Религии Зарубежной Европы, религиозный состав населения
Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.
История распространения христианства в Европе
Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.
В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.
Религиозный состав Зарубежной Европы
- Католики: Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
- Православные: Румыния, Болгария, Греция.
- Протестанты: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.
Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.
Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.
Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.
Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.
Великобритания
Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх.
На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”. Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством. Рис. 2 Англиканская церковьГермания
Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.
Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.
Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.
Рис. 3 Немецкая лютеранская церковьФранция
Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:
- Не относят себя ни к какой религии – 45%
- Католики – 42%
- Мусульмане – 8%
- Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты
В конституции Франции написано, что она является светской страной. Это значит, что признавать на уровне государства любую религию, запрещено. Кто во что хочет, тот в то и верит.
Что мы узнали?
Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.
Оценка доклада
А какая ваша оценка?
Влияние религиозности на нормы и ценности населения в России и европейских странах. Грант РФФИ 14-06-31188
Сроки проекта: 2014-2015 гг.
Руководитель проекта: Елена Пруцкова
Участники проекта:
Елена МелкумянОб исследовании
Современная социология не дает удовлетворительного ответа на вопрос о том, каковы причины наблюдаемого в большинстве постсоциалистических стран, в том числе в России, слабого влияния религии на ценностно-нормативную сферу, в время как во многих странах западной и южной Европы, США, Латинской Америки религия оказывается довольно существенное влияние на другие сферы жизни. Перед современной наукой остро стоит вопрос о факторах и социальных механизмах, отвечающих за это влияние, знание которых необходимо для адекватного прогнозирования возможных перспектив изменения различных сфер жизни в связи с изменением места религии в публичной сфере и в жизни населения той или иной страны. В данной ситуации неясно, должны ли мы ожидать усиления влияния религии на жизнь общества в России и других постсоциалистических странах, или же, наоборот, ослабления влияния в тех регионах, где оно пока еще остается существенным. Данное исследование направлено на выявление и описание социальных механизмов и факторов, оказывающих влияние на силу связи между индивидуальной религиозностью и ее следствиями в ценностно-нормативной сфере. Для достижения указанной цели будет проведен анализ результатов массовых социологических опросов с применением таких новых для социальных наук методов анализа данных, как многоуровневый регрессионный анализ, конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями.
Публикации по теме
Pavlyutkin Ivan, Prutskova Elena, Melkumyan Elena. 2015. «Civic effects of higher education in Russia: religiosity, social capital and the ‘pure teaching effect’ of educational programmes.» Tertiary Education and Management, 21 (3): 215-228.
Мелкумян Елена, Пруцкова Елена. 2015. «Прихожанин Русской Православной Церкви как эксперт, описывающий свой приход (по материалам исследования «Ортодокс Монитор»).» Религия и/или повседневность: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 14-16 апреля. Минск: РИВШ: 154-160.
Пруцкова Елена. 2015. «Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации.» Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия, 3 (59): 62-80.
Пруцкова Елена. 2014. «Religiosity and values in Europe: National context and religious socialization effect .» The 22nd Nordic Conference for Sociology of Religion Change and Continuity – Religion, State, Civil Society (P. 29).
Пруцкова Елена. 2014. «Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации .» XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3 Отв. ред. Е.Ясин, 527-536, М.: НИУ ВШЭ.
Пруцкова Елена. 2014. «Религиозная социализация: проблемы концептуализации и соотнесения микро- и макро- уровней анализа .» Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / Отв. ред. С.Д. Лебедев , 80-88, Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ».
Забаев Иван, Пруцкова Елена. 2013. «Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале ХХI века. По данным опроса священнослужителей, социальных работников и активных прихожан храмов г. Москвы.» Вестник Московского Университета, Серия 18: Социология и политология, 1, 115-125.
Пруцкова Елена. 2013. «Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере . » Социологический журнал, 2, 72-88.
Забаев Иван, Пруцкова Елена. 2012. «Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования (на примере г. Москвы).» Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия, 3 (41): 57-67.
Забаев Иван, Орешина Дарья, Пруцкова Елена. 2012. Три московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. М: Изд-во ПСТГУ (Переиздана в 2016 г.).
Пруцкова Елена. 2012. «Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях.» Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2 (30): 268-293.
Европа | История, страны, карта и факты
5 марта 2023 г., 19:00 по восточноевропейскому времени (AP)
Партия премьер-министра Эстонии, активно поддерживающая Украину, одержала крупную победу
Эстонцы проголосовали на парламентских выборах, где первоначально результаты предполагают правоцентристскую Партию реформ премьер-министра Кая Каллас
3 марта 2023 г.
Зеленский говорит США и Европе, что Россия должна предстать перед судом
Президент Украины Владимир Зеленский встретился с Генеральным прокурором США Мерриком Гарландом и высокопоставленными юридическими лицами Европы и призвали Россию предстать перед международным судом за военные преступления
3 марта 2023 г., 14:00 по восточноевропейскому времени (AP)
Первые свидетельства верховой езды датируются 5000 лет назад
Археологи нашли первые прямые доказательства верховой езды в скелетах возрастом 5000 лет в Центральной Европе
Март 3 декабря 2023 г., 8:43 по восточноевропейскому времени (AP)
Король Карл III выбирает Францию и Германию для первых государственных визитов
Король Карл III отправится во Францию и Германию с первыми государственными визитами с тех пор, как стал монархом, подчеркивая усилия Великобритании по наводить мосты со своими европейскими соседями
2 марта 2023 г. , 6:05 по восточноевропейскому времени (AP)
Инфляция в Европе немного снизилась, но проблемы потребителей остались и топливо сохраняется
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Европа , второй по величине из континентов мира, состоящий из выступающих на запад полуостровов Евразии (огромный массив суши, который он делит с Азией) и занимающий почти одну пятнадцатую всей суши мира. На севере омывается Северным Ледовитым океаном, на западе — Атлантическим океаном, на юге (с запада на восток) — Средиземным морем, Черным морем, Кумо-Манычской впадиной и Каспийским морем. Восточная граница континента (с севера на юг) проходит по Уральским горам, а затем примерно на юго-запад по реке Эмба (Жем), заканчиваясь у северного побережья Каспийского моря.
Крупнейшие острова и архипелаги Европы включают Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Шпицберген, Исландию, Фарерские острова, Британские острова, Балеарские острова, Корсику, Сардинию, Сицилию, Мальту, Крит и Кипр. Его основные полуострова включают Ютландию и Скандинавский, Пиренейский, Итальянский и Балканский полуострова. Изрезанная многочисленными заливами, фьордами и морями, крайне неровная береговая линия континентальной Европы имеет длину около 24 000 миль (38 000 км).
Среди континентов Европа является аномалией. Крупнее только Австралии, это небольшой придаток Евразии. Тем не менее, полуостровная и островная западная оконечность континента, упирающаяся в северную часть Атлантического океана, обеспечивает — благодаря своей широте и физической географии — относительно благоприятную среду обитания человека, а долгие процессы человеческой истории обозначили этот регион как Родина самобытной цивилизации. Таким образом, несмотря на свое внутреннее разнообразие, Европа с момента своего появления в человеческом сознании функционировала как отдельный мир, концентрирующий, по выражению Кристофера Марлоу, «бесконечные богатства в маленькой комнате».
В качестве концептуальной конструкции Европа, как ее сначала задумали более образованные из древних греков, резко контрастировала как с Азией, так и с Ливией, название, которое тогда относилось к известной северной части Африки. В настоящее время считается, что буквально Европа означает «материк», а не более раннюю интерпретацию «закат». По-видимому, оно пришло грекам в их морском мире в качестве подходящего обозначения обширных северных земель, лежащих за ними, земель с характеристиками, смутно известными, но явно отличными от тех, которые присущи концепциям Азии и Ливии, обе из которых относительно благополучные и цивилизованные, были тесно связаны с культурой греков и их предшественников. Тогда с точки зрения греков Европа была культурно отсталой и малонаселенной. Это был варварский мир, то есть негреческий, с его обитателями, издавающими звуки «бар-бар» на непонятных языках. Торговцы и путешественники также сообщали, что Европа за пределами Греции обладала отличительными физическими единицами, с горными системами и равнинными речными бассейнами, намного большими, чем те, которые известны жителям Средиземноморья. Было также ясно, что по мере проникновения в Европу с юга предстоит испытать смену климатов, заметно отличающихся от климатов средиземноморских окраин. Просторные восточные степи и дремучие леса на западе и севере, еще лишь незначительно затронутые человеческой деятельностью, еще больше подчеркивали контрасты окружающей среды.
Britannica Quiz
Паспорт в Европу
Империя Древнего Рима, достигшая своего пика во 2 веке н.э., раскрыла и запечатлела свою культуру на большей части континента. Торговые связи за ее пределами вовлекали в свою сферу и отдаленные регионы. Однако только в 19-м и 20-м веках современная наука смогла с некоторой точностью нарисовать геологические и географические очертания европейского континента, народы которого тем временем добились господства над — и привели в движение обширные уравновешивающие движения между — жителей большей части остального земного шара ( см. Западный колониализм).
Что касается территориальных границ Европы, то они могут показаться относительно четкими на ее обращенных к морю флангах, но многие группы островов далеко на севере и западе — Шпицберген, Фарерские острова, Исландия, Мадейра и Канарские острова — считаются европейскими, в то время как Гренландия (хотя политически связана с Данией) условно отнесена к Северной Америке. Кроме того, средиземноморские побережья Северной Африки и Юго-Западной Азии также демонстрируют некоторое европейское физическое и культурное сходство. Турция и Кипр, в частности, хотя и являются азиатскими с геологической точки зрения, обладают элементами европейской культуры и могут рассматриваться как части Европы. Действительно, Турция добивалась членства в Европейском союзе (ЕС), а Республика Кипр присоединилась к этой организации в 2004 году9.0003
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Границы Европы были особенно неопределенными и поэтому вызывали много споров на востоке, где континент сливается, не разрывая физических границ, с частями Западной Азии. Восточные границы, принятые в настоящее время большинством географов, исключают регион Кавказа и охватывают небольшую часть Казахстана, где европейская граница, образованная северным побережьем Каспийского моря, соединяется с границей Урала казахстанской рекой Эмбой и холмами Мугалжар (Мугоджар), которые сами по себе являются Южное продолжение Урала. Среди альтернативных границ, предложенных географами и получивших широкое признание, есть схема, в которой гребень Большого Кавказа рассматривается как разделительная линия между Европой и Азией, помещая Предкавказье, северную часть Кавказского региона, в Европу и Закавказье, южная часть, в Азии. Другая широко одобренная схема помещает западную часть Кавказского региона в Европу, а восточную часть — то есть большую часть Азербайджана и небольшие части Армении, Грузии и российского побережья Каспийского моря — в Азию. Еще одна схема, имеющая множество приверженцев, проводит континентальную границу вдоль реки Аракс и границы с Турцией, таким образом помещая Армению, Азербайджан и Грузию в Европу.
Восточная граница Европы, однако, не является культурным, политическим или экономическим разрывом на суше, сравнимым, например, с изолирующим значением Гималаев, которые четко обозначают северную границу южноазиатской цивилизации. Обитаемые равнины, с небольшим перерывом в изношенном Урале, простираются от Центральной Европы до реки Енисей в центральной Сибири. Славянская цивилизация доминирует на большей части территории бывшего Советского Союза от Балтийского и Черного морей до Тихого океана. Эта цивилизация отличается от остальной Европы наследием средневекового монголо-татарского господства, которое препятствовало разделению многих нововведений и разработок европейской «западной цивилизации»; он стал еще более характерным во время относительной изоляции советского периода. Поэтому, разделяя земной шар на значимые крупные географические единицы, большинство современных географов рассматривали бывший Советский Союз как отдельную территориальную единицу, сравнимую с континентом, несколько отделенную от Европы на западе и от Азии на юге и востоке; это различие было сохранено для России, которая составляла три четверти Советского Союза.
Европа занимает около 4 миллионов квадратных миль (10 миллионов квадратных километров) в установленных для нее условных границах. Эта обширная территория не обнаруживает простого единства геологической структуры, рельефа, рельефа или климата. Обнажены горные породы всех геологических периодов, и действие геологических сил в течение огромной череды эпох способствовало формированию ландшафтов гор, плато и низменностей и оставило в наследство разнообразные запасы полезных ископаемых. Оледенение также оставило свой след на обширных территориях, а процессы эрозии и отложений породили очень пеструю и разделенную на части сельскую местность. Климатически Европа выигрывает от того, что лишь небольшая часть ее поверхности либо слишком холодная, либо слишком жаркая и сухая для эффективного заселения и использования. Тем не менее существуют региональные климатические контрасты: широко распространены океанический, средиземноморский и континентальный типы, а также градации одного к другому. Сопутствующая растительность и почвенные формы также демонстрируют постоянное разнообразие, но сейчас сохранились только части доминирующих лесов, которые покрывали большую часть континента, когда впервые появились люди.
В целом Европа обладает значительной и давно используемой ресурсной базой почвы, леса, моря и полезных ископаемых (особенно угля), но ее люди все больше становятся ее основным ресурсом. На континенте, за исключением России, проживает менее одной десятой части всего населения мира, но в целом его люди хорошо образованы и высококвалифицированы. Европа также поддерживает высокую плотность населения, сосредоточенного в городских и промышленных районах. Растущий процент людей в городских районах занят в широком спектре услуг, которые стали доминировать в экономике большинства стран. Тем не менее, в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве Европа по-прежнему занимает выдающееся, хотя уже и не обязательно доминирующее положение. Создание Европейского экономического сообщества в 1957 и ЕС в 1993 году значительно расширили экономическое сотрудничество между многими странами континента. О продолжающихся экономических достижениях Европы свидетельствуют ее высокий уровень жизни и успехи в науке, технике и искусстве.
В этой статье рассматривается физическая и человеческая география Европы. Для обсуждения отдельных стран континента см. конкретные статьи по названию, например, Италия, Польша и Великобритания. Для обсуждения крупных городов континента, см. конкретных статей по названию, например, Рим, Варшава и Лондон. Основные статьи, посвященные историческому и культурному развитию континента, включают историю Европы; европейские исследования; западный колониализм; Эгейские цивилизации; древнегреческая цивилизация; древний Рим; Византийская империя; и Священной Римской империи. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, об иудаизме и римском католицизме) и литературе (например, о греческой литературе, голландской литературе и испанской литературе).
В. Гордон Ист, Томас М. Поулсен, Уильям Х. Берентсен
Между секуляризмом и мажоритарным национализмом
Государственное управление
Религия
Сравнительная перспектива
Южная Европа
Ведущий (и)
Тина Магаццини
Институт Европейского университета
Авторы)
Тина Магаццини
Институт Европейского университета
Анна Триандафиллиду
Институт Европейского университета
Панель Способы и нормы управления религиозным разнообразием в Европе: конвергенции и расхождения
В этой статье проводится сравнительное исследование (и в некоторой степени провокационное, поскольку эти страны обычно не группируются вместе) трех южноевропейских стран, в частности Италии, Испании и Греции, с тремя юго-восточными европейскими странами, в частности Албанией, Боснией и Герцеговиной и Болгарией. Греция на самом деле является ключевым случаем, поскольку она принадлежит к обоим регионам как географически, так и исторически и культурно. Она разделяет с тремя другими балканскими странами их «балканское затруднительное положение», но не коммунистический опыт. Он разделяет с Италией и Испанией опыт ранней европейской интеграции и чувство принадлежности к «Западу», но не их отношения с католической церковью и верой. Однако эта статья выходит за рамки исторических зависимостей, чтобы увидеть, как прошлый опыт и характеристики изменились за последние 20 лет, рассматривая самые последние события с точки зрения отношений между государством и религией. Начиная с толстого описания исторического наследия и пост-1989 событий, мы уделяем больше внимания самым последним проблемам последнего десятилетия, в частности, росту популизма и национализма, а также недавним вызовам, таким как путь к вступлению в ЕС для БиГ и Албании, экономический кризис и кризис еврозоны 2010-х годов, чрезвычайная ситуация с беженцами 2015 года и продолжается до сих пор. Наша главная цель — оценить, как они повлияли на отношения между государством и религией, и классифицировать шесть стран в соответствии с типологией шести моделей, предложенной Модудом и Сили. Наши результаты показывают, что во всех шести странах преобладает умеренный секуляризм в том смысле, что он допускает взаимную автономию между государственными и религиозными институтами, но ограничивает нейтралитет и рассматривает религию как общественное благо, которое необходимо поддерживать и регулировать. Однако в некоторых из них существуют важные различия с точки зрения актуальности мажоритарного национализма, поскольку государство определяет преобладающую религию и имеет прочные исторические и институциональные связи с этой религией, как и в случае всех трех южноевропейских стран — Италии, Испании и Греции. и отчасти в Болгарии. Среди этих четырех мажоритарный национализм наиболее силен в Греции и более умерен в трех других. Напротив, в Албании и БиГ мы находим, по крайней мере на бумаге, вариант модели «свободы религии», как ее определили Модуд и Сили, в частности институционально создавая больше места для всех религий и в то же время предоставляя больше места для морального индивидуализма и свободы вероисповедания.