Религия босния и герцеговина: Религии в Боснии и Герцеговине – Путеводитель по Боснии и Герцеговине

Религии в Боснии и Герцеговине – Путеводитель по Боснии и Герцеговине

Нет комментариев для Религии в Боснии и ГерцеговинеРелигия Елена Арсениевич

В Боснии и Герцеговине живут люди разных вероисповеданий. Большинство населения исповедует две религии – ислам и христианство. Христиане, в свою очередь, делятся на православных и католиков. С 16-го века на этой земле живут евреи, исповедующие иудаизм.

Любимый кадр: синагога, соборная церковь, кафедральный собор, а за спиной у меня мечеть

В целом, религия в Боснии и Герцеговине тесно связана с этнической принадлежностью. Подавляющее большинство жителей страны относятся к одному из трёх народов: к бошнякам, сербам и хорватам. Сербы – православные, принадлежат сербской автокефальной церкви. Хорваты – католики. Бошняки исповедуют ислам. Наравне со словом «бошняк» используется и вариант «мусульманин». В данном случае это означает не только религиозную, но и этническую принадлежность: при переписи 1971 года югославские власти согласились выделить мусульман Боснии и Герцеговины в отдельную этническую группу, прежде им приходилось выбирать между опциями «серб», «хорват» и «югослав».

Мусульмане во дворе Беговой мечети в Сараево. Elias Bizannes, CC BY-SA 2.0

По результатам переписи 2013 года мусульман 51%, православных 31%, католиков 15%. Страна в целом довольно религиозна, по крайней мере, если судить по количеству мечетей и церквей.

Ислам

Ислам в Боснию и Герцеговину пришёл одновременно с османским завоеванием в 15-м веке. На протяжении четырёх веков турецкого владычества местные жители переходили в ислам, формируя новый этнос. Сейчас половина жителей страны – мусульмане. В основном они сунниты.

Организационная единица мусульман – джемат (в русском языке принят вариат «джамаат»), джематы объединяются в меджлисы. Духовное руководство мусульманами осуществляет Риясет Исламской общины во главе с реису-л-улемой.

Мечеть Ферхадия в Баня Луке

Мечети есть во всех городах и во многих сёлах. Исторические мечети: Бегова и Башчаршийская в Сараеве, Караджозбегова и Коски Мехмеда-паши в Мостаре, Ферхадия в Баня Луке, Куршумлия в Маглае и сотни других по всей стране.

В прежние времена был широко распространён суфизм, в 20-м веке интерес к нему несколько угас, а сейчас опять возрождается. В стране действует несколько суфийских орденов, есть около 80 текий и других мест для выполнения зикра (ритуала восхваления Аллаха).

Текия в Благае

Католичество

В Боснии и Герцеговине католическая администрация представлена архиепископатом Врхбосны с центром в Сараеве и тремя епископатами – Банялучским, Мостарско-Дуваньским, Требиньско-Мрканским. Католические кафедральные соборы есть в Сараеве, Баня Луке, Мостаре, Требине.

Епископы Боснии и Герцеговины. The Catholic news agency of the Bishops’ Conference of Bosnia and Herzegovina, CC BY-SA 3.0

На протяжении османского периода (1463—1878) на территории Боснии и Герцеговины было разрешено действовать только одному католическиму ордену – францисканскому. Этот орден до сих пор представлен очень широко, и монахи-францисканцы пользуются огромным уважением. В доосманские времена орден имел 35 монастырей, из которых до наших дней дошли лишь три. В середине 19-го века появилась возможность возрождать монастыри и строить новые, сейчас их 17, среди них Рама-Шчит, Хумац, св. Бонавентуры, Широки Бриег, св. Анте на Бистрике.

С 1869 года в Баня Луке существует монастырь траппистов «Мария Звезда». Орден иезуитов вернулся в страну в конце 19-го века после четырёхвекового перерыва. Орден кармелитов обосновался на Бушском озере в 2006 году.

Монастырь св. Духа

Православие

Православную церковь представляют Дабробосанская митрополия и епархии: Банялучская, Бихачско-Петровачская, Захумско-Герцеговнская и Приморская, Зворничско-Тузланская. Православные соборные церкви есть в городах Баня Лука, Босански Петровац, Мостар, Сараево, Билеча, Бихач, Фоча.

Храм Христа Спасителя в Баня Луке

Сохранилось немало православных монастырей, основанных задолго до османского завоевания. Их спасало то, что были они невелики и стояли в укромных местах в горах. Конечно, их грабили, жгли, изгоняли и даже убивали монахов, но монастыри возрождались снова и снова. Это Завала, Житомислич, Ловница, Тавна, Папрача, Гомионица и другие. Есть и новые монастыри, например, св. Петра и Павла рядом с Требине, св. Петке и св. Василия Острожского в Биелине.

Монастырь Тврдош

Иудаизм

Самые большие еврейские общины исторически были в Сараеве и Травнике, со временем евреи-сефарды расселились по другим городам, в конце 19-го века к ним присоединились ашкеназы.

В Сараеве до второй мировой войны действовали четыре синагоги. Были синагоги в Мостаре, Баня Луке, Бихаче, Зенице, Вишеграде, Добое. Многие были разрушены во время второй мировой войны. Сохранившиеся здания часто используются с нерелигиозными целями: в Зенице, например, в здании синагоги городской музей, в Мостаре – кукольный театр.

Ашкеназская синагога

Религиозные праздники

Даже далёкие от религии люди пышно отмечают религиозные праздники: христиане Божич и Ускр/Васкрс (Рождество и Пасху), мусульмане Байрам и Курбан Байрам. Дни религиозных праздников объявляются нерабочими для представителей соответствующей религии, остальные работают.

Налаганье бадняка, рождественская традиция

Очень, кстати, удобно. Если вам, например, нужно в банк, а вокруг Байрам, и три дня никто в мусульманских районах Мостара не работает, просто перемещаетесь в хорватскую часть города, там банки открыты. Вся страна поголовно гуляет только на Новый год и Первомай.

Автор текста: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.
Фото: (если не указано иное) Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.

Читайте также

Антун Ханги о Рамадане, Байраме, Курбан Байраме

Рождество в Боснии и Герцеговине: католическое и православное

Пасхальные традиции в Боснии и Герцеговине

Сараевская агада

Сербская слава

Что такое вакуф?

Как вести себя в церквях, монастырях и мечетях

Поделиться

Босния: исламизация или развитие страны?

Государство Босния и Герцеговина в его нынешнем, независимом виде существует всего два десятка лет, но его культурное и религиозное разнообразие сформировалось намного раньше, в далёком пятнадцатом веке, когда почти вся территория нынешних Балкан оказалась под властью Османской Империи. Именно тогда в регионе и начал формироваться уникальный сплав ислама и славянской культуры, который в разные исторические периоды грозил превратиться в линию раскола. По разным данным, доля мусульманского населения в сегодняшней Боснии и Герцеговине составляет от 42 до 51%. Именно эта часть общества, отмечают наблюдатели, находится под пристальным вниманием и даже патронатом богатых мусульманских государств. Похоже, часть жителей Боснии и Герцеговины всерьез мечтает о восстановлении «золотой эпохи» Османской Империи.

Турецкое влияние

Хор имени Султана Фатиха, названный в честь известного правителя 15 века, открыто выступает за плюрализм — и политический, и культурный. Участники хора поют на разных языках, включая турецкий. И тем не менее, хор властям Турции не по нраву. Настолько, что президент Эрдоган распорядился о дипломатическом вмешательстве.

«Поступил запрос на то, чтобы мы НЕ участвовали в большом концерте, приуроченном к окончанию рамадана в исламской коммуне Боснии и Герцеговины. Более того, Турция пыталась вообще запретить наш хор, меня хотели оттеснить от управления. Кто-то донес, сказали, что я якобы работаю на движение Гюлена. Да, у меня среди этих людей есть друзья, и ни президент Турции, ни президент Боснии и Герцеговины не могут заставить меня отказаться от общения с ними, переписки в соцсетях, будь эти люди в Турции, Греции, Германии или еще где-то. Никто не может запретить мне дружить и с теми, кто, напротив, поддерживает Эрдогана. Все они — мои братья», — заявил дирижер хора Мехмед Баджрактаревич.

Турецкое влияние на Боснию идет через СМИ, культурные проекты и систему образования. Когда Эрдоган объявил охоту на сторонников движения Гюлена, в боснийских учебных заведениях, где работали турецкие педагоги, прокатилась волна увольнений.

Журналист «Евроньюс» Ханс фон дер Брели:

«Вы чувствуете прямое давление, вы лично, ваши коллеги?»

«Да, безусловно. Во-первых, нас теперь толком не пускают в турецкое посольство, не выдают никаких бумаг. Я знаю людей, чьи паспорта в посольстве вообще изъяли. И да, мы боимся, постоянно боимся, даже ступить на порог турецкого консульства страшно», — анонимно заявлет этот турецкий педагог.

Нередко появляются чисто пропагандистские клипы, в которых представлены боснийцы, которые выражают поддержку действиям турецкой армии в Сирии

«Два президента, Реджеп Тайип Эрдоган и Алия Изетбегович, близкие друзья», — рассказывает боснийский дипломат Златко Диждаревич. Он называет действия Турции в отношении Боснии и Герцеговины «угрозой», опасаясь, что атака извне ослабит и без того хрупкое равновесие в этом многонациональном обществе.

«Влияние Турции базируется на идеях мусульманского братства. Мы живем в очень странной реальности: большинство босняков-мусульман, похоже, ориентируются по координатам Османской империи. Вы знаете, в день, когда Эрдоган выиграл турецкие выборы, Изетбегович выступил с такой речью. Он сказал: «Господин Эрдоган, вы не только президент Турции, вы и наш президент тоже», — рассказывает бывший дипломат.

Влияние стран Персидского залива

Босния и Герцеговина интересует, похоже, не только Анкару: мягко, но упорно маленькое государство окружают вниманием государства Персидского залива. Так, инвесторы из Саудовской Аравии вложили 50 миллионов евро в строительство крупнейшего в Сараеве торгового центра. И обещают стране новые дорогостоящие проекты.

После войны в бывшей Югославии образовавшимся самостоятельным государствам остро не хватало средств. Сегодня их приток становится увереннее. Однако все больше местных политиков задаются вопросом, а какова реальная цена вопроса? Не идет ли речь о том, что богатые исламские страны попросту подминают под себя маленькую Боснию?

Арабизация Боснии и Герцеговины

Дино Хаджич трудится в небольшом муниципалитете Илиджа близ Сараева. В городке массово приобрели недвижимость богатые арабские семьи. Сегодня Дино борется с насаждением ими арабского языка.

Журналист «Евроньюс»:

«В чем суть вашей инициативы? И почему вы вообще с ней выступаете?»

«Я выступаю с предложением об ограничении арабского языка, потому что сегодня вижу его везде: вывески, указатели, надписи, реклама — все на арабском. Местные жители этот язык просто не понимают. Официальный язык в стране — боснийский; у нас два алфавита — латиница и кириллица. Так вот, я настаиваю на том, чтобы надписи дублировались, чтобы писали и на боснийском, и на арабском. Разумеется, мы приветствуем любые иностранные инвестиции. Наша промышленность была разрушена войной, затем кое-как проведенной приватизацией. Я вовсе не против приезжающих к нам арабских гостей, мы рады им. Но не надо забывать, что Босния и Герцеговина — самостоятельная страна и должна сохранить самосознание», — заявляет Хаджич.

«Да, все должно быть только на боснийском. Когда к нам приезжают иностранцы, они и должны адаптироваться к местным обычаям. А если возникает необходимость общения на иностранном языке, то давайте прибегать к английскому, его у нас лучше понимают, чем арабский» — заявляет местная жительница.

«Честное слово, никто не понимает, что там понаписано. Арабскую вязь способны читать только выходцы из арабских стран, а еще, может быть, студенты языковых факультетов. И мне эта новая мода не нравится, так как никто из местных не понимает их надписей», — возмущен другой житель Илиджи.

«Пусть надписи будут на двух языках: указатели, вывески в общественных местах должны быть понятны местным жителям. Я не против арабского, но только вместе с боснийским , — добавила другая местная жительница.

Инвестиционная политика

Сегодня едва ли не самый обсуждаемый в стране — проект «Буродж — Озон». В девственно чистых горах недалеко от Сараева дубайский инвестор планирует построить…. ни много ни мало, целый город. И обещает превратить его в крупнейший в юго-восточной Европе туристический курорт.

Свидетелями стройки века станут леса и камни, восходящие к средневековью — часть природного наследия Боснии и Герцеговины и Европы в целом.

Размах проекта поражает воображение: 130 гектаров гористой местности превратятся в курорт стоимостью 2 миллиарда евро. Состоятельные покупатели со всего мира, по расчетам инвесторов, приобретут тут недвижимость — 2000 частных вилл, 75 роскошных гостиниц, две клиники, торговые центры и мечеть. Президент ассоциации по защите окружающей среды ЭкоТИМ Риджад Тиквеса обеспокоен.

Журналист «Евроньюс»:

«Город с 40-тысячным населением, звучит неплохо. Это и работа, и деньги. Почему вы обеспокоены?»

«Инвесторы так и не получили экологических сертификатов, мы не видели их исследований о влиянии строительства на местную экостистему. Замечу, что вот на этой территории — огромные запасы грунтовых вод, которые питают город Сараево», — заявляет Риджад Тиквеса.

Журналист «Евроньюс»:

«… а дополнительные 40 тысяч жителей — это дополнительный расход воды?»

«Людям не только вода понадобится, они ведь и отходы будут производить. 40 тысяч человек, ежедневно пользующихся канализацией…. все это мы хотели бы увидеть в отчете о влиянии стройки на окружающую среду. А его нет», — отвечает президент ассоциации.

Министерство экологии и Боснии и Герцеговины подтверждает: никаких исследований со стороны будущего застройщика они не получили. Тем временем представители инвестора говорят, что вся документация в порядке. И предлагают взглянуть на проект под другим углом.

«Думаю, в новом городе появится 10-20 тысяч новых рабочих мест. Никто не верил, что нечто подобное возможно здесь, в этой части Европы, что здесь будет реализован проект такого масштаба, что в беднейшем регионе континента появятся поющие фонтаны. Когда я впервые приехал в Сараево, я увидел на стенах следы от пуль. Я подумал тогда, что война продолжается. Но с течением времени город меняется, уже сегодня здесь нет разрушенных зданий, все перестраивается. Думаю, что и инвестиционные перспективы здесь изменятся очень быстро: лет через 10-15 вы увидите, как здесь все подорожает», — говорит глава инвестиционной группы «Будж» Исмаил Ахмад.

Уроки арабского

Экономическая экспансия, реклама перспектив идут в регионе рука об руку с культурно-образовательный диверсификацией. Инвесторы из стран Персидского залива не только привносят деньги и технологии, но и берут на себя расходы по обучению населения арабскому языку. Курсы бесплатные. Мы захотим в один такой языковой центр в Сараеве. Группы здесь смешанные, дресс-код необязателен, хотя некоторые студентки приходят с покрытой головой. Для чего им арабский язык?

«К нам в страну приезжает очень много туристов из арабских стран. Иногда они обращаются за информацией, и мне неловко, что я не могу ответить им на их языке. Объяснить дорогу, к примеру», — говорит эта студентка.

«Когда я читаю Коран, мне трудно. Арабский — сложный язык, и получается, что я просто читаю или заучиваю наизусть, не понимания смысла. А мне бы хотелось понимать…», — объясняет другой студент.

«Я — мусульманка, и наша главная книга — на арабском языке. Еще я изучаю турецкий язык, и, знаете, нахожу сходство с арабским. Это — одна причина. Вторая — экономическая: вы знаете, что к нам сейчас приезжает много туристов, причем большинство — из арабских стран», — говорит другая студентка.

Директор учебного центра напоминает: и его заведение, и другие языковые курсы находятся под управлением боснийских властей, никаких указаний из-за рубежа они не получают. Что касается финансовых потоков из Саудовской Аравии, то и они, по мнению нашего собеседника, тщательно проверяются.

«Сегодня все потенциальные источники финансирования терроризма находятся под пристальным контролем. Саудовская Аравия входит в число стран, которые очень тщательно контролируют все финансовые потоки. Мы проголосовали за жесткие правила на этот счет, в банковском секторе тоже. Принятые меры безопасности были сертифицированы международными организациями, а также Соединенными Штатами, Великобританией и другими странами. Так вот, они признали, что Саудовская Аравия в этом направлении проделала большую работу», — заявляет директор учебного центра Мохаммед Аль аш-Шейх.

Сегодня, утверждают представители арабского государства, Саудовская Аравия не хочет быть связанной с сомнительными группировками в Боснии и Герцеговине. Директор учебного центра показывает нам спорткомплекс, который планируется расширять. Наш собеседник несет личную ответственность за допуск в спортивные секции новичков. Его лозунг: нет — экстремизму и да — культурному разнообразию.

«Наша приоритетная задача — формировать учебные группы с разнообразным социокультурным составов. Мы приглашаем людей из разных уголков страны. Мы изначально делали ставку на максимальное культурное разнообразие, когда открывали центр в 2002 году», — добавил директор центра.

Радикальное влияние

В двух шагах от центра мы встречаемся с местными салафитами. Мы в общественном месте, однако они просили не снимать. Съемка продолжалась уже скрытой камерой. Мой собеседник, Кенан, предложил мне купить туалетную воду. Для мужчин. Женских духов у него нет. Почему?

«А вам что, нравится, когда на вашу женщину оглядываются на улице? Мы, например, ревновали бы. Мы своих женщин держим для себя. Вот дома, если хочет, пусть душится, а на улице не надо. Подобные штуки хороши для мужа, а не для посторонних. Вы любите свою жену? Вот и держите ее при себе», — говорит продавец.

Журналист и публицист Неджад Латич подвергся нападению и был избит после выхода в свет его книги «Сараевский Армагеддон», в которой, он, в частности, поднимает вопрос о возможных связях правящей боснийской исламской партии с семьей президента, радикальными идеологическими и криминальными группировками. .. Журналист шел домой, когда на него напал крепкий молодой человек.

«Он атаковал меня… я закрылся сумкой… мобильный мой сломался. Я увидел, что рука в крови… Мне показалось, что глаз не видит… Я вскрикнул от боли…», — рассказывает подробности нападения Латич.

Журналисту повезло, он поправился.

Журналист «Евроньюс»:

«А сегодня вы по-прежнему боитесь нападений?»

«Конечно. Очень боюсь.. ношу с собой спрей», — ответил писатель.

Наблюдатели говорят: в Боснии и Герцеговине, особенно в отдаленной провинции, открыто работают незаконные объединения салафитов. Они не связаны с официальными исламскими структурами государства.

Мы договорились о встрече с имамом города Дубница. Он охотно приглашает нас в мечеть. Рассказывает, что во время войны ее бомбили, а восстановить удалось благодаря пожертвованиям и усилиям населения.

«В нашем муниципалитете есть незаконные религиозные сообщества. После войны многие сербы покинули городок, они продавали дома боснийцам. Какое-то жилье отошло салафитам, которые приехали сюда из разных районов, кто-то из Центральной Боснии, а кто-то вообще из-за границы. Они нашли здесь благодатную почву в прямом смысле слова. У нас все хорошо растет, а вот в духовном плане их учения не прижились у местных. Духовного зерна им заронить не удалось», — рассказывает имам Мухарем Мезанович.

Местные власти говорят, что около 1000 радикальных мусульман перебрались из западных Балкан в Сирию и Ирак. Четверть этой маленькой армии — выходцы из Боснии и Герцеговины.

При въезде в поселение нас встречает огромная цитата из Корана. Женщины в мусульманских одеяниях, полностью закрыты. Мы вошли в неофициальный молельный дом. Попросили о коротком интервью. Но нам отказали.

Наши гиды по стране отмечают: власти, официальные мусульманские структуры знают о подобных заведениях и пристально следят за тем, что там происходит. Задача номер один — не допустить разжигания религиозного противостояния и радикализации.

В идеале, говорят местные религиозные лидеры «неформалов» от ислама следует вовлекать в жизнь официальной мусульманской общины. Реально ли это?

«Когда два года назад мы начали приглашать людей, не входивших в официальные структуры исламского сообщества, когда мы разъясняли им важность возвращения к традиционным принципам ислама, знаете, сколько мини-групп мы насчитали? 76! А в этом году — только 21», — говорит советник муфтия исламской общины Мухамед Джузич.

Сохранение самобытности, но без противостояния — идеальная формула для сложного и многоуровневого общества страны. Съемочная группа «Евроньюс» побывала на уникальной репетиции: католические монахи пели гимн Сараева вместе с мусульманскими детьми.

Страна не скрывает, что стремится вступить в ЕС. А для этого ей следует научиться принимать царящее в европейском доме многоголосье.

Босния и Герцеговина — Государственный департамент США

Резюме

Конституции государства и двух субъектов страны – Федерации Боснии и Герцеговины (Федерация) и Республики Сербской (РС) – предусматривают свободу религиозной мысли и практики, запрещают религиозную дискриминацию и разрешают зарегистрированным религиозным организациям свободно действовать . Конституция Федерации провозглашает религию «жизненно важным национальным интересом» составляющих ее народов. Конституция РС учреждает Сербскую православную церковь (СПЦ) как «церковь сербского народа и других людей православного вероисповедания». Положение в конституции штата предусматривает представительство трех основных этнических групп – сербов, которые преимущественно принадлежат к СПЦ, хорватов, которые в основном принадлежат к Римско-католической церкви, и боснийцев, которые являются преимущественно мусульманами – в парламенте и на правительственных должностях. Группы религиозных меньшинств заявили, что они по-прежнему не могут получить государственные должности или места в парламенте. Судебные органы сохранили свой запрет на ношение работниками судебных органов религиозных знаков различия. Религиозные меньшинства сообщали о продолжающейся дискриминации со стороны муниципальных властей, которые часто не предоставляли государственные услуги и защиту, и дискриминировали их в отношении использования религиозной собственности, как в случае с продолжающимся отказом муниципальных властей Баня-Луки вернуть ранее национализированные имущества католической церкви.

Из девяти зарегистрированных инцидентов, связанных с нападениями на религиозных деятелей или объекты, полиция установила подозреваемого преступника в одном случае, связанном с поджогом SOC в Сараево.

По данным Межрелигиозного совета (МРС), неправительственной организации (НПО), содействующей диалогу между четырьмя «традиционными» религиозными общинами (мусульманской, сербской православной, католической и иудейской), количество нападений на религиозных деятелей и объекты во время год представляет собой значительное снижение по сравнению с предыдущими двумя годами. Продолжали поступать сообщения о конфликтах между членами Исламского сообщества (ИС) и мусульманскими меньшинствами, некоторые из которых являются шиитами, которые практиковали вне сферы компетенции ИС. IRC продолжал предпринимать шаги по развитию межконфессионального диалога. 7 мая религиозные и политические лидеры собрались в столице РС Баня-Луке на церемонию повторного открытия восстановленной исторической мечети Ферхадия, что, по мнению наблюдателей, стало самым значительным межконфессиональным событием года.

Посольство США провело встречу с государственными учреждениями и агентствами, чтобы обсудить усилия по борьбе с насильственным экстремизмом, связанным с религией. Сотрудники посольства также встретились с представителями религиозных групп, чтобы обсудить их постоянный вклад в развитие мирного и стабильного общества и улучшение межрелигиозного диалога. Сотрудники посольства регулярно посещали значимые мероприятия в различных религиозных общинах, особенно во время больших праздников. Посол присутствовал на открытии 7 мая мечети Ферхадия в Баня-Луке, чтобы продемонстрировать неизменную поддержку США межконфессионального примирения.

Раздел I. Религиозная демография

Правительство США оценивает общую численность населения в 3,9 миллиона человек (оценка на июль 2016 года). 30 июня Агентство по статистике страны обнародовало результаты первой постконфликтной переписи населения, проведенной в октябре 2013 года. Согласно ее результатам, мусульмане-сунниты составляют примерно 51 процент населения, сербские православные христиане — 31 процент, католики — 15 процентов.

, и другие, в том числе протестанты и евреи, примерно 3 процента.

Существует сильная корреляция между этнической принадлежностью и религией: боснийские сербы с СПЦ, а боснийские хорваты с Римско-католической церковью. Боснийцы преимущественно мусульмане. По данным еврейской общины, она насчитывает около 1000 членов, большинство из которых проживает в Сараево. Большинство сербских православных проживает в РС, а большинство мусульман и католиков — в Федерации. Протестантские и большинство других небольших религиозных общин имеют наибольшее количество членов в Сараево и Баня-Луке.

Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания

Правовая база

Приложение IV Дейтонского мирного соглашения, которое служит конституцией страны, предусматривает свободу мысли, совести и религии. Он предусматривает, что никто не может быть лишен гражданства по признаку религии, и все люди пользуются одинаковыми правами и свободами без дискриминации по признаку религии.

Конституция субъекта Федерации гласит, что все люди должны иметь свободу вероисповедания, включая публичное и частное богослужение, и свободу от дискриминации на основе религии или убеждений. Он определяет религию как жизненный национальный интерес составляющих народов.

Конституция образования РС определяет СПЦ как «церковь сербского народа и других людей православного вероисповедания». Он гарантирует равные свободы, права и обязанности для всех граждан, независимо от вероисповедания, и определяет, что религиозные общины равны перед законом и свободны в управлении своими религиозными делами и проведении религиозных служб; открывать религиозные школы и вести религиозное образование во всех школах; заниматься коммерческой деятельностью; получать подарки; и устанавливать и управлять наследием в соответствии с законом.

Государственный закон о религии гарантирует свободу совести, предоставляет юридический статус церквям и религиозным общинам, а также предоставляет зарегистрированным религиозным общинам многочисленные права, в том числе право собираться, проводить совместные действия, такие как благотворительность, собирать средства и строить и занимать места отправления культа. Закон гласит, что церкви и религиозные общины служат представительными учреждениями и организациями верующих, основанными в соответствии с их собственными уставами, учениями, верованиями, традициями и обычаями. Закон признает правовой статус четырех «традиционных» религиозных общин: ИС, СПЦ, католической церкви и еврейской общины. Министерство юстиции (МЮ) ведет единый реестр всех религиозных общин, а Министерство по правам человека и делам беженцев отвечает за документирование нарушений свободы вероисповедания.

В соответствии с законом любая группа из 300 и более совершеннолетних граждан может подать заявку на регистрацию новой религиозной общины или церкви путем подачи письменного заявления в Минюст. Другие юридические требования для регистрации включают разработку устава, определяющего метод религиозной практики, и ходатайство об учреждении с подписями не менее 30 учредителей. Министерство должно принять решение в течение 30 дней с момента получения заявления, и группа может обжаловать отрицательное решение в Совете министров штата. Закон позволяет зарегистрированным религиозным организациям действовать без ограничений. Закон также предусматривает, что министерство может отказать в регистрации, если оно придет к выводу, что содержание и способ богослужения могут «противоречить правопорядку, общественной морали или наносить ущерб жизни и здоровью или другим правам и свободам верующих и граждан». ”

Закон гласит, что никакая новая церковь или религиозная община не может быть основана под тем же или похожим названием, что и существующая церковь или религиозная община. Закон также гласит, что никто не может использовать символы, знаки отличия или атрибуты церкви или религиозной общины без их согласия.

Конкордат со Святым Престолом признает католическую церковь публичной правосубъектностью и предоставляет ряд прав, включая создание образовательных и благотворительных учреждений, осуществление религиозного образования и официальное признание католических праздников. В комиссию по реализации конкордата входят пять членов от правительства и пять от Святого Престола. Аналогичное соглашение есть с SOC, но комиссии по реализации пока нет.

Государство признает ИК как единственную высшую институциональную религиозную власть для всех мусульман, включая иммигрантов и беженцев, а также для боснийцев и других граждан-мусульман, проживающих за пределами страны, которые признают власть ИК. Согласно закону, ни одна исламская группа не может зарегистрироваться в Минюсте или открыть мечеть без разрешения НК.

Закон подтверждает право каждого гражданина на религиозное образование. Закон требует, чтобы представитель каждой официально зарегистрированной религиозной общины отвечал за преподавание религиоведения во всех государственных и частных дошкольных, начальных и средних школах и университетах. Дети из религиозных меньшинств имеют право на религиозное образование только в том случае, если в одном классе учится 18 или более учащихся из этой религиозной группы. Религиозные общины обучают и выбирают своих учителей религиозного образования. Эти люди являются сотрудниками школ, в которых они преподают, но получают аккредитацию от религиозного органа, регулирующего учебную программу.

IC, SOC и католическая церковь разрабатывают и утверждают религиозные учебные программы по всей стране. Государственные школы предлагают религиозное образование в соответствии с религией большинства в школе, за некоторыми исключениями. Учащиеся средней школы, которые не хотят посещать уроки религии, имеют законное право отказаться, если их школа предлагает в качестве альтернативы урок этики, что и делают многие школы. Учащиеся начальных классов могут сделать то же самое по просьбе родителей.

В пяти кантонах Федерации, где большинство населения составляют боснийцы, начальные и средние школы предлагают курс исламского вероисповедания два раза в неделю. В кантонах с хорватским большинством хорватские учащиеся начальных и средних школ два раза в неделю посещают факультативный курс католической религии. В 13 начальных и средних католических школах Федерации родители могут выбрать либо факультативный курс католической религии, либо курс этики. В Сараево и Тузле учащиеся начальных и средних школ могут либо отказаться от занятий, либо пройти курсы этики вместо уроков религиозного образования. Министерство образования кантона Сараево предлагает православное и протестантское религиозное образование в дополнение к занятиям, предлагаемым мусульманской и католической общинам.

Закон о борьбе с дискриминацией запрещает исключение, ограничение или предпочтительное обращение с лицами на основе религии при приеме на работу и предоставлении социальных услуг как в государственном, так и в частном секторах.

Конституция Боснии и Герцеговины предусматривает представительство трех основных этнических групп (боснийцев, сербов и хорватов) в правительстве и вооруженных силах. В конституции прямо не упоминается о представительстве религиозных групп, хотя каждая этническая принадлежность, упомянутая в конституции, связана с определенной религией. Места в парламенте и должности в правительстве распределяются между тремя составляющими народами (босняками, хорватами и сербами) в соответствии с квотами, установленными конституционными положениями.

Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.

Государственная практика

Судебное разбирательство в Ливненском городском суде продолжалось в течение года без заключения в отношении восьми лиц, обвиняемых в совершении в 2015 году нападения на мечеть в селе Омеровичи Томиславграда, которое включало словесные оскорбления верующих, разбитие окон и установку баллона с пропаном перед зданием мечети. помещение.

В феврале Высший судебно-прокурорский совет подтвердил свое решение от 2015 года, запрещающее сотрудникам судебных учреждений носить на работе любые формы «религиозных знаков отличия», в том числе хиджабы. 7 февраля, по сообщениям СМИ, более 2000 женщин прошли в Сараево в знак протеста против этой меры.

По словам официальных лиц НК, хорватские и сербские члены президентского корпуса, как сообщается, продолжали сопротивляться соглашению между правительством и ИК, утвержденному в 2015 году Советом министров, об ограничениях питания в государственных учреждениях, приспособлениях работодателей для ежедневных молитв, времени для посещения Пятничные молитвы и разовая поездка в Мекку на хадж. По состоянию на конец года президент не утвердил соглашение и не направил его в парламент для ратификации.

По словам представителей католической церкви, совместная комиссия по реализации конкордата со Святым Престолом постепенно продвигалась вперед, но не смогла прийти к соглашению, поскольку правительство и парламент по-прежнему не желали реализовывать предложения церкви, включая конкретное законодательство о соблюдении религиозных праздников.

По-прежнему не было достигнуто соглашение о создании комиссии по реализации соглашения правительства с SOC. По словам представителей СПЦ, отсутствие инициативы со стороны правительства и неспособность СПЦ достичь внутреннего консенсуса среди своих архиереев относительно состава комиссии способствовали тому, что соглашение не было достигнуто.

Религиозные деятели меньшинств по всей стране продолжали сообщать о дискриминации со стороны местных властей в отношении использования религиозной собственности и выдачи разрешений на новую религиозную собственность. В одном случае католическая епархия Баня-Лука сообщила, что муниципальные власти Дрвара продолжают отказывать в разрешениях на строительство новой католической церкви, подчеркивая, что до конфликта 1990-х годов ее не было. Чиновники католической церкви в Баня-Луке также сообщили о продолжающемся отказе муниципальных властей вернуть любое из их национализированного имущества, даже после того, как власти вернули большую часть ранее национализированного имущества СПЦ.

Городские власти Мостара продолжали отказывать Мостарской евангелической церкви в выдаче необходимых разрешений на реконструкцию для восстановления церкви в центре города, как они делали это в течение последних 17 лет, несмотря на сообщения о том, что евангелическая церковь выполнила все юридические и административные требования. Представители церкви заявили, что это произошло в результате того, что они по-прежнему не давали взятки муниципальным чиновникам, а также активно лоббировали местные чиновники католической церкви против присутствия евангелической церкви в Мостаре.

Должностные лица по-прежнему не применяли положения закона, касающиеся религиозного образования, особенно в раздельных школьных системах или в случаях сопротивления со стороны партийных чиновников на муниципальном уровне. В РС родители более 500 боснийских репатриантов в нескольких общинах, включая Коневич-Поле в муниципалитете Братунац и Врбаньци в муниципалитете Котор-Варош, продолжали бойкотировать государственные школы в течение четвертого года, предпочитая вместо этого отправлять своих детей в альтернативные школы. организован IC и финансируется Министерством образования Федерации. Родители организовали бойкот в ответ на отказ министерства образования РС утвердить ряд национальных предметов, включая религиозное образование, для общины боснийских репатриантов. По словам ученых и представителей неправительственных организаций, учащиеся как из религиозных общин большинства, так и из числа меньшинств по-прежнему сталкивались с социальным давлением со стороны учителей и сверстников, заставляя их посещать занятия по своим религиям.

Религиозные меньшинства, особенно беженцы, возвращающиеся в свои родные общины в соответствии с Дейтонским мирным соглашением, такие как боснийские общины в РС, продолжали сообщать об избирательном соблюдении их прав государственными органами. Они сказали, что власти часто не предоставляли государственные услуги и защиту меньшинствам, включая доступ к медицинскому обслуживанию, пенсиям и другим социальным льготам, а также передачу студенческих документов между округами по мере необходимости. Лидеры групп религиозных меньшинств также продолжали сообщать о дискриминации со стороны местных властей в плане обеспечения защиты со стороны полиции и расследования угроз насилия, домогательств и вандализма. Поскольку религия и этническая принадлежность часто тесно связаны, было трудно отнести многие действия к категории основанных исключительно на религиозной идентичности.

Государственные органы продолжали не выполнять решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 2009 года, призывающее внести поправку в конституцию, позволяющую религиозным и другим меньшинствам, включая евреев, баллотироваться на пост президента и в верхнюю палату парламента. По словам наблюдателей, согласно постановлению ЕСПЧ, конституция дискриминирует группы меньшинств при распределении должностей в правительстве и мест в парламенте только среди сербов, хорватов и боснийцев, что, в более широком смысле, означает ШОС, католическую церковь и мусульманскую общину. соответственно. Лица, не идентифицирующие себя ни с одной из трех основных этнических/религиозных групп, заявили, что они по-прежнему не могут занимать одну из пропорционально гарантированных государственных должностей, включая пост президента.

Политические партии, в которых доминирует одна этническая группа, продолжали тесно идентифицировать себя с религией, связанной с этой этнической группой. Крупнейшая этническая боснийская партия, Партия демократического действия (ПДД), оставалась на стороне ИК. Крупнейшая партия этнических хорватов, Хорватский демократический союз (ХДС), оставалась связанной с католической церковью. Две крупнейшие сербские партии, Альянс независимых социал-демократов (SNSD) и Сербская демократическая партия (SDS), остались связанными с SOC.

В октябре Сараевская кантональная ассамблея назвала улицу и начальную школу именем Мустафы Бусуладзича, антисемита времен Второй мировой войны, прославлявшего Гитлера. Президент еврейской общины резко осудил этот поступок. По состоянию на конец года школа официально не меняла своего названия.

22 августа полиция кантона Сараево арестовала человека по подозрению в поджоге, связанном с поджогом, устроенным накануне в служебном помещении при Свято-Преображенской церкви СПЦ в Сараево. Полиция установила личность и задержала подозреваемого благодаря записи видеонаблюдения, полученной из церкви. Полиция не установила мотив поджога. По состоянию на конец года расследование продолжалось. Инцидент осудили представители каждой религиозной общины, IRC, а также многочисленные местные политики и граждане. По словам представителей СПЦ, с 2000 года церковь подверглась более 40 актам вандализма9.0005

По данным IRC, дело о поджоге было единственным из девяти дел, связанных с нападениями на религиозные объекты, в которых полиция арестовала подозреваемого преступника. Остальные восемь случаев касались вандализма на семи исламских объектах (в основном в РС) и еще на одном православном объекте в Федерации. Полиция расследовала, но не сообщила о результатах большинства из этих восьми случаев, которые в основном касались разбития окон и осквернения могил, хотя в некоторых случаях вандализм сопровождался словесными нападками на религиозных деятелей. Полиция не связывала эти инциденты с религиозной ненавистью, но заявила, что виновные лица были либо несовершеннолетними, либо пьяными, либо психически неуравновешенными. Например, полиция обвинила человека в правонарушении и оштрафовала его на 1000 конвертируемых марок (539 долларов США).) за мочеиспускание на мемориал в мечети Атик в Биелине, посвященный боснийским погибшим на войне. По данным IRC, который продолжал отслеживать нападения на религиозные объекты и выступать за уголовное преследование виновных, реакция полиции по-прежнему отражала игнорирование преступлений на почве ненависти и желание отвлечь внимание от возможной религиозной нетерпимости.

Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания

Продолжали поступать сообщения о конфликтах между членами IC и мусульманскими меньшинствами, некоторые из которых являются шиитами, которые практиковали вне компетенции IC. Инциденты включали физические и словесные столкновения во время пятничной молитвы, когда мусульмане из числа меньшинств срывали молитвы, чтобы продемонстрировать свое недовольство традиционным боснийским толкованием ислама, по данным IC. Сообщений о травмах не поступало. Некоторые члены ИК продолжали называть сторонников салафитских меньшинств нетерпимыми или экстремистскими или «ваххабитами».

В феврале НК призвал 64 незарегистрированные исламские общины (или пара- джамааты ), которые собирали преимущественно последователей-салафитов и действовали вне компетенции ИК, прекратить свою «несанкционированную» религиозную практику и официально объединиться с ИК. К концу марта из 38 пара- джамаатов  , вступивших в переговоры, 14 присоединились к ИС. Начиная с марта Федеральное управление по делам инспекции и Федеральная полиция при поддержке Государственного агентства по расследованию и охране и Агентства разведывательной безопасности провели необъявленные проверки нескольких незарегистрированных парашютистов.0081 джамаат , по сообщениям, выписывает штрафы за неправильную регистрацию в Минюсте.

2 апреля неизвестные напали на имама в католическом городе Купрес перед его домом и городской мечетью. Вскоре после этого местный католический священник и его помощник приняли делегацию НК и осудили нападение. В ответ полиция пообещала усилить патрулирование района.

Согласно сообщениям СМИ, человек, который якобы уехал за границу, чтобы присоединиться к ИГИЛ, угрожал верховному муфтию страны через Интернет. В онлайн-видеоклипе этот человек сказал, что «перережет горло» муфтию, и заявил, что моджахеды «приезжают в Боснию». Верховный муфтий ранее неоднократно осуждал исламский экстремизм. Он попросил у властей защиты, которую, как сообщается, они ему предоставили.

По данным IRC, девять нападений на религиозные объекты и должностных лиц, зарегистрированных с января по декабрь, представляют собой «значительное снижение» по сравнению с 19 нападениями, зарегистрированными IRC в 2015 году, и 28 нападениями, зарегистрированными в 2014 году. постоянный мониторинг, публичное осуждение атак и участие сообщества.

1 января неизвестные разбили окна в доме, примыкающем к мечети Царева в Фоче.

IRC спонсировал многочисленные проекты с участием женщин и молодежи для развития межконфессионального диалога, в том числе посещения молодежными представителями IRC мест, увековечивающих память о страданиях каждой из доминирующих религий страны, таких как места, где боснийцы были убиты во время 19-го века.Конфликт 90-х годов и усташские концлагеря, в которых содержались сербы и евреи во время Второй мировой войны.

7 мая представители православной, иудейской и католической общин вместе с высокопоставленными должностными лицами РС присоединились к исламской общине в столице РС Баня-Луке для торжественного открытия восстановленной исторической мечети Ферхадия. Муфтий Осман Эффенди Козлич в своем выступлении на мероприятии сосредоточил свое внимание на возрождении исторической межрелигиозной гармонии и примирения в стране. Наблюдатели назвали повторное открытие самым значимым межконфессиональным событием года.

Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США

сотрудника посольства связались с президентом и рядом правительственных министерств, чтобы обсудить усилия правительства по борьбе с насильственным экстремизмом, связанным с религией.

Посольство продолжало регулярно встречаться с лидерами и представителями четырех традиционных религиозных общин, как индивидуально, так и коллективно, а также с лидерами более мелких религиозных общин, таких как протестанты-евангелисты, для содействия расширению межрелигиозного диалога и обсуждения того, как религиозные общины могут внести свой вклад к дальнейшему развитию мирного и стабильного общества. Сотрудники посольства регулярно посещали важные мероприятия в различных религиозных общинах, в том числе празднование Ид аль-Фитр с ИК, празднование Рождества и Пасхи с православными и католическими общинами, а также пасхальный седер, организованный еврейской общиной. 7 мая посол присутствовал на открытии недавно отстроенной исторической мечети Ферхадия в Баня-Луке вместе с представителями исламской, православной, еврейской и католической общин, а также высокопоставленными должностными лицами государства и образований, чтобы продемонстрировать неизменную поддержку США. для межконфессионального примирения.

Посольство поддерживало регулярные контакты с IRC для поддержки его работы и взаимодействовало с региональными и религиозными властями, в частности с SOC, чтобы помочь преодолеть политические препятствия для деятельности IRC. Посольство вместе с руководством IRC изучило возможности предоставления грантов для дальнейшего развития своего институционального потенциала. IRC также участвовал в программах, финансируемых правительством США, направленных на устранение и преодоление этнических / религиозных разногласий в сообществах посредством диалога и восстановление доверия между многочисленными этническими и религиозными группами страны.

Боснийская культура — Религия — Атлас культуры

Согласно переписи 2013 года, 50,70% боснийцев идентифицировали себя как мусульмане, 30,75% идентифицировали себя как христиане и 15,19% идентифицировали себя как христиане-католики. Еще 2,25% идентифицировали себя с какой-либо другой религиозной принадлежностью (включая иудаизм и агностицизм). Босния и Герцеговина, как правило, этнорелигиозная, по которой обычно определяют свою религиозную принадлежность. Большинство мусульман — боснийцы, большинство христиан — боснийские сербы, а христиане-католики, как правило, боснийские хорваты. Очень редко человек меняет религию. Однако дети от межнациональных браков часто бывают нерелигиозными.

Боснийцы традиционно очень терпимы и принимают религиозные различия; Мусульмане и христиане сосуществовали относительно гармонично на протяжении веков. Однако во время войны вера использовалась как инструмент раздора для подстрекательства к насилию. Вокруг этого может быть некоторая остаточная чувствительность. Тем не менее, большинство боснийцев по-прежнему непредубеждены. Мусульмане по-прежнему часто посещают соседей-христиан на Рождество и наоборот во время Рамадана.


Как правило, религиозность человека поначалу не очень очевидна. Кроме того, может быть трудно провести различие между мусульманами и христианами, поскольку женщины, принадлежащие к обеим религиям, могут носить головные платки. Вера людей может стать более заметной в религиозные месяцы или праздники.

Ислам

Ислам был представлен славянам Боснии во время османского правления. Те, кто перешел из христианства, стали социально идентифицированы как отдельная группа. По этой причине «боснийские мусульмане» описывали не только идентичность, но и религиозную принадлежность. Однако сегодня более популярным термином для этого является «босняк». Хотя они по-прежнему тесно связаны с исламом в культурном отношении, не все боснийцы исповедуют ислам.

Боснийские мусульмане традиционно следуют суннитскому варианту ислама и ханафитской школе мысли. Однако опрос 2012 года показал, что более половины боснийских мусульман считают себя внеконфессиональными. 1 История Боснии исповедует довольно современную форму ислама под влиянием турецкой османской религии. Не все исламские обычаи соблюдаются. Например, многие боснийцы употребляют алкоголь. Это немного меняется под влиянием ваххабизма (ультраконсервативной исламской доктрины и движения), который был введен вместе с саудовской помощью для восстановления Боснии после войны. Например, сейчас мусульманки все чаще следуют исламскому дресс-коду. Тем не менее, это все еще верно только для небольшого меньшинства. Большинство боснийских мусульман заметно либеральны в своем толковании ислама.


Боснийские мусульмане разделяют широко распространенную веру в судьбу, согласно которой Аллах (Бог) предопределяет все. Например, часто можно услышать термин « Иншаллах », означающий «если Бог позволит». Из пяти основных столпов ислама намаз (ритуальные молитвы пять раз в день), хадж (паломничество в Мекку) и савм (пост во время Рамадана) широко не соблюдаются во всей культуре. Менее 20% молятся каждый день и только 30% посещают службы в мечетях раз в неделю или чаще. 2 Однако 81% мусульман в Боснии предпочли традиционно практиковать закят или милостыню. 3 Это требует, чтобы люди пожертвовали 2,5% своего накопленного состояния на благотворительность или благое дело, если они не бедны.

Сербское православие

Сербская идентичность и сербский национализм часто связаны с сербской церковью. Сербская церковь, основанная в 1219 году, часто понимается как учреждение, связывающее современную Сербию с ее давним историческим прошлым. После распада бывшей Югославии церковь снова пережила сильное возрождение. Поскольку большая часть сербской идентичности связана с религиозной историей, нападение на здание церкви часто интерпретируется как нападение на отдельного серба или коллектив.

Хотя сербская церковь важна для большинства сербов, уровень приверженности людей может быть разным. Вообще говоря, многие пожилые сербы рассматривают церковь как важную часть своей религиозной, социальной и культурной жизни. Независимо от духовных убеждений, посещение местной церкви во время крупных событий, таких как Рождество и Пасха, является обычным явлением. См. Религия в сербском профиле для получения дополнительной информации о Сербской церкви.

Католицизм

Католицизм в основном исповедуется хорватами и продолжает составлять важный аспект их национальной идентичности. Как ветвь христианства, католицизм основан на учении о Боге как о «Святой Троице», состоящей из Отца, Сына и Святого Духа. Важные католические ценности, которые проявляются в культурных ценностях хорватов, включают сострадание и милосердие.

Как и большинство католиков, многие хорваты признают авторитет духовенства, Римско-католической церкви и Папы. Значимые католические моменты (такие как крещение, конфирмация и брак) также являются важной частью жизни и отношений с другими людьми. Однако в целом, хотя многие хорваты верят в основные учения религии, они не могут строго исповедовать свою веру посредством регулярного посещения церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *