иное, где общественная религия процветает, а личной практики меньше, даже если верно, что католическая жизнь по европейским меркам остается яркой.

Несколько католиков из провинции Тукуман, опрошенных для этого проекта, подчеркнули, что классовые различия были особенно заметны, когда дело дошло до посещения мессы, отметив, что католики из среднего и высшего среднего класса чувствовали себя гораздо более желанными на мессе, и что приходская жизнь была приспособлена к их потребности, в то время как католики из низшего сословия чувствовали, что на них смотрят свысока.

Другой собеседник предположил, однако, что многое об аргентинском католицизме можно резюмировать в старой, но все еще популярной поговорке колониального периода: «Se acata pero no se cumple», что примерно переводится как «мы принимаем ваше право говорить это, но мы не обязаны подчиняться». Данные опроса показывают, что, по крайней мере, число людей, которые даже говорят, что они признают эту власть, уменьшается, хотя в Аргентине даже отдаленно не наблюдается такого же перехода к евангелическим и пятидесятническим церквям, как во многих других странах Латинской Америки. Согласно исследованию Pew Research, проведенному в 2014 году, 86 процентов аргентинцев заявили, что были воспитаны католиками, тогда как 71 процент говорят, что сегодня они католики. Часть авторитета перешла к другим религиям: 8% заявили, что были крещены католиками, но стали протестантами, но 6% крещеных теперь считают себя неаффилированными16. По оценкам Pew, 91 процент были католиками еще в 1970 году.17 

В настоящее время статьи об Аргентине, найденные здесь, сосредоточены в основном на северо-западе страны, в Сальте, Жужуе и Тукумане.

В Журнале глобального католицизма

Густаво Морелло, SJ, «Католицизм в контексте: религиозная практика в Латинской Америке», Журнал глобального католицизма 6, вып. 1 (осень 2021 г.): 46-63, DOI: 10.32436/2475-6423.1104.

  • 1. Эдвард Клири, Подъем харизматического католицизма в Латинской Америке (Гейнсвилл: University Press of Florida, 2011), 176.
  • 2. Уругвай, самая маленькая страна в Южном Конусе, является еще более секуляризованной страной и во многих отношениях отличается своей общественной религиозностью.
  • 3. «Религия в Латинской Америке: масштабные изменения в исторически католическом регионе», Исследовательский центр Пью, Вашингтон, округ Колумбия (13 ноября 2014 г.), 43. http://www.pewforum.org/files/2014/11. /Religion-in-Latin-America-11-12-PM-full-PDF.pdf, по состоянию на 15 января 2016 г.
  • 4. «Религия в Латинской Америке: массовые изменения в исторически католическом регионе», 41. Гендерные различия здесь значительны: 50 процентов женщин и 36 процентов мужчин-католиков согласились с тем, что религия очень важна (42).
  • 5. «Религия в Латинской Америке», 44.
  • 6. «Религия в Латинской Америке», 6.
  • 7. «Религия в Латинской Америке», 48.
  • 8. «Религия в Латинской Америке», 61.
  • 9. «Религия в Латинской Америке», 50.
  • 10. «Религия в Латинской Америке», 54.
  • 11. «Религия в Латинской Америке», 56.
  • 12. «Религия в Латинской Америке», 53.
  • 13. «Религия в Латинской Америке», 99-100.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *