Рерих картины горы: Лучше гор: 8 деталей картины Николая Рериха «Чинтамани»

Лучше гор: 8 деталей картины Николая Рериха «Чинтамани»

Истории

Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Рискуя здоровьем и жизнями, Рерихи пробирались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; случалось отражать нападения бандитов.

Картина «Чинтамани»
Холст, темпера 91,8×116,9 см
1935–1936 годы
В настоящее время хранится в Государственном музее Востока в Москве

В ходе центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять месяцев провести в палатках среди снегов на высокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку.

Художник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодоступных регионов. В горы Рериха вел и духовный поиск.

Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремился глубже изучить восточные религии в поисках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.

По словам Александры Барковой, специалиста по мифологии и фольклору, картина Рериха «Чинтамани» — «не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости».

1. Горы. Многочисленные изображения Гималаев и Тибета стали визитной карточкой художника. Как пишет историк Всеволод Володарский, исследователь его творчества, за Рерихом прочно закрепилось определение «мастер гор». Для художника Гималаи стали символом духовного восхождения человека.

При этом Рериху было важно писать пейзажи с натуры: «Убедительность — это магическое качество творчества, не объяснимое словами, — создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы — везде горы, вода — всюду вода, небо — везде небо, люди — везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».

2. Сокровище. В тибетском буддизме камень Чинтамани — драгоценность, исполняющая желания. Это одно из семи легендарных сокровищ царя чакравартина — идеального правителя, восстанавливающего в мире закон. «Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира», — писал сам Рерих. Художник часто изображал чудесный камень из легенд разных народов на картинах и упоминал о нем в очерках.

3. Знак. Чинтамани изображают по-разному, нередко в виде трех кругов. В буддизме так выглядит Триратна — символ трех духовных сокровищ (Будды, его учения и монашеской общины).

Рерих отмечал, что такой знак встречается в самых разных культурах, и считал его одним из древнейших в истории человечества. На его основе художник создал символ для Знамени Мира — эмблемы Пакта Рериха. Значение символа на Знамени Мира, по словам Рериха, «прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности» либо «искусство, наука и религия в кольце Культуры».

4. Конь. Чинтамани в тибетской живописи часто можно увидеть на спине белой или светло-серой лошади. Этого коня тибетцы считают символом жизненной силы и духовной мощи.

Его изображают, в частности, на молитвенных флагах лунгта (в переводе с тибетского «конь ветра») для защиты от зла. «Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира», — писал Рерих о стране из восточных легенд, в которую могут попасть лишь избранные.

5. Палитра. Рерих принципиально использовал звучные, чистые цвета. «Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения», — призывал живописец. Изучая искусство Ренессанса, он обратил внимание, как обогащает краску просвечивающий сквозь нее цветной грунт, и применил этот метод в том числе для горных пейзажей.

6. Техника. Примерно с 1906 года Рерих все чаще писал картины не маслом, а темперой, подобно древнерусским иконам. Темпера, которая ложится ровным слоем, более пригодна для декоративно-плоскостной живописи, отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Людмила Короткина. Эта особенность материала соответствовала творческой манере Рериха. Художник, разочаровавшись в фабричной темпере, стал изготавливать эти краски по своему рецепту.

7. Перспектива. Художник показывает зрителю горный пейзаж как бы отстраненно, с большой высоты, используя параллельную перспективу: точка схода бесконечно удалена, изображение четко делится по горизонтали на ярусы, и объекты на дальнем плане не сильно сокращаются в размерах. Этот прием часто использовали мастера китайской живописи.

8. Горизонтальная композиция. Пейзажи Рерих почти никогда не строил по вертикали. Ему важно было показать, как широко простираются заснеженные гребни гор, создать ощущение статичности, величественного спокойствия.

ХУДОЖНИК


Николай Рерих

1874 — родился в Петербурге в семье нотариуса.
1893–1897 — учился в Санкт-Петербургской Академии художеств.
1893–1898 — был студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
1901 — женился на Елене Шапошниковой, которая стала единомышленницей мужа и всю жизнь активно участвовала в его проектах. В браке родилось двое сыновей.
1909 — Академия художеств избрала его академиком.
1917 — после революции в России остался с семьей за границей.
1923 — впервые посетил Индию.
1925–1928 — предпринял масштабную экспедицию по Центральной Азии: по Алтаю, Бурятии, Монголии, Тибету и другим регионам.
1929 — опубликовал проект Пакта Рериха, первого международного договора, посвященного охране культурных ценностей в военное и мирное время.
1930 — обосновался в долине Кулу в Гималаях.
1934–1935 — осуществил экспедицию в Маньчжурию.
1947 — умер в долине Кулу от болезни сердца. За всю жизнь создал около 7000 работ.

Фото: GETTY IMAGES, Н. К. Рерих. «Чинтамани». 1935–1936. Международный Центр Рерихов

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2020, частично обновлен в июле 2022

Только для читателей «Вокруг света»: получите скидку 50% на сотни тысяч книг на сайте Литрес. Переходите по ссылке и вводите промокод vsveta50. Скидка действует на первую покупку любого количества книг через корзину в течение 1 дня после активации промокода. Акция продлится с 4 по 31 июля 2022 г. Приятного чтения!

Наталия Овчинникова


Теги

  • Культурный код

Картины Н. Рериха и те же места на современных фотографиях

Удивительные горные пейзажи Николая Рериха на картинах и в современных фотографиях. Интересно увидеть, как выглядят горы и ущелья, которыми вдохновлялся художник в реальности? Тогда читайте дальше.

1. Гундла. Жилище такура (1932)

Рерих написал серию картин о Лахуле, в которую вошли картины, на которых был изображен перевала Ротанг, реки Чандра, районы Тибета Коксар и Гундла. Башня Гундла явно вдохновляла Рериха. Согласно его письмам, художник был поражен, увидев древнюю башню. Сегодня башня Гундла — это единственный существующий форт в Лахуле, она находится под защитой ASI. Оригинал картины хранится в Государственном художественном музее Латвии.

2. Коксар (1932)

На картине изображен пейзаж Коксара, местности в Тибете. Сейчас это произведение хранится в Нью-Йорке, в музее Николая Рериха.

3. Гепан. Лахул (Гепанг. Лагул). (1934, Святослав Рерих)
Картина сына Николая Рериха — Святослава.

Хранится в Государственном музее искусства народов Востока, Россия, Москва. Гепан – гора в районе Лахул, Гималаи.

Священная гора Гепанг, расположенная в индийском штате Химачал-Прадеш, имеет двуглавую вершину в виде буквы «М». Рерихи называли
её «горой М» и говорили, что своими очертаниями она напоминает гору Белуха на Алтае.

«Это Западные Гималаи, где мы живем. Гора, которая называется Гепан. Она замыкает долину. Там, конечно, другие световые эффекты, так как там суше, ярче. Это маленький этюдик», — писал о своем произведении автор.

4. Вьяса Кунд (1932)

Картина хранится в музее Аллахабада, Индия. «На заднем плане видны знаменитые горы этих областей Гималаев, называемые горы «М». Это место расположено на древнем пути из Индии в Кайлас и Тибет и известно как обитель многих Риши» — писал Николай Рерих в одной из своих статей.

5. Гундла #70, Лахул (1932)

Картина хранится в музее Николая Рериха, Нью-Йорк, США. Это произведение составляет часть большого цикла работ, посвящённого области Лахул в Гималаях.

6. Баралача #150 (Горное озеро. Перевал Бара-Лача, 1944)

Перевал Бара-Лача, согласно Википедии, является высокогорным перевалом в хребте Занскар, соединяющим район Лахаул с другими районами. Озеро на картине – Сурадж Тал (в переводе – озеро Солнца). Картина хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, Россия.

7. Чадра Бхага #64 (Путь на Трилокнатх, 1932)

«На переднем плане изображены ступа и другие древние надгробные памятники, высящиеся на кургане. С него открывается вид на извилистую реку, на уходящие вдаль и вверх высокие вершины гор. Это и есть путь в местечко Трилокнатх, расположенное высоко в Гималаях», — писал Н. Рерих. Картина находится в Музее Николая Рериха, США, Нью-Йорк.

10.01.2019

3516    ©  Александр

Теги:

  • Горы
  • картины
  • Рерих

Исследуйте Гималаи: Картины Николая Рериха

На протяжении всей истории человечества люди были очарованы горами. Их величие наполняет нас удивлением; для многих горы — это религиозные обители, а для других — вызов природы, который нужно покорить! Гималаи в Азии могут похвастаться одними из самых высоких вершин в мире и, следовательно, на протяжении многих лет привлекали множество исследователей и экспедиций.

Исследуйте Гималаи через картины Николая Рериха, когда мы возвращаемся к путешествию художника через горы, в которые он влюбился.

Есть одна вещь, которая лучше гор, и это горы, на которые мы не поднимались. – Владимир Выстовский, русский бард.

Если вы не собираетесь в ближайшее время подниматься на Гималаи, пусть искусство Николая Рериха предложит вам виды, которые заставят вас мысленно отправиться в горы.

Гималаи: серия картин Николая Рериха

Николай Рерих был художником и юристом по образованию, археологом, поэтом, историком, сценографом, ученым, путешественником, философом и борцом за мир и защиту культуры. Это слишком много гор для отдельного человека, но Рерих преодолел их все, включая Гималаи, когда он решил приступить к своим исследованиям.

Из коллекции Национальной галереи современного искусства, Нью-Дели

Отмечая его наследие, Национальная галерея современного искусства в Дели однажды провела выставку его работ. Вот что гласило предисловие:

Привлеченный необъяснимым образом к бескрайним горным хребтам Гималаев, Рерих, как никакой другой живописец, умел схватывать и изображать тончайшие оттенки, оттенки и тона гор, их эфирную прозрачность. . Его провозгласили «Хозяином гор». Он ощущал тонкий дух и гармонию гор, их торжественную, могучую сущность и значение для человечества как символ чистейшего, высочайшего стремления к красоте и познанию. «Сокровищница Духа» — так называл Рерих свои любимые Гималаи.

Исследование Гималаев На этой картине воин направляет стрелу в сторону монастыря, чтобы распространять послание Шамбалы; предупредить всех о грядущей эре | Аллахабадский музей

В декабре 1923 года Рерих и его семья прибыли в Дарджилинг, Индия, в поисках мифического царства под названием «Шамбала». Не найдя ни одной карты, Рерихи преодолели 25 000 километров неизведанной дороги, чтобы найти Царство, в которое так твердо верили буддисты, индуисты, тибетцы и местные целители.0031 Согласно легенде, с распространением материализма человечество придет в упадок, и люди Земли объединятся под предводительством Зла. Этот лидер нападет на Царство Шамбалы с ужасным оружием, и тогда он будет побежден, открывая новую Золотую Эру мира и гармонии. Индуизм связывает Шамбалу с местом рождения Калки, 10-го воплощения Вишну.

Запомнить | Музей Николая Рериха, Нью-Йорк,

Путешествие Рериха по Гималаям привело к созданию более 500 картин, на которых изображены не только горные пейзажи и впечатляющие хребты, но и запечатлены монастыри, монахи, местная архитектура и стили зданий, с которыми он сталкивался. . Он также задокументировал флору и фауну и фольклор разных регионов. Поэтому смотреть на его картины — все равно, что понимать культуру, которая живет в Гималаях.

Вид на Канченджангу из Сиккима

Маловероятно, что вы сможете мельком увидеть Канченджангу из Гангтока, как это сделал Рерих, но есть специально отмеченная точка обзора, которая даст вам приличное фото в ясный день. Смотровая площадка Таши находится в нескольких минутах езды от центра города, и откуда мы получили наш вид!

Источник: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.

А вот в Дарджилинге вид с Тигрового холма захватывает дух. Наблюдать за восходом солнца и отражаться в Канченджанге — это одна из тех вещей, которые вы просто обязаны сделать за всю жизнь! Для этого нужно добраться до Тигрового холма к 4:30 утра — кто сказал, что горы — это легко?

Монастырь Ташидинг, Сикким Монастырь Ташидинг окружен множеством ступ, построенных для верующих | Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

20 февраля Рерихи посетили монастырь Ташидинг в Сиккиме (недалеко от Пеллинга) и стали свидетелями фестиваля Бхумчу. Лучшее время для посещения этого монастыря — с февраля по март. Этот фестиваль проводится в первое полнолуние после тибетского Нового года, и именно здесь делается предсказание на оставшуюся часть года, глядя на «Вазу со святой водой» и уровень воды внутри нее.

На этом Фестивале Рерих познакомился с сиккимским художником, который продемонстрировал свой местный стиль живописи. На обратном пути в Дарджилинг Николай Рерих начал свою знаменитую серию «Знамения Востока» — портреты величайших духовных лидеров мира!

Гора Кайлас : Шамбала лежит к северу от Кайласа | Картина: Международный мемориальный фонд Рерихов, Химачал-Прадеш,

. Вы заметили, что на каждой из картин солнце невидимо, но все же является частью картины? Вы просто не можете понять, восходит солнце или садится; если свет внутри или за картиной!

Гора Кайлас: вид

В мире есть вещи, которые необъяснимы, и гора Кайлас — одно из таких явлений. Расположенный в самом сердце шести горных хребтов Тибета, он буквально является мировой осью — небесным центром, обеспечивающим связь между землей и небом, физическим и духовным мирами. Гора Кайлас, родина богов и священного озера Мансаровар, считается священной для индуистов, буддистов и джайнов. Каждый год тысячи людей совершают паломничество по духовным (и авантюрным) причинам, но никому еще не удавалось подняться на эту гору!

Киннар Кайлаш : Киннар Кайлас | Международный мемориальный фонд Рерихов (Наггар, Химачал-Прадеш)

Ассортимент Киннар Кайлаш может вызвать у вас благоговейный трепет, особенно потому, что он меняет цвет в разное время суток! Проведя целый день от восхода до заката, вы сможете увидеть до 28 различных цветов!

Благоговение Рериха перед горами так очевидно в таких исследованиях горных вершин и хребтов. Священный Киннар Кайлаш в хребтах Киннар (на стороне Шимла) штата Химачал-Прадеш имеет религиозное значение для буддистов и индуистов, а древний текст Махабхарата продолжает представлять Киннаур как место, где Пандавы проводили свое изгнание! На самом деле, говорят, что это зимний дом Шивы и место проведения ежегодных январских встреч богов и богинь!

Лахаул

Деревня Хоксар является воротами в Лахаул, а также самым холодным местом в регионе. Он расположен на берегу реки Чандра, которая зимой остается покрытой снегом, и это зрелище нельзя пропустить!

Лагерь Коксар, самое холодное место в Лахауле | Музей Николая Рериха Нью-Йорк

Когда перевал Ротанг закрывается, Лахаул, кажется, вообще превращается в другой мир. В те времена, когда Рерихи путешествовали, это были неизведанные дороги, и мало кто собирался в летний или зимний поход! Путешествие в эту картину ниже было бы таким страшным, но в то же время таким полезным! Вам не кажется?

Перевал Ротанг

Буддийские монахи Лахаула

Хотя на многих картинах Рериха изображены монахи и мудрецы, эта конкретная самая любимая! Монахи Махаяны на картине останавливаются у водопада Сиссу, возвращаясь из Лахаула. Величие и спокойствие гор рядом с стремительным потоком водопада, а также спокойная божественность монахов делают эту картину такой эмоциональной.

Буддийские монахи возвращаются из Лахаула | Международный мемориальный фонд Рерихов (Наггар, Химачал-Прадеш)

Водопад находится немного в стороне от трассы Лех-Манали и является одним из самых живописных мест, которое нельзя пропустить! Лахаул известен своим увлекательным буддийским искусством и культурой. Лахаул усеян монастырями, и это прекрасные места, где можно увидеть тханки, древние фрески и золотые статуи Гуру Падмасамбхавы — второго Будды, который основал буддизм в Лахауле еще в 8 веке! Он путешествовал через Лахаул-Спити, далее в Химачал, Ладакх, Тибет, Непал, Сикким, Бутан и Аруначал-Прадеш, чтобы распространять буддизм.

Согласно легенде, когда-то в монастыре Таюл в Лахауле жил лама (монах). Обладая большими знаниями, он стал гордым и эгоистичным. Однажды он оскорбил Ринпоче (духовного учителя), который затем изгнал его из монастыря. Первоначально лама бродил по долине, но однажды, не выдержав оскорбления, он прыгнул в реку в Танди (место слияния рек Чандра и Бхага). Его дух преследовал и беспокоил местных прохожих. Итак, они собрались и пригласили всех монахов Лахаула провести большую церемонию и освободиться от духа Ламы.

Ладакх

Когда Рерихи путешествовали по Гималаям, они наткнулись на несколько захватывающих дух видов, одним из которых была эта падающая звезда на плато Чангтанг, которое находится частично в Ладакхе, а частично в Тибете. Место, которое метко называют «Крышей мира», кажется, ближе всего отсюда к звездам. Здесь разбили лагерь Рерихи – и был создан этот шедевр!

«Шантанское нагорье» | Международный мемориальный фонд Рерихов (Наггар, Химачал-Прадеш)

Интересно, что в художественном каталоге эта комета указана как «Eucalypedes», но Google ничего не знает о комете с таким названием. Однако ему известно о комете под названием «Затмение», замеченной над Тибетом, но это было только в 1948 году. По-видимому, есть пророчество, в котором говорится, что эта комета 1948 года станет планетой «Урусвати», оттолкнув Сатурн своей гравитационной силой и появится между Землей и Венерой, служа новым домом для нового человечества. Что жутко, так это то, что Урусвати — это также название Гималайского научно-исследовательского института, основанного Рерихами. Могли ли Рерихи знать, что Шамбала действительно существует?

Следы буддийской истории в Ладакхе

Похоже, древние жители Ладакха были любителями скульптуры. Горы Ладакха, особенно вокруг Занскара, усеяны скульптурами – некоторые на скальных валунах, другие вырезаны из священного можжевелового дерева. Очевидно, Рерих наткнулся на них и нарисовал на своем полотне.

Ладакх. Из коллекции дворца Шри Джаганмохан, Майсур. Это, вероятно, близко к ступе Гоманг 9-го века в Чангспа, Лех.

Путешествуя из Шринагара в Лех, вы также увидите впечатляющего Будду Майтрейю, возвышающегося над старым торговым путем возле монастыря Мулбек!

Монастырь Ламаюру, Лех Монастырь Ламаюру| Собрание Дворца Шри Джаганмохана, Майсур

Это один из крупнейших монастырей в Лехе, Кашмир. Согласно легенде, Шакьямуни (Исторический Будда), долина Ламаюру была чистым озером, где жили Нага (святые змеи). Бодхисаттва Мадхьянтака предсказал, что озеро будет опустошено и на нем будет построен монастырь. Гораздо позже, в 11 веке, индийский ученый-буддист по имени Наропа приехал в Ламаюру и провел много лет, медитируя в пещере поблизости. Затем Наропа вызвал раскол на окружающем склоне холма, и озеро вылилось через это отверстие, обнажив мертвого льва. На этом месте Наропа построил первый храм в Ламаюру, Сингхе Гханг (Курган Льва). Другие исторические источники сообщают, что в 10 веке король Ладакха (излечившийся от проказы ламой) приказал построить монастырь Ламаюру и передал его под надзор Ринчена Зангбо в качестве дани. Каждый год, в пятый месяц тибетского лунного календаря, танец в масках исполняется в рамках фестиваля Юру Кабгьят, который считается необычным и красивым!

Озеро Шешнаг, Кашмир Озеро Шешнаг | Из коллекции Правительственного музея и художественной галереи, Чандигарх,

Озеро Шешнаг — одно из самых древних мест паломничества в стране, которое посещают десятки верующих по пути в храм Амарнатх. Местные жители верят, что «Шешнаг, Царь Змей» до сих пор обитает в озере.

Согласно тибетским мифам, Наги (змеиные духи, населяющие подземный мир, озера и водоемы) являются хранителями сокровищ и сокровенных учений, спрятанных в Гималаях. Это интересно, потому что индусы верят в историю о Господе Шиве, который оставил своего Змея прямо здесь перед тем, как отвел Парвати в ближайшую пещеру, чтобы открыть ей секрет Творения. Как будто Змей был хранителем этой тайны!

Кулу

Рерихи сделали горы своим домом и, наконец, поселились в Наггаре, Кулу. Двухэтажный дом теперь является музеем картин и предметов коллекционирования Рерихов, включая множество сувениров, которые они привезли во время своего путешествия по Гималаям. На этой картине изображен вход в дом с каменным изображением героя Гоги Чаухана и Нарсингха XIV века — одного из многих горных божеств, которые, как считается, являются защитниками долины.

Николай Рерих рисовал порошкообразными минеральными камнями, добытыми по пути его экспедиции через #Гималаи ⛰ Это придавало его #картинам матовость и усиливало их сияние ! Обратите внимание на блюз (лазурит) и коричневый цвет (охра) в его работах!? Аллахабадский музей pic. twitter.com/4vHDCdL9R9

— Лаборатория Наследия ?? (@MedhaviGandhi) 23 февраля 2018 г.

В следующий раз, когда будете исследовать Гималаи, обязательно зайдите в Художественную галерею Рериха в Наггаре и путешествуйте по горам с его картинами.

Каждая из картин Рериха имеет цвета, которые определенно не преувеличены, и даже просмотр этих картин — это опыт, которым нужно дорожить!

 


 

некоторые ПЕЙЗАЖИ: Горы Безумия

«Последний круг путешествия был ярким и будоражащим воображение, огромные бесплодные пики тайн постоянно вырисовывались на западе, когда низкое полуденное северное солнце или полуночное южное солнце, еще ниже пасущееся за горизонтом, заливало свои туманные красноватые лучи над белый снег, голубоватый лед и водные дорожки, а также черные куски обнаженного гранитного склона. Сквозь пустынные вершины проносились бушующие прерывистые порывы грозного антарктического ветра; чьи каденции иногда содержали смутные намеки на дикую и получувственную музыкальную дудку, с нотами, растянувшимися на широкий диапазон, и которые по какой-то подсознательной мнемонической причине казались мне тревожными и даже смутно ужасными.
Что-то в этой сцене напомнило мне странные и тревожные азиатские картины Николая Рериха и еще более странные и тревожные описания зловещего легендарного плато Ленг, встречающиеся в страшных Некрономикон безумного араба Абдула Альхазреда. Позже я немного пожалел, что заглянул в эту чудовищную книгу в библиотеке колледжа.
— Г. П. Лавкрафт — В горах безумия , 1936

Николай Рерих, Миларепа, Внимавший , 1925 

«Странные и тревожные» азиатские картины Николая Рериха несколько раз упоминаются в романе Лавкрафта. Персонаж замечает странные образования на склонах самых высоких гор. Огромные низкие квадратные глыбы с ровно вертикальными сторонами и прямоугольные ряды невысоких вертикальных валов, как старинные азиатские замки, прильнувшие к крутым горам на картинах Рериха». Позже рассказчик говорит: «Во всем этом неземном континенте гористой тайны действительно было что-то навязчиво-рериховское».

Наконец, в конце рассказа, после того как обнаружится ужас гор безумия:

«От этих предгорий резко и безобразно вздымались на восток черные, покрытые коркой развалин склоны, снова напоминающие нам о тех странных азиатских картинах Николая Рериха; и когда мы думали о проклятых сотах внутри них и об ужасных аморфных сущностях, которые, возможно, прокладывали свой зловонный извивающийся путь даже к самым верхним полым шпилям, мы не могли без паники смотреть на перспективу снова плыть мимо этих наводящих на размышления пещерных устьев. где ветер издавал звуки, похожие на злую музыкальную дудку, в широком диапазоне».

Николай Рерих, Гималаи , 1933

Различные блоггеры Лавкрафта упоминали Рериха и размещали изображения его работ. Один цитирует письмо Лавкрафта, написанное в 1930 году: «Конечно, Рерих — одна из тех редких фантастических душ, которые мельком увидели гротескные, страшные тайны вне пространства и времени, и которые сохранили некоторую способность намекать на увиденные ими чудеса». Лавкрафт смог увидеть эти картины в музее Николая Рериха, основанном в Нью-Йорке в 1929. В том же году Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира — его именем назван Пакт Рериха о защите культурных ценностей во время войны. Было бы трудно вкратце охарактеризовать его необыкновенную жизнь до этого момента — она включала в себя длительное путешествие по России, рисование ее архитектуры, декорации для Дягилева (в том числе

«Весна священная» ), создание мистической секты в Лондоне, а затем эпическое путешествие по Азии, которое вдохновило Лавкрафта на картины, которыми он восхищался. Вы можете прочитать историю этой экспедиции, в которой Рерих надеялся найти скрытую землю Шамбалы, в статье Atlas Obscura «Почему Советы спонсировали обреченную экспедицию в Царство Полой Земли». Собственный опыт Рериха очень похож на опыт исследователя-лавкрафтовца:

Говорят, чем ближе подходишь к сокрытому городу из полой земли, тем туманнее становятся их писания, потому что Шамбалу нельзя описать простыми словами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *